Хромы желтые , оранжевые и красные
Jaune de chrome clair, foncé, orange. Chromgelb, Chromorange, Chromrot. Chrom yellow, Chromats of lead.
Желтые хромы принадлежат к ярким по цвету светло-желтым краскам лимонного оттенка; оранжевые хромы близки по тону оранжевому кадмию; красные хромы не уступают по яркости цвета киновари.
Впервые хромы делаются известными в 1797 г.
Хромовые желтые краски в чистом виде состоят из средних хромовосвинцовых солей. Благодаря своему яркому цвету, они выдерживают значительные подмеси, почему часто в торговле встречаются подмешанными хромовокальциевой солью, хромовобариевой, цинковой желтой, тяжелым шпатом, гипсом, мелом, крахмалом, серносвинцовой солью и пр. В позднейшем производстве желтолимонных хромов эти примеси заменяет сернокислый свинец — вещество белого цвета, — который химически входит в состав краски.
Имеется много способов приготовления желтого хрома. Обыкновенный заводской способ заключается в сливании раствора свинцового сахара, подкисленного уксусной кислотой, с теплым раствором хромовокалиевой или двухромовокалиевой соли; образующийся при этом осадок в виде мелкого порошка и представляет тяжелый хром. Оттенок краски всецело зависит от плотности ее; образование же той или иной плотности зависит не только от степени концентрации сливаемых растворов, но даже незначительных деталей производства. Таким образом, получение одного и того же оттенка краски до известной степени затруднительно. Это обстоятельство, с другой стороны, дает возможность иметь большое разнообразие оттенков.
|
|
Оранжевый и красный хромы, называемые иногда австрийской киноварью, состоят из безводных хромовосвинцовых солей и получаются обработкой желтого хрома едкими или углекислыми щелочами; в этом случае отщепляется из состава желтого хрома хромовая кислота, и получаются красные краски. Имеются и другие способы приготовления их.
Хромовым желтым, оранжевым и красным краскам присущи все свойства свинцовых красок. Желтые хромы, представляющие свинцовые соли хромовой кислоты, кроме того, подобно всем хромовым солям (см. баритовая желтая), зеленеют на свету, особенно на масле, причем изменение в цвете происходит довольно быстро (в 1—11/2 года).
Наиболее прочными являются оранжевые и красные хромы. Действие сероводорода на хромы слабее, нежели на свинцовые белила; сернистая кислота действует также слабее на желтые хромы, нежели на прочие желтые хромовые (не свинцовые) краски.
Желтый хром применяется во всех способах живописи, за исключением фрески и силикатной живописи; оранжевый хром также; красный хром, имеющий кристаллическое строение, не выдерживает сильного растирания, изменяющего его цвет, и потому находит применение преимущественно в темпере, фреске, настели и силикатной живописи.
|
|
Удельный вес желтого хрома — средний (3,9), кроет он на масле хорошо, сохнет быстро, масла берет 25—30%.
Красные хромы значительно тяжелее, хорошо кроют на масле и сохнут с ним быстро, берут его 35—40%. С баритовой желтой и кобальтом дают непрочные смеси.
Распознавание. Желтый хром в разведенной соляной кислоте растворяется на холоде, образуя желтого цвета раствор, на дне которого получается желтый осадок, растворимый в воде или при нагревании раствора. При нагревании растворяется в соляной кислоте совершенно, образуя раствор красновато-желтого цвета, в азотной при тех же условиях — желтого цвета. В уксусной кислоте нерастворим.
В растворе едкого кали растворяется, принимая оранжевый оттенок, переходящий затем в зеленоватый.
Красный хром с соляной кислотой образует красновато-желтый раствор с белым осадком, который растворим в воде (особенно при нагревании). При нагревании растворяется в соляной и азотной кислотах без осадка, образуя раствор интенсивно-желтого цвета (чем отличается от киновари и сурика). С крепкой уксусной кислотой изменяет свой цвет в желтый (отличие от киновари, которая остается при этом без изменения).
|
|
Неаполитанская желтая
Jaune de Naples. Neapelgelb, Antimongelb. Naples yellow.
Неаполитанская желтая была известна в Италии уже в XV столетии, под названием «giallolino».
Краска эта находилась поблизости от Везувия и была, следовательно, вулканического происхождения; точный химический состав ее, однако, в настоящее время неизвестен. Из Италии она распространилась по всей Европе, причем о составе ее и способах приготовления сведения были весьма ограниченны.
Неаполитанская желтая имеет различные оттенки: от светло-желтого до оранжевого, переходящего в розоватость, но ни один из них не обладает яркостью цвета.
Химический состав ее впервые был изучен и определен Бруннером, который предложил и способы ее приготовления, применяющиеся и по сие время. Краска эта состоит из различных безводных сурьмяносвинцовых солей, в которых количество окиси свинца является величиной переменной.
По способу Бруннера краска приготовляется таким образом. Обращается в смесь 1 ч. рвотного камня, 2 ч. азотносвинцовой соли и 4 ч. поваренной соли, и смесь накаливается до плавления; получившуюся массу охлаждают, измельчают и промывают водой. В настоящее время способы приготовления неаполитанской желтой весьма разнообразны.
|
|
Неаполитанская желтая светопостоянна и считается одной из лучших свинцовых красок (все недостатки свинцовых красок, однако, ей присущи). В живописи тела она незаменима. Ядовита. Удельный вес ее равняется 6,0. С маслом кроет и сохнет хорошо, берет его от 15 до 20%. Действию сероводорода, однако, подвержена менее свинцовых белил. Хороша в смесях со всеми красками. Во всех почти способах живописи она применима, включая живопись на фарфоре, фаянсе и стекле. В акварели она особенно легко чернеет от сернистых соединений. Растирать краску должно только на стекле и мраморе, пользуясь роговым шпателем, так как от прикосновения железа она принимает грязный оттенок. Последнее обстоятельство не указывает, однако, на опасность смешения неаполитанской желтой с красками, содержащими в своем составе соединения железа; разлагающим образом на краску действует только металлическое железо (металлическое олово и цинк действуют на краску одинаково с железом).
Распознавание. Неаполитанская желтая не растворяется в кислотах, но разлагается ими; получающаяся при этом жидкость не окрашивается в желтый цвет (отличие от желтого хрома). В щелочах и при нагревании не изменяется.
Кассельская желтая
Минеральная желтая. Jaune de Montoellier. Kasseler gelb, Turners gelb. Patent yellow.
Краска различных оттенков: от светло-желтого до коричневого. Впервые предложена Тёрнером в 1809 г.
Химический состав ее — различные соединения хлористого свинца с окисью свинца.
Способы добывания ее различны. Так, например, по одному способу она получается прокаливанием смеси из 4 ч. сурика и 1 ч. нашатыря, которые предварительно смачиваются небольшим количеством воды.
Обладает малой прочностью, особенно непрочна в смеси с медными красками. Употребляется на масле, в темпере, акварели. Сохнет на масле хорошо и берет его 15%.
Распознавание. В азотной кислоте растворяется при нагревании и дает бесцветный раствор. Совершенно растворяется в крепком растворе едкого кали или натра; раствор остается при этом почти бесцветным.
IV группа
РТУТНЫЕ КРАСКИ
Краски этой небольшой группы содержат в своем составе различные соединения ртути.
Всем представителям ее свойственна ядовитость; лучшие из них имеют условную прочность, худшие — безусловную непрочность.
Киноварь
Vermillon de Chine, frangais, anglais, permanent, cinabre. Zinnober, chinesischer Karmin, Patent-Scharlach. Cinnabaris, Vermilion, french, chinese, exua.
Залежи натуральной киновари (руды) встречаются во многих частях света; вот почему вполне естественно, что киноварь как краска была известна уже в глубокой древности; присутствие киновари установлено в живописи древнего Египта, Греции и Рима; греки называли киноварь «миллос», римляне — «минимум». Натуральная киноварь встречается в СССР, Испании (Альмадена), Австрии (Идрия), в Калифорнии, Китае, Японии. Лучший сорт киновари привозится из Китая, где краска эта особенно популярна.
