Сильные мира творят беззаконие

С корнем вы рвете то, что прекрасно,

В душе после вас – ничего, ничего! З.Н.Гиппиус

«Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси», - писал любимый народом Сергей Есенин. Сегодня без радости, «свирепствуя и мучаясь», доживает поколение победителей в Великой Отечественной войне, многие так и уходят, не дождавшись обещанной квартиры, незащищённые от безмозглых любителей легкой наживы, отбирающих, ворующих у немощных стариков ордена и медали, нещадно избивая при этом. Никто не может ответить, будет ли конец этой вакханалии?

Передачи СМИ изобилуют выступлениями политиков, президентов, премьеров, все говорят, что мы успешно идём вперед. Но народ не верит: мы откатились к временам, о которых М.Ю.Лермонтов писал: «Там жизнь тяжка бывает для людей... там стонет человек от рабства и цепей!..» («Жалобы турка») И вспоминается негодование поэта при виде жандармов: «Куда ни глянь, как пред тобой, как шиш, торчит городовой...» - И с сожалением поэт восклицал: «Друг! этот край... моя отчизна!» Сегодняшние губернаторы, полицейские, воры и взяточники - переплюнувшие гоголевских держиморд, не чета тем, вернувшимся из небытия.

Слово «полиция» всегда нагоняло на людей страх и ужас, теперь ломают голову над тем, как к полицейскому обращаться, нашли консенсус – «господин». Катимся в непролазное болото, а трубят, что мы движемся вперед. Весь мир восхищался подвигом советского человека – космонавта Юрия Алексеевича Гагарина и следующей плеядой героев на этом поприще!

А чем может прославиться сегодня россиянин? Безумной оргией Прохорова? Несметным богатством Абрамовича, не выходя за пределы Лондона, выкачивающего из Чукотки природные богатства, и как образчик «патриотизма» Юрий Лужков, бросившийся в объятья Березовского.

Да, в благословенные советские времена и культура процветала, славилась на весь мир и герои были подлинные, настоящие, воспитанные на хороших книгах, и колхозники обеспечивали добротными сельхозпродуктами. Все достояние пустили на ветер, на разграбление алчущим, ненасытным хапугам и рвачам, и не видать света в конце тоннеля. Ненавидя настоящее, когда появились олигархи, нажившиеся на воровстве, и, видя резкое расслоение общества на богатых и бедных, искренне скорбим о прошлом...

Глава XVI

Мои странствия по миру

«Я земной шар чуть не весь обошёл.» В.В.Маяковский

Почти весь свет, как вскачь, успела я объехать,

Теперь всё чаще буду вспоминать,

Как Ромео по верёвке лез на балкон к Джульетте,

И как в Кордове меня Ангел в белом встретил…

Отметив в школе своё 70-летие и 50-летие непрерывного педагогического труда, я ушла на заслуженный отдых и теперь весь досуг посвящаю чтению книг, газет, смотрю передачи ТВ, но не нахожу в них морального удовлетворения. Работая и получая пенсию, сумела накопить средства, чтобы осуществить давно желаемое, а именно «на мир посмотреть». Того, что увидела во время туристических поездок, вполне достаточно.

Моя первая поездка автотуром была в Италию (октябрь-ноябрь 2001г.) по маршруту: «Уфа-Москва-Брест-Варшава-Берлин-Веймар-Венеция-Рим-Ватикан-Флоренция-Сан-Марино-Пиза-Зальцбург».

До Бреста из Москвы ехали на поезде, там пересели в экскурсионный автобус, в Варшаве нас ждал гид из Литвы, представился просто: «Меня зовут Марсель».

В Берлин мы прибыли ночью 1 ноября, а  2 ноября 2001 года – день моего рождения я отметила в Берлине, за завтраком угостила всех моих спутников-туристов башкирской сладостью чак-чак и башкирским бальзамом «Агидель», подливая им в чай или кофе. Со многими состоялось знакомство в ожидании подачи автобуса. Поднялись на лифте на смотровую площадку рейхстага, любовались открывшейся панорамой города и его окрестностей.

Могу сказать, что получила колоссальное удовольствие от путешествия. Обо всех красотах и достопримечательностях с великолепным знанием блестяще рассказывал с легким прибалтийским акцентом наш гид. Запомнила его навсегда: гид из Литвы, звали его Марсель...

