НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1826—1889)



Н. Г. Чернышевский — публицист, литературный критик, писатель, фило­соф, лидер русской революционной демократии 60-х гг. XIX в. Сын саратовского священника, студент ис-торико-филологического факульте­та Петербургского университета, он с 1853 г. посвятил себя литератур­ной деятельности и стал ведущим со­трудником журнала «Современник». О верности традициям В. Г. Белинско­го свидетельствовал обширный труд Н. Г. Чернышевского «Очерки гого­левского периода русской литерату­ры» (1855—1856). Тогда же появи­лись в печати его магистерская дис­сертация «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), книги «А. С. Пушкин. Его жизнь и сочинения» (1856), «Лессинг. Его время, жизнь и деятельность» (1857).

Диссертация «Эстетические отно­шения искусства к действительности», изданная в количестве всего 400 эк­земпляров, получила широкий об­щественный резонанс. Ее автор вы­ступил против идеалистического по­нимания искусства, утверждая мате­риалистическое представление: «Пре­красное есть жизнь». Чернышевский приходит к выводу: высокое пред­назначение искусства, являющегося «учебником жизни», заключается в том, чтобы научить людей видеть и понимать прекрасное 8 жизни, моби­лизовать силы общества на борьбу против всего, что стоит на пути к

высокому идеалу. Источником силы литературы и искусства является вер­ность интересам народа.

Обладая высокоразвитым эсте­тическим чутьем, Чернышевский су­мел, обратившись к «Детству», «От­рочеству», «Военным рассказам» Л. Н. Толстого, глубоко проник­нуть в самую суть его творчества, определить своеобразие таланта ху­дожника, раскрыть особенности его психологизма («диалектика души»). Столь же провидческими были статьи о драматургии А. Н. Островского (1854), «Губернских очерках» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1857). В статье-памфлете «Русский чело­век на rendez-vous» (1858), напи­санной как отклик на тургеневскую повесть «Ася», Чернышевский нанес непоправимый удар по авторитету либералов, прекраснодушных рыца­рей фразы, трусливо пасовавших перед необходимостью перейти от слов к делу в условиях складывав­шейся революционной ситуации. Сво­его рода манифестом революционно-демократической критики 60-х гг. явилась статья Чернышевского «Не начало ли перемены?» (1861), посвя­щенная анализу рассказов-очерков Николая Успенского. Критик при­ветствовал стремление писателя, не идеализируя, не приукрашивая, ска­зать правду о жизни народных масс. Будущее, по мысли критика, зависит от готовности народа «изменить свою судьбу».

102

Энциклопедический словарь юного литературоведа

Иногда тема, сюжет, образы воплощают идею весьма подчеркнуто. Такая утверждае­мая с особой страстностью идея свиде­тельствует об осознанной автором своей идейной позиции. В этом случае произведе­ние называют тенденциозным, т. е. четко выражающим свою художественную на­правленность. Прямое, страстное высказы­вание своих взглядов в искусстве часто бы­вает абсолютно естественным. Ф. Энгельс писал: «Я ни в коем случае не противник тен­денциозной поэзии как таковой. Отец траге­дии Эсхил и отец комедии Аристофан были оба ярко выраженными тенденциозными поэтами, точно так же и Данте, и Сервантес, а главное достоинство «Коварства и любви» Шиллера состоит в том, что это — первая не­мецкая политически тенденциозная драма. Современные русские и норвежские писатели, которые пишут превосходные романы, все тен­денциозны. Но я думаю, что тенденция долж­на сама по себе вытекать из обстановки и действия, ее не следует особо подчерки­вать, и писатель не обязан преподносить читателю в готовом виде будущее истори­ческое разрешение изображаемых им обще­ственных конфликтов» (Маркс К„ Энгельс Ф. Соч. Т. 36. С. 333).

Глубокие идеи могут воплощаться в сюже­тах, которые сами по себе, без этих идей, имеют лишь частное значение. «Гроза» А. Н. Островского — пьеса о том, как в глу-

бокой провинции темная, но смелая и реши­тельная молодая купчиха поступила вопреки собственному пониманию морали и затем покончила с собой. Однако Н. А. Добролю­бов имел все основания увидеть в пьесе мощное выражение близкого краха «темного царства». Действие «Матери» А. М. Горько­го в основном происходит в одной из рабочих слободок с рядовыми людьми, но писатель вместе со своими героями делает выводы всемирно-исторические. Идейность произве­дения искусства определяется не просто на­личием идей или тем, много их или мало, а их масштабностью, значением и ролью, кото­рую они играют во всем содержании произ­ведения.

Идеи: философские, социальные, религиоз­ные, моральные, естественнонаучные, гума­нитарные, экономические, педагогические и т.д.— входят в искусство, выражаясь в об­разах, в отношениях конкретных героев про­изведений.

Особую роль в искусстве играют социаль­ные идеи. Автор не всегда намеренно их вы­ражает, но они неотъемлемо входят в худо­жественный мир наиболее крупных деятелей искусства. В. И. Ленин писал о Л. Н. Тол­стом: «И если перед нами действительно ве­ликий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях* (В. И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 206). Твор-


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!