КРАСКИ НАТУРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ



ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ


Д.И. КИПЛИК

ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ

 

МОСКВА

«СВАРОГ и К»

2002


Издательство выражает благодарность ректору Московского Государственного худ.-промышленного училища им. С. Г. Строганова проф. А. С. Квасову, проф. А. А. Дубровину, проф. В. И. Маслову, препод. A.A. Комарову за содействие в подготовке настоящего издания.

 

 

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

 

Труд профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге Д. И. Киплика - «Техника живописи» впервые был издан более полувека тому назад. И, несмотря на то, что книга переиздавалась шесть раз, она в настоящее время является библиографической редкостью.

Книга представляет безусловный интерес для художников-практиков станковой живописи, монументально-декоративной живописи (стенописи), для студентов художественных вузов и учащихся средних учебных заведений, для художников-любителей и широкого круга читателей, интересующихся изобразительным искусством.

 

На обложке:

К. Малевич. Супрематизм. 1915 - 1916

Холст, масло.

(фрагмент)

 

ISBN 5-93070-014-1 © ЗАО «Сварог и К», 2002

 

КРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ

 

 

OCR – Кедь Юрий.

 

Текст книги мною был переформатирован и заново сделано Оглавление с учетом его нового положения на страницах.

 Оглавление снабдил гиперссылками, благодаря которым можно моментально найти искомую Главу (наведя курсор и удерживая Ctrl + кликнуть).

Внутри текста установил перекрестные ссылки, которые облегчат прочтение книги.

При распознавании, старался максимально полно выполнить проверку текста, этим же занимался при его редактировании.

 

Апрель – июнь 2009 года.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА... 3

КРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ.... 4

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 5

ВВЕДЕНИЕ... 11

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КРАСКАХ.... 15

МИНЕРАЛЬНЫЕ КРАСКИ.... 20

I группа

ИЗВЕСТКОВЫЕ КРАСКИ.... 21

Известь. 21

Мел. 21

Гипс. 22

II группа

ЖЕЛЕЗНЫЕ КРАСКИ... 23

КРАСКИ НАТУРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.. 25

Желтые охры.. 25

Тердесиенна. 26

Красные охры.. 26

Зеленая земля. 27

Умбра. 28

КРАСКИ ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ... 28

Марсы.. 28

Английская красная, капут - мортуум, красный ван - дик, помпейская и др. 29

Синие железные краски. 29

III группа

СВИНЦОВЫЕ КРАСКИ.... 31

Свинцовые белила. 31

Массикот.. 34

Сурик. 34

ХРОМОВОСВИНЦОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ... 34

Хромы желтые , оранжевые и красные. 34

Неаполитанская желтая. 36

Кассельская желтая. 36

IV группа

РТУТНЫЕ КРАСКИ.... 37

Киноварь. 37

Киноварь - экарлат.. 40

Минеральная желтая. 40

V группа

БАРИТОВЫЕ КРАСКИ.... 41

Тяжелый шпат.. 41

Баритовые белила. 41

Баритовая желтая. 42

VI группа

МЕДНЫЕ КРАСКИ.... 42

Голубец. 43

Малахитовая зелень. 43

Брауншвейгская зелень. 44

Бременская зелень. 44

Шеелева зелень. 44

Швейнфуртская зелень. 45

Зеленая Поля Веронеза. 45

Флорентинская коричневая. 45

VIIгруппа

КОБАЛЬТОВЫЕ КРАСКИ.... 45

Синий кобальт.. 46

Зеленый кобальт.. 46

Церулеум.. 47

Фиолетовый кобальт.. 47

Ауреолин. 47

VIII группа

УЛЬТРАМАРИНОВЫЕ КРАСКИ.... 48

Натуральный ультрамарин. 49

Искусственный ультрамарин. 49

Зеленый ультрамарин. 50

Фиолетовый ультрамарин. 50

IX группа

КАДМИЕВЫЕ КРАСКИ.... 51

Желтый и оранжевый кадмии. 51

Красный кадмий. 52

X группа

ЦИНКОВЫЕ КРАСКИ.... 53

Цинковые белила. 53

Желтая цинковая. 55

Литопон. 55

XI группа

ХРОМОВЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ КРАСКИ.... 56

Зеленый хром.. 56

Изумрудная зелень. 57

Желтая стронциевая. 57

XII группа

КРАСКИ РАЗЛИЧНОГО МИНЕРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ... 58

Желтый аурипигмент.. 58

Красный аурипигмент.. 58

Сурьмяная киноварь. 58

Минеральная фиолетовая. 59

Титановые белила. 59

Белая глина. 59

XIII группа

СОСТАВНЫЕ КРАСКИ.... 60

Нейтральтинт.. 60

Зеленая киноварь. 60

Постоянная зелень. 60

Желтая брильянтовая. 61

ОРГАНИЧЕСКИЕ КРАСКИ.... 62

НАТУРАЛЬНЫЕ КРАСКИ ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ... 62

КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ... 62

Индейская желтая. 63

Крапп -лаки. 64

Кармин. 66

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ЛАКИ РАЗЛИЧНЫХ ЦВЕТОВ... 67

Гумми-гут.. 67

Индиго. 68

Сепия. 68

БИТУМИНОЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА... 69

Асфальт.. 69

Мумия египетская. 69

Коричневая кассельская и кёльнская земли. 70

УГОЛЬНЫЕ КРАСКИ.... 70

Слоновая кость. 71

Жженая кость. 71

Виноградная и персиковая черные. 71

Бистр. 71

ИСКУССТВЕННЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ КРАСКИ.... 72

Сольферино, маджента и пурпур империаль. 74

Ализариновый крапп -лак. 74

Краски «Эйлидо». 75

ПРОЧНЫЕ И НЕПРОЧНЫЕ СМЕШЕНИЯ КРАСОК... 75

НЕПРОЧНЫЕ СМЕШЕНИЯ КРАСОК... 78

По Лаппарану. 78

По Хиллигу. 79

По Рербергу. 79

Масляные краски. 80

Гуашь. 80

АКВАРЕЛЬ, ТЕМПЕРА, ПАСТЕЛЬ И РИСУНОК.. 82

АКВАРЕЛЬ.. 82

ВВЕДЕНИЕ... 82

СОСТАВ АКВАРЕЛИ.... 83

Твердые плиточные краски. 84

Китайская тушь. 84

Мягкие краски. 85

Медовые краски. 86

Гуашь. 86

КРАСОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ АКВАРЕЛИ.... 87

БУМАГА ДЛЯ АКВАРЕЛИ.... 91

ЖИВОПИСЬ АКВАРЕЛЬЮ..... 92

Живопись чистой акварелью.. 93

Техника акварельной живописи весьма разнообразна как по своим приемам, так и по способу использования красок. Живопись ведется чистой акварелью, акварелью по методу гуаши и, наконец, гуашью. 93

Живопись гуашью.. 94

МАТЕРИАЛЫ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ.... 94

Палитры и кисти. 94

Доски и стираторы.. 94

СОХРАНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АКВАРЕЛИ.... 95

КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ И ТЕМПЕРА.. 97

КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ... 97

ГРУНТЫ..... 99

Клеевой грунт.. 99

Казеиновый грунт.. 99

ТЕМПЕРА.. 99

СТАРИННАЯ ТЕМПЕРА.. 100

Состав темперы.. 101

Грунт.. 104

Живопись старинной темперой. 105

Покрывание темперы лаком.. 108

СОВРЕМЕННАЯ ТЕМПЕРА.. 109

СОСТАВ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРЫ... 112

Яичная темпера. 112

Темпера П. Кеммерера. 112

Темпера М. Дёрнера. 113

Яичная темпера менее жирная. 113

Темпера Иенике. 114

Казеиновая темпера. 114

Темпера М. Дёрнера. 114

Гумми-арабиковая темпера. 115

Темпера А. Бёклина. 115

ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК.. 116

ГРУНТ.. 118

ЖИВОПИСЬ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРОЙ.. 119

Живопись чистой темперой. 119

Смешанный способ живописи. 120

Покрывание темперы лаком.. 121

Палитры и кисти. 121

Заключение. 121

КЛЕЙ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ АКВАРЕЛИ И ТЕМПЕРЫ..... 122

