Культура и социальная структура.



Выдающийся американский социолог Т. Парсонс провел четкие различия между социальным и культурным. Социальное – это реальная социальная жизнь. А культурное – это представления людей о реальности. Анализируя культурные процессы, он вывел понятие генерализованной ценности господствующих идейных представлений. В каждой культуре присутствуют универсальные элементы,  Дж. Мердок - общие черты, свойственные всем культурам: Язык как символика и смысл действий (знаки и значения). Смыслы и значения, содержащиеся в языке порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру; Ценностная система как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий, предпочтительные для индивида или группы значения явлений, представления людей о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности); Символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям; Типичные связи и взаимодействия (родственные, функциональные, ритуальные и др.); Образцы и эталоны поведения. Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

Нормы и образцы поведения, которые закрепляются в обществе в качестве способных удовлетворять основные потребности, ожидания и предписа­ния общества, называются институционализированными. Выбор же средств достижения целей, санкционированных норматив­ной культурой, ограничивается институционализированными  нор­мами. Следует различать явно предписываемые и просто предпо­читаемые, разрешаемые и запрещаемые обществом образцы

Формы взаимодействия разного типа культур:

Культурная ассимиляцияполное или частичное поглощение культуры одного народа другой культурой, чаще всего путем её завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабощенного этноса в этносе поработителя;

Аккомодациявынужденное приспособительное освоение языка другой культуры;

Культурный отбор – избирательное и добровольное освоение ценностей другой культуры.

В процессе влияния «чужой» культуры индивид может испытывать культурный шок – стрессовое воздействие иной культуры на человека или общество; разрушение устоявшихся социальных условий в результате столкновения с другой культуры.

Среди культурных процессов следует выделить этноцентризм и релятивизм. Этноцентризм определяется Э. Гидденсом как «восприятие идей и практик других культур в терминах собственной культуры» (Учебник, С.537). Этноцентрические суждения не позволяют справедливо оценивать другие культуры.

Вывод: Культура - это убеждения, ценности и выражающие их символы (включая искусство и литературу), которые являются общими для группы и служат упорядочению опыта и регулированию поведения ее членов.

Лекция № 9. Глобальные проблемы социальной жизни и общечеловеческие ценности.

1. Причины формирования и содержание глобальных проблем современности

2.Пути и возможности решения глобальных проблем

3. Антиглобализация.

Цель: раскрыть феномен «глобальных проблем современности», источники их формирования, типологию, рассмотреть пути их разрешения.

Основные понятия: глобальные проблемы современности,научно-техническая революция, проблема «человек-природа», проблема «человек-система».

 

ТЕЗИСЫ

Причины формирования и содержание глобальных проблем современности

Одна из характерных особенностей современного мира - обострение глобальных проблем, которые выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества. Сам термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г. По характеру глобальные проблемы современности различны: от угрозы ядерной войны до экологической катастрофы, от растущего раскола мира на «богатые» и «бедные» страны и народы до необходимости поиска новых источников энергии. Глобальными являются проблемы, которые по своей сути, затрагивают интересы всего человечества; приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы Земли; создают реальную угрозу для будущего человечества; требуют для своего решения международного сотрудничества в самом широком масштабе. Термин «глобальный» имеет три значения: повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов; значительный, масштабный; общий, всеобъемлющий. Глобальные проблемы современности имеют общечеловеческий характер в самом широком смысле этого слова, ибо они затрагивают интересы всего человечества, влияют на будущее человеческой цивилизации.

Глобальные проблемы представляют собой причудливое переплетение на общепланетарном, общемировом и общечеловеческом уровне социально-экономических, политико-идеологических, культурных, биосоциальных и социоприродных противоречий в современном мире.

Профессор Калифорнийского университета М. Кастельс определяет глобализацию как «новую капиталистическую экономику», реализующуюся через «сетевые структуры» менеджмента, производства и распределения. Идеология глобализма может выступать в виде идеймондиализма - течения политической мысли и разновидности геополитической практики.Основная линия всех мондиалистских концепций и проектов - формирование единой мировой системы под стратегическим доминированием Запада, руководствующегося в его осуществлении гуманистическими ценностями.

