Воспитание и обучение в древневосточных государствах.



Предмет и задачи курса.. Методологические

1.Учебная дисциплина «История образования и педагогической мысли» логически связана с основными курсами педагогики и психологии и имеет целью на историко-педагогическом материале проанализировать возникновение, развитие различных педагогических явлений, их связь с конкретно-историческими условиями развития общества и философскими, мировоззренческими позициями авторов педагогических течений и концепций.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих учебных задач:

· показать общечеловеческий и конкретно-исторический характер развития воспитания и образования как особого вида человеческой деятельности;

· раскрыть сущность и содержание различных педагогических систем;

· проследить логику развития зарубежной и отечественной педагогической мысли, выявив общие черты и принципиальные отличия;

Изучение истории образования и педагогической мысли помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Курс истории педагогики охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.

2.Приобщение первобытного человека к знаниям, их дальнейшее накопление, осмысление и передача подрастающему поколению были одним из важнейших факторов сохранения и выживания человека, формирования человеческого сообщества. Уже на первобытной стадии развития общества накопление и передача знаний выходили за рамки простого приспособления (как у животных) и приобретали все более сознательный и целенаправленный характер. Такие действия и породили начало образования, которое возникло несколько десятков тысяч лет назад.

В связи с этим подлинную картину развития детства и воспитания человеческой цивилизации помогают воссоздать памятники материальной и духовной культуры, язык, фольклор, этнографические данные о жизни немногих племен, сохранившие черты первобытности и по сей день, археологические раскопки, исторические документы, труды ученых- путешественников многое другое.

На современном этапе мировая наука предлагает ряд концепций происхождения воспитания.

1.Эволюционно-биологическая теория Представители данного направления считали, что воспитательную деятельность первобытного человека необходимо отождествить с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. Поэтому воспитание в большей степени является природным, а не социальным явлением.

2.Социально-психологическая теория (Пауль Монро) объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражать взрослым.

3.Трудовая теория (Карл Маркс, Фридрих Энгельс) согласно которой, происхождение воспитания связано с объективной потребностью первобытного человека передавать накопленный опыт подрастающему поколению в процессе трудовой деятельности.

Воспитание в условиях первобытнообщинного строя.

Становление воспитания началось 2-3 млн. лет назад, когда произошло выделение человека из животного царства и люди впервые в истории приступили к систематическому изготовлению каменных орудий труда.. Воспитание возникло из потребностей людей в общении.

На первой стадии развития первобытного общества – в дородовом обществе – воспитание носило крайне ограниченный и примитивный характер. В этот период все было общим, дети принадлежали всем, поэтому их воспитывали коллективно. Выделялось три возрастные группы: старшие, взрослые, дети. Каждая группа имела свои права и обязанности, воспитание носило для всех равный характер. Детям прививали необходимые жизненные навыки и умения, знакомили с обычаями своего племени, учили выполнять обряды, которые сопровождали жизнь первобытных людей. На определенной стадии развития общества известные различия устанавливались для мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в изготовлении орудия, в охоте, рыбной ловле, а девочки вместе с женщинами готовили пищу, делали посуду, шили одежду. Таким образом, дети непосредственно включались в доступную для них трудовую деятельность.

В условиях раннепервобытной и позднепервобытной родовой общины шла дальнейшая эволюция воспитания. Субъектом воспитания выступала вся родовая община. С помощью игрушек-талисманов, фигурок животных, изготовленных из кости и мягких пород камня, дети знакомились с принципами коллективной охоты. В совместном труде дети и подростки наблюдали за деятельностью взрослых и постоянно упражнялись. Детям в родовых общинах представлялась значительная свобода и самостоятельность, которая проявлялась в играх, способствующих формированию трудового и социального поведения. Физические наказания детей либо отсутствовали, либо не были жестокими.
В условиях позднепервобытной общины (10-8 тысячелетиях до н.э.) наметился переход от присваивающей формы хозяйствования к производящей. Групповая форма брака сменилась парным браком, зародилась домашне-семейная форма воспитания. Девочки воспитывались матерью, ее сестрами, другими женщинами рода, мальчики – братьями со стороны матери, что определялось господством матриархата. К 5 годам мальчики выходили из-под влияния семьи и воспитывались в общине, в группах своих сверстников.

1Х-V11 тыс. лет до н.э.. С этого времени общество разделяется на привилегированные и непривилегированные слои населения. К привилегированному населению относятся вожди, жрецы, старейшины, войны; к непривилегированному – основная масса трудового населения.

Воспитание непривилегированного населения осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности, участия младшего поколения в жизни старших поколений. Важнейшей социальной и нравственной ценностью, определяющей педагогический идеал рядовых членов общества, является труд.