Консервирующие вещества. 126

РИСУНОК И ПАСТЕЛЬ.. 127

РИСУНОК... 127

МАТЕРИАЛЫ РИСУНКА.. 127

Уголь. 127

Графит.. 128

Сангин. 128

Французский карандаш.. 128

Соус. 129

Мел. 129

Бумага. 130

ЗАКРЕПЛЕНИЕ РИСУНКОВ.. 130

Водные фиксативы.. 131

Спиртовые и прочие фиксативы.. 132

ПАСТЕЛЬ... 132

СОСТАВ ПАСТЕЛИ.. 133

Пастель В. Оствальда. 133

ГРУНТ.. 134

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПАСТЕЛИ.. 135

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПАСТЕЛЬЮ.... 135

ПРОЧНОСТЬ ПАСТЕЛИ.. 136

НОВЫЕ ВИДЫ ПАСТЕЛИ.. 136

МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ.. 137

МАСЛА... 137

ВВЕДЕНИЕ... 137

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАСЛАХ, ПРИМЕНЯЮЩИХСЯ В ЖИВОПИСИ.... 138

ВЫСЫХАЮЩИЕ ЖИРНЫЕ МАСЛА И ПРОЦЕСС ИХ ЗАТВЕРДЕВАНИЯ... 140

Льняное масло. 143

Маковое масло. 144

Ореховое масло. 145

Подсолнечное масло. 146

ОЧИСТКА, ОТБЕЛКА И СГУЩЕНИЕ ЖИРНЫХ МАСЕЛ.. 148

СГУЩЕННЫЕ МАСЛА.. 150

Оксидированные масла. 150

Полимеризованные масла. 151

СРЕДСТВА, УСКОРЯЮЩИЕ ВЫСЫХАНИЕ МАСЛА И МАСЛЯНЫХ КРАСОК.. 152

Олифы.. 152

Сикативы.. 154

СРЕДСТВА, ЗАМЕДЛЯЮЩИЕ ВЫСЫХАНИЕ МАСЛА И МАСЛЯНЫХ КРАСОК.. 156

РАЗЖИЖИТЕЛИ МАСЛА И МАСЛЯНЫХ КРАСОК.. 157

МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ.... 158

ПАЛИТРА КРАСОК МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.. 165

ТРЕЩИНЫ В СЛОЯХ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.. 166

ВЖУХЛОСТЬ МАСЛЯНЫХ КРАСОК И СРЕДСТВА ПРОТИВ НЕЕ.. 169

ПОТЕМНЕНИЕ, ПОЖЕЛТЕНИЕ И ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТОНА В МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.. 171

РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.... 173

ЖИВОПИСЬ «АЛЛА ПРИМА» ( ALLA PRIMA) 174

МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ.. 176

ПОДМАЛЕВОК.. 177

ЛЕССИРОВКИ.. 180

ИСПРАВЛЕНИЯ.. 182

СМОЛЫ И ЛАКИ.. 183

СМОЛЫ..... 183

ТВЕРДЫЕ СМОЛЫ... 184

Янтарь. 184

Копалы.. 184

СМОЛЫ СРЕДНЕЙ ТВЕРДОСТИ.. 186

Сандарак. 186

Мастика ( Mastix) 187

Шеллак (гумми-лак) 188

БАЛЬЗАМЫ... 188

Терпентин. 188

Бальзам.. 189

ВОСК, ПАРАФИН И ЦЕРЕЗИН.. 190

Воск. 190

Парафин. 191

Церезин. 191

РАСТВОРИТЕЛИ СМОЛ.... 191

ЛАКИ.. 193

ЛАКИ ДЛЯ РЕТУШИ.. 193

ЛАКИ ДЛЯ ЖИВОПИСИ.. 193

КАРТИННЫЕ ЛАКИ.. 195

МАСЛЯНО — ЛАКОВЫЕ И ДРУГИЕ КРАСКИ.... 197

ВЕЙМАРСКИЕ КРАСКИ.. 199

МАТОВЫЕ МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ.. 199

ЭМУЛЬСИОННЫЕ КРАСКИ МАРОЖЕ И МУРИЕ МАЛУФА.. 200

КРАСКИ ВИБЕРА.. 201

ПРОЧНОСТЬ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.... 202

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГРУНТА И ИХ ГРУНТОВКА... 209

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГРУНТА... 209

МЕТАЛЛЫ... 209

ДЕРЕВО.. 210

КАРТОН.. 210

ЛИНОЛЕУМ... 211

СТЕКЛО.. 211

ХОЛСТ.. 211

КЛЕЙ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.. 212

СРЕДСТВА, СЛУЖАЩИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЖИВОТНОГО КЛЕЯ.. 214

КЛЕЙ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.. 215

ГРУНТЫ..... 215

Масляный грунт.. 216

Клеевой грунт.. 218

Желатиновый грунт для картона и дерева. 220

Клеевой грунт (левкас) для картона и дерева. 220

Левкас с гипсом.. 220

Клеевой грунт для холста. 220

Грунт с клейстером.. 221

Эмульсионный грунт.. 221

Веймарский грунт.. 223

Эмульсионный грунт с тюбиковыми цинковыми белилами. 224

РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ КЛЕЕВЫМИ ГРУНТАМИ.. 224

ЦВЕТ ГРУНТА.. 225

ПАЛИТРЫ, КИСТИ И ПР.. 225

ПАЛИТРЫ... 225

КИСТИ.. 226

ШПАТЕЛИ И СКРЕБКИ.. 227

КУРАНТЫ И ПЛИТА ДЛЯ РАСТИРАНИЯ КРАСОК.. 227

ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ... 228

ВВЕДЕНИЕ.. 228

ПОСТУПАТЕЛЬНЫЙ ХОД РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ЖИВОПИСИ.... 231

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН.. 231

СРЕДНИЕ ВЕКА И РЕНЕССАНС.. 234

МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ.... 238

МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ И ИХ ГРУНТОВКА... 238

Камень. 238

Штукатурка. 238

Металл. 239

Стекло. 239

Дерево. 240

Холст.. 240

ГРУНТЫ НА ДЕРЕВЕ И ХОЛСТЕ.. 240

МАСЛА.. 244

ЛАКИ.. 248

КРАСОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.. 251

ЖИВОПИСЬ... 255

ТЕМПЕРА.. 255

СМЕШАННЫЙ СПОСОБ ЖИВОПИСИ.. 256

ФЛАМАНДСКИЙ МЕТОД ЖИВОПИСИ МАСЛЯНЫМИ КРАСКАМИ.. 257

ИТАЛЬЯНСКАЯ МАНЕРА МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.. 259

ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШЕНИЕ КРАСОК В ЖИВОПИСИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ.. 263

ДОЛГОВЕЧНОСТЬ СТАРИННОЙ ЖИВОПИСИ.. 266

ТЕХНИКА ЖИВО ПИСИ РАЗЛИЧНЫХ МАСТЕРОВ.. 269

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.. 269

ДЖОРДЖОНЕ И ТИЦИАН.. 269

РАФАЭЛЬ.. 271

КОРРЕДЖИО.. 271

ТИНТОРЕТТО.. 271

П. ВЕРОНЕЗ. 272

РУБЕНС.. 272

ВАН-ДИК.. 274

РЕМБРАНДТ.. 275

ВЕЛАСКЕЗ И МУРИЛЬО.. 277

ФРАНС ГАЛЬС.. 277

ГРЕКО (ДОМЕНИКО ТЕОТОКОПУЛИ) 278

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ.. 279

ВВЕДЕНИЕ.. 279

ЗДАНИЕ И ЕГО СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ..... 280

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ..... 280

СТРОЕВОЙ КИРПИЧ.. 280

ПЕСОК.. 281

АЛЕБАСТР (ГИПС) 281

ИЗВЕСТЬ.. 281

ЦЕМЕНТ.. 284

РАСТВОРЫ... 286

живопись... 290

МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ... 290

СТЕНЫ И ИХ ПОДГОТОВКА.. 292

ЖИВОПИСЬ.. 294

КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ... 295

ТЕМПЕРА... 296

ЯИЧНАЯ ЖЕЛТКОВАЯ ТЕМПЕРА.. 298

ТЕМПЕРА НА ЦЕЛЬНОМ ЯЙЦЕ.. 298

ЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА С ИСКУССТВЕННОЙ ЭМУЛЬСИЕЙ.. 299