Италия – живописная, насыщенная памятниками страна, первым чудом, что мы увидели, была Венеция, о которой я мечтала. В институте я писала курсовую работу по теме «Тираноборческие трагедии» Байрона. Меня увлекла и долго память не отпускала суть трагедии венецианского дожа и юной догарессы, ставшей жертвой алчных интриганов и завистников. В книге были репродукции с видами дворцов, каналов с гондолами, которые с большим интересом и вниманием я рассматривала.

Вот и сейчас предо мной во всем великолепии предстала погруженная в воды Адриатики, состоящая из 118 островов и 400 мостов, сама красавица Венеция с Дворцом дожей и собором на первом плане. Сойдя на берег, мы тут же старались запечатлеть себя на фоне моста Поцелуев, непременно просили нас доставить к лодочной станции, чтобы испытать счастье на прогулке по каналу на гондоле. Гондольер, сбавляя ход, показывал на дворцы, принадлежавшие Марко Поло, Казанове. Диву даешься красоте домов-дворцов, стоящих на лиственных опорах, правда, с нижних этажей пахнет плесенью; прямо к воде из подъездов домов люди выходят к своим лодкам и торопливо направляются по делам, на рынок, в магазины. После прогулки по воде, совершили пешую экскурсию по узким улочкам, глазели на товары в бутиках и вышли на известную площадь Святого Марка, в самом дорогом кафе засиживались Н.В.Гоголь, художник Иванов, Хемингуэй и современный народ из мира искусств, литературы и науки.

Из Венеции дорога вела нас в Рим. Добирались всю ночь, утром нас разбудила гид из Москвы, и, когда мы подъезжали к реке Тибр, она спросила, что означает слово «стибрить», а мы все хором: «украсть». А почему? Оказывается, по обоим берегам Тибра издавна жили бедные люди, вынужденные заниматься воровством, они с утра отправлялись в Рим на добычу, возвращались одним им знакомым путём и были неуловимыми. Так в русском языке появилось слово «стибрить», конечно же,  мы посмеялись, обогатившись пополнением лексикона. В столице туристический маршрут начался с площади Испании со знаменитым фонтаном Трави, традиционно все кидают в него монетку, чтобы сюда вернуться еще раз. Все источники чистые, воду можно пить из крана. Посетили Пантеон, последнее пристанище Рафаэля, где действуют гигантские солнечные часы; обогнув Капитолийский холм, вышли к Колизею, «любовались» руинами, слушали о сражениях гладиаторов.

Мне особенно запомнился день святого праздника, который мы застали в Ватикане, люди, соблюдая традиции, торжественно и достойно занимали места в соборе апостола Петра, где службу исполнял папа. Почтенного возраста, беловолосый понтифик с тиарой на макушке, наклонившись над микрофоном, тихим шепотом проповедовал, в храме стояла глубокая тишина – такое почтение к папе не поддельное, а искреннее. Я пробралась между рядами близко к самому алтарю – меня охватило волнение, и слёзы текли по щекам непроизвольно. Марсель тихонько собрал нас ближе к выходу и провёл экскурсию. Меня поразил высокий балдахин над гробницей святого Петра, а легендарная «Пьета» Микеланджело совсем небольшая. Святые ворота открываются четыре раза в столетие. С площади видна труба здания, из которой вверх взмывает дым, в знак избрания нового папы. Никогда не забыть мне этого дня – попасть в праздник, видеть и слышать самого папу!!!

Единственно нас огорчило то, что не работал музей Ватикана, а мы очень надеялись на экскурсию. Зато утешились тем, что во Флоренции наверстали упущенное. Выстояли в очереди, чтобы попасть в музей Уффици, насладились картинами, шедеврами Леонардо да Винчи, Боттичелли, Микеланджело, статуя Давида выставлена прямо на улице недалеко от реки Арно.

