Основные этапы становления российской социальной психологии.



Даты рожд. соц. псих считают 1908 г.В этом году появились первые работы Мак- Даугол, Э. Росс.В их работах впервые встретился термин соц психология.

Социальная психология возникла в Европе и Америке, и возникла она на стыке 3 предметов психологи, социологии и физиологии.

В частности одна из первых секций социологии возникла в США в Американской Социологической Ассоциации.

Зарубежная соц психология каждая научная школа старалась по своему определить свой предмет, исходя из собственного понимания вопроса и взгляда на него.В рамках каждой школы поднимались основные проблемы и направления: псих народов и масс, псих инстинктов и поведения, и.т.д.

 

История Отечеств Соц псих.

1 этап- 20 г. 20 столетия- шли острые дискуссии и сформировалось псевдонаучное понимание социальной психологии.

На судьбу С П повлиял Челпанов, он предложил разделять психологию на 2 части- социальную и просто "психологию" , он считал что соц псих нужно рассматривать в рамках Марксизма, а обычная психология должна быть эмпирическая.

В это же время мнение на предмет соц псих высказывали представители рефлексологии- они считали что соц псих должна изучать возникновение , развитие и деятельность собраний и сборищ- которые проявляют друг к другу соотносительную деятельность и взаимное общение друг с другом , входящие в сборище индивидов.Но наука без эмпиризма - псевдонаука

2 этап 50-60 г. Были 1 и 2 мировые войны и народу было не до этого.

Затем появилось 3 подхода

1 подход- понимали как науку "о массовидных явлениях психики"

Сторонники 2 подхода видели в качестве предмета видели личность

3 подход - эти господа пытались синтезировать два предыдущих подхода- и в рамках их подхода это была наука изуч массовые псих явления и положение личности в группе.

они были наиболее близки к предмету соц псих, но соц психология не была еще так названа.

3 этап- наше время - социальная псих выделилась в науку изучающую псих явления индивида и группы.

 

история зарубежной социальной психологии: ключевые события: 1.исследования начинались с исслед. БСГ. Начало исследованиям было положено В. Вундтом, который работал над книгой «Психология народов» 60 лет – вся эта работа и является социальной психологией. Высшие психические функции, по его мнению, должны были изучаться с позиции «психологии народов». Следующий этап – работы Лебона: психика народа инстинктивна; психику необходимо изучать в неорганизованном поведении (в толпе); основной механизм, который действует в толпе – внушение, оно порождает социальность. Тард – говорит о подражании. Вводит понятие «групповой разум» - то, что рождается благодаря подражанию.2.исследования МГО: 1906 г. – Самнер: первая работа по МГО, в которой рассматрив. межэтнические отношения. Он выделил этноцентрический механизм (межнациональное восприятие и оценка). 3. Запад делает акцент на экспериментальных исследованиях. 1908 г. – Макдаугал – первый учебник по соц. Ψ. Его концепция состоит в том, что причиной соц. поведения людей является врождённые инстинкты, через которые выражается стремление людей к определённым целям (гл. инстинкт - стадный). 4.личность в группе: 20-30 гг. – Томас Знанецки – изучение поведения эмигрантов в новой среде, выделил феномен «социальной установки» - готовность индивида действовать определённым образом, согласно предыдущему опыту. 5.межличностные отношения: 20-30 гг. – Богардус – феномен соц. дистанции (симпатия\антипатия). Джордж Мид – родоначальник теории ролей: все мы являемся носителями различных ролей. 6.характеристика малой группы: 1918 г. – Мёде изучал процессы, происходящие в МГ. Изучал, как общение в группе отражается на мышлении, памяти и др. процессах человека. 1924 г. Флойд Олпорт – в группе хар-ки деят-ти человека изменяются. Выделил феномен фасилитации – присутствие др. людей оказывает влияние на индивида (может быстрее решить задачу), деят-ть улучшается.Ингибиция –человек может увеличить скорость решения, но совершить при этом больше ошибок, чем обычно. Курт Левин – теория групповой динамики: 3 стиля руководства: авторитарный, демократический, попустительский.