КАЗЕИНОВАЯ ТЕМПЕРА.. 300

ПОДГОТОВКА СТЕН.. 300

ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.. 303

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР... 303

ИТАЛЬЯНСКАЯ ФРЕСКА.. 311

ТЕРМИНОЛОГИЯ ФРЕСКИ.. 312

ПОДГОТОВКА СТЕН.. 313

КРАСКИ.. 316

ЖИВОПИСЬ ПО СВЕЖЕЙ ШТУКАТУРКЕ.. 319

РЕТУШЬ ФРЕСКИ.. 325

ПРОЧНОСТЬ ФРЕСКИ.. 327

ВИЗАНТИЙСКАЯ И РУССКАЯ ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.. 328

ЖИВОПИСЬ ПО ТВЕРДОЙ ШТУКАТУРКЕ.. 330

КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.. 331

СИЛИКАТНАЯ И ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ... 334

СИЛИКАТНАЯ ЖИВОПИСЬ... 334

РАСТВОРИМОЕ СТЕКЛО.. 334

СТЕРЕОХРОМИЯ.. 335

МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ.. 336

«Живописные краски». 336

«Декоративные краски». 338

ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.. 339

ТЕХНОЛОГИЯ ПЧЕЛИНОГО ВОСКА.. 339

ТЕХНИКА ВОСКОВОЙ ЖИВОПИСИ.. 340

ВЫБОР ТЕХНИКИ СТЕННОЙ ЖИВОПИСИ.. 344

ИЛЛЮСТРАЦИИ........... 349


ВВЕДЕНИЕ

 

Под техникой живописи в буквальном значении этого слова должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которого является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности.

Знание техники живописи дает художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать его живописные материалы и с художественной точки зрения.

Техника живописи, подобно прочим наукам, опирается на ряд других наук. Современная техника живописи базируется на физике, химии, технологии красок и связующих веществ и на других современных науках. Старинная техника живописи также использовала современные ей знания, но науки как таковой в ее время или не существовало вовсе, или же она находилась только в зачаточном состоянии; вот почему она должна была базироваться главным образом на длительном, вековом опытном изучении свойств материалов, имевшихся в распоряжении живописи. Знания эти медленно накоплялись в кругах специалистов и, передаваясь из поколения в поколение, создали ту прочную базу, которая дала возможность стать технике живописи прошедших времен на изумительную высоту. Дошедшие до нашего времени памятники живописных произведений прошедших веков с достаточной убедительностью подтверждают сказанное.

Как высоко в свое время стояла техника монументальной живописи, мы видим по сохранившимся до нашего времени образцам древней египетской и помпейской живописи и по произведениям живописи средних веков и эпохи Ренессанса. О высоте старинной техники станковой живописи можно составить себе представление по образцам, находящимся в галереях Европы.

Сохранившиеся средневековые и более поздние по времени трактаты о технике живописи также свидетельствуют о глубине практического знакомства с материалами живописи, имевшимися у современных им живописцев. Во многих случаях их опыт и на­блюдения были так верны и глубоки, что они не расходятся с заключениями современной науки. В известном трактате о жи­вописи итальянского живописца XV столетия Ченнино Ченнини в главе, посвященной описанию красок, мы находим, например, весьма интересное замечание о черной краске: «если ты будешь тереть ее целый год, то она будет только лучше и чернее». Зна­чение этого замечания получает должное разъяснение только в наше и притом самое последнее время. Ученые приходят к то­му заключению, что все мощные краски, к каковым относится, между прочим, и черная краска, должны подвергаться возмож­но тонкому размельчению, т. е. обращаться в коллоидальное состояние, так как в этом лишь случае они проявляют все при­сущие им качества. Как на один из примеров подобного вида красок они указывают на китайскую тушь, достоинства которой объясняются тончайшим размельчением краски.

Из сказанного нельзя не видеть, что китайцы (так же как и современники Ченнини) уже задолго до нашей эры исключи­тельно опытным путем пришли к разрешению одного из важных технических вопросов, правильность решения которого подтверж­дается современной наукой.

Достойно внимания 1акже, что масляная живопись, начиная со времени Я. Ван-Эйка, пользовалась сложным связующим ве­ществом, которое состояло из жирных эфирных масел и смол. Этому связующему веществу, умело использованному, старинная масляная живопись и обязана своей свежестью и сохранностью. Современная наука, подвергнув разностороннему исследованию, связующее вещество подобного состава, не могла не признать, что и с теоретической точки зрения оно является наиболее целе­сообразным. Вот почему все позднейшие усовершенствования на­ших дней в области приготовления масляных красок основыва­ются на том же принципе. То же можно сказать о средневеко­вой темпере, являющейся прототипом современной.

Итак, опираясь на собственный опыт и наблюдение, живо­писцы прошедших времен сумели создать образцовую технику живописи, многие из принципов которой вошли и в современную технику. Но техника живописи старых мастеров отошла в исто­рию; о воскрешении ее в целом, конечно, не может быть и речи. Для этого понадобилось бы не только возвращение к старым материалам и методам их использования, но и возвращение к тем условиям жизни, при которых создавалась старинная живопись: к корпоративным организациям живописцев, т. е. цехам, гильди­ям с их уставами и пр., короче — возвращение всей далеко ушедшей от нас жизни. Нашему времени предстоит найти и разработать свою технику живописи, так как изменились значитель­но и взгляды на искусство, и живопись располагает новыми ма­териалами, и, наконец, произошли глубокие изменения в самой жизни.

Начало этой важной для живописи работы положено было уже в конце XVIII столетия, когда впервые после долгого про­межутка времени снова было обращено внимание на технику жи­вописи, пришедшую к этому времени в полный упадок. В созда­нии техники живописи в наше время деятельное участие прини­мает наука, которая сильно выросла и развилась в последнее столетие, особенно химия, обогатившая живопись новыми кра­сочными материалами. Развитие техники вообще и различных производств в частности совершенно изменило ту обстановку и те условия, в которых работал средневековый живописец. Совре­менный художник располагает неисчерпаемым количеством гото­вого материала: красок, связующих веществ, лаков и т. п., про­изводство которых значительно упростилось, так как большое число фабрик изготовляет необходимые для живописи материалы. Ряд ученых занялся разрешением вопросов техники живописи, причем не только теоретически, но и практически; тем же заня­ты и художники. Таким образом, создалась обширная литера­тура по технике живописи на различных языках, состоящая из отдельных сочинений, периодических изданий и т. п. В сотруд­ничестве представителей науки и искусства были разработаны новые способы монументальной живописи: таковы силикатная живопись Кейма, казеиново-известковая живопись и новая тем­пера. Во всех художественных школах ведется преподавание техники живописи, а в специальных технических школах — тех­нологии живописных материалов. Таковы, в общем, достижения нашего времени в деле техники живописи.

Подводя итог тому, что сделано положительного в области техники и технологии живописи за последнее столетие, прежде всего, необходимо отметить те крупные достижения в красочном деле, которые имели место в названный промежуток времени. Живопись обогатилась целым рядом чрезвычайно ценных кра­сок, каковы: цинковые и баритовые белила, желтые, оранжевые и красные кадмии, искусственные охры, ализариновые крапп-ла­ки, искусственный ультрамарин, кобальтовые краски и хромовые зеленые краски. Как видим, красочное дело достигло большой высоты, и оно продолжает развиваться, так как за это время от­крыт новый многообещающий источник красочных материалов, заключающийся в каменноугольной смоле, давшей уже огромное количество красок, правда, пока еще не вполне совершенных. Этим ценным приобретением живопись обязана всецело химии — этой новой отрасли знания, которая из средневековой алхимии преобразовалась в точную и мощную науку. Разработанный при ее сотрудничестве новейший способ силикатной живописи не уступает способам античной техники монументальной живописи, и им по праву может гордиться наше время. Полезное участие химии чувствуется и при проверке подлинности красок и других материалов живописи и при распознавании той или иной тех­ники живописи и т. п.

Кроме силикатной живописи, ценным приобретением для на­шего времени является казеиново-извесгковая живопись, которая хотя и заимствована из древности, но получила новую разра­ботку. В лице современной темперы, представляющей собой мо­дернизацию средневековой, живопись также приобрела технику, которая с успехом может соперничать по прочности со старин­ной масляной живописью, причем она как нельзя лучше отвечает запросам современной живописи.

