Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо.



Жан-Жак Руссо - выходец из семьи ремесленника, не получивший систематического образования, но достигший многого путем самообразования; В мировую педагогику он вошел как создатель теории естественного (свободного) воспитания. Власть и богатство, считал Ж.-Ж. Руссо, создали неравенство, и человек потерял свою свободу и стал испорченным. Отсюда вывод: ребенка следует воспитывать вне испорченного феодального общества в соответствии с природой в условиях естественной жизни.

Ж.-Ж. Руссо делит жизнь своего воспитанника на четыре периода: от рождения до двух лет, когда следует обращать особое внимание на физическое воспитание; от 2 до 12 лет – «сон разума», когда, главным образом, надо развивать «высшие чувства», так называемую сенсорную культуру; от 12 до 15 лет – широко развертывается умственное и трудовое воспитание; от 16 до 18 лет – «период бурь и страстей», когда осуществляется нравственное воспитание.
В первом периоде Ж.-Ж. Руссо рекомендует главное внимание обратить на физическое развитие ребенка (обеспечить его здоровой пищей, нормальным продолжительным сном, не пеленать его), на ознакомление ребенка с окружающими предметами.

Во втором периоде не следует заставлять ребенка рассуждать, не надо читать ребенку наставлений, заставлять его заучивать сказки и рассказы, поскольку в этом возрасте ребенок еще не способен рассуждать.

К 12 годам крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться, знает окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне приготовлен к умственному и трудовому воспитанию.

В этом возрасте подросток не обладает в достаточной мере нравственными понятиями, не может правильно понять взаимоотношения людей, а потому, он должен изучать то, что связано с окружающим миром и природой (география, природоведение, астрономия).

Теперь приготовлен к жизни, и на 16-ом году жизни Ж.-Ж. Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период – период нравственного воспитания, а его можно дать только в обществе. Ж.-Ж. Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. До 17-18 лет юноше не следует говорить о религии.

Что касается воспитания девочек, то Ж.-Ж. Руссо ограничивал его физическим, эстетическим и религиозным воспитанием, считая, что никаких серьезных умственных занятий им не нужно.

Пед-кая деятельность и взг. пиетистов, филантропистов и неогуманистов.

Существенное влияние на развитие образования и педагогической мысли Германии и в целом Европы оказали пиетизм, филантропизм и неогуманизм.

Пиетизм (от лат. pietas – благочестие), разновидность протестантизма, возглавил в Германии движение за обновление школы. Поскольку их не удовлетворяло ни содержание, ни методы традиционного школьного образования, они приступили к созданию своих учебно-воспитательных заведений. Наибольшую известность приобрели школы пиетистов, группировавшихся вокруг Августа Германа Фпанке (1663-1727). Деятельность этих школ была связана с реализацией реально-практической направленности школьного образования и наглядности обучения в духе идей Я.А. Коменского. Среди созданных пиетистами школ были начальные, средние, школы для девочек, сиротский приют, в которых насчитывалось более 2 тыс. учащихся.

В «учреждениях Франке» большое место отводилось обучению родному языку, сообщению реальных знаний, изучению природы с целью подготовки воспитанников к практической жизни, широко использовались экскурсии, организация труда учащихся в мастерских. Необходимыми средствами воспитания любви к близкому считалось краткое изложение детям христианского учения, религиозно-нравственные беседы, наставления, личный пример.Во второй половине ХVIII века пиетизм утрачивает свое первоначальное влияние в значительной степени под влиянием новых педагогических течений – филантропизма и неогуманизма.

Филантропизм (в переводе с греч. – человеколюбие) провозгласил главной задачей школы воспитание полезных и высоконравственных членов общества, подготовленных к практической деятельности в различных сферах жизни, обладающих необходимыми для этого научными знаниями и умениями. В связи с этим обучение в школах должно осуществляться с помощью методов, основанных на принципах наглядности и активности с широким использованием труда учащихся. Уделялось большое внимание познавательным экскурсиям, прогулкам, физическому воспитанию. Учащимся предоставлялось право изучать предметы по выбору с целью подготовки к поступлению в университет и к военной службе, торговой деятельности и т.п. В филантропинах в учебный план включались как древние, так и новые языки, философия, мораль, математика, естествознание, география, история, музыка, рисование, верховая езда, археология, бухгалтерия со счетоводством.

Неогуманизм оказал значительное влияние на содержание среднего образования. Его предстваитель – В. Гумбольт по-иному подходил к оценке античности: на первое место выдвигался не латинский язык, литература и философия, а древнегреческий язык, древнегреческая античность, изучение которых, как считали неогуманисты, позволит решить две задачи: ознакомиться с античной демократией и воспитательным идеалом древних афинян.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!