Кстати, вспомнила Манилова из «Мертвых душ» Гоголя, как помещик мечтал выстроить каменный мост через пруд и чтобы по обеим сторонам были лавки, и чтобы купцы продавали разные товары крестьянам. Наверное, эти мечты навеяны самим Гоголем, который во Флоренции видел каменные мосты через Арно, вот действительно по обеим сторонам моста выстроены многочисленные лавки с разными товарами из серебра, злата, фарфора и хрусталя. То ли дело в богатейшей Флоренции, и трудно представить лавки с товаром для нищих крепостных.

После незабвенных дневных впечатлений туристы ждали наступления вечера (уже были наслышаны), ибо торговля кожаными куртками, пальто, плащами начинается только ночью при отличном освещении. Многие приобрели желаемую вещь по сравнительно сносным ценам и были беспредельно счастливы. Я же ограничилась приобретением тарелки, на которой изображены 7 самых выдающихся архитектурных шедевров. Прогуливаясь по улицам, увидели дворец Медичи, Марсель предложил нам постучать кольцами в массивные ворота (это разрешалось любознательным туристам).

Пиза - небольшой город, проехали по его улицам, но остановка была на площади с падающей башней, выслушали лекцию, приобрели сувениры. До этого была экскурсия в музее прикладного искусства под открытым небом в Сан-Марино, где неизменно вызывают восхищение все лучшие архитектурные, религиозные храмы, соборы, базилики, в миниатюре исполненные в точности и из этого же материала, что и подлинники. Здесь мы отличились в лавке вин, где дегустировали и «Кровь Христа» и многое другое. Школьники ящиками везли родным в подарок, сами грузили в багажное отделение автобуса, а в Бресте тащили к вагонам. Сутки провели, в Римини – родине выдающегося режиссера и артиста Феллини; только снаружи видели мемориальное кладбище за высоким забором, где покоится его прах. На территорию кладбища вход запрещен, дабы не беспокоить дух великих усопших. А город красив, весь в цветах и в зелени. Некоторые смельчаки даже купались на пляже Адриатического моря и даже Лигурийского.

В этой поездке нам повезло с Марселем, он в совершенстве владеет французским, итальянским языками, вежливо обращается к обслуживающему персоналу, ему удается решить все вопросы. Например, в Венеции я не расслышала, сколько стоит прогулка на гондоле, вместо 20 лир я отдала 20 долларов и, конечно же, расстроилась. Зато в музее в Колизее и Сан-Марино вход был платным, Марсель, объяснив ситуацию, добился, чтобы меня пропустили без билетов. Ещё в Ватикане он нам подсказывал, в какой кассе обменного пункта выгоднее менять доллары на лиры. Он любит Италию, свою работу, его высокий уровень профессионализма вызывал восхищение, он не поглядывал на часы, и мы, как завороженные, слушали его повествование, не перебивая и не переспрашивая, узнали много исторических событий, подробности бытия, творчества великих людей Италии, вперемешку с романтическими легендами, стихами, в переводе на русский язык.

На обратном пути через Австрию была сделана остановка в Зальцбурге, постояли у дверей дома Моцарта, у его памятника фотографировались, гуляли в знаменитом парке. Сверх программы, Марсель рассказывал о Тургеневе, Белинском, отдыхавшим в этом уютном курортном городке, описанном в повести «Ася».

Это первое турне было многообещающим для эрудиции, и мы сполна получили интересной информации, насладились созерцанием красот и великолепий на всю оставшуюся жизнь. Здесь я подружилась с директором одной из московских школ, Натальей Иннокентьевной. Она поинтересовалась, есть ли Башкирии санаторий «Мать и дитя».

В течение осени, зимы мы переписывались, по телефону разговаривали. В конце февраля я встречала их поезд из Москвы, Наталья Иннокентьевна приехала со снохой и внуком, переночевали у меня, приёмом моим они остались довольны, на другой день я их проводила до автовокзала, оттуда они уехали до Большеустьикинска, а вечером она позвонила, сообщила, что хорошо устроились в санатории по профилю болезни внука, всё им понравилось, сама она здесь же купила себе путёвку в санаторий «Сосновый бор».

Великолепная природа, хорошее лечение, питание, способствовали выздоровлению внука, желанного отдыха для Натальи Иннокентьевны и снохи, с большой благодарностью они вернулись в Москву по окончании срока путёвки. В мае этого же 2002 года на Казанском вокзале меня встретила Наталья Иннокентьевна, и я у неё гостила двое суток перед встречей с ветеранами по случаю Дня Победы.