За этот же период времени наблюдается впервые организа­ция широкой общественной, т. е. совместной, работы на поприще усовершенствования техники живописи, проявление которой мы видим в основании специальных обществ, создании всем доступ­ных лабораторий, созывании конгрессов и т. п. В наше время не существует больше секретов в технике живописи подобно средневековью, а существуют лишь патенты на сделанные откры­тия и усовершенствования в области технологии живописи; само же достижение является общественным достоянием, которым мо­жет пользоваться всякий, тогда как в средние века и даже в бо­лее позднее время техника каждого мастера живописи представ­ляла собой секрет. По словам историка Вазари, целые толпы живописцев устремлялись к произведениям Я. Ван-Эйка, приме­нившего новый способ живописи, чтобы узнать его секрет; ни­кто, однако, не мог проникнуть в тайну ее, и до сего дня она является загадкой.

Указав на положительные стороны достижений нашего вре­мени, нельзя, однако, умолчать об отрицательных их сторонах.

Существенным недостатком нашего времени является то, что современный живописец располагает готовым живописным мате­риалом и потому мало или совсем не принимает участия в при­готовлении красок, грунтов и пр. Правда, он изучает в школе технику живописи, но обучение это уступает в значительной ме­ре тому, которое практиковалось у живописцев прошедших веков. В результате современный живописец лишен знания своих материалов в той степени, как знали их старые мастера, сами готовившие их и потому сроднившиеся с ними.

Изобилие красочных материалов и связующих веществ, а также появление на рынке постоянно новых не дают возможно­сти основательно разобраться в них и установить определенную систему их использования. Плохая же подготовка художников в техническом отношении не позволяет использовать в доста­точной мере и того, что считается теперь уже общепризнанным.

Польза, приносимая участием науки в деле техники живопи­си, ощущается, конечно, всеми, но степень участия в этом деле той или иной из существующих ее отраслей понимается пра­вильно не многими. Так как живопись, как это было указано выше, обязана химии своим нынешним богатством красок, а так­же разрешением многих важных вопросов, то в глазах многих, работающих в области техники живописи, она получила прева­лирующее значение; вот почему ко всем вопросам техники жи­вописи стали подходить лишь с точки зрения химии; физическая же сторона ее или игнорировалась вовсе, или ей отводилось мало внимания, что, безусловно, ошибочно. Одним из наиболее ярких примеров такого ошибочного понимания дела может служить недоразумение, имевшее место в живописи в середине XIX сто­летия в связи с применением масляного грунта, которое нанесло значительный вред живописи, сократив век многих произведений того времени. Дело в том, что масляная краска прикрепляется очень слабо к масляному, особенно гладкому грунту и после достаточного просыхания легко отделяется от него. Явление это чисто физического характера, невнимательное отношение к ко­торому и привело к печальным последствиям. Большинство про­изведений, исполненных на масляных грунтах, в числе которых находятся, к сожалению, и картины многих русских ху­дожников, очень слабо держатся на своем грунте, а некоторые уже и осыпаются.

Участие химии в оздоровлении техники живописи заклю­чается в приготовлении прочных красок, избавлении их и свя­зующих веществ от фальсификации и этим ограничивается. Чтобы вполне охватить задачу, необходимо трактовать вопросы техники живописи со всех сторон, а потому необходимо обра­щать внимание и на физические стороны дела, тем более, что в технике живописи имеется ряд моментов, в которых прихо­дится иметь дело не с химическими, а с физическими явлениями. Это касается и красок, и связующих веществ, и самого построе­ния живописного произведения.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КРАСКАХ

 

Красками называются вещества натурального или искусствен­ного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал или с помощью какого-либо связующего вещест­ва, или без него, или же соединяясь с ним химически. К пер­вым относятся краски, применяющиеся в живописном деле, ко вторым — краски, применяющиеся в текстильной промышленно­сти. Эти последние носят также название пигментов[1].

Одни из красок принадлежат к веществам, состоящим из несложных химических соединений, к каковым относятся, напри­мер, цинковые белила — химическое соединение цинка и кисло­рода, киноварь — соединение серы и ртути; другие же более или менее сложны или состоят из сложных химических соедине­ний, каков, например, ультрамарин, в состав которого входят кремнезем, глинозем, натр, сера и пр., или же состоят из смеси различных химических соединений: таковы свинцовые белила, охры и многие другие краски.

Очень немногие из красок, применяющиеся в живописи, име­ют ту определенность в своем составе, какая присуща химиче­ским соединениям, таковы: кадмий, цинковые белила, барито­вые белила, киноварь и некоторые другие краски; большинство же их лишено этой определенности и постоянства. Вот почему на практике одна и та же краска (на различных фабриках и даже на одной и той же) нередко выходит с различным соста­вом и, следовательно, с различными свойствами и оттенками. Такие изменения и колебания в составе красок зависят всецело от чистоты сырых материалов, взятых для фабрикации, от спо­собов последней и даже от малейших деталей производства.

Краски, имеющиеся в продаже, не являются химически чи­стым продуктом даже в лучших своих сортах, а всегда содержат, хотя и минимальные примеси веществ, взятых для их фабрика­ции, или других посторонних веществ, которые в таком ко­личестве не вредят им. Таким образом, говоря о чистых крас­ках, следует, прежде всего, подразумевать лишь техническую чистоту их.

Немногие из красок состоят в целом из одного красящего начала. Таковы: киноварь, цинковые белила, хромовая окись и т. д.; большинство же состоит из красящего начала и белого или бесцветного вещества иного химического состава, служащего для первого основанием. Из минеральных красок искусственного происхождения сюда следует причислить, например, ультрама­рин, синий кобальт, светлые сорта кадмиевых красок, красный кадмий. Все названные краски содержат в своем составе белое вещество, на которое осаждено красящее начало.

К этому же виду красок относятся почти все краски земля­ного происхождения: желтые охры, тердесиенны, умбры, красные охры, зеленая земля и др., а также подавляющее количество органических красок искусственного и натурального происхожде­ния, носящих в этом случае специальное название лаков[2]. Та­ковы крапп-лаки, желтые лаки и т. д., каменноугольные пигмен­ты-лаки. Краски этого типа обычно содержат в своем составе гипс, шпат, каолин, мел, водный глинозем и т. п. белые, бесцвет­ные, а иногда и цветные вещества, которые являются их неиз­бежными составными элементами, без чего не представляется возможным получить краску. Их не следует смешивать с тем сортом красок, в котором содержатся мел, шпат, гипс и т. п. в виде простой примеси, сделанной с целью удешевления их или фальсификации.

Наконец, существует еще один вид красок — составных, со­стоящих обыкновенно из смеси двух красок, представителями которых являются «зеленая киноварь», «перманент» и др.

Краски, применяющиеся в живописи, т. е. в смешении со связующими веществами, не должны растворяться в воде и мас­лах и содержать в себе растворимых веществ. Реакция их дол­жна быть нейтральной, содержание чуждых им элементов, как уже указывалось выше, — минимальным.

Цвет красок обуславливается их химическим составом и фи­зическим строением, при изменении которых изменяется и цвет красок. Так, киноварь, изменяя свое кристаллическое строение на аморфное, из красной становится черной; сурик, теряя из своего состава кислород, становится бесцветным. Изменение цвета красок зависит от условий, в которых находятся краски. Многие из красок меняют свой состав и цвет от действия на них высокой температуры, другие — под влиянием кислот и ще­лочей; третьи — при смешении с другими красками; наконец имеется большое число красок, которые изменяются уже от дей­ствия на них дневного света и воздуха.

Активными элементами воздуха, действующими на состав и цвет красок, являются кислород, углекислый газ и водяные пары. Весьма энергично действует на краски также солнечный свет, который, как известно, возбуждает химические явления и способствует разложению и соединению веществ и пр. Действие света и воздуха особенно энергично в том случае, когда они сов­местно действуют на краски. Так, даже несветопостоянные краски, будучи изолированы от действия воздуха (т. е. кислорода и водяных паров), могут оставаться под дей­ствием света неопределенное время без изменения, тогда как те же краски при действии света и воздуха обес­цвечиваются в самый короткий срок. Многие из красок органического происхождения, не изменяя своего цвета от дей­ствия сильных реагентов, теряют очень быстро свой цвет при действии на них света и воздуха. Свет и воздух изменяют многие краски и минерального происхождения — чернят (например, ки­новарь и сурик) и содействуют изменению красок в смеси меж­ду собою. Особенно активными являются в этом отношении ультрафиолетовые лучи.

