Теории диадического взаимодействия (Д. Тибо, Г. Келли, Г. Хоманс)



Данные теории рассматривают "человеческое поведение как функцию его платежа. Сумма и вид человеческого поведения зависят от суммы и вида вознаграждения и наказания, которые оно приносит во взаимодействии с другими индивидами".

Выделяются следующие подходы (теории):

взаимодействия исходов (подход Д. Тибо и Г. Келли);

социального обмена Г. Хоманса.

Подход Д.Тибо и Г.Келли ("теория взаимодействия исходов") -бихевиористская теория о диадическом взаимодействии людей, где качество их взаимоотношений зависит от суммы "вознаграждений", получаемых каждым из участников. Главное внимание авторы уделяют фактору "взаимного обмена вознаграждениями и наказаниями" в контексте взаимодействия. Основное содержание подхода сводится к следующему. Всякое межличностное отношение - взаимодействие. Всякое взаимодействие приводит к "исходу": вознаграждению или потере. Взаимодействие повторяется, если сумма вознаграждений больше суммы потерь. Взаимодействующие стороны зависят друг от друга в достижении позитивных исходов.

Факторами, влияющими на качество заимодействия, являются:

а) независимые переменные - взаимный контроль, опосредованный
способностью влиять на исходы другого (такие, как платежи- вознаграждения,
платежи-подкрепления, полезности);

б) зависимые переменные - продукты человеческих отношений (нормы,
роли, власть).

Позитивные платежи могут быть материальными или психологическими (например, выигрыш в статусе, власти и т.п.). Получаемые участниками вознаграждения или потери детерминируются факторами внутренними (эндогенными) или внешними (экзогенными) по отношению к этому взаимодействию.

Внешние (экзогенные) детерминанты определяют пределы достижения позитивных исходов и включают:

индивидуальные потребности и способности участников;

сходство и различия в их установках, ценностях;

ситуационный контекст их межличностного контакта.

К экзогенным характеристикам взаимодействия авторы относят также:

дистантность (отношения на расстоянии представляют меньше возможностей для позитивных исходов, так как требуют больше усилий для их поддержания, а, следовательно, и больше издержек);

комплементарность (дополнительность); образование диады облегчается сторонами, которые способны вознаграждать друг друга ценой низких для себя издержек.

Внутренние (эндогенные) детерминанты - возникают в ходе взаимодейст­вия, а также как его продукт. Они определяют, будут ли действительно достигнуты позитивные исходы. К ним относятся, например, соперничающие, конфликтные стратегии поведения, которые увеличивают взаимные издержки (в форме раздражения, смущения, тревоги).

Исход взаимодействия может оцениваться человеком с помощью:

а) уровня сравнения - средней величины позитивных исходов, которые
индивид имел в своих предшествующих отношениях с другими;

б) уровня сравнения альтернатив - наивысший исход, который может
получить в свете наилучшей возможной для него альтернативы.

Основным техническим приемом в представлении социального взаимодействия является матрица исходов (рисунок), характеризуемая следующими допущениями:

в ней содержатся все возможности вознаграждений и издержек в
данном взаимодействии;

представлены все возможные линии поведения участников;

3) ценность издержек и вознаграждений изменяются с течением времени;
4. Матрица не известна участникам до взаимодействия.

Матрица исходов

Читается матрица следующим образом: если участник А избирает во взаимодействии линию поведения А1, а участник В - линию В1, то А получает, например, 6 единиц позитивного исхода, а В - 2 единицы, то есть в данном случае имеются позитивные исходы у обеих сторон.

Власть в диаде определяется как функция способности одного участника влиять на качество исходов, достигаемых другими.

Авторы выделяют два типа контроля:

а) фатальный, когда один участник полностью определяет исход для
другого независимо от того, что предпримет этот другой;

б) поведенческий, а когда каждый из участников не может полностью
определить исход другого, но имеет средства в виде своих стратегий влиять
на эти исходы.

Недостатком данной теории можно считать универсализацию авторами такого важного (но далеко не единственного) регулятора межличностных отношений, как принцип вознаграждения - издержек. Кроме того, достаточно сложно количественно измерить и оценить полезность (или вредность) взаимодействия людей в диаде, и еще труднее оценить возможные типы стратегий в зависимости от психологических реакций собеседника (партнера).

