Современное паломничество в православии.



Христианство - самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая около 2 млрд человек (почти каждый третий житель Земли является христианином). Христианство включает в себя два основных направления: ортодоксальная церковь(восточная церковь) и католическая церковь(западная церковь). Многие ученые выделяют в качестве направлений христианства еще и протестантизм, монофизитство и несторианство, а также многочисленные религиозные течения, движения и деноминации. В действительности протестантизм является лишь направлением западной церкви, т. е. выделился из католицизма. Монофизитство и несторианство представляют собой ереси, осужденные как восточной, так и западной церковью. Специфику христианских паломников во многом определяют особенности религиозного сознания верующих.

В качестве основных мотивов паломничества следует выделить следующие:

- желание помолиться и прикоснуться к чудотворной иконе, нетленным мощам;
- исповедаться в культовом центре или религиозном центре, либо у известного религиозного деятеля;
- выполнить богоугодные работы;
- сделать пожертвование;
- обрести благодать;
- излечиться от болезни;
- выполнить обет.

Особенности паломничества в христианстве могут различаться в разных направлениях, сектах и деноминациях. Характер этих поездок, их интенсивность зависят также от особенностей экономического и политического положения в той или иной стране, уровня материального благосостояния граждан, их социального и профессионального положения. Прямо или косвенно на особенности поездок религиозных туристов влияет географическое положение и климат в местах поездок.

Христианство является второй по времени возникновения после буддизма мировой религией с богатым культурным и духовным наследием. Во многих странах мира имеются многочисленные христианские святыни и памятники, культурные ценности представлены в музеях большинства крупных городов.

Объекты посещения православных паломников: храм; монастырь; нетленные мощи; святые источники.

Решение о паломничестве принимается по благословению духовного отца и самостоятельно. Основные объекты паломничества - монастыри. В России 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ. В странах СНГ насчитывается еще 183 православных монастыря РПЦ.

В России находится 8 мест упокоения святых угодников:

1) Свято Троицкий Серафимо Дивеевский монастырь (преподобный Серафим Саровский) в Нижегородской области;
2) Свято Троицкий Александро Свирский монастырь (игумен Александр) в Ленинградской области;
3) Задонский Богородицкий монастырь (св. Тихон Задонский) в г. Задонске, Липецкой области;
4) часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская) на Смоленском кладбище в Санкт Петербурге;
5) Свято Троицкая Сергиева лавра (преподобный Сергий Радонежский) в г. Сергиевом Посаде Московской области;
6) Свято Введенская Оптина пустынь (преподобный Амвросий Оптинский) в г. Козельске Калужской области;
7) Покровский кафедральный собор (св. Митрофан) в г. Воронеже;
8) Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадский) в Санкт Петербурге.

Какие основные течения протестантизма. Отличие протестантизма от христианства.

Протестанти́зм, или протеста́нтство[1] (от лат. protestatio[2] — протест, торжественное заявление, провозглашение, заверение) — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

К классической относят теологию, сформировавшуюся в период XVI — начало XVIII в.в., в течение которого были раскрыты основные идеи и сформировалось догматическое и практическое богословие Реформации[2][4].

Классическая теология составляет своего рода «ортодоксию» протестантизма и включает в себя такие понятия как необходимость оправдания верой, всеобщее священство, исключительный авторитет Библии, природная греховность человека и возможность спасения только по благодати Бога[5].

Являясь богословским итогом Реформации в противопоставлении учению Римско-католической церкви того времени, она выражена в виде принципов Quinque sola — пяти латинских тезисов, означающих «Пять „только“». Наряду с принципом всеобщего священства принципы Quinque sola являются основой теологии современного протестантизма.

Основные тезисы классической теологии:

1. Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным словом Господа, единственным источником христианских доктрин, ясным и самоинтерпретируемым.

2. Прощение можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам.

3. Спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость и незаслуженный дар от Бога ради Иисуса, но не как что-то заслуженное грешником.

4. Иисус является единственным посредником между Богом и человеком, спасение возможно только через веру в Него.

5. Человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия — не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом.

Классическое богословие протестантизма изложено в следующих вероисповедных документах Реформации: Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия),Книга Согласия 1580 года (Германия), Каноны Дордрехтского Синода 1618—1619 гг (Дордрехт, Нидерланды), Вестминстерское исповедание веры 1643—1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Основоположниками протестантской теологии являлись: Мартин Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли, Ф. Меланхтон.

