ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ НЬЮ ЭЙДЖ



 

Среди причин возникновения движения можно упомянуть научные, культурные, социальные и религиозные. Здесь стоит задуматься над следующим.

Движение Нью Эйдж – это бунт против науки и современных тех- нологий. Сегодня очень многие люди испытывают глубокое разоча- рование в науке: новые технологии впечатляют, однако насущные проблемы, остаются неразрешимыми. Пространственный финансово- экономический кризис охватывает весь мир. Многие люди полагают, что наука здесь бессильна и что единственная надежда зиждется именно на самосовершенствовании человека. «Только люди ответ- ственны за то, что с нами будет. Никакой Бог нас не спасет, если мы не спасем себя сами»282. Необходимо лишь достичь более высокого уровня сознания. Но путь самосовершенствования очень быстро при- водит человечество к разочарованию.

Несостоятельность светского гуманизма во многом способствова- ла зарождению Нью Эйдж. Дело в том, что религиозное влечение яв- ляется частью человеческой сущности, законом, написанным в серд- це человека (Рим. 2:15). Наши сердца мечутся, пока, как сказал бла- женный Августин, не обретают покой у Бога. «Во что-то человек все равно верит» (Честертон). Но, если человек не верит в Бога, то он

 

275 Филипп Х. Локхаас Движение «Нью Эйдж» Издательство LHF. Вэб редак- ция текста О. Дорофеева. 2007 г.

275 The Hidden Dangers of the Rainbow. 1983.


 

верит во что угодно. Во времена напряженности в обществе религи- озный всплеск – явление закономерное, и Нью Эйдж отчасти явля- ется одним из подобных спекулятивных явлениий.

Под чутким руководством масонов или с их внешне невидимой помощью христианские церкви также внесли свой вклад в становле- ние Нью Эйдж. Многие из них стали чрезвычайно светскими по сво- ему духу. Некоторые отвергли веру в сверхъестественное, в чудеса, в Божий промысел и Его могущественное вмешательство. Отказ от ве- ликих нравственных заповедей Божьих, явленных в Его Слове, стал причиной кризиса нравственных ценностей во многих церквях. Де- сять заповедей превратились в десять советов, психологические сте- реотипы и нравственные соглашения. Добавьте к этому рекламный лоск христианских телешоу, и вы поймете, почему многие люди ощу- щают духовный упадок. Джон С. Купер прямо сказал об этом: «Сто- ит вам усомниться в Божьем намерении спасти вас во Христе, стоит отказаться веры в свидетельство апостольской Церкви – и вы остае- тесь один на один с безводной пустыней человеческого духа, где лю- бой бес может схватить и пожрать вас».

Еще одним фактором, определяющим популярность Нью Эйдж , является стремление американцев к быстрому решению проблем, сво- его рода «фаст фуд» для души и тела. Чем анализировать проблемы и принимать трудные решения, Нью Эйдж предлагает легко достижи- мый чувственный опыт. Самодисциплина не нужна, Нью Эйдж нетре- бователен. «Сознание быстрого питания» с готовностью соглашает- ся, что проблемы, копившиеся годами, могут быть решены за один выходной.

Алнор и Толберт, исследователи культов, заявляют, что, отверг- нув подлинное Евангелие, многие основные деноминации лишили себя истинных духовных основ. В результате они попали в духовный вакуум – «это главная причина, почему столь многие традиционные религии перенимают элементы Нью Эйдж «, – говорит богослов У. Толберт.

И все же главной причиной популярности Нью Эйдж является са- танинское обольщение. Многие века Сатана преследует лишь одну цель – свергнуть Бога. Он лжет людям, утверждая, что они имеют бо- жественные качества, и стремясь свести на нет значение жертвенной смерти Христа. Сатана не столь глуп, чтобы отказаться от филосо- фии, которая отлично зарекомендовала себя еще с древности. Писа-


 

ние дает Сатане множество определений, однако «глупца» среди них нет.

 

 

ОККУЛЬТИЗМ В НЬЮ ЭЙДЖ

 

Оккультное ответвление Нью Эйдж принимает все шесть общих принципов и добавляет к ним свои.

Вера в реинкарнацию и карму – главная черта оккультного на- правления Нью Эйдж. Недавние опросы показывают, что 25-30 про- центов американцев понимают реинкарнацию именно как жизнь пос- ле смерти.

Реинкарнация – фундаментальная доктрина индуизма. Ее запад- ная версия заключается в том, что бессмертная душа/дух, истинное

«я» человека, переходит от одного человеческого тела к другому в бес- конечном цикле жизни и смерти.

