О некоторых вопросах методики проведения голосового тренинга 3 страница



Подключайте к согласному м гласные звуки а, о, у, э, и, ы.

МммАмммОмммУ мммЭ мммИмммЫмм...

Тренируйте гласные в сочетании с остальными сонорны­ми (самыми звучными) согласными м, н, л, р, которые, уси­ливая резонаторную функцию носовой полости, придают го­лосу звонкость.

МнУлимнОлимнАлимнЭлимнИлимнЫли...

МмнУммнОммнАммнЭммнИммнЫмм...

РлУрмммРлОрммммРлА рмммРлЭ рмммРлИрммм РлЫ рммм...

Произносите гласные мягко, без толчков. Рот открывает­ся свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для продолжения «стона» на сонорных согласных.

А теперь произносите во время «стена» слоги с соглас­ными б или д:

БАмммБОмммБУмммБЭмммБИмммБЫммм...

ДАнннДОнннДУнннДЭнннДИнннДЫннн...

Это напоминает звон колоколов: удар — бом! И от­звук — ммм... удар — дон! И резонанс — ннн. Вот и звоните в колокола:

БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! БУммм — БОммм!..

ДИньнь—ДОннн! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн!..

Если сумеете снять напряжение с речевого и голосового аппаратов, то звук

голоса польется свободно и красиво.

Пробуйте произносить на «стоне» целые фразы, следя за тем, чтобы сохранялась та же свобода звучания, которая найдена вами во время «стона»:

Маму я молю упрямо: молока налей мне, мама.

При произнесении этой фразы сливайте все слова в одну непрерывную линию звучания: мамуямолюупрямомолоканалеймнемама. То есть «стоните».

Такой характер речи в состоянии мышечного расслабле­ния (релаксации) будем условно называть формой речи № 1, Она помогает снимать общее мышечное напряжение, а так­же напряжение с органов артикуляции и голосообразования.

Тренируя свободу звучания голоса формой речи № 1, полезно обратить внимание на ощущение резонирования в области «маски» (верхний резонатор) и груди (нижний ре­зонатор) при использовании в упражнениях сонорных зву­ков л, м, н, р, которые придают звонкость голосу.

Упражнение 18

«Фома неверный»

Погрузитесь в знакомое состояние мышечной свободы, найденное, в предыдущем упражнении «стон». Ведите диа­лог с товарищем, который, как «Фома неверный», подверга­ет сомнению каждое ваше слово. (Он тоже находится в сос­тоянии релаксации.) Отстаивайте правоту своих слов спо­койно, убежденно. Большую убежденность придает речи по­нижение тона голоса на ударном слове. Последите за этим в упражнении.

 

П е р в ы й. Мимозы Мила маме купила.

Второй. Мимозы Мила маме купила?

П е р в ы й. Мимозы Мила маме купила,

В т о р о й. Мимозы М и л а маме купила?

П е р в ы й. Мимозы М и л а маме купила.

Второй. Мимозы Мила м а м е купила?

П е р в ы й. Мимозы Мила м а м е купила.

В т о о о й Мимозы Мила маме купила?

Первый. Мимозы Мила маме купила.

 

Все слова фразы произносите слитно, спокойно. Не ро­няйте концы фраз. Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена. Всегда добивайтесь этого.

Используйте в этом упражнении и другие тексты, в кото­рых много сонорных звуков. Например:

На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.

Лавр рвал ландыши и давал их Ларе.

Ноннина няня Нонну на ночь намыла.

Во всех этих текстах тренируйте форму речи № 1, кото­рую обслуживает первый вид выдыхания: воздух «сам вы­текает в природу».

Формой речи № 2 назовем речь диаметрально противопо­ложного характера: волевую, уверенную, экспрессивную. Задача тренинга и состоит в том, чтобы при переходе от формы речи № 1 к форме речи № 2 сохранять ту же свободу мышц фонационных путей, которая уже натренирована в ва­риантах упражнения «стон».

