Основные мусульманские святыни ( Мекка, Медина, Иерусалим, Иран и т.д.)



Мекка — святыня ислама

Главный священный город мусульман, первое упоминание о котором относится ко II в. до н. э. В Мекке родился основатель ислама пророк Мухаммед. Здесь он начал проповедь новой религии. Древнее святилище Мекки — Кааба — основная святыня ислама, объект ежегодного паломничества.

Мекка — это город, к которому каждый день обращается и своих мыслях любой мусульманин. Совершая предписанную правоверным пятикратную молитву, верующие поворачиваются лицом в сторону священного города. Но в жизни многих мусульман наступает момент, когда они, вознося молитву, могут своими глазами взглянуть на «сердце ислама». Конечно, облик города сильно изменился с тех пор, как по его улицам проходил основатель одной из самых распространенных на земле религий. Но, несмотря на прошедшие столетия, неизменным сохранился дух тех давних времен, времен искренней веры и священных войн за нее, первые халифов и создания Корана.
Будущая родина пророка Мухаммеда, Мекка, была основана в начале нашей эры на границе Хиджаза и Тихамы и 74 км восточнее Джидды, города-порта на побережье Красного моря. Из-за сильной засушливости район Мекки малопригоден для земледелия и скотоводства. Зато здесь были хорошие условия для создания торгового поселения. Будучи защищенной горами и пустынями, эта область лежала на караванных путях к побережью Средиземного моря, в Южную Аравию, Иран, Сирию. Издавна на территории Мекки находились святые места и изображения божеств, почитаемые многими арабскими племенами. Поэтому окрестности города считались священной территорией. Сюда приходили паломники со всей Аравии. Торговля с ними являлась значительной статьей доходов жителей города.

Важнейшей святыней Мекки был храм, получивший название Кааба («Куб») из-за своей формы, и расположенный рядом с ним источник Земзем (или Замзам). По арабским преданиям, появление этого источника — чудо, сотворенное Богом ради праотца Ибрахима и сына его Исмаила, легендарного родоначальника североарабских племен. Каабу же начали строить Сиф (сын Адама), Нух (Ной) и его сын Сим. Чтобы облегчить строительство, ангел Джибрил принес Ибрахиму плоский камень, который висел в воздухе и служил в качестве строительных лесов. Этот камень, на котором паломники могут разглядеть отпечатки ног своего праотца, и сейчас находится в Каабе, В северо-восточный угол храма вделан знаменитый Черный камень, который также принесен Джибрилом. Он обоим чает на стене место, откуда верующие начинают ритуальное семикратное обхождение вокруг Каабы. Первоначально камень был белым, но затем, по легенде, почернел m прикосновений грешников. Происхождение Черного камня до сих пор не установлено. Ученые считают, что но может быть метеорит.
Согласно легендам, сначала храмом руководил старший сын Исмаила, передавший это право племени джурхумитов, В III в. н. э. их вытеснили племена бану хузаа. Уходя из Мекки, джурхумиты разрушили храм и засыпали свяшенный источник, но вскоре святыня была восстановлена.

И середине V в. Меккой овладело племя курайш, шейхом которого был Кусай, прапрадед Мухаммеда, и с этого момента начинается реальная, а не легендарная история Мекки. В это время город уже длительное время являлся центром религиозной жизни окрестных племен. Здесь стояли многочисленные идолы, посвященные богам разных племен. Прадед Мухаммеда Хашим и дед Абд аль-Мутталиб также были старейшинами племени, удерживая в руках членов своей семьи самые важные должности, такие, как хранение ключей от Каабы, где содержались принадлежащие храму сокровища, надзор за колодцами, судопроизводство, хранение священного знамени, управление общественными финансами и другие. Предание приписывает Абд аль-Мутталибу восстановление колодца Земзем, который был засыпан джурхумитами за несколько сотен лет до того. К этому времени забылось даже место, где он был расположен. Абд аль-Мутталибу якобы три ночи подряд во сне являлся дух в человеческом облике, приказывая откопать колодец. Наконец Абд аль-Мутталиб решил последовать указанию и раскопал колодец, несмотря на протесты некоторых жителей против святотатственных раскопок вблизи храма. За несколько дней священный источник был расчищен, а на его дне найдены золотые изображения двух газелей и несколько мечей и кольчуг После гадания золотые украшения достались храму, а оружие — Абд аль-Мутталибу, который прибил золотых гадан под управление Абд аль-Мутталиба, что обеспечивало ему почетное положение в племени и небольшой доход.

