ПРИНЦИПЫ И АКСИОМЫ ПРАВА: СООТНОШ-Е ПОНЯТИЙ



Принципы права – осн. исходн. положения права, юр-ки закрепляющие объективные закономерности общ-ой жизни. Пр-пы права м. спец-но закрепл-ся в общих юр. нормах, и тогда они наз-ся прав-ми принц-ми (принципы законности, равенства, вины, справедливости и гуманизма уголовного права), либо проявл-ся косвенно, во внутр. содержании прав-ых норм, пронизывая своей сущностью всю материю права – принципы правосознания (идеи неотвратимости и индивид-ции угол-ой ответс-ти). В завис. от того, на какую обл. правовых норм принципы права распростр-ся выд-т след. гр. принципов: - 1.общие принципы лежат в основе всех прав-ых явл-ий: справедл-ть, гумм-зм, закон-ть, рав-тво всех перед законом и судом и др.; - 2.отраслевые принципы хар-ны для к.-то конкр. отрасли права; 3.межотраслевые принципы, явл-ся основой для неск-ких родственных отраслей права (состязат-ть и рав-во сторон хар-ны для процес-ных отраслей права); - 4.принципы отдельных институтов права (принципы назначения наказания, заключ-я договора). Наиб. важн.е знач-ие в этом ряду им. 5.общеправ-ые принципы (проявл-ся во всей сфере права, распростр-ся на все прав-ые нормы и с одинак. силой действуют во всех отраслях права независ. от хар-ра и специфики регулируемых ими отнош-й, явл-ся содержательным наполнением межотраслевых, отраслевых и институционных принципов, раствор-ся в них и сост-ют их основу). 6.Принцип соц-ой свободы – представл. субъектам максим. свободу в выб. форм труд-ой деят-ти, профессии, возм-ти пользов-ся разл-ми соц-ми услугами гос-ва и частных лиц, свободно распоряж-ся св. труд-ми доходами. 7.Принц. демократизма - нормы права, регулирующие порядок организации и деят-ти орг-в гос. власти, опред-т прав-ое полож. личности, хар-р ее отнош-й с гос-вом. 8.Принц. соц-ой справедл-ти обеспеч. соответствие м/у практич-ой ролью индивидов в жизни общ-а и их соц. полож-ем, м/у их правами и обяз-ми, м/у трудом и вознагражд-ем. 9.Принц. гум-ма проявл-ся в закреплении правом отнош-й м/у общ-вом, гос-вом и чел-ом, м/у людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности. 10.Принц. равноправия граждан перед законом и судом – все гр-не, независ. от нац-ой, половой, религ-ной и иной принадл-ти, должностного и ин. полож-я, имеют равн. общ.-полит-ие права и обяз-ти, в одинак. степ. отвечают п/д законом. 11.Принц. взаимных обяз-тей гос-ва и личности, к-ые связ. взаимн. правами и обяз-ми. Принц. закон-ти требует строгого соблюд-ия конституции и др. законов всеми должностными лицами гос-ых и общ-ых орг-в и организаций, гражданами. Правов. принципы вып-ют как внешн., так и внутр. функции. Внешнее проявление сост. в том, что пр-пы права воздействуют на с-му юр. норм, обеспеч. ее непротиворечивость и согласов-ть; что все нормат-ые предписания д. логически вытекать из содерж-ия прав-ых принц-в и полностью соответ-ть им. Внутр. направл-ть прав-ых принц-в заключ. в их регулирующем воздействии на обществ-ые отнош-я, на правоприменение и восполнение пробелов в законодательстве. Прав-ые принципы историч. изменчивы. На их содержание влияние оказ-т совр-ое состояние самого права, его соц-ая ценность, особ-ти правопонимания, роль и место права среди иных регуляторов отнош-й в данном социуме, задачи и цели, стоящие перед гос-вом. Поэтому наряду с прав-ми принципами, важное знач. в реализации прав-ых треб-ий имеют правовые аксиомы – положения, многократно проверенные на практике и поэтому принимаемые без особых доказ-ств, в силу своей очевидности и истинности. Это фундамент. принципы чел-го сосуществования, а также важнейшие установки правосознания, единственно делающие право возможным. Многие из них были разработаны еще др.римской юриспруденцией, но вплоть до наших времен не потеряли своей актуальности: 1.субъект-му праву всегда соответ-ет юр-ая обяз-ть; 2.последствия деяния не м. б. определены иначе, как по закону, действующ. во вр. его совершения; 3.право реализуется только в норматив. актах, правоотнош-х и правосознании; 4.незапрещенное нормами права и не противоречащ. его принципам – разрешено; 5.никто не может быть судьей в своем деле; 6.пусть будет выслушана др. сторона; 7.личн. выгода отступает перед обществен.; 8.никто не обязан себя обвинять и т.

