Социально-политические идеи казахских просветителей.



Выдающимися просветителями казахского народа по праву являются Шокан Уалиханов (1835-65), Абай  Кунанбаев (1845-1904), Ыбырай Алтынсарин (1841-89), С.Торайғыров (1893-1920), Шакарим Кудайбердиев (1858-1931), Алихан Букейханов (1870-1937), Ахмет Байтурсынов (1873-1938), Миржакып Дулатов (1885-1935), Мустафа Шокай (1890-1941) и другие. Требование модернизации и в то же время сохранение и развитие своих нравственных ориентиров, культурных традиций и национальной идентичности – таковы главные цели, поставленные перед нацией казахскими просветителями на историческом перепутье. Казахские просветители, будущее казахского народа видели в синтезе национальной культуры и европейского просвещения при сохранении традиционных основ национальной идентичности.

Шокан Уалиханов  в трудах «Записка о судебной реформе», «Очерки Джунгарии», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов», «О состоянии Алтышара и Шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)».,  анализируя проблемные вопросы своего времени писал, что всякая политика есть власть, но не всякая власть есть политика. Согласно Ч.Валиханову, право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей в процессе оптимального выбора в конкретно сложившейся исторической ситуации. Он был противником распространения законодательной системы одних народов на правовую систему других, так складываются они исходя из его социальных потребностей.

Абай, проповедуя необходимость приобщения казахского народа к русской культуре, исходил из исторической задачи того времени – освоения пласта европейской культуры и вхождения в информационное поле современной цивилизации. Абай Кунанбаев в «Словах назидания» пропагандировал образование и технические знания русских, но призывал при этом опираться на ислам, как духовный стержень, средство формирования высокой нравственности и культуры. Основу положительных нравственных качеств человека, он видел в стремлении человека к знанию, просвещению, труде. Абай выступал за гуманизацию общественных отношений.

Ыбырай Алтынсарин (1841-89) - автор «Киргизской хрестоматии», свою жизнь посвятил просвещению родного народа, открыл школы, обращался к молодежи с призывом приобретать знания, пропагандировал значение народного образования: «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования»,— писал он.

Философия Шакарима формировалась на основе сопоставления истинной веры и науки, знания и религии. Шакарим Кудайбердиев в работе «Три истины» на основе тщательного изучения лучших образцов мировой религиозной, философской, художественной литературы  делает вывод о необходимости нравственного очищения людей для построения нового общества. Природа и назначение человека заключаются в знании истины, которая может быть достигнута только глазами разума. В «Записках забытого» он проповедует честный труд, совестливый разум, искреннее сердце.

Алихан Букейханов, Мустафа Шокай и Миржакып Дулатов - политические лидеры казахской нации начала XX века, посвятившие свою деятельность развитию государственности своего народа. Казахская интеллигенция, сформировав в декабре 1917 г. в Оренбурге партию «Алаш-Орда», на общеказахском съезде объявила о создании национально - территориальной автономии Алаш. Был разработан проект национальной государственности, положения которой раскрывают понимание национальными лидерами будущего политического устройства. Согласно ей, (раздел «Государственное устройство»): в федеративной, демократической республике, каждый его субъект будет политически самостоятельным, власть осуществляться народом [Әлихан Бөкейханов. Шығармалар. – Алматы, 1994. – 23-46, С. 259]. «Смысл демократии - во власти народа над государством. В федеративной республике - у государств, её составляющих, общие цели, но различно их обустройство», - давалось разъяснение демократического устройства в программе [Там же:С. 261].

В проекте утверждается осуществление законодательных функций парламентом и ответственность перед ним исполнительной власти. Указывалось, что президент как глава исполнительной власти формирует и контролирует кабинет министров, провозглашалось независимость судебной власти и введение суда присяжных при рассмотрении тяжких преступлений [Там же, С. 259-260]. В разделе «Основные права» партией были провозглашены:

1) равенство всех людей, независимо от религиозной, национальной принадлежности или пола;

2) политические права и свободы - свобода собраний, организаций, слова, печати;

3) неприкосновенность частной жизни, частной переписки людей;

4) запрет задержания человека без законных на то оснований и разрешения суда.

5) светский характер государства и свобода вероисповеданий. [Там же, С. 260].

Анализ проекта программы указывает на политический выбор национальных лидеров - демократическое развитие суверенного народа.

А. Букейханов выстпал за освоение казахским народом политического значения идей равенства, свободы и братства [Ел еркі өзінде. //«Қазақ» газеті. Бас редакторы Ә. Нысанбаев. - Алматы: «Қазақ энциклопедиясы». - 1998. – 560 с., С. 379-380]. А. Букейханов разоблачал лживость призывов царского правительства «облагородить степь», подверг обоснованной критике переселенческую политику царизма.

В издании газеты «Казах» приняли участие А.Букейханов, А.Байтурсынов и М.Дулатов. В статьях «Думские партии», «Дума и казахи» и других пропагадировались идеи земства, местного самоуправления.

Ахмет Байтурсынов в статьях«Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края», «Отчуждение киргизских орошаемых пашен» и других, писал, что традиционная форма хозяйствования казахов – кочевое скотоводство - не дань «природной лени» казахов, а единственная возможность выжить в условиях сурового и засушливого климата. В работе «Пособие по языкознанию» писал, что существуют разные формы освоения мира, эстетическое миропонимание – специфика казахского менталитета.

