ГЛАВА ВТОРАЯ. Что такое масонство? 10 страница



 

* С. М, Соловьев. История Pоссии. т. XIV. С. .1173-1174.

 

30 сентября 1698 года к месту казни отправляется первый транспорт осужденных. Петр принимает активное участие в казни. Головы стрельцов летят от царского топора. Петру мало было того, что он сам работал топором, он хотел, чтобы и его приближенные делали то же; орудовали топором Голицын, Меншиков и Ромодановский. Только иностранцы Лефорт и полковник Преображенского полка Бломберг отказались от этой ужасной работы. Приговоренных привезли на Красную площадь в санях попарно, с зажженными свечами в руках и положили рядом по 50 человек вдоль бревна, служившего плахой. II октября было совершено 144 казни; 205 человек было казнено 12 октября; 141 - тринадцатого; 109 - семнадцатого; 65 - восемнадцатого; 106 - девятнадцатого. Двести стрельцов были повешены перед окнами Софии в Новодевичьем монастыре, причем трое из них держали в руках копии прошения, адресованного царевне. Русские были раздавлены, власть перешла в руки иностранцев. Утро стрелецкой казни сменилось непроглядной ночью для русского православного народа.

 

ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ После жестокой расправы над стрельцами начинается эпоха преобразований.

 

Первые распоряжения были направлены против православия и национального своеобразия. В 1698 году открывается гонение на бороду и платье. Брадобритье, по понятиям православных того времени, считалось грехом. Люди с блудоносным образом, то есть с бритой бородой, почитались еретиками. Ревнители отеческих преданий употребляли все усилия, чтобы искоренить <еллинские, блуднические, гнусные обычаи>. Ярым противником бритья бород был и патриарх Иоаким.

 

* А. Г. Брикнер. История Петра Великого.

 

Насколько тяжело было народу расставаться с бородою, мы видим из описаний Перри. Про одного плотника, которому особенно благоволил Петр, он рассказывает, что тот носил остриженную бороду всегда с собою, чтобы она была положена в его гроб, дабы не предстать св. Николаю без бороды. По рассказу этого плотника английскому инженеру, и прочие рабочие поступали также*. Но с воззрениями и настроениями народа не считались. Перед преобразователями стала неотложная задача спешно переделать московских бородачей в бритых европейцев. В декабре 1699 года объявлено, что вперед летосчисление будет введено не от сотворения мира, а от Рождества Христова и Новый год будет праздноваться не 1 сентября, а 1 января, по образцу всей Европы. В январе 1700 года возвещен с барабанным боем на площадях и улицах указ к масленице, не позже, надеть платье - кафтаны венгерские. В 1701 году новый указ: мужчинам надеть верхнее платье саксонское и французское, а исподние камзолы, штаны, также сапоги, башмаки и шапки - немецкие; женщинам - шапки, кунтуши, юбки и башмаки, тоже немецкие. У городских ворот расставлены присяжные наблюдатели бород и костюмов, которые штрафовали бородачей и носителей нелегального платья, а самое платье тут же резали и драли. Дворян, являвшихся на государев смотр с небритой бородой и усами, нещадно били батогами. У строптивых вырывали бороды с корнем.

 

<Раскольникам-бородачам, - пишет Ключевский, - предписан особый костюм, и даже их женам, природой избавленным от побородного налога, ведено в наказание за мужнину бороду носить длинные опашни и шапки с рогами. Купцам за торг русским платьем -кнут, конфискация и каторга>. В довершение всего русским людям насильно воткнули в зубы трубку и заставили курить табак, что русские рассматривали как тяжкий грех. Затем последовали важные указы и относительно церкви и православного духовенства. По смерти патриарха Адриана Петр решил повременить с избранием ему преемника.