Примерно в 569 г. Абд аль-Мутталиб женил своего сына Абдаллаха на Амине, девушке из небогатой курайшитской семьи. От этого брака появился на свет Мухаммед. Считается, что это произошло в 570 году. Этот год ознаменовался чудом, спасшим город от захвата йеменскими племенами, которые напали на него с целью подорвать религиозное влияние Мекки. Жители не решились защищать Мекку и при приближении врагов к городу ушли в окрестные горы. Но тут в войсках абиссинцев вспыхнула эпидемия оспы, и они отступили.

Отец Мухаммеда, Абдаллах Абд аль-Мутталиб, умер еще до рождения сына, а его мать, Амина, скончалась, когда ему исполнилось 6 лет. Мухаммед рос у деда, а после его смерти — у дяди Абу Талиба. Около 590 г. Мухаммед поступил и службу к богатой вдове Хадидже и в качестве ее приказчик занимался караванной торговлей. Спустя некоторое врем он женился на ней. От этого брака родились двое сыновей, вскоре умерших, и четыре дочери.
Много путешествуя с караванами, Мухаммед размышлял о жизни, и постепенно эти размышления привели его к религиозным исканиям. Уединяясь в пещере Хира, расположенной недалеко от Мекки, он предавался внутреннему созерцанию.
Здесь он, согласно преданию услышал глас ангела Джибрила, который повелел ему: «Читай!». Несмотря на то что Мухаммед трижды признавался в неумении читать, каждый раз следовал тот же приказ. В конце концов он произнес слова, являющиеся пятью первыми стихами суры 96 Корана. Жена, ближайшие родственники и друзья Мухаммеда, которым он рассказал о произошедшем, поддержали его, стал первыми мусульманами. Постепенно число последователен новой религии стало расти. Но многие жители города отвергли ислам, провозглашавший единобожие.

Мухаммед проповедовал ислам в течение десяти лет, и по степенно все большее число горожан становилось его последователями. Этим он вызвал вражду многих городских кланов, которые беспокоились за свою власть и влияние.
Опасаясь за жизни своих сторонников, Мухаммед отправил их в Эфиопию, где им предоставили покровительство и защиту. В Мекке же мусульмане регулярно подвергались нападкам и оскорблениям. В поисках поддержки пророк обратился к жителям города Ясриб, которые пригласили его к себе в качестве третейского судьи. Весной 622 г., когда Мухаммеду стало известно о заговоре с целью убить его, он переехал в Ясриб, который получил название Медина (oт араб. «Мадинат ан-Наби» — «Город пророка»). Так свершилась Хиджра — переселение пророка из Мекки в Медину, которое знаменовало собой начало новой эры.

Летосчисление по Хиджре начинается с 16 июля 622/ н. э. Это первый день нового года — месяца мухаррема — по лунному календарю древних арабов.