Исходя из принципа: «Чтобы ни случилось, будь всегда с народом», многие деятели Алаш-Орды признали Советскую власть и продолжили деятельность по защите национальных интересов казахского народа. Многие представители казахской интеллигенции, работая на ответственных должностях республиканского, губернского и уездного масштабов, трудясь в сферах издательства, периодической печати, науки, искусства, образования, литературы, способствовали развитию национальной литературы, культуры, науки, пробуждали национальное самосознание и историческую память народа посредством публикации героических эпосов, шедевров устного народного творчества, исторических литературных сочинений. В результате в те годы опубликованы - «История казахского народа» К. Кеменгерова, «Материалы к истории казахского народа», «Актабан шубырынды» М.Тынышпаева, «Исатай-Махамбет» Х. Досмухамедова, «История словесности» А. Байтурсынова, «История литературы» М. Ауэзова, романы и поэмы М. Ауэзова, М. Жумабаева, Ж. Аймаутова, Б. Майлина, И. Жансугурова, С.Сейфуллина и другие.

С. Садвакасов в 1928 году в статье «О национальностях и националах» рассматривая вопросы, касавшиеся межнациональных отношений в сфере государственного строительства, пришел к выводу, что, необходимо: 1) окончательно землеустроить коренное население; 2) временно прекратить колонизацию извне; 3) встать на путь рационализации сельского хозяйства и индустриализации национальных окраин, чтобы приблизить промышленность к источникам сырья. Достижение указанных целей, по его мнению, зависит от кадровой политики, коренизации государственного аппарата на национальных окраинах и рационализации бюрократии // Бурабаев М. С. Общественная мысль Казахстана в 1917-1940 гг. - Алматы: «Ғылым», 1991. - С. 248-250].

Увязывая разрешение национального вопроса с индустриализацией и кадровой политикой, С. Садвакасов поставил проблему модернизации общественно-экономической системы национальных республик. К сожалению, на тот исторической момент, реализовалась модель «перехода от докапиталистических отношений к социализму» согласно «теории больших жертв». В данной теории, проводниками которой были Ф.И. Голощёкин, защищалась идея о неизбежности жертв при переустройстве натурального хозяйства казахов в «социалистическое» - катастрофическое сокращение поголовья скота, упадок животноводческого хозяйства, продовольственные затруднения, массовый голод. Сторонники данной «теории» полагали, что всякая революция происходит за счёт деградации и разрушения экономики.

Практически вся казахская интеллигенция в годы «Великого террора» были обвинены в буржуазно-националистических настроениях, большинство из них были репрессированы, другие преследовались.

Концептуальные установки казахских просветителей относительно конкретного социально-экономического и политического наполнения будущего казахского автономизма, развития демократических институтов и учреждений, эволюционного пути развития общества опередили свое время.

Выводы: Кратко суммируя результаты духовно-интеллектуального развития социально-философской мысли, непосредственно предшествующей появлению социологии, резюмируем, появление социо­логии — объективный результат эпохи политических, научно-тех­нических и мировоззренческих революций XVI— XVIII вв.

 

Лекция №3. История социологии: классические и современные концепции

1 Генезис социологии в ХIХ веке.

2 Социология М. Вебера и Э. Дюркгейма.

3 Основные направления современной социологии

4 Социальные идеи казахских просветителей.

Цель занятия: дать представление об этапах развития и теоретических направлениях социологии, предпосылках её генезиса и парадигмальной структуре социологического знания.

Основные понятия. Этапы развития и направления социологии. Социология О.Конта, теория социальной статики и динамики. Концепция эволюции Г.Спенсера. Социологизм Э.Дюркгейма. Социология ХХ столетия – теория цивилизационных циклов А. Тойнби, П. Сорокина. Новая историческая социология: Р. Мертон, Н. Смелзер. Современный этап в развитии социологии в Казахстане.

 

Тезисы

1 Генезис социологии в Х IХ веке.

О.Конт (1798-1857) – автор термина «социология», основатель социологической науки. Автор «Курса позитивной философии» - 1830-1842гг. По его мнению, истинная наука должна быть аналогичной образцу естествоннонаучного знания, которую он определил термином «позитивное знание», отказаться от неразрешимых вопросов, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты доступные эмпирическому наблюдению. Социология завершает систему позитивного научного знания: математика-астрономия-физика-химия-биология-социология. Общество – такой же объект как солнце и другие природные феномены, разивающиеся по свои закономерностям, независимо от воли людей. Назначение социологии, в его трактовке, - познание объективных законов функционирования и развития общества. Социология должна была быть позитивной наукой, опираться на опыт, наблюдение.  Его методы в социологии: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнение. О. Конт надеялся, что социологическое знание будет противостоять радикальным революционным теориям, обеспечить эволюционное развитие общества, без катаклизмов и анархии.

Двумя главными категориями социологии, согласно О. Конту, являются социальная статика и динамика. Социальная статика предполагает пониманий условий установления и сохранения порядка общества в целом. Главный вопрос, который его интересовал – Как возможен социальный порядок? Понятия социальный порядок и прогресс, для него имели равнозначный смысл. Социальная динамика, в отличие от статики, изучает после­довательные этапы, которые проходит общество в своем развитии.