особенности зарождения и периоды развития отечественной социальной психологии: особенности: 1 т. зр. – отечественная СП и зарубежная развивались параллельно (1879г. – 1-ая экспериментальная лаборатория Вундт Лейпциг, 1885г. – Бехтерев открытие лаборатории в Казанском университете), в 20-е г. в разных странах проводились похожие исследования. 2 т. зр. – история отечественной СП самобытна. 3 т. зр. – зарождение отеч. СП восходит к западной науке (переводы на русский иностранной литературы, стажировки отеч. Психологов за рубежом). Для зарождения СП в России была благоприятная почва – войны, радикальные преобразования. Интерес к теории за рубежом (Россия – теория, запад - практика). Двойственность происхождения СП (с 1 стороны из общественных наук, с другой - естественные). В России развитие науки зависит от власть имущих – времена застоев. Периоды: 1. 60 г. 19 в. – начало 20: СП зарождалась в смежных науках – этнография, психиатрия, социология и т.д. Соц. – псих. проблемы определялись практическими задачами этих наук. Исследо-вания специалистов не психологов были не регулярными, по необходимости (Бессонов – массовые преступления и геройство). Петражицкий – мотивы поступков – это эмоции. Михайловский – массовая психология: психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение, соц. поведение, а также, вожак, которого выдвигает толпа, управляет ею. 2. начало 20 гг. 20 века – работы Бехтерева: предметом соц. психологии является изучение психологической деятельности собраний, сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое. Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий. Выделил основные законы, которым подчиняется деят-ть коллектива: з-он тяготения, отталкивания, инерции (общественное движение, набрав силу, а потом, прекратив существование, продолжает действовать), сохранения энергии. 3. 20 – 30 гг. 20 века: одним из направлений в СП в это время было исследование проблемы коллективов. 3 т. зр.: 1 – коллектив является механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов; 2 – поведение индивида предопределено общими задачами и структурой коллектива; 3 – поведение индивида в коллективе изменяется, а коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения. 4. 30-50 гг. –ситуация меняется, начинается изоляция отечественной науки от западной психологии. Перестают печататься переводы трудов западных психологов, идеологический контроль.

основным источником и сферой применения СП в этот период были педагогические исследования и педагогическая практика. Центральная тема – психология коллектива. Взгляды Макаренко (основные) – исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. 5. 50-80 гг.:период возрождения СП. Основные критерии возрождения: возобновление публикаций, организация исследований, проводятся конференции и симпозиумы, возобновляется подготовка специалистов в СП. 6. 1989-1994 гг.:период вынужденной стагнации СП при отсутствии финансирования. 7. 1995 г. по наст. Время – период восстановления.
48.Исторические формы социально-психологического знания.

Истоки СП. Диалоги Платона (античная философия): эффективность коммуникации, взаимодействия личности и групп. Гоббс(нового времени) с точки зрения социально-психологической тематики является проблема взаимодействия личности и государства. Период просвещения – Руссо: содержит некоторые аспекты социализации, усвоение человеком социального опыта, включение в социальные связи. Классическая философия –Гегель: идея абсолюта в социально-психологическом ключе. Во II пол. XIX в. начинается период выделения социальной психологии в самостоятельную область знаний. Именно в это время очень интенсивно развиваются те области знаний, которые имеют отношение к общественной жизни, и они формируют социальный запрос. Сюда можно отнести языкознание. Общение между разными языковыми культурами, необходима адаптация к разным культурам. Стало необходимо знание в этнопсихологических знаниях.

Этнография того времени повлияла. Был большой объем фактического материала, касающихся сообществ, находящихся на разных ступенях развития. Описание этих фактов требовалась и с психологической точки зрения.

