Занятие №2: Основные этапы становления и развития социологии (предыстория и социально-философские предпосылки).
Цель: рассмотреть социально-философские предпосылки становления и развития социологии
Античный этап в развитии социологии
Социально-философские концепции Нового Времени.
Основные понятия: Социальные взгляды античных философов. Социологические взгляды Социально-философские концепции философов Нового Времени. Социологические взгляды Казахского Просвещения: Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, А. Байтурсынов, А. Букейханов и другие.
Тезисы
Появление социологии — это объективный результат эпохи политических, научно-технических и мировоззренческих революций Нового Времени, социально-философского наследия прошлых веков.
Античный этап в развитии социологии. Аристотель и Платон. Впервые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат крупнейшим древнегреческим философам – Платону (428/427-348/347 до н.э.) и Аристотелю (384-322 до н.э.).
Социальные взгляды Платона отражены в диалоге «Государство». Его идеал – иерархически организованное общество, поделенное на три сословия: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону, обусловлена только происхождением. Платон считал, что управлять обществом могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, – мудрецы и философы, интеллектуальная элита, управляющая в соответствии с принципами разума и целесообразности. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему. Так устанавливается порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий (социальное разделение).
|
|
У Аристотеля идеал общественного устройства – «полития», в котором опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие, «золотая середина во всем – нравах, интересах («Политика»). В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного». Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития.
Аристотель учил, что законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Главная движущая сила в жизни людей – любовь к собственности как выражение любви к себе. Аристотель превозносит общество, в котором преобладает зажиточное среднее сословие, заинтересованное в политической, экономической социальной стабильности.
|
|
Социально-философские концепции Нового Времени XVI- XVIII вв.
Эпоха Нового Времени, Просвещения – время рождения важнейших социально-философских конструкций – идеальных общественно-политических устройств, воплощенных позже в практике социально-политической жизни европейских государств.
Никколо Макиавелли (1469-1527) мыслитель Нового времени создал оригинальную теорию общества и государства. В произведении «Государь» он смоделировал принципы эффективного политического лидерства, законы поведения правителя, желающего добиться успеха.
Закон первый: действиями людей правит честолюбие и стремление к власти. Чтобы добиться стабильности общества, надо выяснить, какой социальный слой более честолюбив: желающие сохранить то, что имеют, или желающие приобрести то, чего у них нет. Оба мотива одинаково разрушительны для государства, и для поддержания стабильности оправдана любая жестокость. Закон второй: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые, но зло – признак твердости. Отсюда совет: чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы ее удержать, надо быть жестоким. Закон третий: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. По имени философа политика, оправдывающая использование любых средств ради достижения цели получила название «маккивиализм».
|
|
Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626) начинал с критики религиозной схоластики и в качестве цели научного знания Бэкон провозгласил господство человека над природой: «Знание — сила». В философском сочинении «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620) Бэкон обосновал эмпирический метод исследования природных явлений, описал различные виды опытного познания, разработал основные закономерности индуктивного познания природы.
Французский философ Томас Гоббс (1588-1679) разработал в произведении «Левиафан» теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Он считал, люди рождаются неспособными к общественной жизни, естественное состояние людей, «война всех против всех», борьба за существование. Гражданское общество порождено заботой о собственной безопасности, страх заставляет людей создать общество, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную защищенность от враждебных действий других на основе законах, признаваемых всеми. Государство – наилучший способ удовлетворения такой потребности. Гоббс доказывал, что государство создано самими людьми посредством взаимного согласия, «договора». В результате общественного договора граждане добровольно ограничивают личную свободу в пользу суверена - абсолютного монарха, получая взамен надежную защиту. Гоббс выступает против народного суверенитета, считая наилучшей формой правления монархию.
|
|
Джон Локк (1632—1704), английский философ утверждал в рабоет «Два трактата о правлении», что у человека нет врожденного различения добра и зла, оно возникает лишь на основе опыта. В теории договорного происхождения государства «естественным состоянием» Локк выдвинул идею разделения властей как основы политического конституционного устройства, «объединение в единое политическое общество» может и должно происходить не иначе, как посредством «одного лишь согласия». А это, по мнению автора, и есть «весь тот договор, который существует или должен существовать между личностями, вступающими в государство или его создающими». Жан Жак Руссо (1712-1778) в труде «Об общественном договоре» разработал концепцию «естественного порядка», который благодаря общественному договору превращается в «порядок позитивный». Руссо считает, что человек по своей природе добр, свободен и самодостаточен. Первобытное состояние человеческого сообщества характеризуется свободой и равенством всех, «золотым веком». Беды человечества возникают по мере усиления присвоения всего немногими, которые заключают с неимущими общественный договор, основанный на неравенстве и несвободе неимущих. Потому народ имеет право «сбросить с себя ярмо» и «вернуть себе свободу», поскольку рабство противно природе человека, считал философ. Основой политической теории Руссо является учение о народном суверенитете как осуществлении общей воли, источника законов: «только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо».
Итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668—1744) в работе «Основания новой науки об общей природе наций»выдвинул циклическую теорияю развития государства, утверждал, что человеческая история — это «дело рук» самих людей, и все без исключения народы в силу объективных законов проходят три стадии в развитии общественного уклада. Первая — это «период богов», эпоха абсолютного господства религии над умами людей; затем наступает «период героев», т.е. эпоха аристократии; наконец, в третий, «человеческий период» общество достигает своего высшего развития. Третью стадию Вико отождествляет с капитализмом.
Шарль Луи Монтескье (1689—1755) в работе «О духе законов» за цепью событий видел закономерности, которым эти события подвластны. Людьми управляют климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; таким образом образуется дух народа (теория географического детерминизма). Изучая влияние климата, географической среды, численности населения на различные аспекты социально-политической и экономической жизни, выдвинул идею, что характер политического режима зависит от размеров территории, занимаемой государством. Монтескье считал, что республика по своей природе требует небольшой территории, монархическое государство должно быть средней величины, а обширные размеры империи – предпосылка для деспотического управления.
Наиболее значимы его идеи о разделении властей и трех видах правления (демократия, аристократия, деспотия), которые легли в основу политического устройства современных буржуазно-демократических государств.
Возникновение социологии невозможно представить без влияния идей Сен-Симона (1760-1825). Сущность философских взглядов Сен-Симона составляют две идеи — идея закономерности, объективности развития природы, общества и идея прогрессивного развития человечества. Суть этого процесса — в переходе просвещенного класса от идеи многих частных законов к идее единого закона, управляющего людьми.
Сен-Симон первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества, впервые разделил на теоретическом уровне понятия «гражданское общество» и «государство», ввел термины «индустриализация», «индустриальное (промышленное) общество». Идеи Сен-Симона получили развитие в ряде современных социологических концепций.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 370; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!