Вторая поездка в Европу

Так подробно с неистовым восторгом я описала своим знакомым итальянские встречи, всё познавая в сравнении с нашим менталитетом, так что во мне разыгрался туристический раж. Уже в начале 2002 года зондировала почву, куда направиться. «Повезло»: преподавательница педучилища Дулатова Р.Ю., ежегодно совершает с коллегами и студентами заграничные турпоездки, мы с приятельницей, Зайтуной Саубановной, присоединились к ним и в августе 2002 года отправились по маршруту автотуром Москва–Польша–Германия–Голландия-Франция. Цель визита: вдруг повезёт купить на алмазной фабрике полуфабрикаты (мне нужно было для кольца, камень которого я давно потеряла,  не знаю, где и когда выпал). Но в дороге случился форс-мажор, пока машину ремонтировали в течение нескольких часов, мы, конечно, опоздали, магазины тоже уже были закрыты, не говоря о той фабрике. В музей восковых фигур тоже не попали. Но на площади напротив королевского дворца выступали артисты цирка, немного посмотрев, похлопав в знак благодарности, отправились к терминалу, благо, успели на прогулку по реке Амстер на комфортном речном трамвае. На хорошем русском языке радиогид сообщал нам о достопримечательностях города со времён Петра I, когда он инкогнито учился здесь у мастеров кораблестроителей, увидели один из пришвартованных кораблей у пирса. После этой прогулки, изрядно изголодавшись, искали, где бы поесть: ресторан – не по карману, а в кафе тоже недёшево, всё-таки уговорили одного из владельцев и за приемлемую для нас цену хорошо поужинали с пивом. Хозяин оказался гостеприимным, узнав, что среди нас есть именинник, угостил прекрасным тортом и большой кружкой пива. Мы его «искупали в аплодисментах», горячо поблагодарили и вышли на улицу ночного Амстердама и шли, куда глаза глядят, толком не зная ни улиц, ни площадей. Всё-таки наткнулись на улицу Красных фонарей. Я не ханжа, но не дай бог юным красавицам всего света испытать участь этих несчастных женщин, что стоят в витринах своих «будуаров», полуобнажённые, с призывными взглядами на прохожих мужчин. Нет, это зрелище не для нас, ведь в нашей группе только учителя и студенты, в нравственном отношении безупречные, я в этом уверена. А посему мы отсюда быстренько ушли, кому-то пришло в голову спросить, как пройти к памятнику Рембрандту, нас даже проводили к нему. Уж эту достопримечательность мы не упустили – и в ночь отправились по маршруту через Бельгию во Францию.

Париж встретил нас свежим солнечным утром: наскоро позавтракав круассанами и бутербродами со шведского стола, отправились на экскурсию по городу. Блестящую экскурсию провела русская, очень миловидная, молодая женщина дворянского происхождения, как она сама сказала, из числа «отпрысков» первой волны эмигрантов из России 20х годов ХХ века. Представилась, добавила, что любит работать с туристами из России, рассказывать на родном языке о Париже, который стал для них второй родиной. Мы с пониманием восприняли эти откровения. Слушать её было одно удовольствие. Её первая фраза: «Париж возникнет в ваших глазах, словно сказочная птица из пепла воспоминаний, из, может быть, прочитанных книг французских писателей». А я тут вспомнила лекции нашего преподавателя по иностранной литературе, Л.С.Савченко, он так увлекательно рассказывал (он лекции не читал, а именно рассказывал, прекрасно излагая содержание, попутно давая оценки, характеристики героям, персонажам, что всё это врезалось в память, запомнилось). В его устах шедевры Дюма, Гюго, Золя, Стендаля, Бальзака сопровождались с гимном Парижу так, что в минуту паузы я на всю аудиторию воскликнула: «Ах, Париж, Париж, о господи, хоть бы одним глазком увидеть тебя!». Все засмеялись, а Леонтий Степанович удивлённо посмотрел на меня, не ожидая такой смелости или наглости: никто не посмел бы так поступить. Я заслушалась, извинилась. А теперь ловлю себя на мысли, чего бы другого просить у Всевышнего, вот сейчас одним глазом и дивлюсь на эту красоту…

Гид-парижанка, зная, что экскурсия рассчитана на 3 часа, сожалела, что не может подробнее, в полном объёме рассказать обо всём, что ей самой нравится и показать наиболее известные памятники архитектуры.