Мухаммеду и его соратникам, переселившимся в Медину (их называли мухаджирами —«переселенцами») удалось вместе с примкнувшими к ним мединцами (ансарами — «помошниками») встать во главе большого объединения родов племен Хиджаза с центром в Медине. Оно было создано по родовому признаку, а но принципу равных прав всех жителей — мухаджиров, ансаров, местных иудейских племен, а также других иноверцев. Участники объединения обязывались соблюдать взаимный мир, поддерживать друг друга в случае военных действий. Между ними исключалась вражда и кровная месть. Мухаммед признавался политическим главой этого объединения. Получив такую поддержку, 15 марта 624 г. Мухаммед выступил против мекканцев. Мусульмане, количественно уступавшие врагам, разгромили войско мекканцев в сражении при городе Бадре. Дальнейшие столкновения шли с переменным успехом, но в решающем бою с десятитысячным мекканским войском, получившим название «Битва у рва», мусульмане одержали знаменательную победу. После этого Медина оказалась в полной власти последователей Мухаммеда. Несмотря на малочисленность мусульманской общины — уммы — и крайне малую военную мощь, уверенность пророка в своих силах была непоколибима. Мухаммед заключил союзные договоры с множеством аравийских племен, и в 629 г., бескровно подавив сопротивление своих противников, вступил в Мекку. Его влияние было настолько велико, что даже некоторые враги, покоренные силой проповеди, приняли ислам. Среди них Пыли будущие знаменитые полководцы Амр ибн аль-Ас и Халид ибн аль-Валид.

Мухаммед окончательно положил конец языческим верованиям в Мекке, разрушил всех идолов и установил основные формы поклонения единому богу. Увидев сплоченность п силу мусульманской общины, к ней начали присоединяться многочисленные мелкие племена Аравии, и через короткое время почти весь полуостров принял ислам.
После смерти пророка в 632 г. возглавлявшаяся им община стала центром нового объединения арабских племен. Вскоре это объединение оформилось как теократическое государство — халифат. Поскольку пророков после Мухаммеда быть не могло, то был образован институт халифа — «заместителя» пророка. Первым из них стал соратник и тесть Мухаммеда Абу Бекр (632—634). Халифы представляли высшую духовную (имамат) и светскую (эмират) власть. Идеологией халифата стал ислам, теоретические основы которого разрабатывались все более детально. При первых халифах со слов ближайших соратников Мухаммеда стал создаваться Коран как цельное произведение. Тогда же была записана Сунна — официальная биография пророка. Пока арабе мм войска завоевывали земли Сирии, Египта и Ирака, Мекки процветала. Вместо одноэтажных домов начали строиться многоэтажные здания и дворцы. Сюда шли караваны с добычей, на украшение города тратились большие средами Доходы от паломников, различные пожалования и субсидии превратили мекканцев в состоятельную и привилегированную группу среди мусульман.

Однако после создания халифата Омейядов и переноси столицы халифата в Дамаск Мекка хоть и осталась священным городом и местом паломничества, но ее политическое значение упало. В 680 г. Мекка и Медина восстали против халифа Язида, сына Муавии ибн Абу Суфьяна, выбрав собственного халифа Абдаллаха ибн аз-Зубейра, внука первого халифа. По приказу Язида в 683 г. Муслим ибн Укба осадил сначала Медину, которую в конце концов взял штурмом, а потом Мекку. Мекканцы успешно оборонялись, и чтобы сломить их сопротивление, город был подожжен зажигательными снарядами. От пожара пострадала даже Кааба.
В 930 г. на город напали сектанты-карматы, которые paзграбили его, убили множество паломников и даже вывезли священный Черный камень. Его выкупили и вернули на место лишь в 951 году.
С 1269 г. и до начала XVI в. Мекка находилась под властью египетских мамлюков, а в 1517 г. город был захвачен турецкими войсками. Находясь в составе Османской империи, Мекка процветала. В это время было улучшено дорожное сообщение, в результате чего значительно возросло число паломников.