Теория социального обмена Г. Хоманса - бихевиористская теория, объясняющая качество взаимодействия людей в диаде от соотношения "вознаграждения" и "издержек".

В центре внимания Г. Хоманса - взаимный обмен вознаграждениями (позитивными подкреплениями) и издержками (негативными подкреплениями), который имеет место в диадическом взаимодействии. Суть человеческого поведения в диаде, по его мнению, сводится к интеракции, в процессе осуществления которой люди обмениваются деятельностями (activity) и "сентиментами" (sentiment). Сентименты составляют особый класс деятельное-тей, репрезентирующих отношения и чувства человека к собеседнику (поцелуй, рукопожатие, похлопывание по плечу и т.п.). Они же (сентименты) подкрепляют - негативно или позитивно - поведение собеседника. В связи с этим основной смысл взаимодействия, по мысли Хоманса, сводится к пропорциональности между получаемым выигрышем и понесенными издержками. Если выигрыш непропорционален вкладу, то это приводит к чувству вины у участника взаимодействия.

Таким образом, необихевиористская ориентация сводит всю активность человека в основном к пассивному приспособлению к существующим условиям. Собственно человеческая деятельность исключена из теоретичес­кого анализа и противопоставлена реакциям приспособления человека к внешним условиям.


51.Гуманистическое направление в социальной психологии.

Гуманистическая направление — направление в социальной психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая направление сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг. в рамках западной, преимущественно американской психологии, противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму(поведенческий подход – формула: стимул-реакция), который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

> человек целостен и должен изучаться в его целостности;

> каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

> человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;

> человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

> человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

> человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

> человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Основными представителями данного направления являются

А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, R Мэй, Ф. Бэррон и др.

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

2) потребности в безопасности — потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

3) потребности в принадлежности и любви — потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

4) потребности уважения (почитания) — потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

5) познавательные потребности — потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6) эстетические потребности — потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

7) потребности самоактуализации — потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1%). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.

В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности — это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.


52.Когнитивистская ориентация в современной социальной психологии.

Основные проблемы и теоретические основы когнитивного подхода в социальной психологии. Когнитивная психология возникла в середине 60-х гг. в США и была направлена против бихевиористской трактовки поведения чело­века, игнорирующей роль познавательных процессов и познавательного развития.

Когнитивная психология - одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования. Сущность когнитивистского подхода сводится к стремлению объяснить социальное поведение через систему познавательных процессов и установление баланса когнитивных структур. Данные структуры (аттитюды, идеи, ожидания и т.п.) выступают регуляторами социального поведения. На их основе происходит отнесение воспринимаемого объекта, явления к определенному классу явлений (категоризация). В рамках когнитивистского подхода изучаются следующие проблемы:

а) социальной перцепции;

б) аттракции (эмоциональное переживание другого);

в) формирование и изменение аттитюдов.

Аттитюд - социальная установка, предполагающая готовность субъекта к тому или иному образу и типу действий, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного социального объекта, явления и несущая на себе черты целостной структуры личности, ее зависимость от ориентации на ценности группы.

Теоретическими источниками когнитивной психологии выступают гештальтпсихология и теория поля К. Левина. От гештальтпсихологии приняты следующие идеи:

а) целостного образа - утверждение изначально целостного характера
восприятия;

б) категоризации образов - отнесение объекта к определенному классу
явлений исходя из особенностей имеющихся когнитивных структур,
отражающих специфику индивидуального познания мира и личный опыт
человека;

в) изоморфизма - утверждение существования структурного подобия
между физическими и психологическими процессами;

г) господства "хороших фигур" - "стремление" восприятия замыкать,
достраивать отдельные элементы до целостной (или симметричной) фигуры;

д) ассимиляции и контраста - восприятие образа на основе категоризации,
то есть отнесения к определенному классу и сравнения его качеств под углом
зрения отличия или сходства с типичными качествами объектов данной
общности (категории);

е) имманентной динамики гештальта - утверждение того, что
переструктурирование когнитивных структур происходит в связи с изменением
воспринимаемой ситуации, что приводит к их взаимосоответствию.

