Народная педагогика белорусов.



Истоки белорусской национальной школы берут свое начало в Древнерусском государстве, так как именно там были заложены основы дальнейшего развития всей средневековой системы образования на Руси, в том числе на ее западных землях. Педагогика народов, которые проживали на территории сегодняшней Беларуси в IХ-ХII вв. зарождалась и развивалась при взаимодействии двух культур: языческой культуры восточных славян и христианской культуры, распространившейся в стране с принятием новой официальной государственной религии (988 г.).

Мудрость народной педагогики способствовала формированию у детей бережного отношения к природе, земледельческому труду и прививала им законы доброжелательности и вежливости, правила хорошего поведения. А поскольку большая часть детей в то время не обучалась в школе, народная педагогика играла главную роль в их воспитании и обучении.

Христианская культура, в отличие от языческой, которая была бесписьменной, нуждалась в новой системе обучения, нацеленной на приобщение к книжности, необходимой для овладения христианской догматикой. Главным в системе христианского обучения стала работа с текстом. А это обусловило появление новых методов обучения и требовало развития письменности. Письменность была известна на Руси еще до принятия христианства.

В больших городах школы открывались при княжеских дворах, при церковных приходах и монастырях. Изучались там не только церковнославянский, греческий и латинский языки, но и некоторые «свободные науки»: риторика, диалектика, грамматика. Наибольшую известность в этом плане получают Спасо-Ефросиньевский и Бельчицкий монастыри, а также Софийский собор в Полоцке. Полоцкая София являлась важным культурным центром во все последующие столетия. Там были заложены основы первой на территории Беларуси библиотеки, где имелось множество книг на разных языках, велась летопись, переписывались и распространялись книги, существовала школа.

Берестяные грамоты, найденные в Беларуси, свидетельствуют, что грамотность получила на западных землях Руси достаточно широкое распространение не только среди духовенства и светских феодалов, но среди торгово-ремесленного населения городов. В определенной мере этому способствовали «мастера грамоты» – дьячки и мирские люди, занимавшиеся обучением детей по «совместительству» с основным ремеслом (ремесленные ученичества).

 

Культура и просвещение в древнебелорусских княжествах.

Соединение племенных союзов восточных славян привело к созданию единой древнерусской народности и возникновению феодального государства Киевская Русь. На землях сегодняшней Беларуси в этот период жили главным образом племена, которые входили в племенные союзы кривичей, дреговичей, родимичей.

Христианская культура, в отличие от языческой, которая была бесписьменной, нуждалась в новой системе обучения, нацеленной на приобщение к книжности, необходимой для овладения христианской догматикой. Главным в системе христианского обучения стала работа с текстом. А это обусловило появление новых методов обучения и требовало развития письменности. Письменность была известна на Руси еще до принятия христианства. В больших городах школы открывались при княжеских дворах, при церковных приходах и монастырях. Изучались там не только церковнославянский, греческий и латинский языки, но и некоторые «свободные науки»: риторика, диалектика, грамматика.

Значительный вклад в развитие культуры и образования Беларуси этого периода внесли такие выдающиеся просветители, как Ефросинья Полоцкая и Кирилл Туровский.

Ефросинья Полоцкая (1110-1173), полоцкая княжна. Предслава, в 12-летнем возрасте отреклась от светской жизни, приняла постриг в монастыре, взяла имя Ефросинии и посвятила себя делу служения своему народу. Высокообразованная для своего времени (сама писала стихи, сложила полоцкую летопись, переводила с греческого и латыни), она собрала вокруг себя талантливых людей и занялась переписыванием книг, достаточно тяжелым трудом, которым чаще всего занимались мужчины. Это были, в первую очередь, святые книги, фрагменты византийских хроник, отечественных летописей, естествоведческих трактатов. Ефросинья Полоцкая собрала богатую библиотеку, основала два монастыря, открыла при женском монастыре школу для девочек, в которой сама учила не только писать и читать, но и приобщала воспитанниц к благочестию и духовности. Православная церковь причислила первую белорусскую просветительницу Ефросинью Полоцкую к лику святых.

Кирилла Туровского (1130-1182), автора многочисленных проповедей, поучений, молитв, поэта, философа, проповедника, третьего епископа Турова по праву назвали «вторым Златоустом», ибо он довел до совершенства церковное торжественное красноречие. Многие произведения Кирилла Туровского, в частности «Поучения», имели воспитательное и образовательное значение. В них он убеждал народ в необходимости приобщения к грамоте, знаниям, давал рекомендации и советы относительно чтения книг, уделял огромное внимание вопросам религиозно-нравственного воспитания.

 

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!