ИЗ АПРЕЛЬСКОГО НОМЕРА «РУССКОЙ СТАРИНЫ»



2095 ГОДА (это в шутку)

 

Жизнь обитателей России 1885 года можно по дошедшим до нас богатым матерьялам этого времени восстановить приблизительно в следующем виде. Возьмём хоть ту местность Ясной Поляны, в которой теперь находится дом собрания. Местность эта была обитаема в 1885 году 70-ю семействами благородных тружеников, поддерживавших в то время, несмотря на тяжесть условий, свет истинного просвещения, науки, общежития и труда для другого, и искусства возделывания полей, постройки жилищ, воспитывания домашних животных, и двумя семействами совершенно одичавших людей, потерявших всякое сознание не только любви к ближнему, но и чувства справедливости, требующей обмена труда между людьми. 70 семейств просвещённых по тому времени людей жили на тесной улице, работая, и старый и малый, с утра до вечера и питаясь одним хлебом с луком, не имея возможности заснуть в день более трёх, четырёх часов и вместе с тем отдавая всё, что у них требовали, тем, которые брали это у них, кормя и помещая у себя странников и прохожих людей и развозя больных и отдавая своих лучших людей в солдаты, то есть в рабство, тем, которые этого у них требовали. Два же диких семейства жили отдельно от них, среди просторных тенистых садов, в двух огромных домах, равняющихся величине 15-ти домов образованных жителей, и держали себе до 40 человек людей, занятых только тем, чтобы кормить, возить, одевать, обмывать эти два дикие семейства.

Занятия диких семейств состояли преимущественно в еде, разговорах, одевании, раздевании, игрании…

 

 

Дальнейшего продолжения этой статьи Льва Николаевича у меня не нашлось. Кто-то из яснополянских жителей обиделся на это сочинение и написал: «Вопрос почтового ящика, заданный 29-го июля, поставлен крайне неправильно. Трудно предположить, чтобы господа только кушали и ничего не делали. У каждого есть своё дело, и каждый делает то, на что способен. Прислуга метёт, печёт, убирает... господа своим трудом достигают улучшения в разных производствах, в сельском хозяйстве, в науках и искусствах...» и т.д. Кончается эта статья словами: «Во всяком случае, каждый делает то, на что натолкнула его судьба, и всякие люди Богу нужны...»

Сестра моя в то же время, стараясь войти в тон Льва Николаевича, написала шуточное стихотворение, породие на стихотворение Фета:

 

ЖИЗНЬ В ЯСНОЙ

 

Шум и говор, песнопенье,

Крики малышей,

Дяди Льва уединенье

И вучиванье ролей.

Утром чай, за чаем споры,

Споры без конца...

Ряд мифических стремлений

В Киев, баню и невесть куда...

Свет денной,

Денные тени,

Грибы, охота и крокет,

Задач, решённых не без лени,

И к столу букет.

По дорожке чудны розы,

Тимофеева трава,

Смех, поэзия и слёзы

И еда, еда!

 

___________

 

 

Илья Львович Толстой

«МОИ ВОСПОМИНАНИЯ»

 

Все «события» нашей яснополянской жизни так или иначе откликались в почтовом ящике, и никому, даже большим, не было пощады.

В почтовом ящике выдавались все секреты, все влюбления, все эпизоды нашей сложной жизни и добродушно осмеивались и живущие и гости.

К сожалению, многое из ящика пораспропало, часть сохранилась у некоторых из нас в списках и в памяти, и я не могу восстановить всего, что было в нём интересного.