Реинкарнация дает приверженцам Нью Эйдж надежду, что они будут эволюционировать вместе со всей человеческой расой, перехо- дя от жизни в жизнь, пока наконец человечество не достигнет «золо- того века», наступит мир во всем мире и полная гармония. Карма – соотношение добра и зла – является определяющей силой каждого последующего перевоплощения. Карма – это индуистский закон при- чины и следствия – добро порождает добро, а зло – зло. Некоторые адепты Нью Эйдж говорят о карме как об инструменте, при помощи которого человек может выбирать свою судьбу в следующей жизни. Для избавления от отрицательной кармы человек может пожелать, чтобы его жизнь прекратилась в результате аборта или чтобы он был рожден инвалидом, умер от рака, либо жил в крайней нищете.

Учение Нью Эйдж о реинкарнации/карме – это погребальный звон по всякого рода социальному служению. Кто смеет вмешивать- ся в закон кармы – прийти на помощь людям, избравшим свое ны- нешнее положение, таким образом, обрекая их на повторение этого опыта? Карма не имеет прощения. Ее абсолютная непреклонность требует, чтобы каждый человек отрабатывал свой долг до тех пор, пока не возобладает добро.

Вера в перевоплощение ведет к одной из наиболее странных прак- тик оккультного Нью Эйдж: общению с духами-руководителями. Ме- диумы XIX века претендовали на способность вызывать духи умер-


 

ших. Посредники ХХ века заявляют о своих способностях быть но- сителями высших духовных сущностей, которые в настоящее время не имеют земного бытия. Этим духовным сущностям (в соответствии с библейским учением это бесы) приписывается высшее познание, ко- торым они желают поделиться, чтобы человечество могло эволюци- онировать в более высокие уровни сознания.

В зависимости от личных взаимоотношений и степени посвящен- ности духовные сущности получают различные степени воздействия на своих посредников-медиумов – от автоматического письма, до полного овладения телом и мышлением (одержимости).

Становясь под власть этих сущностей, говорится в одной из про- грамм, человек получает доступ к источникам энергии, которые, как правило, недоступны сознанию. «Вы можете ощутить, что получаете... духовное руководство... Мысли или образы, до сих пор не известные вам, могут войти в ваше воображение, или вы можете вдруг начать говорить так, как в нормальном состоянии вам не пришло бы в голо- ву283.

Духовная сущность, с которой осуществляется связь, может ока- заться воином, которому 35000 лет, шестилетним ребенком из Атлан- тиды, Мерлином из Камелота, женщиной, которой предстоит родить- ся черед 600 лет на Венере, дельфинами (они ведь такие развитые!) и даже Иисусом. Послания духов, приди они из другого источника, показались бы тривиальными: «Люби себя», «Ты заслуживаешь хо- рошей жизни». Но все они связаны с философией Нью Эйдж: «Ты – божество... Нет причин для вины... Ты сам – творец своей собствен- ной реальности... Ты можешь творить все, что пожелаешь». Такие се- ансы связи могут стать для хронически скучающих людей больше чем просто развлечением. Для многих последователей этого движения со- веты некоторых духовных сущностей заканчиваются трагически.

Не веря Богу, люди верят бесам и строят с ними различные взаи- моотношения. Не позаботившись о познании Бога, люди напрасно пытаются познать глубины бесовские, не понимая, что их водят за нос.

Общеизвестной чертой оккультного направления Нью Эйдж ста- ло применение кристаллов. Обычным кристаллам кварца приписы- ваются необычайные свойства подобно тому, как древние язычники


 

приписывали магические свойства необычным или красивым кам- ням. В представлениях Нью Эйдж кристаллы служат проводниками энергии исцеления, силы и мудрости. Разные цвета кварца влияют на разные части тела и могут быть запрограммированы на удовлетворе- ние конкретных потребностей. Кристаллы прикрепляют к карбюра- торам, чтобы снизить расход горючего, помещают в питьевую воду, чтобы способствовать выздоровлению, или носят на шее для получе- ния энергии и силы разума.

Большое место в оккультных воззрениях Нью Эйдж занимают также НЛО и аномальные неземные явления. Считается, что отдален- ные звездные системы населены высокоразвитыми существами, ду- ховно и научно на миллионы лет опереждающие землян. Эти предста- вители «космического разума», судя по всему, делятся своими высо- кими познаниями с особо избранными земными контактерами. Даже если эти неземные существа реальны, то кем они являются – предста- вителями иных цивилизаций или же иного измерения – демоничес- кого? Последнее более вероятно, поскольку все их сообщения проти- воположны христианскому учению.