Таким образом, социальная статика – познание условий, обеспечивающих равновесие, порядок, организованность в обществе. Социальная динамика – теория общественного прогресса, позитивных социальных изменений. Социальный прогресс, по его мнению, выражается в подчинении «закону 3-х стадий исторического развития», проявляясь как интеллектуальная эволюцию человеческого сообщества. Первая  – теологическая стадия, в которой социальный порядок обеспечивается посредством авторитета религиозной веры, силой традиций, господство религиозного (некритического) типа мышления; вторая – метафизическая стадия, время крушения теологии и фундаментализма, пробуждения критицизма, подрывающий религиозные убеждения, распространения абстрактных идей метафизического разума, противопоставляемые исторической действительности. Третья -позитивная стадия, рационального типа мышления, используемого для практического преобразования общества, эпоха рационализации социального порядка, становления позитивной науки об обществе.

Ангдийский философ, позитивист Г. Спенсер – 1820-1903гг, сформировал три основных постулата структурно-функционального анализа:    функциональное единство общества; функционализм, полезность всех социальных явлений; функциональная необходимость. Он автор трудов – «Основания социологии», «Личность против государства» и др. Общество, согласно его идеям, - это структурно-функциональная система, где функции определяют структуру, подобно разделению функций между организмами живого тела. Общество – не биологический, а социальный организм, живые элементы которого свободны друг от друга, автономные и взаимосвязанные атомы (личности). Движущая сила развития общества – борьба за выживание и закон конкуренции внутри и между обществами (социал-дарвинизм). Он выступал за принцип стихийного общественного развития и невмешательства государства в решении социальных проблем. Закон эволюции – не прогресс, а процесс дифференциации и интеграции общества; эволюция – это переход от общества, где личность подчинена ей, к обществу, где общество подчинено интересам и потребностям личности, полагал ученый.

К. Маркс (1818-1883) – создатель теории исторического материализма. Труды – «Капитал», «Критика Готской программы». Общество развивается, функционирует в зависимости от типа общественных отношений, основанием которого являются экономические отношения, отношения собственности. Всесторонне исследовал особенности становления, развития и функционирования капиталистического общества.

Согласно учению К. Маркса, рабочие, т.е. люди, совершаю­щие трудовую деятельность при помощи орудий труда, средств производства, и сами эти средства производства, - являются про­изводительными силами общества, т.е. теми его силами, которые производят новые ценности, новые материальные и духовные бла­га. Именно собственность на средства производства выступает в качестве основы социальных отношений, которые возникают между работниками, а также между работниками и владельцами средств производства - капиталистами. Эти отношения, склады­вающиеся в процессе производства, называются производствен­ными отношениями. Движущая сила развития – действие закона несоответствия производительных сил производственным отношениям, смена которых происходит только революционным путем.

2. Социология М. Вебера и Э. Дюркгейма.

Социология Э. Дюркгейма. Труды – «Метод социологии», «Этюд о самоубийстве». Создатель французской социологической школы, концепций «социального факта», «общественной солидарности» и метода «социологизма».  Для Э. Дюркгейма, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок. Она столь же реальна, как и другие виды реальности - биологическая, экономическая, психологическая, и развивается в соответствии с определенными законами. Общество – реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. Общество создает индивида и является источником всех высших ценностей.

Социальные факты (типы поведения и мышления) не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. К социальным фактам относятся законы, обычаи, языки, денежная система, религия и т.д.

Методологический аспект метода «социологизма» состоит в сле­дующем:

а)   социология изучает особую социальную реаль­ность, основу которой составляют социальные факты; б) в основе социальной методологии должно лежать положение, согласно которому социальные факты рассматриваются как вещи.

По Дюркгейму, социальная солидарность - синоним общественного состояния, так как люди объединяются в общество вследствие взаимной потребности друг в друге. У Дюркгейма, общество предстает как ценностно-нормативная система, а социальное поведение регулируется определенным набором правил, которые являются для него обязательными, должными и желательными.

Социальная эволюция есть переход от общества с механической солидарностью, основой которого было сходство индивидов и их общественных функций, к обществу с органической солидарностью, основой которого становится функциональная взаимосвязь, усложнение разделения труда. Дюркгейм разработал теорию аномии. Аномия – состояние общества, для которого характерна слабость или отсутствие значимых для всех социальных норм. Теорию аномии Дюркгейм развивал в рамках объяснения самоубийства, самоубийство — социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом. Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида: Эгоистическое самоубийство - намеренный разрыв человеком своих социальных связей сообщества (Я-основная ценность). Альтруистическое самоубийство — возникает вследствие чрезмерной привязанности индивидак социальной среде. Аномическое самоубийство связано с недостатком социальных норм, связано с потерей ценностной системы в обществе. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией, которая, с его точки зрения, характерна для трансформирующихся обществ (например, переживающих быструю урбанизацию). Фаталистическое самоубийство — возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации», с чрезмерной зависимостью от общества.  

Типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Его вывод: Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств, утверждал он на основе анализе конкретного статистического материала. Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа

Анализ религии Дюркгейм считал религию общественным явлением. Он считал, что религиозные явления могли возникнуть только в обществе. В своем исследовании «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), Дюркгейм понимает религия как сферу человеческой деятельности, где, говоря о богах, люди подразумевают социальную действительность. Основные сочинения: «Элементы социологии» (1889), «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), «Социология и философия» (1924).

