ГЛАВА ВТОРАЯ. Что такое масонство? 9 страница



 

Через Лефорта Петр с обитателями Немецкой слободы заводит близкое и дружеское знакомство. <Он (Петр), - пишет историк С. Ф. Платонов, - ездил к ним в слободу, бывал в их домах и церквах (кирках). Он у них учился и веселился; танцевал на их вечеринках, пировал на их пирушках>. Там господствовал самый широкий разгул: пили вино до безобразия, плясали до упаду. <Иногда по два, по три дня пировали без устали, не ложась спать. Женщины участвовали в этих кутежах, придавая им своим присутствием живость и разнообразие>. <Разгульная жизнь Петра отразилась и на его семейных отношениях. Лефорт сблизил Петра с семейством Монсов - Петру сильно приглянулась Анна. С этих пор он невзлюбил жены своей, чуждался домашнего очага, но принужден был сдерживать себя, пока жива была его мать>*. <Под влиянием друзей-немцев молодой Царь стал явно отставать от стародавних обычаев московской жизни, "обасурманел", как говорили про него москвичи. Про него говорили, что он "уклонился в потехи, оставя лучшее, начал творити всем печальное и плачевное". - "Не честь он, Государь, делает, - бесчестье себе", - прибавляли другие, осуждая поведение Петра>**.

 

По замечанию князя Бориса Куракина, уже в 1690-1691 годах вследствие небрежения Петра начал рушиться исконный чин московской дворцовой жизни, <церемоний придворных>. Куракин о них говорит: <Уже в то время начало самое настало им иссякнуть, а наивпервых выходы в соборную церковь оставлены были, и един Царь Иоанн Алексеевич начал ходить; также и одеяние царское оставлено и в простом платье Петр холит. Также публичные авдиенции многим -иставлвиы^как было даваны авдиенции приезжим архиереям, посланникам гетманским, для которых бывали выходы парадные, но уже оным даваны были авдиеншщ при выходах просто)>***. В 1691 году Петр надевает немецкое платье. Петр стал в это же время пренебрегать болью и Кремлевским дворцом, переселился в Преображенское и зачастил в Немецую слободу.

 

* Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т. 1-3. СПб., 1873-1888.

** С. Ф. Платонов. Москва и Запад в XVI- XVII веках. Л., 1925. С. 147.

*** С. Ф. Платонов. Петр Великий. Л.. 1926. С. 73.

 

Преображенское стало его новой столицей. Немецкая слобода колыбелью его духовного развития. Петр ежедневно посещает Лефорта, который пишет в своем письме, что Царь со свитой <оказывает мне честь своими более нежели частыми посещениями; даже когда меня не бывает дома, они не преминут покурить и попить у меня, как будто я не отлучался>. Так как для многолюдных собраний небольшой дом Лефорта не годился, то Петр приказал пристроить к нему большую залу и роскошно обставил ее серебряной посудой, картинами, зеркалами, коврами. В этой зале собиралась разнородная компания Петра, справлялись торжества и устраивались шумные пирушки. На этих попойках Лефорт поднимал тосты за короля Вильгельма III. По предложению Лефорта пили за процветание Женевской Республики и за Генеральные Штаты.

 

ВСЕШУТЕЙШИЙ СОБОР В этой же обстановке зародился и вырос <Всешутейший собор> с <неусыпною обителью> шутов и дураков. Друзья-протестанты во главе с Лефортом настраивают Петра против православия.

Петр охладевает к своей религии, <все симпатии переносит к протестантам>. <Всешутейший собор> был попыткой организовать ритуал пьяных оргий в виде мистерий Бахуса. Пьяницы составляли правильную компанию, служившую Бахусу под главенством <патриарха>. Первым <патриархом> был Нарышкин, <муж глупый, старый и пьяный>, по словам князя Куракина. Он умер в 1692 году и после него <патриархом> стал Зотов. <Всешутейший собор> имел весьма сложную организацию и, конечно, был создан не русской головой. Идею собора и его организацию дали протестанты-масоны. Русские лишь были добросовестные исполнители. Это была грубая пародия сначала на католическое, а потом и на православное архиерейство. Указание историков, что идея <Всепьянейшего собора> зароди- лась у Петра с целью высмеять православное духовенство, которое якобы противодействовало его реформам, не может заслуживать никакого внимания. <Наше духовенство, - говорит историк Карамзин, - никогда не противоборствовало мирской власти, ни княжеской, ни царской>. Всешутейший собор был создан тогда, когда Петр ни о каких реформах не думал, а проводил время в марсовых потехах и в кутежах со своей компанией.

