Основная обрядовая сторона Ислама.



Основные сходства и различия христианства от ислама.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ

  ХРИСТИ­АНСТВО ИСЛАМ
1.1. Утвер­жда­ет ли рели­гия веру в еди­но­го Бога? Да «Верую во Едино­го Бога» (нача­ло Симво­ла Веры). «Нет ино­го Бога, кро­ме Едино­го» (1Кор. 8:4). «Один Господь, одна вера, одно кре­ще­ние» (Еф. 4:6). Да Нет Бога кро­ме Аллаха (часть шахады – араб. сви­де­тель­ства веры).
1.2. Отрица­ет ли рели­гия язы­че­ство (мно­го­бо­жие, идо­ло­по­клон­ство)? Да «Мы зна­ем, что идол в мире ничто» (1Кор. 8:4), а языч­ни­ки «заме­ни­ли исти­ну Божию ложью, и покло­ня­лись, и слу­жи­ли тва­ри вме­сто Творца, Который бла­го­сло­вен во веки» (Рим. 1:25). Да Отрица­ет­ся мно­го­бо­жие и идо­ло­по­клон­ство как при­да­ние Аллаху това­ри­щей (рав­ных). Много­бо­жие назы­ва­ет­ся ширк (от араб. «шарик» – това­рищ) и явля­ет­ся сино­ни­мом неве­рия (араб. «куфр» – сокры­тие, отсю­да кафир – невер­ный).
1.3. Счита­ет ли рели­гия Бога неве­ще­ствен­ным Духом? Да Бог есть Дух Везде­су­щий, Неогра­ни­чен­ный, Беспре­дель­ный и Всесо­вер­шен­ный. «Бог есть Дух» (Ин. 4:24). «Дух Госпо­да напол­ня­ет все­лен­ную и, как все объ­ем­лю­щий, зна­ет вся­кое сло­во» (Прем. 1:7). «Нетлен­ный Твой Дух пре­бы­ва­ет во всем» (Прем. 12:1). «Куда пой­ду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убе­гу? Взойду ли на небо – Ты там; сой­ду ли в пре­ис­под­нюю – и там Ты» (Пс. 138). «Слова мои от искрен­но­сти мое­го серд­ца, и уста мои про­из­не­сут зна­ние чистое. Дух Божий создал меня». (Иов. 33:3-4) (1). [1]. Нет Религия отри­ца­ет, что поня­тие Духа может быть при­ме­не­но к Аллаху. Духов­ность – не атри­бут Аллаха [2]. В Коране под духом сле­ду­ет пони­мать толь­ко твар­ную чело­ве­че­скую душу или твар­но­го анге­ла. Святым духом назван ангел Джибрил
1.4. Счита­ет ли рели­гия, что Бог обла­да­ет твар­ны­ми атри­бу­та­ми (каче­ства­ми и свой­ства­ми, при­су­щи­ми тво­ре­ни­ям)? Нет «Кому же вы упо­до­би­те Меня и с кем срав­ни­те?» (Ис. 40:25). Свойства Бога совер­шен­но не подоб­ны свой­ствам Его тво­ре­ний. О Его свой­ствах надо судить толь­ко духов­но [3]. Да Бог обла­да­ет твар­ны­ми свой­ства­ми слу­ха и зре­ния, «слы­шит» самый тихий шорох и «видит» чер­но­го пау­ка ночью на тем­ном камне [4]. Учение о зре­нии и телес­но­сти Аллаха засви­де­тель­ство­ва­но в офи­ци­аль­ных доку­мен­тах мусуль­ман­ско­го веро­ис­по­ве­да­ния [5].
1.5. Раскры­ва­ет ли рели­гия внут­рен­нюю при­ро­ду Бога? Да Христи­ан­ство счи­та­ет, что Господь суще­ству­ет в трех Ипоста­сях – Отец (Ум), Сын (Слово) и Святой Дух. Бог обла­да­ет Умом (Отец), Который в веч­но­сти рож­да­ет Слово (Сын) во Святом Духе. Христи­ан­ство есть уче­ние «Ума, Слова и Духа – еди­ной сопри­род­но­сти и боже­ствен­но­сти» как ска­зал о Святой Троице св. Григо­рий Богослов. «Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат бого­нос­ные отцы, изла­гая дог­ма­ти­че­ское уче­ние о пре­сущ­ной и пре­есте­ствен­ной Святой Троице» (св. Григо­рий Синаит). «Первый Ум Сущий, Бог еди­но­сущ­ное в Себе име­ет Слово с Духом соприс­но­сущ­ным, без Слова и Духа нико­гда не бывая» (св. Никита Студий­ский). Нет Внутрен­няя при­ро­да Бога оста­ет­ся нерас­кры­той. Учение о Божествен­ном Уме, Слове и Духе отсут­ству­ет [6]. При этом само уче­ние о Святой Троице истол­ко­ва­но пре­врат­но в виде Иисуса, Марии и Аллаха (5.73, 5.116).
1.6. Счита­ет ли рели­гия, что Бог есть любовь? Да «Бог есть Любовь, и пре­бы­ва­ю­щий в люб­ви пре­бы­ва­ет в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). Любовь — образ бытия Лиц Святой Троицы, единство в любви. Нет Между понятиями «любящий» и «любовь» имеется принципиальная разница.
1.7. Счита­ет ли рели­гия, что Бог обла­да­ет сми­ре­ни­ем? Да «Научи­тесь от Меня, ибо Я кро­ток и сми­рен серд­цем, и най­де­те покой душам вашим» (Мф. 11:29). Нет
1.8. Счита­ет ли рели­гия, что Бог обла­да­ет свя­то­стью? Да «По при­ме­ру при­звав­ше­го вас Свята­го, и сами будь­те свя­ты во всех поступ­ках. Ибо напи­са­но: будь­те свя­ты, пото­му что Я свят». (1Пет. 1:15-16) Нет Аллах явля­ет­ся источ­ни­ком добра и зла, сле­до­ва­тель­но он не обла­да­ет свя­то­стью, под кото­рой под­ра­зу­ме­ва­ет­ся совер­шен­ная непри­част­ность злу.
1.9. Счита­ет ли рели­гия, что одним из качеств Бога явля­ет­ся хит­рость? Нет Хитрость и лукав­ство – свой­ства дья­во­ла (лука­во­го), пре­льща­ю­ще­го людей и после­ду­ю­щих ему. Бог нена­ви­дит ложь, ковар­ство и лице­ме­рие. Да Аллах «замыш­ля­ет хит­рость» (86.16), «хит­рит», посколь­ку «Аллах – луч­ший из всех хит­ре­цов» (3:54), «обма­ны­ва­ет» (4.142). «Поизде­ва­ет­ся», «уве­ли­чит без­за­ко­ние» (2:15). «Запуты­ва­ет коз­ни» (105:2).    
1.10. Счита­ет ли рели­гия, что одним из качеств Бога явля­ет­ся гор­дость? Нет Гордость – свой­ство дья­во­ла, лож­ных учи­те­лей, всех злых и нече­сти­вых. Да «Гордое досто­ин­ство – Мое покры­тие». Гордость – атри­бут сущ­но­сти Аллаха [7].
1.11. Счита­ет ли рели­гия, что Бог хочет спа­се­ния всех людей, жела­ет, чтобы все люди позна­ли Его? Да «Бог хочет, чтобы все люди спас­лись и достиг­ли позна­ния исти­ны» (1Тим. 2:4). Нет «Тот кто хочет встре­чи с Аллахом, с тем и Аллах жела­ет встре­чи; а тот кто не хочет встре­чи с Аллахом, с тем и Аллах не жела­ет встре­чи» [8].
1.12. Счита­ет ли рели­гия, что Бог порож­да­ет зло? Нет Истин­ный, Святой и Правед­ный Бог не явля­ет­ся источ­ни­ком зла. «Бог есть свет, и нет в Нем ника­кой тьмы» (1Ин. 1:5). «Бог не иску­ша­ет­ся злом и Сам не иску­ша­ет нико­го» (Иак. 1:13). «Кто дела­ет доб­ро, тот от Бога; а дела­ю­щий зло не видел Бога» (1Тим. 2:4). «Все пути Его пра­вед­ны. Бог верен, и нет неправ­ды в Нем (Втор. 32:4). Да Аллах явля­ет­ся источ­ни­ком зла. «И доб­ро и зло от Аллаха» [9]. Аллах при­но­сит поль­зу и вред [10], Аллах есть при­но­ся­щий зло и дару­ю­щий бла­га” [11]. Аллах уси­ли­ва­ет порок в серд­цах неве­ру­ю­щих (2:10), «Если же Аллах поже­ла­ет людям зла, то ничто не предот­вра­тит это­го. Нет у них вла­сте­ли­на, кро­ме Него» (13:11).
1.13. Счита­ет ли рели­гия, что Бог изна­чаль­но жела­ет муче­ний в аду для опре­де­лен­ной части людей? Нет Бог не жела­ет поги­бе­ли людей. «Живу Я, гово­рит Господь Бог: не хочу смер­ти греш­ни­ка, но чтобы обра­тил­ся он от пути сво­е­го и жив был» (Иез. 33:11). «Бог не сотво­рил смер­ти и не раду­ет­ся поги­бе­ли живу­щих» (Прем. 1:13), Бог вопло­тил­ся, стал Спаси­те­лем мира (само имя Иисус озна­ча­ет «Господь – спа­се­ние»), чтобы спа­сти от поги­бе­ли и ада все чело­ве­че­ство. Через Богово­пло­ще­ние рас­кры­лось совер­шен­ное чело­ве­ко­лю­бие Божие. Да Аллах не жела­ет спа­се­ния всем людям, «Если бы Нам было угод­но, то мы наста­ви­ли бы на пря­мой путь каж­до­го чело­ве­ка, одна­ко ста­ло исти­ной Мое сло­во: «непре­мен­но Я напол­ню ад джин­на­ми и людь­ми – все­ми вме­сте!» (32:13). Часть живых существ Аллах создал для ада, наде­лив их свой­ства­ми худ­ши­ми, чем у ско­тов (7.179). Аллах «изде­ва­ет­ся» над неве­ру­ю­щи­ми уси­ли­вая их заблуж­де­ния (2.14), сби­вая их с пря­мо­го пути (7.178, 186). Он «запе­ча­ты­ва­ет» чело­ве­че­ские серд­ца, чтобы люди не слы­ша­ли исти­ны (16:108, 17:46).