 

«Старый хрен» продолжает спрашивать. Почему, когда в комнату входит женщина или старик, всякий благовоспитанный человек не только просит его садиться, но уступает ему место? Почему приезжающего в деревню Ушакова или сербского офицера не отпускают без чая или обеда? Почему считается неприличным позволить более старому человеку или женщине подать шубу и т. п. И почему все эти столь прекрасные правила считаются обязательными к другим, тогда как всякий день приходят люди и мы не только не велим садиться и не оставляем обедать или ночевать и не оказываем им услуг, но считаем это верхом неприличия. Где кончаются те люди, которым мы обязаны? По каким признакам отличаются одни от других? И не скверны ли все эти правила учтивости, если они не относятся ко всем людям? Не есть ли то, что мы называем учтивостью, обман, — и скверный обман?

Лев Толстой.

 

Спрашивают: «Что ужаснее: скотский падеж для скотопромышленников или творительный для гимназистов?»

Л. Толстой.

 

<...>

 

Одна дама садилась в пролётку и была в затруднении, куда положить пальто, так как было жарко. Заметив это, кучер сказал: «Пожалуйте, сударыня, мне».

— Куда?

— Под ж..у.

Все присутствующие застыдились.

Дамы в 1885 году носят турнюры и не стыдятся.

 

Один помещик взял из деревни лакея для выезда и гулянья в ливрее за барышнями. Выйдя из магазина с бывшим с ними кавалером, барышни не нашли бывшего лакея. Они стали оглядываться и дожидаться. Лакей вышел из ворот.

— Где ты был? — спросила одна девица.

   — Для сабе ходил, — отвечал лакей. Барышни чуть не умерли от стыда.

Дамы, девицы, господа, женатые и холостые, заставляют чужих людей убирать свои комнаты со всем, что включено в это понятие. И не стыдятся.

  Л. Толстой.

 

«Какое сходство между ассенизационной бочкой и светской барышней? И ту и другую вывозят по ночам».

Л. Толстой.

 

«Какая бы была разница, если бы Илья не бегал за лисицами и волками, а лисицы и волки бегали бы сами по себе, а Илья бегал бы по дорожке от флигеля до дома? Никакой, кроме удобства и спокойствия лошадей».

  Л. Толстой.

 

  У тёти Тани, когда она бывала не в духе из-за пролитого кофейника или проигранной партии в крокет, была привычка посылать всех к чёрту. На это Лев Николаевич написал рассказ «Сусойчик».

 

«Дьявол — не главный дьявол, а один из ординарных дьяволов, тот, которому поручено заведование общественными делами, называемый “Сусойчик”, был очень встревожен 6 августа 1884 года. С утра стали являться к нему посланные от Татьяны Андреевны Кузминской.

Первый пришел Александр Михайлович, второй — Миша Иславин, третий — Вячеслав, четвертый — Сережа Толстой и под конец Лев Толстой-старший, в сообществе князя Урусова. Первый посетитель, Александр Михайлович, не удивил Сусойчика, так как он часто, исполняя поручение супруги, являлся к Сусойчику.

— Что? опять жена прислала?

— Да, прислала, — застенчиво сказал председатель окружного суда, не зная, как подробнее объяснить причину своего посещения.

— Частенько жалуешь. Что надо?

— Да ничего особенного, кланяться велела, — с трудом отступая от истины, промямлил Александр Михайлович.

Ну хорошо, хорошо, бывай чаще, она у меня работница хорошая.

Не успел Сусойчик проводить председателя, как явилась молодёжь, смеясь, толкаясь, прячась друг за друга.

— Что, молодцы, моя Танечка прислала? Ничего, и вам побывать не мешает. Кланяйтесь Тане, скажите, что я ей всегда слуга. Бывайте, приведётся, и Сусойчик пригодится.

Только раскланялась молодежь, как явился и Лев Толстой, старик, с князем Урусовым.

— A-а, старичок! Вот спасибо Танечке. Давно уж не видал старичка. Жив-здоров? Чего надо?

Лев Толстой в смущении переминался с места на место.

Князь Урусов, вспомнив дипломатические приёмы, выступил вперёд и объяснил появление Толстого его желанием познакомиться с самым старым и верным другом Татьяны Андреевны.

