Я забрался в седло. Чалый быстро запереступал по ровной дороге, и минут через двадцать мы были дома.



Начав работать начальником Чулышманского отдела Алтайского заповедника, я впервые в жизни сел в седло и не вылезал из него почти год. По горным верховым, а часто и по звериным тропам, по бурным чулышманским перекатам и струящимся осыпям-курумам с катящимися камнями, болотистой высокогорной тайгой между пихт, елей и кедров, по-над полукилометровыми обрывами, во все времена года, шагом, рысью и галопом я, как недавно подсчитал, проехал на своём верном Чалом около двух тысяч километров,.

Мне очень повезло с конём. Дело в том, что для верховой езды по горам подходит далеко не всякий. Кстати, алтайцы никогда не говорят «лошадь» — только «конь». Помимо того, что он должен быть выносливым и неприхотливым, он «не имеет права» пугаться и шарахаться. Конь должен быть послушным, легко идти на зов и давать седлать себя без проблем. Однако, самое главное, на мой взгляд, езда на нём должна быть неутомительной, особенно для начинающего. Когда я первый раз взобрался в седло и конь (не Чалка!) пошёл рысью, мне стало ясно, что долго я такой езды не выдержу. Ход у того коня был настолько тряским, что на каждом шагу мои легкие и сердце словно отрывались от тех мест, к которым прикреплены, и проваливались в живот! Однако других коней не было, и я терпел эту муку два дня. На третий меня пересадили на Чалого, и тогда я понял, что такое настоящая езда. Этот удивительный аллюр, когда ты сидишь на коне, словно в мягком кресле, называют переступью. Много лет спустя я нашёл описание такого аллюра в «Записках охотника Восточной Сибири» А.А.Черкасова в главе «Промышлёный конь».

Мой Чалка словно семенил, но не мелкими, а обычными и даже крупными шагами. Происходило это настолько быстро, что тело моё не успевало подняться над седлом. «Седалище» совершенно не отрывалось от него. Потом мне приходилось ездить на настоящем иноходце. Разница, конечно, есть. Иноходец (дьорго) идёт гораздо быстрее коня не только с обычной рысью, но и с переступью и обгоняет его, если даже тот переходит на галоп. Шаг иноходца становится только шире и чаще, но практически он никогда не сбивается на скачкИ. Всадник поэтому всегда в одном положении. Ему не надо вставать на стременах, когда конь переходит на рысь (дьелиш) или на галоп (сыр ман). Правда, алтайские кони обладают еще одним аллюром (вероятно, не только алтайские), который в шутку там называют «трухнёй». Это нечто среднее между обычным шагом и рысью — рысца (дылек). Однако усидеть на таком коне может только настоящий алтаец, да и то в седле кустарной алтайской работы (ээр).

 

 

СЕДЛО, УЗДА, КАМЧИ

 

 

СЕДЛО АЛТАЙСКОЕ И КАВАЛЕРИЙСКОЕ. ЛЕНЧИК. ПОТНИК. СТРЕМЯ. КИДИМ. ДЕРЕВЯГА. УЗДА. НЕДОУЗДОК. УДИЛА. ЧЕМБУР. КАМЧИ.

 

 

Алтайское седло делается из дерева и состоит из нескольких деталей, соединённых между собой сыромятными ремнями и ремешками или деревянными же гвоздями, нагелями. Детали такие же, как и у кавалерийского седла, только само сиденье плоское, а задняя лука низкая. Передняя же, наоборот, высокая. Она помогает удержаться в седле на крутых спусках. Зимой поверх подушки седла иногда под себя кладут, чтобы не мерзло это самое место, шкурку гагары (кокый кас — в дословном переводе означает «плачущий гусь»). Надо сказать — очень точное определение гагары. Русские переделали его на свой лад — кукувас. Шкурка эта совершенно не снашивается и отлично держит тепло.

 

 

Кавалерийское строевое седло

а - седельная покрышка

б - полка (ленчик)

в - потниковая крыша

г - левое крыло

д - передняя и задняя подпруги

е - путлище со стременами

Алтайское седло

а - деревяга

б - полка (ленчик) с тороками (вязками)

в - седельная подушка

г - кидим (потниковая крыша)

д - стремя

 

 

Такие же практически сёдла были в ходу у охотников Забайкалья, о чём пишет уже упомянутый мной А.А. Черкасов. «Кстати будет упомянуть здесь и о наших седлах, далеко превосходящих удобством и щеголеватостью отделки простые русские сёдла. В сибирском седле (так же, как и в алтайском. — Д.Ж.) главную роль играет деревяга; лучшие из них — это монгольского приготовления, вывозимые из Китая, которые и ценятся здесь довольно дорого, именно до 20 и до 30 руб. серебр. Хорошие сибирские седла очень удобны, на них можно ездить очень долго без всякой устали, они покойны и до такой степени ловки, что, несмотря на худые гористые дороги, на них можно ездить сколько угодно, не попортив спины коня, то есть не ссаднив ее. Деревяги для мягкости сидения здесь обтягивают по большей части войлоком, а сверху кожей; мягкие же пуховые подушки накладываются редко. Для того, чтобы не испортить спины коня в то время, когда привязывают сзади что-нибудь твердое, в торока, делается так называемый здесь чепрак из кожи и прикрепляется посредством ремешков с пряжками к задней луке седла. То же, что в России называют чепраком, здесь величают кычымом (по-алтайски — кидим — Д.Ж.). Настоящие монгольские кычымы делаются из свиной или кабаньей кожи, они прочны и не боятся мокроты. На некоторых монгольских седлах обе луки и кычымы для щегольства украшаются медными и даже серебряными бляшками». Алтайские сёдла украшаются также орнаментами, вырезанными из кожи, и резными фигурками, причем преобладают различного рода фигурки зверей и птиц, иногда сплетенные в удивительно красивые композиции.