Наиболее известными мондиалистскими теориями, разработанными после окончания «холодной войны», стали концепции Фрэнсиса Фукуямы и Жака Аттали. Аттали считает, что доминация на планете единой либерально-демократической идеологии и господство рыночной системы вместе с развитием информационных технологий приводит к тому, что мир становится единым и однородным, он реструктурируется в соответствии с требованиями геоэкономики, которая подходит к политической реальности так, как если бы мировое правительство уже существовало. Этот автор выделяет в едином мире три важнейших региона - американский, европейский и тихоокеанский, к которым будут «притягиваться» менее развитые и расположенные поблизости пространства.

Э. Гидденс в работе «Девять тезисов о будущем социологии » в середине и во второй половине 1980-х гг., раскрывает три основные характеристики современного ему мира. Первая характеристика — развитие административной власти, в первую очередь государства, включая в особенности использование информационных ресурсов. Вторая характеристика — развитие военной власти. Формирование современных государств очень тесно связано с военной властью и войнами. Распад традиционного мира под натиском современности не является следствием капитализма, или индустриализма, или даже концентрации административных ресурсов в руках государства. Это — совокупный итог всех процессов в сочетании с современными способами использования военной силы и ведения войны. Наконец, третья характеристика современного мира — измерение его культурой, которая выступает как отражение капитализма или индустриализма. Э. Гидденс рассматривает глобализацию как явление, которое затрагивает каждодневные интересы человека. Глобализация трактуется английским социологом как интенсификация социальных отношении всемирного характера, которые связывают находящиеся на удалении друг от друга локальные контексты жизни так, что процессы и события, происходящие в одном месте, обусловливают процессы и события, происходящие далеко от них, и, наоборот, сами обусловливаются ими.

Глобализация характеризуется Гидденсом как естественное продолжение модерна в новых социально-экономических и политических условиях 1990-х гг., или условиях позднего модерна. При этом он говорит о пяти основных чертах глобализации.

Первая — это возникновение глобальной взаимосвязанности экономических процессов, где, как уже отмечалось выше, существенную роль сыграли транснациональные корпорации. Вторая — это появление новой системы международных отношений между нациями — государствами. Третья черта определяется складыванием нового мирового военного порядка — с учетом того обстоятельства, что современное вооружение и военная сила приобретают глобальный характер, превращая локальные вооруженные конфликты во всеобщие. Четвертая означает дифференциацию и разделение труда между различными странами и частями планеты. Наконец, пятая черта, которая сегодня становится одной из наиболее значимых и обсуждаемых, — «культурная глобализация». Она означает бурное развитие технологий коммуникации, глобальный трансфер культурных ценностей, реальных достижений в области культуры, вкусов.

Причины возникновения глобальных проблем - исторический процесс развития человечества, отношения человека и окружающей его среды (система «человек – природа»): отношения между людьми в обществе, социальные отношения.

Глобальные проблемы современности не признают государственных границ, проявляются в государствах всех общественных систем. В силу своего содержания и взаимосвязанности процесса развития человечества, разрешение глобальных проблем возможно лишь в общемировом масштабе.

«Общемировые глобальные проблемы ». Проблема предотвращения мировой войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете. Она предполагает спектр дочерних проблем: обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон, мер доверия и т.п.

Проблема установления нового экономического международного порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества для устранения отставания слаборазвитых стран. Здесь также имеется несколько частных проблем: проблема преодоления технологической зависимости развивающихся стран от развитых государств Запада, проблема перестройки международных экономических отношений и др.

Проблема борьбы за прогрессивные формы экономической интеграции и интернационализации для углубления международного разделения труда и выравнивания уровней социально-экономического развития стран земного шара. Из составляющих ее частных проблем можно выделить вопрос о ликвидации существующих диспропорций в мировой торговле.

Проблема управления развитием НТР ее гуманистической направленностью на глобальном уровне. Любая НТР всегда имеет громадные социально-психологические последствия. Технические революции имеют как позитивные результаты, так и ее негативные стороны. На НТР возлагаются многие надежды в решении глобальных проблем стоящих перед человечеством, таких как, экология, отсутствие долговременных энергетических сырьевых запасов, перенаселенность и голод, да и само выживание человека, как биологического вида. Вторую группу глобальных проблем современности составляют проблемы оптимизации, гармонизации и гуманизации отношения общества к природе для сохранения и приумножения ресурсного потенциала человечества.

