Л.Н. Толстой за разбором почты.



Фотография В.Г. Черткова. 1910.

Имение Отрадное близ села Мещерское Московской губернии

 

гадался, почему Илья вдруг захотел быть виртуозом. Он играл “для Прохора”; он хотел поразить Прохора своей игрой. С этих пор выражение “для Прохора” значило делать что-либо не для себя, а для того, чтобы удивить других, для того, чтобы люди были о вас высокого мнения» (Там же. С. 15).

«Кто знавал Толстого — помнит, как он смеялся. Он смеялся, как смеются очень молодые существа, безудержно, прерывая иногда смех стонами изнеможения, всем телом раскачиваясь взад и вперёд, смеялся до слёз, сморкаясь и вытирая слёзы; окружавшие часто, не зная даже, в чём дело, глядя на него, тоже начинали смеяться», — вспоминала младшая дочь Льва Толстого, Александра Львовна, в книге «Отец» (Указ. изд. С. 146).

Секретарь Толстого Н.Н. Гусев, в свою очередь, описывает смех писателя так: «Но нельзя сказать, чтобы Лев Николаевич всегда предпочитал или всегда старался вызвать непременно “умные” разговоры. На большинстве его портретов и фотографий на вас глядит суровое, иногда скорбное лицо; но в общении с людьми Лев Николаевич не всегда был таков. Он любил шутки, любил смех, охотно слушал весёлые безобидные рассказы и сам смеялся тихим, но заразительным смехом» (Гусев Н.Н. Два года с Л.Н. Толстым. М., 1973. С. 368).

Ещё один друг семьи, доктор Душан Петрович Мако-вицкий, о смехе Толстого замечал в «Яснополянских записках»: «Л.Н. по природе — шутник, полон юмора, в своих же писаниях воздерживается от проявления этого» (ЯЗ – 1. С. 118).

Толстой любил в семейном кругу подшутить над дочками или другими барышнями и наставить их на путь истинный. Для этого он сочинил даже что-то вроде частушки, о которой вспоминает его жена: «Написал еще Лев Николаевич шуточное четырёхстишие на то, что все барышни завели себе огромные красные шляпы и красные платья, а утром на работу одевались в русские платья, как наши крестьянки:

 

Поутру была как баба,

А к обеду цвета краба,

Отчего метаморфоза,

Что из бабы стала роза?

Дело, кажется, не чисто,

Есть участие Капниста…

 

Упомянул Лев Николаевич эту фамилию как дом, где Таня разыгрывала шарады в разных костюмах; и всякий непростой наряд уже приписывался влиянию света, называемого Львом Николаевичем фамилией Капнист».
С одной стороны, Толстой осуждал чрезмерную «светскость» женщин (он однажды придумал загадку: «Какое сходство между ассенизационной бочкой и светской барышней? И ту и другую вывозят по ночам»), а с другой — и мещанства, чрезмерного увлечения хозяйством, бытом и семейными ритуалами он тоже не одобрял.
Вот что пишет об этом Илья Львович Толстой:

«Было у отца ещё хорошее слово, которое он часто пускал в ход. Это „анковский пирог“. У мамашиных родителей был знакомый доктор Анке (профессор университета), который передал моей бабушке, Любови Александровне Берс, рецепт очень вкусного именинного пирога. Выйдя замуж и приехав в Ясную Поляну, мама передала этот рецепт Николаю-повару. С тех пор, как я себя помню, во всех торжественных случаях жизни, в большие праздники и в дни именин, всегда и неизменно подавался в виде пирожного „анковский пирог“. Без этого обед не был обедом и торжество не было торжеством. Какие же именины без сдобного кренделя, посыпанного миндалём, к утреннему чаю и без анковского пирога к вечеру? То же самое, что Рождество без ёлки, Пасха без катания яиц, кормилица без кокошника, квас без изюминки… Без этого уже ничего не останется святого. Всякие семейные традиции — а их много внесла в нашу жизнь мама — назывались „анковским пирогом“. Папа иногда добродушно подтрунивал над „анковским пирогом“, под этим „пирогом“ подразумевая всю совокупность мамашиных устоев, но в те далекие времена моего детства он не мог этого пирога не ценить, так как благодаря твердым устоям мама у нас была действительно образцовая семейная жизнь, которой все знающие её завидовали. Кто знал тогда, что придёт время, когда отцу „анковский пирог“ станет невыносим и что в конце концов он превратится в тяжелое ярмо, от которого отец будет мечтать во что бы то ни стало освободиться» (Толстой И.Л. Мои воспоминания. Указ. изд. С. 72).

