О некоторых вопросах методики проведения голосового тренинга 5 страница
«Д р о б ь»
Приплясывайте, выбивая дробь, сопровождая движения текстом частушки (почти по А. Прокофьеву):
Дроля, дроля63
в круг идет!
Дроля дробно
дробь дает!
Дробь часта,
Дробь густа:
Тра-та-ти-та,
Тра-та-та!
Р — раскатистый, легко звучащий, без мышечного напряжения речевого аппарата. Легкость и свобода звучания Р передается от легкости движения ног, отбивающих «дробь». Не умеете делать «дробь»? Тренируйтесь и добейтесь свободы и ловкости в исполнении этого «колена» русской пляски. Свобода тела, ног, рук принесет свободу речевому аппарату, свободу вибрации языка.
Упражнение 46
«Чудо»песенка»
Весна. Ранним утром спускаетесь к реке, чудо-песенкой радостно приветствуете пробуждающуюся природу:
Тю-ри-рюшеныш! Рю-ре!
Трю-рю-рюрь!
Привет заре!
Трю-рю-рюрь!
Привет апрелю,
И реке, и птичьим трелям,
И березкам, и рябине,
Что стоят как на картине.
Те-ре! Ерь-ерь!
Трю-рю-рю!
Песней встретил я зарю.
Тю-рю-рюшеньки! Рю-ря!
Прелесть песенка моя!
Незамысловатая,
Даже глуповатая.
Ну ичто ж!
Зато язык
Мой вибрировать привык.
Если в самом деле вы действуете: приветствуете природу, делясь с нею радостным чувством удивления перед пробуждением жизни, и внутренним взором видите объекты общения, — то Р зазвучит легко, свободно. Ведь и дыхание и звук Р включается в активное действие.
Для тренировки координированной работы диафрагмы и ротовой артикуляции весьма эффективен материал частушек.
|
|
Упражнение 47
«Частушки»
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вышла кошка за кота!
За Кота Котовича —
За Петра Петровича!
Он усат, полосат,
Ну не кот, а просто клад!
Произнесите текст так, как будто действительно пляшете под него, хорошо чувствуя ритм частушки. Тело, руки, плечи — все свободно и даже легко подплясывает. Еще минута— встанете и действительно пойдете в пляс!
Представьте себе, что ваша грудь и легкие, заключенные в ней, «гармонь». Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы раздвигает меха своей «гармоники». Движения свободные. Не напрягайтесь! Как видите, при ударном слоге ребра расходятся, а диафрагма легко подбрасывает звук. Закрепите это ощущение в ряде частушек. Например, в таких:
— Милый, чо, милый, чо Навалился на плечо?
— А я, милая, ничо,
Я влюбился горячо!
— Ах, Антошка, наш Антошка!
Хороша твоя гармошка,
И частушки хороши,
И поешь ты от души!
Небрежность речи (вялость языка и «дикий» воздух) сказывается в неправильном звучании согласных т—д с мягкими (йотированными) согласными. Вместо т слышится тс; вместо д — дз:
«Гдзе растсяпа, да тсетсеря—
Там не прибыль, а потсеря».
|
|
«Не смотри как рот дзерет,
а смотри, как дзело идзет».
И вот стоит представить себе такую картину: актриса, исполняющая роль Ларисы (в пьесе Островского «Бесприданница»), увидев «Ласточку» — пароход Паратова, в страшном смятении чувств восклицает:
«Ай, ай, дзержитсе меня!»
Или выходит Гамлет и начинает свой знаменитый монолог:
«Бытсь или не быгсь...».
Борис Годунов:
«Достсиг я высшей властси...»;
Жанна д'Арк:
«Как, мне любовию пылатсь?..»;
Сальери:
«Нет! Не могу протсивиться я доле судзьбе моей...».
Как такое произношение не вяжется с характерами этих героев! А ведь речь и образ должны сливаться всегда в органическое единство.
Отчего происходит этот недостаток в звучании мягких согласных т—д?
