КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ АКСАКОВ (1817—1860) ИВАН СЕРГЕЕВИЧ АКСАКОВ (1823—1886)



Они, говорил Н. Г. Чернышевский, «принадлежат к числу образован­нейших, благороднейших и дарови-тейших людей в русском обществе». Сыновья замечательного русского писателя С. Т. Аксакова Константин и Иван Аксаковы были богато ода­ренными натурами: поэты, публицис­ты, критики, сатирики, авторы дра­матических произведений и литера­туроведческих исследований. И вез­де, к чему бы ни прикоснулось их перо, они сумели сказать свое слово, оригинальное, запоминающееся, не­редко спорное, полемичное, но всегда искреннее, честное, идущее от самого сердца. «За свою веру, — писал о Константине Аксакове А. И. Гер­цен, — он пошел бы на площадь, по­шел бы на плану, а когда это чув­ствуется за словами, они становят­ся страшно убедительными»,

К. Аксаков был темпераментным критиком. Его выступления неизмен­но возбуждали движение мысли, вызывали огонь на себя: «Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1842), «Три критические статьи г-на Имярек» (1847), статьи «О рус­ском воззрении», *Еще несколько слов о русском воззрении» (1856), «Обозрение современной литерату­ры» (1857) и др. Он был и видным литературоведом-филологом: в 1847 г. защитил магистерскую дис­сертацию «Ломоносов в истории рус­ской литературы и русского языка».

Широкую известность приобрели передовицы К. Аксакова в газете «Молва» (1857) —броские, афори­стичные, открыто вызывающие своим подчеркнутым народолюбием, рас­кованностью и категоричностью суж­дений: «Народ—великая сила», «Слово — это знамя человека на земле», «Спор и борьба — это неотъемлемая принадлежность са­мостроящегося человечества» и т. д.

Венцом его публицистики была статья «Опыт синонимов. Публика — на­род», где, в частности, говорилось: «Публика спит, народ давно уже встал и работает... Публика прехо-дяща: народ вечен. И в публике есть золото и грязь, и в народе есть золото и грязь; но в публике грязь в золоте, а в народе — золото в грязи... «Публика, вперед! Народ, назад!»— так воскликнул многозначительно один хож алый». После этого газета «Молва» была закрыта...

Иван Аксаков полностью разделял взгляды и убеждения старшего бра­та, поддерживая их своим творче­ством. Его поэма «Бродяга» (1847— 1850), показывающая Русь глазами «беглого (т. е. сбежавшего от поме­щика крепостного) человека», была опубликована при жизни автора только в отрывках, а два самых об­личительных произведения — мисте­рий «Жизнь чиновника» (1843) и судебные сцены «Присутственный день уголовной палаты» (опубликова­ны в 1858 г.), которые А. И. Герцен назвал «гениальной вещью», увидели свет лишь за границей и то анонимно.

И. Аксаков вел большую литера-турно-общественную работу, издавая газеты «Парус» (1859), «День» (1861—1865), «Москва» (1867— 1868), «Русь» (1880—1885). В 70-е гг., будучи руководителем Москов­ского славянского комитета, он ак­тивно участвует в освободительной борьбе народов Балканских стран против гнета Турции, а во время русско-турецкой войны 1877— 1878 гг. собирает средства и органи­зует отправку оружия болгарским дружинам. Одна из центральных улиц столицы Болгарии — Софии носит имя Ивана Аксакова.

И. Аксакову принадлежит первый очерк жизни и творчества Ф. И. Тют­чева (1874).

65

Детская литература

ских книг, главным образом на русском язы­ке. За очень редким исключением эти книги не были настоящей художественной литера­турой.

Большая часть книг писалась по рецеп­там официальной педагогики, служившей бур­жуазно-помещичьему государству. Это были слащаво-сентиментальные книжки, ничего общего не имевшие ни с действительной жизнью, ни с искусством. Их целью было про­будить у юных читателей религиозные и мо­нархические чувства, внушить им покорность, послушание, страх.

Тоненьким ручейком пробивались через за­валы книжного хлама реалистические худо­жественные детские книги — часть великой

русской литературы, которая уважала в ма­леньком читателе человека, видела в нем бу­дущего патриота, революционера. Любовью к детям, заботой об их будущем проникнуты детские стихи Н. А. Некрасова, рассказы Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Че­хова, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. И. Купри­на, В. Г. Короленко и некоторых других пи­сателей. j

Основоположниками советской детской литературы стали М. Горький, В. В. Маяков­ский, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак. Они не только сами писали для ребят, но и нахо­дили талантливых «бывалых людей» и убеж­дали их отдать свои знания и способности труднейшему делу создания книг для детей.