Воспитание привилегированных социальных слоев населения: воины получали специальное военное обучение, представители жреческого сословия получали образование, недоступное для «непосвященных».

Воспитание и обучение в древневосточных государствах.

Но, несмотря на то, что к I тыс. до н.э. в государствах Древнего Востока постепенно был расширен круг людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание, тем не менее, абсолютное большинство населения по- прежнему оставалось безграмотным и обходилось лишь семейным воспитанием и обучением.

Достойное образование стало уделом лишь избранных каст и являлось залогом личного успеха, значительного карьерного роста и процветания. В тоже время воспитание приобрело жесткий, авторитарный характер, а обучение письму требовало много времени, терпения и сил, было крайне сложным (не каждый мог его освоить) и носило рутинный характер.

Шумерские школы. Месопотамия.В Месопотамии успешно развивались астрономия, математика, агротехника, была создана система нотной грамоты, процветали различные искусства. Именно шумеры развили письмо и поставили его в широких масштабах на службу цивилизации. Почти в каждом городе были учебные заведения. Первые заведения, где готовили писцов, получили название дома табличек (по-шумерски эдуббы). На глиняные таблички наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые эдуббы возникли, очевидно, в семьях писцов, затем – при храмах и дворцах. Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички – упражнения. Быт и учеба в школе напоминали жизнь большой семейной общины. В школах обучались лишь мальчики. Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание, бесконечные повторения. В школе царила суровая палочная дисциплина. Учеников били на каждом шагу: за опоздание на урок, за разговоры во время занятий, за плохой почерк и т.д.

Школы Древнего Египта.Школа в Древнем Египте возникла как семейный институт. Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно занимались члены семьи. В школах учились дети чиновников, жрецов, землевладельцев, торгово-ремесленной верхушки, способные вносить плату за свое обучение. Школа Древнего Египта была небольшой по размерам. Обучение в них начиналось с пяти лет. Учились в основном мальчики. Девочки редко посещали школы. Их учили, как правило дома, и многие из них владели грамотой. На первом этапе обучения каждый ученик должен был научиться считать, читать и быстро писать. На втором этапе одни ученики изучали стилистику и грамматику, литературу. Другие – овладевали математикой и посвящали себя строительству зданий и кораблей, сооружению каналов. Третьи – знакомились с основами ведения хозяйства и законодательства, занимая впоследствии административные и хозяйственные должности. Но главное чему должна была научить школа - это умение слушать и слушаться, что нередко достигалось физическими наказаниями.

Среди наиболее значимых и почитаемых наук в Древнем Египте была астрономия. Она играла огромную роль в жизни древних египтян и служила связующим звеном между земным и небесным мирами.

В эпоху Нового царства (V в. до н. э.) В Древнем Египте появляются первые школы для врачевателей.

Население Древней Индии было поделено на четыре основные касты. Три высшие касты составили: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы). Четвертой - низшей кастой - являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы).

Содержание обучения для представителей трех высших каст не были одинаковыми. Программа образования брахманов была более полной и гармоничной. Дети брахманов получали религиозное образование, учились читать и писать, изучали поэзию, литературу, грамматику, философию, математику, астрономию.

Длительность обучения не превышала восьми лет. Обучение происходило на открытом воздухе.

Позднее появляются семейные школы, где все взрослые мужчины посвящали себя обучению молодежи, а ученики считались членами семьи. Обучение было основано на устной передаче знаний. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников (гуру - чтимый, достойный) собирались их верные ученики.

К середине I тыс.н. э. -новая эпоха, которая внесла изменения в экономической, духовной жизни государства. Эти изменения были вызваны появлением новой религии - буддизма.

Согласно буддизму, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую необходимо избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования. А вершиной совершенствования является состояние нирваны, полной отрешенности от внешнего мира. Нравственными идеями буддизма стали: братская любовь, милосердие, запрет на убийство живых существ, честность, умеренность и другие, которые со временем изменили программу и содержание древнеиндийского образования.

Древний Китай. В основе воспитательных отношений лежало уважение старших младшими членами семьи. Наставник почитался как отец, а деятельность учителя была весьма почетна. Сложившийся в Древнем Китае идеал воспитания и образования предусматривал подготовку начитанного, вежливого, наделенного самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить гармонию в душе».

Первые школы в Китае появились в III тыс. до н. э. и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте поселения престарелых членов общины, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Программа обучения и воспитания в Древнем Китае включала шесть основных искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Важнейшим способом и целью обучения являлось иероглифическое письмо. Им владели лишь немногие жрецы. Этот вид письменности требовал длительного обучения и крайне медленно распространялся в обществе.

В образовании преимущество было обдано нравственному началу. В своих размышлениях с учениками Конфуций указывает, что: «Учиться и не размышлять - напрасно тратить время, а размышлять не учась - опасно»;

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 410; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!