 

44. Основные теории происхождения права

Можно выделить следующие основные теории происхождения права:Теологическая теория – правовые нормы исходят от Бога. Понятие права связывалось со справедливостью, правосудием. (представитель - Фома Аквинский, 13 век) рассматривает право как вечное явление, выражающее божью волю. Право создано Богом для регулирования жизни людей и даруется людям, как правило, через правителей. Естественно-правовая – право результат соглашения людей. В обществе вместе с позитивным правом, созданным гос-вом, существует естественное право, свойственное человеку от природы. Сторонники: Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо. Историческая - находится в оппозиции к естественно-правовой. Право по этой теории не является изобретением людей, оно возникает естественно и постепенно и присуще только данному народу, законодатель лишь фиксирует сложившееся право в нормативно-правовых актах. Право не обладает универсальностью и не может быть перенесено в другое общество. Сторонники: Ф. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пуха. Марксистская (классовая) - право возникает одновременно с возникновением гос-тва и имеет одинаковые с гос-вом причины возникновения и развития: разделение труда, появление частной собственности, раскол общества на классы. Право стало инструментом гос-тва, классовым регулятором обществ. отношений. Осн.функцией права полагалось принуждение, подчинение воле господствующего класса. Сторонники: К. Маркс, Ф. Энгельс.Психологич.-источником формирования права явл.внутренние переживания людей. У каждого народа существует интуитивное право, которое развивается постепенно и не зависит от воли извне. В создании права решающ. роль играют правосознание и правовая культура народа. Сторонник: Л.И. Петражицкий, З.Фрейд. Теория нормативист.права (первая треть XX в.) Авторы Кельзен, Штаммер, Новгородцев.Кельзен (. Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значит. юр. силы. В основании пирамиды норм находятся индивид. акты - решения судов, договоры, предписания администрации. Социологич. теория права (вт. половина XIX в.), в рамках школы «своб. права». Авторы Канторович, Муромцев, Шешеневич. Идеологи призвали к своб. судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни». Нормы, записан. в законах и других актах гос-ва, еще не есть само право. Это «живое право».

 

45. Понятие и виды регуляторов общественных отношений

Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в установленные рамки, упорядочивать. В регулятивной системе принято выделять 1.нормативные и 2.ненормативные социальные регуляторы.К нормативному относится регулирование посредством норм путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений. Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения. Социальное принуждение может быть: 1.государственным; 2.моральным; 3.со стороны общественных объединений, 4.со стороны мирового сообщества. Кроме средств принуждения, в социальном регулировании используются методы стимулирования, рекомендации, поощрения.Систему нормативных регуляторов составляют 1.нормы права, 2.морали, 3.политические, 4.корпоративные нормы, 5.обычаи, 6.традиции, 7.деловые обыкновения, 8.нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: 1.правовой обычай; 2.судебный прецедент; 3.правовая доктрина. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.Выделяют 3 вида ненормативных регуляторов — ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения. Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с пом. исторически сложившейся сист. социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений. Директивный регулятор есть сп-б воздействия на обществ. отношения с пом. директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Информац. регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массов. инф-ии, напр., использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлеч. внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информац. регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности.

 

46. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.Основные виды социальных норм:1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются гос-вом.2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. 3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.Общие признаки социальных норм: 1. Социальный характер. Соц. нормы регулируют отношения между людьми. Этим они отличаются от несоциальных правил (математических), регулирующих взаимодействие человека с природой, техникой, материальными объектами. 2. Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать (или не делать), а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Предмет регулирования социальных норм - стандартные, типичные, широко распространенныеотношения. 3. Объективно-субъективный характер. Соц.нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.4. Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить. Для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние и внешние. 5. Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. Закон превыше всего. 6. Обеспеченный характер. Каждое правило должно иметь специфические гарантии, санкции за нарушение и неисполнение.