Криминология сталкивается с проявлениями новых форм противоправных действий, связанных с ростом больших городов, сконцентрированных в одном месте. Необходимо объяснение психологически механизм этих действий, в дальнейшем их профилактика. Психология конца XIX в. мало что дала для становления СП, психологических индивидуальных сознаний, ее свойств, характеристик. Лишь в патопсихологии имели место попытки рассмотреть результаты воздействия одного человека на другого (врача на пациента) – гипноз.

Социология того времени в большей степени ориентирована на социологические аспекты, в попытках объяснить ряд социальных фактов функционирования психики. В социологии возникает направление – психологический редукционизм. Законы функционирования общества сводятся к законам функционирования психики. Речь идет об индивидуальной психики в одних концепциях, в других – о групповых (коллективных). Теория подражания - Габриэль Тард. По его мнению, минимальным социальным фактом является факт подражания одного индивида другому. Для Тарда подражание не только повторение, но и усвоение идей и ценностей, которые имеются у другого человека. (Соц. прогресс – подражание).Тард формулирует законы подражания: 1.Провинция подражает центру. 2.Низшие подражают высшим (социальные слои). Объяснение соц. жизни через коллективную психику. По мнению представителя этого направления соц. разум определяет развитие общества и его функционирование, и его должна изучать социология. Благодаря этому направлению были сформулированы первые (ранние) социально-психологические теории вторая половина и конец 19 века описательный этап развития соц психологии

 

Из всего многообразия первых социально-психологических теорий выделяют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения.

Психология народовсложилась в середине Х!Х в. В Германии. Она предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества. Непосредственными создателями психологии народов выступили философ М.Лацарус и языковед Штейнталь. В 1859г. Был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована главная мысль о том, что главная сила истории – народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и.т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача соц.псих-и –«познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие по взглядах В.Вундта. Впервые свою позицию Вундт сформулировал в 1863г. В «Лекциях о душе человека и животных». Он изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов – речи и мышления. Поэтому именно с этого пункта и начинается психология народов и в ней должны применяться иные методы, такие как анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

Психология масспредставляет собой другую форму первых социально-психологических теорий. Эта теория родилась во Франции во второй половине Х!Х в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г.Тарда. Идеи Тарда о роли иррацианальных моментов в социальном поведении и роли подражания послужили основой в создании итальянским юристом С.Сигеле и французским социологом Лебон психологии масс. Сигеле опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895г. Появилась его основная работа «Психология народов и масс», в которой и изложена суть концепции.

 

Яндекс.ДиректПрофессиональный психологПсихологические группы, тренинги и семинары в Минске.Узнать большеpsy-minsk.byСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента

Спасибо, объявление скрыто.

Скрыть объявлениеОткрыть центр развития! Реально!Бесплатный мини курс по открытию центра развития детей. Делимся опытом!Узнать большеbestbabyclub.ruСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента

Спасибо, объявление скрыто.

Скрыть объявлениеДистанционное высшее образованиеУзнать большеrosdistant.ruСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента

Спасибо, объявление скрыто.

Скрыть объявлениеАвтошкола в Минске. Скидка 21%.Оплата в 3 этапа. Автопарк - только иномарки. Группы: утро, вечер, выходнойУзнать большеabv-azbuka.byСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента

Спасибо, объявление скрыто.

Скрыть объявление

 

С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание, резкое преобладание роли чувств над интеллектом, вообще утрата интеллекта, утрата личной ответственности. Вывод состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «Элита». В психологии масс ярко проявляется определенная социал-я окраска.

загрузка...

Третьей концепцией – является теория инстинктов социального поведенияангл. Психолога В. Макдугалла. Работа Макдугалла «Введение в соц-ю психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании.

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа – стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму он называл созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греч-го слова «гормэ» - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение и реализующаяся в качестве инстинктов. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Магдугалл перечислил несколько пар связанных между собой инстинктов и эмоций:

1 – инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх;

2 – инстинкт бегства и чувство самосохранения;

3 – инстинкт воспроизведения рода и ревность; женская робость;

4 – инстинкт приобретения и чувство собственности;

5 – инстинкт строительства и чувство созидания;

6 – стадный инстинкт и чувство принадлежности.

Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, они сыграли в истории науки отрицательную роль, поэтому преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной соц-й псих-и.

2. Характеристика методов социальной психологии: наблюдение, опросы, изучение документов, тесты, эксперимент.

Наблюдение- наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.

Житейскоенаблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер.Научноенаблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике.Включенноенаблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; вневключенном– этого не требуется.

Эксперимент- метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией;естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях;констатирующим- когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления;формирующим- в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод анализа документовобычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на методикуконтент-анализа.

Метод обобщения независимых характеристикпредполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников .

Опрос- метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Он бывает письменным(анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге;устным, когда вопросы ставятся устно; и в формеинтервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.

Анкетирование делится на прессовое, когда воп­росник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на пред­лагаемые вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания,почтовое, при котором анкеты рассылаются по почте согласно адресам подписчиков или ад­ресной книге ДЭЗ, ираздаточное, предполагающее личную раздачу и сбор исследователем вопросов. Первый вид анкетирования наиболее дешевый, но и менее эффективный (3-5%). Второй предполагает уже 10-25%возврата анкет.А третий является наибо­лее предпочтительным, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%.

Тестирование-метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.


49.Психоаналитический подход в социальной психологии: возможности и
ограничения. Психоаналитическая интерпретация социально-
психологических феноменов.

К психоаналитической школе в социальной психологии можно отнести теорию интерперсонального поведения, созданную В. Шутцем. По его мнению, наряду с биологическими потребностями у человека существуют социальные потребности — включения, контроля и любви. Если биологические потребности регулируют связь человека с физическим окружением, то социальные — связь личности с ее человеческим окружением. Ребенок, лишенный в детстве адекватных форм удовлетворения таких потребностей, находит способы адаптивного поведения, которые полностью определяют поведение взрослого человека по отношению к другим.

Так, первая из социальных потребностей — потребность включения — может формировать стереотипы недостаточного социального, гиперсоциального или социального поведения. Первый тип формируется опытом недостаточной интеграции в семье, второй — избыточной, третий — адекватной интеграции. Индивид первого типа воспринимает себя человеком, не заслуживающим внимания других людей, второго — заслуживающим сверхвнимания, третьего — беспроблемным в межличностных отношениях.

Вторая социальная потребность — потребность в контроле — рождает тип поведения, варьирующий от сверхдисциплинированности до отсутствия дисциплины вообще. Этот тип Шутц назвал «отказывающимся» (когда человек отказывается от власти, ответственности и от принятия решений), «автократическим» и «демократическим».

Третья социальная потребность — потребность любви — основана на желании нравиться и быть любимым.
Неадекватные отношения родителей с ребенком выливаются либо в избегание тесных эмоциональных отношений, либо в упорные беспрестанные попытки их строить. Адекватный тип может строить и тесные эмоциональные, и дистантные отношения.

Шутц считал, что каждая группа проходит в своем развитии этапы, соответствующие трем типам социальных потребностей включения, контроля и любви. Формирование группы начинается с решения вопроса о том, остаться в данной группе или выйти из нее. Далее наступает фаза распределения ответственности и власти. В третьей фазе решается проблема эмоциональной интеграции. В случае распада группы движение идет в обратном порядке.

В свое время многие исследователи из ближайшего окружения Фрейда высказывали неудовлетворенность тем, что в его учении излишне подчеркивались биологические основания личности. Некоторые из них предприняли разработку собственных концепций и приобрели своих последователей. Так, Альфред Адлер полагал, что
главным движущим мотивом человека является не превращение либидо, а в большей степени — борьба за
превосходство. Главная цель в жизни, согласно его убеждениям, состоит в том, чтобы преодолеть чувство неполноценности, привитое нам в детстве. Люди выбирают те или иные профессии, женятся и выходят замуж, покупают дома и машины прежде всего для того, чтобы усовершенствовать собственное «Я» и таким образом
чувствовать себя менее неполноценными, чем остальные.