Характерной чертой оккультного направления Нью Эйдж явля- ются и различные гадательные практики. Лишенные уверенности в настоящем, люди во все века стремились проникнуть в будущее. Га- дательные практики Нью Эйдж, как и все остальное в этом движении, отнюдь не новы. Это просто видоизмененные древние ритуалы, отвра- тительные для Бога: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чаро- дей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18:10-12).

Астрологи составляют гороскопы, заявляя, что одна часть Божь- его творения (звезды и планеты) определяют судьбу другой части Божьего творения (человека). Набрав номер «900» междугородной телефонной связи, вы можете поговорить с экстрасенсом, который за отдельную плату даст вам консультацию по любому вопросу, начиная от безответной любви и кончая финансовым планированием. Прорицате- ли Нью Эйдж продолжают распространять старую ложь сатаны, будто человек может, как Бог, знать не только добро и зло, но и будущее.


 

Распространение оккультного направления Нью Эйдж

 

Огромное множество ощущений и воздействующих на сознание пе- реживаний можно испытать на различных мероприятиях движения Нью Эйдж. Эти мероприятия, кроме того, привлекают большое обще- ственное внимание к организаторам и распространителям Нью Эйдж.

Фестивали разума, тела и духа (сборища экстрасенсов) – один из примеров подобных мероприятий. В США они собирают до 100000 приверженцев Нью Эйдж и множество любопытных зевак. Посещая

«экспертов», они узнают о тайнах своей прошлой жизни, получают

советы астрологов, узнают о нумерологии, толковании карт Таро, силе кристаллов, аурах, НЛО и т.п. Им продают пирамиды, кристал- лы, фиторецепты, цветочные настои и здоровую пищу.

Время от времени предпринимаются попытки привлечь всех лю- дей на земле к «выбросу своей энергии» в одно и то же время по все- му миру, чтобы достичь мгновенного решения мировых проблем, мира и процветания. 31 декабря 1986 состоялась Минута всемирно- го сотрудничества, целью которой было достижение «планетарной пятидесятницы» через наделение человечества божественностью, уничтожение всяких межнациональных границ, установление единой мировой религии и достижение бессмертия. В августе 1987 был орга- низован всемирный праздник «Гармоничнеского совмещения». В древних святилищах по всему миру должны были собраться, по мень- шей мере, 144 000 «радужных людей», цель которых заключалась в достижении «гармонического резонанса», который, в свою очередь, должен был ввести человечество в Нью Эйдж. Весь оккультный ба- гаж оказался кстати: языческие ритуалы, шаманские камлания, очи- щение, сила кристаллов и т.п.

В 1993 г. в Чикаго было организовано собрание Совета мировых религий (подобно первому такому собранию в 1893). На нем стало ясно, что религиозная философия Востока овладела мировыми рели- гиями, включая некоторые ветви христианства. При этом, хотя далеко не все вероисповедания были представлены, акцент делался на вос- точных религиях и на концепциях Нью Эйдж. «Фактически, это ме- роприятие было вполне способно перенести видение мира западного среднего класса, политически и духовно настроенного на ценности Нью Эйдж «во все мировые религии»284.


 

К одной из главных движущих сил оккультного направления Нью Эйдж следует отнести индустрию развлечений. Кино – это мощное средство воздействия на миллионы людей. Трилогия «Звездные вой- ны» была лишь первыми фильмами, в которых наблюдается пантеи- стическая идея божественной Силы, интуитивной связи с потусто- ронним миром, с «ушедшими учителями», которые представляют собой некую иерархию, призванную ввести человечество в Нью Эйдж. Сага «Индиана Джонс», трилогия «Дитя каратэ», а также та- кие детские фильмы, как «Темный кристалл» и «Ива», пропитаны философией Нью Эйдж. «Король Лев» также снят в духе Нью Эйдж. Сюда же можно добавить популярный телесериал «Открытие Севе- ра». Общая идея повторяется снова и снова: человек имеет все, что ему необходимо, внутри самого себя, а единственная реальность – то, что воспринимается.

Наибольшую выгоду из Нью Эйдж извлекают предприниматели. Людям свойственно стремление к новому, особенно если оно сулит много разных переживаний. Издатели книг Нью Эйдж получают бас- нословные барыши. Библиотечный каталог 1990 г. содержит трех- страничный список книг, написанных в духе Нью Эйдж. Растет так- же и число магазинов, торгующих исключительно книгами Нью Эйдж и соответствующей продукцией, среди которой астрологичес- кие карты, кристаллы, карты Таро, музыка Нью Эйдж, книги по кол- довству, шаманству, креативнной визуализации, связи с потусторон- ним миром и т.п. Семинары, посвященные потенциалу человека и связи с потусторонним миром, которые проводятся по выходным, обычно приносят по $400 с посетителя.

