Теория международных отношений: предметная область, многообразие концептуальных построений.



До недавнего времени межгосударственные взаимодействия как наиболее существенный компонент глобальной политики были предметом теории международных отношений, возникшей в начале ХХв. Она представляет собой междисциплинарную область знания, включающую историю, экономику, культуру, право. В 70-х годы XX в. конституировалась новая самостоятельная наука —мировая политика, которая исследует как межгосударственные отношения, так и действия на международной арене'иных субъектов мирового политического процесса (международные неправительственные организации, транснациональные корпорации и т.д.)

Предметом мировой политики (или международной теории политики) как научной дисциплины выступает глобальный контекст политической реальности, выявление современных тенденций ее развития, факторов, определяющих политическую структуру современного мира. Мировая политика является результатом взаимодействия широкого круга политических акторов (субъектов), обладающих различными ресурсами. Типология этих акторов по властным ресурсам позволяет выделять различные уровни анализа мировой политики: 1) индивидуальный (анализ поведения лидеров, элит, политических стилей); 2) уровень отдельного государства (анализ формирования) внешней политики, механизмы ее реализации, степень влияния на мировые процессы); 3) глобальный уровень (анализ взаимодействия государств и международных организаций).

Сегодня мировую политическую систему образуют не только независимые государства, но и различные экономические, торговые, военные союзы, блоки и структуры, сложившиеся на двусторонней или многосторонней основе. Кроме них на международной арене активно действуют Организация Объединенных Наций; международные правительственные и неправительственные организации; а также специализированные учреждения и организации, занимающиеся вопросами политики, социального, экономического развития, проблемами разоружения, безопасности. Все они выступают субъектами международных отношений. Следовательно, международные отношения представляют собою систему экономических, политических, социальных, дипломатических, правовых, военных и культурных связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества. Очевидно, что не все взаимоотношения между народами, государственными организациями имеют политический характер. Мировая политика составляет ядро международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с решением вопросов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней. Таким образом, мировая политика направлена на решение вопросов выживания и прогресса человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой политики, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка в мире. Она является важным фактором стабильности и мира, развития равноправных международных отношений.

Австрийский социолог Л. Гуишович (1833—1909) считал борьбу за существование главным фактором социальной жизни, Л. Гумпювич сформулировал систему законов международной политики, среди которых важнейший — закон постоянной борьбы между соседними государствами из-за пограничной .паши. Из этого основного закона он вывел и второй, заключающийся в том. что любое государство должно препятствовать усилению могущества соседа и заботиться о политическом равновесии. Кроме того, любое государство стремится к выгодным приобретениям, например получить выход к морю для достижения морского могущества. Наконец, смысл третьего закона выражается в том, что внутренняя политика должна быть подчинена целям наращивания военной силы, с помощью которой обеспечивается выживание государства.

42.  Реалистическая школа в теории международных отношений (Э. Карр, Г. Моргентау и др.).

Реализм представляет собой важнейшую парадигму международной теории политики. Сторонники этого направления исходят из эгоистической природы человека, которой следуют государства в своей деятельности на международной арене. Государства как основной субъект международной политики преследуют свои национальные интересы, носящие объективный характер, поскольку они обусловлены приролно-географическими условиями, неизменной природой человека. В связи с этим сторонники реализма рассматривали международную политику как анархию, потенциальную «войну всех против всех». В этой «войне» государство должно исходить из реальной опенки своих возможностей. Для их определения используются понятия «сила», «могущество». В соответствии с этой посылкой наиболее эффективным средством достижения мира, по мнению реалистов, является сохранение баланса сил при постоянном наращивании военной мощи.

Школа политического реализма была основана одним из классиков бихевиоризма, американским политологом, профессором Чикагского университета Гансом Моргентау (1904—1982). Он перенес методологию бихевиоризма на анализ международных отношений. В соответствии с ней мировая политика рассматривается как анархия, потенциальная война всех против всех, борьба за господство. «Международная политика, как и всякая другая, —замечает Г. Моргентау,— есть борьба за господство. Каковы бы ни были абсолютные пели международной политики, господство всегда является непосредственной целью». «Силовое» начало политики, по мнению ученого, органично вытекает из внутренне присущего человеку стремления доминировать, господствовать. Это начало определяет и поведение государств. При этом саму политическую силу Г. Моргентау классифицирует как «психологическое отношение между теми, кто ею обладает, и теми, кто испытывает ее воздействие».

В своей фундаментальной работе «Международная политика» (1948) он выявил закономерности, управляющие внешней политикой. Она базируется на трех постулатах:

1)    основным субъектом международных отношений является национальное государство, выражающее свои интересы в категориях силы (т. е. они обусловлены той силой, которой он обладает);

2)    следствием этого, внутренней пружиной, двигающей международные отношения, становится борьба государств за максимизацию своего влияния во внешней среде;

3)    оптимальным ее состоянием видится международное (региональное) равновесие сил, предупреждающее образование национальной или коалиционной моши. превосходящей существующие государства и их коалиции, что достигается (сознательно или бессознательно) политикой баланса сил.