Их можно определить, например, как «общепланетарные глобальные проблемы», и выделить несколько типов. Проблема предотвращения стихийных бедствий антропогенного или смешанного происхождения (эрозия почвы, опустынивание и т.п.). Проблема рационального и экономического использования природно-сырьевых ресурсов. Сведение лесов обусловлено широкими масштабами использования древесины в качестве важнейшего вида топлива в сельских районах, необходимость осваивать дополнительные площади для сельскохозяйственной эксплуатации. Следствием этого явились деградации почв, потери посевных площадей.

Демографическая проблема. В связи с тем, что темпы естественного прироста населения складываются из взаимодействия двух основных демографических показателей - рождаемости и смертности, а последние, в свою очередь, зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного и т.д.), отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения этой зоны. В то же время в развивающихся странах действует общая закономерность возрастания роли социально-психологических факторов на фоне относительного снижения роли естественно-биологических факторов. Поэтому и проявляется довольно устойчивая тенденция к снижению рождаемости по мере достижения страной более высокого уровня развития.

Продовольственная проблема. Ныне различные формы недоедания во многих развивающихся странах являются весьма распространенным явлением для широких масс населения. Нехватка важнейших питательных компонентов отрицательно сказывается на здоровье людей и имеет своим следствием относительно низкое качество рабочей силы, которая зачастую малопригодна для использования в современном секторе хозяйства развивающихся стран.

Проблема предупреждения энергетического кризиса. Человечеству нужна энергия, причем потребности в ней увеличиваются с каждым годом. Вместе с тем запасы традиционных природных топлив (нефти, угля, газа и др.) конечны. В связи с указанными и другими проблемами, обуславливающими такое явление как «энергетический кризис», становится все более необходимым поиска путей его предотвращения и устранения последствий.

Проблема защиты окружающей природной среды и механизмов ее самовоспроизводства. Начиная с 60-х гг. XX века специалисты рассматривают экологическое состояние нашей планеты как катастрофическое. Среди основных проявлений кризисных ситуаций, выделяются деградация почв, обезлесение, нехватка воды для ирригации и бытовых нужд, загрязнение воздушного пространства и т.д.

Современная цивилизация постоянно расширяет потребление природных ресурсов на фоне соответствующего роста отходов производства и потребления. Это не может не вызывать увеличения затрат на борьбу с загрязнением окружающей среды. Как следствие, ныне общество должно постоянно повышать известную долю национального дохода, которая компенсирует затраты на извлечение природных ресурсов и охрану среды обитания человека. Это, в свою очередь, приводит к ограничению темпов экономического роста.

Третья группа глобальных проблем отражает процессы гуманизации отношений общества и личности, вопросов ее освобождения и разностороннего развития, гарантий ее лучшего будущего. Эти проблемы, устранение преград на пути всестороннего и планомерного развертывания научно-технического прогресса в интересах человека, проблема искоренения эпидемических заболеваний, болезней цивилизации, проблема ликвидации неграмотности и развития образования, проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, на существование в здоровой среде. Итак, имеют место три группы глобальных проблем современности: общемировые глобальные проблемы; общепланетарные глобальные проблемы, общечеловеческие глобальные проблемы.

Критическим для человечества в контексте обострения глобальных проблем стало уже начало 21 века.

2. Пути и возможности решения глобальных проблем . Обострение глобальных противоречий ставит в повестку дня общую для всех проблему выживания человечества.

Для оптимального решения глобальных проблем современного этапа общественного развития необходимы две группы предпосылок: научно-технические и социально-политические. Содержание первых состоит в обеспечении научно-технического прогресса в степени, необходимой для регулирования естественно природных процессов; вторых - в создании таких социально-политических условий, которые дадут возможность практически решать глобальные проблемы.

Полное решение глобальных проблем требует развертывание взаимовыгодного, широкого международного сотрудничества. Для выработки общей стратегии выживания, для согласования активной деятельности человечества с возможностями биосферы планеты, с возможностью ее развития потребуются, видимо, неординарные политические решения и акции.

Обострение глобальных проблем создало принципиально новые условия для развития человечества, условия постоянной, реальной угрозы жизни на Земле. Сущностной основой системы глобальных противоречий являются социальные взаимосвязи, определяемые фундаментальными закономерностями общественного развития.У. Бек в труде «Власть и её оппоненты в эпоху глобализации» пишет: Глобализация как приоритетное направление мирового развития может и должна трансформироваться в конструктивное взаимодействие стран и народов ради обеспечения их общего и равноприемлемого для всех будущего.