Начните произносить на «стоне» знакомое сочетание сло­гов «ммаммоммуммэммиммыммм» и тут же переходите к волевому произнесению этих слогов: Ма! Мо! Му! Мэ! Ми! Мы! Проследите за тем, чтобы ничего не изменилось в речеобразующем аппарате (сохранилась бы та же свобода звучания голоса), а изменился бы только характер дыхания: выдыхание, когда «воздух сам вытекает в природу», смени­лось «выталкиванием воздуха» энергичными рывками.

Оправдывайте волевой характер произнесения, напри­мер, действием — «пристыдить» товарища за то, что он ме­шает работать. Только не сердитесь и не кричите. Спокойно, но убежденно «отчитывайте» его.

Для тренировки «переключения» дыхания с первого вида на третий (при переходе со спокойной речи к эмоциональ­ной) прибегните к упражнению, которое для лучшего запо­минания цели тренинга написано в стихотворной форме (мнемонические стихи).

Упражнение 19

«Две формы речи»

 

Напряженье с глотки снять

И свободно зазвучать,

Отыскав удобный тон,

Помогает тихий «стон».

Раскрепощусь, начну «стонать»,

На «стоне» маму буду звать:

МммАмммАмммАмммАмммМАм! МЁду нам!

От «стона» перешел к приказу.

И что ж? Как будто по заказу,

Звук диафрагма оперла

И напрягаться не дала.

Я упражненье повторю

И навык этот закреплю:

На «стоне»: — МммАмммЁдуннАмм...

Приказ: — МЕду нам! МАм!

Все активнее:— МЁду! МЁду! МЁду нам!

Свободен голос, благозвучен?!

Так, значит, я уже обучен

Звук диафрагмой опирать

И напряжение снимать

При самой экспрессивной речи.

А это всех побед предтеча58.

При переходе к «приказу» сохранять мягкую атаку — вот цель данного упражнения. Сонорный согласный «м» способствует мягкости атакирования последующего ударно­го гласного.

Гораздо труднее добиться мягкого начала звучания на гласном звуке потому, что при образовании гласного воздух не встречает на своем пути препятствий речеобразующего аппарата в отличие от согласных звуков, в образовании ко­торых самое активное участие принимают язык, губы, соз­давая преграды звуковой волне. Поэтому при произнесе­нии гласных чаще (при непоставленном голосе) происходит сжатие голосовой щели. Это сжатие мышечно ощутимо и воспринимается на слух. Слышен «щелчок» в начале звука, который приобретает резкий, напряженный, металлический характер. Сравнить звучание гласного при слишком твер-' дой атаке можно с вырвавшимся от боли звуком «а!».

Для того чтобы скорее понять, ощутить разницу форми­рования звука мягкой атакой от слишком твердой, позво­лим себе обратить ваше внимание на простые жизненные явления. Ведь именно на природе слухового восприятия как слухо-мышечного процесса рождены матерями такие действия, как укачивание ребенка, сопровождаемое напеванием «колыбельной», вызывание у него позыва '«стула». И если в первом действии (при напевании. «колыбельной») мать стремится передать ребенку свою свободу, покой, сонливое состояние— и голос ее звучит непременно с мягким атакированием, то во втором действии — мать специально напряженно, со сжатием голосовой щели, произносит междо­метие «а! а!», чтобы ребенок напрягся и произвел необходи­мый акт. .

Упражнение 20

«Колыбельная»

Представьте, что у вас на руках или в коляске ребенок. Укачивайте его, напевая знакомый мотив сначала с закры­тым ртом:

А затем напевайте ту же музыкальную фразу «колыбель­ной» гласными:

 


 

 

Напевая колыбельную, следите за тем, чтобы была пол­ная мышечная свобода в области гортани (мягкая атака). Вам ведь надо передать ребенку свою телесную свободу. Раскрепощайтесь!