Обесцвечивающее действие света и воздуха на красочные ве­щества известно с давних пор, и потому естественно, что изуче­ние свойств красок началось именно в этом направлении. Со­ставлены были скалы красок: вполне устойчивых по отношению к действию света, мало устойчивых и совершенно не выдержи­вающих света[3]. Было установлено время, необходимое для испытания красок прямым солнечным светом. Выяснилось, что непосредственное действие солнечных лучей на краски в про­должение 1 года и 9 мес. равняется действию музейного света (т. е. света в залах музеев) в продолжение приблизительно 485 лет.

Сернистые газы и испарения, которые могут присутствовать в воздухе, также очень энергично действуют на краски. Так, се­роводород и пары сернистого аммония, обращая свинцовые и медные краски в сернистые соединения, чернят их; под дей­ствием названных газов буреют сурьмяные краски и желтеют мышьяковые. Губительное действие на краски сернистых газов, к счастью, ограничено уже самим составом красок; к тому же указанные газы встречаются в воздухе в большом количестве лишь в исключительных случаях. Свет и кислород воздуха дей­ствуют разлагающим образом на сернистые газы и в некоторых случаях восстанавливают причиненные ими повреждения: почер­невшие свинцовые краски под действием света и воздуха вновь принимают свой прежний вид.

Связующие вещества красок не всегда относятся к ним ней­трально. Так, масло действует на некоторые металлические краски, вступая с ними в химическое соединение и изменяя, та­ким образом, состав красок. Соединения такого рода известны под названием мыла. Таковыми красками являются цинковые и свинцовые белила. Глицерин и мед ускоряют изменение цвета красок под влиянием света. Известь — связующее вещество фре­сковой живописи — энергично действует на краски, заставляя прибегать при этом способе живописи к особому подбору кра­сок. Так же действует на краски связующее вещество силикатной живописи (растворимое стекло), обладающее щелочными свой­ствами.

Большинство материалов, покрываемых красками, относятся нейтрально к ним. Таковыми являются холст, дерево, картон и пр., нормально загрунтованные; стены же, содержащие известь и цемент и некоторые соли, могут изменить краски; бумага, со­держащая квасцы, также изменяет некоторые краски.

Краски имеют различную способность крыть. Те из них, которые лучше кроют, называются корпусными, другие же — лессировочными и полулессировочными. Способность крыть, т. е делать невидимым цвет материала, покрываемого хотя бы тон­ким слоем краски, зависит от многих условий.

Этой способностью обладают те из красок, частицы которых сильно отражают свет и потому не позволяют ему проникать в глубину вещества краски и достигать основания, на котором она лежит. Все такие краски в большинстве случаев имеют боль­шой удельный вес, примером чего могут служить хорошо крою­щие свинцовые краски. Краски с малым удельным весом, к ко­торым относятся все органические краски и некоторые минераль­ные, не имеют кроющих способностей. Степень размельчения, а, следовательно, величина зерен их также играет здесь большую роль. Наиболее отвечающей в этом случае величиной зер­на является величина в 1/1000 миллиметра. Краска в таком виде проявляет наибольшую кроющую способность. Кроме того, имеет значение строение краски. Свинцовые белила, со­стоящие из углекислого свинца и водной окиси его, кроют пре­красно, между тем как белила, состоящие из одного углекислого свинца, кроют слабо, хотя удельный вес их и показатель преломления велики. Это различие в кроющих способностях двух названных красок объясняется тем, что углекислый сви­нец и водная окись его различны в оптическом отношении, а внутренняя оптическая неодинаковость является весьма благо­приятным условием для увеличения кроющей силы краски. Так, цинковые белила, содержащие в себе некоторую примесь мела, который отличен в оптическом отношении от цинковых белил, кроют на масле не хуже чистых белил, тогда как мел с маслом совершенно лишен кроющих способностей. Пример этот является лучшим подтверждением сказанного. Лессировочные краски не обладают кроющей способностью. При нанесении толстым слоем они выглядят темными. Теплые краски остаются более прозрач­ными и в толстых слоях; холодные же в этом случае кажутся черными. Полулессировочные краски занимают среднее место между лессировочными и корпусными.

Степень измельчения красок различно отражается на их цвете. Одни из красок выигрывают в цвете при тонком измель­чении, таковы черные краски, окислы железа и марганца (охры и умбры), лазури, отчасти киноварь и ультрамарин; другие же при этом теряют в цвете; примером последнему может служить яркая швейнфуртская зелень, теряющая в цвете при сильном измельчении. Выигрывают в цвете лишь те краски, которые обладают большой цветовой силой. Эта последняя измеряется количеством белил, которое поглощает краска, не теряя своей цветности. Чем больше краска поглощает белил, не теряя своего цвета, тем большей силой обладает она.

Краски одного и того же химического состава могут быть более или менее яркими, что всегда зависит от строения зерен их: различная величина зерен краски уменьшает ее яркость, одинаковость же зерен увеличивает ее.

Многие из красок ядовиты. На первом месте в этом отноше­нии стоят мышьяковые и свинцовые краски, почему и необходи­ма осторожность при обращении с порошками названных красок: следует избегать вдыхания их мелкой пыли, а также привычки брать кисти в рот при работе акварелью. Мышьяковые краски представляют опасность и при внутренних окрасках здания, если они производятся на клею.

Краски группируются (классифицируются) по различным своим признакам: признакам состава, цвета, происхождения, производства и т. д.

По своему составу краски могут быть разделены на два боль­ших отдела: 1. Краски минеральные (неорганические). 2. Краски органические.

 

Минеральные краски в свою очередь делятся на:

 

I. Минеральные краски натурального про­исхождения.

Сюда относятся: натуральный ультрамарин, горная киноварь, охры, болюсы, умбры, сиенны и другие природные продукты.

II. Искусственные минеральные краски.

К этой группе красок относятся краски искусственного про­исхождения, представляющие окиси тяжелых металлов, соли раз­личного происхождения и др. Они получаются прокаливанием различных веществ, т. е. сухим способом, и осаждением различ­ных растворов, т. е. мокрым способом. Некоторые из красок полу­чаются и тем и другим способами (такова, например, киноварь), другие лишь одним из названных способов. Замечено, что кра­ски, получающиеся сухим способом, представляют большую прочность, нежели краски, получаемые мокрым способом.

 

Органические краски подразделяются на:

 

III. Натуральные органические краски.

Сюда относятся: экстракты растительных и животных кра­сильных начал, «краски-лаки», содержащие органическое кра­сильное начало, закрепленное на минеральном или ином основа­нии.

IV. Искусственные органические краски.

Исходным началом этих красок является каменноугольный деготь. Очень немногие из них имеют применение в живописи.

При описании и изложении свойств отдельных красок в со­чинениях о красках, особенно предназначаемых для живописцев, рассматривающих красочный материал с точки зрения своей спе­циальности, принято группировать их по признакам цвета. Такое подразделение красок имеет, однако, свою неблагоприятную сто­рону, так как в этом случае в одну группу соединяются часто краски, ничего между собой общего, кроме цвета, не имеющие, почему картина описания происхождения красок и их свойств не получает надлежащей яркости, чем затрудняется и усвоение предмета. Между тем знание свойств красок имеет для живо­писцев первостепенное значение. Вот почему автор настоящего труда предпочел при распределении красок по группам придер­живаться других их признаков.

Имея постоянную практику с красками, нельзя не заметить, что многие их характерные свойства зависят всецело от того, из какого материала они добыты. Так, краски минерального проис­хождения по многим своим свойствам (устойчивостью к свету, способностью крыть, цветом и пр.) весьма отличаются от красок органического происхождения.

Минеральные краски, получаемые из различных материалов, по своим свойствам и внешности также отличаются друг от дру­га. Так, краски, получаемые из свинца и его соединений, сильно отличаются, например, от красок известкового происхождения, другими словами, каждый материал придает краскам, добывае­мым из него, свои особые индивидуальные свойства.

Некоторые из красок в этом отношении особенно типичны, например, свинцовые; они наследуют даже все характерные свойства свинца: ядовитость, большой удельный вес, вязкое строение (корпусность). Самый цвет красок часто характерен для материала, из которого они добыты: зеленые окиси хрома для опытного живописца не могут быть подменены медными или растительными красками; происхождение анилиновых и вообще органических искусственных красок всегда узнается уже по са­мому цвету их.

Таким образом, группировка красок по их исходному мате­риалу предпочтительней во многих отношениях группировки по цветам, и потому в настоящем труде о красках последние разде­ляются на свинцовые, медные, кобальтовые и т. д. Такого рода группировка красок при изложении описания их даст возмож­ность делать общие групповые характеристики, что избавляет от излишних повторений и потому позволяет более кратко из­ложить предмет, не причиняя тем ущерба полноте изложения, и дает вместе с тем возможность облегчить усвоение предмета.


