Критицизм в теории познания и его исторические формы.



2 фазы развития критицизма:

Отрицательный критицизм (скептицизм)- отказывается от претензий человека к понятию истин, открывает дорогу к религиозной вере. Надо найти точное место и органам чувств и разуму. Скептицизм как непрерывная линия, никогда не исчезает, фактичекски начинается с мифологии

Положительный критицизм.(связи с философией канта)- блестяще справился с критической задачей. Везде присутствует и эмпирическое и рациональное начало-таково наше устройство-когда мы получаем информацию, она проходит через 2 подсистемы переработки: априорные формы чувственности (наивный иррационализм Платона) и руссудка. (Кант находит точки соприкосновения рацонализма и эмпиризма, поэтому влияние Канта очень велико, после его смерти возникло множество разных школ. Заслуга Канта- ясное формирование основных проблем критической теории познания)

Философский идеализм и его исторические формы: объективный, субъективный и трансцедентальный идеализм.

Идеализм (душа=субстанция мира) –фундамент априоризма. Идеи существуют вечно, человеческая душа тоже идея, она возвращается в человеческую оболочку.

Объективный идеализм. Начальный идеализм возникает у Платона. Его концепция вынуждена конструировать метафизику: мир трансцендентных идей и мир где идеи воплощены. Материальная оболочка всегда искажает.

Субъективный идеализм-возникает гораздо позже Впервые встречается у Дж. Беркли. Это высшая точка эмпиризма (чистый эмпиризм). Попытка очистить наш опыт и это порождает свою метафизику-солипсизм –мир-это я и мои ощущения. Беркли не мог на этом остановиться, он находит констатацию духа в нашей душе, которая является частью бесконечного мирового духа-Бога.

Трансцедентальный идеализм. Зарождается в более позднюю эпоху у Канта. 

Объективный-допускает объективно действительное бытие, при этом основываясь на критицизме-бытие реально, но не познаваемо

Субъективный-наше познание не может выйти за пределы субъективного опыта. При этом трансцендентальный идеализм распадается на 2 формы- априорные формы чувства и априорные формы разума. Таким образом, он занимает промежуточное место между объективным и субъективным идеализмом. Ставится грань между самими вещами и вещами в опыте. Кант находит выход в сфере воли, но это не делает его концепцию трансцедентальный – в ней другие законы.

Философский материализм и его формы. Дуалистический и монистический материализм.

Материали́зм философское мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а понятия, воля, сознание и тому подобное — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.

Термин «материализм» был введён Готфридом Лейбницем: словом «материалисты» он характеризовал своих идейных противников

Метафизика Аристотеля-ДУАЛИСТИЧЕСКИЙ материализм сохраняет и материальные и духовные понятиях, выступает в религиозных формах, зависит от предыдущих систем, опирается на старый материализм, на концепцию Платона.

После Аристотеля возникает длительный перерыв-возврат к дуализму. Рене Декард-душа и материя – две самостоятельные субстанции, а третья субстанция-Бог.

А в дальнейшем Спиноза конструирует новую систему: субстанция едина (материя, душа и Бог- едины) => МОНИСТИЧЕСКИЙ материализм. Спиноза восстанавливает концепцию Аристотеля.

 

Гейлинкс и Мальбраншьосновывают учение, которое называется «оккарюнализмом», оно рассматривает взаимодействие души и тела в каждом отдельном случае, как только кажущееся, как происходящее только под влиянием случая. Принципиально окказионализм вплоть до настоящего времени постольку обладает значением, поскольку он в первый раз установил принцип, обычно теперь характеризуемый в качестве принципа «психофизического параллелизма». Это теория об отношении мышления и бытия, психического и физического, согласно которой процессы, происходящие в мышлении и бытии, строго соответствуют друг другу и со стороны материального содержания, и во времени, однако совершенно не взаимодействуют. В.Вундт говорит, что «все содержание опыта, принадлежащее одновременно и опосредствованному естественнонаучному и непосредственному психологическому способам рассмотрения, находится в таком отношении, что любому элементарному явлению из психической сферы соответствует аналогичный физический процесс». В этом смысле, Риль и представители старой психологии понимают под психофизическим параллелизмом только «методическое правило, которое учит нас связывать психологическое исследование явлений сознания как таковых с физиологическим анализом сопутствующих им телесных отправлений и достигать благодаря этому двустороннего рассмотрения».

 

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 709; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!