Социология М. Вебера (1864-1920) – основатель «понимающей социологии», автор теорий «социального действия», «идеальных типов», метода «понимания», представитель антипозитивизма. Настаивал на необходимости анализа субъективно-личностной стороны общественной жизни, т.к. социальные явления, структуры и институты образованы действиями людей, имеющих свои интересы и цели. Выделил типы социального действия - традиционные, аффективные, ценностно-рациональные и целерациональные. М. Вебер определил власть как возможность навязывать свою волю другим и мобилизовать ресурсы для достижения цели, вопреки сопротивлению. Легитимность – это признание обществом законности существующих институтов власти. Источники легитимности, по М. Веберу: а) традиция (монархии); б) закон (светское государство); в) харизма (вера в чудесные качества; культ личности). Харизматическая власть востребована в эпоху переустройства общества и ситуации нестабильности.

       Причинные законы развития общества можно раскрыть на основе осмысливаемого понимания и конструирования «идеальных типов» - логических моделей социальных явлений. Труды – «О категориях понимающей социологии», «Протестантская этика и дух капитализма» и др. Вебер дал анализ капитализма как явления, порожденного влиянием культурного фактора – этическими требованиями протестантской религии. Макс Вебер полагал, что западноевропейский капитал - явление в истории уникальное, ибо не могут повториться протестантизм с его трудовой этикой, индивидуальные свободы, необычная экономическая структура, независимые университеты, наличие сильного денежного класса.

3. Основные направления современной социологии:

- Эмпирическая социология (сер.ХХв.), видные представители – У.Томас и Ф.Знанецкий, получили известность благодаря труду «Польский крестьянин в Европе и Америке», изучая проблему социальной адаптации иммигрантов создали биографический метод.

- Символический интеракционизм, Ч.Кули и Дж. Мид. Предмет изучения – социальное взаимодействие. Главная характеристика социального взаимодействия – использование символов, возникающие из необходимости координации поведения людей и из способности человека создавать символы. Ч.Кули – теория «зеркального Я».

- Индустриальная социология. Э.Мейо – автор доктрины «человеческих отношений», проведя экспериментальный анализ производственных отношений на электротехническом заводе, выявил фактор «группового давления», влияющего на производительность труда работников.

- Феноменологическая социология: (50-ые гг. ХХв.) А. Щютц (теория). Его основоположником является австрийский, а затем аме­риканский социолог Альфред Шюц. С точки зрения социологической феноменологической кон­цепции, социальная реальность - интерсубъективный мир, т.е. мир, созданный в процессе взаимодействия и взаимовлияния многих субъектов между со­бой. Предмет феноменологии – повседневное мышление и действие, представления о мире и человеке, принятые в повседневности и служащие ориентиром для людей.

Этнометодология: Г. Гарфинкель (прикладная социология). На­звание данного направления интегрировано их двух терминов: этно + методология. Таким образом, в этнометодологии универ­сализируются методы этнографии и способы организации повсе­дневной жизни людей в примитивных обществах и культурах. Метод анализа – изучение «фоновых ожиданий» людей, образы действий, идущие от морального порядка, воспринимаемые как само собой разумеющее. Выявляются через создание непривычных условий для субъектов анализа. Мотивация деятельности рождается в повседневном опыте индивида. 

- Структурный функционализм (2-я пол. ХХв.). Т.Парсонс, создатель теории социальной системы, и Р.Мертон (автор «ТСУ», понятий «функция», «дисфункция» и др.). Взамоотношения людей определяются функциями, все формы культуры имеют функциональные свойства, а институты функционально детерминированы.

- Конфликтология. В 60-х годах XX в. в широкую популярность приобрела социологическая теория конфликта, которая была выстроена в рабо­тах Л. Коузера, Р. Дарендорфа, К. Боулдинга, Л. Козера в проти­вовес преобладанию структурного функционализма. Теоретические истоки этой теории - в концепциях К. Маркса и Г. Зиммеля. Льюис Коузерсчи­тал, что конфликт представляет собой борьбу за ценности и пре­тензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в кото­рой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущер­ба или уничтожение соперника.

Другое направление современной конфликтологической социологии – неомарксизм, развивался под воздействием Франкфуртской школы социальных исследований, которая сложилась в Германии в 30-е гг. (Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Юрген Хабермас). Главная идея - отчуждение человека, стандартизация и обезличивание в современном обществе. Характерна также жесткая и беспощадная критика современного общества - и капитализма, и социализма; тотальное отрицание всякой идеологии.

В Казахстане вклад в развите социологии внесли Н.А Аитов, М.С Аженов, М.М. Сужиков, Р.Б. Абсаттаров, Л.А. Байдильдинов, Н.Ж. Байтенова, К.У. Биекенов, А.А Забирова, С. Жусупов, К.Г. Габдуллина, Л.Я. Гуревич, С.К. Калмыков, А.Калмырзаев, А.Х. Қасымжанов, А.П. Коновалов, В.Д. Курганская, Г.В. Малинин, К.М. Марданов, А.Н. Нысанбаев, Н.В. Романова, С.Т. Сейдуманов, К.Л. Сыроежкин, М.С. Садырова, М. Тажин, З.К. Шаукенова и другие. В фокусе исследований отечественных социологов – межэтнические и межконфессиональные отношения, культура, глобализация, политика, социология города, труда, социология образования, религии.

Вывод: В социологии существуют пять основных парадигм – исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, которые различаются в зависимости от того, как теоретики понимают социальную реальность.

1. Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. В ее рамках выделяются два противоположных теоретических направления – функционализм и теории конфликта. К данному направлению принадлежат такие известные социологи, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.

2. Парадигма социальных дефиниций возникла благодаря работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людей социальных фактов. К данной парадигме относятся символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология (А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман).

3. Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена (Б. Скиннер, второй – Дж. Хоманс). В данной парадигме поведение человека понимается как соответствующая реакция на определенные внешние стимулы.

4. Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения З. Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается через призму конфликта индивида и общества. Наиболее известные представители – Э. Фромм, Г. Маркузе, Ф. Райх.

5. Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. Приписывание ведущей роли в общественном развитии производственно-экономическим факторам дают основание причислить его к экономическому детерминизму.

 

 

Лекция №4 Тема: 3. Общество, социальные институты и взаимодействия.

Цель занятия: дать представление о многомерности социальной природы общества и социального познания, определение качественных характеристик социальных систем, раскрыть сущность институциональной природы общества, их влияние на структурирование и стабильное развитие общества.

1.Общество как социальная система.

2.Социальные институты: понятие, функции, признаки. Влияние социальных институтов на модернизацию казахстанского общества.

Основные понятия. Понятие общества и системный подход. Принципы функционального подхода к анализу общества и социального детерминизма (Г. Спенсер, Р. Мертон, Т. Парсонс). Общество как коммуникативная и самореферентная система: Н. Луман. Концепция «жизненного мира» Ю. Хабермаса. Понятия «синергия», «флуктуация» (Г. Хакен, А. Пригожин). Социальные институты: понятие, функции, признаки. Теоретические подходы анализа социальных институтов. Типы и структура институтов

Тезисы

1. Общество как социальная система

Общество – исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми и общностями, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. Общество — это группа людей, живущих на одной территории, подчиняющихся единой системе политической власти и осознающих свою идентичность, отличную от других групп, соседних с ними (Э. Гидденс).

В социологии существуют различные подходы к пониманию сущности общества. В середине XIX в. стали складываться представления об обществе как объективной реальности, развивающейся по своим законам. К. Маркс рассматривал его как особую социальную форму движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития. Его специфика как социальной реальности состоит в том, что оно выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. В основу понимания общества как социальной реальности был положен принцип материалистического детерминизма. Развитие общества он понимал как последовательную смену общественных формаций. Обоснование общества как объективной социальной реальности сформулировал Э. Дюркгейм. Он считал объективными социальными фактами не только материальные, но и духовные элементы общества (коллективные представления, чувства, верования, солидарность). У М. Вебера общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социального, то есть ориентированного на других людей действия.

Человеческое сообщество как социетальная система, состоит из совокупности социальных систем. Общество присущи такие особенные черты, как самостоятельность, целостность, саморегулирование, самовоспроизводство, саморазвитие, устойчивость, адаптивность. Элементы социальной системы общества: социальные связи и отношения, нормы, социальные общности, группы, статусы и роли, социальные институты, организации.

       Уровни общества образуют:

1) статусы и роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Статус – позиция индивида в социальной структуре общества; роль – модель поведения, ассоциируемая со статусом

2) Социальные институты – совокупность статусов и ролей, необходимых для удовлетворения каких-либо потребностей;

3) Нормативный порядок, реализуемая через культуру и политическую власть. Социальная норма – это общепринятые правила, выражающие требования общества к индивидам.

       В социологии общество рассматривается с точки зрения её основных социальных характеристик. Понятием «система» означается целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях друг с другом. Понятие «целостность» общества означает производность свойств элементов от системных качеств самой системы. Согласно основной идее теории систем, комплексное целое состоит из множества элементов, которые объединены различными взаимосвязями и обособлены от того, что их окружает, какими-то границами. На макроуровне в качестве систем может рассматриваться - глобальное общество (человечество), на среднем уровне (мезоуровень) - национальные государства и региональные политические или военные союзы, на микроуровне - локальные объединения, ассоциации, фирмы, семьи, компании друзей и т.д.

По социальному составу различают социально-демографическую, социально-профессиональную, социально-территориальную, социально-этническую структуру общества. Уровни социальной организации общества:

· Индивиды, общности, группы. Общность – совокупность людей, объединенных на основе сходства жизненных условий, единства культурных ценностей, норм, самоидентификацией. Социальная группа – совокупность взаимодействующих людей, воспринимаемые другими как некое сообщество.

· Социальные институты и организации. Институты – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации социальной деятельности людей в целях удовлетворения конкретных потребностей людей на основе определенной системы статусов, ролей, ценностей, норм. Организация – способ упорядочения и регулирования деятельности индивидов и групп для эффективного выполнения общей задачи; группа людей, ориентированная на достижение фиксированной цели, реализация которой требует совместных усилий.

· Иерархия социальных позиций - статусов, и социальных функций - ролей, выполняемых ими.

·  Совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание деятельности (поведения) элементов данной системы.

· Социальные действия, взаимодействия, связи и отношения.

Основные признаки общества в классической социологии по Э.Шилзу: общество не является частью более крупной социальной системы; имеет постоянную территорию, которую считает своей собственной; обладает собственной системой управления; имеет собственное название и историю; существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; объединено общей системой ценностей, норм, традиций, являющихся частью самобытной культуры; пополняется в основном за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.

В социологии к современным трактовкам общества относится функциональный подход, который представлен в теории действия социальной системы Т. Парсонса. Его теоретический подход обращает внимание на проблемы целостности, организации и функционировании социальных систем. Функционирование общества – это процесс воссоздания структур, функциональных связей, способность системы поддерживать взаимодействие с окружающей средой. Представители школы теории систем, в частности Талкотт Парсонс (1902-1979), считали понятие «система» не только ключевым, но и универсальным.

