О некоторых вопросах методики проведения голосового тренинга 7 страница



— Ма, охота погулять. (Тон голоса — ровный. Это про­стое обращение с просьбой отпустить погулять.)

— Сядь!

— Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминаете маме с интонацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повышается к концу слога.)

— Не уйдут.

— Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон голоса.)

— Помолчишь?!

— Ма, ну я прошу — пусти! (Умоляете, «канючите», «прогибая» голос в гласной а, сначала поднимая, затем опу­ская тон).       

— Не канючь и не грусти.

— Ма, как камень, ты тверда?! (Пораженный, проверяе­те, окончательное ли это решение мамы. В интонации Наи­высшая степень удивления — голос опускается и тут же поднимается в слоге «ма».)

 — Да.

Кончишь дело — гуляй смело.

Делайте упражнение в движении. Пустите в действие ру­ки и тело. Пусть в диалоге участвуют не только слово, но и весь телесный аппарат. Допустим: потянулись, чтобы рас­править уставшее тело, и обращаетесь с просьбой отпустить. На приказ «сядь» реагирует тело — невольно от удивления поднимаются плечи и руки. Сопровождаете это движение словами: «Ма, меня друзья ведь ждут!» На ответ матери: «Не уйдут» — плечи и руки от недоумения (никотда такого не было) пошли вниз со словами упрека: «Ма, зачем так го­воришь?!» И так далее.

Приучайтесь «...одновременно наблюдать за разными об­ластями своего существа. Такая работа тоже весьма полез­на для артиста, так как она упражняет и вырабатывает очень важное в процессе творчества многоплоскостное вни­мание, которое тоже следует доводить до подсознательной работы, до механической приученности», 69 — учит К. С. Ста­ниславский.

Приучайтесь «одновременно наблюдать за разными об­ласти внимания, их возможно совмещать, работая над ис­правлением недостатков. Округлость рук, вывернутые ноги, положение «тело на колок», свобода мышц, шеи, рук — за всем этим возможно и нужно следить в моменты работы над голосом и речью. Ведь телесная свобода несет свободу фонационным путям. Телесный и голосовой аппараты вопло­щения взаимосвязаны и тренируются одновременно. Пере­нося внимание сначала на положение тела, потом на голос, речь, контролируйте затем то и другое вместе, и опять раз­дельно, и снова вместе.

Большое место занимает в развитии свободы звучания раздел работы «Речь в движении».

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Почему полезны упражнения, построенные на приеме междо­метий?

2. Что вы знаете о приеме «лая» в постановке голоса? Каким обра­зом следует пользоваться этим приемом?

3. Что делается со звуком при усилении громкости и чего следует добиваться в упражнениях?

4. Какие упражнения этого раздела особенно.закрепляют мышечное чувство формирования звука мягкой атакой?

5. Расскажите о способах мелодического выделения ударного слога в слове, В каких упражнениях воспитывается голосовая гибкость?

Речь в движении

Надо так развить свое тело и дви­жения и все то, что дает возможность выявлять переживания артиста, чтобы инстинктивно, быстро, ярко воплощалась эмоция. Первое условие для этого — не должно быть непроизвольного напряже­ния ни в теле, ни в голосе...

К. С. Станиславский

Задачи тренинга речи в движении многообразны70. Глав­ное же — добиться свободного звучания голоса при любых физических действиях, когда есть мышечное напряжение ор­ганизма и неудобное для звучания положение тела. Для это­го надо: 1) научиться останавливать иррадиацию (распро­странение) мускульного напряжения на голосоречевой аппа­рат, владеть изолированным сокращением мускулатуры; 2) научиться переключать жизненное (физиологическое) дыхание в фонационное — речевое, чтобы они не конфликто­вали, уживались, то есть чтобы не было кислородного голо­дания организма (одышка) в процессе большой речевой и физической нагрузки.

Вот ряд упражнений на одновременную тренировку зву­чания и движения.

Упражнение 75

«Хватай мяч»

Сядьте на стул, свободно откинувшись на его спинку. Вообразите, что отдыхаете в шезлонге на берегу реки. Греет солнце. Невдалеке ребята играют в волейбол. У всех отлич­ное настроение. Всем весело. И вдруг

 

Ай! Ай-ай-ай-ай-ай!

Мяч скачет прямо в речку!

Держи его! Хватай!

Как только «увидели» эту картину, естественно (вместе с первым восклицанием «Ай!») отрываетесь от спинки сту­ла, вскакиваете, бежите на помощь, «хватаете мяч». Звук рождается свободно. Дыхание? Оно берется само автома­тически.