Колыбель Парижа – остров Сите, застроенный резиденциями королей и соборами; корпус Дворца Правосудия. В одном из зданий Консьержери томились приговорённые к гильотине Мария-Антуанетта и Дантон.

Древнее происхождение имеет Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам начал строиться в 1160г.). «Это огромная каменная симфония», по выражению В.Гюго. Нотр-Дам – символ Парижа. Нам очень хотелось попасть во внутрь, но времени не было, да и при виде огромной очереди желание пошло на убыль. Ограничились тем, что обошли вокруг, на фоне запечатлелись и продолжили экскурсию. По одному из мостов переехали на правый берег Сены, показали нам квартал Марэ, площадь Вогезов с конной статуей Людовику ХIII. Кроме королей, здесь жили драматург Корнель, кардинал Ришелье, В.Гюго (в доме №6 функционирует музей писателя). А вот недалеко и площадь Бастилии с обелиском в память о павших революционерах. Французы традиционно отмечают день Бастилии, независимо от принадлежности к классу, обществу, вероисповеданию и носителей идеологии.

Хранится гроб с телом Наполеона под крышей Дома инвалидов, который был построен по его приказу для увечных ветеранов, участников боевых походов, сражений и войны в период его правления. Здесь мы тоже сделали несколько кадров.

Выйдя из автобуса, прошлись пешком, преодолев большое расстояние (сад Тюильри, Елисейские поля до площади Конкорд (Согласия). Небезызвестный «Отель Ритц» (позже мы узнали, откуда выехала в последний путь принцесса Диана). Здесь мы попрощались с гидом, тепло поблагодарив.

Театры квартала знамениты и дышат историей: «Комеди Франсэз», роскошный «Гранд Опера», «Опера Гарнье». По нашей просьбе нас довезли до парфюмерной фабрики, где мы польстились на скидку при оптовой покупке, скинувшись между собой, по доступной цене накупили шикарных духов «Шанель» и мужского одеколона во флаконе «Эйфелева башня» в подарок племянникам.

Подходило время для посещения Лувра, в пирамиде отстояли очередь и влились в большой поток экскурсантов, растворившихся в его «чреве». «Охватить» весь Лувр очень трудно: он многолик и территориально широк, а потому знакомство с его шедеврами происходит быстро. Все устремляются к загадочной Джоконде, особенно мужчины. Я наблюдала за людьми: руки, сложив на груди, всматриваются в глубокой задумчивости, что-то шепчут, шевеля губами, и бегут прочь к безрукой Венере Милосской.

В одной телепередаче речь шла об эпизоде, когда некий из «знатоков» искусства признался, что Мона Лиза не произвела на него впечатления. А ему в ответ язвительная Фаина Раневская отпарировала: «За эти столетия Мона Лиза сама выбирает, на кого ей производить впечатление».

Залы музея поистине широки, коридоры, по стенам которых вывешены огромные картины, заполнены бегущими зрителями, бегло бросающими взгляд, не затрудняя себя хотя бы желанием узнать, чьи это работы и как они называются. Такое отношение «воспитывает» только верхоглядство. И какая польза от такого посещения, вхождения в мир прекрасного? Сравнивая обстановку Лувра с нашим Эрмитажем в Северной столице, неизменно ловлю себя на мысли, что там, у нас, любители искусства ведут себя традиционно интеллигентно: подолгу, не спеша, вдумчиво и серьёзно изучают каждый экспонат, получая от созерцания положительные эмоции. Гордость Лувра – мраморная Венера, дарящая любовь, и Ника Само фракийская – прекрасная богиня Победы. Людям свойственно дарить и получать в ответ любовь и всегда добиваться победы. Хоть эту смысловую нагрузку поняли, наверное, те, кто сюда прибежал на них смотреть? Да, здесь есть, что смотреть, чем любоваться, только бесконечно жаль, что нельзя объять необъятное.