Системно-функциональный анализ общества. В социологии системно-функциональный анализ общества концептуально представлен в теории социальной системы Т. Парсонса, которая развила положения О. Конта и Г. Спенсера. Т. Парсонс в работах «Структура социального действия» 1937г. и «Система современных обществ» 1951г. определяет общество как новый вид социальной системы, как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. Он рассматривает общество в двух аспектах: 1) как структуру; 2) как совокупность действий людей. Его основные части – субъекты действия – акторы; ситуационное окружение действующих субъектов, определяемое из 4-х факторов: а) природа или биологический организм; б) система личности; в) культура; г) социальная система или общество.

По его мнению, общество как система может функционировать при выполнении следующих требований (функций): 1) она должна обладать способностью к адаптации в изменившихся условиях, уметь организовывать и распределять внутренние ресурсы; 2) должна быть целеориентированной, способной к постановке основных задач и целей и достигать их; 3) должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами и снимающих напряжение в системе; 4) обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений. Отсюда функции социальных систем – адаптации, целедостижения, мотивации, интеграции – поддержка целостности и связанности системы, её стабилизация. Культурная система занимает особое место, вялясь регулятором по отношению к обществу, личности и природе и фактором упорядочения деятельности людей.

Р. Мертон внес существенные изменения в теорию функционирования систем:

1)однотипные функции могут быть свойственны разным структурам;

2) однотипным структурам могут быть свойственны разные функциональные свойства;

3) дисфункция также закономерна, как и функция;

4) функциональные явления в одной системе, могут быть дисфункциональны в другой.

Современные трактовки общества: Н. Луман, П. Бурдье. Н. Луман - представитель постмодернистской социологии (1927-1999), трактует в системной теории («Общество, интеракция, солидарность») общество как сложную систему, обладающую способностью соотноситься не только с окружающим миром, но и с самим собой. Это способность к символическому самоописанию. Общество способно отличать себя от внешней среды и воспроизводить границу. Это самовоспроизводящаяся и самореферентная система. Самореферентность – включение самого себя в предмет рассмотрения. Общество – относительно автономна, т.к. может сама себя организовать и выстроить собственный порядок и построение собственных структур собственными системными процессами. В процессе развития социальная система переживает тир этапа – сегментацию, стратификацию, функционализацию. Элементы системы – это информация, различия, имеющие важное значение для развития системы, благодаря которой осуществляется процесс коммуникации между своими различными частями. Коммуникация создает социальную реальность, и внутри её подсистем каждая из них – особая коммуникативная система с особом кодом, которая актуально только для её функционирования. Для политики – это власть, для правовой – закон, науки – истина, экономики – деньги и т.п. Коммуникативные системы оперативно замкнуты на себя, на свой код. Результат – интегративно-дезинтегративные изменения. 

П. Бурдье рассматривает общество как совокупность отношений, складывающихся в различные поля, каждая их к-ых имеет специфические типы власти. Ввел понятие «габитус» - структурированное социальное отношение, система долговременных групповых и индивидуальных установок, функционирующих как матрицы постановки целей, решения задач действий. Габитус, структурируя мышление и поведение, воспроизводит социально-культурные правила, стили жизни различных групп.

В социологии приняты следующие теоретические концепции социальных изменений:

1) эволюции или модели «прогресса», в которой линейное время течет необратимо от прошлого к будущему - Г.Спенсер, Э. Дюркгейм, Д. елл. Эволюция, считал О. Конт, - это эволюция методов получения и накопления знаний. Г. Спенсер рассматривал её как универсальный процесс развития от простого к сложному, происходящий в природе и обществе. Для Э. Дюркгейма, направление эволюции – углубление разделения труда, дифференциации ролей, задач, усложнение социальных связей, переход от механической солидарности к органической. Прогресс - переход социальной системы на новую качественно более высокую ступень развития (К.Маркс, Д.Белл).

Революционное развитие – быстрое, предполагающее коренное качественные изменения всей социальной системы (Марксизм). Марксизм определяет типологию общества исходя из способа производства: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическая. К. Поппер классифицировал общества на закрытые (стабильная структура, низкая мобильность, традиционализм, коллективизм, авторитарная система управления) и открытые (динамичная структура, высокая мобильность, способность к инновациям, критицизм, индивидуализм, демократия, плюрализм).

Таблица «Сравнительный анализ подходов к представлению «социальная система». Источник: В. В. Токарев, Н. В. Дулина . Общая теория систем и ее отношение к социологии. // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. / ВолГТУ. - Волгоград, 2006. - №6(21) - С. 32-37.

       В 50-х гг. ХХ в. эволюция понимается мультилинейно, включающая разнообразие типов и форм (Герхард и Жан Ленски, Т. Парсонс). Во второй половине XX в. в западной социологии трудами Д. Белла, Р. Арона, Э.Растоу, Ж. Фурастье, А. Турэна, Дж. Гэлбрейта, 3. Бжезинского, О. Тоффлера и другими создана трехступенчатая типология обществ. Согласно этой типологии человечество в своем истори­ческом развитии знает такие типы обществ (цивилизаций): аграрно-ремесленный, индустриальный и постиндустриальный.