Марго Адлер, жрица ведьманского шабаша, пишет: «Божествен- ность неизбежна во всей природе. Она внутри вас настолько же, на- сколько снаружи... Женщины (и мужчины) никогда не поймут своей творческой энергии и божественной сущности, пока не откроют в себе творческое женственное начало, источник вдохновения, богиню внут- ри себя».

Оккультизм Нью Эйдж кроме того способствовал пробуждению неоязыческого культа женщины-богини с его особым видом феми- низма – результатом отрицания Бога Творца. Оккультисты Нью Эйдж указывают на некоторую точку древней истории, когда люди поклонялись именно творению (земле, луне и звездам) как воплоще- ниям богини – Великой Матери. При этом христианство обвиняется


 

в создании Бога мужского пола – защитника войны, эксплуататора женщин и природных ресурсов. «Гипотеза Геи» Гея – древнегречес- кая богиня-земля, от которой якобы произошли горы и море, первое поколение богов, циклопы и гиганты. – Прим. ред., выдвинутая эко- логами Нью Эйдж, гласит, что земля и все на ней обитающее есть еди- ный живой организм: саморазвивающееся и самодостаточное женское начало.

С оккультным направлением Нью Эйдж связано множество имен. В конце 1980 – начале 1990-х на арене Нью Эйдж ярко светилась фи- гура Шерли Маклейн, киноактрисы и танцовщицы. Ее книги и теле- визионные минисериалы 1987 г. прочно связали это имя с Нью Эйдж. В набор инструментов Маклейн входили мантры, кристаллы, догма- ты реинкарнации и все прочее, что имеет отношение к Нью Эйдж. На своих семинарах она выступала с лекциями по кундалини-йоге, опы- ту визуализации и откровениях о Лемурии (континент рядом с леген- дарной Атлантидой).

В Нью Эйдж часто вводятся в обиход новые имена. Д.З. Найт, до- мохозяйка из Вашингтона, стала «звездным гуру», подобно Ш. Мак- лейн и Л. Эванс. Найт заявила, что может входить в контакт с воином Рамфой, жившим 35000 лет назад, который, якобы, давал откровения относительно божественности человеческой расы: «Бога... нет вне тебя, ибо ты – Бог». Достаточно заплатить $400 за семинар, и можно услышать самого Рамфу, также широко распродаются «его» книги и видеокассеты. Среди последователей Нью Эйдж встречается немало неожиданных имен. Психиатр Элизабет Кублер-Росс285, автор не- превзойденного учебника для университетов и больничных семина- ров, не смогла устоять перед искушением окунуться в оккультизм. Она начала увлекаться спиритизмом, и постепенно, к глубокому изумлению ее коллег, была поглощена миром контактеров с иными измерениями.

Барбара Хаббард Не путать с Лафайетом Хаббардом, основателем церкви саентологии. – Прим. ред., некогда уважаемая писательница- футуристка и кандидат от демократической партии на пост вице-пре- зидента США в 1984 г., также стала проповедницей идей Нью Эйдж. Она была в числе организаторов Минуты всемирного сотрудниче- ства. Хаббард говорит, что ожидает быстрого и захватывающего ка-

 

278 The Aquarian Conspiracy. Заговор Водолея, 1980.


 

чественного скачка человеческой эволюции, в результате которого появится раса сверхлюдей, превосходящая современное человечество в такой же степени, в какой современные люди превосходят обезьян. Вместе с другими более философски настроенными последователя- ми Нью Эйдж она говорила о необходимости произвести некоторый

«процесс селекции». Под этим она понимала, что люди, лишенные

«божественного сознания» и неспособные к дальнейшей эволюции, должны быть устранены с планеты земля, дабы позволить остальным развиваться беспрепятственно.

Современным теологом, который своими фильмами повлиял на представление людей о Боге больше, чем кто-либо другой, иногда на- зывают Джорджа Лукаса. Он снял трилогии «Звездные войны», «Ин- диана Джонс», а также фильм «Ива». Все эти киноленты насаждают идею о безликом энергетическом поле, так называемой Силе, которая, по мнению Лукаса, окружает каждого человека и к которой можно об- ратиться с благой или дурной целью.