 

Управление церковью было поручено <местоблюстителю патриаршего престола>. В 1700 году рязанский митрополит Стефан Яворский был поставлен экзархом, администратором и наместником патриаршего престола. Патриарший дом, дела архиерейские и монастырские повелено ведать боярину Мусину-Пушкину: <сидеть на патриаршем дворе в палате и писать монастырским приказом>. Все церковное имущество: вотчины с населением в II 800 крестьянских дворов, оброчные статьи, церковные вклады, - управление ими и доходы с них были переданы в ведение Монастырского приказа. Затем последовало и прямое отчуждение церковных земель в виде продажи или пожалования отдельным лицам.

 

Духовенству были определены весьма скромные оклады содержа- ния. Под видом исправления монастырской жизни проводится ряд стеснительных мер в отношении монастырей и монахов. По повелению Царя велено переписать все монастыри - мужские и женские, причем всем монахам и монахиням, которых застанут переписчики, оставаться в своих монастырях <не исходно>. Монахам в кельях наедине запрещено писать, отнято право иметь чернила и бумагу, писать разрешалось только в трапезной, в определенном месте, с позволения и под наблюдением начальника. Ни в мужских, ни в женских монастырях нельзя было никого постричь без царского указа. Монастырские и архиерейские вотчины лишены были дохода. Указами 1701 и 1702 годов на содержание монахов и монахинь было определено весьма ограниченное количество хлеба и денег. В 1705 году последовал новый указ: архиереям и наставникам монастырей давать жалованье <против прежних дач с убавкою>, а в архиерейских домах всяких чинов людям давать половину, а другую половину собрать в монастырский приказ на дачу жалованья ратным людям. Монастыри облагались всевозможными поборами и обязаны были выполнять тяжелые повинности. С монастырей требовали лошадей, каменщиков, кирпичников, столяров, кузнецов, печатников, но главное, денег или хотя бы серебряную посуду или ломаное серебро. Непомерные и изнурительные поборы вызывали справедливые жалобы и молчаливый ропот духовенства. Новгородский митрополит Иов, сочувствовавший реформам Петра, писал последнему челобитную с просьбой освободить его от посылки плотников на воронежскую верфь и денег, указывая, что <у меня денег нет. Да освободит великий государь от такого несносного и невозможного даяния>*.

 

Эти денежные и натурою поборы убивали церковную и монастырскую жизнь и ставили белое духовенство и монашество в невыносимое положение. Петр не понимал назначения монашества и той великой роли, которую русская обитель сыграла в истории культурного развития России. По его мнению, монахи - это <тунеядцы и лентяи, которые только и делают, что питаются от чужих трудов и проводят время в праздности>. Церковная политика Петра носила революционный, разрушительный характер. С одной стороны, для улучшения духовенства Петр требовал распространения просвещения, с другой, лишая духовенство материальных средств, он отнимал всякую возможность к его распространению. Созданная большою любовью и трудами св. Димитрия^ школа должна была закрыться по крайней скудости, при заведенных Петром порядках, в когда-то богатейшей Ростовской епархии. Об этом печальном событии св. Димитрий писал своему другу Иову Новгородскому письмо, полное горечи и печали: <Я, грешный, пришедши на престол ростовской паствы, завел было училище греческое и латинское, ученики поучились года два и больше и уже могли было грамматику разуметь недурно. Но попущением Божиим скудость архиерейского дома положила препятствие. Питающий нас вознегодовал, будто много издерживается на учителей и учеников, и отнято все, чем архиерейскому дому питаться, не только отчины, но и церковные дани и венчанные платы; умалчиваю о прочих поведениях наших>.

 

Е. Н. Пoceянин. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века.

 

Оскудение митрополичьего дома дошло до того, что св. Димитрию нечего было дать просящим, святитель был лишен единственного утешения - выписывать книги и пополнять свое единствен- ное сокровище - библиотеку иностранными изданиями. Незадолго до своей кончины в 1768 году он пишет Иову Новгородскому, приславшему ему полбочкп рыбы: <Не имеем что воздать, убогсый. Молю богатого в милости Христа, да Он воздаст>.