 

Упражнение 21

«Коварное «а м-ам»

«Больны». Зовете маму, чтобы она дала вам поесть. Пер­вый раз произносите:

Слитно, «на стоне»: Мам, а мам.

Затем более активно: Мам, а мам!',

Еще активнее: Ам-ам, мам!!

Коварное междометие «ам-ам» (сокращенное обозначе­ние слова «есть») может подвести вас. Если вы, активно требуя от мамы еду, напряжетесь и междометие зазвучит на твердой атаке, это дезориентирует маму, она превратно поймет вашу просьбу («А! А!»).

Пускай же это коварное «ам-ам» станет для вас своего рода рефлексом, напоминающим о необходимости мягкого атакирования звука.

Необходимо натренировать свободу звучания гласных звуков потому, что именно они создают мелодику, являются основой звучности речи.

Упражнение 22

«Не дам заснуть»

Левая рука ваша свободно, тяжело лежит на колене — «спит». Вы ее поднимаете правой рукой, а она снова падает на колено и «спит». Надо ее «размаять». Берете осторожно (надо не напугать) левую ладонь в правую и, делая два укачивающих движения влево и вправо, подхлопываете по тыльной стороне «спящей» кисти ладонью правой, подбра­сывая руку все выше и выше.

Графически движение голоса можно обозначить так:

 


 

 

 «Развеселите» левую руку веселым подхлопыванием, все более энергичным подбрасыванием ее и покрикиванием. Не забывайте о том, что для избежания твердой атаки дыхание должно быстро «переключаться» на третий вид выдыхания (рывками выталкиваться), чтобы гласные легко «подбрасы­вались». Работает активно диафрагма, а в области гортани все свободно.

При произнесении гласных добивайтесь не только мяг­кой атаки, но и единого качества звучания. Надо убрать пестроту звучания, когда «...звук а вылетает из живота, звук е — из голосовой щели, и — протискивается из сдавлен­ного горла, звук о гудит, точно в бочке, а у, ы, ю попадают в такие места, из которых их никак не вытащишь»59 . Надо выучиться «собирать» звук ближе к губам при произнесе­нии любого из гласных. Для тренировки собранности звука прибегните к гласному «у».

Упражнение 23

«Э х о»

Попробуйте трижды произнести знакомое с детства «Ау-у-у!» Первый раз активно посылая звук, призывая кого-то к себе. Второй раз воспроизведите услышанное вами эхо на ваш призыв. А в третий — еще более активно откликнитесь. При выполнении упражнения проследите за тем, что проис­ходит с мышцами щек и губ, как звучит голос.

Заметили, что при звучании голоса на «эхо» губы и щеки несколько расслабляются и звук резонирует где-то далеко (в затылке)? Но как только откликаетесь на «эхо», так ще­ки и уголки губ становятся более напряженными (они в по­ложении «рупора»). А звук как бы собирается в этом «рупо­ре» — в вытянутых губах.

Проверьте еще раз близость и собранность звука, умение приближать звук к губам и отдалять его в свободное «эховое» звучание в таком тексте:

 

Это кто там каждый раз

Передразнивает нас?

Кто кричит там, вот поте-еха?!

Э х о.

Эхо? Эхо, замолчи-ишь ты?

И ш ь  т ы?

Ну дразни! Ты дразнишь скла-адно!

Л а д н о!

Первая кто в мире де-ева?

Е в а.

А жила в каком краю-ю?

Р а ю.

Шутишь, эхо, так всегда-а?

Д а.

За игру благодарю-ю!

Д а р ю.

Для воспитания собранности звука выполните еще ряд упражнений с использованием гласного «у».

Упражнение 24

«Гудок»

Слитно, как гудок, тяните гласный: уууууу... «Гудок» не громкий, без напряжения, губы в положении «хоботка». А теперь к гласному у прибавьте гласный о: ууоууоууоуо-ууо...