Интересно сравнить, как об этом же «анковском пироге» несколько иначе пишет старший сын Толстого, Сергей Львович: «Пристрастие моей матери к анковскому пирогу огорчало моего отца, а отрицательное отношение отца к анковскому пирогу огорчало мою мать. В следующей выписке из письма моего отца к сестре моей матери Т.А. Кузминской (17 октября 1886 г. ПСС. Т. 63, С. 393) он предсказывает грядущее разрушение анковского пирога. Вот что он написал: „У нас всё благополучно и очень тихо. По письмам видно, что и у вас также и во всей России и Европе также. Но не уповай на эту тишину. Глухая борьба против анковского пирога не только не прекращается, но растет и слышны уже кое-где раскаты землетрясения, разрывающего пирог. Я только тем и живу. Что анковский пирог не вечен, а вечен разум человеческий”. — В наши дни разрушение анковского пирога совершилось, но я не думаю, чтобы отец, если бы был жив, приветствовал это разрушение. А лично я думаю, что и не всё было плохо в анковском пироге» (Юмор в разговорах Л.Н. Толстого. С. 13 - 14).

 

 

____________________

 

«ПАХАТЬ ПОДАНО, ВАШЕ СИЯТЕЛЬСТВО!»

(Цивилизация, прогресс и крестьянский труд)

 

Как, из деревни, т.е. из тех мест,

где и леса, и луга, и хлеб, и скот,

где всё богатство земли,

из этих мест люди приходят кормиться в то место,

где нет ни дерев, ни травы, ни земли даже,

а только один камень и пыль?

 

Л.Толстой

 

 

«Так пахал он или не пахал всё-таки? — спросила как-то раз на экскурсии типичная городская обывательница, разглядывая небольшую скульптуру Клодта, изображающую Толстого на пашне. — Мне говорили, босой он не ходил... может, он и землю не пахал?»

   Босым, как принято утверждать в наши дни, Толстой не ходил, а пахать — уж точно, пахал. Но начнём по порядку… Босой Толстой — это, как считают некоторые толстоведы, не более чем миф, появившийся после знаменитой картины Репина, на которой Лев Николаевич изображён в полный рост и босиком. Вероятно, Репину хотелось передать воззрения позднего Толстого, создать образ графа-мужика, близкого природе и народу, хотя эти босые ноги на картине в своё время вызвали недоумение и даже насмешки.

 

 

 

Свидетельством против легенды о босом Толстом считается запись в мемуарах А.Б. Гольденвейзера «Вблизи Толстого». 8 марта 1901 г. (а И.Е. Репин выставил на публику своего босоногого Льва буквально несколькими месяцами раньше, на выставке “передвижников”) Толстой был особенно «в духе», в шутливом настроении и, как водится среди стариков, вспоминал в беседе с Гольденвейзером былые времена:

«Насколько больше теперь тратят денег, чем раньше! Когда мы жили с Софьей Андреевной в Ясной <т.е. до 1881 г., до переезда в Москву. – Д. Е.>, мы получали с Никольского тысяч пять и отлично жили. Разумеется, до того, чтобы ходить босиком, не доходило, а вот Репин <теперь> меня изобразил декольте, босиком, в рубашке! Хорошо ещё, что хоть невыразимые не снял... И как это даже не спросить меня, будет ли это мне приятно?! Впрочем, я давно привык, что со мной обращаются, как с мёртвым. Там, на передвижной выставке, вы ещё увидите дьявола («Искушение Христа» Репина), ну кстати уж и одержимого дьяволом» (Гольденвейзер А.Б. Указ. соч. С. 82 - 83).

  Вчитаемся в приведённый отрывок. Толстой, как широко известно, вёл довольно аскетический образ жизни ещё до женитьбы – но в те годы «до того, чтобы ходить босиком, не доходило». Обходиться в домашнем обиходе парой туфель было для него нормальным. Но у мужиков Ясной Поляны туфель не было никаких… да и не годилась такая обувь для ремесленного и крестьянского труда, в котором особенно полюбил участвовать Толстой-христианин уже в 1880-х. Именно тогда он испытал хождение босиком, и даже “декольте” – но, по причинам личного стыда воспитанного человека, ни в 1891 году, когда был создан этюд, ни в 1901-м, когда Репин закончил картину, он не желал быть публично представляемым в таком обличии фотографами или художниками.

  С.Л. Толстой так же невзлюбил репинский портрет, на котором, по его мнению, Репин «дополнил действительность воображением», изобразив отца «босым с каким-то несвойственным ему страдальческим выражением лица». «Отец редко ходил босиком и говорил: “Кажется, Репин никогда не видел меня босиком. Недостаёт только, чтобы меня изобразили без панталон”» (Толстой С.Л. Очерки былого. С. 327 - 328).