Эрих Фромм считал, что движущей силой человека является стремление преодолеть тревогу, возникающую
еще в момент его рождения — физического отторжения от тела матери. Эта тревога является следствием разъединенности пребывавших в слитном состоянии начал, нарушением первичного комфорта внутриутробного существования ребенка. Такую тревогу Фромм называл страхом одиночества, который человек может преодолеть двумя путями. Первый путь — стремление включить в «круг своей личности» других людей, автократически отрицая их своеобразие и исключительность; второй — включиться самому в какую-то общность (приобщиться к идее, направлению) вплоть до разрушения собственной индивидуальности. Оба пути осуществляются в русле так называемого садомазохистического комплекса, при котором предполагаются два способа разрушения индивидуальности. Оба они вызваны одиночеством и стремлением обрести слитное с другими людьми состояние.

Бегство от свободы, или неспособность выдержать собственную индивидуальность, уникальность и ответственность перед миром, является, по мнению Фромма, одним из основных мотивов поведения человека. Тоталитарное общество представляет собой такое образование, в котором и свобода, и индивидуальность полностью уничтожены, но человек жертвует ими ради мнимой безопасности, на самом деле представляющей собой полную детерминированность, отсутствие возможности какого-либо выбора. Вместе с тем Фромм был настроен достаточно оптимистично. Он полагал, что возможно гармоническое взаимодействие общества и человека. Такую гармоничность он связывал с раскрепощением внутренних способностей человека к любви, вере и размышлению. Он верил в то, что сознание человеком мнимости своего бытия («иметь»), реализация своей сущности («быть»), внутреннее моральное обновление освободят его от иллюзорности своего существования.

Корен Хорни (1885-1952) — представительница психоаналитического направления — тоже возражала против биологизации подхода к человеческой личности. По ее мнению, детские страхи коренятся во взаимоотношениях детей и родителей и вызывают так называемую базальную тревогу. Дело в том, что родители, стремясь обеспечить детям приемлемое, с точки зрения современного западного общества, будущее, заставляют их делать то, что совершенно не соответствует их внутреннему миру и психологической индивидуальности. Испытывая продолжительный прессинг, дети не ощущают себя принятыми и любимыми, особенно если не оправдывают родительских надежд. Базовая тревога, вызванная такой ситуацией, является невротической. Однако с неврозом можно справиться. Более того, личность начинает развиваться по мере того, как индивид учится справляться со своими тревогами. Хорни предложила свой метод индивидуальной работы (Хорни К., 1998).

Отметим, что психоаналитическое направление в социальной психологии основывается на предпосылке о
«глубинных» детерминантах поведения человека, включающих в себя значительный элемент бессознательного. Основными методами психоанализа являются метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.


50.Необихевиоризм в современной социальной психологии. Этапы
эволюции бихевиоризма.

Необихевиористская ориентация в социальной психологии представляет собой экстраполяцию принципов традиционного бихевиоризма и необихевио­ризма на новый круг объектов. Бихевиоризм - одно из ведущих направлений в психологии, главным предметом изучения которого является поведение, понимаемое как совокупность отношений "стимул - реакция". Необихевиоризм - направление в психологии, пришедшее на смену бихевиоризма в 30-е гг. XX в. Характеризуется признанием активной роли психических состояний в управлении поведением. Представлен в учениях американских психологов Э. Толмена, К. Халла, Б. Скиннера.

Необихевиористская ориентация в социальной психологии опирается на неопозитивистский методологический комплекс, который включает следующие принципы:

абсолютизация стандарта научного исследования, сложившегося в
естественных науках;

принципы верификации (или фальсификации) и операционализма;

натурализм как игнорирование специфики поведения человека;

негативное отношение к теории и абсолютизация эмпирического
описания;

принципиальный разрыв связей с философией.

Основной проблемой бихевиористской ориентации является научение (learning). Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения. Научение представляется как установление или изменение ассоциации между реакциями обучающегося и стимулами, которые побуждают или подкрепляют его.