 

Наконец, это не было временным явлением, вызванным к жизни каким-нибудь обстоятельством, нет, это было постоянным убеждением Петра и признанием его необходимости. Яростные нападки на церковь и глумление над обрядами православной церкви, доходившие до открытого кощунства, Петр сохранил до самой смерти. Главою <Всешутейшего собора> был Никита Зотов - <всешутейший отец Иоанникит, Пресбургекий, Кокуйский и Всеяузский патриарх>; его сотоварищи носили название митрополитов, архиереев, дьяконов; Петр также был возведен в сан <диакона>. Придумано было и соответствующее одеяние: <патриарх> носил на голове жестяную митру с изображением Бахуса верхом на бочке; его платье было обшито игральными картами; глиняная фляга с колокольчи- ками изображала панагию, а <евангелием> служил ящик в форме книги, внутри которой вмещалось несколько склянок с водкой. В Вербное воскресенье в потешном городе Пресбурге после обеда отправлялась церемония <шествия на осляти>: <патриарха> садили на верблюда и вели в сад, что разбит был у реки Москвы, к погребу, где хранились фряжские вина; следовало обильное возлияние, и, только окончив попойку, расходились по домам. Поставленис в патриарший и архиерейский сан совершалось в том же Пресбурге в форме крайнего глумления и неприличия.

 

<Первейшею заповедью ордена, - пишет Ключевский, - было напиваться каждодневно и не ложиться спать трезвым. У собора, целью которого было славить Бахуса питием непомерным, был свой порядок пьянодействия, "служения Бахусу и честнаго обхождения с крепкими напитками", свои облачения, молитвословия и песнопения, были даже всешутейшие матери - архиерейши и игуменьи. Как в древней церкви спрашивали крещаемого: "Веруеши ли?" - так в этом соборе новопринимаемому давали вопрос: "Пиеши ли?" Трезвых грешников отлучали от всех кабаков в государстве, инако мудрствующих еретиков-пьяноборцев предавали анафеме. Одним словом, это была неприличнейшая пародия церковной иерархии и церковного богослужения, казавшаяся набожным людям пагубой души, как бы вероотступлением, противление коему - путь к венцу мученическому>*.

Имея резиденцию в Пресбурге (почему патриарх и звался Пресбургским), говорит Платонов, собор действовал там и в слободе, а иногда выскакивал и на московские улицы, к великому соблазну православного народа. Вместе с ним Царь <играл святки>, посещая на Рождество дома московских вельмож в шутовском маскарадном виде, целой процессией в несколько десятков, если не сотен, участников. Эта <игра> пьяных и самодурных людей по боярским домам <так происходила трудная, что многие к тем дням приготовлялися как бы к смерти>; <сие славление (праздника) многим было бесчестное и к наказанию от шуток не малому: многие от дураков были биваны, облиты и обруганы>**. Это учреждение вскоре приобретает характер учреждения официального.

 

* В. О. Ключевский. Курс русской истории. Ч. IV. С. 49-50.

** С. Ф. Платонов. Петр Великий. Л., 1926. С. 76-77.

 