ВАША

ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА

Домашнюю библиотеку составляют книги разной тематики и жанров. Но в ней должны быть труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ле­нина, сочинения классиков русской и советской литературы — А. С. Пуш­кина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гого­ля, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького, М. А. Шолохова, В. В. Маяковского и другие книги наших замечательных общественных деятелей и литера­турных критиков—В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. Д. Добро­любова. Это костяк, основа хорошей домашней библиотеки. Остальное книголюбы подбирают по вкусу и наклонностям. Перечислить даже самые лучшие книги, издающиеся в нашей стране, не представляется воз­можным: их слишком много. Можно наметить только тематические разде­лы домашней библиотеки.

1. Книги современных советских писателей н поэтов.

II. Книги о революционной борь­бе в России, об Октябрьской рево­люции и гражданской войне. Сюда входят произведения разных жан­ров: и беллетристика, и мемуары, и исторические работы.

III. Книги о советской молодежи — пионерах и комсомольцах, показы­вающие, как, начиная с огненных лет революции и до наших дней, советская молодежь самоотверженно участвует в мирном строительстве н обороне нашей страны.

IV. Книги по истории нашей Роди­ны и ее культуры, в том числе беллетристические, мемуарные, науч­но-художественные произведения, по­священные отечественной истории, русским писателям, художникам, му­зыкантам.

V. Книги по всеобщей истории, на страницах которых оживает антич-

ность, средневековье, история и культура стран мира.

VI. Книги зарубежных прозаиков и поэтов.

VII. Научно-фантастическая и приключенческая литература, книги о путешествиях.

VIII. Научно-популярные книги и справочные издания.

Чтобы правильно комплектовать свою библиотеку, нужно следить за еженедельной газетой «Книжное обозрение», в которой публикуются сведения обо всех выходящих в свет книгах. Кроме того, в книжных магазинах имеются планы выпуска книг различных издательств.

Книги в домашней библиотеке нужно уметь правильно располо­жить. Можно расставить их по тематическим разделам. Можно рас­положить книги исходя из националь­ности авторов, т. е. подобрать произ­ведения английских, французских или немецких писателей и поэтов, а затем расставить книги внутри каж­дого из этих подразделов не беспо­рядочно, а по хронологическому принципу.

Книги требуют любви и заботы. Плохо, если книги в домашней биб­лиотеке имеют неухоженный вид. Поэтому на время пользования стоит обернуть книгу или надеть на нее съемный чехол-переплет. Не следует загибать страницы, делать в книге пометки чернилами. Если книга от частого употребления истреплется, ее нужно подклеить, переплести самим или отдать в пе­реплет.

Книги всегда нужно давать читать товарищам. Книги не должны лежать мертвым грузом на полках, превра­тившись в часть домашней обста­новки. Обмен книгами — важная часть человеческого общения.

68

Энциклопедический словарь юного литературоведа

Сю»а:

Иллюстрвцня А. Струмилло м роману Г. Бичар-Стоу «Хижине дяди Томе». Справе.'

Иллюстрация Г. Фитингофа к повфсги М. Твена пПриилюче* ния Тома Сойера».

Так стали авторами замечательных детских книг кораблестроитель, моряк и летчик, Б. С. Житков, биолог В. В. Бианки. Не сняв пропахшей порохом шинели, прямо с фрон­тов гражданской войны пришел в детскую литературу А. П. Гайдар. Со школьной скамьи входили в детскую литературу поэтесса А. Л. Барто, воспитанники ленинградской школы имени Ф. М. Достоевского, просла­вившие ее как «Республику Шкид», Г. Бе­лых и Л. Пантелеев. Оставил занятия мате­матикой ради работы в детской литературе выпускник Московского университета Л. А. Кассиль... Пример Горького и Мар­шака привлек в детскую литературу многих «взрослых» писателей. В результате она обо­гатилась такими значительными произведе­ниями, как «Три толстяка» Ю. К. Олеши, «Белеет парус одинокий» В. П. Катаева, «Ташкент — город хлебный» А. С. Неверо-

ва, «Золотой ключик...» и «Детство Никит) А. Н. Толстого, <Кара-Бугаз» К. Г. Па стовского, «Два капитана» В. А. Каверш рассказы М. М. Пришвина, М. М. Зощеш А. П. Платонова, повести С. Т. Григорье»

Советская детская литература — это б но, широко распахнутое в мир. Она расе» зывает ребятам о том. как жили люди в л леком прошлом, как боролись с захвати ками и угнетателями, как совершили ik вую в мире социалистическую революцию построили новое общество. Все этапы геро ческой судьбы народа — гражданскую и i ликую Отечественную войны, самоотверж< ный труд строителей коммунизма — отраз ли книги советских детских писателей. В ci их книгах они ведут юного читателя в Ш1 лу и на завод, на колхозное поле и на фер1 раскрывают перед его изумленным взор1 необъятные просторы Родины: леса и pel

69

Детская литература

моря и горы. степи и пустыни. Они поведа­ли о жизни разных народов, населяющих Советский Союз, помогли ребятам совер­шить увлекательнейшие путешествия в даль­ние страны, приоткрыли тайны науки.