Известно, что при произнесении согласных д — т язык, передней своей частью плотно прижатый к альвеолам верхних зубов, под сильным давлением воздушной струи отскакивает от них и опускается вниз, за нижние резцы. При мягком звучании ть—дь происходит больший подъем средней части спинки языка. Передняя часть языка большей своей частью прикасается к нёбу. При изменении позиции языка важно сохранить плотную смычку языка с нёбом. При малейшей щели между языком и нёбом ть—дь становятся «тсякающими» и «дзякающими».
|
|
Произнося «Дь-дь-дь-дь», попробуйте слегка двигать кончиком языка вверх и вниз по резцам (как бы «протирая их»). К согласному «Д» сразу же прибавляется призвук «З». Значит, для избавления от этого недостатка надо добиться того, чтобы язык не скользил (образуя щель, в которую выходит воздух, порождая звуки з—с), а, плотно прилегая к верхним альвеолам, мгновенно отскакивал, «взрывая» мягкие согласные д—т. Какие приспособления, ассоциации помогают излечивать этот недостаток? Их много, они различные.
Упражнение 48
Ток»
Представьте, что нёбо у верхних зубов наэлектризовано. (Каким образом это случилось — фантазируйте.) Когда вы хотите прижать к нему кончик языка, то бьет, как током. Любопытно еще и еще проверить это ощущение, чтобы убедиться: существует ли оно?
— Дя! — Язык отскочил, вместе с быстро опущенной нижней челюстью. Попробуйте еще раз. Осторожнее — ток!
— Дя! — отскочил язык и т. д.
Продолжайте «исследовать» присутствие тока в нёбе. Заодно проследите за тем, как мало воздуха выходит при произнесении слога. Воздух устремляется как бы в голову (знакомое ощущение). Произносите осторожно, не торопясь, слоги, подставив ладонь ко рту:
|
|
Тю! Те! Тя! Те! Ти!
Дю! Дё! Дя! Де! Ди!
А теперь чередуйте слоги: чистого звучания «Тю» с призвуком «С»—«ТСю». Проследите за разницей выдыхаемого воздуха (ладонь около рта).
Тсё-Тё! Тся-Тя! Тси-Ти!
Дзю-Дю! Дзё-Дё! Дзя-Дя! Дзи-Ди!
Не торопитесь произносить слоги. Заинтересуйтесь тем, что делает ваш язык. Любопытно ведь прислушиваться к звукам, которые изменяются при малейшем движении языка.
Слуховой анализатор и мышечная память — вот главные врачеватели недостатков речи.
Чтобы выработать мышечную память, непременно чередуйте верное произнесение с неверным, следите за движением языка и количеством выдыхаемого воздуха в том и другом случае. «Ученики должны не только знать, понимать неправильное, но и воспроизводить его. Это наиболее исчерпывающий прием изучения ошибок, — пишет Станиславский. — Ими надо уметь владеть. Правильное лучше оценивается, когда до конца охватываешь не только его, но и неправильное»64.
Упражнение 49
«Звоночки»
В одной руке звонок побольше, и звонит он так (прислушайтесь): «дзинь-дзинь», а в другой — поменьше, звонит он выше и звонче, издавая такой звук: «динь-динь». Звоните то в один звонок, то в другой. Прислушайтесь к чистоте звука второго звоночка.
Позванивая то в один, то в другой звоночек, сыграйте «Чижика».
Дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!
Динь-динь-динь!
Дзинь-дзинь-дзинь!
Динь-динь-динь! Динь! Динь!
А теперь, непрерывно звоня во второй звоночек, созывайте друзей. Куда, зачем? — придумывайте сами. Действуйте.
— Динь-динь-динь-динь-динь-динь...
Кисть руки свободная, звоночек в ней звенит чисто и непрерывно. Заметили, чтозря, вне звука воздух не выходил: только озвученным?
Удерживать язык от егоскольжения при произнесении мягких согласных д—т, сохранять плотную смычку кончика языка с альвеолами помогают сонорные согласные л, н. При произнесении ль передняя часть спинки языка прикасается к альвеолам верхних зубов. У верхних зубов образуется и согласный нь. Вот и надо «здякающий» звук поставить «под конвой» — между согласными л, н.