Теория поля" К. Левина объясняла человеческое поведение исходя не только из когнитивных структур, но и мотивации человека. Автор теории -Курт Левин (1890-1947) - представитель немецкой школы гештальтпсихологии. Родился в 1890 г. в Пруссии. Учился в университетах Фрейбурга, Мюнхена, Берлина. В 1914 г. получил докторскую степень. После четырехлетней службы в армии стал преподавателем, а затем - профессором в Берлинском университете. В 1933 г. эмигрировал в США, где преподавал в Стенфордском и Корнельском университетах. В 1945 году стал директором исследовательс­кого центра групповой динамики при Массачусетском институте технологии. Умер 12 февраля 1947 г.


53.Интеракционизм в социальной психологии. Символический
интеракционизм.

Общая характеристика направления:

а) основной отправной пункт для анализа - не индивид, а процесс социального взаимодействия людей, средства его осуществления и регулирования;

б) тесная связь с когнитивистскими теориями и социологией;

в) ключевые понятия - "интеракция" и "роль";

д) основной теоретический источник - социально-психологические концепции Джорджа Мида - американского философа, социолога и социального психолога.

Основные направления:

1) символический интеракционизм;

2) ролевые теории;

3) теории референтной группы.

Теория символического интеракционизма- теоретические взгляды на значимость в общении символов, жестов, мимики.

Представители символического интеракционизма: Дж. Мид, Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани и др. - уделяют особое внимание проблемам "символической коммуникации" (общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов).

Наиболее значимым трудом в области символического интеракционизма является работа Мида Джорджа Герберта (1863-1931) "Сознание, личность и общество" (1934г.). Дж. Мид- американский философ, социолог, социальный психолог, выражал идеи прагматизма, полагал, что человеческое "Я" имеет социальную природу и формируется в ходе социального взаимодействия.

Основные позиции, определяющие теоретическую суть символического интеракционизма, изложенные Дж. Мидом:

а) личность - продукт социального взаимодействия. В процессе взаимодействия выражение лица, отдельные движения, жесты, называемые Мидом "символами", вызывают определенные реакции у собеседника. Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован; б) для ведения успешной коммуникации человек должен обладать способностью принять роль другого (собеседника). Роль связана со способностью видеть себя глазами другого; в) накопление опыта взаимодействия приводит к формированию у человека образа "обобщенного другого". "Обобщенный другой" - понятие, означающее интеграцию установок у индивида в отношении тех людей, которые видят его (индивида) со стороны; г) поведение индивида определяется в основном тремя компонентами: структурой личности, ролью и референтной группой.

Структура личности включает три компонента:

"I" (Я) - импульсивное, творческое, движущее начало личности, являющееся причиной вариаций в пределах ролевого поведения, отклонений от него; "Me" (меня) - нормативное "Я", своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете требований значимых для других людей и прежде всего "обобщенного другого" и направляющий действия личности на достижение успешной социальной интеракции; "Self" (самость) - совокупность импульсивного и нормативного "Я", их активное взаимодействие.

В символическом интеракционизме выделяются две школы - Чикагская (Г. Блумер) и Айовская (М. Кун).

Г. Блумер- представитель Чикагской школы символического интеракционизма. Выступал против эмпирического подтверждения выводов Д. Мида, утверждая, что для выявления социально-психологических феноменов и характеристик личности пригодны лишь описательные методы, так как выражение личностью своих отношений и состояний складывается всякий раз различным образом. Считал, что личность находится в непрерывном процессе изменения, суть которого составляет неповторимое и непрерывное взаимодействие между импульсивным "Я" и нормативным "Я", постоянный диалог личности с собой, а также интерпретация и оценивание обстановки и поведения других людей. Вследствие того, что социальные установки человека постоянно изменяются, то делается вывод, что поведение можно объяснить, но нельзя предсказать. Ролевое поведение - это поисковый, динамичный и творческий процесс (делание роли).

М. Кун(Айовская школа) - автор «теории самооценки личности». Утверждал, что поведение детерминируется тем, как индивид воспринимает и интерпретирует окружающую действительность, в том числе и себя. То есть, зная самооценку личности, мы можем предсказать поведение этой личности.