Нет вопроса, на который юный человек не нашел бы ответа в книгах детских писате­лей. И самый главный из этих вопросов — извечный вопрос юности: «Делать жизнь с кого?»

центре детской литературы. В книгах совет­ских писателей это прежде всего борец за народное счастье, революционер: Степан Ра­зин, Емельян Пугачев, декабристы, народни­ки, большевики. Книги о детстве С. М. Ки­рова («Мальчик из Уржума» А. Голубевой), о Н. Э. Баумане («Грач — птица весенняя» С. Мстиславского), о М. И. Калинине («Под северным небом» и «С берегов Медведицы» fU М. П. Прилежаевой), о Н. К. Крупской («Па- ^@

Иллюстрация Р. Вердинн к сказке Дж. Родври «•Джель-сонино « стране лжецов».

Иллюстрация Ю. Ракутина к понести В. П. Катаева «Белеет парус одинокий»,

Уже в 20-е гг. для ребят были написаны первые рассказы о В. И. Ленине. Сегодня свое знакомство с величайшим гением чело­вечества, с его соратниками дети начинают с книг А. И. Ульяновой-Елизаровой, Н. К. Крупской, Г. М. Кржижановского, М. М. Пришвина, М. М. Зощенко, А. Коно­нова, повестей М. П. Прилежаевой «Нача­ло», «Удивительный год», «Три недели по­коя», «Жизнь В. И. Ленина», 3. Воскре­сенской «Сердце матери», «Сквозь ледя­ную мглу». «Утро», с поэм С. В. Михал­кова «На родине Ленина» «В музее В. И. Ленина», с «Горской поэмы о Лени­не» К. Кулиева и поэмы «Ленин на Пами-ре» М. Мирша кара, с рассказов С. Алек­сеева, С. Виноградской, С. Дангулова, Л. Ра­дищева, В. Тельпугова, Н. Ходзы. Образ положительного героя находится в

роль — Надежда» 3. И. Воскресенской), о Ф. Э. Дзержинском («Железный Феликс» Ю. Германа), рассказы о В. И. Чапаеве В. Разумневича, исторические повести и ро­маны А. Алтаева, С. Алексеева, В. Беляева, Т. Богданович, Л. Воронковой, Э. Выгод­ской, С. Т. Григорьева, С, Злобина, О. Ива-ненко, В. Морозовой, Н. Кальмы, В. Яна показывают, что человек может быть велик только своей связью с народом, служением народу, передовым идеям эпохи.

Отображая преемственность поколений, пи­сатели рассказали о том, как рядом с отца­ми мужественно сражались юные герои гражданской и Великой Отечественной войн, как они помогали устанавливать и укреплять Советскую власть. Впервые в истории лите­ратуры был создан образ юного борца, ак­тивного и сознательного участника соци-

70

Энциклопедический словарь юного литературоведа

альной жизни. Книги увековечили подвиги юного керченского партизана Володи Ду­бинина, комсомолки Гули Королевой, моло­догвардейцев шахтерского Краснодона. Они навсегда подружили ребят с гайдаровским Тимуром, с Таней Сабанеевой из «Дикой со­баки Динго, или Повести о первой любви» Р. Фраермана, с Симой Крупицыной из «Ве­ликого противостояния» Л. Кассиля, Саней Григорьевым и Катей Татариновой из «Двух капитанов» В. Каверина, Антошкой из по­вести 3. Воскресенской «Девочка в бурном море», Юрой и Гизи из романа Ю. Коринца «Привет от Вернера», Гавриком и Петей из «Белеет парус одинокий» В. Катаева и Кро-шем А. Рыбакова.

Советская детская книга — настоящий праздник для читателя. Заразительный, жиз­нерадостный смех, словно солнечный луч, про­низывает произведения Н. Носова, А. Алек­сина, В. Драгунского, Ю. Сотника, Ю. Кова­ля, Л. Давыдова. Юмор, порой переходящий в иронию, в едкую сатирическую насмешку, — характерное свойство книг этих талантли­вых детских писателей.

Но и юмор, и занимательный сюжет, и сло­весная игра в книге не самоцель. Юмор и занимательность, по словам А. Алексина, это порой кратчайшее расстояние между серьезной проблемой и сознанием читателя. Они служат гуманным идеям, и в этом сила советской литературы для детей младшего, подросткового или юношеского возраста.