МИНЕРАЛЬНЫЕ КРАСКИ

 

Преобладающее число минеральных красок натурального и искусственного происхождения состоит из солей различного про­исхождения: карбонатов, хроматов, сульфатов, силикатов и других, нерастворимых в воде и маслах простых и сложных солей различных металлов. Другая, тоже значительная часть красок этого отдела представляет окислы различных металлов и гидра­ты их. Таковы окислы железа, марганца, кобальта, свинца, каль­ция и других металлов.

Минеральные краски (сами по себе) прочны постольку, по­скольку прочны химические соединения, из которых они состоят. Прочность же химических соединений, как известно, зависит, прежде всего, от природы входящих в них элементов и степени сродства между ними. Элементы, обладающие наиболее противо­положными свойствами, имеют наибольшую степень сродства между собой, и потому краски, состоящие из соединений типич­ных металлов и металлоидов, принадлежат к наиболее прочным из существующих. Таковы кислородные соединения металлов: кальция, железа, цинка, хрома и т. д., представителями которых являются краски: жженая известь, цинковые белила, желтые и красные охры, хромовая зелень и др.

Прочность кислородных соединений многовалентных элемен­тов, как известно, зависит от количества атомов кислорода, вхо­дящих в соединение. Недостаточно насыщенные кислородом сое­динения и пересыщенные им относятся в большинстве своем к химически активным и потому неустойчивым соединениям, стре­мящимся перейти в устойчивые. При многовалентных металлах, к которым относятся, например, железо, хром, марганец, проч­ность их кислородных соединений находится в прямой зависимо­сти от количества атомов кислорода, входящих в них.

Так, закись железа (низшая степень окисления его) сравни­тельно менее прочна, нежели окись железа, содержащая большее число атомов кислорода, так как железо, находящееся в состоя­нии закиси, стремится перейти в окись. Окрашенная закисью же­леза краска «зеленая земля» на этом же основании менее проч­на, нежели желтые, коричневые и красные охры, окрашенные окисью железа.

Хромовая окись обладает большой прочностью, чем и объяс­няется прочность красок хромовой и изумрудной зелени. Высшая степень окисления хрома — хромовый ангидрид — вещество чрез­вычайно непрочное. Вот почему все краски, представляющие со­ли хромовой кислоты (желтые хромы, цинковая желтая, желтый ультрамарин и желтая стронциевая), принадлежат к непрочным краскам, так как более или менее легко переходят в хромовую окись — соединение, обладающее большой устойчивостью.

Различные степени окисления металлов, как это видно из помещенного ниже сопоставления, имеют различный цвет.

 

Окислы металлов                                                                              Цвет их

Закись железа                                                              черный, в соединениях зеленый.

Окись железа                                                                        коричневый, красный.

Хромовая окись                                                                                зеленый.

Хромовый ангидрид                                       красный, в соединениях желтый и красный.

Окись свинца (глет)                                                                          желтый.

Сурик (более высо­кая степень оки­сления)                                красный.

Перекись свинца                                                                           коричневый.

 

В изменении цвета красок следует различать, таким образом, два химических процесса. Первый из них есть процесс ок­сидации (присоединение атомов кислорода). Таково измене­ние цвета порошка зеленой земли, долго лежавшей на воз­духе и принявшей буроватый оттенок, побеление желтого кад­мия, почернение сурика, обесцвечивание органических красок. Второй процесс есть процесс восстановления (потери атомов кис­лорода). На нем основано позеленение желтых хромовых красок.

Большинство минеральных красок состоит из прочных хими­ческих соединений, которые и при смешении красок друг с дру­гом остаются нейтральными и не реагируют друг на друга хими­чески. Непрочными красками являются краски медного проис­хождения и желтые хромовые краски, состоящие из непрочных химических соединений, которые способны реагировать на сме­шиваемые с ними краски и потому являются причиной образо­вания непрочных смешений красок.

 

I группа

ИЗВЕСТКОВЫЕ КРАСКИ

 

Все краски этой группы принадлежат к соединениям каль­ция. Им присущи белый цвет и безусловная светоустойчивость. На масле они неприменимы, не ядовиты, отличаются дешевиз­ной.

Известь

 

Добывается обжигом различных минеральных пород, нося­щих название известняков, в специально оборудованных для этой цели печах, из которых получается в виде так называемой жже­ной, или негашеной извести, химический состав которой — без­водная окись кальция. Будучи погружена в воду или облита водой, она гасится, т. е. поглощает воду, кипя, распадаясь и об­ращаясь в тесто — кипелку, — водную окись кальция, имею­щую щелочные свойства, подобно жженой извести. Гашеная из­весть, разведенная большим количеством воды, образует извест­ковое молоко. Вода растворяет небольшое количество извести, образуя прозрачный и бесцветный раствор, называемый извест­ковой водой.

Гашеная известь обладает цементирующими свойствами и по­тому имела и имеет широкое применение в архитектуре для связи кирпича и приготовления штукатурки, а также для побелки зда­ний в качестве краски. Кроме того, она находит применение во фреске и в казеиново-известковой живописи, причем в обоих спо­собах вследствие своих едких свойств требует особого подбора красок.

Распознавание. Жженая и гашеная извести имеют ще­лочные свойства, изменяющие цвет красной лакмусовой бумаги в синий.

Хороших сортов известь не содержит окислов железа и маг­незиальных солей. Хорошо обожженная известь с достаточным количеством воды бурно гасится, развивая высокую температу­ру, кипит и рассыпается в тесто белого цвета без всяких крупи­нок. Плохо обожженная известь гасится очень продолжительное время, пережженная же не гасится вовсе.

Мел

 

Мел принадлежит к очень распространенным в природе веще­ствам минерального происхождения и потому общеизвестен. Он получается, кроме того, и искусственным путем. Химический со­став его — углекислый кальций.

Мел натурального происхождения часто имеет серовато-жел­тый оттенок. Бывает и совершенно серый мел. Лучшие сорта ме­ла (наиболее чистые) имеют почти снежно-белый цвет, так как состоят почти из чистого углекислого кальция. Побочными на­туральными примесями, находящимися в составе мела, являют­ся: глина, кварц, углекислая магнезия, углерод и окись железа. Эти примеси в хороших сортах мела не превышают 4% его со­става. Углерод окрашивает мел в серый цвет, а окись железа — в желтоватый.

В продаже мел находится в кусках и порошке различных чистоты и цвета, а потому и различных качеств. Натуральный продукт подвергается перемалыванию, просеиванию и отмучива­нию, которые производятся в специальных аппаратах. Получен­ный таким образом мел носит название «плавленого».

Искусственный продукт получается осаждением растворов извести углекислым газом. Мел этот состоит из чистого углекис­лого кальция, в котором на 100 вес. ч. продукта приходится 56 вес. ч. окиси кальция и 44 вес. ч. углекислого газа. Он обла­дает безукоризненным белым цветом, чрезвычайно тонок и хоро­шо кроет, но цена его значительно выше натурального продукта.

Мел абсолютно светопостоянен и может быть смешиваем со всеми красками. В водяной живописи он хорошо кроет, на масле же теряет свой белый цвет сохнет медленно и задерживает высы­хание смешанных с ним красок.

Мел находит большое применение в клеевой живописи и ок­раске, во фреске, казеиново-известковой живописи и силикатной. В пастели он играет роль белил и до известной степени связую­щего вещества пастельных карандашей. В дешевых сортах кра­сок-лаков служит в качестве белого основания. Наконец, с давних пор применяется при выполнении клеевых грунтов на холсте и дереве. Им пользуются для подмеси красок и пр.

Имеющиеся в продаже цветные мелки часто совершенно не содержат в своем составе мела. Так, черный мел состоит из гли­нистого шифера, окрашенного углеродом; красный мел представ­ляет глинозем, окрашенный окисью железа, и т. д.

Мел — одна из наиболее древних красок. Он служил бели­лами и первобытному живописцу и Апеллесу.

Распознавание. В воде мел растворяется в весьма не­значительном количестве (1 л дистиллированной воды растворя­ет всего 0,036 г мела). В разведенной соляной, азотной и уксус­ной кислотах мел растворяется с шипением, без остатка.

Менее чистые сорта мела могут окрашивать раствор в жел­тый цвет (окиси железа) и дают больший или меньший остаток.