Обратим внимание, что, по высокой вероятности, Сергей Львович просто пересказывает в своих воспоминаниях (начатых только в 1910-е гг.) шутку Толстого в разговоре 1901 г. с Гольденвейзером, ставшую позднее довольно известной.

Но из этого свидетельства сына Толстого уже следует, что в каких-то случаях Репин видеть Толстого босым мог, это не отрицается безоговорочно!

В альбоме Плиния Краснова «Лев Толстой – великий писатель земли русской» (1903) история с картиной превращена уже в анекдот, в пересказе журналиста А.С. Суворина, в котором Толстой пеняет о босых ногах и панталонах лично автору картины, а Репин защищает себя, как художника-реалиста: «Я взял его в том виде, в котором видели его очень многие в Ясной Поляне…» (с. 71).

Видел и «взял» на карандаш, а позднее – на кисть и холст. Вот как о создании летом 1891 г. этюда с босым Толстым рассказывает в своих воспоминаниях сам художник:

«…Несмотря на бедные обноски, с туфлями на босу ногу, фигура— его была поразительная по своей внушительности. […] Лев Николаевич, выйдя из усадьбы, сейчас же снимал старые, своей работы туфли, засовывал их за ременный пояс и шёл босиком. Шёл он уверенным, быстрым, привычным шагом, не обращая ни малейшего внимания на то, что тропа была засорена и сучками и камешками. Я едва поспевал за ним… Да, внушительная, необыкновенная фигура: босяк с корзинкой в лесу, а осанка военного… […]

— Теперь я пойду один, — вдруг сказал Лев Николаевич

на прогулке.

Видя, что я удивлён, он добавил:

— Иногда я ведь люблю постоять и помолиться где-нибудь  в глуши леса.

—  А разве это возможно долго? — спросил я наивно и подумал: «Ах, это и есть «умное делание» у монахов древности».

— Час проходит незаметно, — отвечает Лев Николаевич

задумчиво.

— А можно мне как-нибудь, из-за кустов, написать с вас

этюд в это время?

Я рисовал с него тогда, пользуясь всяким моментом. Но тут я сразу почувствовал всю бессовестность своего

вопроса:

— Простите, нет, я не посмею...

— Ох, да ведь тут дурного нет. И я теперь, когда меня рисуют, как девица, потерявшая честь и совесть, никому уже не отказываю. Так-то. Что же! Пишите, если это вам надо, — ободрил меня улыбкой Лев Николаевич.

И я написал с него этюд на молитве, босого. И мне захотелось написать его в натуральную величину в этом моменте.

Показалось это чем-то значительным» (Репин И.Е. Далёкое близкое. 4-е изд. М., 1953. С. 379 - 381).

  У нас нет никаких оснований не доверять рассказу И.Е. Репина. Просто в 1891-м Толстой не мог и вообразить, что через десяток лет Репин достаточно обнаглеет, чтобы – уже не прося никакого разрешения – превратить свой набросок 1891 г. в картину маслом и выставить на общее позорище… Ему было неловко, неприятно, как было бы неприятно, если бы кто-то в начале 1860-х сфотографировал его затасканный домашний халат и грязную холостяцкую постель – неприятно поразившую в 1862 году юную Софью Андреевну. Но босоногость свою яснополянскую, как и всю аскезу, начавшуюся задолго до религиозного перелома 1880-х, он никогда не отрицал!

Да и знаменитые «толстовки» (тогда их называли блузами) Толстой носил задолго до «духовного перелома» и призывов к опрощению — любящий свободу и простоту во всем, он и одежду предпочитал свободную и простую. Сестра Льва Николаевича, Мария Николаевна Толстая, вспоминала с присущим ей юмором о том времени, когда юный Лев приезжал в Ясную Поляну на каникулы в период своего увлечения философией и порой пугал и смешил близких чрезмерным рвением:

«Лёвочка, вероятно, вообразил себя Диогеном, а может быть, под влиянием Руссо, желая жить простой, первобытной жизнью, совсем опростился, куда только девалось его стремление быть ком иль фо. Он сшил себе какой-то ужасный, длинный балахон, в котором ночью спал, а днём ходил, и, чтобы полы не мешали ему, он пришил к ним пуговицы, которые пристёгивал во время ходьбы. Целыми днями он бродил по лесам, и когда уставал, отдыхал, подкладывая под голову толстые томы философских книг: Вольтера, Руссо или Гегеля. Один раз тётенька Татьяна Александровна послала за ним, когда приехали гости, и когда он вышел в таком виде в гостиную к гостям, в своём парусиновом балахоне с туфлями на босу ногу, тетенька пришла в дикий ужас, а Лёвочка спокойно стал доказывать тщету всяких условностей и необходимость жить простой, естественной жизнью» (Толстая А.Л. Отец. Жизнь Льва Толстого. С. 42).

