О некоторых вопросах методики проведения голосового тренинга 2 страница



Кругом шумел...

А теперь прочтите другие строки из этой же поэмы, где речь звучит медленно, со сдержанной силой (передавая кар­тину преддверия наводнения), и вы заметите, что воздух бу­дет как бы «с силой выгоняться»:

 

Редеет мгла ненастной ночи

И бледный день уж настает...

Ужасный день!

Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури...

И спорить стало ей невмочь...

Поутру над ее брегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И пеной разъяренных вод.

Но силой ветров от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова;

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь.,.

 

Продолжая читать данное Пушкиным описание картины наводнения, легко убедиться в том, что вслед за характером речи (ставшей более эмоциональной, экспрессивной, звуча­щей в более убыстренном темпе) изменяется и характер вы­дыхания. Воздух теперь «рывками выталкивается».

 

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась. Пред нею

Всё побежало; всё вокруг

Вдруг опустело — воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь как тритон,

По пояс в воду погружен.

Осада! приступ! злые волны,

Как воры, лезут в окна.

Челны с разбега стёкла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

Народ

Зрит божий гнев и казни ждет.

 

Эти три различных вида выдыхания, когда воздух «сам вытекает в природу», или «с силой выгоняется», или «рыв­ками выталкивается» (терминология С. Волконского), воз­можно тренировать уже в первых упражнениях дыхательной гимнастики.

Чтобы научиться правильно ощущать работу дыхатель­ных "мышц, распоряжаться дыханием, надо натренировать, а затем сделать привычным на всю жизнь такое положение тела, которое К. С. Станиславский назвал «тело на колок».

Упражнение 2

«На колок»

Держать свое тело в положении «на колок» — это значит как бы «надеть» его на позвоночник. Попробуйте: расслабь­те мышцы спины, плеч, рук,-потом приподнимите тело (пле­чи, грудь) и, откинув его назад и вниз, «наденьте» на позво­ночник. Вы должны почувствовать, что спина стала более прямой, крепкой, а руки, плечи, шея — свободными.

Приступим к тренировке первого вида выдыхания.

Упражнение 3

«Свеча»

(Ровный медленный выдох) Поднесите ко рту узкую полоску бумаги (шириной 1,5— 2 см , длиной 7—10 см) и дуйте на нее (это «свеча») с тем, чтобы «положить пламя свечи» и держать его в таком положении. Полоска бумаги позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемого воздуха. Выдох ровный — бумажка до . конца выдоха находится в отклонившемся положении. Выдох прерывистый — бумажка «неспокойна»: она колышется, «сигнализируя» о том, что мышцы речеобразующего аппарата зажаты. Выполняя упражнение, обратите внимание на естественное напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц, которые создают как бы крепкий дыхательный «поясок».

Упражнение 4

«Звукоподражатель»

(Медленный озвученный выдох)

 

Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Вот сви­стит ветер: ссссссссссссс... Шумит лес: шшшшшш... Звенит комар: зъзъзъзъзъзъ. Жужжит пчела: жжжжжжжжж... А вот появился шмель: жьжьжьжьжь...

Делайте все спокойно, свободно, чтобы воздух на этих звуках беспрепятственно «вытекал в природу».

Возьмите в работу несколько упражнений, тренирующих второй вид выдыхания (воздух «с силой выгоняется»).

Упражнение 5

«Насос»

У вас в руках «насос». Накачивайте «шину», сопровож­дая движения рук звукоподражательными: сссс! сссс! сссс! сссс!

Координируйте звук с движением рук. Добивайтесь прав­ды в исполнении упражнения. Небольшое мышечное нап­ряжение в руках, преодолевающих сопротивление воздуха в «насосе», координируется с интенсивностью выдоха на зву­ках: сссс!

Превратите упражнение в игру. Встаньте друг против друга. Один из вас будет накачивать модель «резинового человека». Второй — со свободной шеей, руками, корпу­сом — сидит на корточках. Он ненадутый «резиновый человек». Действуйте. Следите за партнером. Слышен звук «на­соса» — «модель» в движении: поднимается с корточек, выпрямляет корпус, затем шею, поднимает руки. Движение каждый раз останавливается, как только прерывается звук выходящего из «насоса» воздуха на ссс... (пока работаю­щий с «насосом» поднимает «поршень» вверх, чтобы втя­нуть в него воздух, который со следующим движением «пор­шня» вниз будет перекачен в «резинового человека»). Ког­да «модель» надута до отказа, ' тогда «выдергивается шланг», и воздух вначале с резким звуком пш! с силой про­рывается, а потом все медленнее выходит из него, и «мо­дель» возвращается в свое .исходное положение (на корточ­ки). Меняйтесь ролями.

