Феноменология Гуссерля. Проникновение феноменологии в науку.



 

Как полагал Э. Гуссерль (1859 - 1938), один из основоположников феноменологии, современный кризис не рок, не фатум, он закономерный результат развития общества и науки. Феноменология Гуссерля и идеи, которые лежат в ее основе, изложены в трудах «Логические исследования», «Идеи чистой феноменологии и феноменологичной философии», «Философия как строгая наука» и других работах, где философ описывал понятия логики и философии, научные проблемы и проблемы познания.

Преодолеть этот кризис, продолжает Э, Гуссерль, можно, лишь отказавшись от естественно-научного подхода к действительности, от поверхностного объективизма, ложно понятого рационализма, не способного исследовать свои собственные основания, лишь вернувшись к «донаучному» миру, данному в непосредственных переживаниях, к «наивному реализму», согласно которому весь мир есть то, что мы видим и чего касаемся.

Гуссерль называл феноменами поток идеальных сущностей.Феноменология Э. Гуссерля помогает понять сущность вещей, но не факты, ее не интересует конкретная норма морали или поведения, ее интересует, почему эта норма является таковой. К примеру, чтобы изучить обряды определенной религии, важно понять, что такое религия вообще, постичь ее сущность. Предметом феноменологии, согласно философу, является царство чистых смыслов и истин. Гуссерль пишет, что феноменология – это первая философия, наука о чистых основах и принципах знания и сознания, универсальное учение.

Им сформулирована общая формула «психологизма» : «истина для всякого то, что ему кажется истинным, для одного одно, для другого – противоположное», т.е. всякая истина относительна и зависит от высказывающего суждение субъекта. Он считал, что важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком. Сознание должно изучатся не как средство исследования мира, а как основной предмет философии

Высказывания философа свидетельствуют о том, что феноменология Гуссерля призвана превратить философию в науку строгую, то есть в теорию познания, которая способна дать четкое представление об окружающем мире. При помощи новой философии можно достичь более глубоких знаний, тогда как старая философия не могла дать такого уровня глубины. Гуссерль считал, что именно недостатки старой философии стали причиной кризиса европейской науки и цивилизации. Кризис науки обуславливался тем, что существующие критерии научности больше не действовали, а миропонимание и мироустройство требовали изменений. Феноменология Гуссерля также гласит, что мир ополчился против философии и науки, которые стремятся привести его в порядок. Стремление к нормированию жизнедеятельности возникло еще в Древней Греции и открыло человечеству путь в бесконечность. Так, философ предлагает включиться в интеллектуальную деятельность, искать нормы, облегчать практику и познание. Именно благодаря философии, считал он, идеи формируют социальность.

 

ФЛФ экзистенциализма сартр камю марсель (интернет)

Экзистенциализм – философия существования, акцентирует внимание на уникальности бытия человека. Идея – преодоление человеком собственной сущности. Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция [=существование, аспект сущего]. Наиболее развитое понятие – понятие свободы.

Жан-Поль Сартр – единственный мыслитель, чётко выражающий свою принадлежность к этому направлению. Он рассматривает человеческую личность как уникальную, неповторимую. «Существование предшествует сущности» - то, чем человек станет, определяется его индивидуальным выбором. По Сартру человек должен полагаться только на самого себя, а подлинное существование человека связано с реализацией фундаментального проекта, которым и является сам человек. Сартр считает человека «изначально свободным», не ограниченным никакими рамками с рождения, свобода равна ответственности.

Альбер Камю – полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. Считает, что единственным способом подлинного существования может быть бунт – это протест против всего, что угнетает, подавляет человека. 2 формы бунтарства – революционная и творческая деятельность. И, считая роль бунтарства положительной для истории считал, что окончательно победить зло невозможно. Камю утверждает, что абсолютной, высшей ценностью является сама жизнь человека и его достоинство. «Жизнь – единственная ценность, которую нельзя подвергнуть никакому сомнению».

Габриель Марсель – основные категории философии – «бытие» и «обладание». Человек существует как личность, как «Я»; бытие неотчуждаемо, оно нечто внутреннее, переживаемое. «Тело – не только то, чем я обладаю, но и элемент бытия, граница между «быть» и «иметь», т.к. наличие тела – необходимое условие всякого обладания». В отличие от тела, душа есть идеальное бытие. По Марселю мир обладания вторичен по отношению к бытию.

Сартр и Камю – атеистический экзистенциализм, Марсель – религиозный.

В философии экзистенциализма выражается деятельная, активная позиция, заключающаяся в том, что каждый свободный человек рассматривается как неповторимая, уникальная личность, несущая ответственность за все свои поступки и не оправдывающая себя обстоятельствами. «Человек есть то, чем он сам решил быть в этом мире».

 

Флф Буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

 

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

1.   Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.

2.   У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.

3.   От зависимости и страдания можно избавиться.

4.   Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

 

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

 

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

1.   Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.

2.   Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.

3.   Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

 

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

• отстранение от истины бытия и неведения;

• желания и страсти, способствующие возникновению страданий;

• несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

 

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

 

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

1.   Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.

2.   Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.

3.   Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.

4.   Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 586; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!