 

^ II. БОГ И МИР (ТВОРЕНИЕ)

  ХРИСТИ­АНСТВО ИСЛАМ
2.1. Создан ли неви­ди­мый ангель­ский мир Богом? Да Да
2.2. Какова при­ро­да анге­лов? Ангелы не созда­ны из гру­бо­го мате­ри­аль­но­го веще­ства, обла­да­ют тон­кой телес­но­стью, не подоб­ной людям. Ангелы были созда­ны из све­та, а джин­ны – из огня [1].
2.3. Создан ли види­мый мир Богом? Да Бог создал мате­ри­аль­ный (про­стран­ствен­но-вре­мен­ной) мир вме­сте с при­су­щим ему вре­ме­нем. Бог есть «Творец не толь­ко вещей, но и само­го вре­ме­ни и века, в кото­рый вещи полу­ча­ли бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33). Да Внача­ле, за пять­де­сят тысяч лет до тво­ре­ния все­го мате­ри­аль­но­го мира Аллах сотво­рил перо (аль-калам), кото­рым запи­сал в кни­гу все сотво­рен­ное, а затем сотво­рил мате­ри­аль­ный мир [2].
2.4. Создан ли чело­век Богом? Да Да
2.5. Создан ли чело­век толь­ко Богом или Госпо­ду нуж­ны помощ­ни­ки в тво­ре­нии чело­ве­ка? Человек создан толь­ко Богом, Который есть един­ствен­ный Творец бытия. Аллах при­бе­га­ет к помо­щи анге­лов, чело­ве­че­ская душа и тело тво­рят­ся с помо­щью анге­лов [3].
2.6. Создал ли Бог иных разум­ных существ, поми­мо анге­лов и чело­ве­ка? Нет Ангелы и люди – два вида существ, обла­да­ю­щих разу­мом и сво­бод­ной волей, спо­соб­ные познать Бога. Да Аллах создал из огня джин­нов – чело­ве­ко­об­раз­ных духов, спо­соб­ных при­ни­мать любое обли­чье.
2.7. Может ли все­мо­гу­щий Бог по Своему жела­нию пре­кра­тить тво­рить? Да, может. Нет, не может. Аллах тво­рит непре­стан­но.

 