Бывший астронавт Эдгар Митчел – еще одно неожиданное имя в оккультных кругах Нью Эйдж. Он объявился на собрании последо- вателей Нью Эйдж у Джона Денвера (также яркое имя в Нью Эйдж), где обсуждались вопросы окружающей среды. Митчел, пожалуй, бо- лее всего ассоциируется с книгой «Путь чудес». Продавцы обычно го- ворят, будто она была передана Иисусом Христом через особого кон- тактера, неверующую еврейку Елену Шукман. «Путь чудес» содер- жит скрытое извращение христианства. По этой книге читались проповеди даже в христианских церквах, и часто самим Митчелом.

Как утверждает специальный фонд, цель которого – распростра- нение «Пути…», главной целью появления этой книги в трех томах, является исправление ошибок христианства, которое за долгие сто- летия, якобы, утратило учение Иисуса. В результате люди были вве- дены в заблуждение относительно греха, вины, прощения, смысла распятия и воскресения Иисуса. Чудеса, описанные в «Пути…» – ис- правление ложных толкований, навязанных мышлению людей. Эта оккультная работа – странное теологическое месиво, в котором люди представлены сынами Божьими в том же смысле, что и Христос, зло побеждается посредством нового восприятия реальности, а искупле- ние совершают сами люди, когда «переосознают реальность».

Многие люди, связанные с этой книгой лишь косвенно, получи- ли от нее немалые прибыли. В 1992 Марианна Вильямсон со своей ра-


 

ботой «Возвращение к любви: размышления о «Пути чудес» получи- ла первое место в рейтинге бестселлеров Нью-Йорк Таймс. Кроме того, она проехала по стране с лекциями, была приглашена на интер- вью в шоу Офры Винфри. Книга, лекции и интервью с Вильямсон еще больше разожгли интерес к «Пути чудес».

Некоторые метафизические объединения переживают новый подъем популярности в связи с движением Нью Эйдж – Теософское общество, Ассоциация по исследованиям просветления (Эдгар Кейс), древний мистический орден Розы и Креста, Школа христианского единства и Эканкар. Движение Нью Эйдж породило такие новые организации как Церковь религиозной науки, Братство Урантия, Церковь всеобщую и торжествующую, Трансцендентальную медита- цию и Движение внутреннего мира.

В своей книге «Нью Эйдж лжет тебе» Элдон Винкер пишет:

«Оккультный аспект Нью Эйдж показывает, что старая ложь сата- ны все еще действует, заставляя людей верить, будто они контроли- руют свое бытие в вечности. Сатана и его бесы приходят под маской совершенных существ с высоким уровнем сознания, будто единствен- ная цель которых – привести человеческую расу к самодостаточно- му совершенству. Нью Эйдж имеет множество инструментов духовного разрушения»286.

 

Грядущее

 

Лидеры Нью Эйдж согласны в том, что новый порядок (то есть эра Водолея) наступит, когда критическая масса индивидов достигнет со- стояния «личного преображения». Эту критическую массу сравнива- ют с пресловутой соломинкой, переломившей спину верблюда: в оп- ределенный момент с прибавлением одного-единственного вовлечен- ного в Нью Эйдж произойдет вселенский сдвиг сознания, и человечество вступит в «Новый век» (Нью Эйдж).

Чтобы проиллюстрировать, как работает теория критической мас- сы, многие авторы Нью Эйдж приводят сказку о сотой обезьяне. В сказке повествуется о том, что в семействе обезьян некоторые нача- ли перед едой мыть пищу. После того как один самец сотым по счету включился в процесс, все обезьяны стали мыть свою пищу. Некото-

 

279 Tal Brooke, When the World Will Be as One, стр. 73.


 

рые оккультисты Нью Эйдж избрали 2000 г. годом сотой обезьяны.

Короче говоря, мировоззрение оккультного направления Нью Эйдж заключается в том, что человечество находится на пороге все- могущества. Совершенные существа, достигшие уровня божества, уже среди нас, хотя мы их и не видим. Их сила и мудрость доступны лишь просветленным, тем, кто готов отвергнуть всякую объективную истину и реальность ради призрачного мира самообожествления.

 

 

ГУМАНИЗМ НЬЮ ЭЙДЖ

 

В гуманистическом ответвлении Нью Эйдж уже нет ни языческих предрассудков, ни магических приемов, ни представлений о беско- нечных перевоплощениях, по крайней мере, в той степени, как в ок- культном. Однако гуманистическая форма все же сохраняет челове- коцентрические мечты об утопическом совершенном общества и ми- ровом порядке.