Второй день проживания в Париже мы посвятили культпоходу на Монпарнас, нашлись желающие посетить Диснейленд, все условились о встрече возле Эйфелевой башни.

Попасть на Эйфелеву башню не так-то просто: долго пришлось томиться в очереди в самую жару, то и дело хотелось пить, а ушлые «французики из Бордо» по запредельной цене продавали пол-литровые полиэтиленовые бутылочки с минеральной водой. Покупали, не умирать же от жажды. Все неприятности и усталость забылись, когда мы постепенно стали подниматься вверх. Мы сошли на второй площадке: не рискнули доехать до третьей, я из-за зрения, так высоко и далеко вряд ли что рассмотрела, а с этой, где стоим, смотровая площадка открыла нам такую видимость красоты, ахнешь, сто раз ахнешь: чётко видна панорама города вокруг на расстоянии 20 и более километров.

Спустившись на землю, все дружно направились к пирсу и на речном трамвайчике по Сене совершили прогулку с обзором. Со стороны Сены увидели то, чего не могли увидеть во время автобусной экскурсии.

Возле живописного парка показали дом, где живёт Катрин Денёв – мы вытянули шеи, пытаясь разглядеть, не она ли мелькает меж кустов аллеи.

Пребывание в Париже было краткосрочным, не всё желаемое увидели, не были даже на русском кладбище, хотя бы поклониться могиле Рудольфа Нуриева – нашего земляка, избравшего судьбу изгоя добровольно, но заслужившего мировую славу непревзойдённого балетмейстера.

Во время ужина туристы бурно обсуждали итоги поездок, что удивительного: ни у кого не было меркантильных интересов. Никто не хвастался приобретениями чего-то, действительно «вещизмом» не страдали, а ездили ради интереса, духовного обогащения, «для души, для сердца», а это дорогого стоит.

В путёвке значилось посещение Дрездена, но из-за сильного наводнения оно не состоялось. Эльба на 15 метров поднялась, залив набережные, поднявшись до первого этажа церкви Святого креста (это мы видели по местному ТВ на вокзале в Лейпциге), куда мы попали, минуя Дрезден другой дорогой. В Лейпциге нас никто не ждал, не было никаких экскурсий. Предоставленные сами себе, мы гуляли по улицам города, правда, посетили зоопарк. Изрядно устали, проголодались, зашли в небольшое уютное кафе, где посетителей любезно принимали две, очень похожие друг на друга, сестры, мы заказали пирожное, чай, а кто-то кофе и принялись было за еду, но тут одна из сестёр, подойдя к нам, вежливо напомнила, что можно пройти в комнату и вымыть руки. Мы громко стали смеяться над собой: четыре мусульманки, ни слова не зная по-немецки, сами не догадались, что надо бы руки помыть перед едой. Так с хохотом, не переставая, в приподнятом настроении вкусно поели, а когда стали уходить, нас окликнули, жестом дали знать, чтобы мы подождали и минут через 5 вынесли корзиночку с яблочным пирогом. «Презент» - сказала с улыбкой немочка, а мы всё ещё смеясь, ответили: «Данке». Очень пригодился презент и на ужин.

Моя вторая поездка летом 2002 года: по городам Голландии и Франции удалась на славу, много чего почерпнула для общей эрудиции: экскурсия по каналам Амстердама, Сены, посещение Лувра, подъем на Эйфелеву башню и восхищение видами, открывающимися с ее высот – не передать словами.

В городе на Неве

Май 2003 года был богат событиями: по ТВ в передачах часто звучит сообщение о подготовке достойного проведения праздника, посвященного 300-летию Северной столицы. Будучи в Москве по случаю очередного Дня Победы, когда мы встречались с однополчанами брата Фатымы Хамидовны Мустафиной (она ушла из жизни в 1998 году), в турфирме я купила путёвку для путешествия по северным странам: Финляндия, Швеция, Дания… Однако, думаю, они подождут, сначала я из Москвы должна попасть в Петербург, а оттуда автотуром в Хельсинки, а там на пароме до Стокгольма и далее…