^ III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

  ХРИСТИ­АНСТВО ИСЛАМ
3.1. Какова цель сотво­ре­ния чело­ве­ка? Бог создал чело­ве­ка для люб­ви к Себе, обще­ния с Собой. Бог хочет пре­бы­вать в чело­ве­ке Своей бла­го­да­тью, даруя чело­ве­ку воз­мож­ность обо­же­ния [1]. «Для того Он сотво­рил нас, чтобы мы ста­ли при­част­ни­ка­ми Божеско­го есте­ства и при­част­ни­ка­ми самой веч­но­сти…” (св. Максим Исповед­ник) Бог создал чело­ве­ка для испол­не­ния зако­на.
3.2. Создан ли чело­век по обра­зу и подо­бию Божье­му? Да [2] Человек создан по обра­зу и подо­бию Божье­му. И ска­зал Бог: сотво­рим чело­ве­ка по обра­зу Нашему и по подо­бию Нашему» (Быт. 1:26). «Бог создал чело­ве­ка для нетле­ния и соде­лал его обра­зом веч­но­го бытия Своего» (Прем. 23:2) Нет Человек сотво­рен по его соб­ствен­но­му виду и обра­зу (Коран 64:3; 82:6-8).
3.3. Были ли пра­ро­ди­те­ли чело­ве­че­ства созда­ны нетлен­ны­ми и бес­смерт­ны­ми? Да Нет
3.4. Подверг­лись ли гре­хо­па­де­нию пра­ро­ди­те­ли чело­ве­че­ства (Адам и Ева)? Да Да
3.5. Что есть грех? Болезнь чело­ве­че­ской души вслед­ствие ее рас­тор­же­ния свя­зи с Богом чрез нару­ше­ние Божествен­ной запо­ве­ди (3). Разрыв обще­ния с Богом через про­тив­ле­ние Его воле. Просту­пок, выра­жа­ю­щий­ся в неис­пол­не­нии пред­пи­са­ний зако­на Аллаха.
3.6. Повли­я­ло ли гре­хо­па­де­ние пра­ро­ди­те­лей на все про­ис­шед­шее от них чело­ве­че­ство? Да Грехов­ная при­ро­да не может порож­дать при­ро­ду свя­тую и без­греш­ную, каж­дый чело­век от рож­де­ния полу­ча­ет при­ро­ду, зара­жен­ную гре­хом. «О, что сде­лал ты, Адам? Когда ты согре­шил, то совер­ши­лось паде­ние не тебя толь­ко одно­го, но и нас, кото­рые от тебя про­ис­хо­дим» (3Ездр. 7:48). Нет
3.7. Испор­ти­лась ли душев­ная при­ро­да чело­ве­ка вслед­ствие гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей? Да Все силы души чело­ве­ка полу­чи­ли пред­рас­по­ло­жен­ность ко злу и стра­стям. Грехо­па­де­ние «извра­ти­ло все силы души, осла­бив ее при­род­ные вле­че­ния к доб­ро­де­те­ли» (4). «От нару­ше­ния запо­ве­ди Божией чело­век сде­лал­ся доступ­ным все­ва­нию в него зла со сто­ро­ны дья­во­ла» (5). Нет
3.8. Испор­ти­лась ли телес­ная при­ро­да чело­ве­ка вслед­ствие гре­ха пра­ро­ди­те­лей? Да Челове­че­ское тело ста­ло под­вер­же­но болез­ням и смер­ти, «ибо воз­мез­дие за грех – смерть» (Рим. 6:23). Чрез паде­ние чело­ве­ка «грех вошел в мир, и гре­хом смерть» (Рим. 5:12). Смерть и болез­ни не были созда­ны изна­чаль­но все­б­ла­гим Богом. Нет
3.9. Исказил­ся ли весь мате­ри­аль­ный мир после гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей? Да Через грех смерть и тле­ние рас­про­стра­ни­лись во всем мире. Живот­ные и при­ро­да пере­ста­ли пови­но­вать­ся чело­ве­ку без тру­да. Нет
3.10. Нужда­ет­ся ли чело­век в Спаси­те­ле от вла­сти и силы гре­ха? Да Челове­ку необ­хо­дим Спаси­тель. «Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех веру­ю­щих, ибо нет раз­ли­чия, пото­му что все согре­ши­ли и лише­ны сла­вы Божией» (Рим. 3:22-23) Нет
3.11. Облада­ет ли чело­век сво­бод­ной волей в выбо­ре добра и зла? Да Человек обла­да­ет сво­бод­ной волей в выбо­ре добра и зла. Бог все зна­ет напе­ред, но не все пред­опре­де­ля­ет. Как и врач, Он непо­ви­нен в болез­ни гре­ха, хотя и пред­ви­дит гре­хи людей. То, что «Бог пред­опре­де­ля­ет или осуж­да­ет, нисколь­ко не взи­рая на дела пред­опре­де­ля­е­мых или осуж­да­е­мых, – это мы почи­та­ем безу­ми­ем … Бог непри­ча­стен ника­ко­му злу, рав­но жела­ет спа­се­ния всем, у Него нет места лице­при­я­тию» (6). Нет Человек лишен сво­бо­ды выбо­ра. Все его дей­ствия пред­опре­де­ле­ны Аллахом «Поисти­не, Мы сотво­ри­ли каж­дую вещь по пред­опре­де­ле­нию» (54. 49). «Твой Господь созда­ёт, что поже­ла­ет, и изби­ра­ет, что поже­ла­ет, а у них нет выбо­ра» (28. 68).[7].
3.12. Творит ли чело­век свои поступ­ки сам или все его дей­ствия тво­рит Бог? Да Творит сам, исполь­зуя свою бого­об­ра­зую и бого­по­доб­ную сво­бод­ную волю. Нет Аллах совер­ша­ет за него все, в том чис­ле доб­рые и гре­хов­ные дей­ствия «Аллах сотво­рил вас и то, что вы дела­е­те» (37. 96)[8].
3.13. Равны ли муж­чи­на и жен­щи­на в сво­ем духов­ном досто­ин­стве перед Богом? Да Мужчи­на и жен­щи­на в рав­ной мере сотво­ре­ны по Образу Божье­му [9]. Нет Женщи­на явля­ет­ся низ­шим суще­ством в срав­не­нии с муж­чи­ной [10].
3.14. Сколь­ко жен может иметь муж­чи­на? Одну До четы­рех жен, а кро­ме того, столь­ко налож­ниц, сколь­ко поз­во­ля­ют мате­ри­аль­ные сред­ства. При этом к женам надо про­яв­лять спра­вед­ли­вость, выра­жа­ю­щу­ю­ся в том, что нель­зя опре­де­лять наи­бо­лее люби­мую [11].
3.15. Запове­да­но ли муж­чине бить про­ви­нив­шу­ю­ся жену? Нет Да. «Ударяй­те их» (4. 38) [12]

 