Натуральная киноварь, носящая название горной киновари, имеет различные оттенки,— от ярко-красного до темно-красного; перед употреблением в дело подвергается только очистке и измельчению: чем тоньше размол киновари, тем ярче и красивее ее цвет.
Химический состав киновари — сернистая ртуть.
Сернистая ртуть имеется в двух видах (модификациях): один из них — вещество аморфное, черного цвета, другой — вещество кристаллическое, красного цвета. Киноварь есть кристаллическая сернистая ртуть. В производстве она получается сперва в виде сернистой аморфной ртути, а затем уже превращается в кристаллическую красную сернистую ртуть. Под продолжительным действием дневного света кристаллическое строение киновари в большей или меньшей степени изменяется в аморфное, в зависимости от чего краска более или менее чернеет. Такое видоизменение киновари является характерным свойством этой краски, и с ним знакомы были уже в старину.
Действие света на киноварь аналогично действию тепловой энергии на краску, под влиянием которой происходит почернение ее. Киноварь, нагретая до 100° Ц, чернеет, но по охлаждении красный цвет ее снова возвращается. При нагревании же киновари до более высокой температуры, не менее 400° Ц, она, сделавшись черной, остается таковой и по охлаждении. Таким же образом действует свет на краску. Легко потемневшая киноварь при непродолжительном действии света на краску восстанавливает свой прежний цвет при отсутствии света. Так, мало чувствительные к свету сорта киновари, потемнев днем, возвращают значительную часть цвета ночью, краска же, долгое время находившаяся под действием света, приобретает уже стойкое почернение, которое более не восстановимо. Позднейшие изучения свойств киновари указывают на то, что краска чернеет тем сильнее, чем бОльшую она имеет теплоемкость, и что превращение сернистой ртути из черной в красную сопровождается уменьшением ее в объеме; при почернении же красной сернистой ртути замечается обратное явление.
Кроме натуральной киновари, существует и искусственный продукт, который в наше время все более и более вытесняет натуральный. Начало изготовлению искусственной киновари было положено уже в XIII в. алхимиками, сделавшими первый почин в этом деле. В средние века были знакомы с производством искусственной киновари и в Китае.
Приготовление искусственной киновари в различных местах ее фабрикации различно; оно ведется двумя способами: так наз. сухим и мокрым, которые имеют много различных вариантов. При фабрикации сухим способом в Идрии поступают таким образом: 200 ч. ртути перемешивают с 35 ч. серы в продолжение 2—3 часов; полученную черно-коричневую порошкообразную массу помещают в специальные металлические котлы и слабо нагревают до химического соединения ртути с серой, затем огонь усиливают, киноварь возгоняется и осаждается в холодном приемнике. Мокрый способ (по проф. Бруннеру) состоит в следующем: 200 ч. ртути тщательно перемешиваются с 76 ч. серы; в образовавшуюся массу приливается раствор едкого кали (состоящий из 265 г воды и 50 ч. кали), и смесь нагревают до 45° Ц, помешивая вначале постоянно, а потом изредка. Спустя 8—12 часов процесс образования киновари закончен.
Приведенные выше описания способов приготовления киновари нужно считать в настоящее время устаревшими, так как позднейшие научные изучения краски дали возможность получать искусственным путем киноварь, не только не уступающую по прочности киновари натурального происхождения, но и превосходящую ее. Чтобы приготовить наиболее устойчивую по отношению к свету киноварь, оказалось необходимым придать ей наименьшую теплоемкость. В новом способе фабрикации киновари последняя получается не прямо из серы, ртути, как это практиковалось раньше, а из ртутных соединений (хлористой ртути, сулемы) и соединений серы (серной печени).
Свойства киновари были хорошо изучены уже в старину; известна была и способность ее чернеть от действия света, равно как и те условия, при которых этот недостаток проявляется в большей или меньшей мере. Позднее, однако, знания эти были утеряны и забыты как для живописного, так и для малярного дела; даже в кругах ученых-специалистов сведения о свойствах киновари были весьма ограничены.
Изучение киновари и ее производства в начале XX в. позволяет сделать следующие заключения:
1) Всякая киноварь (кристаллическая сернистая ртуть), какого бы она происхождения ни была (натурального или искусственного), под влиянием дневного света более или менее чернеет, переходя из кристаллической сернистой ртути в аморфную того же химического состава, причем наиболее устойчивыми являются сорта настоящей китайской и голландской киновари.
2) С различными связующими веществами киноварь имеет различную прочность. Вреднее всего действует на нее копайский бальзам; затем следуют смолы и, наконец, растительные жирные масла, с которыми киноварь следует растирать только перед самым употреблением в дело. Чем дольше лежит без употребления киноварь, тертая на масле, тем скорее и сильнее она чернеет.
3) Очень вредно действуют на киноварь и лаки, под которыми она чернеет особенно скоро; чтобы предохранить краску от действия лака, необходимо последний отделить от киновари слоем клея.
4) В масляной живописи лучше сохраняются тонкие слои киновари, нежели толстые.
5) На масляном грунте киноварь сохраняется хуже, чем на клеевом. Этим отчасти объясняется хороший цвет киновари у Рубенса, писавшего, как известно, на клеевом грунте.
6) Всего лучше сохраняется киноварь в темпере и акварели, но без покрытия лаком. При раскрывании темперы лаком необходимо места, написанные с киноварью, покрыть слоем клея (желатины), дабы киноварь не приходила в непосредственное соприкосновение с лаком, так как в лаках могут содержаться некоторые смоляные кислоты, которые действуют на краску.
7) Тяжелые сорта киновари прочнее легких.
8) Уксус, употреблявшийся в старину для очистки киновари, действует на многие сорта ее благоприятно, придавая ей более огненный тон и делая ее более прочной. Однако не все сорта киновари улучшаются от действия уксуса.
Мои проверочные опыты с киноварью дали нижеследующие результаты.
Киноварь, растертая с гуммиарабиком и яйцом, после трехмесячного действия на нее солнечных лучей темнеет очень незначительно. Та же краска, тертая с копайским бальзамом и скипидарно-даммаровым лаком, при тех же условиях сильно почернела; с маслом почернела несколько меньше. Масляная киноварь (с той же краской), крытая непосредственно скипидарнодаммаровым лаком и vernis á tableau Вибера, сильно почернела; крытая же ретушью Shonée frères потемнела очень мало. Масляная краска, крытая теми же лаками с промежуточным слоем гуммиарабика, яйца и белка, сохранилась очень хорошо.
Масляная киноварь названной фирмы и многих других, долго лежавшая без употребления, сильно почернела на свету — в некоторых случаях до полной потери красного цвета — без покрывания лаком. Свежеприготовленная масляная краска за тот же период времени лишь слегка потемнела.
Итак, киноварь чернеет со смолами всего сильнее, затем следует масло и, наконец, клеевые связующие вещества.
Но чем же объясняется это явление? Факт тот, что в данном случае мы не имеем дела с химическими явлениями, так как получившаяся от действия света черная краска состоит, как было уже указано выше, из той же сернистой ртути, изменившей лишь свое кристаллическое строение на аморфное. Разрешение этого любопытного вопроса, таким образом, упрощается. Раз свет изменяет своим действием физическое строение сернистой ртути, то ясно, что действие его будет тем сильнее, чем более краска проницаема для света. Киноварь в порошке мало проницаема для лучей света и потому в этом состоянии чернеет слабее; со связующими веществами она приобретает большую проницаемость и потому и бОльшую способность чернеть. Связующие вещества, особенно хорошо пропускающие лучи света, позволяют им глубже проникать в вещество краски и тем сильнее производить свое действие. Масло имеет больший коэффициент преломления, нежели клей и ему подобные вещества, и потому масляная киноварь чернеет значительно сильнее, нежели клеевая, темпера и т. п. Так как показатель преломления у смол выше, чем у масла (1,54 против 1,48), то киноварь со смолами чернеет еще сильнее.
