Демократизм деятельности братских школ Беларуси.



Православные церковные братства возникли в результате религиозно-политического движения горожан Беларуси и Украины в ответ на усиление католической экспансии, принудительное насаждение униатства и явились сильной опорой в борьбе за сохранение национальной культуры.

В противовес иезуитским училищам, которые открывал орден иезуитов в Беларуси, православные братства создавали свои школы. Первой братской школой была Виленская, открытая в 1584 г. Она очень быстро получила известность, и первой среди всех православных школ применила в учебном процессе печатные книги.

Вслед за Виленской возникает целая сеть братских школ: Могилевсакя (1590 г.), Брестская (1591 г.), Минская (1592 г.), Гродненская (1591 г.), Оршанская (1591 г.), Бельская (1594 г.), Шкловская (1625 г.), Полоцкая и Пинская (1633 г.) и др.

Братские школы в своей деятельности руководствовались Уставом братства и уставом школ. В них использовались элементы классно-урочной системы.

Дисциплина в православных братских школах была строгой. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Каждый ученик рассказывал подготовленный урок, показывал учителю выполненное письменное задание. Затем учитель объяснял новый материал. В субботу, как правило, учащиеся повторяли все пройденное за неделю, а также особое внимание в этот день уделялось религиозному воспитанию. Пропуск занятий без уважительных причин не допускался.

Преподавание в братских школах осуществлялось главным образом на церковнославянском и белорусском языках. На славянский язык были переведены почти все учебники братских школ. Обучение было бесплатным, учились в школах, в основном дети мещан (ремесленников и торговцев), которые составляли в братствах, а также «убогие сироты», дети православной шляхты и духовенства. Преподаватели в школах как духовные, так и светские образованные люди.

В братских школах преподавался целый ряд предметов: диалектика, риторика, астрономия, математика, которая сводилась в основном к арифметике, музыка, история и география (изучались по летописным источникам, текстам священного писания, жития святых).

Учебную и воспитательную работу в братских школах нередко вели выдающиеся деятели культуры, науки и просвещения того периода. В Брестской и Виленской братских школах учительствовал Л. Зизаний, в Ивьевской – М. Смотрицкий, в Виленской – Л. Карпович, И. Бобрикович, С. Косов, в Полоцкой – С. Полоцкий.

Следует отметить огромный вклад братств в развитие издательского дела. Многие православные братства имели типографии, где печатали церковные книги, учебники и пособия на старославянском и белорусском языках.

Развитие белорусского языка, поэзии, драматургии и музыки также было связано с братскими школами.

Влияние Реформации и Контрреформации на развитие просвещения и педагогической мысли в Беларуси.

Начиная со второй половины XVII века, в связи с расширением католической экспансии (контрреформации), в Белоруссии все больше укореняется иезуитская система образования. Иезуиты и униаты жестоко расправлялись со своими идейными противниками (уничтожали книги известных просветителей, казнили неугодных им, закрывали школы). В конце XVII в. на территории Великого Княжества Литовского были закрыты все Братские школы, а также арианские, кальвинистские и другие (на территории Белой Руси насчитывалось около двадцати одного типа тип различных школ). В 1697 году белорусский язык в Княжестве Литовском перестал быть государственным и употреблялся шляхтой только в общении с крестьянами. Государственным языком стал польский. .В истории Беларуси конец XV – начало XVIвв. известен как период заметного оживления социально-политической и культурной жизни, расширения производства и общественных отношений. Этот период белоруской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным как эпоха Возрождения. Прогрессивные идеи Возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространения письменности, новых философских, педагогических, научных идей. Это время связано с именами таких выдающихся деятелей белоруской культуры, просвещения и науки, как Франциск Скорина, Николай Гусовский, Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Казимир Лыщинский, братья Зизании и др.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!