^ IV. БОГ И ЧЕЛОВЕК

  ХРИСТИ­АНСТВО ИСЛАМ
4.1. Дает ли Бог Свое Откро­ве­ние чело­ве­ку? Да Да
4.2. Общает­ся ли Бог в Откро­ве­нии с чело­ве­ком непо­сред­ствен­но или толь­ко через создан­ных Им посред­ни­ков? Бог рас­кры­ва­ет Себя и обща­ет­ся с чело­ве­ком в Откро­ве­нии непо­сред­ствен­но, Сам, дей­стви­ем Свято­го Духа через про­ро­ков и чрез Вопло­тив­ше­го­ся Сына Своего Иисуса Христа. «Никогда про­ро­че­ство не было про­из­но­си­мо по воле чело­ве­че­ской, но изре­ка­ли его свя­тые Божии чело­ве­ки, будучи дви­жи­мы Духом Святым» (2Пет. 1:21). «Бог явил­ся во пло­ти, оправ­дал Себя в Духе, пока­зал Себя Ангелам, про­по­ве­дан в наро­дах, при­нят верою в мире, воз­нес­ся во сла­ве» (1Тим. 3:16). Аллах рас­кры­ва­ет­ся чело­ве­ку толь­ко через анге­ла. Единствен­ным исклю­че­ни­ем явля­ет­ся Муса (Моисей), с кото­рым Аллах гово­рил лицом к лицу. Даже Мухам­мед не видел Аллаха и не общал­ся с Аллахом.
4.3. Что явля­ет­ся вер­ши­ной и пол­но­той Божествен­но­го Откро­ве­ния? Вочело­ве­чи­ва­ние Самого Бога: «И Слово ста­ло пло­тию, и оби­та­ло с нами, пол­ное бла­го­да­ти и исти­ны; и мы виде­ли сла­ву Его, сла­ву, как Едино­род­но­го от Отца» (Ин. 1:14). «Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Едино­род­но­го, дабы вся­кий веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь веч­ную». (Ин. 16:17). Явление Мухам­ме­ду анге­ла Джибри­ла, кото­рый в пеще­ре несколь­ко раз схва­ты­вал и сжи­мал его, застав­ляя его напря­гать­ся до пре­де­ла [1], вызы­вал в нем страх, по при­чине кото­ро­го он гово­рил: «Укрой­те меня, укрой­те меня!» [2].
4.4. Должен ли чело­век стре­мить­ся искать позна­ния Самого Бога? Да Люди созда­ны «дабы они иска­ли Бога, не ощу­тят ли Его и не най­дут ли, хотя Он и неда­ле­ко от каж­до­го из нас» (Деян. 17:27). Нет Человек может искать лишь испол­не­ния шари­а­та (араб. пра­виль­ный путь) – пред­пи­са­ний зако­на Аллаха.
4.5. Может ли чело­век соеди­нить­ся с Богом? Да Бог откры­ва­ет каж­до­му чело­ве­ку воз­мож­ность познать Себя вплоть до того, чтобы люди ста­ли «при­част­ни­ка­ми Божествен­но­го есте­ства» (2Пет. 1:4), соеди­ни­лись с Ним. Позна­вая Бога, чело­век соеди­ня­ет­ся с Ним чрез дар нетвар­ной бла­го­да­ти Свято­го Духа – дар обо­же­ния. «Он воче­ло­ве­чил­ся, чтобы мы обо­жи­лись» (св. Афана­сий Великий). Человек – храм Свято­го Духа. Нет Аллах не может соеди­нить­ся с чело­ве­ком, оби­тать в чело­ве­че­ской душе, уме и серд­це. Это под­твер­жда­ет и суфий­ская прак­ти­ка.
4.6. Может ли Господь Сам лич­но рас­крыть Себя каж­до­му чело­ве­ку? Да Благо­да­тью Свято­го Духа каж­до­му веру­ю­ще­му: «Любовь Божия изли­лась в серд­ца наши Духом Святым» (Рим. 5:5). Нет Аллах не рас­кры­ва­ет­ся каж­до­му чело­ве­ку.
4.7. Может ли Господь лич­но общать­ся с каж­дым чело­ве­ком? Да Христи­ан­ство откры­ва­ет воз­мож­ность обще­ния с Богом для каж­до­го чело­ве­ка в молит­ве и цер­ков­ных таин­ствах. «Верен Бог, Которым вы при­зва­ны в обще­ние Сына Его Иисуса Христа, Госпо­да наше­го» (1Кор. 1:9). Нет Аллах не жела­ет общать­ся с чело­ве­ком. Даже Мухам­мед лич­но не общал­ся с Ним.
4.8. В каких отно­ше­ни­ях нахо­дит­ся Бог с чело­ве­ком? В отно­ше­ни­ях усы­нов­ле­ния. Через веру в Иисуса Христа, Сына Божье­го по есте­ству (при­ро­де), чело­век ста­но­вит­ся сыном Богу по бла­го­да­ти. «Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наслед­ник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4:7).   Аллах – гос­по­дин, а чело­век – раб. Всякий при­хо­дит к Аллаху толь­ко как раб (19.88-93).
4.9. Что Бог тре­бу­ет от чело­ве­ка? Испол­не­ния еван­гель­ских запо­ве­дей люб­ви рас­кры­тых в сло­вах Спаси­те­ля: «воз­лю­би Госпо­да Бога тво­е­го всем серд­цем тво­им, и всею душою тво­ею, и всею кре­по­стию тво­ею, и всем разу­ме­ни­ем тво­им, и ближ­не­го тво­е­го, как само­го себя» (Лук. 10:27). Запове­ди рас­кры­ва­ют­ся через Священ­ное Писание, Преда­ние и сочи­не­ния свв. Отцов. Испол­не­ние пред­пи­са­ний шари­а­та – зако­на Аллаха, дово­ди­мо­го до людей через Коран, хади­сы и сочи­не­ния рели­ги­оз­ных авто­ри­те­тов. К обя­за­тель­ной части шари­а­та отно­сят­ся – шахада, закят, саум, хадж, салят, часто добав­ля­ет­ся джи­хад.
4.10 Требу­ет ли Бог испо­ве­да­ния веры? Да «Всяко­го, кто испо­ве­да­ет Меня пред людь­ми, того испо­ве­даю и Я пред Отцем Моим Небес­ным» (Мф. 10:32) «Кто испо­ве­ду­ет, что Иисус есть Сын Божий, в том пре­бы­ва­ет Бог, и он в Боге» (1Ин. 4:15). «Если уста­ми тво­и­ми будешь испо­ве­ды­вать Иисуса Госпо­дом и серд­цем тво­им веро­вать, что Бог вос­кре­сил Его из мерт­вых, то спа­сешь­ся» (Рим. 10:9). Да Требу­ет­ся про­из­не­се­ние шахады: «Нет боже­ства, кро­ме Аллаха, и Мухам­мад – Послан­ник Аллаха».
4.11. Запове­ду­ет ли Бог любовь к Себе? Да Любовь к Богу – пер­вая и наи­боль­шая запо­ведь (Мф. 22:38). «Кто любит Меня, тот воз­люб­лен будет Отцем Моим; и Я воз­люб­лю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 21:14). Нет Совер­шен­ная вера выра­жа­ет­ся в люб­ви к шари­а­ту – зако­ну Аллаха, а не Аллаху. Высшие чув­ства к Аллаху – раб­ская покор­ность и пови­но­ве­ние.
4.12. Запове­ду­ет ли Бог любовь ко вся­ко­му чело­ве­ку? Да Бог запо­ве­ду­ет нели­це­при­ят­ную, совер­шен­ную любовь чело­ве­ка к чело­ве­ку. Разли­чие меж­ду вра­гом и ближ­ним уни­что­же­но Христом: «Любите вра­гов ваших» (Лук. 6:35). «И если люби­те любя­щих вас, какая вам за то бла­го­дар­ность? ибо и греш­ни­ки любя­щих их любят. И если дела­е­те доб­ро тем, кото­рые вам дела­ют доб­ро, какая вам за то бла­го­дар­ность? ибо и греш­ни­ки то же дела­ют» (Лук. 6. 32. 33). Нет Возмож­на любовь толь­ко к еди­но­вер­цу, но и здесь уста­нов­ле­на нена­висть (напри­мер, в слу­чае мести или ряда его про­ступ­ков, нару­ша­ю­щих шари­ат).
4.13. Запове­ду­ет ли Бог молит­ву? Да, по воз­мож­но­сти непре­стан­ную. Да, пяти­крат­ную (араб. cалят).