Упражнение 50
«Под конвоем»
Произносите тянущийся звук «ЛЬ»: льльльльльль... Язык как будто «прилип» к альвеолам верхних резцов. Пытаетесь его оторвать для произнесения слогов ДИ, ДЕ, ДЯ, ДВ, ДЮ, но он опять «прилипает» к альвеолам:
ЛьльльДИльльльльДЕльльльльДЯльльльльДЕльльль...
НЬньньДИньньньньДЕньньньньньДЯньньньньнь...
Думайте о «прилипшем» языке, пытайтесь его «отлепить», то есть думайте о произнесении сонорного согласного, тогда мягкое произнесение взрывных согласных — ТЬ, ДЬ будет верным, — без призвуков свистящего согласного, потому что добьетесь плотной смычки языка с нёбом.
Делайте различные звуковые рисунки из сочетаний тренируемых согласных. ДилИльльдеЛЕльльдяЛЯльльдёЛЁль-льдюЛЮльльльль...
Затем используйте различные тексты для игры в звоночек. Например:
Мне в звонок звонить не лень:
Динь-делень! Динь-делень!
И в ушах звенит весь день:
Динь-динь-динь! Де-ле-ле-лень!
Динь-делень!
Звоня в звоночек, делайте соответствующие ритмические движения кистью правой руки (в ней звонок). Звон идет непрерывный, слитный. Хорошо звучат сонорные ЛЬ, НЬ. На них и переключайте внимание. Конечное «НЬ» в каждом слове тянется. И язык, сделав соответствующие артикуляционные движения на других согласных и гласных, «прилипает» к альвеолам верхних зубов.
Упражнение 51
«Балалайка»
Играйте «на балалайке», напевая знакомый мотив припева песни Г. Пономаренко «Коля-Николаша»:
«Дирлинь! Дирлинь! Дирлинь-дирлинь-дирлинь!
Дирлинь! Дирлинь! Дирлинь-дирлинь-дирлинь!
Дир-лир-линь-динь! Дир-лир-линь-динь!
Дир-лир-линь! Дирлинь-дирлинь!»
Напевайте веселый припев известной песенки о короле:
«Тирьям-тирьям, тирьям-тирьям,
тирьям-тирьям, тирьям-тирьям,
тирьям-тирьям, тирьям-тирьям,
тирьям-тирьям, трям-трям!
Замените согласные и напевайте тот же мотив:
Дирлинь-дирлинь, дирлинь-дирлинь,
дирлинь-дирлинь, дирлинь-дирлинь,
дирлинь-дирлинь, дирлинь-дирлинь,
дирлинь-дирлинь, дринь-дринь!»
Напевая, стремитесь к произнесению ударных слогов (в первом случае — ям, во втором — линь). Не задерживайтесь на первом слоге (та, ди),
Упражнение 52
«Утки»
Окликаете, зовете торопливо ковыляющих по двору уток:
Ути, ути! Уть-уть-уть!
Что спешите?
Есть хотите?
К речке держите свой путь?
Уть-уть-уть-уть-уть-уть-уть!
Здесь 19 раз повторяются мягкие «ть» и «дь». Тренируйте четкое их произнесение. Особенно хорошо тренируется верное—без «тсяканья»— произнесение ТЬ в междометиях— коротких, сокращенных названиях уток, которыми мы окликаем их. Звук направлен как бы «к себе» — воздух идет вверх. Отсутствие пауз между словами не позволяет воздуху просачиваться и выходить вне звука. Цель — призвать уток к себе, чтобы покормить, — рождает активность работы всех частей речевого аппарата, «тсяканье» исчезает.
Упражнение 53
«Тянучка»
У вас и товарища недостаток в речи «тсяканье» и «цзя-канье». Нашли хороший текст для тренировки и решили продиктовать его' другу. Но... во рту «сливочная тянучка», которая прилипла к передней части нёба. Сосете и диктуете одновременно. Всасываете сладость тянучки особенно в моменты произнесения мягких согласных!
— Тетя Мотя, дядя Петя, —
Обратились тихо дети. —
Вы теперь не уходите,
Вы здесь с нами посидите.