 

Поборы с монастырей объяснялись государственной необходимостью. Этому наивному объяснению продолжают верить, хотя факты красноречиво говорят и доказывают, что все поборы с монастырей и духовенства имели главную, исключительную цель убить самодеятельность церкви и обители. Все эти сборы давали в казну гроши. Меншиков и другие <птенцы гнезда Петрова> путем грабежа и воровства народных денег наживали колоссальные состояния, переводя, как, например, Меншиков, Куракин и комиссар князь Львов, деньги в чужестранные банки. Православные епископы влачили нищенское существование, отказывая себе в самом необходимом, а реформаторы вроде Лефорта жили в великолепных дворцах, обставленных с большой роскошью, и задавали шумные пиры и попойки с танцами и маскарадами. Много горя пережил св. Димитрий в Ростове. Присланный от Монастырского приказа Воейков вел себя непочтительно и докучал святителю. Однажды, когда святитель служил литургию в соборе, стольник распорядился бить кого-то на правеже. Крик наказываемого был слышен в церкви. Святитель приказал, чтобы истязание прекратили. Стольник отказал. Святитель тогда, прервав службу, ушел в свое село Демьяны.

 

В письме к другу своему Стефану Яворскому св. Димитрий писал: <Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиет на небо и возбуждают гнев и отмщение Божье>. Признавая пользу некоторых реформ Петра, св. Димитрий резко и бесстрашно осуждал все, что шло против дела церкви. По поводу указа Петра не соблюдать в армии посты св. Димитрий вынужден был выступить с резким словом, особенно после того, как один солдат вопреки воле начальства нс желал нарушить поста. Св. Димитрий произнес проповедь о двух тиранах - Иродовом и Христовом; в этой проповеди указуются блудники, пьяницы, подражающие Бахусову ученику Лютеру, разрешающие посты в полках. Св. Димитрий не сочувствовал многим проявлениям реформы в отношении церкви. Он отстаивал полную неприкосновенность имений, принадлежащих церкви, то есть отстаивал ту же точку зрения, за которую боролся и погиб при Екатерине II его преемник по ростовской кафедре св. Арсений Мацеевич". В рукописи <Келейной летописи> св. Димитрия есть место, пропущенное в печатных изданиях, о церковных имениях, отобрание которых вызывает самое резкое осуждение святителя: <Хощеши ли грабити - спросися Илиодора, казначея царя сирийского Селевка, иже пришел во Иерусалим ограбити церковь и биен бысть ангельскими руками>*.

 

* Е. Н. Поселянин. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века.

 

С протестами не считались. Мероприятия проводились круто и без колебаний. Всякая оппозиция была задавлена. Большинство духовных и монашествующих лиц находилось в унизительном и бесправном положении, и их при первой попытке заявить свой голос ждала беспощадная расправа.

 

Лучшие иерархи того страшного времени, как святители Иов Новгородский, Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский, не пострадали потому, что занимали святительские кафедры далеко от столиц и не принимали участия в высшем церковном управлении. Положение местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского было крайне затруднительно. Отмена патриаршества повлекла за собою потерю церковью самостоятельности. Светская власть приобрела большое значение в духовном управлении. Митрополит Стефан в чисто духовных делах не имел никакой власти. Назначения на места духовного управления шли помимо Стефана, по представлению Мусина-Пушкина, Меншикова и других. В исключительном заведывании Мусина-Пушкина находилась патриаршая типография, по его распоряжению производились переводы, издание книг и даже исправление Библии.

 

НАРОДНЫЕ ВОЛНЕНИЯ В народе начинается глухое брожение против самого Царя. Поведение Петра было вызовом народу; он обрился, оделся по-немецки, царицу насильно заточил в монастырь, а вместо нее в сожительницы взял девку Монсову и открыто презирал все народные обычаи.