 

47. Классификации социальных норм

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям: 1.по способу их установления (создания);2.по средствам охраны их требований от нарушений. На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:1. Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются гос-вом. 2.Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.3.Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.4.Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.5.Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные идругие традиции).6.Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются во время проведения национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов - их красочность и театрализованность.Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

 

48. МЕСТО ПРАВОВЫХ НОРМ В СИСТЕМЕ СОЦ.РЕГУЛИРОВАНИЯ

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.Норма права - общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на урегулирование общественных отношений. Выделяют следующие виды правовых норм:1)в зависимости от функциональной роли: - 1.исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы( например, декларативные, провозглашающие принципы); - 2.общие нормы, кот. присуще общей части той или иной отрасли права и распространяются на большую часть институтов соответствующей отрасли; - 3.специальные нормы, кот.относятся к отдельным институтам той или иной отрасли и регулируют какой-либо определённый вид родовых общественных отношений с учётом присущих им особенностей (они детализируют общие, корректируют способы правового воздействия на поведение личности); 2) в зависимости от предмета правового регулирования(по отраслевой принадлежности): 1.конституционные, 2.гражданские, 3.административные, 4.земельные; 3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические); 4) в зависимости от методов правового регулирования на: 1.императивные (содержащие властные предписания); 2.диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); 3.поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); 4.рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для гос-ва и об-ва вариант поведения);5) в зависимости от времени действия - на 1.постоянные(содержащиеся в законах) и 2.временные.

 

 49. ПРАВО И МОРАЛЬ

Соотношение права и морали имеет особое знач. на современном этапе развития цивилизации, т. к. многие нравственные ценности – свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство – находят юр. закрепление в НПА. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.Моральные нормы, так же, как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Мораль – это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, соблюдение которых обеспеч-ся убеждением, совестью чел-ка, его привычкой, а также общественным мнением. Это – система нравств. норм и ценностей. Принципы морали – это ее основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь чел-ка. Мораль включает нравственные чувства, переживания, настроения, т. е. она имеет и психологический аспект. Мораль имеет внутр. и внеш. аспекты. Первый предполаг. ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей соц-ую ценность.Второй аспект – отношение чел-ка к др., осознание ценности своего соц-но значимого поведения. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Право и мораль имеют как общие хар-ные черты, так и особенности. Общие черты:1. И право, и мораль являются разновидностью социальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования поведения людей. 2.И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. 3.И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость - нравственно обоснованный критерий для соизмерения действий людей, в соответствии с которым предъявляются определенные требования к личности и обществу, определяется допустимость тех или иных оценок и осуществляется воздаяние каждому за его поступки в виде наступления тех или иных последствий. 4.В самом закон-ве мы встречаем юр. термины, имеющие моральный смысл. Вместе с тем право не может и не должно противоречить треб-ям морали. Закрепляя требования морали, право активно содействует воплощению их в реальные жизненные отношения.

 

Право(П) и религия(Р)

несмотря на различн. цели существования, Р и П выступают в виде ценностно-нормативн. систем в процессе регулирования обществ. отношений.

Тесная связь П и Р характерна практически для всех правовых систем народов мира. Особенно сильное влияние Р оказала на закон-во др. восточн.гос-ств: Законы Моисея, Хаммурапи, Ману и др.

Р нормы носили юрид. характер, регулировали некот.политич., госуд., гражданско-прав., процессуальн., брачно-семейн. отношения. Сама правовая норма имела религиозное обоснование.

Взаимодействие Р и П отчетливо выраж. в освящении религией власти и личностей царей, королей, императоров.

Из древнейших П-х систем наиболее сильное влияние Р сказалось на индусском праве (общины в Индии, Пакистане, Сингапуре и т.д.) . Индийская цивил-я имеет исключит.Р-й характер.

Нормативные системы Др.Греции и Др.Рима также были не свободны от Р-х влияний. При Юстиниане церковн. правила стали носить хар-р государств. Новозросло и число граждан.законов, регламентир. внешнюю жизнь церкви.

Взаимовлияние П и Р достигает пика в Средневековье. Развиваетсяканонич. право (2 ветви: светское – под гос-вом, церковное), утверждаются нормы мусул. права. Специфика – они не огранич. рамками одного гос-ва, а распростран.действие на всех верующих, где бы они ни находились.

Мусульманское П создано в формируемой с нуля ислам. общине, где права не было вообще – оно оказалось единственным регулятором обществ. отношений.(Источники:Коран, Сунна, Иджма, Кияс)

 

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 387; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!