Эмпирическая традиция в гносеологии: наивный, рассудочный и чистый эмпиризм.



 

Эмпиризм - направление в теории познания, представители которого считали, что чувственный опыт может быть единственным источником познания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв.

Наивный эмпиризм – не тольконачальная форма эмпиризма, но также и вообще в философии и науке. Понятие опыта на этот момент ещё до конца не выяснено. «Мир такой, каким мы его воспринимаем». На этом этапе некритически сливается с наивным априоризмом. Признак, характерный для наивного эмпиризма, - «элементы, возникающие из субъективной рефлексии, причисляются к содержанию опыта, а не наоборот». Существовал до 17 в, но, фактически, существует и сейчас. Часто встречается в повседневной жизни. «Он неистребим как то, что заключено в нас природой».

Рассудочный эмпиризм: 17 в,главный представитель - Дж. Локк. Все знания – из опыта, при этом он делит все качества на первичные и вторичные. Первичные – проистекают от объекта (фигура, вес), их можно проверить с помощью математики и механики; объективны. Вторичные – запах, цвет – субъективны. Обоснование этой точки зрения Локка покоится на его исследовании критериев объективной достоверности. Достоверность может быть достигнута 3 путями: путем интуиции, ощущения и доказательства или заключений, к которым нас принуждают факты, добытые через ощущения и интуицию. При этом Локк полагал, что интуицию саму по себе нужно исключить из области объективного достоверного, т.к содержание интуитивно воспринятого – субъективно. Однако эта точка зрения не нашла достаточного логического обоснования.

Чистый эмпиризм - высшая точка развития эмпиризма.Представитель - Джордж Беркли считал внешний мир продуктом духовной деятельности. То, что люди принимают за независимые от своего сознания вещи или понятия (например: «материя»), есть не что иное, как комплекс их собственных ощущений (по терминологии автора – «идей»). Главный его постулат гласил: «Быть - значит быть в восприятии...». Беркли считал объективным такое содержание опыта, которое может принадлежать нам и нашим ближним; за субъективное- то, которое находится только в нашем собственном сознании. Однако, этот критерий в такой формулировке уже имел недостаток, т.к признавал объективным не только представления, которые общи многим людям, но также и те, которые содержатся в нашем собственном сознании, но которые дают основания к заключению, что такие же возникли бы и у других людей при подобных условиях.

 

Рационалистическая традиция в теории познания: априоризм, онтологизм, панлогизм

Рационализм – источник познания в разуме, в логическом мышлении.

Априоризм или наивный рационализм – начальная форма рационализма, несёт в себе элементы эмпиризма. Априоризм - философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, причем эта первичность по отношению к опыту и независимость от него представляет собой преимущество такого знания, обеспечивая его несомненную достоверность по сравнению со знанием, обусловленным опытом. Априоризм возникает из тенденции нашего разума сводить все разнообразие явлений, данных в опыте, к единству, в форме единого первовещества или единого формального принципа, получившего отражение в числовых отношениях. Представитель – Платон «Врожденные идеи». Существует трансцендентный мир идей, откуда душа попадает в тело и при этом забывает предыдущий опыт, цель – в припоминании, а для этого нужен чувственный толчок. Платон утверждал, что мысль, хотя и проявляет себя после ощущения, однако она не опирается на него. Ощущение не вызывает понятий, но только их вспоминает.

Онтологизм или религиозная философия. Подняться на дальнейшую ступень рационализма философию побудили: теологическое умозрение схоластики и математические исследования начала нового времени. Проблема схоластики того времени – понятие бога. Августин Аврелий «Блаженный», его основополагающая идея: Бог — совершенная Личность и абсолютное бытие. Из этой идеи следует его существование («онтологическое доказательство бытия Бога»). Бог — абсолютно простой, неизменный, вне времени, вне пространства Божественное триединство можно уразуметь, представляя душу как образ Бога:

1) душа есть — утверждается Бытие, отличаюшее Бога-Отца;

2) душа разумеет — утверждается Разум, Логос, отличающий Бога-Сына;

3) душа желает, утверждается Воля, отличающая Бога — Святого Духа.

В Божественном разуме заключен интеллигибельный мир, совершенные образцы, «экземпляры» всех вещей. «Экземпляризм» Августина — позиция крайнего реализма по проблеме универсалий. Бог сотворил мир, в котором бытие перемешано с небытием. Материя — почти ни что, но она есть благо как возможность и субстрат для принятия формы. Т.о:

главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;

Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;

знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

Под влиянием математического умозрения, онтологическое направление принимает своеобразный характер. Декарт. Исходной точкой своей философии он сделал не внешний, а внутренний опыт. Вследствие этого Декарт стал одним из столпов европейского рационализма, а не эмпиризма. Результаты чувственного опыта, согласно его философии, сомнительны. В этом убеждают многочисленные факты обманов чувств. Согласно Декарту, можно сомневаться вообще во всем, однако никак нельзя подвергнуть сомнению сам факт нашего мышления, с которым неразрывно связано убеждение в нашем существовании. Этот тезис выражает афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле – от общего к частному, а в философском). Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Панлогизм - критическая философия. Кант. Он пытался примирить эмпиризм и рационализм, указывая каждому из них свое место: внешнему опыту мы обязаны материалом, данном в ощущении; нашей способности познания – чувственными формами пространства и времени, служащими для распределения в порядке этого материала, и общими понятиями. К тому же кантовская критика установила резкую границу между теоретическим и практическим разумом, между познанием и волей, поставила их в полную противоположность друг к другу, рассматривая, вместе с тем, волю, как непознаваемую никакими формами познания, следовательно, как мистическую силу.     

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 2072; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!