Походы по «стране благословенной»

С моими учениками - ребятами из школы №41 Советского района города Уфы мы объездили достопримечательные места Башкирии, начиная от Аксаковских священных мест и так и далее: была экскурсия в Салаватский нефтекомбинат. Наш интерес был связан с историей его создания после прочтения книги Анвера Бикчентаева «Я не сулю тебе рая», праздновали на берегу реки Ашкадар 200-летие города Стерлитамака. После выпускного вечера Ахмеров Б.Г. организовал для них пятидневный отдых на берегу Караидели в зоне отдыха нефтяников в Киршадах.

После них у меня было еще три выпуска: брала 5-е классы и выпускала десятиклассников, с которыми также, будто не сходя с дистанции, ездили, совершали походы и пешие, и частично различными видами транспорта. Затем стали выезжать за пределы республики. Самым первым путешествием по Пушкинским местам была поездка по маршруту: Москва, Ленинград, Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина, Псков, Остров, Михайловское, Тригорское, Петровское, Пушкинские горы. Неизгладимые впечатления, восторг, восхищение вызывало всё, что связано с именем любимого поэта. Сверх программы мы умудрились посетить и Репинские «Пенаты». К счастью, гиды везде, где мы бывали, великолепно владели материалом, рассказывали так вдохновенно, так что мы были потрясены, потом горячо вместе обсуждали, говорили о том, кому что понравилось, запомнилось, очаровало (потом для сочинений пригодится весь багаж новых, почерпнутых во время экскурсий знаний. Экскурсанты не только зрелищно наслаждались увиденным, но и значительно обогатили свой словарный запас. Вот что значит встреча с прекрасным!)

С другим классом по туристической путёвке значилась тема «Литературная Москва». Мы посетили домик – комод А.П.Чехова на Садово-Кудринской (кстати, директор музея похвалила наших ребят за умение вести себя в музее, за любознательность, в конце экскурсии она минут 10 общалась с нами, интересовалась, откуда мы, как живем, учимся, поблагодарила за высокую культуру поведения в подобных святилищах. Мы ответили взаимной благодарностью).

На улице Качалова, в доме №6 посетили музей Максима Горького, расположенный в бывшем особняке Рябушинского. Здесь же работает его внучка (Дарья или Марфа? Простите, забыла…) ведает его архивом. Здесь узнали о писателе много такого, что не найдешь ни в каких книгах, это воспоминания современников писателя о личной жизни, о трагедии, что сократила, оборвала его жизнь, о друзьях и недоброжелателях. Лекция была долгая, но не утомительная, старшеклассники слушали с большим интересом, задавали серьезные вопросы и, удовлетворённые, благодарили, сочувственно отнеслись ко всему, что услышали. Восхищались интерьером особняка, сохранившегося без изменений, как было при Алексее Максимовиче.