В 1802 г. Мекку захватили ваххабиты (последователи Муххамада ибн Абд аль-Ваххаба, призывавшего к очищению ислама от язычества), но в 1833 г. они потерпели поражение от турецких войск и вынуждены были покинуть город.
В 1916 г. Хусейн ибн Али, зависимый от Турции правитель Хиджаза и Мекки, поднял восстание против турецкого владычества и был провозглашен королем Хиджаза. Но в 1924 г. Абдель Азиз ибн Сауд, король Неджда, начал войну с Хусейном ибн Али за власть над Аравией, разбил войска противника и захватил Хиджаз. Мекка вошла в состав новообразованию государства, которое с 1932 г. стало именоваться Королевством Саудовская Аравия.
Фактически вся жизнь в Мекке связана с обслуживанием паломников, прибывающих в город. Все они стремятся выполнить свой религиозный долг. В соответствии с нормами ислама каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетить Мекку. Особенно большое значение имеет ритуальное паломничество — хадж, которое совершается в месяц зу-ль-хиджжа по лунному календарю. Малое паломничество (умра) может быть совершено в любое время года. Традиция предписывает верующим строгое соблюдение обрядов, совершаемых во время паломничества. Перед Прибытием в Мекку паломники снимают повседневную одежку, меняя ее на ритуальное одеяние (ихрам), состоящее из двух кусков белой ткани.

Все дальнейшее действо строго регламентировано. Группы паломников во главе с метуафами — руководителями обрядов — направляются в Большую мечеть. Каждый из них, пойдя в нее с правой ноги, должен семь раз обойти Каабу, причем три раза быстро и четыре — медленно. Оформление мечети крайне аскетично, на мраморных стенах — лишь орнамент из линий и геометрических фигур. Паломники тихими голосами нараспев повторяют фразу «Лябеик Алла хума либеик» («Я здесь, Господи, я здесь»). Прикосновение к Черному камню и глоток воды из священного источника Зем-зем — также необходимая часть ритуала.

Священная мечеть Харам («аль-Масеж аль-Харам») представляет собой величественное сооружение. Современный Пил она приняла в 1570 г. и представляет собой открытый четырехугольный двор, окруженный восьми метровой стеной, который украшают девять минаретов высотой 95 м. Внутрь мечети ведут четверо ворот, но кроме них имеется еще 44 других входа. Площадь мечети около — 160 тыс. кв. м, и одновременно она может вместить до 700 тысяч человек. В центpe мечети, собственно, и находится «аль-Байт аль-Харам» («священный дом» — Кааба). Она покрыта черным покрывалом (кисва), сделанным из шелка, которое раз в год меняют на новое. Верхняя часть покрывала украшена вышитыми юл ото м изречениями из Корана. Ранее Кааба покрывалась новой кисвой поверх старой, но возникла опасность ее обрушения под их тяжестью, и после этого утвердилась традиция ежегодной смены покрывала. Долгое время кисва ткалась вручную, но в 1938 г. король приказал основать в Мекке фабрику по изготовлению покрывал. В 1972 г. была построена новая фабрика, оснащенная новейшими ткацкими и красильными станками. Высота покрывала — 14 метров. В верхней трети его крепится пояс, состоящий из 16 фрагментов, на которых серебряной с позолотой нитью вышиваются стихи из Корана. В углах полотна вышит текст суры «Ихлас», обрамленный орнаментом. Кроме этого, по полотну расположено еще шесть коранических сур. Помимо кисвы на фабрике изготовляется занавес на дверь Каабы, который также покрывается орнаментом, содержащим коранические стихи. Дверь Каабы сделана из чистого золота. Ее вес 286 кг. Черный камень, вделанный в восточный угол Каабы, окаймлен серебряным ободом. Все эти украшения подчеркивают то трепетное отношение, которое испытывает к ним каждый мусульманин.