 

Нижегородский посадский Андрей Иванов пришел в Москву извещать Государю, что он, Государь, разрушает церковь христианскую: велит бороды брить, платье носить немецкое, табак тянуть - и потому для обличения его, Государя, он и пришел. Неудовольствие было повсеместно, везде слышался ропот; но везде бродили шпионы, наушники, подглядывали и подслушивали и доносили; за одно неосторожное слово людей хватали, тащили в Преображенский приказ и подвергали неслыханным мукам. Ропот в народе против Царя достиг наивысшей точки. Через крайнее унижение русских в привилегированное положение попадают иностранцы, преимущественно протестанты, голландцы и англичане.

 

<Иностранцы, - писал Крижанич, - сели русским на шею; они подобны медвежатникам, которые проткнули русским кольцо на морды и теперь ведут послушного зверя. Они боги, а русские глуп- цы. Они живут у русских господами, русские цари их слуги>. Наконец издевательства иностранцев над русскими привели к восстанию как единственному средству восстановить попираемую справедливость. В 1705 году вспыхивает восстание в Астрахани. В грамотах к окрестным казакам астраханцы писали: <Стали мы в Астрахани за веру христианскую, и за брадобритие, и за немецкое платье, и за табак, и что к церкви нас и наших жен и детей в русском старом платье не пущали, а которые в церковь Божию ходи- ли, и у тех платье обрезывали, и от церквей Божьих отлучали, выбивали вон и всякое ругательство нам и женам нашим и детям чинили воеводы и начальные люди>. Дело объясняется тем, что астраханский губернатор поставил на дверях церквей солдат, приказав оста- навливать при выходе строптивые бороды и выдирать их насильно.

 

Главный мотив восстания - оскорбление религиозно-национальных чувств народа. Это было признано и в столице. В челобитной астраханцев Царю открыто была заявлена жалоба на при- теснение русских иностранцами. <А полковники и начальные люди - немцы, - говорилось в челобитной, - ругаючись христианству, многие тягости им чинили и безвинно били в службах, по постным дням мясо есть заставляли и всякое ругательство женам и детям чинили>. <Полковник Давигней (Девин), - скорбно повествует челобитная, - с иноземцы начальными людьми брали к себе насильством из служилых домовых людей в денщики и заставляли делать самые нечистые работы; они и жены их по щекам и палками били, и кто придет бить челом, и челобитников бил и увечил насмерть, и велел им, и женам, и детям их делать немецкое платье безвременно, и они домы свои продавали и образа святые закладывали; и усы и бороды брил и щипками рвал насильственно>.

 

Челобитная, написанная кровью и слезами, произвела на Царя и окружающих потрясающее впечатление. В ней была написана только правда. По совету Голицына Царь отпустил челобитчиков с грамотою, в которой заключалось всепрощение. Но народ волновался. Крайние элементы не хотели отказаться от той цели, во имя которой было поднято восстание. Слишком глубоко был оскорблен и обижен народ. Движение приняло глубоко религиозный характер, и наиболее стойкие православные горели желанием пострадать и умереть за веру. <Здесь стали, - говорил Яков Носов, - за правду и христианскую веру; коли ни будь нам всем умереть будет, да не вовсе бы и не всякой так, как ныне нареченный Царь, который называется Царем, а христианскую веру нарушил; он уже умер душою и телом, не всякому бы так умереть>.

 

В 1707 году на Дону разражается булавинский бунт. Религиозный мотив в этом восстании играет доминирующее значение. Под знамена Булавина собрались все, чтобы постоять за <истинную веру христианскую>, против <худых людей, и князей, и бояр, и прибыл ыдиков, и немцев, и Петровых судей>. Движение приняло широкие размеры и было с большим трудом ликвидировано лишь к осени 1708 года Сотни были переказнены и перевешаны, тысячи сложили свою голову в борьбе за <старую веру и за дом Пресвятой Богородицы и за всю чернь>. Часть казаков, около 2000 человек, со своими семьями бежала с атаманом Некрасовым на Кубань, в пределы Турции.