— Les amis de nos amis sont nos amis. (Друзья наших друзей — наши друзья).

— Так, ха, ха, ха, — сказал Сусойчик. — За нынешний день надо наградить её. Прошу вас, князь, передайте ей знаки моего благоволения.

— И он передал ордена в сафьяновой коробке. Ордена составляют: ожерелье из хвостов чертенят для ношения на шее и две жабы: одну для ношения на груди, другую — на турнюре.

 

Лев Толстой (старый).

 

Т Ё ТЕ ТАНЕ

 

При погоде при прекрасной

Жили счастливо все в Ясной,

Жили, веселясь.

Вдруг пришло на мысль Татьяне,

Что во Ясной во Поляне

Нельзя вечно жить.

Говорит себе Татьяна:

«Нужно поздно или рано

Детям аттестат.

Отдам девочек в науку,

Произведу во всяку штуку,

Будут за мамзель».

Накупили книг, тетрадей.

Рады ль девочки, не рады,

Стали обучать.

И учились без печали,

Но когда закон начали,

Дело не пошло.

Никак Маша не усвоит,

А уж Вера в голос воет:

Не люблю закон.

И, бедняжка, разбирая

Смысл изгнания из рая,

Вера говорит:

«Нам велят учить закон,

Как Адама выгнал вон

Вместе с Евой Бог.

А учить это обидно,

Потому что ясно видно,

Что не надо знать».

Ведь за что изгнан Адам? —

Говорит сама мадам, —

За curiosite — [любопытство. — фр.]

Они много уж узнали,

Их за то взашей прогнали,

А я не хочу.

И не знает теперь мать,

Что на это отвечать,

Точно, мудрено!

Вот нас с Машей осуждают

И к Василию не пускают

Яблоки трясти.

А в раю было не то,

Ничего не заперто,

Кушай сколько хошь.

 

 

 [Варианты текста стихотворения.]

 

Запасла себе программу,

Наняла к детям мадаму,

Стала обучать.

Разучили дети штуки

Всё про разные науки

Очень хорошо

И учились без печали,

Пока их не обучали

Закон Божию,

А как стали обучать,

Стала мать их примечать,

Что-то не того.

Маша даже не усвоит,

А уж Вера — та все воет:

Очень мудрено.

А учить это обидно,

Потому что очень видно,

Que се n’est pas vrai [что это неправда]

И сказала Вера так:

Кто писал это — дурак

Оченно большой.

Прапрадедушка Адам

Не глупей был, чем мадам,

<Хотел много знать.>

Если выгнали из сада,

Нам учить совсем не надо,

А вот почему:

Их за то ведь и прогнали,

Что они много узнали,

А Бог не хотел.

Так идти мне против Бога —

Надо смелости уж много,

J’aime a obéir. [Я люблю повиноваться.]

Яблоки всем можно кушать

А не надо много слушать,

Как бы не был вред.

Вот нас с Машей осуждают

И к Василью не пускают

Яблоки трясти.

А в раю было не то,

Ничего не заперто,

Кушай, сколько хошь:

И всего было не то [1 неразобр.],

Был аркад, была гр[ушевка?],

Был и всякий сбр[од],

[3 строки неразобр.]

И об яблоках там нету,

Как до нас с Маш[ей], запрету,

Кушай — —

[Две чёрточки заменяют, по-видимому, слова: сколько хошь.]

Вы учить хотите нас,

А Бог дал один приказ —

Ничего не знать.

 

 

ТЕТЕ ТАНЕ

 

1

О безсмертии души

До безчувствия души.

 

2

Что сильней, чем смерть и рок?

Сладкий анковский пирог.

 

Поутру была как баба,

А к обеду цвету краба.

Отчего метаморфоза?

Что из бабы вышла роза?

Дело, кажется, нечисто:

Есть участие Капниста.

 

___________

 

 

ТЕТЯ СОНЯ И ТЕТЯ ТАНЯ.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!