Упражнение 6

«Пильщики»

Взяли «пилу», проверили, как лежит «бревно на козлах». Начали распиливать его с! с! с! с! Вначале звук с отрывис­тый, короткий, как и движения рук, потому что пила «вхо­дит» в древесину. Чем шире амплитуда движения рук, тем длиннее тянущийся звук ссссс... ссссссс... ссссс…

Упражнение 7

«Проколотый м я ч»

У вас в руках на уровне груди воображаемый большой резиновый литой мяч. Если на него нажимаешь — слышен звук выходящего воздуха. Нажимайте на мяч ладонями и имитируйте выходящий воздух звуком: ссссссс... Руки схо­дятся медленно: они как бы ощущают сопротивление «мя­ча». И так же, медленно, с силой, выгоняется из «мяча» (ва­ших легких) воздух: сссссс... Все ближе руки, все меньше воздуха в «мяче». Наконец ладони рук в активном движе­нии сошлись. И с этим движением «выбросился» неисполь­зованный в фонации (звучании) воздух.

Упражнение 8

«М о т о ц и к л»

Завели мотор и поехали на мотоцикле: р! р! ррр!... рррррррррр... Кто дальше отъедет? Быстрее, быстрее еде­те, и звук переходит в мягкое рьрьрьрьрьрьрьрьрь...

Упражнение 9

«Звонок»

С силой и много раз нажимаете на кнопку электрическо­го звонка, настойчиво добиваясь ответа: рьрьрьрьрь... рьрь рърь... рьрьрьрьрь… рьрърьрърь... рьрьрьрьрьрьрьрьрьрь...

А теперь проделайте упражнения, тренирующие третий вид выдыхания (воздух «рывками выталкивается»).

Упражнение 10

«Пульверизатор»

(Интенсивный прерывистый выдох)

Сжимая в руке «грушу» пульверизатора, посылаете «пыль» раствора далеко вперед, сопровождая движение ру­ки звукоподражательными ф! ф! ф! ф! ф! ф!„, «Груша» сжи­мается короткими энергичными движениями пальцев руки, так же энергично звучат согласные ф! ф! ф! ф! ф!.. Если же на «грушу» нажимаете с силой, но медленно, то и звуки сли­ваются в одну энергичную тянущуюся линию: фффффффф...

Упражнение 11

«Дровокол»

Колете дрова. Удар «топора» сопровождаете междоме­тием «э!» С этим звуком воздух выбрасывается из легких и мгновенно наполняется вновь, потому что плотность остав­шегося в легких воздуха (он выброшен наружу в энергич­ном звуке) гораздо меньше, чем наружного. И воздух как бы сам «входит» в легкие без явно видимого движения вдо­ха. Проверьте это еще раз, сделав упражнение. Только «ру­бите» легко, «играючи топором».

Упражнение 12

«Боксер»

Тренируете удары по воображаемой «груше», сопровож­дая их возгласами: Э! Э-э! Э! Э-э-э! Заметили, как воздух будто бы сам «заглатывается» легкими без вашего вмеша­тельства?

Упражнение 13

  «Кучер»

Погоняете «лошадь»: Нно! Нно! Ннно! А теперь резко ос­тановите ее: Тпру! Тпру! Следите за тем, чтобы, не завышать звука и излишне не напрягаться. .

Упражнение 14

«Сорока-сплетница»

Передайте услышанную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-трр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр!

Нафантазируйте, о чем говорите. Ощущаете резкие дви­жения диафрагмы? Хорошо. Только не пытайтесь управлять ею (втягивать внутрь или выпячивать). Она сама делает движения такие, какие указаны ей природой.

Упражнение 15

«Лыжник»

«Стоите на лыжах» (ноги вместе), готовясь к бегу по слегка наклонной дороге. «Поехали», отталкиваясь слегка то одной, то другой палкой. Лыжи скользят хорошо. Движе­ние все ускоряется. Весело, свободно сопровождаете движе­ние рук («отталкиваетесь палками») счетом: раз! два! три! четыре! пять!.. Все глубже приседания, все активнее движе­ния рук, все энергичнее и быстрее счет: шесть! семь! во­семь! девять! десять!..

Голова не опущена — взгляд вперед на дорогу: восемнад­цать! девятнадцать! двадцать!..

Если не было одышки после упражнения, значит верно его выполняли, легко выбрасывая неиспользованный в фо­нации (при произнесении цифр счета) воздух, и он быстро, пополнялся.   