4.14. Являет­ся ли молит­ва риту­а­лом, для кото­ро­го необ­хо­ди­мы внеш­ние усло­вия? Нет Запове­да­на молит­ва от чисто­го и искрен­не­го серд­ца, без гне­ва и памя­то­зло­бия, без тще­сла­вия и не напо­каз, со сми­ре­ни­ем и усер­ди­ем, на вся­ком месте (Тим. 2. 8) и во вся­кое вре­мя (Еф. 6:18). Запове­да­но рас­кры­тие сво­их стрем­ле­ний Богу: «С бла­го­да­ре­ни­ем откры­вай­те свои жела­ния пред Богом» (Филипп.4. 6). Да Молит­ва явля­ет­ся риту­а­лом зако­на (араб. шари­а­та). Существу­ет вре­мя запрет­ное для молит­вы, необ­хо­ди­мо, чтобы рядом не про­шла жен­щи­на, соба­ка, нуж­ны опре­де­лен­ное место, позы, одеж­да, тре­бу­ет­ся поря­док дей­ствий и слов. Так, напри­мер, во вре­мя вос­хва­ле­ния Аллаха боль­шие паль­цы долж­ны касать­ся мочек ушей, ступ­ни долж­ны быть парал­лель­ны друг дру­гу, а рас­сто­я­ние меж­ду ними долж­но быть в четы­ре паль­ца.
4.15 Обяза­тель­но ли молить­ся на ино­стран­ном язы­ке? Нет Для Бога нет язы­ко­вых барье­ров, чело­век может молить­ся на любом язы­ке. Да Обяза­тель­ная молит­ва для мусуль­ма­ни­на состо­ит из вос­хва­ле­ний Аллаха и аятов Корана на араб­ском язы­ке.
4.16. Существу­ет ли раз­де­ле­ние на обя­за­тель­ную и необя­за­тель­ную молит­ву? Нет Да Присут­ству­ет отчет­ли­вое раз­де­ле­ние обя­за­тель­ной еже­днев­ной пяти­крат­ной молит­вы (араб. салат, тур. намаз) и необя­за­тель­ной молит­вы. Салат в основ­ном состо­ит из про­из­не­се­ния аятов Корана, про­слав­ле­ния Аллаха одновре­мен­но с при­ня­ти­ем раз­лич­ных поз. Необя­за­тель­ная молит­ва (дуа) – молит­ва от серд­ца о сво­их нуж­дах, но без нее мож­но вой­ти в рай.
4.17. Запове­ду­ет ли Бог пост для духов­ной борь­бы с гре­хом и дья­во­лом? Да Христи­ан­ский пост – часть духов­но­го подви­га борь­бы с гре­хом и дья­во­лом. Падшие духи «изго­ня­ет­ся толь­ко молит­вою и постом» (Мф. 17:21). Нет Пост (араб. саум) уста­нов­лен лишь для награ­ды в буду­щей жиз­ни.
4.18. Запове­ду­ет ли Бог вой­ну с ино­вер­ца­ми? Нет Запове­да­на духов­ная борь­ба с дья­во­лом и пад­ши­ми духа­ми – вра­га­ми чело­ве­че­ской души. «Наша брань не про­тив кро­ви и пло­ти, но про­тив начальств, про­тив вла­стей, про­тив миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, про­тив духов зло­бы под­не­бес­ной» (Еф. 6:12). [6] Да Опреде­лен джи­хад как «свя­щен­ная вой­на» с ино­вер­ца­ми. «Когда вы встре­ти­те тех, кото­рые не уве­ро­ва­ли, то – удар мечом по шее» (47.4). «Борись с невер­ны­ми и лице­ме­ра­ми. Будь жесток к ним!» (9.73).
4.19. Допусти­мо ли муче­ни­че­ство за веру? Да Да
4.20. В чем состо­ит муче­ни­че­ство? Мученик (испо­вед­ник, сви­де­тель Христа) – хри­сти­а­нин, доб­ро­воль­ном пере­нес­ший гоне­ния за Христа вплоть до лише­ния жиз­ни от руки гони­те­лей. Мученик (араб. шахид – погиб­ший со сви­де­тель­ством веры) – мусуль­ма­нин, погиб­ший во вре­мя джи­ха­да, на войне с ино­вер­ца­ми.
4.21. Присут­ству­ет ли почи­та­ние при­род­ных явле­ний и палом­ни­че­ство к ним? Нет Запре­ще­но почи­тать явле­ния при­ро­ды. Да Присут­ству­ет покло­не­ние метео­ри­ту (чер­но­му кам­ню, араб. хад­жар аль-асвад ) в Каабе. Мусуль­мане целу­ют его или каса­ют­ся рукой (обряд так­биль). Покло­не­ние – часть хад­жа (араб. палом­ни­че­ство), палом­ни­че­ства в Мекку. Хадж – один из пяти стол­пов исла­ма [3].
4.22. Существу­ют ли риту­а­лы (внеш­ние меха­ни­че­ские дей­ствия) чрез кото­рые дости­га­ет­ся спа­се­ние? Нет Отвер­га­ют­ся риту­а­лы, не содер­жа­щие живо­го обще­ния Бога и чело­ве­ка. Да Напри­мер, семи­крат­ный бег меж­ду хол­ма­ми Сафа и Марва во вре­мя хад­жа, бро­са­ние кам­ней в стол­бы с целью поби­ва­ния шай­та­на, жерт­во­при­но­ше­ния живот­ных и пр [4].
4.23. Существу­ют ли таин­ства, в кото­рых Бог осо­бен­но близ­ко обща­ет­ся с чело­ве­ком? Да Установ­ле­ны свя­щен­но­дей­ствия в кото­рых хри­сти­а­ни­ну ощу­ти­мо пода­ют­ся бла­го­дат­ные силы для спа­се­ния души таин­ствен­ным обра­зом: кре­ще­ние, миро­по­ма­за­ние, пока­я­ние, евха­ри­стия, свя­щен­ство, брак и еле­освя­ще­ние. В таин­ствах дости­га­ет­ся реаль­ное еди­не­ние с Богом чрез бла­го­дать Свято­го Духа. Нет Отвер­га­ет­ся бла­го­дат­ное обще­ние Бога и чело­ве­ка.
4.24. Обеща­ет ли Господь чело­ве­ку рай или ад в зави­си­мо­сти от его зем­ной жиз­ни? Да Да. Но при этом предопределение — один из столпов ислама. Для того, чтобы преодолеть это очевидное противоречие, понятие предопределениеподменяется предвидением.
4.25. Какое воз­на­граж­де­ние ожи­да­ет чело­ве­ка в раю? В Царствии Божием (в раю) хри­сти­ан ожи­да­ет духов­ное бла­жен­ство. В Царствии небес­ном «ни женят­ся, ни выхо­дят замуж, но пре­бы­ва­ют, как Ангелы Божии на небе­сах» (Мф. 22:30). «Царствие Божие не пища и питие, но пра­вед­ность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). В Царствии Божием хри­сти­ан ожи­да­ет пол­но­та Богопо­зна­ния и упо­доб­ле­ния Богу: «будем подоб­ны Ему, пото­му что уви­дим Его, как Он есть» (1Ин. 3:2). «Он будет оби­тать с ними; они будут Его наро­дом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Ап. 21.3). Мусуль­ман ожи­да­ют плот­ские удо­воль­ствия. Они будут лежать на «ложах рас­ши­тых», «с чаша­ми, сосу­да­ми и куб­ка­ми», есть пло­ды и мясо птиц, кото­рые поже­ла­ют, насла­ждать­ся с «чер­но­оки­ми, боль­шегла­зы­ми» гури­я­ми. (56. 15-22)[5]. Совер­шен­но­го позна­ния Аллаха достиг­ну­то не будет.
4.26. Призна­ет ли рели­гия свя­щен­ную кни­гу? Да, Библию. Да, Коран.
4.27. Какова при­ро­да свя­щен­ной кни­ги? Написа­на про­ро­ка­ми и апо­сто­ла­ми по вдох­но­ве­нию Свято­го Духа. «Все Писание бого­дух­но­вен­но и полез­но для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти» (2Тим. 3:16) В ней при­сут­ству­ет как Божествен­ная, так и чело­ве­че­ская воля. Христи­ане верят в Бога, а не в текст. Библия не явля­ет­ся Богом. Искон­ный смысл Библии может быть пере­дан на всех язы­ках мира. Коран суще­ство­вал все­гда, он не был сотво­рён Аллахом. Видимый Коран – про­яв­ле­ние извеч­но­го Корана, небес­ной «мате­ри кни­ги». Коран вечен как и Аллах. Коран дан на араб­ском язы­ке – это искон­ный язык веч­но­го откро­ве­ния Аллаха. Истин­ный смысл Корана пере­да­ет­ся толь­ко на араб­ском язы­ке
4.28. Как рели­гия оце­ни­ва­ет дру­гую? Призна­ет все­це­ло лож­ным уче­ни­ем. Называ­ет хри­сти­ан «людь­ми Писания», частич­но иска­зив­ши­ми исти­ну Аллаха.