Чисто социальных и чисто социоприродных глобальных проблем нет. Все они выражают те или иные стороны единого процесса социоприродного развития. Характерной чертой глобальных проблем современности, является то, что они, возникнув по социальным причинам, ведут к последствиям более, чем социальным, затрагивают биологические и физические основы существования человека.

3. Антиглобализация. Антиглобализация - это определенное противостояние процессу глобализации. Направлений противодействия глобализации пять.

1. Необходимо распространять правильные представления о человеке, его предназначении, смысле жизни во всех школах, детских садах, образовательных, воспитательных учреждениях. Особенное внимание должно быть уделено детям, как одной из наиболее уязвимой социальной группе. 

2. Разработка и реализация совместных комплексных, междисциплинарных проектов, направленных на противодействие разрастающемуся духовному кризису. Все эти проекты – каждый по своему направлению, - должны быть направлены на решение одной задачи - сохранение и развитие человеческой личности.

3. Использование административного ресурса общественных и политических деятелей для проведения общественно-политических акций, направленных на подготовку общественного сознания к принятию общественных лидеров, основной целью деятельности которых будет забота о сохранении и развитии каждой человеческой личности.

4. Широкая публикация в средствах массовой информации, специальных изданиях, через INTERNET материалов о протекающем кризисе и путях выхода из него. Необходимо проведение массированной и постоянной информационной кампании.

5. Постоянное проведение встреч, конференций, дискуссий – очных и заочных, - всех общественных сил, заинтересованных в сохранении Земной цивилизации с целью координации действий, обмена информацией и опытом работы.

Целью всех антиглобалистских действий должно быть возникновение в обществе ясного понимания угрозы. Тогда все природные, техногенные, социально-политические, финансовые, экономические, демографические и т.д. кризисы будут восприниматься всеми людьми не как происходящие где-то и с кем-то, а как часть глобального кризиса, который завтра может случиться здесь и со мной.

Вывод: Центральным звеном стратегии решения глобальных проблем является развитие всеобъемлющего международного сотрудничества, объединение разнообразных усилий всего человечества.

 

Лекция №10. Теории среднего уровня: социология коммуникаций, социология молодежи

1. Теории среднего уровня

2. Cоциология массовых коммуникаций

Цель: раскрыть структуру теорий среднего уровня, природу массовых коммуникационных процессов в обществе, специфику массового сознания и массовой культуры.

Основные понятия. Теории среднего уровня. Социология массовых коммуникаций: Объект, предмет, категории. Коммуникация, общение, СМИ, массовая культура, язык, ценностные установки. Структура, средства, формы и доктрины массовой коммуникации. Социологический анализ средств массовой коммуникации. Социология молодежи

Тезисы

1.Теории среднего уровня позволяют обобщать и структурировать эмпирические социологические данные в пределах отдельных отраслей научного знания.

Частные или специальные социологические теории среднего уровня опираются на общую теорию, но, в свою очередь, развиваясь, дополняют ее, прочно связывая общесоциологические теории и эмпирические социологические данные.
«Theories of the middle range” – организованная по правилам построения научной теории совокупность концептуальных, методолого-методических и языковых средств, призванных обеспечить процедуры перехода от теоретического уровня знания к эмпирическому и обратно в пределах той или иной выделенной (локализованной) предметной (проблемной, тематической) области исследований. Согласно Р.К. Мертону, введший в 1947 сам термин, теории среднего уровня – «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных ориентаций и социальных изменений».

Согласно анализируемой теории Мертона, существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в изобилии в повседневных исследованиях. Теории среднего ранга выполняют роль «посредника» между эмпирическими исследованиями действительности и теоретическими обобщениями закономерностей социального поведения. Теории среднего уровня могут быть как результатом обобщения большой группы социальных фактов, так и средством конкретизации отдельных областей социологии. Американский социолог считал эти теории единственно реально существующими и заслуживающими внимания. Социологическая теория в строгом смысле слова - это и есть, по Мертону, теория среднего уровня. Именно такая теория позволяет «создать» язык эмпирического исследования. Всеохватывающие системные теории «высшего уровня» представлялись ему достаточно абстрактными, рабочие же гипотезы «низшего уровня» - второстепенными, не имеющими подлинно социологического значения.

Исходной категорией анализа в теориях среднего уровня для американского социолога выступала социальная группа, поскольку именно через нее осуществляется связь между индивидом и общественными структурами. Мертон прекрасно понимал, что в социологии, как и в любой другой науке (а он, как уже было сказано выше, добился заметных результатов в разработке социологии науки), должны существовать теории разного уровня.