Сделайте еще раз упражнение и проследите за процес­сом дыхания. Убедитесь в том, что все делается непроиз­вольно. О дыхании, оказывается, и думать некогда. Чтобы удобнее было проследить за чистотой звука, рассчитайте движения и распределите текст таким образом:

— Ай! (тело слегка вздрогнуло — увидели «мяч»).

— Ай-ай-ай-ай-ай! (оторвались от спинки стула).

— Мяч скачет прямо в речку! (вскочили со стула).

— Держи его! (бежите).

— Хватай! (нагибаетесь в броске за «мячом»). Сначала делайте упражнение неторопливо — добейтесь

синхронизации движения и речи. Затем убыстряйте темп. Следите за тем, чтобы звук «не убегал» в высокие тона — в визг. Держитесь «центра» голоса, особенно в слове «хва­тай».

Выполняя те же методические советы, проделайте еще одно упражнение.

Упражнение 76

«Дождик»

Идете по улице и вдруг... пошел дождь. Скорее укрыться от него!

 

— Эй, дождик озорной,

Ты гонишься за мной?

А я скорей в кусты!

Но здесь уже и ты...

А я к забору — прыг!

Но ты и тут настиг...

А я домой, за дверь,

Достань меня теперь!

(А. Шибаев)

Упражнение 77

«Ск а калка»


Легко прыгаете со скакалкой и говорите

 

Со скакйлкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно моглб бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

Й не чувствую одышки,

Голос звучен, Льётся ровно,

И не прыгаю я словно.

Раз-два! Раз-два! Раз-два!..

Раз!..

Можно прыгать

целый чйс!..

Прыгайте на одной или двух ногах, делая согласованные движения руками: крутите воображаемую скакалку. Произ­носите стихи, скандируя их, то есть по слогам, четко выде­ляя ударный (выделенный черточкой). Добейтесь синхрон­ности прыжков, движения рук и речи. Прыжок совпадает с произнесением ударных слогов в словах. В этом тексте 48 ударных слогов, значит, 48 прыжков. Не задерживайте дыхание во время прыжков! «Подлаивайте» ударные слоги, чтобы они легко, вместе с прыжками отскакивали вверх — в резонаторы! Гордитесь своей ловкостью!

Затем берите другой текст, произносите его уже не скан­дируя, прыгая со скакалкой настоящей, а не воображаемой. Меняйте темп прыжков и речи.

Заканчивая прыжки, скажите себе: «Кончу прыгать — сяду я. Речь легко звучит моя». И тут же проверьте свободу звучания в чтении каких-либо стихов, прозы или в диалоге.

Добейтесь свободы звучания голоса при неудобном по­ложении шеи (запрокинутой голове) в следующем упраж­нении:

Упражнение 78

«Яблочко»

 

Ах, яблочко румяное,

Тебя сейчас достану я,

Висишь вот только высоко —

Сорвать тебя не так легко.

Раз!

Не допрыгнул...

Два!

Опять!..

Нет, должен я тебя сорвать!

Три!

Есть!

Ага, в руке моей!..

Попробуем...

Тьфу!

Нет кислей!

Выполняя физические действия (разглядывая яблоко, прыгая за ним, надкусывая яблоко, отшвыривая его рукой или пинком ноги), сохраняйте свободу звука. Свобода мышц фонационных путей остается и при запрокинутой назад го­лове (разглядываете), и при прыжках (со словами: «раз, два, три»), и при резком движении рукой или ногой, которые отбрасывают кислое яблоко. Движения все — естественные, с напряжением лишь тех мышц, которые участвуют в том или ином физическом акте, при свободе остальных мышц организма.

Упражнение 79

«Земляника»

 

Эй, присядь скорей,

взгляни-ка!

Что за прелесть — земляника!

Ах, какая красота!

И вот эта!

И вот та!

Эта, правда, белобока —

Пусть немножко подрастет...

Налилась вот эта соком —

К нам в лукошко попадет.

Стой!

А здесь-то,

посмотри-ка:

Все — одна одной под стать!

Что за прелесть земляника —

Даже жалко обрывать!

 

Разговаривайте, присев на корточки, двигаясь при «сбо­ре ягод». Хотя голова опущена, но зритель все должен слы­шать. Не забывайте об этом! Направляйте слова подруге, которая далеко от вас. Для чего зовете подругу? Чтобы об­радовать ее неожиданной и удивительно приятной находкой! Фантазируйте!

Упражнение 80

«В огороде»

 

Ах, какие огурцы!

Право слово — молодцы,

Душистые, зеленые!

Ей-ей! Не зря хваленые!

Какой же мне сорвать и съесть?

Вот этот? Тот? Вот этот! Есть!

