О некоторых вопросах методики проведения голосового тренинга 1 страница



Методика построения занятий основывается на понима­нии единства всех свойств голоса, то есть понимании того, что высота, сила, длительность, тембр голоса выступают в звучащей речи в органическом неразрывном единстве и в единстве тренируются (меняется лишь установка на форми­рование какого-либо из этих компонентов звучащего слова).

Работа над голосом входит в общий комплекс занятий по сценической речи. Занятие, на котором присутствуют де­сять — двенадцать человек, длится 80—90 минут. Время за­нятия распределяется примерно так: 20—25 минут исполь­зуются для голосового и речевого тренинга, 25 минут — на проверку домашних заданий (по 2 минуты на учащегося), 20—25 минут на объяснение нового материала с обязатель­ными записями заданий в тетради, 10 минут — для ответов на вопросы обучающихся.

Занятия по голосу на индивидуальных встречах с педа­гогом не должны превышать 10—12 минут (чтобы не утом­лять голосовой аппарат).

Самостоятельная домашняя работа над голосом должна длиться (особенно на первом году обучения) не больше 10— 15 минут. Целесообразно проводить ее утром, сочетая с ком­плексом утренней гимнастики.

Последовательность в работе над голосом может быть следующая: начав заниматься с дыхательной гимнастики, надо включать упражнения на рождение свободного звуча­ния, затем перейти к озвучиванию гласных и согласных; когда найден «центр» голоса и достигнута свобода фонационных путей, то есть «настроен», подготовлен голосовой ап­парат к дальнейшему развитию, тогда можно начинать ра­боту над интонированием знаков препинания.

От занятия к занятию из каждого раздела книги отбира­ются упражнения с учетом степени их сложности.

При этом надо помнить о том, что навыки звучания — это сложнейший комплекс условных рефлексов, которые об­разуются путем повторных сочетаний условных сигналов с ответными реакциями организма. Поэтому совершенство их зависит от частоты воспроизведения этих временных связей (длительные перерывы ведут к угасанию условных рефлек­сов, к исчезновению навыка). Тренируясь, следует не только постоянно возвращаться к старым упражнениям, но и на­ходить к ним различные внутренние оправдания, приспособ­ления, которые бы вновь и вновь вызывали эмоциональную реакцию организма. Потому что новизна и неожиданность приспособлений — активные возбудители чувств: «слабый новый раздражитель нередко дает большую реакцию, чем сильный, но ранее применяемый»50.   

Большой запас упражнений, преследующих одну и ту же цель, позволяет полнее осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Значит, если какие-то упражнения не получаются, то надо дать учащимся другие упражнения, и они сами отберут для себя наиболее им понятные, с по­мощью которых они легче добьются нужных результатов звучания. Это и вызывает чувство радости, удовлетворения, стимулирует дальнейшую работу над голосом.

Занятия по голосу сложны и просты в одно и то же вре­мя, трудоемки и увлекательны. Здесь многое зависит от пе­дагога, от его умения увлечь обучающихся. Ведь высокая степень увлеченности тренингом, занятиями по развитию го­лоса — основное условие творческого, глубокого овладения материалом.

Успех в работе зависит и от того, насколько верно осу­ществляется педагогический контроль за выполнением как творческих, так и технических задач тренинга. Причем с первых же занятий в работу по контролю за выполнением упражнений включаются сами учащиеся. Это позволяет вос­питывать в них сознательное отношение к тренингу, воспи­тывать профессиональный речевой слух. Речевой слух опре­деляется как способность воспринимать и воспроизводить звучащую речь (слышать, распознавать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с литературной нормой звучания).

С первых же дней занятий необходимо направлять вни­мание на овладение такими компонентами профессиональ­ного речевого слуха, как: физический слух (способность вос­принимать звучащую речь в различных диапазонах гром­кости); фонематический слух (способность различать и вос­производить все звуки речи в соответствии с фонетической системой языка и с орфоэпическими правилами звучащего слова); звуковысотный слух (способность слышать и вос­производить мелодику речи); тональный слух (способность воспринимать изменения в тембральной окрашенности речи в зависимости от смены чувств, оценок, отношений; чувство­вать общий тон роли, тон спектакля); ритмический слух (способность ощущать и воспроизводить в речи ее внутрен­ний ритм в тесном единстве с темпом, чувствовать диалек­тическое единство темпо-ритма речи, рождаемого ситуацией диалога, монолога); диагностический слух (способность оп­ределять причины, вызывающие те или иные отклонения от норм звучания речи, ведущие к нарушению органики рече­вого взаимодействия, к снижению эстетики звучащего слова).

