Сущность позитивистского типа правопонимания



В позитив-м понимании право – это законы и другие офиц. установления независимо от их содержания. Такая позиция является отожд-ем права и закона. (В данном контексте т. “закон” употребляется для простоты и означает не только закон в собст-м смысле слова (высш.НА, изданный парламентом или иным законодателем), но и любые офиц-ые властные акты – указы, декреты, правител-ныепостан-ния, регламенты, суд.прецеденты).Законы обеспеч-ся властным принуждением, образуют в обществе принуд-ый, репрес-ый порядок. Поэтому позитивисты утверждают, что сущность права – это властное веление, принуждение. Если право – любые властно-установленные нормы, и только такие нормы, то получается, что право есть исключ-но проявление силы, что именно сила делает нормы правовыми, что право произвольно устан-т тот, кто обладает достаточной для этого силой. Позитивисты не различают право и силу, право и произвол. Так, в одном из соврем.позитивистских трактатов говорится о “праве сильного”, “кулачном праве”, “праве власти” и поясняется, что при таком “неразвитом праве” господствует сила . Позитивисты определяют право как офиц.властные веления, обладающие принуд. силой и поэтому общеобяз-ные. В этом они видят отличие права от морали и других социальных норм. Моральная норма не обладает силой офиц-х установлений; но если ее установить в форме закона, подкрепить властно-принудит. силой, то, с точки зрения позитивистов, она станет общеобязат. и превратится в правовую норму. Если религ. нормы обеспеч-ся властным принуждением, то такие нормы позитивисты называют религ. правом. Позитивисты не допускают никаких прав чел-ка, не вытекающих из закона. Для них естест-ные права чел-ка – это моральные, т.е. не юр. притязания. Когда они комментируют офиц-но признанные, закон-но закрепленные права чел-ка, они отрицают неотчуждаемый, неотъемлемый хар-р этих прав и объясняют их как октроированные, т.е. права, дарованные верхов.властью, устан-ные правителями, законодателями. Позитивисты всегда согласны с мнением законодателя (властных субъектов) о том, что нужно считать правом. Поэтому власть заинтересована в том, чтобы в науке преобладало позитив.правопонимание. Причем авторит. власть с ее произв. закон-вом всячески поддерживает науку позитив-ую и враждебно относится к критич.науке.


Направления (школы) непозитивистского правопонимания

Социологическая школа права концеп. сформировалась в конце ХIХ в. Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удов-ть потребности общест-го развития. Суды вынуждены были так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливали новые нормы. Идеологи социол. школы права призывали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Их основной постулат: «Право следует искать не в юридич.нормах, а в самой жизни».Социол-ое понятие права получило распр-ние в странах общего права, где судебные прец-ты, наряду с законами, являются основ.источ-ми права. Сторонники теории признают, что соц.жизнь сложнее и динамичнее права, устанавливаемого гос.органами в норм.актах, поэтому только писанное право (закон) не в состоянии адекватно регулировать общ-ные отношения, в связи с чем, судьям приходиться корректировать, дополнять и даже создавать новые правовые нормы в процессе решения конкретных дел. Это «живое право», состоящее из норм, которые склад-ся и разв-ся в самом обществе. Гос-во их не создает, а лишь «открывает», «находит».Особ-стьсоциол. школы права состоит в том, что она признает права чел-ка, не зафиксир-ые в законе, именно их защищает и формализует суд.Психологическая теория права отпочковалась от социолог.направл. в правоп-ниив нач. ХХ вв. Основой для становления данного направл. в юриспруденции послужило развитие психологии как науки. Право представляет собой продукт псих-их переживаний людей. Общ-ные переживания проявляются в позитивном (писаном) праве, т.е. законе, индив-ные переживания проявляются в автономном, или субъективном праве. Область права в таком понимании безгранично расширяется, поскольку включает в себя и внутреннее, интуитивное право индивидов и их правосознание.Советская правовая теория отвергала психологический подход к праву за его приверженность к субъективному идеализму. Однако даже первые декреты Советской власти обращались к правовому сознанию судей, если законы не давали возможности решения вопроса в интересах пролетарского гос-ва, а правоприм-ная практика, основывалась на социал-ком правовом сознании революционных граждан. Этическое понятие права различает право и закон по содержанию, причем «право» объясняется через понятие «справед-ть». Справед-ть же объясняется через ценностные представления людей о том, какими должны быть общест. отношения. Справед-ть – это соразмерность, эквивалентность в отношениях соц-го обмена.Данная теория признает естест-ое право, более того, законы, как позитивное право, м/б и несправ-ми, естественное право всегда справедливо, но не имеет силы закона, поэтому задача юристов состоит в том, чтобы воплощать естест-ое право, справед-ть в позитивном праве.Юридич. (либертарное, философ., естественно-правовое) понят. права исходит из след-го. Есть три фунд-ные области жизнед-тичел-ка – дух-ная, физ-кая и общ-ная. О дух-ой жизни чел-ка заботятся священники, о физ-кой – врачи; об отношениях чел-ка с др.членами общ-ва, о его интересах заботятся юристы. Выделяют 4 постулата юрид.правоп-ия.1-й постулат: право – это нормы и требования свободы людей. Это означает свободу иметь, получать, совершать что-либо, требовать чего-либо, пользоваться и распоряжаться чем-либо, свободу предписывать что-либо другим людям и т.д. Значит, право фиксирует свободулюдей, определяет ее меру, количество во взаимоотношениях свободных и ответственных людей.2-й постулат вытекает из первого. Его можно сформулировать так: поскольку свобода – это самое важное качество, которым обладает чел-к, живущий в обществе, поэтому правовые нормы и требования (притязания, полномочия) должны формул-ся в законе, закрепляться силой гос-ва. Правовые нормы, содержащие требования свободы должны стать обязательными для всех, и поэтому они должны быть зафиксированы в форме законов, суд.прецед-в и др.власт.актов.Поскольку сущ-тью права явл. свобода, а не насилие, то принуждение в обществе необходимо ради защиты права от нарушений, а не для подавления свободы. Права чел-ка составляют основу права в современном обществе – 3-й постулат юрид.правоп-ия. Субъект. права – это правовые полномочия, правов.требования или притязания конкр. чел-ка. Основные права и свободычел-казакрепл. в конст-ях гос-в как безусл. его правомочия.4-й постулат либер-гоправоп-ия состоит в том, что гос-во – это особая орг-ция власти в общ-ве, кот. признает, соблюд. и защищ. свободу подвластных хотя бы в мин-нонеобходимой мере.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!