Головные уборы северных удмурток



Удмуртки покрывали голову разными уборами, что зависело от их возраста и во многом – от социального статуса. Наиболее распространенным девичьим головным убором считается шапочка (такья) из холста, обшитая монетами и кумачом. Десятилетние девочки носили круглую такью, от 13 лет и старше – продолговатую. Также незамужние девушки носили холщовые или кумачовые головные повязки и платки, о которых упоминалось ранее. Замужние женщины надевали платки и налобные повязки, а также головные полотенца. Их концы были украшены красными полосками из ткани либо вышивкой.

Когда девушка выходила замуж, ее голову украшали сразу две девичьи шапки-такьи: круглая и продолговатая.

Головные уборы южных удмурток

У женщин южной части были свои особенности в плане ношения головных уборов. Молодые девушки ежедневно надевали налобные повязки и платки. Первые были узорными: они представляли собой полосы нашитого на холст или кумач позумента с густой бахромой, деревянными подвесками или блестками. У замужних женщин такая повязка была декорирована по нижнему краю монетами и бусами. Они могли носить их в сочетании с убором, напоминающим чалму (головным полотенцем). Она была украшена кружевами, лентами, вышивкой. После 55 лет чалму заменяли холщовой шапочкой с закругленными концами, оформленными кружевами.

Айшон, являющийся практически аналогом русского кокошника, представляет особый интерес: высота этого головного убора юных удмуртских женщин составляла от 7 до 35 см. Айшон имел берестяную основу, которую обшивали кумачом либо холстом. Передняя часть была декорирована бисером, монетами, бусами.

Айшон стал постепенно «уходить» из гардероба удмуртских женщин в середине XIX века. Удмуртки перешли на платки.

Северный костюмный комплекс

Ансамбль одежды у северных удмурток включал в себя:

· распашной кафтан. Он был скроен таким же образом, как и рубаха, имел отложной четырехугольный воротник и короткие рукава. Воротник, подол и полы кафтана украшали вышивкой, иногда на эти части пришивали монеты либо бусы. В зависимости от способа отделки распашной кафтан имел разные названия: если для этого использовалось небольшое количество кумача, то это был «пичи кумач понэм», если присутствовала красная отделка, то «гордэн шырем». Носили его зимой, накидывая на рубаху;

· рубаха. Внешне она схожа с современной туникой. Ее выполняли из домотканого материала белого цвета. Рукава были красно-белыми, с узорами. Шейный вырез – овальной формы;

· передники без грудки, отделанные вышивкой, тесьмой, кружевами;

· платок четырехугольной формы из домотканого материала. Его также носили зимой;

· шубы. В зимнее время женщины носили будничный и праздничный варианты. Первые были изготовлены из дубленой овчины и имели желтый цвет. Вторые были черными.

У мужчин-северных удмуртов комплект одежды не имел принципиальных отличий от традиционного комплекса собратьев с южных территорий.

Южный костюмный комплекс

У удмуртских женщин, проживавших на юге, традиционный ансамбль убранства был более богат. В его составе:

· рубаха. Ее изготавливали из пестряди. Отличительная черта – широкие рукава с клиньями. По линиям грудного разреза были пришиты кусочки ситца, имитирующие нагрудник;

· съемный нагрудник, украшенный нашивкой. Его надевали под рубаху, непосредственно на грудь;

· распашной кафтан. Распространенная разновидность такого предмета одежды – зыбын. Он напоминал русский зипун. Шили такой кафтан из шерстяной домотканины красного цвета либо синего материала в полосы черного цвета;

· распашной кафтан для празднеств. Он был плисовым, а его подол и полы украшали тесьмой;

· высокие фартуки.

В комплексе национального костюма у удмуртов также занимали центральное место разнообразные украшения и аксессуары.