А теперь с гласным а: ууаууаууаууаууаууа...

Затем с гласным э: ууэууэууэууэууэ...

Потом с и: ууиууиууиууиууи...

И, наконец, с ы: ууыууыууыууыууы...

Цель этих упражнений состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных о, а, э, и, ы. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при про­изнесении других гласных) в положении гласного «у» (ощу­тимы лишь легкие движения губ и языка).

А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию зву­чания все шесть гласных у, о, а, э, и, ы: ууоууаууэууиууы.

Переходите к тренировке формы речи № 2, произнося отдельные слоги: У о! У а! Уэ! У и! Уы! Слоги звучат как при­казы. Следите за качеством звучания гласных, чтобы не бы­ло «пестроты»: все гласные звучат собранно и близко к гу­бам. Звук держится «на губах».

Упражнение 25

«Дудочка»

Люблю в саду дудеть в дуду!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Я иду, иду, иду

И дую в дудочку — дуду!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Следите за собранностью губ «в рупор», за легким воз­вращением губ из положения их при произнесении гласных а, и, я— в положение на гласном «у».

«Держать звук на губах» помогает также гласный «о».

Упражнение 26

«Охающее О»

 

Передайте увиденную картину:

Не по тропе,

а около

катилось «О»   

и охало,

«О» — охало,

«О» — окало,

не по тропе,

а около…

Добивайтесь мягкой атаки при произнесении гласных «о» и «а», Стремитесь к тому, чтобы все. безударные глас­ные в слове «бежали» под ударный слог (указаны черточка­ми сверху), тогда гласный «а» не будет «заваливаться», а приблизится к гласному «о».

Кроме звонкости голоса, которая воспитывается при тре­нировке сонорных согласных, дающих возможность ощутить работу резонаторов и собранности звука, чему способствуют упражнения с гласными «у», «о», необходимо воспитывать свободу мышц нижней челюсти. Ведь единственным источ­ником «излучения», голоса, который доходит до уха слуша­теля, является рот. Свободное раскрытие рта естественно способствует лучшему выведению звуковой энергии наружу. Поэтому и надо воспитать свободу мышц нижней челюсти, чтобы избежать существенного недостатка, когда человек говорит, почти не разжимая челюстей. Однако, тренируя на­вык свободного раскрытия рта, надо учитывать, что здесь не может быть точно установленного норматива. Все зависит от индивидуальных особенностей речевого аппарата и ха­рактера голоса каждого человека. Степень открывания рта должна определяться наилучшим качеством звучания речи. В противном случае чрезмерное открытие рта, не свойствен­ное данной индивидуальности, ведет к еще более напряжен­ному.состоянию голосоречевого аппарата и отрицательно сказывается на качестве звучания голоса.

Для тренировки свободы мышц нижней челюсти полез­но использовать тексты с многократно повторяющимся гласным звуком «а».

Упражнение 27

«Хочу молока»

Представьте, что вы больны. На «стоне» обращаетесь к маме с просьбой:

«Ах, больной я. Ай-ай-ай!

Молока мне, мама, дай!»     .

Полная мышечная свобода фонационных путей; монотон; первый вид выдыхания. Нижняя челюсть свободно, мяг­ко, лениво опускается на ударных гласных «а» (только вниз, а не в сторону, что иногда случается). Стоните на раз­ных высотах тона. Оправдайте повышение тона голоса зада­чей: все более активно «канюча», добиться своего. Опускание тона оправдайте отказом от попытки добиться цели. Повышая и понижая тон голоса, работайте на «центре» (трех-четырех тонах голоса, наиболее легко, естественно звучащих). Не занижайте голос, чтобы «не сесть на горло», не завышайте, чтобы не потерять найденную свободу звуча­ния. Все естественно.

А теперь «на стоне» скажите фразу еще раз. Но, «уви­дев», что мама несет маленькую чашечку молока, останав­ливаете ее приказом:

«Мало! Мало! Поскорей Молока еще налей!»