Он разрабатывал теории среднего уровня в самых различных областях социологического знания: социологии массовых коммуникаций и науки, военной социологии и социологии медицины, социологии власти и социологии политики.

К ТСУ относится «парадигма функционального анализа», объясняющая, как на основе рассмотрения социальных артефактов (например, типов использования масс-медиа) можно сформулировать концепции, раскрывающие «функции» этих компонентов. Мертон вывел свою теорию функционального анализа путем тщательного анализа данных исследований в антропологии и социологии. В соответствии с функциональным подходом общество лучше всего рассматривать как «систему в равновесии».

Основная теорема «функционального анализа», по Мертону, гласит: как одно явление может иметь различные функции, так одна и та же функция может выполняться различными явлениями. Если функция способствует выживанию системы, ее адаптации к окружающей среде, то дисфункция дает обратный результат. Мертон утверждает, что, пока функциональные действия преобладают, а дисфункциональные сведены до минимума, общество находится «в равновесии», поскольку функциональные действия перевешивают дисфункциональные. Он также выделяет явные функции — следствия, вызванные намеренно и легко наблюдаемые, и латентные — следствия ненамеренные и не так легко наблюдаемые.

2. Cоциология массовых коммуникаций – отрасль социологии, которая изучает роль и место коммуникации в жизни общества, её влияние на поведение и сознание индивидов.  Сторонники ТСУ в исследованиях массовой коммуникации стремились понять, какие конкретные структуры или разновидности содержания медиа функциональны, а какие дисфункциональны. В 1959 г. Чарльз Райт Миллс опубликовал первый учебник по теории массовой коммуникации, в котором предложил функциональный подход к анализу масс-медиа. Иногда функциональный анализ крайне сложен. Различные формы содержания масс-медиа бывают то функциональными, то дисфункциональными применительно к обществу в целом, конкретным индивидам, различным подгруппам в обществе. Г. Лассуэлл выделил базовые функции коммуника­ции: наблюдение за окружающей средой, корреляция различных частей общества в ответ на среду, передача культурного наследия. Иначе говоря, медиа должны передавать, комментировать и интер­претировать информацию, чтобы помочь людям составить полное представление о событии и выработать консенсус; отражать культурные ценности и символы, жизненно важные для идентичности и преемственности общественного развития. Райт Миллсдобавил четвертую главную функцию«развлекательную», которая помимо передачи культуры имеет другой аспект — приносит награду, расслабление, снимает напряжение, благодаря чему люди легче справляются с жизненными проблемами, а общество избавляется от кризисов.

Основные функции (целей) медиа:

1. Информировать:

♦ обеспечивать информацией о событиях в обществе и мире;

♦ сигнализировать об отношениях с властью;

♦ облегчать обновление, адаптацию и прогресс.

2. Коррелировать:

♦ объяснять, интерпретировать и комментировать смысл событий и информации;

♦ обеспечивать поддержку существующей власти и норм;

♦ социализировать;

♦ координировать разные формы деятельности;

♦ добиваться консенсуса;

♦ устанавливать приоритетность и сигнализировать об относительном статусе.

3. Обеспечивать преемственность:

♦ выражать господствующую культуру и признавать субкультуры и новые культурные веяния;

♦ формировать и поддерживать общность ценностей.

4. Развлекать:

♦ обеспечивать развлечение, отвлечение, средства расслабления;

♦ снижать напряженность в обществе.

5. Мобилизовать:

♦ в общественных целях проводить кампании, касающиеся сфер политики, войны, экономического развития, занятости, иногда религии.

«Эффекты массовой коммуникации» — Джозеф Клаппер — 1960 г. Опубликовано — начал писать 1949 г., дополняя Результатами важных исследований медиаэффектов вплоть до середины 1950-х годов. Клаппер писал, что медиа редко воздействуют напрямую и относительно бессильны в сравнении с другими социальными и психологическими факторами, вроде общественного положения, групповой принадлежности, прочных установок, образования и т.д. Таким образом, «массовая коммуникация обычно не является необходимой и достаточной причиной влияния на аудиторию, а скорее действует в том числе и через цепь медиативных факторов и влияний. Эти медиативные факторы таковы, что делают массовую коммуникацию одним из составных агентов, но не единственной причиной в процессе усиления существующих условий».

