Философский реализм и его исторические формы.



Релизм является одним из трех метафизических направлений (другие два-материализм и идализм).Явл более поздним миросозерцаниемпо сравнению с материализмом и идеализмом. Полемика о природе универсалий ( общих понятий ) –зависят ли универсали от вещей,которые в них выражены ,или не зависят и предшествуют вещам ,т.е.существуютреально (до вещей) –реализм. Задача реализма – придать в одинаковой степени значение обеим сторонам действительности ,телесному и духовному миру.

ДУАЛИТИЧЕСКИЙ реализм :

По Аристотелю : материя и форма взаимосвязаны ,без одного не может быть другого. Действительность = материя + форма.Душа больше не промежуточное звеномежду миром идей и чувственным миром ,душа –одна из деятельных форм ,жизненная сила во всех ее функциях( от питания до мышления).

В 17в. По ДЕКАРТУ : дуалистический реализм Декарта объединяет в себе материалистические и идеалистические элементы.Принципы материи и формы у него сведены к двум субстванциям – душе и телу ( у Аристотеля они соединены в единую действительную субстанцию ).Бог – вечная несотворенная субстанция ,душа и природа созданы Богом.

От философии Декарта берет начало монистический реализм.

В 18в.Вольф (после Спинозы) : «душа и тело- две ннезависимые друг от друга сущности «. «Бог вложил душу в тело.а поэтому она опять может бытьвзята из него и продолжать независимое существование «, «мир в общем создан для пользы человека»

МОНИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Система Спинозы : Критикует Декарта .Непосредственно Спиноза преобразует дуализм в монистическое ,а вместе с тем ,реалистическое миросозерцание. Субстанции.разделенные у Декарта ,он стремится объединить в одно понятие. Бог –бесконечная субстанция .Место материи и формы заменяет протяжение и мышление. Отдельный премет больше не субстанция.Спинозизм превращает объективное отношение в субъективное .Природа,,Бог ,субстанция тождественны .Природа – субстанция ,ктр является творящей.Различают природу творящую и природу творимую.Модус – конкретное переходящее состояние субстанции ,имеющее причину своего бытия в субстанции и ее атрибутах.Движение не является атрибутом материи(метафизик),а присуще единичным вещам.

 

Гетерономные моральные системы: политическая и релгиозная гетерономия

Г.М.С- система ,в которой нормы морали основываются наначалах , взятых из других сфер жизни.(Гетерономная этика – этика,основанная не на внутренних нравственных принципах , а на началах ,взятых из другой сферы общественной жизни. Понятие сформулированно Кантом в «критике практического разума»).

Появлене гетерономной морали характеризует критическое переходное состояние – состояние,когда существовавшие до тех пор основы автономной морали ,основанной на внутренних принципах ,переставали удовлетворять людей ,а новые еще не были установлены.

Гетерономная моральная система – основывается наморальных системах ,навязываемых человеку извне .Как правило ,такими системами являются религиозные предписания и государственные законы. В связи с этим происходит разделение на политическую и религиозную гетерономию.

Религиозная гетерономия .Исключительно религиозная этика сама по себе гетерономна.Всякая религия понимает нравственные законы как божие заповеди.Поэтому моральные системы с резко выраженной религиозной тенденцией постоянно имеют гетерономный характер и выступают в такие времена и в таких направлениях,которые вместе с тем выдвигают мистический скептицизм ,выражающий на подобном же основании. Нравственные нормы по своему Содержанию сучайны.Ценность и значение их опирается только на тот факт ,что они – Божеские заповеди.

Политическая гетерономия- мораль в истории выступала реже,чем религиозная.Однако,она дважды играла важную роль в качестве спутницы политических революций : один раз ,как реакция английской революции 17 века в этике Томаса Гоббса,в сязи с политико-консервативным напрвлением ,другой раз в философии ,предшествовавшей французской революции 18 века .

 

56.Автономные моральные системы и их исторические формы.

Автономная этика – система морали ,отрицающая всякую зависимость нравственности от каких-либо внешних по отношению к ней принципов ,религиозных ,культурных ,социальных предпосылок ;правила,ктр устанавливаются самим человеком и могут быть имже заменены.Теоретическую основу- формулу основоного нравственного закона предложил Кант в книге «критика практического разума» ,где утверждал : « поступай так ,как если бы максима твоего поступка посредством твоей вол должна была стать всеобщим законом природы».Автономная этика выводит мораль из предствалений о внутренне прирожденном , априорном ,нравтвенном долге.Она исходит из принципа ,что нравственность имеет в самом морально действующем субъекте.Человек сам себе создает нравственный закон ,при этом он совершенно свободен от любого внешнего воздействия.Выступая против этики фр.материалистов 18 в .,идеи автономной этики развивал Кант в «Критике практического разума» , где он пропагандировал принцип авономности нравственного поведения.\

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 1014; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!