Дети любят дядю, тетю:
Дядю Петю, тетю Мотю.
«Всасывая тянучку» во время произнесения мягких согласных ть-дь, невольно сохраняешь плотную смычку кончика языка с альвеолами и добиваешься точности произнесения.
Какие еще можно найти приемы, приспособления, чтобы избавиться от «дзяканья» и «тсяканья»? Попробуйте поддразнить кого-нибудь. Помните, как мы часто в детстве дразнили трусов: дю-дю! дю-дю-дю! дю-дю-дю-дю-дю-дю! Говорили ему «слабо» (заменяющее слова «не хватает сил, смелости» и т. п.) И тут же стыдили, подзадоривали: дю! дю-дю!
А как мы играем с ребенком, чтобы привлечь его внимание к себе, помните?
— Тю-тю? (с подтекстом «угадай-ка, где я?»)
— А-а-а! (Вот я! — Нашел меня, молодец!)
Произнося «тю-тю», мы привлекаем к себе внимание, значит, голос звучит высоко и как бы «на вдохе» (как «эхо»). А-а-а! — говорим мы, устремляясь навстречу ребенку, и голос звучит ниже, ближе к губам. «Эховое» звучание слогов «Тю-тю» удерживает от излишней затраты воздуха, от образования щели, что способствует верному произнесению согласных.
Прислушайтесь и передайте тиканье часов:
Тихо тикают часы.
Тикают вот так;
Тик-так! Тик-так!
Тиктак-тиктак! Тиктак-Тиктак!
Работайте над чистотой произнесения всех согласных звуков. Ведь непрерывная линия звучания, музыкальность речи не могут быть достигнуты, если вы не поймете, что «...не только звучащие, ноидругие — шумовые, шипящие, свистящие, зыкыющие, цыкающие, ха-кающие, рыкающие — согласные должны также участвовать как своим гудением, так и шумами в создании непрерывной линии»65.
Научитесь слышать звуки речи, полюбите их, почувствуйте их значение для выразительности звучащего слова, овладевайте «звукописью».
Упражнение 54
«Прислушайтесь к звукам»
Шипящий звук «ша»
зашуршал, зашептал,
А «жэ» — словно жук, закружасm,
Зажужжал.
Завеяли ветры весенние в «вэ».
Зафыркал вдруг «эф», расфуфырился: «Фэ!»
Свистящий согласный звук «эс» —
засвистел,
За ним звонко, звонко звук «зэ» —
зазвенел.
Раскатистый «эр» — не напрасно «сонорный»!
Рычит и рокочет в работе упорной!..
Бьет бурю и бой в барабан бравый «бэ».
Пришел попросить быть потише звук «пэ»...
Прислушайтесь к звучанию согласных, например, в таком тексте:
Мне по сердцу метелица.
Завьюжится колючая.
То кружится, то стелется,
То вьется белой тучею...
Стало все белым-бело,
Белым снегом замело.
Послушайте еще раз и почувствуйте этот переход к величественному покою в природе — к звучанию согласного л.
Не произносите текст формально. Непременно старайтесь видеть то, о чем говорите.
Читайте побольше произведений поэзии и старайтесь услышать, уловить в них тонкий, искусный прием «звукописи». В настоящей поэзии он так четко не выступает, как в наших специально подобранных или сочиненных текстах.
Прислушайтесь к четырем строчкам из «Сказки о царе Салтане»:
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Не правда ли, повторенная четырежды ударная гласная а в первых двух строчках рисует образ царевны? Как же мягко, благородно, плавно, красиво, напевно должна звучать эта гласная. Не создашь образ, не «нарисуешь картину», если а резкое, «крякающее» звучит далеко в глотке, вырывается с напряжением.
Если вместо легкого, острого, изящного ч слышится вялое, ленивое щ (рещенька), вряд ли мы поверим, что речь царевны четкая, слитная, ласкающая ухо, звучит как музыка.
Или отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:
Грозой несется, колет, рубит,
В ревущий рог, летая, трубит...