Воск имеет коэффициент преломления 1,52 и потому в этом отношении близок к смолам. Разумеется, и различные смолы обладают различной проводимостью световых лучей. Так как из опытов видно, что киноварь с копайским бальзамом чернеет сильнее, нежели с другими смолами, то очевидно, что этот последний имеет больший коэффициент преломления, нежели даммар или шеллак.
Киноварь обладает большим удельным весом (8,21), который значительно колеблется в различных сортах краски. Она требует тончайшего измельчения, которое, однако, имеет известный предел. В. Оствальд относит ее к разряду мощных по цвету красок, но теряющих при излишне тонком измельчении часть своей яркости, причем краски становятся светлей и ничего не выигрывают в смысле чистоты тона. Киноварь применяется во всех способах живописи, а также и во фреске, где сохраняет свою способность чернеть на свету, хотя и не чернеет здесь так сильно, как в масляной живописи. Во всяком случае, здесь выгоднее заменять ее красным хромом. Масла берет небольшое количество (около 15—20%), смотря по удельному весу краски, но сохнет медленно.
Киноварь мало ядовита. В последнее время в масляной живописи она часто заменяется красным кадмием, но вследствие своей сравнительной дешевизны она долго еще не потеряет своего значения.
Распознавание. Киноварь очень часто содержит в себе примеси, состоящие из сурика, красного хрома, окиси железа, тертого кирпича, драконовой крови, красного аурипигмента, талька и пр. Худшими примесями нужно считать свинцовые подмеси и аурипигмент, грубейшей фальсификацией — подкраску киновари органическими красками.
При испытании киновари следует руководствоваться следующими ее свойствами:
1) в воде и спирту она не растворяется и не окрашивает их;
2) при накаливании испаряется без остатка;
3) разведенные щелочи и кислоты на нее не действуют;
4) в царской водке (смесь 2 вес. ч. соляной кислоты и 1 вес. ч. азотной кислоты) растворяется без остатка.
Киноварь - экарлат
Ecarlate. Jodquecksilber. Scarlet vermillon.
Яркого цвета краска, средняя по тону между суриком и киноварью. Открыта около 1849 г. Химический состав ее — йодная ртуть.
От действия света разлагается на составные части; сначала желтеет, а потом чернеет, вредя соседним краскам своим иодом. В акварели улетучивается, оставляя пустые места; не может быть смешиваема со свинцовыми белилами.
Минеральная желтая
Минеральный турбит. Jaune minéral. Mineralischer Turpeth.
Краска лимонно-желтого цвета. Состоит из соединения сернортутной соли с окисью ртути.
Чернеет на свету и разлагается в смеси с органическими красками.
V группа
БАРИТОВЫЕ КРАСКИ
Соединения бария дают незначительное количество красок, из которых только шпат и баритовые белила обладают безусловной прочностью.
Тяжелый шпат
Минерал, находимый в природе, подобно гипсу и мелу, в большом количестве. Химический состав его — сернокислый барий (другая разновидность его — витерит — углекислый барий).
Куски тяжелого шпата подвергаются измельчению, размалыванию, просеиванию и отмучиванию, и он в виде тонкого порошка поступает в продажу. Порошок этот сохраняет, однако, кристаллическое строение минерала и потому, несмотря на его превосходные качества в смысле прочности, светопостоянства, безвредности и пр., не может быть применяем в масляной живописи и находит широкое применение лишь в малярном деле и различных отраслях производства. Кроме того, он служит подмесью к свинцовым белилам, к которым приближается по своему удельному весу (4,48), для удешевления этого продукта, а также и для фальсификации цинковых белил и других красок.
Сернокислый барий натурального происхождения не обладает той чистотой состава, которая свойственна барию, получаемому искусственным путем.
Баритовые белила
Постоянные белила. Blanc fixe. Permanentweiss. Permanent white.
Баритовые белила по своему химическому составу также являются сернокислым барием и притом совершенно чистым.
Его приготовление состоит в осаждении растворов солей бария, главным образом хлористого бария, разведенной серной кислотой или с помощью более дешевых сернокислых солей, например, глауберовой соли (сернокислого натра). Выпадающий при сливании названных растворов осадок и является сернокислым барием, т. е. баритовыми белилами, которые затем тщательно промываются для освобождения их от серной и соляной кислот. Получаемый таким образом сернокислый барий превосходит по качествам и тонкости своей структуры натуральный продукт, но тонкость порошка его зависит во многом от большей или меньшей концентрации растворов хлористого бария и крепости разведенной серной кислоты, т. е. деталей производства, при несоблюдении которых и здесь получается грубый продукт, не пригодный к употреблению на масле.
Белила эти по праву называются постоянными, так как прочны во всех отношениях, т. е. не боятся ни сернистых газов, ни щелочей, ни кислот, и прочны в смешении со всеми красками. Подобно шпату, они служат подмесью в краски, кроме того, в виде белого основания для приготовления красок-лаков. Не ядовиты, применимы во всех видах живописи, с растворимым стеклом вступают в очень прочное соединение, почему являются весьма ценным материалом в силикатной живописи. Масла берут мало и сохнут с ним хорошо.
Баритовые белила в продаже встречаются в порошке и в виде теста, т. е. замешанные с водой, так как в последнем случае сохраняют свою кроющую способность.
На масле встречаются редко.
Распознавание. Баритовые белила, и тяжелый шпат отличаются большим удельным весом, нерастворимы в разведенных щелочах и кислотах, но растворяются в концентрированной серной кислоте при нагревании.
Баритовая желтая
Желтый ультрамарин, лимонно - желтая, постоянная желтая. Jaune d'outremer. Gelber Ultramarin, Permanentgelb. Yellow ultramarin.
Баритовая желтая является одной из представительниц интенсивных желто-лимонного цвета красок, которые по тону, химическому составу и свойствам имеют много общего между собой и составляют, таким образом, особую группу красок.
Кроме баритовой желтой, к этой группе принадлежат желтые хромы, цинковая желтая и стронциевая желтая. Все они представляют собой соли хромовой кислоты, но различных металлов: бария, цинка, свинца и стронция. Свет изменяет их химический состав, превращая постепенно в зеленые соединения хрома; таким же образом действует на краски содержащийся часто в воздухе сернистый ангидрид, который является восстанавливающим средством для хромовокислых соединений.
Желтый ультрамарин есть хромовокислый барий. Цвет его лимонный, но светлее, нежели у цинковой желтой. Сравнительно с прочими красками группы он, по-видимому, наиболее прочен. В чистой воде с клеевым связующим веществом он выстаивает без изменения в продолжение 2 лет 8 месяцев. Баритовая желтая не может быть смешиваема с белыми красками, неаполитанской желтой, ультрамарином и кобальтовыми красками. Краска мало ядовита, имеет большой удельный вес, плохо кроет на масле, но требует его мало и сохнет с ним хорошо.
Употребляется в акварели, темпере, масляной живописи и в живописи по фарфору.
Распознавание. В соляной кислоте баритовая желтая растворяется без остатка; раствор этот с серной кислотой дает осадок, состоящий из сернокислого бария.
VI группа
МЕДНЫЕ КРАСКИ
Группа этих красок довольно обширна, так как различные соединения меди дают большое число красок, цвет которых всегда синий или зеленый.
По происхождению своему медные краски могут быть разделены на натуральные и искусственные.
С первыми из них были знакомы уже в глубокой древности и в средние века; некоторые из них находят применение и в современной живописи. Сюда относятся азурит, или медная лазурь, малахит (горная зелень), голубец (горная синь). По своему химическому составу они относятся к углемедным соединениям.
Что касается искусственных медных красок, то они весьма разнообразны по своему составу, оттенкам и сортам. Многие из них имеют сложный состав, в котором принимает участие не один какой-либо вид медного соединения, а смешение таковых, а некоторые и вовсе лишены постоянства в составе. Номенклатура их также сбивчива.