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два — крещение и причащение. В любом случае участие в таинствах требует сознательного решения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). В некоторых конфессиях к причастию допускаются только прошедшие через водное крещение[62].

В протестантизме не практикуются молитвы за умерших, молитвы святым. В то же время отношение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам также не практикуется как не соответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (седьмого Вселенского) Собора). Иконопочитание в том виде, какое свойственно католичеству и православию, отсутствует.

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве, пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии[63], которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

Пятидеся́тники (англ. Pentecostalism) — евангельские христиане, последователи Всемирного пятидесятнического братства, на сегодняшний день самого многочисленного из всех направлений протестантизма. На территории России для отличия от евангельских христиан (прохановцев), по учению более близких к баптизму, предпочитали называться Христианами веры евангельской — ХВЕ или Христианами евангельской веры — ХЕВ, в настоящий момент это название является составной частью названия конфессий данного направления на территории СНГ.

Пятидесятничество — одно из позднепротестанских течений христианства, возникшее в начале XX века в США. Его идейные истоки лежат в религиозно-философском движении ривайвелизма (англ. revival — «возрождение, пробуждение»), возникшем в XVIII веке среди последователей ряда протестантских церквей США, Англии и других стран, и в развившемся в его рамках «Движении святости» (англ. Holiness Movement).

Пятидесятники придают особое значение крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку тот день назван пятидесятницей, то отсюда и название «пятидесятники».

Пятидесятники убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется говорением на иных языках (Деян. 2:4, Деян. 10:44−46, Деян. 19:6). Специфическое понимание явления «говорения на иных языках» (глоссолалии) является отличительной особенностью пятидесятников. Пятидесятники считают, что есть дар говорения на иных языках, который проявляется в непроизвольном говорении на иностранных языках во время евангелизаций, также как и дар пророчествования, но имеется также и молитва Святым Духом, которая есть говорение на языках «ангельских» (Рим. 8:26, Еф. 6:18).

Христиане пятидесятнических деноминаций верят, что Дух Святой также даёт дары слова мудрости, слова знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, истолкования языков, согласно 1Кор. 12:8—10.

Среди пятидесятников особое место имеют таинства — водное крещение и Вечеря Господня (причастие, или хлебопреломление). Также признают следующие обряды: бракосочетание, благословение детей, молитва за исцеление больных, рукоположение, иногда омовение ног (во время причастия).

На протяжении всего времени своего существования важную сторону пятидесятнического богословия составляет «учение о благочестии», призывающее последователей к праведной жизни на основании Священного Писания: к отказу от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр, злословия, к нравственности в вопросах семьи и брака, трудолюбию.

Традиционные консервативные пятидесятники не применяют против человека оружие. Некоторые пятидесятники придерживаются доктрины «непротивления злу» (согл. Мф. 5:38-40) и не берут в руки оружие ни при каких условиях (как они считают, подобно Христу и апостолам, которые умерли мученической смертью, не применяя каких-либо силовых методов защиты).

В последние годы наблюдается рост пятидесятнических церквей по всему миру.

Англика́нское сообщество (англ. The Anglican Communion) — всемирное объединение поместных (национальных) англиканских Церквей. Не существует единой «Англиканской Церкви», обладающей общей юрисдикцией, так как все национальные англиканские Церкви административно независимы и находятся в полном каноническом единстве с Церковью Англии, которая рассматривается как «Материнская церковь» (mother church) Сообщества по всему миру, и с её главным примасом Архиепископом Кентерберийским (The Archbishop of Canterbury)[1]. Статус полного канонического единства означает, что между этими Церквями существует взаимное согласие по важнейшим доктринам и Причастие в каждой поместной Церкви возможно для каждого англиканина.

Объединяя около 77 миллионов последователей[2], Англиканское сообщество является третьим самым большим христианским сообществом в мире после Римско-католической церкви и Вселенского православия[3][4]. Некоторые из этих церквей известны как Англиканские (то есть они точно признают свою историческую связь с Англией (Ecclesia Anglicana в переводе с латыни означает «Английская Церковь» или «Церковь Англии»); другие, как, например, Американская и Шотландская Епископальные Церкви, или Церковь Ирландии, предпочитают отдельные наименования. Каждая Церковь имеет свои собственные доктрину и литургию, и управляется местным примасом.

Архиепископ Кентерберийский, предстоятель Церкви Англии, не обладает официальной канонической или административной властью за её пределами, но он признается символическим главой Сообщества. По отношению к предстоятелям прочих поместных англиканских церквей пользуется первенством чести (primus inter pares — «первый среди равных»).

