Национальная чувашская свадебная одежда



Жених по чувашскому обычаю надевал на свадьбу расшитые рубаху и кафтан, подпоясывался синим или зеленым кушаком. Обязательными атрибутами были сапоги, перчатки, меховая шапка с монеткой около лба, шейное украшение с монетами и бусами. Подаренный невестой во время сватовства вышитый платок парень привешивал на поясе сзади, а в руках должен был держать нагайку. По традиции жениху нельзя было снимать все перечисленное на протяжении свадьбы, даже в жаркую погоду.

Полный свадебный наряд чувашской невесты вместе с украшениями весил больше 15 кг, из них 2-3 кг приходилось на серебряные монеты, которыми обильно расшивали головной убор и специальную ленту-накидку через плечо. Рубашка, передник и верхняя одежда (халат или кафтан) по традиции тоже украшались вышивкой. Обязательными атрибутами женского свадебного чувашского наряда были многочисленные украшения: кольца, браслеты, шейные, нагрудные и поясные подвески, кошелек и зеркальце, подвешиваемые на поясе.

По традиции, свадебная одежда, особенно шапочка новобрачной, сплошь расшивалась бисерными узорами, раковинами и монетами. Рисунки на чувашском костюме, как правило, были геометрическими и имели тайный обрядовый смысл, а монеты пришивались так, чтобы при движении могли издавать мелодичный звон, поэтому на свадьбе у чувашей никогда не бывало тишины. Покрывало невесты должно быть обязательно белым, с вышивкой по краям.

Семейные традиции Чувашей

Семья для чуваша всегда занимала центральное место в жизни и поэтому за долгие годы существования этого народа семейные традиции, как никакие другие, соблюдаются очень строго и выражаются в следующем.

Под одной крышей

Классическая семья чувашей состоит из нескольких поколений – бабушки, дедушки, родителей, детей и внуков. Все родственники, как правило, проживают под одной крышей.

Почитание

Самые почитаемые члены семьи – отец, мать и наиболее пожилые родственники. Слово «аташ» значит «мама» и является священным понятием, которое никогда не используется в каком-либо юмористическом или оскорбительном контексте.

Равноправие

Жена и муж имеют практически одинаковые права, а разводы у чувашей случаются крайне редко.

Дети

Дети – счастье для чувашей, при этом пол ребенка совершенно не важен, одинаково радуются рождению, как мальчика так, и девочки. Чуваши, проживающие в сельской местности, всегда усыновят ребенка-сироту, поэтому детские дома здесь редкость. Дети до 3-х лет находятся на попечении бабушки и дедушки, затем начинают постепенно приобщаться к труду. Младший сын всегда оставался жить с родителями и помогал им вести хозяйство, ухаживать за скотом, собирать урожай - такая традиция у чувашей имеет название «минорат».

 

Религиозные верования. Чуваши формально в большинстве числились православными. Крещение чувашей началось с середины XVIII в. и проводилось очень часто насильственным путем. Чувашей заставляли переходить в христианство, но это вовсе неозначало действительной перемены чувашами религии: наряду с формальным православием у них сохранилась очень устойчивосвоя собственная религия. Так было до середины XIX в., когда по целому ряду причин старые верования стали приходить в упадок и забываться. Некоторые же чуваши, в то время находившиеся под татарским влиянием, переходили в ислам. Таким образом, как-бы с двух сторон происходило разъедание старых религиозных верований. Однако некоторые пережитки этих верований сохранились, а в описаниях конца XVIII в. старая религия чувашей видна с полной отчетливостью. В этой религии играли большую роль семейные формы верований, очевидно, пережитки родовых форм быта. У каждой семьи имелись свои семейные божества-покровители, так называемые «ирих» (слово, соответствующее тюркскому «изых»). Ирихи имели разную форму: это или небольшая кадушка, или ковш, или корзина, которую ставили в амбар в определенное место и наполняли жертвоприношениями, привязывали кисти рябины и т. д. Это была семейная святыня. Некоторые ученыесвязывали эти божества с культом предков, но это едва ли верно. Настоящего культа предков чуваши не знали. Поминальные обряды были оченьразвиты и имели целью кормление умерших, но к этим умершим не относились как к заступникам или божествам покровителям; Напротив, их считали скорее опасными существами, и поминками хотели их только умилостивить.

Гораздо большее значение имело то, что можноназвать земледельческим культом. До самого последнего времени у чувашей сохранялись земледельческие праздники. В летние месяцы, начиная от праздника семика (чув. «симек») и вплоть до нового хлеба, земля считалась священной (этот период назывался «синзя»). Во время уборочныхработ происходило общественное моление на поле.По старым чувашским обычаям, хлеб нового урожая нельзя было употреблять, прежде чем не будет произведено «моление» (или «чукление») этого хлеба.После некоторых религиозных обрядов, как бы снималось табу с нового хлеба. Интересно, что устраивалось чукление не только хлеба, но и грибов, малины и т. д., выполнялись обряды, послекоторых разрешалось употребление в пищу этих продуктов. Все это связывалось с культом божествпокровителей.У чувашей существовал довольно развитый пантеон добрых и злых духов, которых некоторые исследователи считают выражением дуалистической религии. Можно ли здесь видеть дуализм, или здесьпросто смешение местных и христианских верований, но во всяком случае было доброе божествоТора и был Шайтан—злой бог. Наряду с крупнымибожествами имелись более мелкие. В повседневных обрядах имели значение местные деревенские божества — керемети. Культ кереметей у чувашей общий с соседними народами Поволжья. Как и у них, словом «кереметь» назывались прежде всего небольшие священные рощи с оградой, около которых производились моления. Но это же слово означало и божество (как правило, женское), которому посвящена была данная роща.Керемети были у каждого селения и имели свои имена. Главной считалась Аслакереметь—ей приносили жертвы в случае какихлибо общих несчастий.

Чувашская вышивка — выполнение узоров на холсте с помощью иглы и нитей — один из основных видов чувашского традиционного декоративно-прикладного искусства[1].

Отличается многообразием орнаментальных мотивов и техник вышивания. В музейных собраниях сохранились орнаментированные вышивкой предметы чувашской одежды XVIII—начала XX веков. Искусство вышивки в несколько измененной форме распространено среди чувашей и в начале XXI века.

Национальная чувашская вышивка, как и у многих народов России (включая соседей по Поволжью и Приуралью марийцев, мокшу, эрьзя, удмуртов), имеет счетный характер и строго геометрическую структуру. Все отдельные швы и состоящие из них узоры выполняются на домотканом холсте с прямоугольным переплетением нитей. При вышивании игла с нитью направляются влево-вправо, вниз-верх и по диагонали (под углами 90 и 45 градусов).

Вышивка плотная, не имеет видимых узлов. Для орнаментирования традиционных предметов, просматривавшихся с обеих сторон (свадебные и танцевальные платки, покрывала, головные повязки и полотенца, пояса и поясные подвески) использовались двухсторонние швы.

Основной цвет вышивки— красный в разных оттенках, в небольших количествах используются травянисто-зелёный, синий, соломенно-жёлтый. В традиционной вышивке чаще использовался белый фон (желтоватый цвет конопляного холста), пояса вышивались на темно-синем холсте. С XIX в. верховые чуваши стали применять для этого и красную основу в виде небольших полос и лоскутов красного холста.

В XX в. на предприятиях народных художественных промыслов для вышивания использовались льняной холст и цветная редина (красная, светло-зеленая, синяя и др.).


23. Мордва: земледелие, хозяйственные занятия, поселение и усадьба, пища и утварь, Традиционный костюм


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 650; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!