Существуют две тенденции в области необихевиористского подхода в социальной психологии: оперантный подход, делающий акцент на подкрепление наиболее успешных действий (оперантное обусловливание) как основной механизм формирования и модификации поведения, и медиаторный, продолжающий линию традиционного бихевиоризма, усматривающего механизм научения в закреплении необходимой связи между стимулами и реакциями (табл. 3). Оперантное обусловливание - вид научения, осуществляемого за счет подкрепления наиболее успешных реакций организма на те или иные стимулы. Понятие оперантного обусловливания предложено американским психологом Э. Торндайком и разработано Б. Скиннером.

НАПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ, КРУГ

РАССМАТРИВАЕМЫХ ПРОБЛЕМ ТЕОРИИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАПРАВЛЕНИЯ КОГНИТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ, НЕОБИХЕВИО­РИЗМ, ПСИХОАНАЛИЗ

Объяснение социального поведения через систему позна­вательных процессов и установление баланса когнитивных структур. Человеческое поведе­ние определяется характером протекания познавательных процессов.

Основная проблема - научение. Через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения. Человек - совокуп­ность вербальных и двигатель­ных реакций на внешние воз­действия (стимулы), в качестве которых могут выступать другие люди.

Все формы культуры и соци­альной жизни сводятся к про­явлениям первичных влечений. Человек - это "поле битвы" ме­жду животной природой и об­ществом, представленным, прежде всего семьей. Бессозна­тельные влечения с детства за­кладывают определенное соци­альное поведение и предпочте­ния человека, которые зачас­тую находятся в противоречии с общественными нормами, что приводит к формированию за-щитных механизмов личности.1.Теория структурного ба­ланса (Ф.Хайдер) 2.Теория коммуникативных актов (Т.Ньюком) З.Теория когнитивного дис­сонанса (А.Фестингер) 4.Теория конгруэнтности (Ч.Осгуд, П.Танненбаум)

1.Теория агрессии и подра­жания (Н.Миллер, Доллард)

2.Теория диадического взаимодействия (Д.Тибо, Г.Келли)

З.Теория социального обме­на (Д.Хоманс)

1.Динамическая теория группового функциониро­вания (В.Байон) 2.Теория группового разви­тия (В.Бенине, Г.Шепард) З.Трехмерная теория интер­персонального поведения (В.Шутц)

ИНТЕРАКЦИОНИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Поведение людей по отноше­нию друг к другу определятся значениями, которые они при­ дают предметам окружающего
мира. Этими значениями люди «обмениваются» в ходе комму­никации. Формирование лич­ности происходит в ходе взаи­модействия (интеракции), являющегося основной социаль­ной детерминантой человече-кого поведения.

1. Символический интерак-ционизм (Д.Мид, Г.Блумер, НДензин, Т.Шибутани, А.Роуз, А.Стросс, М.Кун)

2.Ролевые теории (Т.Сарбин,Э.Гоффман, РЛинтон, Р.Ромметвейт, НГросс)

З.Теории референтной группы (Г.Хайман, .Ньюком, М.Шериф, Г.Келли, Р.Мертон)

Основные различия оперантного и медиаторного подходов в социальной психологии

Оперантный подход (Скиннер)

Медиаторная линия Развития (Н.Миллер, ДДоллард, А.Бандура, Р.Уолтерс)

Различие в схемах научения

Вместо предложения стимула, вы­зывающего определенную реак­цию экспериментатор, наблюдая за организмом, ждет случайного появления реакции в интересующем его направлении. Ее проявле­ние сразу же подкрепляется. Про­
дуктом научения здесь оказывает­ся оперантное поведение или oneранг. Экспериментатор воздействует на
организм условным раздражителем и подкрепляет его безусловным. По­сле ряда повторений реакция ассо­
циируется с этим новым (условным)стимулом. Продуктом научения потакой схеме оказывается респондентное поведение - т.е. поведение,отвечающее на определенный сти­мул.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!