 

В этом упражнении задача та же, что и в предыдущем. Находясь в неудобном для диафрагмы положении, доби­ваться благозвучия речи.

Упражнение 81

«Иголка»

Сидите, шьете.

 

Ой, иголка вдруг упала!

Как теперь ее найдешь?

Стой!

Куда же ты пропала?

От меня ведь не уйдешь!

Здесь, наверно?

Нет, не видно!

Под столом ты?

Нет.

Обидно!

Верно, спряталась

в паркет?

И в паркете

тоже нет.

 Да, как видно, мало толку —

Не найти

мою иголку!..

Цель упражнения ясна: выполняя физическое действие (ищете иглу), следите за свободой звучания.

Наклонили голову. Нагибайтесь все ниже, ниже. Присе­даете. Поворачиваетесь к зрителю спиной… Но зритель дол­жен слышать вас при любом положении. Если звук «летит», значит, сохранена свобода фонационных путей, есть «опора» звука.

Как оправдать активное звучание речи? Допустим, то­ропитесь на вечер, пришиваете последнюю пуговицу к ново­му платью и вдруг — роняете иголку! Другой иголки нет. Необходимо найти ее, иначе — беда! Активное звучание речи — результат активной реакции организма на случив­шийся факт, активной оценки его.

Упражнение 82

Волейбол»

Вдвоем играете в волейбол. Сопровождаете игру сле­дующим диалогом:

 

Первый. Раз — сильнее нет подач!

Второй. Два — отбил удачно мяч!

Первый. Три — уж этот не возьмешь!

Второй. Взят — меня не проведешь!

Первый. Ну-ка, мяч такой отбей!

Второй. На, держи! Мой посильней!

Первый. Молодец — играешь ловко!

Второй. Хоп! Во всем нужна сноровка!

Первый. Режу! («мяч» ударяется в сетку).

Вот ведь неудача:      

В сетке мяч!

Твоя подача (бросает «мяч» под сетку).

Игру в том же порядке слов начинает теперь второй (ме­няются текстами).

В тексте подчеркнуты слова, произнесение которых сов­падает с ударом по «мячу». Слово летит вверх за «мячом» (не по тону, а по направленности звуковой волны в резона­тор).

Не отрывайте от ударного слова всю строку! За ударным словом «летит» и вся строчка. Играя, следите друг за дру-ром, за направлением движения «мяча». Держите темп иг­ры: один темп, когда идет подача (перелет мяча через все поле), иной темп, когда один «режет», а другой берет или блокирует «мяч». Добейтесь синхронности движения и. ре­чи. Дыхание ритмично, звук летит, движения свободные, речь звучит как отличная сценическая скороговорка.

Упражнение 83

«Вальс»

Повальсируйте, одновременно говоря такой текст:

 

Раз-два-три! Раз-два-три!

Снова заданье:

В медленном вальсе кружиться легко

И, сохраняя свободу звучанья,

Надо пытаться дышать глубоко.

Как непрерывны и плавны движенья,

Так же и речь мелодично звучит.

С музыкой слиться — одно наслажденье:

В ритме живешь ты,

и чувство не спит.
Знаю одно: если вылилось чувство

В голосе сильном и гибком моем,
Значит, владею дыханьем искусно,
Значит, могу быть уверена в нем.
Вальс увлекает, и чувства прекрасны,
Радость кружит все быстрей и быстрей...            

Вихрем несет...

И становится ясно:

Голос, дыханье во власти моей!..

Кончился вальс.

Как дыханье?

Ритмично.

Значит, справляюсь с заданьем отлично.

Включайте в упражнение музыку. Вначале можно гово­рить стихи скандируя, чтобы ощутить их ритм. Затем гово­рите естественно, слитно, в ритме, не забывая сохранять ло­гику мысли, голосовую подвижность... Убыстряя темп дви­жения, убыстряйте и темп речи. Нет одышки? Значит, до­бились «мирного сосуществования» физиологического и ре­чевого дыхания.

Приведенный текст, который специально предназначен для фиксации внимания на технической цели упражнения, затем можно заменить другим, написанным дактилем (трех­сложной стопой с ударением на первом слоге).

Упражнение 84

«Кто сильнее»

Сядьте вдвоем за стол друг против друга. Облокотитесь правой рукой на стол и соедините руки. Проверьте, удобно ли держите за ладонь руку «противника», свободно ли сиди­те? Сейчас начнете соревноваться в силе: кто кого «уложит», чья рука коснется стола тыльной стороной ладони.