Надо сказать, что алтаец почти никогда не спешивается за всю поездку — от пункта выезда до пункта назначения, какой бы сложной ни была тропа.

 

Бригадир колхоза Кирилл Тадышев

 

Бронзовые или кованые стремена (узенги) у алтайского седла иногда подтянуты очень высоко, и всадник сидит на широком сиденье, сильно согнув в коленях ноги, поэтому они совсем не устают. Конь неспешной трухнёй проходит до сотни километров в день, а то и больше, а всадник может спешиться только по нужде, да и то не всегда. На то он и настоящий алтаец!

В конце 20-х годов прошлого столетия археологической экспедицией под руководством С.И.Руденко было раскопано несколько древних курганов — захоронений знатных алтайских вождей в долине реки Большой Улаган близ поселка Балыктыюл. Эти, так называемые Пазырыкские, курганы датируются VI-V веками до нашей эры. Мне неоднократно приходилось проезжать мимо них. Еще в древности они были разграблены (как, впрочем, и большинство египетских пирамид), но сохранившиеся в вечной горной мерзлоте вещи уникальны и свидетельствуют о высокой культуре древних алтайцев. В частности доказано было, что сёдлами, настоящими сёдлами, они пользовались еще в VII веке до нашей эры, когда в странах передовой культуры того времени (Греция, Малая Азия) седла не знали в течение многих веков и пользовались при верховой езде простой мягкой подстилкой.

Какой бы ни был послушный конь, в поездке его обязательно надо взнуздать, вставить удила (сулук) в рот, иначе в критический момент с ним сложно будет справиться. Чтобы это сделать, не стоит, как поступают неопытные, пытаться всунуть удила спереди, со стороны крепко сжатых резцов. Надо просто сложить удила вдвое и вставить в угол рта, где у коня пустое от зубов место на челюсти. Любой конь тут же приоткроет рот.

В русском языке все части узды называются по особому. В Толковом словаре В.И.Даля мы находим эти названия. Они очень точны. «Узда... состоит из ремней:

а) оглавль, нащочный, нащочник или круговой, он же щоки;

б) начольник, налобник, очолок или облобок;

в) нахрапник, нахропник, нахрапок, нахропок, нарыльник, намордник, переносок или перегубник;

г) крест или лыска, от очолка к нахрапку;

д) подщечный, подщочник, подскульный, подгубник или застёжный;

е) подвесок, с кистью; а затем еще повода (и), поводья, и чембур или повалец (на рис. не показан — Д.Ж.). Чембур — это третий одиночный повод уздечки, за который водят коня, привязывают или дают ему поваляться. Уздечкой называют легкую спортивную узду с одними удилами (трензелем) и без нахропника. Узда без удил — это недоуздок, которую обычно надевают под полную узду, чтобы на отдыхе не тяготить коня удилами. Когда ловят коня на пастбище, то обычно надевают недоуздок, оброть. Обротливой лошадью называют смирную, которую легко обротать».

Полная узда почти всегда снабжена специальным металлическим кляпушком, который удерживает удила через кольцо и который в случае нужды можно легко расстегнуть и освободить рот коня от удил, не снимая с него узды.

Но только уздой с поводьями и удилами порой с конём не управишься. Поэтому у алтайца верхового на правой руке всегда висит плеть, камча (камчы). Делают её из куска тонкой, кустарной выделки, конечно, кожи (часто из кожи кабарги). Прямоугольный кусок такой кожи, длиной значительно больше, чем будущая плеть, разрезают вдоль на 6-12 узеньких полосок, которые образуют как бы бахрому. Затем ими оплетают свёрнутый в трубочку другой кусок кожи, более плотный. Получается гибкая и в то же время плотная «колбаска», похожая на бронированный кабель в металлической оплётке. Рукоять делают из чуть изогнутого стволика таволожника, спиреи таволголистной. Она хороша тем, что древесина у нее плотная, кора красивого красноватого цвета, а изгиб в корневой части нужен для того, чтобы удобнее было держать её в руке. Стволик с таким изгибом всегда можно найти в кустах, которые в изобилии растут по крутым склонам алтайских гор. Кстати, правая сторона туловища коня называется по-алтайски камчы дьаны, то есть дословно — сторона плётки.

Послушность коня не только в том, что он легко даёт словить себя на пастбище, надеть узду (уйген) и заседлать, но и в том, что он должен спокойно «разрешать» себя подковать. Причем без всяких станков, вручную. Коня, который работает на горной тропе, на скалах и камнях в курумниках, россыпях, надо подковывать хотя бы на передние копыта. Кстати, мой Чалка не отличался большим послушанием, панически боялся автомобилей, мотоциклов и даже велосипедистов (проехать по улице райцентра на нем было настоящим мучением, а иногда и представлением для местных жителей), однако его можно было спокойно подковать, как говорится, на руках. И я научился делать это сам.

Лесники Алтайского заповедника. 1959 г.

 

ПОДКОВАТЬ И ЗАСЕДЛАТЬ

 

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!