Ролевое поведение трактуется как «исполнение», «проигрывание", «принятие» роли, что исключает его творческий характер.

 

М. Кун вводит следующее операциональное определение личности: "Операционально сущность личности можно определить... как ответы, которые индивид дает на вопрос: "Кто я такой?", обращенный к самому себе, или на вопрос: "Кто Вы такой?", обращенный к нему другим лицом". Полученные в ходе проведенного исследования ответы испытуемых на этот вопрос были разделены на две категории:

а) характеризующие социальный статус и роль (студент, дочь, гражданин);

б) относящиеся к индивидуальной характеристике (толстый, невезучий, счастливый).

Из полученных ответов подавляющая часть относилась к первой категории, что означает большую значимость ролевых позиций для личности.

Таким образом, главным отличием интеракционистского направления является то, что этот подход пришел в социальную психологию из социологии, а не из традиционных психологических школ. Раскрывая важные социально-психологические механизмы взаимодействия индивидов в группе на межличностном уровне, представители данного направления в то же время все социальные связи сводят к межличностному общению.


54.Личность в системе межличностных отношений. Понятие социально-
психологического статуса личности в группе. Соотношение понятий
«статус» и «роль». Понятие групповой «композиции».

Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризую­щих индивида как члена того или иного общества. Личность — это продукт общественного раз­вития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной дея­тельности и общения.

Первым из понятий, употребляемых в данном контексте, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины «статус» и «позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение. Статус индивида в группе — это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Самое широкое применение понятие «статус» находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика.

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений — это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то как он оценивает свое реальное положение. Действительный статус и его восприятие человеком могут не совпадать.

Другая характеристика индивида в группе — это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.

Существует много классификаций и названий групповых ролей. Набор ролевых функций определяется типом группы ее структурой. Так, например, в психокоррекционной группе многие роли носят яркие названия: «добродетельный моралист», «жалобщик», «хранитель времени», «страж демократии», «аут-сайдер». Набор ролей в группе также зависит от задач, которые она выполняет. Роли, связанные с групповой поддержкой, носят следующие названия: «поощряющий», «гармонизирующий», «идущий на компромисс», «охраняющий и выполняющий», «устанавливающий стандарты», «пассивно следующий».

В наиболее общем виде роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы, представлены в таблице 3.

Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их, как правило, лежат отношения власти — подчинения или предпочтения — отторжения. Наиболее яркое представление о ролевом разделении в группе дает анализ таких групп, где существует жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением. Пользуясь греческим алфавитом, статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей:
альфа—лидер группы, наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ;
бета — второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; обычно является хранителем групповых норм и правил;
гамма-1 — приближенные, опора, соратники, команда альфы;
гамма-2 — обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;
гамма-3 — оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика «кнута или пряника», причем «пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» — ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольства, изгнание из группы и вплоть до физической расправы;
гамма-4 — шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;
омега — «козел отпущения» — лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль группе необходима для сплочения, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес омеге, которая как раз и есть «не мы». Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль. Довольно сильно такое групповое деление проявляется и в группах социально незрелых личностей—детей, преступников.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для оптимизации контроля членами группы используются групповые нормы и групповые санкции.

Композиция – совокупность характеристик членов группы (численность, половой и возрастной состав, национальность, социальное положение членов группы), т. е. индивидуальный состав группы. Говоря о составе, важно знать, какая конкретно группа является объектом исследования, и только после этого описывать совокупность ее составляющих.

Структура группы представляет функции, выполняемые членами группы, а также актуальное состояние формальных и неформальных отношений членов группы. Выделяют несколько формальных признаков структуры группы: структура коммуникаций, структура предпочтений, структура власти и т. д.

Групповые процессы – динамические показатели группы как социального процесса отношений (лидерство (руководство), стадии развития группы, групповое давление и т. д.).

3. Способность индивидов к согласованным действиям. Зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, деятельности лидера-руководителя.

В основе другого подхода – положение индивида в группе в качестве ее члена. Рассмотрим основные показатели в рамках этого взгляда.

