О некоторых вопросах методики проведения голосового тренинга 11 страница



Пятью девять — сорок пять,

Три прибавить, семь отнять,

Прочитать наоборот —

Выйдет время пить компот!»

Когда его супруга

(Мадам императрица)

Брала стирать кольчугу

Для праздника в столице

И тут же забывала

Отдать ее в крахмал,

А в день его рожденья

Шел дождь, как наводненье,

И буря бушевала,

И ветер крыши рвал,

Когда владыка Перу

Искал в палате пэров,

Так, что ронял корону,

Основу всех основ;

Когда он против правил

На подпись кляксы ставил,

Когда он падал с трона

В присутствии послов;

Когда король пугался,

Когда он спотыкался,

И никому не жалко

Бывало короля,

В любом подобном случае,

Пока не станет лучше.

Король шептал считалку,

Губами шевеля:

«Шестью восемь — сорок восемь,

На два делим, пять выносим,

Пятью девять — сорок пять,

Три прибавить, семь отнять,

Прочитать наоборот —

Выйдет время пить компот!»

 

Читая текст этого стихотворения, помните: «Наш голос вверх идет, чтоб мысль не оборвать, не уронить. И вы ее не обрывайте, на запятых звук «загибайте», звучат пусть выше, выше строчки; потом спускайте голос к точке. Когда «волна­ми» мысль идет, тогда любой ее поймет».

Здесь три «волны» мысли: первая точка стоит после 6 строк, второй знак окончания мысли (восклицательный) стоит после 26 строк и третий — после 32 строк. Учитесь владеть большими периодами мысли.

Мы не останавливаемся на таких моментах проявления темпо-ритма, при которых внутренний темпо-ритм чрезвы­чайно высок, а внешнее его проявление замедленное, и на­оборот. Это все относится к творческим вопросам работы над ролью.

Предложенные упражнения используются лишь с целью тренировки речевого и голосового аппаратов, способных в дальнейшем точно выявлять внутренний и внешний темпо-ритм в их диалектическом единстве.

Диалектическое единство темпо-ритма заключается в том, что часто «внутренний и внешний темпы могут и не совпадать при игре. Нередко это дает изумительные по не­ожиданности и силе эффекты...»84.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Раскройте понятие «темпо-ритм» речи.

2. Расскажите о принципах построения скороговорок, наиболее спо­собствующих выработке четкой дикции.

3. Что значит овладеть сценической скороговоркой?

4. С чего следует начинать работу над скороговоркой?

5. Что вы знаете о приеме дирижирования «объемностью» слов?

6. Прочтите главу «Темпо-ритм» в 3-м томе сочинений К. С. Стани­славского, стр. 140—191.

7. Найдите диалоги из драматургических произведений, примеры из художественной литературы, которые требуют от исполнителей владения сценической скороговоркой.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!