Существует три важнейших типа медных соединений, которые дают ряд искусственных медных красок:
1) углекислые соединения меди; сюда относятся: голубец, бременская, гамбургская, кассельская, брауншвейгская, саксонская и другие синие и зеленые краски, не имеющие особой яркости и достаточной корпусности;
2) уксуснокислые соединения меди, к которым относятся: грюнспан, зеленая Кассельмана, французская зелень (ярь-медянка);
3) уксусномышьяковые соединения меди: швейнфуртская. зелень, зелень Шееле, поль-веронез, деккгрюн. Последние два вида зеленых медных красок обладают яркими цветами и наибольшей ядовитостью.
Краскам этой группы присущи следующие свойства:
1) ядовитость (менее ядовиты углемедные соли, более ядовиты краски, содержащие в своем составе мышьяк),
2) интенсивный цвет,
3) способность чернеть от сероводорода и в смеси с красками, содержащими серу (кадмиями и пр.),
4) способность изменяться в смесях с органическими красками и
5) способность легко входить с маслом в химическое соединение с образованием так наз. «медного мыла», представляющего медные соли жирных кислот.
Почерневшие медные краски не восстанавливают своего цвета подобно свинцовым и, кроме того, приобретают способность смываться водой, особенно в водяной живописи. Синие краски на масле обычно с течением времени зеленеют.
Медные краски являются ценным материалом в малярном деле, где они наиболее уместны, так как дают прочный слой окраски; в живописи же они могут быть применяемы лишь с большой осторожностью, причем лучше пользоваться ими в чистом виде (не в смесях). Угольные соли меди, притом натурального происхождения, более безопасны, нежели остальные медные краски.
Здесь приводится разбор лишь наиболее типичных медных красок.
Голубец
Горная синь, английская синяя. Bleu de montagne, bleu de cuivre. Mineralblau, Kalkblau, Himmelblau и т. д. Blue verditer.
Краска красивого голубого цвета. Была известна в древности и сохранилась во фресках. Настоящий голубец добывается из минерала, находимого в Сибири, Тироле, Богемии, Саксонии и других местах Европы. Состоит он из основной углемедной соли. В наше время голубец получается искусственно в большом количестве в Германии, Франции и Англии и состоит из углемедных солей и гипса или же водной окиси меди и гипса. Английская горная синь — лучший сорт этой краски.
Малахитовая зелень
Берггрюн, горная зелень. Vert de montagne, vert malachite. Berggrün, Mineralgrün. Malachite green.
Настоящая малахитовая зелень, известная в старину, получается из минерала малахита и имеет его цвет. Состав ее — основная углемедная соль.
По своим свойствам близка горной сини. Из медных красок наиболее прочна. Ввиду трудности превращения малахита в краску малахитовая зелень обыкновенно получается искусственным путем.
Брауншвейгская зелень
Vert de Brunsvic, vert minéral. Neuviedergrün и т. д.
Открыта в 1764 г. в Брауншвейге. Под этим названием в торговле имеются краски различного состава. Один сорт красок состоит только из виннокаменномедной соли, другие сорта — из водной окиси меди в смеси с гипсом, с основной углемедной солью, виннокаменномедной и мышьяковистомедными солями, а также в смеси со швейнфуртской краской.
Бременская зелень
Vert de Bréme. Blaugrün, Kalkgrün.
Краска сине-зеленого светлого цвета. По составу близка Ярь-медянка. Vert-de-gris, verdet. Crünspan. Verdigris.
Яркого цвета краска. По химическому составу — основная уксусномедная соль. Состав, впрочем, не всегда тот же, вследствие чего изменяются и цвета краски (от чисто зеленого до зеленовато-синего).
Эта краска была известна уже древним грекам и римлянам. Деви нашел ее присутствие в окраске живописи терм Тита и в помпейской живописи. Чернота многих испанских и венецианских картин XVI—XVIIвв. объясняется изменением этой краски. Во времена Леонардо да Винчи во избежание вредного действия ее на другие краски употреблялась в чистом виде и заключалась между слоями лака; этой мере, по-видимому, обязаны сохранившие зеленый цвет драпировки на картинах Ван-Эйка и других мастеров. Добывание краски ведется в широких размерах во Франции, где для этого используют виноградные выжимки. Кроме простой яри, имеется очищенная (vertde-gris distillée), состав которой есть средняя водная уксусномедная соль. Обе краски по своим качествам в сущности равноценны. Чистая краска растворяется в разведенной азотной и соляной кислотах без шипения и остатка, с образованием сине-зеленого и желто-зеленого растворов. Очень ядовита.
Шеелева зелень
Vert- de - Shéele. Swedischgrün, Scheelleschesgrün. Green bice.
Краска, имеющая оттенки от светло-зелёного до темно-зеленого. Открыта в 1778 г. В чистом виде состоит из мышьяковистомедной соли и гидрата окиси меди. В разведенных кислотах растворяется легко с образованием желто-зеленого и сине-зеленого растворов. Совершенно растворяется в аммиаке, раствор глубокого синего цвета. Не должна быть смешиваема со свинцовыми белилами, суриком, ультрамарином, киноварью и вообще красками, содержащими в своем составе свинец и серу.
Швейнфуртская зелень
Английская зелень, нейгрюн. Vert de Mittis, vert Véronèse. Schweinfurtergrün. Emeraldgreen.
Эта краска известна с 1814 года. В чистом виде состоит из соединений мышьяковистых и уксусно-медных солей. Чрезвычайно ядовита. Обладает всеми свойствами шеелевой зелени. Распознается по тем же признакам. Такого же приблизительно состава краски предложены Миттисом.
Зеленая Поля Веронеза
Vert Véronèse. Vert minéral. Deckgrün, Schweinfurtergrün. Emeraldgreen.
Яркая светло-зелёная краска. Состоит из мышьяковомедной соли. По своим свойствам близко походит на зелень Шееле, швейнфуртскую и зелень Миттиса. В смеси с кадмием в самое короткое время обращается в черную краску. Распознается по признакам названных выше красок.
Испытанные мною действием света медные краски в чистом виде поль-веронез, зелень Шееле, малахит и французская зелень дали следующие результаты: поль-веронез совершенно потеряла свою яркость; зелень Шееле, малахит и французская зелень не переменили своего цвета. Поль - веронез в смеси с ярким желтым и оранжевым кадмием превратилась в грязную черно-зеленую массу.
Флорентинская коричневая
Römischbraun, Van-Dyck-rot. Florentinbraun.
Красно-коричневая по цвету краска, прозрачная. Добывается осаждением раствора медного купороса раствором желтой кровяной соли. Бледнеет на свету и в смесях с другими красками. Подмешивается иногда в красно-коричневые крапп-лаки, чем делает эти краски неприемлемыми в живописи.
VIIгруппа
КОБАЛЬТОВЫЕ КРАСКИ
Первой кобальтовой краской, вошедшей в живопись, была шмальта, открытие которой относится к половине XVI в.
Шмальта является одним из видов синего кобальтового стекла, обращенного в порошок, а потому и не имеет кроющих способностей. Вследствие дороговизны натурального ультрамарина ею очень часто пользовались мастера эпохи Возрождения, которым она приносила немало затруднений вследствие отсутствия у нее способности крыть на масле. Шмальтой пользуются и в наше время; высшие сорта ее носят название королевской лазури (Königsblau), которая получается сплавлением окислов кобальта с песком и поташом.
Синюю кобальтовую краску, обладающую всеми необходимыми для живописи свойствами, удалось открыть значительно позже (в 1804 г.).
В конце XIX в. открыта зеленая кобальтовая краска.
В 1859 г, был открыт фиолетовый кобальт.
Кобальтовые краски очень красивы по цвету (за исключением шмальты), прочны во всех отношениях и применяются во всех способах живописи. Цена их в продаже высока.
Синий кобальт
Синяя Тенара. Bleu de cobalt, bleu de Thénard, bleu céleste. Kobaltblau, Thenardblau. Cobalt blue.