<Раз на масленице 1699 года после одного пышного придворного обеда, - пишет Ключевский, - Царь устроил служение Бахусу; патриарх - князь Никита Зотов, знакомый уже нам бывший учитель Царя - пил и благословлял преклонивших перед ним колена гостей, осеняя их сложенными накрест двумя чубуками, подобно тому как делают архиереи дикирием и трикирием; потом с посохом в руке "владыка" пустился в пляс. Один только из присутствую- щих на обеде, да и то иноземный посол, не вынес зрелища этой одури и ушел от православных шутов>*. В 1702 году на потешной свадьбе шута Шанского Зотов участвовал в свадебном поезде, одетый в костюм патриарха. Перед Полтавской битвой Петр также занимался делами <Всешутейшего собора> и подготавливал самую затейливую церемонию. В 1715 году состоялась знаменитая женитьба <патриарха> Зотова в возрасте 70 лет. Молодых венчал 90-летний священник, специально вызванный из Москвы; свадебная процессия ехала в шутовских нарядах под дикий грохот медных тарелок, свистков и трещоток, при звоне церковных колоколов, на потеху толпы, которую Царь приказал поить пивом и квасом и которая приветствовала новобрачных пьяными криками: <Патриарх женился!>, <Да здравствует патриарх с патриаршею!>. Еще большим глумлением явились выборы в 1718 году, после смерти Зотова, преемника Бутурлина; это была сплошная пародия на церковный чин избрания патриарха: Бахус, несомый монахами, напоминал образ, предшествуемый патриарху на выходе; речь князя-кесаря напоминала речь, <которую московские цари обыкновенно произносили при избрании патриархов. Возгласы своей формой ясно показывали, на что они намекают. "Пьянство Бахусово да будет с тобою!" - намек на слова: "Благодать Св. Духа да будет с тобою!">**

 

С тех пор мы находим известия о довольно частых празднествах, устраиваемых Петром со своею <всепьянейшею коллегиею>. В этих шутовских коллегиях не щадили ни преданий старины, ни народного чувства, ни собственного достоинства. Предметом глумления были Православная Церковь и церковная иерархия. Празднование Ништадтского мира в 1721 году ознаменовано было непристойнейшей свадьбой князя-папы, старика Бутурлина, со старухой, вдовой его предшественника Никиты Зотова; их приказано было обвенчать в присутствии двора при торжественно-шутовской обстановке в Троицком соборе.

 

* В. О. Ключевский. Курс русской истории. Т. IV. С. 50.

** Е. Ф. Шмурло. История России. Мюнхен, 1922. С. 318.

 

В 1724 году на масленице толпа, состоявшая из офицеров, дворян, мещан и священников (например, духовник царя Надеждинский), расхаживала по улицам во главе с монархом, одетым в костюм матроса, кривлявшимся и делавшим гримасы. Эти люди, выбранные из среды самых отчаянных пьяниц и развратников, образовали нечто вроде правильного братства, называвшегося <беспечным собором>, они собирались в определенные дни и предавались оргиям, продолжавшимся иногда 24 часа подряд*. Так продолжалось до самой смерти Петра.

 

ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ГРАНИЦУ Из Немецкой слободы Петр вынес пренебрежение к своей вере и своему народу.

Необходимо было знания пополнить, так сказать, пройти полный курс учения. По предложению Лефорта предпринимается поездка за границу. Лефорт стал во главе посольства, он же руководил и всеми приготовлениями к поездке. Великое посольство было назначено к цесарю, королям Английскому и Датскому, к папе римскому, к Голландским Штатам, к курфюрсту Бранденбургскому и в Венецию. Цель посольства - это создать союз европейских государств для войны с Турцией. В составе посольства Петру было отведено весьма скромное место <Преображенского полка урядника Петра Михайлова>. Все историки пишут, что это было сделано для того, чтобы сохранить инкогнито Петра. Эта наивность повторяется решительно всеми, хотя факты опровергают такую версию: Петр постоянно нарушал это инкогнито. Эта тайна уже сразу была открыта в Митаве. <Царствующий герцог Фридрих Казимир был старинным знакомым Лефорта. Он оказал посольству сердечный и пышный прием. Петр забыл о своем инкогнито и поразил гостей неожиданностью своих рассказов и насмешками над нравами, предрассудками, варварскими законами своей родины>**.

 

Мало тревожило разоблачение Петром своей тайны и главу посольства Лефорта. В такой форме было придумано посольство с исключительной целью испытать Петра в роли ученика и приготовить его к посвящению в масонство. <Аз бо есть в чину учимых и учащих мя требую> - вот девиз, под которым проходил курс своей подготовки будущий реформатор.