И вот прошло много лет, Толстой стал известнейшим писателем, а идеи опрощения и «естественной жизни» никуда не исчезли, найдя себе место в практике христианской жизни. С переездом семьи в Москву он окончательно утвердился в своих мыслях, наблюдая за тем, как быстро опускаются крестьяне, приезжая на заработки в город, — нищают, пьют, курят, воруют, попрошайничают. Даже язык их меняется: вместо ясных и живых крестьянских слов, присказок, шуток появляется мещанский говор со множеством неправильно произносимых иностранных или «умных» словечек «аппекит», «хворменно», которые писатель после обыграет в пьесах.

«Люди прекращают общение с настоящей чудной природой: земли, лугов, лесов, вод, птиц, зверей, и строят себе другую природу: заводских труб, дворцов, локомобилей, фонографов. Ужасно! Самая простая вещь: машина, лишающая работника разумности и приятности работы, показывает, что душа человеческая, человек отдаётся в жертву выгоде: пар вместо лошади, сеялка вместо руки, на ружейном заводе подкладывание под молот железной пластинки» (Записные книжки.Записи окт. 1906 и июня 1907 гг.; 55, 367; 56, 245).

Тем временем после переезда в Москву – главным образом, ради образования и устройства личной жизни детей – семья, напротив, пытается радоваться мерзкому во все времена городу Москве и столь вожделенным до переезда удобствам и приятностям новой жизни: девочек вывозят в свет, у них постоянные гости, веселье, игры, музыка, танцы, домашние спектакли. И всё это в Хамовниках — в фабричном районе, где каждое утро по свистку хмурые, заспанные рабочие идут по Долгохамовническому переулку мимо дома Толстых на заводы. «Первые две недели я непрерывно и ежедневно плакала, потому что Лёвочка впал не только в уныние, но даже в какую-то отчаянную апатию. Он не спал и не ел, плакал иногда», — писала Софья Андреевна сестре 14 октября 1881г. Очень быстро и ей стало недоставать любимой Ясной… Скучали по ней и младшие дети Льва Николаевича – самые близкие к Природе и Богу.

Но старшие – быстро полюбили роскошные празднества и траты и продолжали жить своими интересами, а интересы Толстого всё дальше уходили от искусственной “светской” жизни, от удобств, быта и увеселений для богатых – в сторону живой жизни природы и трудового народа.

Запись в Дневнике Толстого 4 апреля 1884 г.:

«Очень тяжело в семье. Тяжело, что не могу сочувствовать им. Все их радости, экзамен, успех света, музыка, обстановка, покупки — всё это я считаю несчастьем и злом для них и не могу этого сказать им. Могу, говорю, но мои слова не захватывают никого. Они как будто знают — не смысл моих слов, а то, что я имею дурную привычку это говорить. В слабые минуты — теперь такая — я удивляюсь их безжалостности. Как они не видят, что я не то, что страдаю, а лишён жизни, вот уже 3 года. Мне придана роль ворчливого старика, и я не могу в их глазах выйти из неё: прими я участие в их жизни — я отрекаюсь от истины, и они первые будут тыкать мне в глаза этим отречением. Смотри я, как теперь, грустно  на их безумство — я ворчливый старик, как все старики» (49, 77).

 Он постоянно искал компромиссов в этом раздвоении: по одну сторону — относительное благополучие его семьи, «пояса рублёвые на детях», вечернее платье Софьи Андреевны за 250 рублей, балы, поездки, а с другой — бесконечная жалость к обнищавшим городским людям, то и дело встречающимся ему в городе. Городская бедность рабочих угнетает Толстого особенно — ведь если в деревне традиционно просят милостыню странники и юродивые Христа ради, то в городе часто просто попрошайничают, грабят, насильничают, пьют по кабакам, а женщины опускаются до того, что торгуют собой и даже своими юными дочерьми. В деревне любой порок заметен — все живут «на миру», все перед всеми — в городе же легче затеряться, прилепиться к компании таких же опустившихся людей в ночлежных домах и пивных. Но что заставляет людей из деревень, где привычная жизнь со своими радостями — праздниками, песнями, гуляниями — приезжать в город, где пыль, грязь, камень?

Чтобы понять не то, что христианскую, но и просто разумную, природосообразную сущность призыва Толстого к воздержной жизни и честному труду («а зачем он пахал-то? Что он этим хотел доказать?»), необходимо процитировать несколько выдержек из его работы «Так что же нам делать?», многое проясняющих.

 

В день рождения С.А.Толстой


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!