Монастыри как объект христианского паломничества.



Феномен русского монастыря и русского монашества является многоаспектным и далеко выходит за рамки одного только религиозного сознания и религиозного культа.

Общеизвестно, что монастыри наряду с главным своим делом молитвы и духовного окормления верующих людей являлись государевыми крепостями, культурными и образовательными центрами, образцовыми для своего времени школами ведения хозяйства, тюрьмами. Наиболее полно и последовательно выражая христианское учение, русские монастыри в то же время делали это в национально-самобытной форме, породив феномен русского инока. Несомненно, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский в разные эпохи отразили народные представления об идеале праведной жизни.

Без монастырей невозможно представить русскую культуру. История монастырей и монашества в России тесно переплетаются с историей нашего Отечества, и возрождение этих институций воспринимается многими россиянами как возрождение национальной идентичности и традиционных ценностей, как симптом нравственного оздоровления общества, антитеза бездуховности и погоне за одним материальным достатком. Значение монастырей сегодня велико и далеко выходит за рамки "удовлетворения религиозных потребностей верующих людей". Поэтому как в прошлом, так и сейчас в монастыри устремляются православные паломники и светские туристы, их не оставляют вниманием политики и деятели культуры.

Путешествие по русским монастырям может быть и виртуальным. Как правило, любой турист и паломник, имеющий домашний Интернет, перед тем как отправляться в путь ищет в сети материалы о монастырях, которые собирается посетить. Ресурсы, посвященные монастырям Русской Православной Церкви, в Рунете обширны и велики. В некоторых случаях приводимая там информация имеет большое общекультурное и познавательное значение. Интересные, но фрагментарные, сведения Интернета должны быть дополнены издающейся сегодня новейшей литературой о монастырях.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на епархиальном собрании г. Москвы 24 декабря 2007 г. огласил следующие данные по статистике действующих в настоящее время монастырей: «Действуют 732 монастыря, в том числе в России — 219 мужских и 240 женских, в странах СНГ — 128 мужских и 139 женских, за рубежом — 3 мужских и 3 женских; кроме того, 196 подворий и 56 скитов».

Следует иметь в виду, что каноническая территория РПЦ намного больше территории Российской Федерации и простирается в пределах былого СССР.

XX в. и революция в России принесли тяжкие испытания верующим людям и православным монастырям. Большую часть монастырей закрыли, а большинство монашествующих оказалось в тюрьмах, лагерях и ссылках. Далеко не все вернулись… Многие из них вошли в сонм новомученников и исповедников Российских. К концу советской эпохи во всем громадном Советском Союзе существовало всего 18 действующих монастырей и еще два находились за границей (для сравнения: к 1917 г. в России было 1257 монастырей).

Возрождение РПЦ и монастырей, как ее неотъемлемой части, началось накануне и после празднования 1000-летия Крещения Руси (1988). О конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. иногда в шутку говорят как о «втором Крещении». Вместе с монастырями стало возрождаться и паломничество по святым местам. Вряд ли это можно называть модой: мода держится несколько лет, а традиция поклонения святыням Отечества существует много веков и лишь ненадолго была насильственно прервана потрясениями XX в.

Как мы уже говорили, сейчас у РПЦ в настоящее время 732 монастыря, в том числе непосредственно на территории России 459: 219 мужских и 240 женских обителей.

Редкое путешествие по русским городам обходится без посещения монастырей. Верующие люди ищут в них молитву и опытных духовников, туристы знакомятся с замечательными памятниками отечественной истории и культуры.

 

В практике паломнического туризма принята классификация монастырей по следующим признакам:

1) по страновой принадлежности;
2) по месторасположению с точки зрения транспортной доступности;
3) по составу несущих монашеские обеты;
4) по возрасту монастыря.

Следует выделить некоторые особенности приема паломников в разных монастырях:

1) монастыри, принимающие паломников только по предварительной договоренности или благословению настоятеля;
2) монастыри, принимающие паломников на ограниченное время или на неограниченное время проживания;
3) монастыри, предоставляющие возможность проживания с питанием или не предоставляющие таких услуг;
4) монастыри, принимающие только мужчин или паломников обоих полов;
5) монастыри, которые взимают плату за предоставление проживания и питания или не взимающие плату;
6) монастыри, на территории которых располагаются музеи, библиотеки или не имеющие таких объектов;
7) монастыри, на территории которых организованы православные воскресные школы, епархиальные училища, детские приюты, богадельни или не имеющие таких социальных объектов.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!