Упражнение 16

«В море»

(Управление выдохом)

Вообразите, что стоите по грудь в море. Морская вода держит на поверхности руки, вытянутые в стороны. Поуп­равляйте руками, преодолевая сопротивление воды. Энер­гично опустили руки вниз — к бокам, одновременно выдохнув. Вода опять подняла на. поверхность руки (в это время осуществляется естественный вдох). Теперь опускаете руки, подчиняя их команде: раз! два! три! На счет «три» — руки внизу. Вода опять их подняла (вдох). Опускаете их на счет до шести, до девяти, до двенадцати, до пятнадцати (прибав­ляя каждый раз по три цифры). Затем проделайте в обрат­ном счете: от пятнадцати до одного, убыстрив в два раза темп счета и движения рук. Счет энергичный, волевой.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Расскажите о роли дыхания в звучащей речи.

2. Какие четыре качества фонационного дыхания следует воспиты­вать?        

3. Что вы знаете о трех видах выдыхания?

4. Назовите по одному из упражнений дыхательной гимнастики, развивающих каждый из трех видов выдыхания.

5. Что вы понимаете под навыком «переключения дыхания»?

6. Почему дыхательную гимнастику следует рассматривать лишь как «туалет актера»?

7. Придумайте сами упражнения для тренировки дыхательных мышц.

Итак, разогрев в процессе тренинга мышцы дыхательно­го аппарата, можно переходить к работе над голосом. Цель первых упражнений заключается в том, чтобы добиться сво­бодного звучания голоса — верного формирования исходно­го тембра (окраски) голоса в гортани (голосовой щели).

Свободное звучание — основа
постановки голоса                                  

«Быть в голосе!» — Какое, блаженст­во для певца, так точно, как и для дра­матического артиста! Чувствовать, что можешь управлять своим звуком, что он повинуется тебе, что он звучно и сильно передает все малейшие детали, перели­вы, оттенки творчества!

К- С. Станиславский

Когда артист «в голосе», то речь его становится слышимой (с полетным и благозвучным голосом), понимае­мой (четкой по произнесению и ясной по передаче мысли), воздействующей (с экспрессивно-выразительными ин­тонациями). Приступая к работе над голосом, артист дол­жен помнить о законе «экономии сил» слушателей, зрите­лей, о том, что речь должна быть «дальнобойной», чтобы каждая интонация легко доходила до сознания и западала в душу зрителя.

Процесс речевого взаимодействия артиста и зрителей можно представить графически в виде объемных треуголь­ников, в основании которых лежат акты словесного дейст­вия и восприятия речи зрителями, а в вершинах—резуль­таты взаимодействия этих актов54.

 

 

Значит, если артист хорошо произносит слова (голос благозвучен, дикция четкая), то зритель хорошо слышит его. Если он ярко интонирует55, «рисует» голосом мысль, то зритель легко понимает смысл речи. Если же артист при этом еще и тонко тембрирует (накладывает на логическую интонацию тембральную окраску голоса, рожденную внут­ренней жизнью), то зритель чувствует речь артиста, сопере­живает с ним, заражается его чувствами.

Владение искусством произношения, интонирования и тембрирования делают речь артиста вдохновенной. Вдохно­венная речь артиста воспринимается зрителями как откро­вение, вызывая живой отклик в их сердцах.

Качество полетности голоса, его «дальнобойности» свя­зано с верностью формирования тембра голоса в процессе его развития.

Тембр — это природное свойство голоса. Он зависит от физической природы голосоречевого аппарата, определяется всем психофизиологическим складом человека и несет свои индивидуальные неповторимые тембральные признаки и ок­рашенность. Именно по индивидуальному тембру мы узнаем человека, даже не видя его, а только слыша. Но тембр это не есть что-то неизменное, неподвижное. У одного и того же человека тембр голоса меняется постоянно: в спокойном и возбужденном состоянии, например, при изменении отно­шения к объекту общения, при смене чувств и т. д.

Часто голоса людей звучат искаженно, потому что они не «поставлены», не развиты, не освобождены от мышечных зажимов. А многие воспринимают неверное звучание своих голосов за норму, за природное звучание. И мирятся с тем, что у них неприятный или слабый голос. А на самом деле оказывается, что голос-то хороший, но искажен неверным его владением.

Для сцены же надо развивать даже хороший от приро­ды голос. «Артисту, точно грудному ребенку, приходится всему учиться с самого начала: смотреть, ходить, говорить и так далее... Все это мы умеем делать в жизни. Но беда, в том, что в подавляющем большинстве мы все это делаем пло­хо, не так, как установлено природой. На сцене надо смот­реть, ходить, говорить иначе — лучше, нормальнее, чем в жизни, ближе к природе: во-первых, потому что недостатки, вынесенные на свет рампы, становятся особенно заметными, во-вторых, потому, что эти недостатки влияют и на общее состояние актера на сцене»56 .