Переходя к приказу, не забывать о «переключении» вы­дыхания в третий вид (рывками выталкивается). В горле — все свободно: нельзя тревожить «больное» горло.

Заметили, что на словах «Мало! Мало!» рот открывается шире? При разных характерах речи различный (шире, уже) раствор рта. Его как бы открывает диафрагма. Ведь все в речевой деятельности скоординировано: рефлекторно и вза­имосвязанно работают диафрагма и ротовая артикуляция60.

Еще несколько упражнений для тренировки свободы мышц нижней челюсти.

Упражнение 28

«Наша река»

Вы — два ленивых флегматичных человека — ведете диалог:

 

Первый: Наша река широка, как Ока.

Второй: Наша река широка, как Ока? Как, как Ока?

Первый: Так! Как Ока, широка наша река!

 

Вы настолько ленивы, что, открыв рот, не закрываете его.

Ведь все согласные звуки (я, ш, р, т, к) можно произне­сти без участия губ — только языком (пускай не совсем точ­но они звучат). Так и делаете: открыли рот и «ворочаете» языком еле-еле.

Ощущение такое, что, открыв и не закрывая рот, говори­те дыханием. Это хорошо ощутимо и в диафрагме, и в меж­реберных мышцах, и мышцах живота. Особенно при выделе­нии ударных слов: «Ока», «как», «так».

После того как будет найдена свобода звучания, меняй­те обстоятельства. Например, вы очень темпераментные люди — холерики. Изменился темп речи, язык «заворочал­ся» быстрее, быстрее заработал и дыхательный аппарат. Диафрагма по-прежнему (теперь движения ее более час­тые) успевает «подпереть» каждое слово.

Полезно тренировать свободу движения нижней челюс­ти и верное звучание гласного а в словах, которые начина­ются с йотированного звука я (если перед гласным а произ­нести быстро й, получается йотированный звук я). Звук й считается гласным, однако с функциональной точки зрения его надо отнести к согласным, так как он произносится толь­ко с гласным звуком, то есть не является слогообразующим. При произнесении й язык прижимается к верхним боковым зубам. Вот почему я произносится легче, мягче, «ближе», чем а.

Й держит гласный а ближе к зубам, не пускает его дале­ко в глотку.

Проверьте это в текстах:

Ялик с якорем у Яшки, Якорь есть и на тельняшке. Моряк Яшка!

(Е. Благинина)

Глянул — яблоньки стоят. Яблочки на них горят. Ярких яблочек нарвал, Яде яблоки я дал.

Упражнение 29

«Радист»

Вы — «радист». Налаживаете радиосвязь с ушедшими в тыл противника разведчиками. Что случилось? Почему так долго молчат? Настойчиво, не прекращая, подаете им свои позывные. Действуйте!

Я «Аист»! Я «Аист»! Я «Аист»! Как слышно? Как слышно? Приём...

Я «Аист»! Я «Аист»! Я «Аист»! Как слышно? Как слышно? Приём...

Молчание! Еще и еще раз!.. Даете позывные до тех пор, пока наконец не услышите в ответ:

Я «Астра»! Я «Астра»! Я «Астра»! Слышу вас хорошо.

Я «Астра»! Я «Астра»! Я «Астра»! Перехожу на прием.

Правдиво живите в предложенных обстоятельствах. Од­на рука около рта «держит микрофон», другая — прове­ряет изредка «наушники» — все ли в порядке. «Астра», по­томите «Аиста»! Пускай он подолыше поработает. Настой­чивое желание добиться цели — услышать в ответ позывные «Астры» — родит различное интонационное звучание: по­зывные будут произноситься то тише, то громче, то быстрее (показалось, что кто-то отвечает), то медленнее (нет, ошиб­ка: молчание в наушниках!), то выше, то ниже по тону го­лоса, с различным тембрированием.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!