Просветительская деятельность Ф. Скорины.



Франциск Скорина (1490- ок. 1541), выдающийся белорусский просветитель и первопечатник, человек широкой эрудиции (закончил Краковский университет (1506) со степенью бакалавра, получил ученую степень доктора свободных наук, сдал экзамены на получение ученой степени доктора медицинских наук в Подуанской университете (1512).

Ф. Скорина перевел всю Библию на славянский язык (в белорусской редакции) и опубликовал 23 библейские книги под общим названием «Библия»: «Псалтырь» (Прага, 1517), «Малая подорожная книжица» (Вильно, 1522), «Апостол» (Вильно, 1525).

Для Ф. Скорины был характерен новый взгляд на Священное Писание: он стремился вывести библейские книги из ограниченного круга церковных потребителей и приблизить их к широкому кругу читателей, сделать их общедоступными, народными, использовать в качестве учебников для освоения так называемых «семи свободных наук» («Псалтырь» – для изучения грамматики, «Книга святого Иова» – для изучения логики, «Книга Соломона» – для изучения риторики, «Книга Иисуса Навина» – для изучения геометрии). Он полагал, что библейские книги – это сокровища знаний, они дают много сведений и по другим областям знаний, которые выходят за рамки принятых тогда «семи свободных наук».

Свои просветительские взгляды Ф. Скорина изложил в 49 предисловиях и 62 послесловиях, в которых он пытался дать теоретическое осмысление важнейших проблем воспитания и обучения: роль воспитания и образования в жизни человека, идеи гармонического развития личности, вера в силу человеческого разума, необходимость разносторонних знаний, развитие духовности; служение родине, значение труда в воспитании личности. Трактовка этих проблем сближала его с лучшими западно-европейскими представителями эпохи Возрождения.

Обращает на себя внимание художественное оформление изданных Ф. Скориной книг: текст украшен гравюрами, заставками, иллюстрациями. Небольшой формат книг, красивое оформление, богатый язык делали их востребованными и доступными; выглядели они лучше, чем западно-европейские издания.

 

 

 

16Типы конфессиональных школ в Бел в XVI - XVII в.Протестантские школы. Первые известия о протестантских общинах в Белоруссии относятся к началу ХVI в. В школах обучались дети шляхты и горожан. Протестантские школы носили конфессиональный характер, и основы христианского вероучения были в них важнейшим учебным предметом. Заслугой протестантских школ следует признать сравнительно широкое использование в начальном обучении родного языка. В целом же преподавание велось на языке, знакомом учащимся (белорусском или польском). Протестантские школы возникали при протестантских общинах, которые стали появляться в Беларуси в начале XVI века. Отличительной особенностью протестантских школ являлось использование в обучении родного языка. На белорусских землях существовали протестантские школы разных направлений: лютеранские, кальвинистские, арианские. Большинство белорусских протестантов были кальвинистами (Радивиллы, Сапеги, Хадкевичи и др.), соответственно, кальвинистских школ было больше, эти школы были начального и повышенного типа. Наиболее известными школами повышенного типа являлись Виленская и Слуцкая. Арианские школы были открыты в Ивье, Клецке, Несвиже, Новогрудке и других городах. Они были двух видов: начальные школы и школы гимназийного типа, которые давали среднее образование. Учебный план арианских школ был очень насыщенным (латинский, греческий, древнееврейский языки, философия, риторика, право, история, этика, география, теория музыки, природоведение, математика, медицина, физика и др.). Эти школы давали образование, достаточное для поступления в университет. Православные Братские школы. В противовес иезуитским училищам, которые открывал орден иезуитов в Беларуси, православные братства создавали свои школы. Известны Виленская, Могилевская, Брестская, Минская, Гродненская, Оршанская и другие братские школы. Школы руководствовались «Уставом братства» и «Уставом школы». Первой братской школой была Виленская, открытая в 1584 г. Дисциплина в православных братских школах была строгой. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Каждый ученик рассказывал подготовленный урок, показывал учителю выполненное письменное задание. В субботу, как правило, учащиеся повторяли все пройденное за неделю, а также особое внимание в этот день уделялось религиозному воспитанию. Пропуск занятий без уважительных причин не допускался.

Из католических Иезуитские школы появились в Беларуси в конце ХVI в. Первое учебное заведение было создано иезуитами в Вильно в 1569 г. Школы функционировали в Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Гродно, Пинске, Витебске и др. Иезуитские школы подразделялись на два типа: низшие школы и коллегии. Коллегии, в свою очередь, также состояли из двух отделений – низшего и высшего. Низшее отделение имело три класса. В некоторых коллегиях были еще два высших класса, где изучались этика, мораль, богословие, физика, математика. Следовательно, полная иезуитская коллегия состояла из 5 классов: низшего, среднего и высшего грамматических, поэтического и риторического. Обучение в каждом классе продолжалось год, а в классе риторики – два года. Главными методами обучения в иезуитских школах являлись пересказ, повторение. Широко использовались также публичные театральные спектакли, религиозные мистерии.

Униатские школы появились в результате заключения унии между православной и католической церквями. Наряду с иезуитами, правда несколько меньших масштабах, действовали в Беларуси и униаты. Деятельность униатов в сфере образования началась с закрытия братских школ и просветительских заведений в Минске, Пинске, Орше и др. Первая униатская школа в Белоруссии была открыта в Бресте на месте православной братской школы. В униатских школах низшего типа учащиеся получали элементарное начальное образование, а в школах высшего типа изучались,право, философия и богословие, в небольшом объеме история.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 448; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!