Гуманисты Нью Эйдж в числе первых признали, что в Нью Эйдж существуют два направления. Давид Шпенглер, один из привержен- цев Нью Эйдж, написал вступительную статью к «Каталогу Нью Эйдж «, опубликованному редакцией журнала «Тело, Разум и Дух». В своей статье Шпенглер выражает сожаление о том, что Нью Эйдж зачастую представляется людям как языческий культ, оккультизм, учение о контактах с миром духов, кристаллах и реинкарнации. Это, по его мнению, ограниченный и заведомо искаженный взгляд. Его оп- ределение Нью Эйдж включает «возрождение чувства святости, внут- реннего побуждения к осознанию и проявлению своей собственной божественности в акте соучастия, синергии с божеством, наполняю- щим все творение, и с Источником этой божественности, чью искон- ную природу мы до сих пор пытаемся познать».

На первый взгляд может показаться, что гуманизм Нью Эйдж – это всего лишь новая форма старого светского гуманизма. И в том и в другом присутствуют все те же шесть принципов. Однако между ними существуют и ощутимые различия.

 

Сходство светского гуманизма и гуманизма Нью Эйдж

 

Принципы светского гуманизма изложены в Гуманистических мани- фестах I и II. Некоторые их фрагменты сопоставимы с шестью прин- ципами движения Нью Эйдж .


 

Приверженцы Нью Эйдж убеждены, что Бог – безликая сила, все- ленская энергия, не отделимая от творения. Кроме того, человечество находится в процессе непрерывной эволюции, направленной к более совершенному уровню сознания. Манифест I гласит: «Мы полагаем, что вселенная самодостаточна и никем не сотворена... (Человек)...по- явился в результате непрерывного развития»287.

Согласно принципам Нью Эйдж, человечество имеет божествен- ную природу, и в Манифесте сказано: «Нас не спасет никакое боже- ство, мы сами должны спасти себя»288. Иными словами, не существует божества вне человека, чтобы разрешить проблемы человеческого бытия.

Приверженцы Нью Эйдж считают, что незнание своей божествен- ности – корень всех человеческих проблем. Подобно и в Манифестах названо ошибкой отделение божества от человечества:

«Мы полагаем, что религиозные формы и представления наших от- цов не вполне адекватны... Традиционная догматика и авторитарные религии, ставящие откровение, Бога, обряды или вероисповедания выше человеческих потребностей и опыта, вредят человеку как био- логическому виду»289.

 

«Человечество нуждается в преображении», – твердят привержен- цы Нью Эйдж. В Манифесте I при описании той же цели употребле- но выражение «полная реализация»: Концом жизни человека следует считать «полную реализацию человеческой личности»290.

Движение Нью Эйдж уделяет много внимания технике достиже- ния преображения. В Манифестах предлагается более простой метод:

«Гуманист находит реализацию своих религиозных переживаний в усиленном ощущении собственной жизни и в совместных устремле- ниях к повышению благополучия общества»291.

 

«Технологии – жизненно необходимые средства прогресса челове- чества и его дальнейшего развития»292.

 

 

280 Манифест I, стр. 8.

281 Манифест II, стр. 17.

282 Манифест II, стр. 16.

 

283 Channels, Newsletter of The Center for Transformation, vol. 1:1, Summer 1988.


 

И еще: для установения совершенного мирового порядка привер- женцы Нью Эйдж ожидают преображения достаточного числа людей. Не менее амбициозен в этом плане и светский гуманизм:

«Наконец человек осознал, что только он ответственен за реализа- цию своей мечты, и что он имеет в себе самом силы для того, чтобы это осуществить»293.

 

«Следующее столетие может и должно быть гуманистическим»294.

Примечательно, что ни светский гуманизм, ни гуманизм Нью Эйдж не признают универсальных моральных и этических стандар- тов. Если светский гуманист видит всякую этику «автономной и си- туативной»295, то как гуманист Нью Эйдж считает добро и зло отвле- ченным вопросом «личной реальности» который трактуется приме- нительно к конкретной ситуации.

 

Отличия светского гуманизма от гуманизма Нью Эйдж

 

Несмотря на множество схожих черт в светском гуманизме и гума- низме Нью Эйдж, различия между ними весьма глубоки. Гуманизм Нью Эйдж рассматривает человечество как Бога. Светский гуманизм открыто не отрицает существование Бога, но утверждает, что вера в Бога не имеет никакой пользы для нужд человеческого общества. Он поощряет максимальное саморазвитие, однако не утверждает, что че- ловеческий потенциал неограничен, или что человек может достичь уровня божества.

Вышесказанное не оправдывает светский гуманизм, поскольку его секуляризм направлен против Бога и Его милостивого провидения, отрицает Его великие деяния в истории и Его нравственные стандар- ты, дарованные ради процветания общества. И самое главное – это губительное для души отрицание благодати Божьей, явленной для восполнения глубочайшей потребности человека – восстановлении первозданных отношений с Богом. Это отрицание прощения в Иису- се Христе.