Однако посещение Мекки не исчерпывается мечетью. Хадж считается напрасным, если паломник не попадет в долит Арафат, находящуюся в 20 км восточнее Мекки, в девятый день двенадцатого лунного месяца, до захода солнца.
В этот день сотни тысяч верующих, расположившихся в долине и на окружающих ее холмах, совершают молитвенное стояние. Здесь почти не слышно разговоров, а только лишь тихое обращение к Аллаху.
После того как в 1938 г. на территории Саудовской Аравии была найдена нефть, государство, опираясь на прибыли от ее продажи, начало активно развивать инфраструктуру. Но несмотря на все усилия властей, святой город уже мною лет испытывает большие трудности.
Население города составляет около 400 тысяч человек, а кроме этого сюда ежегодно устремляются миллионы паломников. Сегодня в Мекке все острее встают вопросы обеспечения жильем, питьевой водой, создания современной системы коммуникаций. Несмотря на то что в городе построено множество отелей, во время хаджа большинство паломников живет в палатках в специальных лагерях. Но это никого не смущает, ведь религия предписывает верующим в этот период отказываться от большинства благ цивилизации. Каждый мусульманин во время хаджа голодает, совершает намаз и воздерживается от любых социальных обязанностей.

После Мекки второе по значимости священное место для мусульман в Саудовской Аравии – это Медина. «Чистый» город во всех пониманиях. Здесь не увидишь сломанных растений, охоты на птиц и зверей. Это место освобождено от жестоких насильственных поступков и тем более убийств. Только чистая, светлая, «освещающая» территория, закрытая от посторонних глаз. Ведь въезд на мединские земли возможен только для мусульман.

Историческая справка

Расположен город, также, как и Мекка, в регионе Хиджаз. Он существовал ещё в доисламское время и считался одним из крупнейших центров евреев на Аравийском полуострове. Существует мнение, что первые поселения были ещё во времена войны между народом амалекитян и израильтянами. Население со временем становилось всё более разношёрстным, смешанным: различные кланы, состоящие из арабов, евреев и людей еврейско-арабского происхождения, которые были приверженцами иудаизма.

Иудеи захватили власть и постоянно сталкивали проживающие здесь племена. Непрекращающиеся конфликты и междоусобицы значительно ослабили силы общин, поэтому было принято решение просить о помощи внешние силы.

Остепенившиеся арабские кочевники обратились в Мекку к проповеднику Мухаммаду. Они хотели прекратить регулярные трения и притеснения. Тем более многие иудеи принимали веру Ислама, но обманывали: делали это неискренне и отвергали вероисповедание. А некоторые жители были вообще многобожниками. Пророк посетил Медину, поговорил со всеми сторонами и заключил соглашение с иудеями о примирении и ненападении. Была создана так называемая местная конституция, которая налаживала все взаимоотношения и учитывала интересы жителей. Тогда большая часть арабов приняла исламскую религию.

Город не всегда назывался «Медина». Для арабов это был Ясриб. Но когда его посетил Мухаммад, все мусульмане стали звать эту местность «город Пророка», что на арабском звучит, как «Мядиняту-н-Наби». Также упоминается ещё один вариант названия: «Аль-Мадина аль-Мунаввара», который означает «освещающий город». Со временем длинное название сокращали и называли «Медина», что переводилось просто, как «город».

Город трёх храмов

Все знают Медину, ныне расположенную в Саудовской Аравии, как город с центральной Мечетью Пророка Масджид ан-Наби. Это и есть та самая вторая по значимости святыня, которая приводит мусульман в Медину. Ведь именно здесь в 632 году умер Мухаммад и был захоронен с Мечети.

Её строительство закончилось ещё при жизни Пророка, а расширение, совершенствование и реставрацию проводили последующие правители Ислама. Под роскошным зелёным куполом, который видно издалека, расположена усыпальница Мухаммада. А рядом с ним захоронены праведные халифы Абу Бакр (р.а.) и Умар (р.а.). И если раньше было всего три хода к храму (Баб-е Джабраил, Баб-ар-Рахме и Баб-е Атика), то теперь их число намного расширено. Количество паломников увеличивается в каждым годом, поэтому для свободного посещения знаменитого здания были добавлены ещё проходы.

Но кроме храмового ансамбля Мечети Пророка город хранит ещё два прекрасных исторических места. Первое – Масджид аль-Куба. По преданию именно этот храм является самым древним в исламской культуре (если не учитывать Заповедную Мечеть и Аль-Акса).