 

^ V. ОСНОВАТЕЛЬ РЕЛИГИИ

  ХРИСТИ­АНСТВО ИСЛАМ
5.1. Кем себя счи­тал? Иисус Христос счи­тал Себя вопло­тив­шим­ся Богом, Богоче­ло­ве­ком – совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным чело­ве­ком, Сыном Божьим по есте­ству, Второй ипо­ста­сью Святой Троицы – Словом Бога. «Я есмь Первый и Послед­ний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею клю­чи ада и смер­ти» (Ап. 1. 17.18) «Я есмь Альфа и Омега, нача­ло и конец» (Ап. 21. 6). «Меня про­слав­ля­ет Отец Мой, о Котором вы гово­ри­те, что Он Бог ваш (Ин 8:54)». «Видев­ший Меня, видел Отца» (Ин. 14:9). «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30). «Истин­но, истин­но гово­рю вам: преж­де неже­ли был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). «Сказа­ли Ему: кто же Ты? Иисус ска­зал им: от нача­ла Сущий, как и гово­рю вам» (Ин. 8:25). Мухам­мед счи­тал себя одним из про­ро­ков, про­стым смерт­ным.
5.2. Время его рож­де­ния. Как Бог суще­ству­ет веч­но, как чело­век вопло­тил­ся, став Основа­те­лем и Началом нашей систе­мы лето­ис­чис­ле­ния. Конец 6 в. от Рожде­ства Христо­ва.
5.3. Явил ли свою свя­тость людям? Да «Он не сде­лал ника­ко­го гре­ха, и не было лести в устах Его. Будучи зло­сло­вим, Он не зло­сло­вил вза­им­но; стра­дая, не угро­жал, но пре­да­вал то Судии Правед­но­му. Он гре­хи наши Сам воз­нес телом Своим на дре­во, дабы мы, изба­вив­шись от гре­хов, жили для прав­ды: рана­ми Его вы исце­ли­лись». (1Петр.2:22-24) Нет Считал себя греш­ным чело­ве­ком.
5.4. Явил ли окру­жа­ю­щим свое сми­ре­ние? Да «Уничи­жил Себя Самого, при­няв образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век; сми­рил Себя, быв послуш­ным даже до смер­ти, и смер­ти крест­ной». (Флп.2:7-8) Нет Факти­че­ски обо­жеств­лял себя. Напри­мер, «бла­го­слов­лял» сво­их после­до­ва­те­лей слю­ной, соп­ля­ми, потом, кро­вью, мочой и дру­ги­ми выде­ле­ни­я­ми. Это под­твер­жда­ет­ся досто­вер­ны­ми хади­са­ми и авто­ри­тет­ны­ми мусуль­ман­ски­ми бого­сло­ва­ми! [1]
5.5. Явил ли Свою любовь людям? Да, явил Свою любовь вплоть до доб­ро­воль­ных стра­да­ний и смер­ти. «Я есмь пас­тырь доб­рый: пас­тырь доб­рый пола­га­ет жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). «Никто не отни­ма­ет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять при­нять ее» (Ин. 10:17.18). «В том любовь, что не мы воз­лю­би­ли Бога, но Он воз­лю­бил нас и послал Сына Своего в уми­ло­стив­ле­ние за гре­хи наши». (1Ин. 4:10). Нет Некото­рые доб­рые поступ­ки не идут ни в какое срав­не­ние с совер­шён­ны­ми зло­де­я­ни­я­ми.
5.6. Имел ли семью, жен и налож­ниц? Нет Да Число жен точ­но не опре­де­ле­но – от 11 до 25. При этом имел мно­же­ство налож­ниц. На сво­ей люби­мой жене Айше Мухам­мед женил­ся, когда ей было шесть лет, а ему пять­де­сят.
5.7. Допус­кал ли обо­га­ще­ние нечест­ным путем и богат­ство для себя? Нет На Земле жил Стран­ни­ком: «лиси­цы име­ют норы и пти­цы небес­ные – гнез­да, а Сын Челове­че­ский не име­ет, где при­к­ло­нить голо­ву» (Мф. 8:20). «Иисус же ска­зал уче­ни­кам Своим: истин­но гово­рю вам, что труд­но бога­то­му вой­ти в Царство Небес­ное» (Мф. 19:23,24) Да В том чис­ле и нажи­тое путем гра­би­тель­ских набе­гов на кара­ва­ны, выку­па за захва­чен­ных плен­ных, рабо­тор­гов­ли и пыток людей, спря­тав­ших день­ги.  
5.8. Допус­кал ли ложь? Нет «Кто из вас обли­чит Меня в неправ­де?» (Ин. 8:46). Считал, что ложь исхо­дит от дья­во­ла: «он был чело­ве­ко­убий­ца от нача­ла и не усто­ял в истине, ибо нет в нем исти­ны. Когда гово­рит он ложь, гово­рит свое, ибо он лжец и отец лжи». (Ин. 8:44). Да Отдавая при­ка­зы уби­вать, одоб­рял убий­ство с помо­щью лжи. Напри­мер, убий­ство Кааба бин аль-Ашрафа или убий­ство Абу Рафиа Абдул­ла­ха бин Абу-ль-Хукай­ка.
5.9. Как отно­сил­ся к вра­гам? Учил о люб­ви к вра­гам и про­ще­нию нена­ви­дя­щих и оби­жа­ю­щих. Даже в момент стра­да­ний на кре­сте, молил­ся за сво­их убийц: «Отче! про­сти им, ибо не зна­ют, что дела­ют» (Лк. 23:34). Приме­нял месть вплоть до физи­че­ско­го уни­что­же­ния. Напри­мер, уби­вал поэтов, писав­ших о нем сати­ри­че­ские сти­хи, при­ка­зал убить двух жен­щин, пев­ших о нем смеш­ные пес­ни.
5.10. Приме­нял ли наси­лие для рас­про­стра­не­ния рели­гии? Нет Пытав­ше­му­ся защи­щать Его с помо­щью силы ска­зал: «воз­вра­ти меч твой в его место, ибо все, взяв­шие меч, мечом погиб­нут» (Мф. 26:52). Да Вел непре­стан­ные рели­ги­оз­ные вой­ны, насиль­но обра­щая в свою веру. Совер­шил девят­на­дцать воен­ных похо­дов. Имел восемь мечей, четы­ре копья, четы­ре коль­чу­ги, четы­ре лука. Считал, что мож­но напа­дать на спя­щих ино­вер­цев, даже если при этом постра­да­ют их жен­щи­ны и дети.
5.11. Творил ли чуде­са? А. Воскре­шал ли мерт­вых? Б. Исцелял ли сле­пых, про­ка­жен­ных, немых, глу­хих и бес­но­ва­тых? В. Прони­цал ли мыс­ли и дея­ния людей? Христос кор­мил голод­ных, исце­лял боль­ных, вос­кре­шал мерт­вых… Все Его чуде­са были чуде­са­ми люб­ви, они име­ли сво­ей целью физи­че­ское и духов­ное спа­се­ние кон­крет­ных людей. Да Да Да Нет Нет Нет
5.12. Умер ли есте­ствен­ной смер­тью? Нет Был рас­пят на кре­сте вме­сте с раз­бой­ни­ка­ми. «С Ним рас­пя­ли двух раз­бой­ни­ков, одно­го по пра­вую, а дру­го­го по левую сто­ро­ну Его. И сбы­лось сло­во Писания: и к зло­де­ям при­чтен» (Марк. 15:27. 28). Да
5.13. Оставил ли уче­ни­ков и после­до­ва­те­лей? Да В том чис­ле 11 апо­сто­лов в пол­ной рас­те­рян­но­сти. Да Воору­жен­ную общи­ну.
5.14. Предска­зал ли свою смерть и обе­щал ли сно­ва явить­ся сво­им уче­ни­кам после смер­ти? Да «Сын Челове­че­ский пре­дан будет в руки чело­ве­че­ские, и убьют Его, и в тре­тий день вос­креснет» (Мф. 17:22). «По вос­кре­се­нии же Моем пред­ва­рю вас в Галилее». (Мф. 26:32). Нет
5.15. Явился ли после смер­ти и воз­нес­ся ли на небо? Да Явился самим один­на­дца­ти апо­сто­лам, ска­зав: «Посмот­ри­те на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; ося­жи­те Меня и рас­смот­ри­те; ибо дух пло­ти и костей не име­ет, как види­те у Меня». «И, когда бла­го­слов­лял их, стал отда­лять­ся от них и воз­но­сить­ся на небо» (Лук. 24:51). Нет
5.16. Что оста­вил уче­ни­кам после сво­ей смер­ти? Самого Себя: «Я с вами во все дни до скон­ча­ния века» (Мф. 28:20). Призыв к даль­ней­шим вой­нам, иму­ще­ство, власть, захва­чен­ных в плен людей и тер­ри­то­рии.
5.17. Существу­ет ли гроб­ни­ца? Да В xраме Гроба Господ­ня, в Иеруса­ли­ме. Да В Медине.
5.18. Лежит ли в гроб­ни­це тело осно­ва­те­ля рели­гии? Нет Гробни­ца пуста. «Что вы ище­те живо­го меж­ду мерт­вы­ми? Его нет здесь: Он вос­крес; вспом­ни­те, как Он гово­рил вам» (Лук. 24:4-6). Да