Мечта осуществилась, помогла мне Тамара Алексеевна Козьминых, она позвонила своей маме в Петербург, чтобы приняла меня на три дня празднования города. Эти дни пролетели как один, много было торжественных мероприятий: маскарадное шествие по Невскому проспекту длилось около двух часов, на Дворцовой площади был концерт, поздравляли победителей конкурсов, многие музеи были открыты, для ветеранов вход бесплатный. Я посетила музей в храме на Крови, экспонаты посвящены убиенному императору Александру II, была в Русском музее, Эрмитаже. Стало грустно оттого, что одна осматриваю шедевры классического искусства, а раньше всегда вдвоём с мужем в каждый приезд обязательно посещали Эрмитаж. Выстаивая в очереди, покупали билеты и в дни выставки египетских экспонатов с маской Тутанхамона, в дни открытия работы в особом зале золотых изделий, понравилось совершать прогулки белыми ночами по Дворцовой Набережной, наблюдать, как разводятся Тучков, Дворцовый и Кировский мосты. Убедилась в справедливости мудрой мысли: не ходить в одиночестве там, где когда-то вместе были счастливы…

26 мая, попрощавшись с гостеприимной хозяйкой, с портфелем в одной руке и с туго набитым пакетом в другой, я направилась к станции метро, благополучно прибыла на канал Грибоедова и, втиснувшись в людской поток, двигалась в сторону Дворцовой площади, не боясь, что буду раздавленной. И вдруг слышу: «Ты-то куда, бабуля? Сидела бы дома, носки вязала.» - «Успееется», - огрызаюсь я. «Смотри-ка, какая смелая, дай мне руку, я хоть буду тебя тащить, защищать!» - Эта добрая женщина, как фея в сказке, действительно меня опекала, еле-еле нашли укромное место, чтобы отдышаться и следить за завершением праздника Петербурга. И нам открылось зрелище редкой красоты и организованности: Военно-Морской флот на Неве в сопровождении салюта, фейерверков. Было обещано лазерное чудо – к сожалению, не состоялось: у природы свои законы, что-то с богом не договорились, и ветер разогнал тучи, на фоне которых должно было произойти невиданное зрелище.

В 6 часов утра (с вечера до 6 утра я была восхищена беспредельно и впервые увидела свидетельство пушкинским строкам, когда «Одна заря сменить другую, спешит, дав ночи полчаса»), пройдя пешком Невский проспект от канала Грибоедова до гостиницы «Октябрьская», я в числе первых переступила порог двухъярусного автобуса, заняла удобное место и сразу же уснула, соседка по сидению разбудила меня в городе Хельсинки, у памятника финскому композитору Сибелиусу. Экскурсия была краткой, вечером «водрузились» на паром, получив ключи от каюты, оставили вещи и все бегом на палубу - любоваться морским пейзажем, сравнительно не далеко от берега с густыми лесами, замершими в таинственном молчании. Даже чаек не было слышно.

Скандинавия, привет!

Это значит, что после Питера, в 2003 году, я побыла в Финляндии, Швеции, Дании.

Рано утром причалили у терминала Стокгольм, подождали, когда с парома выйдет наш автобус – и двинулись по накатанному маршруту по улицам Стокгольма; по команде гида: «Пожалуйста, посмотрите направо», потом «посмотрите налево». Любовались видами города. Поражает ухоженность деревьев, буйно цветущих кустов, чистота улиц, площадей, дозволено войти в прихожую королевского зала, где вручают Нобелевские премии. Во всем порядок, благородство, ни суетни, ни беготни, все чинно, побывали на площадях и парках нескольких королевских дворцов, «увековечиваемся» у памятников королям, которых великое множество. Очень интересно, зрелищно. Экскурсия большей частью пешая. Хорошо, что утром плотно завтракали, а с собой были еще ленинградские гостинцы, которые как по команде уминали во время краткого отдыха напротив Ратуши. Под вечер автобусная экскурсия закончилась возвращением на остановку и ночлег, а с утра автотур до Копенгагена, довольно далеко и немного утомительно. Но дорога завораживает. До Ратуши дошли пешком, стараясь запомнить названия улиц. Четырехугольная площадь, на каждой стороне по одному королевскому дворцу, королева выбирает для себя один из них, а три предоставляет детям. Народ валом повалил на эту площадь, оказывается, люди знали о времени смены караула. Мы здесь, к счастью, оказались вовремя. Ждали начала торжественного церемониала: из ворот вышли вооруженные гвардейцы в форме охраны английской королевы: прекрасные мундиры, но удивляло одно: в такую жару на голове черные «меховые» шапки. Все команды четко выполнялись при полной тишине, слышен стук шагов, за несколько минут прошла смена караула в составе семи человек – и все зеваки стали расходиться, кто куда.