Нередко мы сталкиваемся с таким явлением, когда, вы­полняя условия сценического диалога, артист начинает го­ворить четче, медленнее, громче и, не владея навыком «опо­ры дыхания» (дыхание не успевает «обслуживать» иной ха­рактер речи — сценический), актер напрягает голосовой ап­парат и искажает этим тембр голоса. В этом случае пропа­дает благозвучие голоса, эстетика звучащего слова, имею­щие огромное психологическое воздействие, голос лишается обаяния. И тогда, говорит К. С. Станиславский, к чему и си­ла, и гибкость, и выразительность голоса, «если Душа и ухо слушателя не принимают его...»57. Мало того, что пропадает приятность, эстетика звучания голоса, происходит еще более опасное явление, снижающее психологическую действен­ность речи.

Известно, что процесс восприятия речи — это не только слуховой процесс, это и  с л у х о - м ы ш е ч н ы й процесс. Мы слушаем «мышцами» нашего речевого аппарата, который при нашем внимательном слушании непроизвольными мик­родвижениями дублирует речь говорящего. Поэтому зажатость актера непременно передается слушателям, зрителям, и те либо устают к концу спектакля, либо инстинктивно от­ключаются от восприятия происходящего на сцене, давая отдых мышцам своего голосоречевого аппарата.

Значит, свободное звучание голоса, его благозвучие необходимые условия публичного речевого воздействия. Это связано с психофизиологией восприятия речи, а также с психофизиологическим состоянием самого выступающего, Хорошо звучащий голос, легко подчиняющийся актеру, по существующему закону обратной зависимости, тонизирует всю его нервную систему, придает уверенность, вызывает творческое самочувствие.

Как же добиться того, чтобы голос был  благозвучным? Прежде всего надо возродить к жизни истинно при­родный тембр голоса, освободив его от всевозможных за­жимов, найти естественное звучание на свойственной дан­ному человеку высоте основного тона — на «центре». Снятие мышечного напряжения теснейшим образом связано с на­выком пользования дыханием во время речи.

С развития дыхательных мышц, обеспечивающих мышеч­ную свободу голосового и речевого аппаратов, и начали мы голосовой тренинг. Поиски же свободного звучания связа­ны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало зву­чания, — это момент установки голосовых связок на опре­деленный тон звучания при различных видах их смыкания. Различают три вида атак: придыхательную, твердую, мягкую. Наиболее характерна для физиологически верного формирования звука мягкая атака, когда смыкание свя­зок совпадает с началом выдоха. Естественно сближенные и свободно колеблющиеся связки рождают плавный звук, без придыхания или резких толчков.

При твердой же атаке, когда связки до начала выдо­ха слишком плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха, голос, становится резким, «металлическим», малоподвижным. Перенапряженные связки быстрее изнашиваются.

Для придыхательной атаки характерно начало вы­дыхания воздуха до того, как сомкнулись связки. Не исполь­зованный в фонации «дикий» воздух слышится в речи. Го­лос тускнеет, быстро утомляется.

Пока виды атаки не усвоены, пока не выработано мышеч­ное чувство мягкого начала звучания, нельзя идти дальше в работе над голосом. «Это первый и непременный этап. Действительно, от этого этапа зависит все дальнейшее. Звук, неверно атакованный, позднее уже очень трудно исправить. Каким он зарожден в атаке, — таким будет и все звучание голоса»58.

Для того чтобы добиться свободного звучания голоса с мягкой атакой, с ощущением резонанса (отзвука) в «маске», рекомендуется ряд вариантов упражнения, названного на­ми «стон».

Упражнение 17

«С т о н»

Вообразите, что у вас болит горло или голова, или прос­то ощущается усталость. Возникла потребность «постонать», и вы на звуке м тихо стонете. Не кряхтите. При кряхтении звук глухой, короткий, голосовые связки напряжены. Стон — это именно такой звук, который беспрепятственно выходит из гортани. Он спокойный, тянущийся, монотонный.

Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, ног, рук свободные. Проверяйте свободу шейных мышц, слегка, пере­катывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз... Запо­минайте это мышечное чувство свободы (хочется спать). Не дремлет только дыхание. Оно действует — «стонет». Глубо­кое дыхание по задней стенке глотки направляется в голо­ву (высокое дыхание) и оттуда, «омывая» всю голову, движется в область «маски», получая в ней резонанс.

Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою серединку, «центр» голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос).


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!