 

На банкете, устроенном после полученной аудиенции с королем Леопольдом, молодой Царь стоял за стулом Лефорта, пока тот разговаривал с королем. Поездка за границу должна была приготовить в лице Петра реформатора в масонском духе. <Некоторые мыслители на Западе, - пишет историк Брикнер, - признавали путешествие средством для полного переустройства России и старались придать значение путешествию именно с этой точки зрения>.

 

* К. Ф. Валишевский. Петр Великий.

** Там же,

 

Известие, что за границу едет большое русское посольство, при котором находится сам Царь, вызывает самое живое участие Лейбница. <Он, - говорит Герье, - старался собрать как можно больше известий о путешествии этого посольства, о лицах, из которых оно состояло, о характере Царя и о его намерениях. Об этом свидетельствуют различные реляции и письма, касающиеся русского посольства, которые были собраны Лейбницем и сохранились в его бумагах. Особенно помогала ему в этом деле София Шарлотта, которая сама чрезвычайно интересовалась русскими гостями>*.

 

Лейбницу удалось завязать знакомство с главою посольства, генерал-адмиралом Лефортом, и его племянником Петром Лефоргом, который также находился при посольстве и который обещал полное содействие планам и исследованиям Лейбница. В это время Лейбниц вручил Петру Лефорту записку для передачи дяде. В записке изложена программа всего того, что Лейбниц считал необходимым, чтобы ввести в России европейское образование. Лейбниц был подробно осведомлен о заграничном путешествии и принимал все меры, чтобы оно закончилось полным успехом. <Во многих письмах к друзьям, - пишет Брикнер в своей <Истории Петра Великого>, - подчеркивал философ (Лейбниц) значение путешествия Петра, ум и знания которого очень ценны; он советовал всеми способами использовать пребывание Петра в Западной Европе, чтобы культурно повлиять на Россию. Впоследствии он несколько порицал голландцев и англичан за то, что они недостаточно позаботились о развитии Царя, чтобы побудить его к реформам и создать в России благоприятное положение для насаждения культуры>.

 

<Поэтому он (Лейбниц), - пишет Герье, - был чрезвычайно недоволен тем, что в Кенигсберге, в Голландии, в Англии, везде, куда ни приезжали русские послы с своим молодым Царем, их старались угостить, удивить роскошью пиров, завести с ними дипломатические связи, выхлопотать у них привилегии в пользу торговых обществ и частных лиц, но нигде не слышали они ни полслова о науке, о задачах цивилизации, и никто не делал ни малейшей попытки, чтобы обратить внимание Царя на серьезных и вз-врв алммовечества. Это чувство сожаления и неудовольствия прорывается во многих письмах Лейбница, написанных в то время. Чтобы достигнуть хотя каких-нибудь результатов, он пишет в Голландию и Англию и обращается ко всем своим знакомым, которые имеют доступ к Царю>**. С теми же настроениями Лейбниц писал епископу Бернету, приближенному человеку короля Вильгельма III, который вследствие торговых отношений между Англией и Россией имел еще больше средств повлиять на русский двор.

 

* В. Герье. Отношения Лейбница к России и Петру Великому. СПб., 1871. С. 9.

** Там же. С. 24-25.

 

Но особенно много надежд Лейбниц возлагал на своих голландских знакомых - Лудольфа и Витзена.

 

Вообще, и после возвращения в Россию. Лейбниц продолжал со- бирать различные сведения относительно русского царя. Эти сведения он получал от Урбиха, нашего посланника в Вене, русского агента по заграничной печати барона Гюйссена и других. Пропаганда Лейбница делала свое дело. Передовой ум Петра всячески восхваляли и старались определить, какие последствия будет иметь это путешествие. В торнской гимназии был диспут, причем темою был выставлен разбор мотивов царской поездки. Между прочим, говорилось, что русские жили до тех пор во мраке, в тумане невежества; Петр же теперь разовьет искусство и науки.