Особенно богата юмором поэзия для са­мых маленьких, встречающая ребенка, едва он начинает овладевать речью. Среди пер­вых книжек малыша — стихотворные сказ­ки, забавные стихи-перевертыши, считалки, потешки, колыбельные песенки. Еще не на-

учившись читать, ребята уже знают наизусть многие стихи К. Чуковского, С. Маршака, В. Маяковского, А. Барто, С. Михалкова, Д. Хармса, А. Введенского, О. Высотской, Е. Благининой, Ю. Коринца, В. Берестова, Б. Заходера, Я Акима, Г. Граубина, Г. Ла-донщикова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Мно­гие поэты, например А. Барто, С. Михал­ков, Ю. Коринец, опровергая господствую­щее на Западе представление о том, будто подростки вообще не любят стихов, успеш­но пишут и для ребят среднего возраста. Они воссоздают в своих стихах духовный мир школьников, их живую интонацию, гово­рят о волнующих их проблемах.

Многообразна детская проза. Любовью ребят пользуются «Старик Хоттабыч» Л. Ла-гина, «Приключения Незнайки» Н. Носова, «Баранкин, будь человеком!» В. Медведева, «В стране вечных каникул» А. Алексина, сказки А. Волкова, Е. Шварца, В. Важдае-ва, А. Нечаева, В. Губарева, Е. Пермяка, С. Прокофьевой, А. Митяева, Т. Макаровой. Но не только популярнейший жанр — сказ­ка — характерен для советской детской ли­тературы. Широко распространены расска­зы, повести и романы о современной семье, школе, о жизни завода, о годах Великой Отечественной войны, адресованные детям и юношеству, принадлежащие перу А. Л. Пан­телеева, Н. Дубова, А. Алексина, А. Рыбако­ва, А. Лиханова, Н. Богданова, Л. Воронко-вой, А. Мусатова, А. Кузнецовой, С. Баруз­дина, В. Железникова, Р. Погодина, В. Ра-зумневича, М. Коршунова, Н. Бремнера, И. Дика, Ю. Томина, В. Крапивина, А. Со­болева, С. Полетаева, Г. Михасенко, М. Сер­геева, В. Воскобойникова, С. Иванова, Ю. Ко-

Диалектизмы в языке художественной литературы

валя и других писателей. Пишут о жизни при­роды Г. Снегирев, И. Соколов-Микитов, Г. Скребицкий, Ю. Дмитриев, В. Сахарное. Есть книги и о современной армии и о спорте. Разнообразным интересам ребят отвечают фантастические произведения И. Ефремова, В. Обручева, А. Казанцева, Г. Адамова, А. Беляева, братьев А. и Б. Стругацких.

Чтобы не затеряться в книжном море, кни­ги родственной тематики или жанра объеди­няются нередко в серии. Большим успехом пользуются выпуски «Золотой библиотеки», «Библиотеки пионера», «Библиотеки приклю­чений», серии «Жизнь замечательных лю­дей», «Пионер — значит первый», «Ты по стране идешь», «В мире прекрасного».

Наша детская литература многонациональ­на. Вместе с русскими писателями ее бо­гатства создавали и создают украинцы Н. Забила, Ю. Збанацкий, Н. Трублаини, Б. Чалый, В. Близнец; белорусы Я. Мавр, В. Витка, Э. Огнецвет, Я. Брыль; узбеки К. Мухаммади, 3. Дияр, X. Назир, П. Му-мин, X. Тухтабаев, Н. Фазылов; армяне В. Ананян и X. Гюльназарян; туркмен К. Тан-грыкулиев; азербайджанцы 3. Халил, Т. Мах-мудов; грузин О. Иоселиани; молдаване Г. Виеру и С. Вангели; литовцы В. Петкяви-чюс и В. Пальчинскайте; киргизы Ш. Бей-шеналиев и М. Джангазиев; латыш В. Луке; эстонцы Э. Рауд и Э. Нийт; калмык А. Ба-лакаев; чукча Ю. Рытхэу; нивх В. Санги; манси Ю. Шесталов; балкарец М. Геттуев; писатели многонационального Дагестана Н. Юсупов, Р. Рашидов, М. Магомедов; бу­рят А. Бальбуров; тувинец Д. Алдынсол и еще многие... Благодаря своему гуманизму, тематиче-

скому и художественному богатству совет­ская детская литература имеет высокий меж­дународный авторитет. Она открыла миру не только новую книгу, но и новый тип дет­ского писателя: художника и педагога од­новременно. Он не просто друг и защитник детей, выразитель их взглядов, их отноше­ния к действительности. Он еше и мудрый наставник, старший товарищ, умелый воспи-^ татель завтрашнего гражданина.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!