Краска имеет своеобразный синий цвет, напоминающий цвет натурального ультрамарина. В продаже имеются различные сорта кобальта светлого и темного оттенков с большим или меньшим содержанием окислов кобальта.
Химический состав краски — соединение глинозема с закисью кобальта (кобальт-алюминат) в смешении с глиноземом. Так как примесь глинозема придает кобальтовой краске несвойственный ей красноватый оттенок, то в последнее время она часто заменяется окисью цинка. Красящего начала, т. е. окисла кобальта в синей Тенара, не более 2 %; все же остальное принадлежит глинозему и окиси цинка.
Вследствие малого процентного содержания в краске красящего начала — окисла кобальта — синий кобальт теряет до известной степени в цвете: в масляной живописи — при пожелтении масла, в акварельной — при пожелтении бумаги. На основании сказанного у многих живописцев возникает сомнение в прочности этой краски. Между тем в данном случае изменение цвета кобальта лишь кажущееся, и при устранении желтизны в бумаге и масле изменившийся в цвете синий кобальт снова приобретает свой первоначальный цвет.
Кобальтовая синяя имеет лессировочные и кроющие способности, масла берет до 140%, но сохнет с ним быстро и сушит смешанные с ним краски, причем слой ее нередко покрывается трещинами. Последнее обстоятельство объясняется тем, что кобальтовые соединения (уксуснокислый кобальт особенно) являются сильнейшими сиккативами для масел. Сиккативы эти в позднейшее время стали приобретать широкую популярность.
Смесь кобальтовой синей и парижской лазури идет в продажу под названием краски цианин.
Приготовление синего кобальта ведется различно. По способу Тенара водная фосфорнокобальтовая соль смешивается со свежеосажденным глиноземом; смесь высушивается и подвергается в тигле вишнево-красному калению, под влиянием которого соли глинозема и кобальта обезвоживаются и вступают между собой в химическое соединение.
Распознавание. Едкие щелочи не действуют на краску. К действию кислот она значительно более устойчива, нежели ультрамарин.
Зеленый кобальт
Риннманова зелень. Vert de cobalt. Kobaltgrün, Rinnmans grün. Cobalt green.
Имеет очень красивый цвет, оттенки которого различны; темные из них прозрачны.
Химический состав краски — соединение окиси цинка с закисью кобальта.
Приготовление краски ведется таким образом: азотнокобальтовая соль (не содержащая солей железа) растворяется в самом малом количестве воды и сюда прибавляются затем цинковые белила (безупречной чистоты); образовавшуюся массу высушивают и подвергают тёмно-красному калению, после чего измельчают в порошок. От пропорции взятых составных элементов зависят разнообразные оттенки краски. В позднейшем способе гидраты окиси цинка и кобальта смешиваются с водой, высушиваются и прокаливаются.
Риннманова зелень имеет среднюю кроющую силу, масла берет сравнительно много и сохнет хорошо. Применима во всех способах живописи.
Прокаливанием хромовой окиси, глинозема и закиси кобальта получается краска, носящая название Grünblauoxyd[8], которая, подобно зеленому кобальту, обладает большой прочностью.
Распознавание. С концентрированной соляной кислотой (при нагревании) образуется раствор с розовой окраской. При обыкновенной температуре разведенные кислоты и щелочи на краску не действуют.
Церулеум
Целин. Bleu coeruleum. Cölinblau, Cöruleum. Cerulean blue.
Краска светло-голубого цвета с зеленоватым оттенком. По химическому составу близка синему кобальту (глинозем заменен в ней окисью олова).
Пригодна во всех способах живописи.
Фиолетовый кобальт
Violet de cobalt. Kobaltviolet. Cobalt violet.
Красивая фиолетовая краска, близкая по цвету анилиновой Маджента. Химический состав ее — фосфорнокислая закись кобальта.
Сливая растворы какой-либо кобальтовой соли с фосфорнокислым натром, получают в осадке розово-красную водную фосфорнокислую закись кобальта, которая при прокаливании теряет свою воду и обращается в фиолетовый кобальт.
Он обладает всеми достоинствами лучших кобальтовых красок и применяется во всех способах живописи, не исключая живописи по фарфору и стеклу.
Краска, носящая название в продаже «светлый фиолетовый кобальт», не должна быть смешиваема с первой. Она состоит из мышьяковокислой закиси кобальта, ядовита и не обладает достоинствами фиолетового кобальта. При прокаливании она выделяет белые пары с запахом чеснока.
Ауреолин
Желтый кобальт. Aureolin. Kobaltgelb. Aureolin.
Прозрачная краска блестящего желтого цвета, напоминающая индийскую желтую. Открыта в 1851 г.
Главный состав ее заключается в соединении азотистокалиевой соли с основной азотистокобальтовой солью.
Прочность ауреолина выяснена мало. Имеются, однако, указания на то, что он непрочен в смешении с другими красками, среди которых значатся и цинковые белила. Одни из исследователей считают эту краску неустойчивой в отношении к свету; у других же сложный состав ауреолина возбуждает недоверие к нему, тем более, что он выходит в различных нюансах, а потому и производство его различно. В Англии ауреолин пользуется большим успехом у художников в масляной и акварельной живописи. Его считают краской светопостоянной в акварели в том случае, если она не смешивается с такими непрочными красками, каковы кармин и индиго. В результате многих опытов ауреолин в виде акварельной краски в чистом виде при действии прямых солнечных лучей в продолжение 10 лет утратил только одну часть своего первоначального тона; пробы, выстоявшие на солнечном свету 3 года, совершенно не изменились. Ауреолин до некоторой степени растворим в воде. Испытанный светом ауреолин по опытам Ф. Рерберга[9] остался без изменения. Полагают, что различное содержание кристаллизационной воды в различных экземплярах краски отзывается так или иначе на их прочности, и считают, что необходимо дальнейшее изучение краски как научное, так и практическое.
VIII группа
УЛЬТРАМАРИНОВЫЕ КРАСКИ
Эту группу красок составляют все разновидности натурального и искусственного ультрамарина — краски, родственные в химическом отношении друг другу.
Красящее начало ультрамарина до сих пор окончательно не определено. Полагают, что оно является серой, которая находится в ультрамарине в коллоидальном состоянии. Этим и объясняется насыщенность цвета ультрамарина, который в этом отношении похож на парижскую лазурь, представляющую коллоидальное вещество.
Анализы натурального ультрамарина, лучшего представителя этой группы, дали следующий результат. На 100 ч. краски ультрамарин содержит: кремнезема — 45,5 ч., извести — 3,52 ч., глинозема — 31,76 ч., натра — 9,09 ч., серного ангидрида — 5,89 ч., серы — 0,95 ч., железа — 0,86 ч., воды — 0,42 ч., углекислоты— 0,12 ч. Искусственный ультрамарин близок по составу натуральному.
Преобладающим цветом красок этой группы является синий различных оттенков, начиная от светлого, близкого кобальту, до фиолетового; но имеются и зеленый и фиолетовый цвета.
Ультрамариновые краски имеют следующие свойства:
1) светоустойчивость,
2) неядовитость,
3) стойкость по отношению к щелочам и неустойчивость даже к слабым кислотам,
4) способность подвергаться с течением времени так наз. «ультрамариновой болезни».
Сущность этой «болезни» заключается в следующем: ультрамариновые краски, содержащие в своем составе значительное количество глинозема, имеют способность (которую нужно рассматривать как недостаток) поглощать влагу из воздуха и конденсировать ее в себе.
Влага эта нарушает мало-помалу строение (омогенность) масляного слоя и, разъединяя частицы, лишает его однородности, а, следовательно, прозрачности. В результате происходит изменение внешнего вида красок, которые теряют красоту цвета, становятся мутными, серыми, бесцветными и тем, разумеется, нарушают общую гармонию живописи. В данном случае нет химического изменения красок, а лишь оптическое, зависящее от изменения строения слоя красок, преломляющего и отражающего световые лучи иначе, чем то происходило раньше, — ничего, следовательно, неисправимого и стойкого, а лишь «болезнь», как остроумно определил один химик сущность этого явления, и притом вполне излечимая. Действительно, помутневшие таким образом краски восстанавливают свой прежний вид при действии на них копайского бальзама и паров спирта — средство, предложенное Петтенкофером.