Итак, гуманизм Нью Эйдж – философия открытого бунта против Бога. Ее цель – ни больше, ни меньше – замена Бога человечеством

 

284 Elliot Miller, Christian Research Journal, Fall 1993, p. 11.

 

285 Смерть и умирание (Death and Dying).


 

и распространение веры в то, что человек обладает божественными качествами. Ради этого движение Нью Эйдж стремится заручиться поддержкой основных слоев общества. Средства, при помощи кото- рых движение Нью Эйдж распространяет свое влияние на все сферы жизни – еще одна характерная черта гуманистического направления Нью Эйдж.

 

Средства гуманизма Нью Эйдж

 

В 1980 г. социолог Марлен Фергусон выпустила книгу под названи- ем «Заговор Водолея», выразившую философию Нью Эйдж. Уже в то время она отмечала, что в общественном образовании работает наи- большее число приверженцев Нью Эйдж (десятки тысяч), более, чем в какой-либо другой отрасли. Говоря о «героях образования», она процитировала одного из них: «Психология саморазвития должна быть тайно внедрена в школу»296.

Нью Эйдж в общественном образовании: Целенаправленное при- менение техник совершенствования сознания, начавшееся с недавних пор, – нечто новое в массовом образовании... Изменение состояния сознания воспринимается вполне серьезно: упражнения по концент- рации, медитация, релаксация и тренировка воображения – все это направлено на развитие интуитивного восприятия вещей и позволит мозгу полностью участвовать в процесс обучения297.

Подход гуманистического Нью Эйдж к начальной школе был хо- рошо показан доктором С. М. Пиерсом, профессором педагогики Гар- вардского университета:

«Каждый ребенок в Америке, поступающий в школу, умственно бо- лен, поскольку несет в себе убеждение в верности отцам-основате- лям, избранным представителям власти, родителям, вере в сверхъестественного Бога и независимости американской нации как таковой. От вас, учителя, зависит выздоровление этих больных де- тей, если только вы преобразите их в интернациональных детей бу- дущего» (1973 г.).

Одна из известнейших и влиятельных педагогов, доктор Беверли Галиан (...1984), дополнила философию д-ра Пиерса новыми идеями Нью Эйдж. Несмотря на значительное религиозное содержание, ее

 

286 Винкер Элдон. Нью Эйдж лжет тебе. с. 70, 71.


 

учебный план был принят в 38 общественных школах Калифорнии. Он содержит приемы управления воображением, йогу, а также био- логическую обратную связь, чтобы познакомить детей с внутренним

«я» которое руководит ими в принятии решений или различении доб- ра и зла. Образовательная философия Галиан часто цитируется в ка- честве краткого резюме ее идей:

«Когда мы увидим, что все мы – Бог, что мы имеем божественные качества, тогда, на мой взгляд, единственная цель человеческого су- ществования будет заключаться в постепенном достижении богопо- добия в нас…».

Согласно образовательной философии Галиан, ценностные ори- ентации, которым учат в школе, не должны подразумевать никаких стандартов вообще, они не должны навязываться ни учителями, ни родителями, ни обществом, ни церковью, ни даже научными дисцип- линами, поскольку всякая истина – лишь то, что воспринимается от- дельным человеком. Приятие ценностных решений – само по себе яв- ляется неотъемлемой частью нашего повседневного бытия. Мы заду- мываемся над нашими ценностями каждый раз, принимая решение, мы взвешиваем все за и против, думаем об альтернативах, сопостав- ляем плюсы и минусы возможных вариантов. Ни одно мудрое реше- ние не обходится без такого процесса. Однако выбор только тогда ста- новится подлинным, когда он соразмерен некоторому стандарту – ре- лигиозному, морально-этическому или культурному. Принятие же решений без такого стандарта может легко превратиться в полную анархию. Один автор, Мори Смит, пишет:

«Ценностная ориентация не диктует человеку, какими должны быть его ценности, она лишь дает ему способ понять, какими ценностями он уже живет».

 

Он ссылается на другого автора, который утверждает: «Взрослый должен исключить из речи всякие намеки на правильное и непра- вильное мнение, на приемлемость или неприемлемость того или ино- го утверждения».