Сейчас теорию Клаппера чаше называют теорией подкрепления, так как ее ключевое утверждение состоит в том, что медиа в основном усиливают (не изменяют) существующие установки и шаблоны поведения людей. СМК не подрывают социальные устои, а, напротив, выступают в роли агентов статус-кво, давая людям больше оснований продолжать верить и поступать так, как они уже делают. Клаппер утверждал, что перед медиа стоит слишком много барьеров, чтобы своим влиянием они могли вызывать фундаментальные изменения, разве только в очень экстремальных условиях.

Коммуникация это передача и обмен информацией в обществе посредством знаков, символов и образов. Массовая коммуникация - это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания определенного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Функции: информационная; создание и развитие систем личностной и коллективной связи; распространение идеологического и политического влияния на население; просвещение; развлечение; пропаганда достижений культуры и науки; интеграционная.

       Коммуникационная структура СМИ сформирована Г. Лассуэлом:

  • коммуникатор - Кто передает сообщение (субъект, контролирующий и организующий СМК);
  • сообщение – Что сообщается;
  • средство и качество передачи (каналы информации) – Как?;
  • аудитория – Кому?;
  • цель и результаты воздействия сообщения – С каким эффектом?

Автор теории доктрин массовой коммуникации , А. Моль по целям воздействия на аудиторию выделял: Демагогическую; Догматическая; Информационная; Динамическая доктрины. Формы коммуникации – символ, стереотип, слух, социальный миф.  Символ – знак, указывающий на что-либо и понятный представителям одной культуры. Слух  - это сообщение с высокой степенью предположительности и бездоказательностии проявить агрессию по отношению к кому-либо или чему-либо. Стереотип – упрощенное, ценностно ориентированное представление о других. Социальный миф – статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить факты и события, структурировать видение коллективного прошлого, настоящего, будущего.

Общую теорию коммуникации разработал Г. Маклуэн. Он считает, что развитие средств коммуникации определяет общий характер культуры и смену исторических эпох. В эпоху племенных культур «племенного человека» коммуникация осуществлялась в рамках устной речи и мифологического мышления, придававшие миру - целостность, локальность и замкнутость, преобладание коллективистского мышления, значимость слуха и ощущений. На втором этапе «типографского человека» решающая роль перешла к письменности, способствовавшие - индивидуализации, рационализации сознания, развитию художественной культуры и науки, доминанте визуального восприятия, формированию национальных языков и государств. Он начался с изобретением печатного станка. Третий этап начался с распространением аудиовизуальных средств связи – ТВ и пр.: Рост масштабности и интенсивности коммуникационных связей во всем мире.

Роль массовых коммуникаций в их возможности определять общий характер культуры и динамику исторических процессов, значимость её как социального института возрастает в современную эпоху.

Социология молодежи. Индустриализация и автоматизация труда в ХХ веке сделали молодежь новой социальной категорией, которая характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых: Молодежь психологически принадлежит к взрослому миру, а социологически - к миру отрочества.

Увеличение продолжительности образования - один из способов занять молодежь, которая избыточна для рынка труда. В 1960-х гг. в США численность студентов вузов удвоилась, перевалив за 7 млн. человек, и студенчество оформилось как «новый праздный класс», живущий внутри «культуры досуга» в обществе произошел сдвиг от этики протестантской к этике социальной. «Гуманистический скептицизм, привитый молодым людям в семье, в сочетании с определенным обесцениванием внешних наград в «обществе изобилия» ослабил импульс к вертикальному продвижению и все более сдвигал мотивацию в направлении занятий «досуговой сферы»».  Американские социологи: Робинс, Энтони и Куртис из наблюдений над динамикой групп приходят к выводу: «общая тенденция молодежного религиозно-культурного движения - развитие в адаптивном направлении ». Они помогают молодежной культуре институциализироваться в качестве приемлемой и безопасной субкультуры американского общества. При этом маргинальные религиозные движения имеют тенденцию к образованию высокорегламентированных с элементами принуждения, самообеспечивающихся коммун (часто сельских) или учреждений монастырского образца. Адаптивные движения тяготеют скорее к культовой структуре, характеризующейся минимальным социальным контролем и малым давлением группы на личность, нечеткими групповыми границами с множеством градаций «получленства», отказом от исключительности и однозначно сформулированного кредо. В них больше всего ощутима такая форма интеграции, как сопряжение, что выражается во «внутренней отстраненности», пребывании в мире существующей социальной действительности, но как бы без принадлежности к нему.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!