Основание буддизма.

Буддизм является старейшей из трех мировых религий. Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы. По оценкам некоторых ученых, в мире насчитывается более 325 млн приверженцев буддизма. Эта цифра не учитывает тех верующих, которые одновременно являются последователями и буддизма, и других конфессий. По другим статистическим данным, буддистов в современном мире около 500 млн. В Азии проживает около 320 млн., в Америке примерно 1,5 млн., в Европе - 1,6 млн., в Африке около 38 тыс. В разных странах буддистов насчитывается: в Японии - 72 млн человек, в Таиланде - 52 млн., в Мьянме - 37 млн., во Вьетнаме - 35 млн., в Китае - 34 млн., на Шри Ланке - 12 млн., в Корее - 12 млн., в Камбодже - 7 млн., в Индии - 82 млн., в Лаосе - 2,4 млн., в Непале - 1,3 млн., в Малайзии - 3 млн.

5.1. Возникновение и основы вероучения буддизма

У царя Шуддходаны родился сын Сиддхартха Гаутама. И было предсказано, что он станет величайшим духовным учителем. В 29 лет принц, очутившись за пределами дворца, имел несколько (по преданию, четыре встречи, которые в корне изменили его жизнь. Он увидел:

1) старость;
2) болезнь;
3) смерть.

Принц был поражен увиденным. Реальная жизнь предстала перед ним. Во время четвертой встречи он со своей колесницы обратил внимание на странного человека. Слуга объяснил, что это странствующий отшельник, который совершенствует свой дух, чтобы освободиться от череды рождений. Потрясенный увиденным, Сиддхартха покидает дворец. Принц странствовал шесть лет и изнурял себя аскетическими практиками, общаясь со многими духовными учителями. Он пытался понять, можно ли жить без страданий. Однажды, когда он сидел под деревом, на него снизошло просветление. Это дерево называется деревом Бодхи. И принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой, т. е. пробужденным. Огромное, безбрежное сострадание, которое Будда испытал ко всем живым существам, подвигло его на путь служения.

Во время своей первой проповеди он изложил четыре благородных истины:

1) "О страдании" - "Рождение - есть страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, желание - есть страдание";
2) "О причине страдания" - это жажда, из которой происходит череда рождений, сопровождаемых чувственным наслаждением и вожделением;
3) "О прекращении страдания" - это высвобождение от жажды и полное искоренение страсти, что достигается отречением от них";
4) "О пути прекращения страданий" - это благородный Восьмеричный путь, состоящий в правильном осуществлении воззрений, размышлений, речей, действий, способа поддержания жизни, памяти и сосредоточения.

Главная цель буддизма - нирвана (просветление). С достижением нирваны прекращается действие закона кармы, и верующий освобождается от колеса перерождений.

Будда ушел из жизни в возрасте 80 лет. Перед своей смертью он сказал: "Борьба с горем и страданием, уничтожение горя и страдания - это все, чему я учу". После смерти Будды состоялись три буддийских собора. На первом соборе ученики Будды передавали из уст в уста то, что поведал им учитель. Учение было записано лишь в I в. н. э.

Буддийский канон называется Трипитака(три корзины мудрости):

1) Виная питака - тексты по монашеской дисциплине и правильному нравственному воспитанию;
2) Сутра питака - тексты проповедей Будды;
3) Абхидхарма питака - систематическое изложение закона. Существует три вредных наклонности - страсть, ненависть и невежество. Противопоставить этим трем вредным привязанностям стоит "тройную драгоценность": Будда - дхарма (долг, закон) - сангха (монашеская община).

Буддизм наряду с индуизмом базируется на концепции реинкарнации, т. е. перерождения. Согласно этой концепции благие поступки ведут к хорошей карме, дурные - к плохой. Но буддийская трактовка отличается отрицанием вечности души. Потому что цикл перерождений, связанных со страданием, завершается достижением нирваны. Во Вселенной нет ничего постоянного и даже боги подвержены закону кармы и тоже могут переродиться на более низких уровнях. Личность как устойчивое образование - иллюзия.

В буддизме существует концепция шести миров - шести царств:

1) мир богов (дэвов);
2) мир демонов (асуров);
3) мир людей;
4) мир животных;
5) мир голодных духов;
6) мир ада.

Все они составляют колесо сансары (страданий), и люди могут воплощаться в разных мирах. Лишь просветление (нирвана) способно вывести из этого колеса страданий.

Со временем в буддизме выделились три основных направления: Хинаяна (малая колесница), Махаяна (большая колесница) и Ваджраяна (алмазная колесница).

1. Хинаяна (малая колесница, узкий путь) - это узкий путь спасения и достижения нирваны. В основном спастись могут монахи. В настоящее время хинаяна представлена школой тхеравада (учение старейших).
2. Махаяна (великая колесница, широкий путь) - широкий путь спасения от колеса страданий, который предусматривает, что спастись могут и монахи, и миряне. Доктрина великой колесницы делает основной упор на учение о небесных и земных бодхисатвах (просветленных существах).
3. Ваджраяна (алмазная колесница, алмазный путь, несокрушимая колесница) - здесь духовное и текстовое наследие Хинаяны и Махаяны дополнилось новыми методами, практиками, текстами, именуемыми тантрами ("ткани закона"), мифологией и ритуалами.

5.2. Буддийские праздники и церемонии

Существуют четыре основные традиции проведения буддийских праздников и церемоний: тибетская, японско китайская, тхеравады и западной буддийской общины. В разных странах и регионах буддийские праздники отличаются. Буддийские праздники предназначены в первую очередь для того, чтобы вспомнить о своем долге и подтвердить намерения. Праздник Весакв день поминовения (отмечается в конце мая - начале июня). В этот день отмечают день рождения, просветления и день смерти Будды, но в Японии все эти три события празднуются отдельно. Праздник Асалаотмечается в октябре ноябре, его празднуют в честь первой проповеди Будды. Праздник Лосар - Новый Год - отмечается в феврале- марте. Праздник голодных духовотмечают в июле августе.