Благодаря таким личностям как д-р Дж. Хьюстон и М. Фергусон, Нью Эйдж прочно закрепил свои позиции в области психологии. В одном из интервью Фергусон сказала: «Нравственные устои и струк- туры, основанные 2000 лет назад, сегодня устарели. Эта ветошь боль- ше не работает». А в «Заговоре Водолея» она пишет:


 

«Кому-то очень хочется заманить нас обратно, в плен старых обяза- тельств: обратно к Богу, к простенькой религии прошлых столетий,

«назад к основам», в лоно незатейливого образования и безрассуд- ного патриотизма. Нас призывают вернуться к абсолютному «раци- онализму», даже если ему противоречит личный опыт и передовая наука»298.

Выражения типа «личный опыт и передовая наука» и другой на- бор наукоподобных слов создают видимость неопровержимых фак- тов. Это не случайность, потому что наука – еще один способ проник- новения Нью Эйдж в наше общество, ставя знак равенства между Нью Эйдж и научными открытиями. В американской культуре при- нято доверять уважаемым ученым и их беспристрастным суждениям. Наиболее выдающийся современный физик Нью Эйдж Ф. Капра в своей книге «Дао физики» переходит от физики к метафизике безо всяких предупреждений. Интересно то, что д-р Капра сообщает, что его «научным» открытиям предшествовало «духовное обращение». Многие из его утверждений – скорее мистические откровения, чем обоснованные научные заключения.

Нью Эйдж прочно закрепил свои позиции в области здравоохра- нения. Внимательные и заботливые врачи веками говорили, что здо- ровье – вопрос целостности тела, разума и духа. Сегодня многие ра- ботники здравоохранения – приверженцы Нью Эйдж – заявляют об

«открытии» целостного (холистического) здоровья, вешая на тради-

ционную медицину ярлык «безличностной» и ориентированной на лекарства. Оздоровительная техника Нью Эйдж особенно распрост- ранилась среди среднего медицинского персонала через идеи так на- зываемого терапевтического прикосновения, техники транса – дви- жения руки по телу пациента с целью сфокусировать индуистскую прану, «мировую жизненную силу», дарующую исцеление. Иногда для подготовки кадров, производящих эти исключительно религиоз- ные ритуалы, задействуется даже федеральный бюджет.

В 1993 Ассоциация «Ридерз Дайджест» опубликовала «Семейное руководство по естественной медицине». Помимо всего прочего, кни- га одобрительно отзывается о такой альтернативной медицине Нью Эйдж как шаманское целительство, балансирование инь и янь, тера- певтическое прикосновение, йога, рефлексология и другие подобные

 

287 Манифест I . стр. 8.


 

средства, «высвобождающие течение жизненной энергии по телу»299.

Излюбленной мишенью Нью Эйдж оказалась также внутренняя и международная политика. Приверженцы Нью Эйдж часто припи- сывают себе актуализацию тех вопросов, которые еще до них были подняты другими организациями: загрязнение окружающей среды, истощение запасов энергетического сырья, экономическая несправед- ливость, растущая угроза ядерной катастрофы и т.п. По сути, эти за- боты не являются интересами Нью Эйдж с его пантеистической ве- рой в божественную сущность творения.

Движение Нью Эйдж вполне осознает, что оно может иметь боль- шие политические выгоды, когда внимание общества бывает отвле- чено какими-нибудь очередными выходками звезд оккультного Нью Эйдж. Западноевропейская партия зеленых – организация, открыто принадлежащая к Нью Эйдж. Она добилась немалых успехов в про- движении своих кандидатов на руководящие посты. Партия действи- тельно поднимает некоторые насущные вопросы, однако при этом выступает за легализацию абортов и гомосексуализма. Но главным образом, «зеленые» отвергают веру в Бога Творца и Его независи- мость от сотворенного мира. Американская партия зеленых не дос- тигла успехов своих европейских соратников, однако ей удалось выд- винуть своих кандидатов во многих избирательных округах США.

Что касается международной арены, то Организация Объединен- ных Наций обеспечила прочную платформу для движения Нью Эйдж, поддерживая и поощряя организации вроде «Граждан Плане- ты». Основанная Д. Кизом, долгое время работавшим консультантом в ООН, она некоторое время имела штаб-квартиру расположенную в одном из ооновских зданий. Известный масон Роберт Мюллер, быв- ший заместитель генерального секретаря ООН, является активистом Нью Эйдж, он верит, что ООН сыграет важную роль в мировом пре- ображении. Мюллер пишет:

«В нас, людях, присутствует божественный, космический элемент, который будет развиваться и расти до тех пор.., пока вселенная не осознает себя в нас... Воплощенный Бог, или Христос, присутствует во всех нас, и мы должны являть Его сущность»300.

 

 

288 Там же, стр.16.

289 Там же, стр. 10.


 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!