В этой связи групповые занятия имеют свои преимущест­ва при работе над развитием голосоречевых данных. Это объясняется прежде всего психологическими факторами тренинга на группе, в процессе которого учитываются и ин­дивидуальные особенности каждого, учащегося. В условиях коллективной работы по законам психологии все учащиеся заражаются единым положительным настроем. Это происхо­дит потому, что успех одного непременно передается другим и стимулирует их работу, вселяя уверенность в свои силы.

Оценивая во время группового тренинга качество звуча­ния голоса каждого занимающегося, анализируя причины верного и неверного звучания, давая рекомендации, которые ведут к нужному результату, педагог постоянно концентри­рует внимание всех учащихся на цели упражнения, выра­батывая у них профессиональную направленность в вос­приятий звучащей речи.

.Переключение внимания с одного объекта на другой во время тренинга (с одного тренирующегося на другого) ос­вежает восприятие, повышает продуктивность обучения. А повторяемые указания педагога и привлечение внимания всех к одному объекту (искомому качеству звучания речи) приводят к более прочному закреплению получаемых зна­нии, к устойчивости тренируемого навыка.

Естественную потребность в коллективном творчестве обусловливают и сами новые приемы тренинга, осуществляе­мые в условиях действия, игры, которые воспитывают с ц е­ нически звучащее слово, слово — д е й с т в и е, направленное на партнера, зрителя, то есть подготавливают уча­щегося к публичным выступлениям.

Осуществляя целостный, творческий подход к организму обучающегося, занимаясь тренингом в увлекательных игро­вых ситуациях, в близких условиях сценического действия, опосредствованно воздействуя на работу голосоречевого ап­парата, педагог быстрее, легче и точнее выявляет естествен­ное, природное звучание голоса ученика, полнее развивает его природные голосовые данные и, самое главное, доводит навык владения голосом до степени подсознательной, реф­лекторной деятельности.

Для того чтобы охватить, понять круг вопросов, которые встают при работе над голосом, для более удобного их вос­приятия излагаемый материал разделен на несколько само­стоятельных звеньев, размещенных в девяти разделах: Ды­хание в звучащей речи. Свободное звучание — основа постановки голоса. Согласные в работе над голосом. Междо­метия в развитии голоса. Речь в движении. Развитие диапа­зона голоса. Тренировка силы голоса. Темпо-ритм речи. Ин­тонирование знаков препинания.

Для большей доходчивости методических советов и ре­комендаций к упражнениям выбрана форма полудиалога с учеником.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каким образом изменяется форма сценического диалога от учас­тия третьего заинтересованного лица — зрителя?

2. На чем основывается построение занятий по развитию речевого голоса?

3. Какова длительность голосоречевого тренинга во время группо­вых занятий по сценической речи?

4. Почему не рекомендуется в первые дни занятий добиваться точно^ го выполнения всех предлагаемых упражнений всеми учащимися?

5. Какие условия способствуют качественному проведению голосо­вого тренинга?

6. Каковы положительные стороны групповых занятий по голосу?

7. Какой главной цели служат приемы тренинга, построенные на целостном, творческом подходе к организму обучающегося?

 

 

Дыхание

в звучащей речи

Человеческий речевой аппарат — это своего рода скульптор. Правда, скульп­тор создает художественные образы из глины и высекает его из мрамора, гово­рящий же человек «лепит» звук речи из особого материала — из волн движущего­ся воздуха.

Ю. Фролов

Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой деятельности, и особенно в речи. Это легко проверить. Вспомните, как первой вздрагивает грудобрюш­ная мышца (диафрагма), реагируя на оскорбление, нане­сенное нам, как она «замирает», вместе с нами «прислуши­ваясь», как, вдохнув, задерживаем дыхание, быстро сообра­жая, каким образом ответить на вопрос собеседника. Поэто­му дыхание и называют «началом общения», «праматерью речи и мелодии», а речевой аппарат сравнивают со скульп­тором, который «лепит» звуки речи из волн «движущегося воздуха».

Дыхание, связанное со звуком, называют фонационным (от греческого слова «рhоnе» — звук). Оно отлично по своему характеру от дыхания во время покоя (молчания). Если физиологическое дыхание состоит из ритмически че­редующихся вдоха и выдоха, равных по длительности, то в фонационном дыхании вдох значительно короче выдоха.

Для того чтобы проверить эти изменения в характере дыхания во время речи в отличие от физиологического (жизненного — во время молчания) дыхания, проделайте следующее упражнение:

Упражнение 1

«Спать хочется»

Представьте себе, что вы — на берегу моря, отдыхаете в шезлонге. Сядьте поудобнее на стуле, откиньтесь на его спинку, ноги свободно вытяните, расслабьте мышцы тела: шеи, рук, плеч... Постарайтесь «вздремнуть», спокойно, ритмично и глубоко вдыхая воздух через нос: вдох, выдох, вдох, выдох, вдох, выдох...