Разведенная серная кислота разлагает мел с шипением, обра­зуя белый осадок, который есть не что иное, как гипс. В щело­чах мел не растворяется. При сильном накаливании теряет угле­кислый газ, превращаясь в окись кальция, т. е. жженую известь.

 

Гипс

 

Подобно мелу, гипс в изобилии находится в природе. Хими­ческий состав его — сернокислый кальций.

Различаются два главных вида гипса, имеющих применение на практике. Первый из них, так называемый нежженый (вод­ный) гипс, содержащий в своем составе химически связанную воду, находит применение в живописи, но не в виде краски, а лишь материала для приготовления грунтов. Второй вид гипса, называемый жженым, представляет слабо прокаленный водный гипс при температуре не выше 180° Ц. В таком виде гипс на 3/4 лишается своей воды и становится способным при смешении с водой обращаться в твердую массу, приобретая, таким обра­зом, цементирующие свойства, и потому находит применение в архитектуре и скульптуре для отливки статуй и пр. Гипс, обож­женный при более высокой температуре (250—280°), теряет всю свою воду, а вместе с тем и способность твердеть в смеше­нии с водой.

Гипс лишен кроющей способности и потому не может слу­жить краской в живописи (даже клеевой), и применение его ограничивается здесь лишь приготовлением грунтов. Имеются указания на то, что гипсовые грунты превосходят меловые, осо­бенно на дереве, так как они менее хрупки и ломки и лучше про­тивостоят изменениям влажности воздуха и его температуры. Подобно мелу, гипс служит белым основанием для красок-лаков, а также для подмеси в краски, причем и в том и в другом случаях предпочитается мелу. Даже подмесь 20% гипса к краске мало изменяет ее тон. Таковые подмеси практикуются с ультрамари­ном, английской красной, хромом и т. п. Фальсифицированные таким образом краски весьма мало пригодны во фресковой жи­вописи, где они препятствуют нормальному образованию угле­кислой корки извести, следствием чего является недостаточное закрепление их. Кроме того, они влияют и на глубину тона краски. В силикатной живописи краски с подмесью гипса также неприменимы.

Распознавание. Гипс растворим в воде (около 2 г на 1 л).Легко растворяется в разведенной соляной кислоте при на­гревании, но без шипения.

 

II группа

ЖЕЛЕЗНЫЕ КРАСКИ

 

Группа красок, красящим началом которых являются соеди­нения железа, весьма обширна. Наиболее видное место занимает в этой группе ряд красок, в состав которых входят кислородные соединения железа в виде окисей — водной и безводной, реже закиси железа. Преобладающий цвет их желтый, красный и ко­ричневый, но имеются между ними зеленые и мало интенсивно­го фиолетового цвета краски. Краски, относящиеся к этому виду, принадлежат к наиболее прочным из существующих. Меньшее место в группе занимают краски, в состав которых входят циа­нистые соединения железа. Эти последние дают довольно значительное число красок синего цвета, которые не обладают, однако, всеми положительными свойствами первой группы красок.

Краски этой группы можно разделить на краски натурально­го происхождения, находимые готовыми в природе, и краски искусственные.

Краски натурального происхождения носят название земля­ных красок, а также охр. С геологической точки зрения они являются продуктами распада некоторых горных пород, содержа­щих в своем составе соединения железа. Начало применения их в деле окраски относится к доисторическим временам, и пото­му свойства и прочность их изучались веками.

Охры натурального происхождения состоят главным образом из глинозема и кремнезема. Оба эти вещества, представляющие собой составные элементы глины (каолина), сами по себе бес­цветны; окрашивающим же началом охр являются водные и без­водные окислы железа, которые в большем или меньшем коли­честве находятся в них. Кроме того, охры эти содержат в боль­шем или меньшем количестве посторонние примеси, которые так или иначе отражаются на цвете их. К таковым относятся: гипс, мел, барит, марганцовые соединения и органические битуминоз­ные вещества. Пропорции между различными составными эле­ментами охр бывают чрезвычайно разнообразны, отчего внеш­ний вид и свойства последних варьируются до бесконечности.

К земляным краскам относятся и умбры, близкие по составу охрам. Эти последние содержат в себе, кроме соединений желе­за, значительное количество соединений марганца. К разновид­ности охр относится и «зеленая земля», известная прежде под названием «зеленой охры»; окраской своей она обязана находя­щейся в ней закиси железа.

Вследствие своего состава натуральные краски в большинстве случаев лишены чистоты цвета и характерны своим земли­стым оттенком. Разнообразие тонов натуральных красок обязано их происхождению и условиям строения земной коры в местах их нахождения. Вся обработка их ограничивается очисткой, из­мельчением, просеиванием и отмучиванием.

Натуральные краски служат часто и сырым материалом для получения новых тонов красок, для чего их подвергают прокал­ке (обжигу); в этом случае изменяется и природный цвет крас­ки и химический состав ее, так как операция эта сопровождается потерей воды веществом краски.

Краски искусственного происхождения. С производством искусственных красок, подобных натуральным охрам, отчасти были знакомы уже и в старину. К таковым краскам относятся ис­кусственная рубрика, колькотар (идентичный с современным ка­пут-мортуумом) и др. В наше время, требующее чистых по цвету и интенсивных красок, на эту сторону обращено особое внима­ние производства. Благодаря высокому развитию современной техники удалось получить целый ряд новых красок, качество ко­торых не только не ниже натуральных, но, в некоторых случаях, даже выше их.

Всем краскам этой группы присущи следующие свойства: 1) полная устойчивость по отношению к свету, 2) безвредность для здоровья, 3) дешевизна, 4) скромные тона (исключение представляет берлинская и другие лазури), 5) применимость ко всем способам живописи и покраски (за исключением берлин­ской и других лазурей).


КРАСКИ НАТУРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Желтые охры

 

Ocre jaine, ocre de ru, terre d'Italie, ocre d'or, Lichter Ocker, Steinocker, Gold Ocker. Yellow ochre, gold ochre, orange ochre.

 

Краски эти находятся повсеместно.

Желтые охры имеют различные оттенки, которые всецело обязаны их химическому составу и тем посторонним примесям, которые свойственны этим натуральным веществам. Чем светлее охры, тем более они содержат в своем составе кремниевоалюми­ниевой соли (белой глины) и тем меньшее количество крася­щего начала, которым является главным образом водная окись железа.

По цвету, желтые охры разделяются на светлые, средние, темные, золотистые и оранжевые; что же касается номенклатуры их, то, кроме названия по цветам, они носят также названия по месту происхождения. Таковы речная охра, добываемая вблизи вод железных рудников, итальянская охра, находимая в Италии. Таковы наши желтые охры: армянская, скнаровская, воронежская, туруланская и сибирская. Названия, впрочем, часто произвольны, равно как не являются чем-то определенным, постоянным и оттенки красок.

Желтые охры во всех отношениях прочны, светопостоянны, дают прочные смеси со всеми другими красками и применимы во всех способах живописи. Вследствие большого содержания в них кремниевоалюминиевой соли они принадлежат к корпусным краскам, причем кроющая их способность достаточно велика. Масла берут от 40 до 60% и относятся к среднесохнущим краскам.

Оранжевая, золотистая, итальянская и речная охры содержат в своем составе большее количество водной окиси железа, нежели светло-желтые охры, а потому кроют хуже первых и относятся к полулессировочным краскам. Масла берут около 70% и сохнут с ним медленно. Подобно желтым охрам, краски эти в чистом виде отличаются безукоризненной прочностью; нередко, однако, они бывают подкрашены желтыми хромами или анилиновыми красками. Таковая подкраска особенно часто встречается в золотистой охре.

Средние и темные охры (Ochre brun, Rehbraun, Brown OCHRE) обязаны своим цветом большому содержанию в них окислов железа, а также присутствию в их составе некоторого количества марганцовых соединений, которые вместе с тем способствуют лучшему высыханию их с маслом.

Краски эти, подобно прочим охрам, отличаются большой прочностью, но в масляной живописи нередко наблюдается потемнение их. Это явление объясняется главным образом следующими причинами: 1) поглощением охрами большого количества масла при приготовлении из них масляных красок; 2) присутствием в красках большого количества посторонних и особенно битуминозных веществ. Эти последние, растворяясь в масле, располагаются на поверхности живописи и, таким образом, темнят ее.