1. Основным понятием выступает статус, или позиция, обозначающее место индивида в системе групповой жизни.

2. Еще одно важное понятие – роль. Часто роль рассматривают как динамический аспект статуса, но это лишь часть содержания понятия. Например, женщина в семье имеет статус матери, но в каждой семье роль матери может иметь различное содержание. Таким образом, при сохранении статуса набор соответствующих ему функций может сильно отличаться в различных однотипных группах.

3. В качестве характеристики положения индивида в группе является система групповых ожиданий, предполагающая, что всякий член группы обязательно воспринимается, оценивается другими. Благодаря этому качеству группа контролирует деятельность своих членов. В случае рассогласования между ожидаемым и реальным поведением группа могут применять групповые санкции – механизм, посредством которого группа следит за выполнением и соблюдением групповых норм.
55.Межличностное взаимодействие как предмет социально-
психологических исследований. Теория «диадического
взаимодействия».

Межличностное взаимодействие является очень сложным социально-психологическим феноменом. Об этом свидетельствует ведущие исследования многих психологических направлений. В наших исследованиях мы также основываемся на научном положении о том, что межличностное взаимодействие представляет собой систему, включающую межличностное общение, совместную деятельность и взаимоотношения. Результаты исследований в диссертационных исследованиях М.А. Дыгуна, Л.Л. Стариковой, Т.А. Зеленко, Э.Н. Ольшевской , О.П. Кошкиной, а также более 250 исследований в рамках дипломных работ, множество курсовых исследований студентов факультета педагогики и методики начального обучения, факультета психологии БГПУ им. М. Танка, кафедры психологии филиала МГСУ в г. Минске, Белорусского института правоведения и других вузов под нашим руководством в составе научной школы Я.Л. Коломинского, показывают, что сложный феномен межличностного взаимодействия необходимо изучать с различных позиций.

Даже на уровне житейской психологии межличностное взаимодействие воспринимается как сложное психологическое явление. Анализ представлений о межличностном взаимодействии показывает, што большинство студентов (72%) описывает межличностное взаимодействие как межличностное общение, и только отдельные студенты (около 5%) утверждают, что взаимодействие включает отношения и совместную деятельность. Учителя школ в межличностном взаимодействии выделяют общение - 32 %, совместную деятельность - 27 %, а межличностные отношения в структуре межличностного взаимодействия они не отмечали. Среди преподавателей вузов значительно больше (47% опрошенных) указывало на взаимодействие как сложный феномен, включающий в себя общение, совместную деятельность и отношения. Видимо, межличностное взаимодействие личностью опредяляется с позиции ее уровня личностного развития, жизненного опыта.

Анализ межличностного взаимодействия как на научном, так и на житейском уровнях, свидетельствуют о том, что общение, совместная деятельность и отношения, являясь относительно самостоятельными компонентами, находятся в тесном диалектическом единстве и образуют целлостное образование. Компоненты межличностного взаимодействия в свою очередь включает множество других психических образований и явлений, например таких, как лидерство, социально-психологическая перцепция и рефлексия, подражание, внушение и др. Каждый компонент может выступать отдельной единицей психологического анализа межличностного взаимодействия и дать определенные представления о феномене в целом. Однако более полную характеристику межличностного взаимодействия можно получить при изучении всех его компонентов: межличностного общения, совместную деятельности и взаимоотношений.

 

Скрыть объявление

 

Мы считаем, что межличностное взаимодействие - это взаимная психическая и физическая активность двух или более людей, обеспечивающая изменение (развитие) психических и личностных образований взаимодействующих.

К актам межличностного взаимодействия мы относим не только непосредственный контакт (внешняя и внутренняя активность) двух или более людей, но и относим даже мысль (внутренняя активность) человека о другом человеке. Мысль о другом человеке уже образует обратную, а точнее взаимную, психическую связь и оказывает влияние возникающего образа на человека, который проявляет эту внутреннюю активность.

Кроме того, в некоторых направлениях практической психологии утверждается положение о том, что мысль активна и может оказывать специфическое воздействие на человека, на которого она направлена.