Второе – Масджит Аль-Киблатайн или, как ещё называют, Мечеть Двух Кибл. В этом уникальном объекте действительно расположены два михраба и, следовательно, две Киблы. Одна указывает на Мекку (на Каабу), а вторая – на Иерусалим.

С этим единственным в своём роде местом связана интересная история. Один раз, в 623 году, Мухаммад, как всегда, совершал намаз. Было это ещё в то время, когда Кибла указывала на Мечеть Аль-Акса (Кудс). Пророк просил Господа о создании новой Киблы, чтобы трения и конфликты между иудеями и мусульманами скорее разрешились.

И прямо во время молитвы Пророк получил благословение от Аллаха и моментально развернулся в другое направление, в сторону Мекки. Все последователи, кто молился вместе с Мухаммадом сделали тоже самое. Так во время намаза случилось одно из важнейших событий – смена Киблы. В память об этом знаменующем дне у Мечети появилось два михраба.

Из политической Медины – в религиозную

Изначально Медина была политическим центром, столицей халифата. Но из-за нестабильной обстановки в государстве в седьмом веке правитель Али (р.а.) принял важное решение: перенести столицу в Куфу и, тем самым, оградить священные места от политических неурядиц. Так он защитил святыни Медины и Мекки и обезопасил религиозные достопримечательности. Дальновидный Али (р.а.) понимал, что борьба за власть может длиться долго и периодически вспыхивать новыми волнами, поэтому его решение действительно мудрое и взвешенное.

В настоящее время это только религиозный центр, через который ежегодно проходят миллионы мусульман. Город продолжает быть разношёрстным и сочетает в себе разные народы: египтян, ливанцев, саудовских подданных, филиппинцев, пакистанцев, бангладешцев. Приезжие паломники желают лично увидеть важнейшие священные территории, восхвалить Аллаха и помолиться о самых важных для каждого вещах. После путешествия по святым землям Медины и Мекки верующие возвращаются с новыми силами и духовным равновесием, ибо эти места меняют каждого, кто осознанно прошёл этот великий и важный путь.

По Иерусалиму: Мусульманские святыни

Мечеть Куббат ас-Сахра

Куббат ас-Сахра (Купол скалы) и мечеть Халифа Омара – Аль Акса составляют единый архитектурный комплекс Харам аль-Шариф.
Камень основания или Краеугольный камень находится внутри мусульманского Купола Скалы. По иудейской традиции с этого камня Господь сотворил мир и Адама и здесь находился Ковчег Завета. Для мусульман, которые построили эту мечеть в VII-ом веке в память о вознесении на небо с этого места пророка Мухаммеда, Куббат ас-Сахра является особой святыней ислама. Золотой купол мечети служит визитной карточкой Иерусалима и узнается на всех фотографиях Старого города и Храмовой горы.

Мечеть Аль-Акса

Мечеть Аль-Акса является третьей по значимости мечетью в исламе после мечети Аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Её серый купол выглядит гораздо скромнее золотого купола находящейся поблизости мечети Купола Скалы. К сожалению, доступ в мечеть ограничен условиями, которые не может выполнить турист-христианин, приехавший в Иерусалим. Поэтому остается лишь любоваться куполом мечети со стороны, размышляя над значимостью этой святыни для мусульман.

Мечеть Омара

Так как Храм Гроба Господня находится в мусульманском квартале Старого города, то наличие напротив него мечети, в общем, естественно. Рассказывают, что ее построили в XII-ом веке при халифе Омаре, которому Софроний Иерусалимский сдал город после осады. Он пригласил Омара в христианский Храм, но тот отказался, аргументируя это тем, что он мусульманин. На том месте во внутреннем дворе он молился, была построена мечеть, названная его именем. Мечеть несколько раз перестраивали. Ее минарет, построенный в XV-ом веке, возвышается на пятнадцать метров.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 1266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!