 

Царь в представлении народа становится разрушителем веры и гонителем всего самобытного, исконно русского. Небывалое явление в мировой истории, когда народ борется с Царем как антихристом. Народ повинуется власти Царя по-прежнему. Выполняет все тяжелые повинности, платит непомерные налоги, ропщет, но не выходит из повиновения. Но с одним не может помириться народ - это с посягательством на его душу, с оскорблением его веры - его святая святых. Народ приводит в трепет и ужас то, что он в лице Петра видит не Царя - Помазанника Божия, грозного и даже мучительного, а врага Христа и веры православной, Царя-антихриста.

 

ОТКРЫТОЕ и СКРЫТОЕ ГОНЕНИЕ НА ПРАВОСЛАВИЕ и БЫТ НАРОДА

Потеря церковью самостоятельности открыла полную свободу антиправославным элементом. Благодаря покровительственному отношению Петра к протестантам последние стали развивать пропаганду своего учения, совращая православных и подкапываясь под самые основы православной веры.

Орудовали иностранцы: военные, врачи, инженеры и педагоги. <Как давно сын твой стал отвратен от Св. Церкви и от икон?> - спросил священник Иван Иванов в 1708 году у Евдокии Тверитиновой. Она отвечала: <Как от меня отошел прочь и стал искать науку у докторов и лекарей Немецкой слободы!>

 

Распространение протестантской ереси принимает столь широкие размеры, что на это явление обращают внимание и посторонние, нерусские наблюдатели. Серб полковник Божич приезжал к суздальскому митрополиту Ефрему (Янковичу, сербу) и говорил ему: <Мы думали, что в Москве лучше нашего благочестие, а вместо того худшее иконоборство, чем у лютеран и кальвинов: начинается какая-то новая ересь, что не только икон не почитают, но ругают и идолами называют, а поклоняющихся - заблудшими и ослепленными. Человек, у которого отведена мне квартира, какой-то лекарь и, кажется, в политике не глуп, а на церковь православную страшный хулитель, иконы святые и священнический чин сильно уничижает; всякий вечер приходят к нему русские молодые люди, сказываются учениками немецкой школы, которых он поучает своей ереси, про священнический чин, про исповедь и причастие так ругательно говорит, что и сказать невозможно>*.

 

* С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Т. XVI. С. 259.

 

В Москве была открыта секта самых исступленных кальвинистов. Стрелецкий лекарь Тверитинов начал рассеивать дерзкие хулы на святые иконы, крест, мощи, евхаристию, на призывание святых, поминовение усопших, литургию, посты, значение добрых дел и другие предания православной церкви. Эта зараза быстро распространилась. Цирюльник Фома Иванов дошел до такой дерзости, что публично произносил в Чудовом монастыре хулу на св. Алексея и разрубил ножом его икону. Еретики Стефаном Яворским были преданы суду, и в отношении некоторых были приняты меры наказания, но такой исход нс понравился иностранцам, и постановление собора 1714 года, на котором были осуждены еретики, не было приведено в исполнение. Дело Тверитинова было вновь передано на рассмотрение, и Стефан из обвинителей попал в обвиняемые. Сенаторы стали на сторону Тверитинова против Стефана. Настояния последнего и желание деятельно вмешаться в судебное разбирательство привели к тому, что Стефана выгнали из Сената. Борьба с протестантизмом была фактически невозможна, так как встречала открытое противодействие со стороны правительства. Для борьбы с протестантской ересью Стефан Яворский написал книгу <Камень веры>, в которой была изложена полная система христианского вероучения с опровержением всех заблуждений протестантов, но это сочинение издано не было. Петр остался недоволен сочинением Яворского как обидным для протестантов и не позволил его напечатать. Протестанты повели интригу против Стефана, со стороны Петра наступило охлаждение, и Стефан вскоре потерял всякое доверие. Ему было запрещено произносить проповеди. Протестанты могли торжествовать полную победу: в лице Стефана церковь лишилась хотя и слабого, но единственного защитника православия.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!