РАСТИТЕЛЬНЫЕ ЛАКИ РАЗЛИЧНЫХ ЦВЕТОВ
Сюда относится многочисленный ряд красок, которые по своему красильному началу могут быть разделены на несколько групп.
Материалом для производства красок первой из них служит кверцитрон — кора североамериканского красильного дуба (Quercus tinctoria). Из нее получается два красильных начала: кверцитрин и кверцитин. Эти последние дают лаки желтого цвета с глиноземом и оловом, с железом — оливкового цвета. Лаки, получаемые из кверцитрона, идут в продаже под названиями: желтый крапп-лак, laque Robert, laque de gaude, italian pink, dutsch pink, brown pink (коричневый лак).
Авиньонские красильные ягоды (ягоды растений из породы крушин) дают ксанторамнин, перерабатываемый в красильное начало раментин, из которого получается также целый ряд красок желтого цвета. Краски эти носят название стиль-де-грень. Они имеются в продаже в чистом виде и с подмесью шпата (в последнем случае они носят название «Schütgelb»).
Красильная церва, или трава желтуха (Reseda luteola), обладает красильным началом — лютеолином, которое служит также для производства желтых лаков с названиям: Waulack, laque de gaude, laque jaune de Paris.
Все названные лаки весьма непрочны и потому не должны иметь места на палитре у художника. Наиболее прочным из них является Brown pink[12].
Кампешевое дерево дает красильные начала для производства фиолетовых красок; таковы violet vegetal, violetter Lack.
Красное дерево служит материалом для производства красных лаков, которые, подобно фиолетовым, не представляют серьезного значения для живописца.
|
|
Из зеленых лаков следует назвать Saftgrün (соковая зелень), получаемую из незрелых ягод жестера (Rhamnus catharticus), которая была знакома еще во времена Рубенса.
Краска эта немногим прочнее прочих названных выше красок; в нынешнее время она заменяется составными красками из желтых лаков и парижской синей и просто анилиновыми красками-лаками.
Гумми-гут
Gomme-gutte. Gamboge. Gutti.
Прозрачная ярко-желтого цвета краска. Красильное начало ее — сок растений Cambogia gutta (Цейлон и пр.) — представляет смесь смолистого окрашенного вещества и камеди (растительного клея). Имеется в продаже и гумми-гутовый лак, состоящий из красильного начала гумми-гута и водного глинозема.
Различные сорта краски имеют различную прочность; кроме того, на прочность ее влияют и связующие вещества. В акварели гумми-гут непрочен, так как здесь он легко обесцвечивается, а пары аммиака делают его коричневым. С маслом гумми-гут дает богатую, прозрачную золотистую краску, которая, как видно из опытов художника Рейнольдса, также непрочна. Положенные на холст Рейнольдсом (в 1772 г.) пробы гуммигута с различными связующими веществами дали различный результат. Гумми-гут с маслом совершенно потерял свой цвет, тогда как со смолами и воском сохранился до сих пор очень хорошо. Прочность гумми-гута увеличивается в смесях с баритовой желтой и кадмиями.
|
|
Гумми-гут был в большом употреблении у средневековых живописцев, причем им пользовались в масляной живописи.
Распознавание. В разведенной соляной кислоте не изменяется, в присутствии щелочи (и нашатырного спирта) окрашивается в красный цвет.
К этому же типу красок относятся прозрачные краски желтого и красного цвета, носящие название драконовой крови (sang de dragon, Drachenblut, dragon's blood).
Подобно гумми-гуту, они состоят из смолистых веществ, добываемых из некоторых тропических растений (Dracaena draco и др.). Если они представляют экстракт красильного вещества, то имеют красный цвет; в виде же лака имеют желтый цвет.
Сравнительно с другими растительными красками гумми-гут имеет несколько большую прочность.
Еще один из видов смолистого вещества, называемого гуммилаком, из которого получаются красильные начала лак-лак и лак-дей, служит сырым материалом для получения красок, близких по цвету кошенильному кармину. Краски эти носят название: голландский кармин, laque-laque и т. д. По прочности они одинаковы с кошенильными красками.
|
|
Индиго.
Кубовая краска. Indigo.
Индиго принадлежит к краскам, игравшим и играющим весьма важную роль в красильном деле. Она знакома была уже древнему Египту. Начиная с XVI в., она приобрела широкую популярность в Европе, причем в эпоху Возрождения она применялась и в живописи, где из-за своей непрочности повредила немало художественных произведений (Веронеза в том числе).