Сырые желтые охры натурального происхождения подвергаются для производства коричневых и красных оттенков прокаливанию (обжигу). Таким образом, получают ряд красок, носящих различное наименование, а именно: венецианской, помпейской, пуциуоли и т. д. Цвет красок зависит от высоты температуры обжига и чистоты сырого продукта; чем чище последний, тем ярче цвет выходящей краски.

Из темных охр таким же образом получаются коричневые охры. Лучших качеств краски выходят из сырого материала, не содержащего извести и органических примесей.

При прокалке натуральные охры теряют в своем составе химическую воду, меняются в цвете, но сохраняют свои положительные живописные свойства.

Распознавание. В разведенной соляной кислоте желтые и коричневые охры растворяются лишь частью с образованием желтого раствора; глинистые части охры остаются в осадке. В щелочах нерастворимы. При накаливании принимают красный или красно-коричневый цвет. В спирту и воде совершенно нерастворимы; в присутствии анилиновых красок получаются окрашенные жидкости.

Красные жженые охры растворяются отчасти в разведенной соляной кислоте при нагревании, с образованием раствора желтого цвета. В щелочах нерастворимы. При умеренной прокалке не изменяют своего цвета.

 

Тердесиенна

 

Сиенская земля натуральная, жженая. Terre de Sienne naturelle, brulee. Terra di Siena, gebrannte. Terra di Siena. Raw Sienna, burnt Sienna.

 

Сиенская земля также относится к разряду земляных желтых охр, хотя значительно отличается от них своим химическим составом. Содержание окислов железа здесь в значительно большей мере, нежели в желтых охрах; что же касается до глинистых частей охр, то последние почти отсутствуют в составе краски в заменены кремнеземом.

Сиенская земля по своему составу, таким образом, есть кремневожелезная соль.

Благодаря своему химическому составу сиенская земля обладает исключительной прозрачностью и потому состоит в числе лессировочных красок. При растирании на масле требует большого количества масла (от 159 до 241%) и потому в масляной живописи легко темнеет и сохнет очень медленно. В остальных отношениях она близка к другим охрам.

Лучшие сорта сиенской земли получаются в итальянской провинции Тоскане, близ города Сиены.

Тердесиенна, подобно желтым охрам, подвергается прокалке, в результате чего получается жженая сиенская земля — красивая красно-коричневая краска, приобретающая после названной операции большую кроющую способность. Жженая сиенна играет выдающуюся роль во всех видах живописи, причем в масляной живописи она является необходимой краской.

Распознавание. Сиенская земля в чистом виде распа­дается при кипячении в концентрированной соляной кислоте, образуя студенистую массу кремниевой кислоты с интенсивной желто-коричневой окраской.

Красные охры

 

Ocre rouge, rouge indien, rouge de Perse. Roter Ocker, Indischrot, Persischrot, Braunrot. Red iron ochre, red chalk, indian red.

 

Большинство красных земляных охр, подобно желтым охрам, состоят из глины (кремниевоалюминиевой соли), окрашенной окислами железа. Существенное их отличие от желтых охр за­ключается лишь в том, что в красных охрах окрашивающим началом является безводная окись железа.

Красные охры находятся в вулканической почве и потому яв­ляются охрами, обожженными самой природой. Со многими из них были знакомы уже в старину. К таковым относятся: сино­пия или рубрика, лемносская земля, болюс и др. Этот естест­венный красочный материал добывается преимущественно в Ита­лии, но также находится и в других странах. Так, на обширных пространствах нашего отечества имеются также залежи прекрас­ных по цвету красных охр, которые в живописном деле еще не использованы.

К наиболее популярным представителям этого рода красок принадлежат следующие.

Сангин, состоящий из глины, окрашенной безводной окисью железа. Он служит материалом для приготовления крас­ных карандашей, имеющих применение в рисовании.

Болюс — одна из красок, имевших большую популярность в старину. Болюсы добываются в различных местах и потому по своему составу различны. Одни из них представляют водную кремниевожелезную соль (подобно сиенской земле); другие со­стоят из глины, окрашенной безводной окисью железа. Лучшим сортом болюсов считается армянский болюс, добываемый в Лем­носе. В XVIII столетии болюсы имели широкое применение, между прочим, при приготовлении красных грунтов.

Индейская красная и ее разновидность персидская красная, вывозимая из Бенгала. Обе краски богаты содержанием окиси железа, почему им присущ интенсивный красный цвет.

Красная земля Пуццуоли, получающаяся у Пуццуо­ли, близ Неаполя, имеет сложный химический состав, в который, кроме глинозема и окислов железа, входят известь, магнезия, ка­ли и натр. Под названием красной Пуццуоли имеются в про­даже краски и другого состава.

Красные охры натурального происхождения чрезвычайно бо­гаты содержанием железных окислов, прочны, светопостоянны, применимы во всех способах живописи. На масле сохнут доста­точно хорошо и берут его среднее количество (45—50%).

Зеленая земля

 

Terre verte naturelle, brûlée, Grünerde, Veroneser Erde. Green earth, terra verde.

 

Зеленая земля является продуктом естественного распада горных пород, базальтов и мелафиров. Она состоит из кремне­зема, глинозема, закиси железа, магнезии, калия и натрия. Эле­менты эти находятся в краске не в виде механической смеси, а химического соединения. В различных сортах зеленой земли они варьируются в различных пропорциях, что отражается на их оттенках и свойствах.

Краска эта была известна в глубокой древности; она и по­ныне добывается в различных местах Европы: в Италии, Тиро­ле, Богемии, на Кипре[4]. Из Монте-Бальдо (близ Вероны) по­лучается наиболее красивого оливкового оттенка краска, идущая в продажу под названием веронской земли. Ценными красками являются также кипрская и богемская земли, но они уступают по цвету веронской.

Зеленая земля прочна, применима во всех способах живопи­си, во фресковой же живописи является особенно ценной, так как, помимо приятного тона, даваемого ею во фреске, она способ­ствует еще лучшему закреплению некоторых красок. На масле сохнет со средней быстротой и берет его до 100%. Богемская земля лучше кроет на масле, нежели веронская; эта последняя относится к лессировочным краскам. Вследствие содержания в своем составе закиси железа порошок зеленой земли при продол­жительном хранении с доступом воздуха принимает буроватый оттенок, так как закись железа до некоторой степени переходит в окись его. При обжиге натуральная зеленая земля обращается в коричневую краску, носящую наименование жженой зеленой земли.

В последнее время зеленая земля приобрела большое значе­ние при приготовлении прочных каменноугольных зеленых кра­сок-лаков. Будучи силикатом, она химически соединяется с основ­ными каменноугольными пигментами, которые сами по себе не­прочны, и дает более прочные интенсивные краски, устойчивые по отношению к извести и до некоторой степени к свету.

Распознавание. Имитация зеленой земли смесью охры и берлинской лазури узнается при действии щелочей на краску, разрушающих лазурь. Подкрашивание органическими красками узнается пробой спиртом. Присутствие медных красок обнаружи­вается нашатырным спиртом, с которым они дают раствор голубого цвета.

Умбра

 

Terre d'ombre naturelle, brûlée. Rohe Umbra, gebrannte Umbra. Raw umber, burnt umber.

 

Имеется много сортов умбры, оттенки которых до известной степени различны. Характерным цветом для нее является корич­невый, средней темноты. Краска эта получила свое название от Умбрии, одной из древних римских провинций, из которой в прежнее время ее получали. Известна была в старину у италь­янцев под названием «falzailo». Местами ее нахождения являются многие страны Европы.

По своему химическому составу умбра близка к охрам, но отличается от них большим содержанием гидрата окиси марган­ца, представляющего главное красящее начало. Хорошие сор­та умбры не содержат в себе органических веществ. Лучшим сортом ее считается кипрская умбра.

Умбра прочна во всех отношениях и пригодна во всех спосо­бах живописи. Она относится к корпусным краскам, быстро сох­нет на масле благодаря содержанию в ней марганцовых соедине­ний, обладающих сушащими свойствами, хотя берет масла боль­шое количество — до 100%.

Умброй пользуются как в сыром виде, так и в жженом; в по­следнем случае она приобретает красновато-коричневый оттенок и носит название жженой умбры.

Под названием каштановая коричневая и марганцовая корич­невая подразумеваются краски, состоящие из смеси водной окиси железа, марганцовых окислов и глины.

Распознавание. При нагревании умбры с соляной кис­лотой образуется хлор с его характерным запахом. В щелочах умбра остается без изменения.

 


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!