Действительно, как будто захотелось спать. Глаза от­крываются с трудом — веки тяжелые смыкаются снова... Знакомое состояние, не правда ли? Надо заставить себя от­крыть глаза, встать.

 

Волн спокойный мерный шум

Усыпляет праздный ум...

Но на солнце вредно спать. Встать!

Не читайте эти строки бодро и весело! Вам ведь дрем­лется. Речевой аппарат расслаблен: язык, губы, челюсть двигаются медленно. «Боритесь» со сном и одновременно проследите за тем, что делается с вашим дыханием: начи­наете говорить на вдохе или на выдохе? Одинаковы ли по времени вдох и выдох? Где возникает момент остановки ды­хания?

Во время речи дыхание гибко подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани, которые формируют звуки нашей речи, произносимой с той или иной экспрес­сией. В зависимости от того, какой звук образуется (произ­носится ли гласный У или взрывной согласный Я), с какой силой он должен прозвучать, определяется и количество воздуха и необходимое давление его.

Значит, дыхание важно не только для верного звучания голоса, но и для разборчивости речи, для выработки хоро­шей дикции. Дело в там, что дыхание одновременно дает энергию для голоса и выступает в роли регулировочного ме­ханизма, который автоматически выравнивает силу звуча­ния всех звуков нашей речи. Это можно проверить, произно­ся поочередно, например, гласные а и и: более сильное на­пряжение в области диафрагмы будет при произнесении гласного и, потому что он забирает больше энергии, чтобы «не отстать» в громкости звучания от гласного а. Такое «вы­равнивание» звуков речи — необходимое условие ее разбор­чивости.

Смысл работы над дыханием состоит в том, чтобы само­регулирующий процесс трех систем речеобразования (рабо­та диафрагмы, глотки и артикуляционного аппарата) раз­вить, довести до совершенства. Тогда выработанный с дет­ства автомеханизм голосообразования не подведет, а будет действовать безотказно и четко в усложненных условиях публичного выступления.

Для этого необходимо овладеть четырьмя качествами фонационного дыхания.

О четырех качествах

Фонационного дыхания

 

В фонационном дыхании участвуют многие мышцы — вдыхатели и выдыхатели. Главными мышцами вдоха явля­ются диафрагма (мышца, отделяющая грудную и брюшную полость) и целые группы мышц, поднимающих и раздвигаю­щих в стороны ребра грудной клетки. К выдыхателям отно­сятся мышцы, которые опускают ребра и мышцы брюшного пресса. В дыхании важнейшую регулирующую роль играют также мышцы бронхиальной системы.

Обычно люди дышат смешанным дыханием, в котором участвуют и грудная клетка и диафрагма при разном их соотношении. Однако в зависимости от того, какими преи­мущественно мышцами осуществляется дыхание, оно делит­ся условно на несколько типов: верхнее (ключичное), груд­ное, брюшное, нижнереберно-диафрагматическое. Причем последний тип дыхания (нижнереберно-диафрагматический) наиболее выгоден для разговорной речи. Он позволяет быстрее натренировать фонационное дыхание и продуктив­нее пользоваться четырьмя его необходимыми качествами: г л у б и н о й, в ы с о - т о й, ч а с т о т о й и б л и з о с т ь ю»

Остановимся на объяснении этих четырех качеств фона­ционного дыхания.

Источником звука, как известно, являются расположен­ные в гортани голосовые связки. Образующиеся в гортани звуковые волны распространяются вверх.и вниз по воздухо­носным путям и по тканям, которые окружают гортань. И только незначительная часть звуковой энергии выходит через ротовое отверстие наружу. Основная же часть звуко­вой энергии поглощается внутри организма, что и вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Поста­новка голоса состоит в том, чтобы повысить «коэффициент полезного действия голосового аппарата», то есть при мень­шей затрате мышечной энергии речеобразующего механиз­ма добиться максимума звучности.

Важную роль в повышении коэффициента полезного дей­ствия голосового аппарата играют названные качества фо­национного дыхания. Под глубоким дыханием имеется в виду нижнереберно-диафрагматический тип дыхания. Он позволяет осуществлять глубокий и полный вдох. Кроме того, раздвинутые в, стороны ребра грудной клетки могут сохранять это положение «вдоха» и во время речи, что по­зволяет легче пополнять воздух движением одной диафраг­мы. Достаточное количество забираемого воздуха при нижнереберно-диафрагматическом дыхании, оптимальные усло­вия для активной и подвижной работы диафрагмы и дела­ют глубокое дыхание наиболее целесообразным для речи.