Обувь

Повседневной обувью были лапти, которые очень похожи на русский вариант. Отличительная черта удмуртских лаптей – заостренные концы. Завязки на них были разноцветными. Когда было холодно, приходил черед валенок, а в зимние праздники те, кто побогаче, обували кожаные сапоги. Существовал и вариант лаптей для праздничных дней: в этом случае их украшали гусиными перьями, черными клеенчатыми полосками. Как и мужчины, женщины обували лапти из лыка, но носили их с вязаными чулками, украшенными узорами, а также носками. Обувь для праздничных дней – ботинки. Зимой удмуртки носили валенки. Женские чулки (чуглэс) были не только вязаными: их шили из толстого холста. К таким чулкам крепились завязки, с помощью которых их можно было подвязать под коленями. В зимнее время под чуглэс надевали обмотки, выполненные из шерсти или меха, а летом носили холстинные.

У удмуртских зимних валенок есть несколько названий: гын сапег, гын, гындали.

Аксессуары

Женщины Удмуртии трепетно относились к разнообразным украшениям, дополнявшим их образ. Многие из них – серьги, бусы, браслеты, подвески-обереги, нагрудные украшения из монет – передавались по наследству от бабушки матери, а затем – дочери и так далее. Основную массу декоративных украшений составляли:

· русские и иностранные монеты, выполненные из серебра;

· ожерелья из раковин или бусин;

· ожерелье из серебра или монет (монисто);

· украшенные орнаментом металлические браслеты;

· бисерные цепочки.

Популярными были аксессуары, которые размещались на шее или груди женщины. Наиболее распространенные их виды – качек (плотно охватывающее шею украшение из мелких монет, бусин, белых ракушек), а также лага (обшитая ситцем и украшенная мелкими бусинами синего и белого цвета полоска холста). Женщины, которые находились в бедственном финансовом положении, носили жестяные и оловянные украшения (имитировали монеты за неимением настоящих).

Также удмуртки украшали область шеи так называемыми «нагрудниками», которые могли покрывать тело от шеи до пояса, были украшены стеклянными бусами, монетами, металлическими элементами.

Женщины любого статуса могли носить в ушах серьги и подвески. Первые привычно создавали из серебряных монет небольшого размера, помещая в центре наиболее крупную и окружая ее по бокам более мелкими. Соединяла обе серьги веревочка, проходившая под подбородком. Ушные подвески представляли собой монеты из серебра большого размера, каждая из которых крепилась к отдельной нити. На них были нанизаны разнообразные цветные бусины из стекла. Руки женщин нередко были украшены многочисленными браслетами, сделанными из металлов. Популярностью пользовались как широкие, так и узкие аксессуары. Браслеты были оформлены вставленными в них разноцветными камнями либо узором, повторявшим изображения растений. Браслеты часто изготавливали из крупных стеклянных бусин и раковин, нанизанных на нить. Аксессуары, выполняющие декоративную функцию, характеризуются нанесенным на них орнаментом. Наиболее распространенными являлись:

· геометрические формы (использовались для оберегов);

· изображения следов лебедей или гусей (знак счастья, плодородия, единства семьи);

· изображения лошадей (знак успешности и счастья, так как лошадь ассоциировалась с животным, приближенным к высшим небесным силам).

Также среди удмурток пользовались популярностью различные декоративные перевязи, которые надевали по диагонали: через плечо левой руки под правую. Основа такого украшения – широкая лента с пришитыми на нее красными бусами или серебряными монетами.

Накосники – аксессуар, который выполнял не только декоративные, но и практичные функции. С его помощью жены скрывали волосы, а молоденькие девушки, наоборот, украшали их. Удмуртский накосник – это узкая холстяная полоса с нашитыми на ней монетами.


20. Удмурты: традиционная свадьба, обычаи и обряды, мифологические представления и религиозные верования, народные знания, декоративно-прикладное искусство.

Удмуртская свадьба

Каждый народ имеет свои национальные традиции, обычаи. Они касаются различных сфер жизни, особенно отличаются правила проведения церемонии бракосочетания. Удмуртская свадьба характеризуется уникальными обрядовыми действами, соблюдение которых является обязательными. Многие традиции проведения торжества у удмуртов остались в прошлом, немного видоизменились, но основные правила придерживаются и по сегодняшний день. Кроме того, свадьба – это не только набор ритуалов, она имеет особое историческое значение для молодоженов, семей и родственников новобрачных.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 326; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!