А мы направились к символу города – к Русалочке, подойти поближе к ней проблематично, плотная толпа народа не только созерцает, но терпеливо ждет, когда любопытные насладятся, «сфотоются» и уступят место страждущим. Мы дождались и тоже «увековечились». Через утопающий в цветах сквер нас проводили до «терминала» - небольшого причала, откуда королева совершает прогулки на яхте. Первый день пребывания закончился осмотром достопримечательностей города, ночлегом в отеле, а утром отправились к дворцу «Эльсинор», по легенде дворец Гамлета, где и произошли страшные трагические события, завершившиеся гибелью героя и его врагов. «Дания – тюрьма для народа», но сейчас она не кажется такой мрачной то ли оттого, что находится на самом берегу моря, то ли от безмятежно, спокойно прогуливающей толпы туристов.

Вдосталь насладившись созерцанием чужеземных великолепий, с радостью возвращаемся к терминалу, где нас встречают стюардессы парома, приветствуют, напоминают, что «шведский стол» с едой к нашим услугам. После ужина – непременные танцы, танцуют все: и стар, и млад, отказываться от предложения пройтись в танце не принято, как не принято и что-то уносить с собой со стола. У них «собственная гордость», на российских «смотрят с высока». Но лишнее упоминание на эту тему многие из наших воспринимают как унизительное. На самом деле, неужели они думают о нас, что мы такие падкие.

После скандинавских впечатлений я ещё на три дня осталась в Санкт-Петербурге, вряд ли когда еще придется сюда приехать. Сходила в Эрмитаж, целый день провела в созерцаниях, благо, внутри музея есть кафе, так что можно отдохнуть, утолить голод и продолжить экскурсию. Столпотворения, как это было раньше, лет 20-25 тому назад, сегодня нет, спокойно можно ходить по залам, а всё обойти просто невозможно. В Русском музее была как дань памяти любимому городу, только горько от одиночества, мы же с мужем были здесь раз пять в каждый приезд в Ленинград и, любуясь картинами, тихо обменивались впечатлениями, старались запомнить, в каком зале картины Айвазовского, а где репинские шедевры, Левитана, Шишкина... Нахлынули воспоминания, невольно прослезилась, успокоившись, наскоро досмотрела работы еще двух-трёх русских художников, выйдя на улицу, в кондитерской купила торт и на метро добралась до станции «Проспект Просвещения», пешком прошлась до квартиры на улице Кустодиева, где меня встретила мама Тамары Алексеевны, расстроенная: по ТВ сообщили о кончине любимого актера Евгения Матвеева, мы его оплакали, поговорили о его выдающихся ролях, пожелали ему «царствие небесное» и разошлись по спальням. Еще два дня, как ненасытная, совершала прогулки по пушкинским адресам на набережной Мойки, 12, была в Летнем саду, обедала на Невском в бывшем ресторане, посещаемом Пушкиным: «К Талон помчался»… Заплатила немалые деньги, но удовлетворила свое желание: экскурсии посвятить Пушкину и городу, который он так беззаветно любил.

В гостях у своего ученика...

В последний день пребывания из Питера вылетела в Москву: меня там встретил мой ученик Виль, ужинали в ресторане на Пятницкой, по телефону заказал мне номер в гостинице «Глобус» на двое суток. Я давно не была в Москве, Виль предложил обзорную экскурсию, были в китайском чайном домике, в ресторане «Узбекистан», на Поклонной горе, у парка Горького на причале громоздился ставший притчей во языцех памятник Петру I, много разговаривали, в основном Виль просвещал меня, став истинным знатоком столицы. Потом он проводил меня из аэродрома Шереметьево в Уфу, крикнув: «Элиза Мугафаровна, помните, что у вас есть я!» Его слова тронули меня до слёз.

Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!