Очень понравилось и запомнилось посещение музея Льва Николаевича Толстого на улице Кропоткинской. На вопрос писателю: «Какое Ваше произведение Вам больше всего нравится?» он неизменно показывал на пару сапог, выставленных в шкафу со стеклянными дверцами. Ребята незлобиво, с юмором вспоминали все, что говорилось гидом. Но, чтобы полнее знать о жизни и творчестве великого писателя, мы сами своим волевым решением поехали в Ясную Поляну. Прибыли к концу половины дня, касса уже была закрыта. По совету сотрудницы музея напросились на ночёвку в одну из здешних школ. Нам предоставили «люкс» в спортзале и любезно предложили несколько матов – и на том спасибо! Утром рано, без завтрака, прибыли в Ясную Поляну, прибежали к кассе, радуясь, что будем первыми в очереди. Как только она открылась, я подаю деньги кассиру и говорю, сколько нам нужно билетов. Она же любезно спросила: «А где у Вас вызов от нашей администрации музея?» - «Нет у нас никакого вызова, мы сами приехали, до этого мы были и в Пушкинском заповеднике и в лицее, никто у нас такой бумаги не спрашивал». Тогда нам популярно объяснили: прежде, чем приезжать, надо было сделать заявку еще в начале учебного года и, только получив вышеуказанный вызов, можно было приехать на законных основаниях. Лето в разгаре – большой наплыв интуристов (это мы сразу почувствовали при виде многочисленных экскурсионных автобусов с западными гостями). Вот из Ленинграда приехала группа учащихся по вызову, но мы их «притормозили», предоставили места для ночлега в школе-интернате, построенной самим Львом Николаевичем, там их и кормят за то, что они приводят в порядок огромную территорию усадьбы, так как сотрудники просто не успевают. За счёт музея в их школу послали телеграмму, что дети остаются на некоторое время помогать работникам музея и чтобы родители не беспокоились. Мы с пониманием отнеслись к этому объяснению, но уезжать обратно в Москву, не достигнув желаемой цели, было прискорбно-обидно. Но ведь нашу поездку по своей инициативе организовал и возглавил Биктимир Галиуллич. Он представился кассиру начальником цеха и успешно в школе обучающихся детей своих не менее успешно работающих матерей решил порадовать этой поездкой в Москву, в Ясную Поляну – не возымело действия! Тогда он ей дал в руки свою книжку персонального пенсионера союзного значения, работающего на заводе резиновых технических изделий. Кассир позвонила директору музея – он нашел Соломоново решение: с каждой группой интуристов пропустить по два человека детей из Башкирии. «Акции» Биктимира Галиуллича мгновенно взмыли вверх. Вообще-то все наши школьные мероприятия, а также походы, экскурсии проходили при непосредственном его участии (он был председателем родительского комитета школы: у нас жила и училась в нашей школе Альбина, дочь сестры Ани), поэтому не только у моих учеников, а, пожалуй, у всех учеников он пользовался уважением, авторитетом; чьи-то родители работали в цеху, кто-то знал его по работе в Обкоме, Министерстве, так что многие проблемы были вполне решаемы. Но чтобы в Ясной Поляне ему не отказали, а пошли навстречу, это было что-то невероятное. Итак, в течение всего рабочего дня с продлением на час мы пробыли в Ясной Поляне. Ребята с работниками музея обошли всю усадьбу, постояли у скромной могилы Льва Николаевича. Мы также осмотрели овраг, где братья искали волшебную палочку, дарующую людям счастье, обступили «дерево бедных» с ящиком денег для нуждающихся (было недавно сообщение по радио, что молния погубила это дерево), пока наши поочередно проходили по залам и комнатам музея, мы несколько раз прогулялись по аллее парка, узнаваемой по книге и одноименному фильму «Война и мир», когда старый князь Болконский приказал закидать ее снегом перед приездом отца и сына Курагиных, демонстративно подчеркивая этим нежелательность их визита. Мы остались без обеда, довольствовались тульскими пряниками с чаем в местном буфете. И только после осмотра у знаменитых ворот усадьбы, поклонились этой святой земле и направились к остановке, приехали на вокзальную площадь и в ресторане взяли реванш; остались без обеда, зато вкусно поужинали и на электричке поздно ночью вернулись на наше временное обиталище – в интернат недалеко от Рижского вокзала. Дежурная поворчала за столь позднее возвращение, но пустила на ночлег.

А утром, после завтрака, последняя экскурсия, на сей раз в дом-музей М.Ю.Лермонтова (на малой Молчановке) в одном из переулков Нового Арбата. В небольшом двухэтажном особняке со вкусом расставлены музейные экспонаты 19-го века: мебель, посуда, но нас поразили акварели юного Михаила, кавказские пейзажи – и поняли: в нем погиб талант большого художника. Впервые мы узнали подробнее нечто о самой Елизавете Арсеньевой - бабушке поэта.

Невзирая на богатство, родственные связи с сильными мира сего, она была глубоко несчастным человеком, неукротимой, жестокой помещицей, нежно любящей осиротевшего внука. Порой ее заступничество за поступки, недопустимые в обществе, возымело должное значение и облегчало судьбу виновника. Но и сам Лермонтов был инициатором скандалов, которые можно было бы избежать.

Вообще и в целом, юным экскурсантам из Уфы очень понравились встречи с прекрасным в каждом из музеев. Возвращаясь поездом домой, они делились впечатлениями, восхищались, а мне задавали вопросы, если что-либо вызывало спор.

Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!