 

<В большом библейско-археологическом и богослово-дидактическом сочинении ФрансисаЛи, - говорит Брикнер, - мы встречаем советы, касающиеся предположенных в Московском государстве правительственных реформ, - советы, которые, как замечает автор, приведены по просьбе самого Царя. В этой книге Петру расточается большая похвала по поводу его путешествия, и в особенности по поводу намерения произвести реформы>. Поездка совершалась по определенному плану, заранее принятому. Первый визит Петр сделал курфюрстине Бранденбургской Софии и ее дочери в герцогстве Цельском, в местечке Конненбрюге.

 

Курфюрстина София Шарлотта была умная и передовая женщина. <Цвет образованного общества составлял ее интимный кружок. Там бывал Лейбниц. Он разбудил в ней интерес к событиям, волновавшим Кенигсберг, и открыл перед ее живым умом новые горизонты; он показал ей целую программу занятий по этнографии, археологии, языковедению; он выработал грандиозный план важных предприятий, которые можно было осуществить с помощью московского монарха и в которых роль величайшего немецкого ученого была им самим намечена. Лейбниц изучил историю и язык России>*. Несомненно, признательная ученица, следуя заветом своего великого учителя, сделала все, чтобы оказать на Петра влияние и понудить его скорее приступить в России к реформам. Это свидание не было простым и веселым времяпрепровождениэм. Умная, образованная и светская женщина, она, конечно, могла и за веселой беседой навести на серьезные разговоры и дать пищу молодому уму Петра.

 

К. Ф. Валишевский. Петр Великий.

 

Из Конненбрюге Петр отправился в Голландию. 16 августа Лефорт со своими товарищами торжественно въехал в Амстердам. Здесь произошла встреча с хорошо знакомым нам Витзеном, который до этого находился в постоянной переписке с Лефортом и Спафарием и который выполнял какие-то важные поручения великого реформатора Лейбница.

В Голландии Петр пробыл четыре с половиной месяца. В январе 1698 года Петр с Витзеном и Лефортом переплыл Ла-Манш для свидания с Вильгельмом III Оранским. Он встретился с Вильгельмом в Утрехте и Гааге, и этим закончилось знаменитое путешествие.

Интересно проследить первое заграничное путешествие Петра:

а) идея поездки дается Лефортом, кальвинистом и пламенным поклонником Вильгельма III;

б) относительно маршрута идет переписка с Витзеном, который поджидает посольство в Амстердаме;

в) Лейбниц принимает самое горячее участие во всех стадиях поездки и старается создать европейское общественное мнение в пользу будущего реформатора России;

г) конечная цель поездки – свидание с масонским королем Вильгельмом III Оранским и вероятное посвящение Петра в масоны.

 

Поездка произвела огромное впечатление на молодого русского Царя. Любознательный от природы, с пытливым умом, Петр стремится во все вникнуть, все знать и все самому испробовать. Во время путешествия он посещает арсеналы, заводы, мельницы, работает на верфи, постигает корабельное искусство, делает наблюдения при помощи микроскопа; во время пребывания в Англии знакомится с компасом. <Витзен, - говорит Соловьев, - должен был водить его всюду, все показывать - китовые флоты, госпитали, воспитательные дома, фабрики, мастерские; особенно понравилось ему в анатомическом кабинете профессора Рюша, он познакомился с профессором, слушал его лекции, ходил с ним в госпиталь>*. Во время своего путешествия Петр ведет разговоры с умными передовыми европейцами, с английскими богословами, слушает разговоры о политике и английской революции, усваивает новые понятия. Конечно, никакого союза по борьбе с Турцией заключено не было. План каких бы то ни было реформ у Петра отсутствовал. Единственно реальное и ощутительное, что вынес Петр из своей поездки в чужие края, это отрицательное отношение к православной религии и русскому народу. Сомнение и скептицизм в истинности своей веры, вынесенные им из общения с Немецкой слободой, окрепли во время заграничной поездки. Петр вернулся домой новым человеком. Старая московская Русь стала для Петра враждебной стихией. В 1698 году восстают стрельцы на защиту престола и алтаря против нечестивого и революционного Царя. Четырнадцать застенков были устроены в Преображенском и работали днем и ночью. Пытки производились с утонченной жестокостью. Пытали не только стрельцов, но и их жен, дочерей и родственниц. Последовали бес- конечные казни. В Москве вырос лес виселиц.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!