Описанный недостаток присущ и зеленой земле, равно как и другим краскам, богатым содержанием глины. Помутнения и изменения в тоне у последних, однако, не так заметны, как на ярком цвете ультрамарина, и само образование их не так возможно, так как они содержат большее, нежели ультрамарин, количество связующего вещества, противостоящего действию влаги.
Ультрамариновые краски применяются во всех способах живописи, но при росписи внешних стен зданий больших городов не должны иметь применения, так как в атмосферных осадках местностей, где происходит сжигание больших количеств каменного угля, содержится сернистая кислота, мало-помалу обесцвечивающая эти краски.
Натуральный ультрамарин
Ляпис-лазурь. Outremer lapis. Lasursteinblau. Ultramarine genuine.
Минерал лазуревый камень привозился в Европу из Китая, Тибета и Бухары морем. Залежи его находятся и теперь в Сибири, Бухаре, Китае, Тибете и Южной Америке.
Лазуревым камнем в чистом виде пользоваться, как краской не представляется возможным, и потому, прежде чем стать таковою, он подвергается довольно сложной обработке, в результате которой из 100 ч. камня получается всего лишь 2—3 ч. чистой краски и большое количество менее чистой, носящей название в торговле «ультрамариновой золы».
Натуральный ультрамарин появился в живописи не ранее XV в., был редок и продавался по весьма высокой цене. Натуральный ультрамарин превосходит по своим качествам искусственный, но и в настоящее время остается очень дорогой краской, не всем доступной, почему вырабатывается немногими фирмами.
Искусственный ультрамарин
Ультрамарин Гимэ. Outremer, bleu de Paris. Ultramarinblau. French blue, Guimets blue.
Высокая цена краски, получаемой из ляпис-лазури, давно уже побуждала технику к изысканию и открытию новых способов производства синих красок, которые могли бы удовлетворить насущную потребность в них. В 1827 г. Гимэ открыл ультрамарин, а через год обнародовал найденный им способ приготовления искусственного ультрамарина Гмелин; с этого времени техническое добывание краски быстро сделалось широкой отраслью промышленности.
Со времени открытия искусственного ультрамарина было предложено много способов и рецептов для приготовления его. Материалами в обыкновенном заводском способе приготовления его служат: каолин, глауберова соль, сода, сера и уголь. Смесь, составленную из них в различных пропорциях (например, 100 ч. каолина, 105 ч. глауберовой соли, 23 ч. угля, 16 ч. соды и 20 ч. серы), помещают в тигли и обжигают без притока воздуха в печах до светло-красного каления. Полученная таким образом красивого зеленого цвета масса после надлежащей очистки и просушки сама по себе служит зеленой краской, идущей в торговле под названием зеленого ультрамарина. При желании получить синюю краску зеленый ультрамарин снова подвергается прокалке с примесью нового количества серы (8%) при доступе воздуха. Что касается пропорций названных выше материалов, входящих в состав смеси, подвергающейся прокалке, изменения состава смеси могут быть допущены в самых широких пределах, что, конечно, отражается на качествах продукта и обуславливает выход различных оттенков краски.
Чтобы получить светлые тона ультрамарина, его смешивают иногда с гипсом, мелом и белой глиной. Для придачи глубины тона в подмешанный таким образом ультрамарин вводят в небольшом количестве глицерин или сахарный сироп. Все названные подмеси нужно отнести к фальсификации краски. Хороший ультрамарин не должен также содержать в себе свободного сернистого натра, остающегося иногда от фабрикации.
Искусственный ультрамарин принадлежит к недорогим краскам, очень близок по цвету, составу и качествам натуральному ультрамарину, который может заменять с успехом; во всех техниках живописи применим, не исключая силикатной живописи и фрески, хотя при долгом общении с гашеной известью изменяет свой тон. На масле сохнет хорошо и берет его до 50%.
Зеленый ультрамарин
Vert d'outremer. Grüner Ultramarin.
Зеленый ультрамарин, о производстве которого можно иметь представление из описания приготовления синего ультрамарина, обладает всеми свойствами, общими для ультрамаринов. Главное применение его в малярном деле, но лучшие сорта применяются и в живописи.
Фиолетовый ультрамарин
Outremer violet. Ultramarinviolet.
Цвет его не обладает особой красотой. Приготовляется из синего ультрамарина действием на последний:
1) соляной кислоты и воздуха,
2) нашатыря и азотноаммиачной соли и
3) хлора и водяного пара.
Уступает по цвету и прочности фиолетовому кобальту.
Распознавание. К ультрамарину часто примешиваются: берлинская лазурь, горная синь, шмальта, индиго и крахмал.
Чистый ультрамарин в нашатырном спирте не растворяется и не окрашивает его, во всех разведенных кислотах разлагается, выделяя небольшое количество сероводорода и образуя бесцветное студенистое вещество.
IX группа
КАДМИЕВЫЕ КРАСКИ
Металл кадмий, как известно, близок по своим свойствам цинку и находится совместно с ним в цинковой руде. В чистом виде он получен в 1817 г. Сернистые соединения кадмия находятся в природе в виде минерала гренокита. По химическому составу он тождествен с кадмиевыми красками, которыми пользуются живописцы. Гренокит имеет различные оттенки — от желтого до оранжевого, но так редок, что никакого практического применения иметь не может. Сернистые соединения кадмия получены искусственным путем Меландри в 1829 г., после чего и началось применение желтых и оранжевых кадмиевых красок в живописи.
Все кадмиевые краски содержат в своем составе сернистый кадмий, отличаются красотой и интенсивностью цвета, прочны, за исключением лимонно-желтых оттенков, и пригодны во всех почти способах живописи. Лучшее применение их, однакоже, — масляная живопись, для которой они и предназначались изобретателем; обладают способностью хорошо крыть и не ядовиты.
Желтый и оранжевый кадмии
Jaune de cadmium, citron, clair, moyen, foncé, orange. Kadmiumgelb. Schwefelcadmium, Kadmium orange. Kadmium yellow, pale, deep, Aurora yellow.
При первом знакомстве с сернистыми соединениями кадмия полагали, что молекула желтой кадмиевой краски состоит из одной части кадмия и такого же количества частей серы; молекула же оранжевой краски состоит из одной части кадмия и пяти частей серы. Дальнейшее изучение сернистых соединений кадмия установило, что имеется лишь одно соединение кадмия с серой, в состав которого оба элемента входят в равном числе паев. Полагали, что различные оттенки сернистого кадмия обязаны своим происхождением различным структурам их молекул. Утверждение это впоследствии, однако, было опровергнуто, и в настоящее время различие в оттенках кадмиевых желтых и оранжевых красок объясняется не химическим, а лишь их физическим составом. В данном случае, как и во многих других, оттенки красок изменяются попутно с изменением величины их зерен, так как с изменением плотности их вещества преломляющая и поглощающая способности их в отношении к лучам света также изменяются.
Производство желтых и оранжевых кадмиевых красок ведется мокрым и сухим способами. В первом из них растворы солей кадмия осаждаются сероводородом. При действии сероводорода на соли кадмия вначале получается краска с лимонно-желтым оттенком, который при дальнейшем действии сероводорода становится все темнее и, наконец, принимает оранжевый оттенок. Сухим способом, состоящим в прокаливании соединений кадмия (например, углекислого кадмия) в тиглях с серой, получается только один «средний» оттенок желтой краски, который далеко уступает по цвету лимонно-желтому оттенку, получаемому мокрым способом.