Каждый из нас живет среди людей. Что мы не делаем, мы непосредственным или опосредованным образом взаимодействуем с другими людьми. Мы разговариваем, выполняем какую-либо работу, размышляем, переживаем, строим отношения с людьми, любим или ненавидим - это все относится к межличностному взаимодействию.

На наш взгляд, межличностное взаимодействие представляет собой сложную, по крайней мере, трехуровневую систему, которую можно представить в виде модели (см. рис.1). Внешний слой (страта) представляет собой межличностное общение, внутреннее кольцо на модели иллюстрирует совместную деятельность, а сердцевина, круг в центре, есть отношения в структуре межличностного взаимодействия.

 

 

Рис.1.Схема структуры межличностного взаимодействия.

В межличностном взаимодействии внешней стороной является общение между людьми. Так, как мы в первую очередь воспринимаем внешнюю сторону взаимодействия, поэтому мы по общению судим о людях, об их развитии, их личностных качествах. Общение может быть вербальным и невербальным. Под вербальным общением в психологии понимается обмен информацией с помощью слов, знаков, символов. Взгляд, мимика, жесты, поза, стиль прически, цвет и стиль одежды, сила, тембр и высота голоса, паузы и интонации в общении, запахи, исходящие от человека, энергетический потенциал человека и многое другое – все это относится к невербальному общению. При этом человек в большей мере воспринимается другим человеком неосознанно с помощью невербальных средств общения в соответствии со сложившимися с самого детства социальными стереотипами. Межличностное общение обеспечивает существование взаимодействия между людьми и осуществляет следующие функции:

- аффективную, в которой удовлетворяется естественная потребность человека в общении, регулируются и совершенствуются на эмоциональном уровне средства вербального и невербального общения, обеспечивается эмоциональный комфорт личности;

- поведенческую, в которой человек регулирует свое поведение, согласует с другими людьми свои действия, договаривается с ними об оказании взаимопомощи и распределении ролей в совместной деятельности, устанавливает с другими людьми отношения подчинения - доминирования;

- когнитивную, в которой человек средствами общения познает мир, получает необходимую информацию, производит обмен информацией с другими людьми и в процессе общения у его складывается система отношений к себе и другим людям.

Следовательно, в межличностном общении можно выделить в свою очередь слой (страта), который в основном направлен на удовлетворение естественных потребностей самой личности в общении, и на этой страте доминирует невербальное общение. Второй слой (страту) образует общение, которое обеспечивает выполнение совместной деятельности, осуществления профессиональной деятельности и т.п. и в этой страте, на наш взгляд, доминирующим является вербальное общение. Третий слой (страта) образует общение, которое направлено на совершенствование отношений, в том числе и межличностных (повышение статуса, достижения определенной социальной роли и т.п.)

Совместная деятельность представляет собой внутреннюю и внешнюю активность личности, направленную на получение результатов значимых для всех её участников. В структуре взаимодействия она занимает (см. рис.1) среднее, связывающее, соединяющее место между общением и отношениями. Деятельность сама по себе включает следующие структурные компоненты: цель, задачи, мотивы, условия, действия, саморегуляцию и результат.

Аналогично и в системе совместной деятельности можно выделить также три слоя (страты): внешний слой (страту) деятельности, которая в основном направлена на удовлетворение естественных потребностей самой личности в действиях, в движениях, в активности. Второй слой (страту) образует совместная деятельность, которое обеспечивает достижение результата, материализованного предмета или создание образа и т.п. Третий слой (страта) этой системы образует деятельность, которое направлено на совершенствование отношений, в том числе и межличностных (повышение статуса, достижения определенной социальной роли и т.п.)

По аналогии, в совместной деятельности можно также выделить три функции: аффективную, операциональную (поведенческую) и когнитивную. Аффективная функции совместной деятельности позволяет удовлетворять потребность человека в деятельности, как форме активности, получать эмоциональную удовлетворенность от процесса и результатов деятельности, реализовать цели и задачи, возникающие в межличностном общении, проявлять все переживания, связанные с деятельностью в вербальном и невербальном общении. Операциональная (поведенческая) функция реализуется в выборе средств, приемов, действий и операций деятельности, что во многом определяет успешность её. К этой же функции относим действия по распределению ролей в деятельности, по оказанию и принятию помощи, по развитию действий самоконтроля и взаимоконтроля. Когнитивная функция совместной деятельности проявляется в более глубоком познании взаимодействующих людей (личностных свойств, индивидуальных различий, особенностей общения и отношений), овладении специфическими знаниями, умениями и навыками деятельности, усвоением закономерностей развития межличностного взаимодействия, и в конечном результате, совершенствованию системы отношений к себе и другим людям.