Англиканское сообщество считает себя частью Единой, Святой, Вселенской[5] и Апостольской Церкви[6], одновременно Вселенской и Реформированной.

Адвенти́зм (лат. adventusпришествие) — религиозное движение, зародившееся в начале XIX века среди групп баптистов, методистов и других протестантов. Поначалу движение объединяло тех христиан различных вероисповеданий, которые ожидали скорого Второго пришествия Христа[1].

Адвенти́сты седьмо́го дня (сокр. АСД); англ. Seventh Day Adventists, сокр. SDА) — течение, деноминация в адвентизме, направлении протестантизма, возникшем в XIX веке. Наиболее характерные отличительные черты вероучения — вера в близкое Второе пришествие Иисуса Христа (лат. adventus — «пришествие»), соблюдение Десяти заповедей с акцентом на почитание субботы[1]. Среди его основателей была Елена (Эллен) Уайт (урожд. Елена Хармон), труды которой пользуются в церкви значительным авторитетом[2]. Сторонники соблюдения субботы, не признавшие духовный авторитет Елены Уайт образовали самостоятельную «Церковь Бога (Седьмого дня) (англ.)русск.».

Доктринальная позиция современных адвентистов, унаследованная от Реформации, состоит в том, что оправдание человека перед Богом даётся только даром — благодатью, и только по вере в Иисуса Христа (в Его заместительную жертву на Голгофском кресте). Дела в вероучении современных адвентистов рассматриваются как плоды веры. Отличительной особенностью адвентистов седьмого дня среди протестантских деноминаций является доктрина о «трёхангельской вести» и двух фазах служения Иисуса Христа в небесном святилище.

Адвентисты седьмого дня в настоящее время представляют основную Церковь адвентистов седьмого дня (более 20 млн. членов церкви), отделившихся от неё «адвентистов-реформистов» (общая численность составляет приблизительно 50 тыс. человек), которые позже образовали две основные организации (Адвентисты седьмого дня реформационного движения и Международное миссионерское общество АСД реформационного движения (англ.)русск.), а также несколько иных малочисленных организаций и групп (например, «давидяне» (англ.)русск.).

Лютера́нство — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве[1]. С лютеранством связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере. Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке, а затем и во время формирования государственных церквей скандинавских стран. Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений Римско-католической церкви, с одной стороны, и более радикальных протестантских движений — с другой (анабаптизм, кальвинизм, цвинглианство и т. д.).

Вероучение (конфессия) исчерпывающе изложено в Книге Согласия. Лютеране относят себя к теистам-тринитариям (Святая Троица) и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми. Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха, который может быть преодолен исключительно действием благодати (лат. Sola Gratia), выражаемой в вере (лат. Sola Fide). Вместе с тем, отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог все знает, но не все предопределяет). Главным и единственным критерием правильности веры они считают Библию (лат. Sola Scriptura). В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и другим традиционным источникам, вовсе не обязательно лютеранским, однако подчёркивая, что они (как и Книга Согласия) истинны настолько, насколько соответствуют Писанию (Библии), и ни в коем случае не самодостаточны. Такой же критический взгляд применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в том числе и к сочинениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа.

Лютеране признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания относит к таинствам исповедь и рукоположение, арт. XIII). Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит своё преемство к апостольским временам. Это преемство понимается не обязательно непосредственно, как, например, в православии, а скорее в духовном смысле[источник не указан 2830 дней]. В строгом смысле не обладают статусом таинства: конфирмация, венчание, отпевание и ординация.

Бапти́зм (от др.-греч. βάπτισμα: крещение; от βαπτίζω — «погружаю в воду»[1]) — одно из направлений протестантскогохристианства[2]; конфессия, вышедшая из среды радикальных английских пуритан[1].

Для баптистов принципиальное значение имеет добровольность и сознательность крещения по вере при условии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение детей отвергается, членами баптистских церквей должны быть только «рождённые свыше» взрослые люди, принявшие водное крещение[3][a]. Баптисты крестят однократным полным погружением в воду, отвергая такие способы как обливание и кропление.

Баптисты придерживаются конгрегационализма, когда церковь (поместная) — это самоуправляемая община «святых»[b], независимая в духовных вопросах от светских властей и каких-либо вышестоящих баптистских организаций[3]. Баптистам важен принцип всеобщего священства, поэтому пресвитер (пастор) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных («братских») советах либо общих собраниях членов церкви.

На территории бывшего СССР большинство представителей этого течения относят себя к евангельским христианам-баптистам.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 480; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!