Свойства красочного материала, добываемого описанными выше способами, таковы: все оттенки кадмиевых красок, получаемых мокрым способом, при накаливании принимают оттенок краски, получаемой сухим способом. Эта же последняя при продолжительном трении, прессовании и ударах принимает оранжевый оттенок.
Соли кадмия осаждаются сернистым натрием. Полученная таким образом краска носит название «лессировочной», так как она лишена кроющей способности. Анализ установил в составе ее большое процентное содержание свободной серы, присутствие которой, конечно, не безразлично для смешиваемых с нею красок. Нормальный сернистый кадмий содержит в своем составе 77,8% кадмия и 22,19% связанной с ним серы; при нерациональном производстве кадмиевых красок в них нередко содержится значительный процент свободной серы.
Так как сернистый кадмий в его чистом (технически) виде не дает прочной лимонно-желтой краски, то химический состав ее с течением времени был значительно видоизменен. Отдельные анализы установили, что лимонно-желтые сорта кадмиевых красок никогда не являются чистым сернистым кадмием, но содержат в себе, кроме того, щавелевокислый и углекислый кадмии — вещества белого цвета.
Присутствие последних в составе лимонно-желтых сортов кадмиевых красок значительно облегчает фабрикацию желаемых оттенков их; кроме того, краски в этом случае, как полагали, приобретают большую прочность.
Желтые кадмиевые краски (удельный вес 3,9 — 4,5) обладают средней кроющей способностью на масле, требуют его от 30 до 40% и сохнут с ним медленно. Оранжевые краски (удельный вес 4,5—4,8) кроют на масле лучше и сохнут скорее желтых.
Прочность сортов желтых и оранжевых кадмиевых красок, имеющихся в продаже, весьма различна. Все исследователи их сходятся на том, что лимонно-желтые оттенки красок, безусловно, непрочны; что же касается средних и оранжевых сортов, то лучшие из них обладают большой прочностью. Последняя во многом зависит от способов производства красок, их состава, чистоты и т. п.
Желтые и оранжевые кадмиевые краски (при безукоризненном составе) относятся к краскам, которые могут давать прочные смеси со всеми другими красками. Исключение представляют лишь смеси с медными зелеными красками, особенно с швейнфуртской и поль-веронезом, которые быстро изменяют свой первоначальный блестящий тон на совершенно черный вследствие образования при этом сернистой меди — вещества черно-бурого цвета. В литературе имеются указания на непрочные смешения кадмиевых красок с охрами и слоновой костью, с ультрамарином виноградной черной и фиолетовым кобальтом (Ф. Рерберг). Прочность различных сортов желтых и оранжевых кадмиевых красок, как то было изложено выше, весьма различна, а потому и смешения их с другими красками могут давать различные результаты (см. прочные и непрочные смешения красок).
Распознавание. Кадмиевые желтые и оранжевые краски растворяются в разведенных соляной, азотной и серной кислотах, выделяя сероводород и образуя прозрачный бесцветный раствор, который в присутствии подмеси хромов приобретает зеленый цвет. В щелочах нерастворимы.
Красный кадмий
Rouge de cadmium. Kadmiumrot. Cadmium red.
Красные кадмиевые краски относятся к новейшим искусственным краскам. Впервые они появились у нас около 1912 г.
Важнейшей составной частью красок, характеризующей их цвет, являются сернистый и селенистый кадмии. Оба эти соединения входят в состав красок не в виде физической смеси, а химического соединения. Кроме того, краски содержат шпат, который является в данном случае не примесью или фальсификацией, а представляет необходимый для производства составной элемент красок (белое основание). Светлые сорта красного кадмия содержат 76 % шпата, темные — 58 %.
Красные кадмиевые краски имеют различные оттенки. Образцы красок некоторых фирм не уступают по цвету различным сортам киновари — светлой, темной и карминовой; другие имеют буроватый оттенок, который при смешении с белилами совершенно исчезает. В порошке красный кадмий часто не имеет той яркости цвета, которую приобретает с маслом — единственным связующим веществом, придающим ему особую красоту тона и интенсивность.
Химический состав красок таков, что они превосходят по прочности желтые и оранжевые кадмии. Благодаря своей светопостоянности они должны заменить киноварь на палитре живописца. Красные кадмиевые краски могут применяться во всех способах живописи, в том числе и во фреске, где также с успехом могут заменять киноварь; они приятны в том отношении, что сохраняют свой тон и по высыхании фрески не темнеют, подобно красным охрам. Краски обладают хорошей кроющей силой.
X группа
ЦИНКОВЫЕ КРАСКИ
Представители этой небольшой группы красок, состоящие из соединений цинка, во всех отношениях, за исключением общего происхождения от цинка, имеют различные индивидуальные свойства.
Цинковые белила
Blanc de zinc. Zinkweiss, Chinesischweiss, chneeweiss. Zinc white, flowers of zinc.
Вследствие ядовитости свинцовых белил попытки делать белые краски из других материалов предпринимались давно. Так, уже в 1780 г. Куртуа приготовил белила из цинка. Краска Куртуа была очень дорога, не имела успеха и скоро была забыта. Лишь в 1840 г. удалось получить из цинка дешевую неядовитую краску, которая могла конкурировать со свинцовыми белилами во всех отношениях; после этого производство цинковых белил сразу встало на твердую почву. Русские художники времен Боровиковского, Левицкого, Брюллова и Ал. Иванова, таким образом, были совершенно не знакомы с этой краской.
Цинковые белила есть окись цинка; удельный вес их — 5,6. 100 ч. цинковой окиси содержат 80,34% цинка и 19,66% кислорода.
Цинковые белила получаются сухим и мокрым способами, причем первый из них состоит в следующем: металлический цинк накаливается в особых приборах до обращения его в пары, которые в струе воздуха, направленного на них, воспламеняются и образуют порошок окиси цинка. Порошок этот оседает в приемных камерах. В ближайших из них получается окись цинка в смеси с порошком металлического цинка, т. е. серная краска (цинкграу), которая имеет применение в малярном деле; в дальнейших камерах уже имеется чистый продукт. Затем окись цинка прокаливается и подвергается прессованию, что увеличивает кроющую силу краски.
При втором мокром способе в раствор цинкового купороса приливается раствор углекислой соды до тех пор, пока не окончится образование осадка; осадок есть углекислый цинк (идущий иногда в продажу под названием цинковых белил); он промывается, высушивается и подвергается прокалке для удаления углекислого газа, т. е. для обращения в окись цинка.
Чистым цинковым белилам свойственны синеватый оттенок и абсолютная белизна. Белила, имеющиеся в продаже, не всегда наделены этими качествами. Чистота продукта зависит от чистоты материалов, служивших для фабрикации, и самой фабрикации. Если цинк содержал даже малейшие следы железа или кадмия, то белила принимают желтый оттенок. При долгом хранении с доступом воздуха цинковые белила поглощают из него углекислоту и воду (хорошие белила содержат не более 2—3% воды) и переходят частью в углекислый цинк, становятся кристаллическими, теряют свою и без того слабую кроющую силу и требуют больше масла. Измененные таким образом белила исправляются новой прокалкой.
Чтобы предохранить цинковые белила (сухие) от порчи, их следует держать в каком-либо сосуде без доступа воздуха, например, в бутылке с пробкой, причем она должна быть наполнена белилами доверху.
К положительным свойствам цинковых белил относятся: 1) малая ядовитость, 2) неизменяемость от сероводорода и других сернистых соединений, 3) полная устойчивость по отношению к свету, 4) пригодность во всех почти способах живописи и 5) способность со всеми прочными красками давать прочные смеси.
Отрицательные свойства составляют: 1) слабая способность крыть, 2) склонность к растрескиванию, 3) плохое высыхание на масле, задерживающее высыхание других красок, 4) способность придавать живописи и грунту на масле большую хрупкость, наклонность давать трещины и быть причиной осыпания их и 5) способность поглощать большое количество масла (на 100 ч. краски — 20—30% масла).