 Когда верно зарожденный в гортани (голосовой щели) звук получает резонанс (отзвук) в соответствующих поло­стях верхнего резонатора51, то голос обогащается, приобре­тая такие качества, как звонкость, яркость, полнозвучие.

Ощущение вибрации в разных точках головного резона­тора является сильнейшим стимулятором голосовой функ­ции. Овладеть высоким дыханием — значит выработать ощущение посыла воздушного потока по вертикали — вверх (в голову), а не по горизонтали — прямо по направлению ротового отверстия.

Частое дыхание — это легкие, быстрые, незаметные «доборы» воздуха во время речевого действия. Частое дыха­ние позволяет легко распоряжаться выразительными сред­ствами речи (интонацией, темпо-ритмом, паузами), дела­ет звучащее слово наиболее действенным. И чем чаще доби­рается воздух, тем вдох делается короче, незаметнее, созда­вая впечатление, что человек говорит, «не переводя духа», на одном дыхании. При этом добор воздуха осуществляется автоматически, рефлекторно, не разрушая смысла фразы, потому что физиологическая пауза (если только она не свя­зана с интонационной) не воспринимается как пауза. По­этому частое дыхание (умелые незаметные доборы воздуха) является ценным качеством в разговорной речи, особенно быстрой, экспрессивной.

Под близостью дыхания подразумевается отчетли­вая артикуляция, которая оформляет рожденный в гортани голос в звуки речи родного языка: в гласные и согласные. Любое движение частей артикуляционного аппарата (губ, языка, нёба, зева, глотки, мускулатуры нижней челюсти), необходимое для формирования того или иного звука речи, непременно отражается в дыхании. Значит, нельзя забы­вать о дыхании, тренируя дикцию. Только при этом условии четкость артикуляции будет вырабатываться в органичес­ком единстве с действиями глотки и диафрагмы, которые по-своему дублируют процесс, происходящий в ротовой арти­куляции. Этим и объясняется, что работу над дикцией соз­нательно называем воспитанием близости дыхания.

Если речь будет верно начата (на глубоком дыхании), обогатится резонансом (с помощью высокого дыхания), получит слитную, выразительную линию звучания (за счет частого дыхания), станет отчетливой (из-за близости дыхания), то она приобретет такие качества, как полетность, благозвучие, интонационную гибкость, которые обеспечива­ют хорошую слышимость и выразительность.

Надо оговориться, что термин «озвученное дыхание» ус­ловен. Воздух является лишь средой, которая передает зву­ковые колебания. Звук же «бежит по воздушной струе», ма­ло завися от направления его движения. «Следует всегда помнить, что звук распространяется в воздухе, заключенном в голосовой трубке по акустическим законам. Воздух же про­текает по ней, следуя другим, аэродинамическим законам, то есть «озвученного дыхания» как некой особой единой суб­станции в действительности не существует»52. Однако этот термин продолжает существовать в педагогической практи­ке потому, что с его помощью легче активизировать работу учащихся над воспитанием навыка владения фонационным дыханием, опорой звука. Вот почему мы пока не отказыва­емся от него.                                                     

Воспитание этих четырех качеств фонационного дыхания возможно лишь в органическом единстве со звучанием. В каждом упражнении в единстве тренируются дыхание, зву­чание и дикция, но только со сменой установки53 на различ­ные компоненты речевого комплекса. Меняя установку, можно делать доминирующим то дыхание, то свободное зву­чание, то звуковысотные изменения в речи, то четкость про­изношения, то силу звука и т. д.

Однако, перед тем как начать работу над голосом, полез­но «разогреть», «подготовить» дыхательные мышцы упраж­нениями дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика — это «туалет» для создания хорошего физического и психического самочувствия. Она укрепляет дыхательные мышцы, особенно диафрагму. Диафрагма является как бы узлом нервных сплетений. В ее дей­ствии принимают участие и спинномозговые нервы, и вегетативноблуждающие нервы, и аорта. Поэтому диафрагму и называют солнечным сплетением: сплетением жизненно важ­ных нервов. Задача тренинга фонационного дыхания состоит в том, чтобы научиться легко, рефлекторно «переключать» дыхание в различные ритмы и условия работы, диктуемые различными характерами речи. Только при этом условии ды­хание будет способно «обслуживать» любой вид сценическо­го диалога или Монолога.

Попробуйте проверить на деле факт того, как трем раз­личным характерам речи соответствуют различные виды вы­дыхания.

Первый вид выдыхания — это обслуживающий спокой­ную, плавно льющуюся речь. Воздух при такой речи как бы «сам вытекает в природу». Прочитайте начальные строки из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»:

 

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася, бедный челн 

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!