Но цель упражнения в том, чтобы сохранить свободное звучание голоса при сильном мускульном напряжении руки. Мышечный контролер должен не дремать: борясь с «про­тивником», надо не зажать голосовой аппарат. Следова­тельно, во время борьбы разговаривайте. О чем? Сорев­нуйтесь, например, в произнесении чистоговорок, пословиц, поговорок, следя за тем, чтобы голос мог свободно «рисо­вать» мысль.

Зная, что существует глубокая внутренняя связь слова и действия, которая проявляется в способности человека подчинять свое поведение речевым инструкциям, начните упражнение со словесного приказа, помогающего сохранять свободу голосового аппарата в моменты мускульного на­пряжения организма. Помните об установке? Ведите диалог.

Один говорит:

 

Напряжен — борюсь с тобой, Но свободен голос мой.

Другой продолжает:

 

Говоришь свободно?

Что же.

Я умею делать то же:

«Аппарат» раскрепостить

И свободно говорить.

 

Один говорит чистоговорку, выделяя в ней одно ударное слово, другой повторяет ее, перенеся логический центр на другое слов'о.

Первый: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

Второй: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

Первый: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

Второй: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

Круг подобных упражнений многообразен. Упражняйтесь в «Боксе» (бейте в воображаемую грушу, сопровождая дви­жения определенным текстом), «фехтовании»; «тяните ка­нат», поднимайте «тяжесть», стойте вниз головой на руках, прыгайте со скакалкой и тому подобное, ведя диалог вовре­мя всех этих физических движений.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

  1. Какие навыки звучания воспитываются при тренировке речи в дви­жении?
  2. Почему в упражнении «Скакалка» вначале предлагается сканди­ровать слова?
  3. Какое главное условие позволяет избегать одышки во время речи при физических действиях?
  4. Найдите в драматургических произведениях диалоги, которые со­провождаются сложными физическими действиями. Какими упражнения­ми можно технически себя подготовить к словесному действию в этих диалогах?

 

Во всех упражнениях с движениями, как и в упражне­ниях с междометиями, голос должен уже обладать опреде­ленной подвижностью, гибкостью, точно выражать волевые импульсы и малейшие изгибы чувства. Поэтому параллель­но идет работа над развитием диапазона голоса.

Развитие диапазона голоса

Широкая голосовая гамма. Если б только вы знали, до какой степени она важна в сценической речи! Чем шире диа­пазон, тем больше им можно выразить.

К. С. Станиславский

Известно, что понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. Значит, надо добиваться того, чтобы диапазон расширился. Но при этом необходимо со­хранять качество голоса в каждом из участков звукового диапазона, то есть во всех регистрах — среднем, грудном, головном. Регистр — это часть звукоряда, ряд соседних зву­ков, объединенных прежде всего тембровым единством.

Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех трех регистрах (естественное, свободное звучание голоса на всем диапазоне, доступном данному человеку), надо «срав­нять» регистры, заставить их работать совокупно. Это зна­чит, что при звучании голоса в грудном регистре работает верхний резонатор, а при звучании в головном — нижний.

Высокие и низкие тона голоса нужны прежде всего для ясного несения мысли. Ведь знаки препинания, которые по­могают точно передавать, «рисовать» мысли, имеют каждый свое интонационное выражение. Зритель должен слышать в голосе артиста вопрос, восклицание, многоточие, запятые, которые не обрывают, а развивают мысль, заставляют ждать конца ее; ясные, определенные точки, завершающие мысль.

Только при этом условии речь становится понятной и воз­действует на зрителя. Вот почему с первых же дней занятий над голосом надо развивать его диапазон.

Упражнение 85

«Сплетник»

Используйте междометия: «но, ну, ни».

Товарищ хочет открыть ваш секрет другому.

«Но-но-но-но-но!» — говорите вы («не смей этого де­лать— предупреждаю»). Голос звучит спокойно в среднем регистре.

Товарищ, однако, уже нагибается к уху соседа...

«Ну-ну-ну-ну!» — останавливаете вы его («приказы­ваю — прекрати!»). Фраза звучит несколько выше. Не бой­тесь этого естественного повышения. Только сохраняйте сво­боду фонационных путей. Проверьте свободу звучания голо­са в головном регистре.

Товарищ послушался — остановился.

«Ни-ни-ни-ни-ни! — сказали вы ему (строгое предупреж­дение — «не делай таких вещей никогда»).Тон голоса по­низился. Голос звучит в грудном регистре.

Интервалы повышения и понижения голоса увеличивайте постепенно. Не торопитесь!

Упражнение 86

«Чудо-лесенка»

Чтобы не забыть об «опоре» при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко по слогам, подбрасывая их вверх — в головной резонатор, как бы слегка «подлаивая». Так можно ощущать опору звука на каждом произносимом слоге:


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!