Концепции циклического волнообразного (О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, Н.Гумилев) рассматривает циклический тип развития - тип изменений, протекающих во времени и пространстве, в ходе которых система принимает новые состояния, подобные, но не тождественные прошлым. В них подчеркиваетя идея многолинейности развития общества и культуры, цикличность процесса развития. Каждая культурная сверхсистема, по мысли П. Сорокина, представляет собой единство, все составные части кото­рого пронизаны одним основополагающим принципом и выража­ют одну, но главную, ценность. В общей ткани социодинамики культуры существуют три основных типа - чувственный, идеациональный и идеальный.

В трактовке синергитеческой  модели общества динамика сложных систем не детерминировано прошлым и настоящим состоянием, спонтанно и непредсказуемо (Г. Хакен, А. Пригожин). В ней акцент делается на проблеме выбора обществом следующего пути. Она исходит из того, что в процессе развития есть ряд критических точек – бифуркаций («социальных кризисов»), которые служат границей перехода от одного социального состояния к другому. Они также – альтернативы развития, и у людей есть выбор векторов развития. На разных фазах процесс развития могут осуществляться разные варианты. Отличительные черты этих кризисных состояний: а) крайняя неустойчивость; б) временный характер данного состояния, т.к. любая система стремится к определенности; в) случайность выбора дальнейшего направления развития из «поля возможностей».  

Глобализация – качественно новое состояние развития человечества, выражающееся в таком уровне взаимодействия и взаимозависимости стран и культур, который свидетельствует об общепланетарном характере социальных процессов и формировании единой общечеловеческой цивилизации.

2.Социальный институт: понятие, структура и типология.Один из важнейших элементов социальной системы – социальные институты. Автором термина является Г. Спенсер. Вклад в теоретическое изучение социальных институтов, их роли и структуры внесли О. Конт, Г. Спенсер, Т. Парсонс, Р. Мертон.

Социальный институт - это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации деятельности людей в целях удовлетворения конкретных потребностей на основе определенной системы статусов, ролей, ценностей и норм. Институты задают образцы наших действий и формируют наши ожидания. Развитие общества во многом идет через развитие социальных институтов. Чем шире институционализация сфер деятельности в системе социальных связей, тем больше возможностей у общества для успешного функционирования и развития. Многообразие социальных институтов и их развитость – критерий зрелости общества и их способности удовлетворить разнообразные потребности общества.

Социальный институтэто также организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества (С. Фролов). Это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, установок, регулирующих человеческую деятельность и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Социальные институты – это социальные факты, «вещи», которые нельзя игнорировать, преобразовать по прихоти и убрать. Они поощряют нас, пока мы придерживаемся их предписаний. При выходе индивида за их рамки в обществе имеется арсенал органов контроля и принуждения. Любая сфера деятельности людей – экономика, политика, спорт и т.д., организована по определенным правилам, следование которым контролируются. Институты обеспечивают предсказуемость действий и поведение людей, стабильность и устойчивость социальных связей и структуры общества.

 Структура социальных институтов формируется из её цели и функции, сети статусов и ролей, социальных норм. Понятием «функция» института определяется реализация той общественной потребности и цели, ради которой он создан. Ожидаемые и необходимые функции, которые входят в намерения и осознаются участниками института, названы в социологии Р. Мертоном явными. Они фиксируются в кодексах, уставах, конституциях, закрепляются в ролях и статусах. Процедуры их осуществления – формализованы и подконтрольны обществу (выборы и т.п.). Они реализуют общественную пользу. Латентными функциями названы ненамеренные и неосознаваемые последствия социальных действий, которые обеспечивают индивидуальную пользу.  

       К явным функциям социальных институтов относят (С.Фролов):

1. адаптационную – обеспечение приспособляемости общества к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды (природной, социальной, исторической);

2. Социализирующую – формирование и развитие личности, усвоение ею социальных ценностей, норм и ролей, реализация ею социального статуса;

3. функцию определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений – стандартизации социального поведения через систему правил и норм, делающие её предсказуемой, обеспечивая  социальный контроль за её поддержанием.

4. регулятивную – регуляция связей и отношений путем формирования ценностей, норм и образцов поведения;

5. интеграции – обеспечение солидарности и сплоченности общества, увеличение объема и частоты контактов путем процессов взаимной ответственности и взаимозависимости индивидов, групп, общностей через воздействие норм, санкций и системы ролей. Санкции – это система вознаграждений и наказаний за поддержание определенных норм.

6. коммуникативную - распространение и освоение информации внутри института и во взаимодействии между институтами с целью управления и контроля за соблюдением норм.

7. транслирующую – передача социального опыта.

Статусы – социальные позиции индивидов в социальной структуре общества. Ролиобразцы поведения, закрепившиеся, утвердившиеся как целесообразные для людей данного статуса в данном обществе; ориентированные на статус образцы поведения. Для семьи – это статусы отца, матери, ребенка. Политические роли – законодатель, субъект права, т.п. Экономические – работодатель, работник, потребитель, продавец, собственник. Функции институтов могут быть реализованы благодаря формированию их статусно-ролевой структуры. Ценности – абстрактные идеи о правильном и неправильном, должном и недолжном, социальные идеалы общества. Они являются основанием социальных оценок. Способом закрепления ценностей являются нормы. Социальные нормы – это требования, ожидания, предписания и пожелания соответствующего поведения, регулирующие взаимодействия между людьми. Они упорядочивают поведение, регулируют и стандартизируют отношения, утверждают обязательные ценности, этику действий, формируют этическую основу мотивации деятельности людей. Они служат эталоном действий, регулируют социализацию, интегрируют общество, обеспечивают социальный контроль. Их нарушение, и поддержание регулируются применением санкций. Например, юридические нормы – это формализованные законы, религиозные нормы – религиозная догматика, этические нормы – моральные предписания.