Во внешней политике, по мнению Г. Моргентау. решающую роль играют национшьные интересы. По значимости он выделял две группы интересов: I) постоянные, основополагающие: зашита территории, населения и государственных институтов от внешней опасности; развитие внешней торговли и рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей; взаимоотношения с союзниками и выбор внешнеполитического курса; 2) преходящие. промежуточные: интересы выживания (угроза самому существованию государства); жизненные.

43.  Идеалистическая (либеральная) школа в теории международных отношений (В. Вильсон, У. Липпман и др.). Идея всеобщего и полного разоружения.

Она склонна рассматривать международные отношения в контексте принципов права, морали и сотрудничества, полагаясь на рациональную (разумную) природу человека. В соответствии с ней человек ориентирован на справедливость и мораль в своем поведении, стремится к сотрудничеству и миру. Эти свойства они переносят на деятельность государств, которые должны стремиться к сотрудничеству, правовому решению спорных вопросов.

Идеалистическая традиция обеспечения мира и безопасности без войны и господства великих держав поднималась на протяжении столетий. Так, философы времен Просвещения воспринимали систему международных отношений как шестеренки гигантского часового механизма Вселенной и считали, что время поистине работает на этот механизм, неумолимо везя человечество к всеобщему благу. В 1751 г. Вольтер описывал «христианскую Европу» как «нечто вроде огромной республики, разделенной на ряд государств, часть которых монархические, часть же —смешанные по устройству, но все они обладают одними и теми же принципами общественно-политического права, неведомыми в других частях света. Эти государства превыше всею следуют воедино премудрой политике полдержания сил друг перед другом, насколько это возможно, эквивалентного равновесия. сил». Для него равновесие сил представлялось средством превращения разнообразия в единство.

По замечанию известного американского дипломата Г. Киссинджера, философы подменяли намерения результатом: «В продолжение всего XVIII в. государи Европы вели бесчисленные войны и не помышляли о теоретическом обосновании принципов построения мирового порядка. В тот самый конкретный момент, когда международные отношения начинали основываться на силе, возникало такое количество новых факторов, что расчеты становились все более и более невозможными».

Одним из виднейших политиков XX в.. стоявших на идеалистических позициях, был 28-й президент США Вудро Томас Вильсон (1856—1924: президент 1913 по 1921гг.). Хотя он инициировал вступление США в Первую мировую войну, но в то же время выдвинул программу либерального мирового порядка «Четырнадцать пунктов». Из «Четырнадцати...» восемь были названы обязательными: открытая дипломатия, свобода мореплавания, всеобщее разоружение, устранение торговых барьеров, беспристрастное разрешение колониальных споров, воссоздание Бельгии, вывод войск с российской территории, учреждение Лиги Наций. Остальные шесть пунктов — факультативными (желательными), которые, скорее, «следует», чем «надлежит» достигнуть: возврат Франции Эльзас-Лотарингии, получение автономии для национальных меньшинств Австро-Венгерской и Оттоманской империй, пересмотр границ Италии, вывод иностранных войск с Балкан, интернационализация Дарданелл и создание независимой Польши с выходом к морю. В. Вильсон лично участвовал в Парижской конференции (по итогам Первой мировой войны) и был «звездой мирной конференции». Главное отличие от реализма в его идеалистической программе состояло в следующем. Реалисты считают, что ответственность за международные отношения несут сильные государства. Программа В. Вильсона потребовала, чтобы мировой контроль осуществлялся с помощью коллективной деятельности всех государств мира. Он отвергал мысль о существовании структурных причин международных конфликтов. Полагая, что гармония — вещь естественная, В. Вильсон жаждал учреждения институтов, которые устранили бы иллюзию конфликта интересов и позволили бы утвердиться подспудному чувству мировой общности. Главный результат этого типа мышления выразился в создании Лиги Наций по окончании Первой мировой войны. Версальский мировой порядок просуществовал лишь два десятилетия — до Второй мировой войны, которая привела к еше более трагическим последствиям, чем Первая.

После окончания «холодной войны» в 90-е годы XX в. либерализм перерастает в неолиберализм, постулирующий идею отказа от военно- го противостояния и гонки вооружения, настаивая на правовом регулировании международных конфликтов. В связи эгим в мировой политике возрастает влияние межправительственных и неправительственных организаций.

Как научное направление идеалистические идеи постепенно оформились в иреноюгию (от греч. eipynh — «мир»). Противоположное по названию научное течение—полемология (от греч. polemos— война) как направление в зарубежной политологии, в рамках которого исследуются войны и вооруженные конфликты, тесно связано с исследованиями мира. т.е. иренологией. Ведущим иренологичсским учреждением считается Международный институт исследований мира в Осло, созданный в 1959г. И. Галтунгом. Влиятельным международным институтом является также Стокгольмский институт исследований мира (СИПРИ), а также Международный институт мира в Вене. В США среди иренологичсских центров видное место принадлежит Институту мирового порядка, созданному С. Медловицем


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!