То был Руслан. Как божий гром,
Наш витязь пал на басурмана;
Он рыщет с карлой под седлом
Среди испуганного стана.
Ярко не только видишь, но и слышишь картину боя! А резкий переход от раскатистого р к глухому согласному с сразу же рисует «испуганный стан» врагов.
Таких примеров можно привести бесконечное множество66. Займитесь этим сами. Выписывайте отдельные строки, четверостишия, фразы из поэтических произведений. Это воспитывает острый слух, чутье, любовное обращение со словом, со звуками, составляющими это слово.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какова роль согласных в сценической речи?
2. Почему в работу над постановкой голоса полезно включать тренировку взрывных согласных?
' 3. Почему при тренировке согласных звуков полезно прибегнуть к приему «речеручного рефлекса» и приему имитации и звукоподражания?
4. Что дает тренировка согласных Ч, Ц в сочетании с взрывным К?
5. Какие вы знаете трудные, «запирающие звук» согласные русской речи?
6. Расскажите о причинах возникновения такого недостатка речи, как «тсяканье» и «дзяканье», и способах исправления этого недостатка.
7. Придумайте упражнения для исправления недостатков своей речи.
Междометия
В развитии голоса
Научимся завлекать в творчество свою душевную органическую природу и сделаем чутким и отзывчивым наш речевой, звуковой и иные аппараты воплощения.
К. С. Станиславский
Для тренировки согласных звуков, а также и всех необходимых навыков звучания, таких, как «мягкая атака»; «опора звука»; навык «переключения дыхания» (с формы речи № 1 на форму речи № 2); «звонкость голоса»; «собранность звука»; «свобода мышц нижней челюсти»; нахождение «центра» голоса, направленных на мышечное освобождение голосоречевого аппарата, обогащение тембра (индивидуального природного) голоса, то есть на воспитание полетного благозвучного голоса, весьма эффективными являются упражнения, построенные на эмоционально-волевой природе междометий.
Мы уже говорили о том, что, выражая чувства и волевые импульсы, междометия рождаются естественно и непринужденно, приводя в действие весь организм человека, что нахождению основного тона голоса особенно способствует свободное, легкое восклицание, окрашенное приятной эмоцией или оттенком удивления:
«Ах, «свободный» я какой!
Так и льется голос мой!»1
Упражнение 55 «Прыгуны»
Представьте, что вы цирковые акробаты-прыгуны. Сделав «сальто», вылетаете на арену. Разумеется, «прыжки-перевороты» делаются в воображении. Вместе с тем помогайте себе головой и руками: опустите голову, руки перед грудью делают легкое вращательное движение, как бы имитируя переворот вашего тела. Сопровождайте эти движения междометием «алле!», а на междометии «гоп!» руки широко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цирке) — «Алле-гоп!». Делать все надо артистично, без напряжения. Легко выбрасывайте руки и вслед за ними так же легко «выбрасывайте» звук голоса на междометии «гоп». Вместе с широко поднятыми вверх руками голова возвращается из наклонного положения в нормальное (уверенно смотрите на зрителей, гордясь своей ловкостью). Следите за тем, чтобы при звучании слова «алле» гласная А рождалась с мягкой атакой — без пересмыкания связок, без «щелчка». Держите темп, заданный первым прыгуном. Если он убыстрил, то все убыстряют темп.
Упражнение 56 «Иллюзионист»
Вы — «иллюзионист». Можете отвинтить и забросить свои руки: сначала одну, потом другую. Действуйте: встаньте, раскрепостите правую руку. Начинайте телом свободную, болтающуюся вдоль бока, руку вращать, «развинчивая ее». Круговые движения руки от плеча, все более и более энергичные, сопровождайте звуками: Ээ-Ээ-Ээ... А с последним активным звуком Э\ запустите руку далеко вперед вверх. «Отвинченная» рука легко со звуком отлетает от вас. Теперь проделайте то же самое с левой рукой. Добейтесь полной свободы в упражнении. Будут свободны тело и летящая рука — будет свободным и звук голоса. Проделайте упражнение со всеми гласными, добиваясь их свободного звучания.
Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!