Система отношений занимает центральное место в системе межличностного взаимодействия, и представляют собой на модели центральный круг. На наш взгляд, отношение – это эмоционально окрашенная мысль об объекте (предмете, явлении, личности), на который она направлена. Совокупность всех таких мыслей-переживаний и образуют систему отношений - внутреннее (психическое) состояние личности.

Отношения складываются, формируются и развиваются в межличностном общении и совместной деятельности и, конечно, проявляются в общении и деятельности. Система отношений также образуют три слоя (страты): внешняя – это система отношений личности ко всем явлениям окружающего мира. К этому уровню относятся производственные, правовые, экономические, религиозные, политические и другие отношения, все отношения личности к природным и общественным явлениям.

Второй слой (страта) на модели отражает межличностные отношения. В первую очередь это различные личные и деловые отношения между людьми. Межличностные отношения могут быть поверхностными, и строится на основе общих представлений о человеке, сформированных в межличностном общении на эмоциональном уровне (симпатии - антипатии), и их назвали личными. Межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью и сформированные на рациональном уровне с учетом объективных показателей развития личности или показателей производительности человека в деятельности, в психологии называют деловыми. При этом А.В. Петровский считал, что деловые отношения являются определяющими в системе межличностных отношений. Я.Л. Коломинский, напротив, считает, что личные отношения не следует противопоставлять деловым. Во-первых, между личными и деловыми отношениями граница чисто условная, а во-вторых, не исключаются случаи в реальном взаимодействии, когда личные отношения определяют деловые.

Центральным в системе отношений является – это отношение личности к самой себе, основанная на представлениях личности о самой себе («Я – образ»). В «Я – образе», как во всей системе отношений можно выделить три функции: аффективную, поведенческую и когнитивную.

Определение отмеченных функций общения, совместной деятельности и отношений позволяет характеризовать межличностное взаимодействие как целостное социально-психологическое явление.

На наш взгляд, аффективная функция в большей мере направлена на совершенствование самого процесса общения; поведенческая функция обеспечивает связь общения с другим компонентом взаимодействия - совместной деятельностью и направлена в основном на её развитие; когнитивная функция обеспечивает взаимосвязь между всеми компонентами и образует, развивает и формирует межличностные и другие отношения - центральный компонент межличностного взаимодействия.

Все компоненты межличностного взаимодействия: общение, совместная деятельность и отношения самостоятельны и внутренне взаимосвязаны. Межличностное взаимодействие, т.е его компоненты образно представляет личность с трех позиций: "что она говорит", "что она делает" и "что она думает". Отмеченные компоненты находятся в структурно-функциональной иерархии. Межличностное общение удовлетворяет потребности человека в эмпатии и в других необходимых для него чувствах и эмоциях, в субъективной информативности, обеспечивает совместную деятельность, формирует и развивает межличностные отношения. Совместная деятельность предоставляет дополнительные возможности человеку для общения и совместных действий, направленных на совершенствование отношений.

В деятельностном подходе, традиционно считается центральным образованием в межличностном взаимодействии деятельность, а отношения и общение являются вторичным. Человек оценивается с позиций деятеля, насколько он эффективно действует, каких результатов в деятельности достигает. Характеристики межличностного общения и отношений оцениваются только с позиций, насколько они способствуют успешности в деятельности. На наш взгляд, такой подход не способствует в глубинном плане эффективности деятельности, так он не учитывает психологической сущности человека.

С нашей позиции самым важным и определяющим во взаимодействии являются отношения, внутренний мир человека, его личностное развитие, ради чего и существует общение и совместная деятельность. В свою очередь сложившиеся межличностные отношения определяют уровень межличностного общения и совместной деятельности. Успешность деятельности личности определяется уровнем развития личности, уровнем развития его общения и отношений.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 2246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!