Формационный и цивилизационный подходы



 

Категория «тип государства» дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественно-исторический процесс в развитии государственно-организованного общества.

Тип государства представляет собой взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей исторической эпохой, и характеризующихся общими признаками. Необходимо учитывать, что каждое государство развивается в конкретном обществе, в конкретное время и в конкретных исторических, географических, внешних условиях. Категория «тип государства» не учитывает эти условия, а берет во внимание наиболее общие черты их возникновения, развития и отмирания.

В юридической науке традиционно выделяются два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.

В основе формационного подхода лежит марксистско-ленинское учение об общественно-экономических формациях. Общественно-экономическая формация – это совокупность производительных сил, производ­ственных отношений, составляющих экономический базис общества, и возвышающаяся над ней надстрой­ка, важнейшими элементами которой являются госу­дарство и право.

На государство влияют такие факторы, как нали­чие или отсутствие частной собственности, антагони­стических классов, товарного производства. Тип го­сударства определяется в зависимости от того, кому служит го­сударство, что в конечном итоге обусловлено эконо­мическим базисом общества.

Формационный подход соответственно выделяет следующие типы государств: рабовладельческое, фео­дальное, буржуазное, коммунистическое. 

При этом первая фаза коммунистического государства – социалистическое государство  – является орудием уничтожения вся­кой эксплуатации, выражает интересы абсолютного большинства трудящихся масс. В будущем социалис­тическое государство отомрет, ему на смену придет коммунистическое самоуправление с его основным принципом «от каждого по способностям, каждому по потребности».

Недостатком этой теории является то, что она страдает некоторой односторонностью и ориентирована, преимущественно на западные государства, тогда как, к примеру, восточные государства, либо государства Африки не проходят последовательно указанные стадии.

Диаметрально противоположную позицию занима­ет цивилизационный подход к типологии государств, который соотносит государственный и обще­ственный строй с учетом духовно-нравственных и культурных фак­торов общественного развития.

В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Это относительно замкнутое состояние социума, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.    

Данная теория утверждает, что сущность государства определяется не только реальным соотно­шением политических сил, но и передаваемыми в рам­ках культуры представлениями о добре и зле, мире, нормативных образцах поведения. Государственная власть рассматривается как элемент культуры. Именно своеобразие национальной культуры, особен­ности национального характера обусловливают разли­чие в типах государств. Каждая цивилизация отличается своей спецификой, имеет свои социальные и политические ценности, свои государственно-правовые формы и установления.

Вместе с тем, сравнивая цивилизационный подход к типологии государств с формационным подходом, следует обратить внимание на его существенные изъяны: во-первых, неопределенность и аморфность понятия «цивилизация», используемого в качестве критерия классификации государств; во-вторых, изначальная направленность «цивилизации» на классификационную характеристику высокоразвитых обществ и их объединений, а не на типологию государств.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!