Краска эта получается из растения Indigofera disprema и вайды; красящее начало ее — индиготин. Последний получен синтетически в 1897 г. и в настоящее время почти вытеснил с рынка натуральный продукт.
Индиго прочнее в акварельной живописи, хотя и здесь оно бледнеет на свету. На масле оно зеленеет, кроме того, чернеет и кроет плохо, в тонком слое имеет голубой оттенок, в корпусном — сине-черный. Искусственное индиго чище и красивее натурального, так как последний содержит, кроме индиготина, побочные вещества, уменьшающие его прочность и ослабляющие чистоту его цвета.
Сепия
Sepia.
Коричневого цвета прозрачная краска, очень популярная у акварелистов. Получается из красильного вещества моллюска каракатицы, принадлежащего к различным видам моллюска Sepia.
|
|
Применяется исключительно в акварели, где создала своеобразный тип однотонной живописи.
На свету значительно обесцвечивается, но менее, нежели другие органические коричневые краски.
Некоторые сорта краски получаются искусственным путем из различных бурых и черных органических веществ, носящих в химии название «ульминовых». Эти краски в торговле иногда называются ульминовыми коричневыми, или искусственной сепией. Но и натуральная сепия нередко подкрашивается крапп-лаком и умброй.
БИТУМИНОЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА
К этой группе красок отнесены асфальт (битум) и другие краски, относящиеся к битуминозным веществам, добываемым из бурого угля, а также вещества, содержащие асфальт, каковым является мумия.
Асфальт
Bitume. Asphaltbraun, Antwerpenbraun. Bitume.
Асфальт состоит главным образом из углеводородов парафинового ряда; в составе его, кроме того, содержатся сернистые соединения и азот.
Известностью пользуется сирийский асфальт, находимый на берегу Мертвого моря. Кроме того, асфальт находится в Баку, на Кавказе, в Тринидаде, в Калифорнии, Кубе, Техасе, Мексике. Для живописи служит исключительно сирийский асфальт.
Асфальт в натуральном виде растворим в маслах и скипидаре; вот почему трудно обратить его в краску, т. е. вещество, нерастворимое в маслах. Для превращения в краску сырой продукт подвергается обработке, производящейся различным образом. Обыкновенно делается смесь из асфальта, венецианского терпентина, шеллака, высыхающего масла и воска, которые сплавлением превращаются в однородное вещество, которое и служит краской.
Обладая прозрачностью, необыкновенной делимостью и красотой цвета, асфальт привлекал к себе внимание живописцев во все времена: старые мастера, особенно фламандцы и голландцы, пользовались асфальтом в своих произведениях очень часто, причем он сохранился у них лучше, нежели в позднейшей живописи, которой асфальт нанес во многих случаях огромный вред.
Асфальт бледнеет на свету. Смешанный с другими красками просачивается наверх, нарушает прочность слоя, образуя трещины и съеживая его. Лучшее применение асфальта — в чистом виде и притом в одном слое.
Ввиду недостатков асфальта и привязанности к нему многих живописцев изготовляют имитацию асфальта, носящую название коричневой Вивера. Краска эта совершенно безвредна, очень прочна и похожа по цвету на асфальт; по составу принадлежит к марсовым краскам, красящим началом которых является безводная окись железа.
Мумия египетская
Momie d'Egypte. Mumie. Mummy.
Краска коричневого цвета, оттенка асфальта, но лишенная прозрачности его.
По составу своему представляет вещество мумии в смеси с асфальтом, ладаном и другими смолами. Для приготовления краски берутся части египетских мумий, представляющие в изломе коричнево-черное блестящее вещество. Части, содержащие костные вещества, считаются материалом второго сорта.
На свету мумия бледнеет, подобно чистому асфальту; в остальных отношениях она лучше асфальта.
Имеющаяся в продаже краска Mumienbraun представляет жженую зеленую землю и ничего общего не имеет с египетской мумией.
Коричневая кассельская и кёльнская земли
Коричневая Ван-дик. Brun Van Dyck, terre de Cassel, terre de Cologne. Van Dyck Braun, Kölner Umbra, Kasseler Braun, Spanisch Braun, Vandyke brown, Casselearth, Cologneearth.