Основа возникновения института - социальная потребность, без удовлетворения которой, невозможно нормальное устойчивое функционирование общества. Институты – это механизм, обеспечивающий условия, способы, формы «безусловной» их реализации. Внешне институты выглядят как совокупность учреждений, организаций, обладающих определенными средствами и осуществляющие конкретную деятельность по их исполнению. Внутренняя стороння института – это набор целесообразно ориентированных стандартов поведения, деятельности. Понятием «функция института» определяется реализация той потребности, ради которой он создан. Ожидаемые и необходимые функции названы в социологии Р. Мертоном явными. Они фиксируются в кодексах, уставах, конституциях, программах, закрепляются в ролях и статусах. Процедуры её осуществления – формализованы, подконтрольны обществу (собрания, выборы и т.д.).

Факторы эффективного функционирования институтов (Я. Щепаньский):

Четкое определение целей, задач и объема функций;

Рациональное разделение труда и рациональная организация внутри института ;

Степень деперсонализации действий и объективации функций, ролей, выполняемых индивидами от имени общества, соответствия поведения членов института общим нормам ;

Признание и престиж института в глазах групп, общностей и общества ;

Бесконфликтность включения института в общество.

Институты – индикаторы социальной стабильности и уровня развития общества. Если функции институтов – ясны, доступны, четки и конкретны, то это – показатель стабильности института. Неясность, неконкретность, неисполнимость функций социальных объектов - указатели нестабильности их функционирования. К дисфункциям Я. Щепаньский относит: 1. недостаток квалифицированного персонала, ресурсов, организационная чехарда; 2. неясность целей, неопределенность функций; 3. падение авторитета, престижа функции; 4. персонализацию функционирования.

       Источники развития социальных институтов:

  1. эндогенные факторы – реорганизация, углубленная специализация функций, учреждений, внутренняя дифференциация. Ведут к повышению и усложенению шаблонов контроля;
  2. экзогенные факторы – воздействие культуры, или деятельности субъектов.

Н. Луман выделил в качестве тенденции развития современного общества сегментацию его институтов – процесс умножения числа институтов, вызванное специализацией её функций. 

Институционализация - процесс, когда некая общественная потребность осознается и для её реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.  

Известный социальный исследователь Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации:

1) потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

2) потребность в производстве продуктов и услуг;

3) потребность в распределении благ (и привилегий);

4) потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;

5) потребность в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);

6) потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

Образование социального института предполагает последовательность институционализации и необходимость особых условий:

1) возникновение некой потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, осознаваемой многими индивидами – это главная предпосылка появления нового института;

2) формирование системы целей, функций, действий, реализующие эту потребность;

3) Чтобы институт мог выполнить свою цель, он должен иметь ресурсы (материальные, трудовые, организационные), которые должны стабильно пополняться.

4) Для самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих к этому институту.

Институционализацияпроцесс возникновения, формирования и развития социального института; процесс определения и закрепления норм, правил и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некой общественной потребности. Процесс состоит из этапов:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных усилий;

2. формирование общих целей, системы функций и действий, реализующих эту потребность

3. появление норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5. институционализация норм, правил, процедур, их принятие и практическое применение;

6. установление системы санкций для поддержания норм и правил;

7. создание системы статусов и ролей. Финал процесса институционализации – создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры.

Важный компонент институционализации – создание материальной, финансовой и ресурсной (организационной, трудовой) базы для реализации цели института, которая должна стабильно пополняться. Для самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей данного института.

Любая сфера деятельности людей – экономика, политика, спорт и т.д., организована по определенным правилам, следованием которым контролируются. Институты охватывают все сферы деятельности общества. К основным видам институтов относят следующие:

1.Экономические институты – они обеспечивают совокупность производства, распределение и обмен общественного богатства. Например: хозяйственные объединения, собственность, труд.

2. политические институты – обеспечивают воспроизводство законов, правил, стандартов, определенные формы политической власти, стабилизируют социально-классовые структуры. Например: государство, партии, власть, общественно-политические организации.

3. семья – обеспечивает воспроизводство, воспитание и социализацию индивидов.

4. образование – социализация индивидам к базисным ценностям и практикам.

5. религия – удовлетворение духовных потребностей индивидов

6. социокультурные – воспроизводство культуры и институтов, социализация индивидов в определенную субкультуру.

Важной категорией, связанной с динамикой общества, выступает социальное действие.В социологии, в отличие от психологии, субъектами социального действия выступают не только и не столько индивиды (если индивид признается субъектом действия, то лишь как представитель большой социальной группы), сколько социальные группы и общности (нация, семья, рабочая бригада, группа подростков, личность), а, к примеру, субъектами политического действия – граждане, политические партии, лоббистские группы, группы давления, политическая элита, государство, различные ветви власти и др., а на глобальном уровне – в  мировом сообществе – национальные государства, международные организации, например ООН, НАТО, межнациональные корпорации и т.д. Субъектов социального действия именуют еще акторами.

Вывод. Социальные институты есть формы реализации социальной потребности и возникают как результат взаимодействия людей, это также типы отношений, востребованных обществом. Институты – индикатор социального развития. Их функциональные характеристики отражают степень интституционализации социальных явлений, организаций и уровень социальной стабильности. Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 715; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!