5.3. Буддизм в России

На территории России последователи буддизма в основном проживают в Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Хакасии и на Алтае. В Бурятии, например, восстановлено 20 дацанов (монастырей) и создана Академия буддизма. А в Санкт Петербурге в 1991 г. был восстановлен и действует по сей день Тибетский храм, построенный в честь божества Калачакри.

Паломничество в буддизме.

Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Согласно канону Трипитака, Будда завещал своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини, Непал), получил просветление (Бодхгая, штат Бихар, Индия), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, около г. Варакаси, штат Уттар Прадеш, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара, около г. Горакхпур, штат Уттар Прадеш, Индия).

В V, VI, VIII вв. осуществились паломничества китайских монахов буддистов в Индию. Монахи следовали двумя маршрутами. Первый, "северный", маршрут пролегал по Великому шелковому пути через Афганистан и Пакистан. Второй маршрут - через Южно Китайское море, Бенгальский залив.

Тело Будды после его ухода в нирвану было кремировано, останки разделены на 8 частей и помещены в ступы. Паломничества в буддизме начались с поклонения останкам Будды. Паломничество в буддизме заключается в посещении святых мест для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам. В каноне сказано, что паломник - это тот, кто отказался от мира, а места паломничества возвышаются лесенками в небо.

5.5. Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале

Буддийские места в Индии и Непале могут быть разделены на пять категорий:

1) святые места, связанные с важными этапами в жизни Будды;
2) святые места, которые посещал Будда или где он провел часть жизни;
3) святые места, связанные с выдающимися святыми и мастерами буддизма;
4) святые места, связанные с буддизмом как религией, его историей и культурой;
5) святые места, в которых продолжается буддийская жизнь.

5.6. Паломнические центры буддизма в Индии и Непале

Паломнические места связаны с этапами жизненного пути Будды. Есть восемь центров почитания Будды, четыре из них являются главными для верующих: Лумбини (Непал), Бодхгая (Индия), Кушинагара (Индия), Сарнатх (Индия).

Четыре главных центра почитания Будды:

- На территории современнго городка Лумбини(Непал) в 543 г. до н. э. родился Сиддхартха Гаутама. Рядом находятся руины дворца, где он жил до 29 лет. В Лумбини находится более 20 монастырей.
- Бодхгая(штат Бихар, Индия) находится в 12 км от известного центра индуистских паломников Гая. Именно здесь Будде было ниспослано просветление. Центром привлечения паломников является Махабодхи Мандир, храм, находящийся на том месте, где Будда обрел просветление.
- Сарнатх(штат Уттар Прадеш, Индия) расположен в 6 км к северу от г. Варанаси. Здесь Будда прочитал свою первую проповедь о четырех благородных истинах.
- Кушинагара(штат Уттар Прадеш, Индия) находится около городка Горакхпур, здесь Будда покинул свое тело в возрасте 80 лет.

Другие центры почитания Будды:

- Раджгар(штат Бихар, Индия), где Будда поведал миру свое учение о пустоте. Здесь расположена пещера, где проходил первый буддийский собор.
- Вайшали(штат Бихар, Индия), здесь Будда читал свои проповеди, в том числе учение о природе Будды, и предсказал свой скорый уход из земного мира.
- В штате Махараштранаходятся пещерные храмы Аджанты и Эллоры. Всего 29 храмов, воздвигнутых в скальных породах ущелья, нависающего над рекой.

5.7. Паломнические центры буддизма в Тибете

Основной паломнический центр Тибета - его столица, город Лхаса. В Лхасе находится дворец Потала, бывшая резиденция далай ламы. В Лхасе существуют три кольца (круга), по которым буддисты паломники совершают обход святых мест.

Важнейшим паломническим местом в Тибете является священная гора Кайлаш и озеро Манасаровар, расположенное неподалеку. Любопытно, что гора Кайлаш является священной горой для представителей четырех религий - буддизма, индуизма, джайнизма и древней тибетской религии бон. Вокруг Кайлаш паломники следуют по внешнему и внутреннему кругу. Принято вступать на внутренний круг, если паломник прошел по внешнему минимум 12 раз. Паломники обходят гору Кайлаш по внешнему кругу примерно за 30 часов (длина круга 55 км, он находится на высоте 4800- 5600 м над уровнем моря). Практикуется и обход горы Кай лаш с простираниями (паломники лежат на горе в акте поклонения), но это занимает одну две недели. На внешнем круге находятся четыре тибетских монастыря, на внутреннем - два.

Второй по величине город Тибета - Шигацзе, находится на трассе Катманду - Лхаса. Здесь туристы посещают монастырь Ташилунгпо, резиденцию панчен ламы.

5.8. Другие паломнические центры буддизма

Центр буддизма в Японии

Одним из самых почитаемых мест в Японии является город Нара. Одно время этот город был столицей японского государства. В наше время Нару посещают ежегодно около 3 млн паломников. На территории в 525 га расположены несколько буддийских и синтоистских храмов и кумирен. Наиболее известный - Великий восточный храм - буддийский храм Тодайцзы, в котором находится одна из самых больших статуй Будды в мире и самая большая в Японии (высота 22 м).

Центры буддизма на Шри Ланке

Это прежде всего царственный город Канди, в котором на берегу искусственного озера стоит храм Священного зуба Будды, где хранится зуб Будды. Город Анурадхапура привлекает ежегодно тысячи паломников. Здесь расположены восемь святых мест, среди которых саженец дерева Бодхи, под которым, согласно преданию, принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления, и Тупа рама - первое религиозное сооружение и ступа, где хранится частица ключицы Будды. В городе Полонарува есть второй храм Священного зуба Будды, храм Лежащего Будды и самый знаменитый Каменный храм, где колоссального размера четыре статуи Будды высечены в гранитной скале. Особое внимание паломников привлекают пещеры и храмы Дамбуллы. Пещерный храм Дамбуллы был преподнесен в дар ордену буддийских монахов королем Шри Ланки в I в. до н. э. В нем находится самая известная 14 метровая статуя лежащего Будды с преданным учеником Анандой у его ног. Она воссоздает момент входа Будды в нирвану. В самой большой пещере расположен храм Великих королей, где представлены 16 стоящих статуй Будды и 40 статуй Будды в медитации.

Центры буддизма в Таиланде

В Таиланде находятся более 18 тыс. буддийских храмов и монастырей. Из них более 400 - в Городе ангелов - Бангкоке. Самый известный - храм Изумрудного Будды, который располагается на территории королевского дворца. По пути от Бангкока до города Канчанабури находится самый высокий буддийский памятник в мире - Пхре Пахтом Чеди. К северу от Бангкока простираются Центральные равнины. В сердце этого района находится город Аютхайа, который более 400 лет являлся столицей Таиланда, вплоть до его разрушения в 1767 г. Сейчас там можно увидеть лишь руины многочисленных храмов, оставшихся от того, что считалось когда то самым крупным и могущественным городом Востока.

В Камбодже находится знаменитый храмовый комплекс Ангкор Ват, его площадь составляет 260 кв. км и включает около 200 различных культовых сооружений.

В Индонезии на острове Ява расположен всемирно известный храмовый комплекс Боробудур.

В Россиис конца 80 х гг. ХХ в. продолжается возрождение буддизма, в первую очередь среди представителей таких народов, как буряты, тувинцы и калмыки. В последние годы в Бурятии восстановлены более 20 дацанов, а также построены новые: Балдан Брайбун, Гусиноозерский, Тамчинский, Мурочинский. В Калмыкиив 1996 г. закончено строительство буддийского комплекса Гедден Шеддуп Чойкорминг. Это крупнейший храм в Европе, в нем находится позолоченная статуя Будды.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!