Обе краски имеют красивый темно-коричневый цвет различных оттенков. Состоят из бурого угля, представляющего' бурую землистую массу совершенно разложившихся под водой остатков болотных растений. Кассельская земля получается из Касселя, а кёльнская — из залежей в окрестностях Кёльна.
Они были известны в эпоху Возрождения и применялись в живописи старыми мастерами, и в частности — Рубенсом и Ван-Эйком.
Прозрачны. Под действием света бледнеют, в смеси с белилами теряют тепловатый оттенок, переходящий в холодный тон.
УГОЛЬНЫЕ КРАСКИ
Исходным материалом для получения черных красок служат органические вещества растительного и животного происхождения, превращенные в уголь, копоть и сажу.
Смотря по способу добывания их и составу сырого материала, черные краски состоят или из чистого углерода, или из углерода в смеси с минеральными веществами, и такого рода краски по своей сущности являются минеральными красками; наконец, из углерода в смеси с органическими веществами, каковыми, например, являются в неочищенном виде сажа и копоть.
Сырым материалом для получения угля служат различные породы дерева: липовое дерево, виноградные лозы и т. д., кости плодовых растений и кости животного происхождения. Материал этот подвергается обжигу (сухой дистилляции) без доступа воздуха, в результате чего получается более или менее чистый уголь.
Сжигание различных масел при малом доступе воздуха (неполное горение), ведущееся в специальных аппаратах, дает сажу и копоть, которые и служат красками. Такова ламповая копоть, копоть стеариновых свечей (noire de bougie), сажа кунжутного масла и пр. Сажа и копоть, кроме углерода, содержат еще так называемые пригорелые масла и смолы, которые относятся к вредным составным элементам в красках, и потому они подвергаются очистке, которая достигается прокалкой копоти и сажи, промывкой их спиртом со скипидаром и раствором едких щелочей.
Сажа и уголь применялись как краски в глубокой древности.
Характерными свойствами красок этого рода являются: 1) безвредность для здоровья; 2) прочность по отношению к свету; 3) медленное высыхание с маслом; 4) нейтральность по отношению к другим краскам; 5) способность хорошо крыть на масле.
Слоновая кость
Noir d'ivoire. Elfenbeinschwarz. Iv ory black.
Краска, применявшаяся уже в глубокой древности, современная Апеллесу.
Материалом для получения краски служили прежде исключительно обрезки настоящей слоновой кости, остающиеся от токарных и резных работ из кости; в настоящее время пользуются для этого и простой костью, дающей черную краску хороших качеств.
Слоновая кость имеет чистый черный цвет, дающий в разбеле с белилами на масле серый тон с перламутровым оттенком. Берет большое количество масла (до 100%) и сохнет медленно.
Применяется во всех способах живописи.
Распознавание. При сжигании на воздухе образует белый пепел.
Жженая кость
Noir d'os. Beinschwarz.
Эта краска имеет черный цвет с красноватым оттенком, который остается и в разбеле с белилами.
Получается обугливанием различных костей, причем цветом своим обязана недожогу кости; вследствие этого краска по своим качествам стоит значительно ниже слоновой кости, бледнеет на свету и сохнет на масле особенно медленно.
Виноградная и персиковая черные
Noir de vigne, noir de pêche. Rebenschwarz, Kernschwatz. Blue black.
Виноградная черная фабрикуется обугливанием молодых виноградных лоз. Имеет синеватый оттенок, который остается и в разбеле.
Обжигом промытых виноградных выжимок получается также черная краска, которая носит название в торговле франкфуртской черной.
Обугливанием персиковых, абрикосовых и миндальных косточек получается красивая черная краска — персиковая черная, близкая по тону виноградной черной.
Молодые ветви бука при той же обработке дают буковую черную; отрезки пробок — пробковую черную.
Все эти краски, подобно слоновой кости, относятся к лучшим черным краскам, совершенно постоянны и годны во всех способах живописи.
Обладая чрезвычайно малым удельным весом, они представляют некоторое затруднение при обращении их в масляную краску или водяную, так как с трудом смачиваются связующим веществом и всплывают на его поверхность. Во избежание этого явления необходимо смачивать порошок краски, при растирании на масле — бензином, при растирании же с водным связующим веществом — спиртом.
Бистр
Bistre. Bister.
Краска черно-бурого цвета. Получается из сажи, добываемой при сгорании букового дерева. Применяется только в акварели. На свету сереет.
Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!