Хрупкость и способность давать трещины у цинковых белил так велика, что картины, писанные с цинковыми белилами, не должны быть свертываемы. Даже натяжение и ослабление холста под влиянием перемены влажности воздуха также отражается на прочности слоя живописи, исполненной с цинковыми белилами.
Цинковые белила в виде масляной краски на открытом воздухе очень мало устойчивы, так как дождь, сырость и углекислый газ, действуя на красочный слой химически и механически, быстро его разрушают.
Плохое высыхание цинковых белил на масле заставляет вводить в него марганцовые и другие сиккативы или же пользоваться смесью различных масел, например, макового с льняным.
Величина зерна цинковых белил приближается к 0,001 мм; вот почему цинковые белила, взятые в одинаковом количестве со свинцовыми, кроют в три раза лучше свинцовых, но последние превосходят цинковые белила своим коэффициентом преломления. Подмесь мела к цинковым белилам в известном количестве не ослабляет их кроющей силы, хотя мел с маслом не кроет вовсе. Объяснение этого явления заключается в различии коэффициентов светопреломления у мела и цинковой окиси.
Теряют ли цинковые белила с течением времени часть своей покрывающей силы на масле подобно свинцовым? Во всяком случае, цинковые белила с окислившимися маслами образуют «цинковое мыло», вследствие чего становятся более прозрачными.
Для увеличения слабой кровельной силы цинковых белил предлагается прибавлять к ним в различных пропорциях свинцовые белила (2 ч. цинковых и 1 ч. свинцовых). Такого состава белила в наше время очень популярны.
Распознавание. Цинковые белила реже фальсифицируются, нежели свинцовые. Подлинность их узнается по следующим признакам:
1) чистые цинковые белила при накаливании (на фарфоре) принимают лимонный оттенок, который исчезает по охлаждении;
2) разведенные кислоты (соляная, азотная, серная и уксусная) растворяют белила при обыкновенной температуре без шипения (старые белила шипят, выделяя углекислоту), образуя светлый раствор без всякого осадка;
3) некрепкие растворы едкого натра, кали и аммиака растворяют цинковые белила при нагревании без остатка, образуя бесцветную жидкость.
Лучшей пробой является проба белил, разведенных серной кислотой, так как цинковые белила — единственная белая краска, которая растворяется в ней без шипения и без остатка.
Желтая цинковая
Jaune bouton d'or, jaune citron, jaune de zinc. Zinkgelb, Citronengelb. Lemon yellow.
По составу — хромовоцинковая соль.
Находящаяся в продаже цинковая желтая имеет более сложный состав: она представляет двойную хромовоцинковую и хромовокалиевую соль. Фабрикация ее различна; обычно она содержит в своем составе колеблющееся количество цинковой окиси.
Краска с желтым, зеленоватым оттенком, среднего удельного веса, прочнее желтого хрома, но зеленеет на свету. Подобно желтой баритовой, не может быть смешиваема со свинцовыми и цинковыми белилами, неаполитанской, ультрамарином и кобальтовыми красками. Отчасти растворима в холодной воде, что не безразлично для водяной живописи. Берет среднее количество масла и сохнет на нем хорошо. Большое применение имеет в составлении так называемой цинковой зеленой краски, состоящей из смеси парижской лазури и цинковой желтой.
Распознавание. Чистая цинковая желтая растворяется легко в соляной и азотной кислотах, образуя красновато-желтый раствор. Раствор этот не осаждается серной кислотой.
Литопон
Белая искусственного происхождения краска, предназначавшаяся взамен свинцовых белил, известна более 30 лет. Состоит из смеси сернокислого бария и сернокислого цинка (белого цвета), количественное отношение которых в различных экземплярах краски различно (от 16 до 34% сернистого цинка).
Литопон предназначался для замены свинцовых белил. Он не ядовит, хорошо кроет на масле (хотя и слабее свинцовых белил), почему имеет большое применение в малярном деле. Крупнейшим недостатком его является способность чернеть на свету, что зависит от несовершенства фабрикации. Кроме того, его нельзя смешивать ни с медными, ни со свинцовыми красками, так как смеси эти чернеют с образованием сернистой меди и свинца. Но производство литопона совершенствуется, и в настоящее время уже найдены способы получения светостойкого литопона. Естественно поэтому, что возникает вопрос, могут ли лучшие сорта литопона, так или иначе, быть полезными художнику? Что касается до живописи, то здесь приходится дать отрицательный ответ, так как литопон непрочен в смешениях со многими красками. Относительно же применения литопона в грунтах должно сказать следующее.
Обыкновенный малярный литопон содержит в своем составе большое количество растворимых солей, т. е. технически не чист. Чернеет он вследствие остающегося в нем от фабрикации хлора. Таковой литопон темнеет на свету в присутствии воды и влаги, так как находящийся в литопоне хлористый цинк превращается в металлический цинк. При отсутствии воды и влажного воздуха почернения литопона не происходит и на свету. Под влиянием воды не только происходит почернение на свету литопона, но и возвращение белого цвета в темноте почерневшему на свету литопону. При отсутствии воды и влажного воздуха литопон, содержащий в своем составе хлор, остается без изменения цвета на свету.
Для установления светостойкости литопона следует выдержать его на свету под водой в продолжение нескольких дней.
Кварцевая лампа чернит литопон при тех же условиях в 5—10 минут.
Для грунта, таким образом, может быть применим лишь литопон, не чернеющий на свету в присутствии воды.
XI группа
ХРОМОВЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ КРАСКИ
Металл хром в различных его соединениях дает многочисленный ряд красок, которые принадлежат к краскам позднейшего времени.
Окись хрома — вещество зеленого цвета — была открыта в 1793 г. Никаких указаний на то, когда этот материал стал применяться в живописи, к сожалению, не имеется. В 1838 г. было получено новое соединение хрома — водная окись хрома, которая была вскоре использована в виде краски — изумрудной зелени. Позднее для той же цели были предложены фосфорнохромовые соединения.
В производстве хромовых красок важнейшую роль играют два вида окислов хрома. Один из них, представляющий окись хрома, относится к его прочным соединениям. Имея зеленый цвет, он дает ряд зеленых красок, также отличающихся прочностью. Другой из окислов, более богатый кислородом, дает ряд желтых, оранжевых и красных красок, являющихся цинковыми, бариевыми, свинцовыми и стронциевыми солями хромовой кислоты. Последние относятся к непрочным краскам, так как высшие окислы хрома сами по себе непрочны, легко теряют часть своего кислорода, переходя (в силу реакции восстановления) в хромовую окись и зеленея при этом.
Зеленые хромовые краски имеют выдающуюся прочность во всех отношениях: они не изменяются от света, сероводорода, щелочей, кислот и высокой температуры и потому могут быть применимы во всех способах живописи.
Описание желтых, оранжевых и красных хромовых красок (солей хромовой кислоты) приводится выше, а именно: 1) хромовобариевая соль — желтый ультрамарин — описана в числе баритовых красок; 2) хромовоцинковая соль — цинковая желтая — отнесена к цинковым краскам; 3) хромовосвинцовые соли описаны в ряду свинцовых красок. Описание хромовокислого стронция вошло в XI группу. Хромовые желтые краски не принадлежат к прочным, так как зеленеют на свету сами по себе и в соединении со многими красками.
Зеленый хром
Vert de chrome. Chromoxydgrün deckende. Chrome green oxyd.
Краска яркого, но мягкого, теплого тона, обладающая кроющими способностями. Химический состав ее — безводная окись хрома.
На масле сохнет хорошо и берет его до 30%.
Она получается различными способами. Один из них состоит в прокаливании в глиняных ретортах основной хромовортутистой соли, другой — в прокаливании докрасна смеси разных частей двухромовокалиевой соли (хромпика) с серой и промыванием полученной массы в горячей воде. Имеется и много других способов.
Изумрудная зелень
Vert émeraude, vert Guignet, vert Pannetier. Chromoxydgrün feurig, lasierend. Emeraud oxyd of chromium, Viridian.
Краска с прекрасным зеленым цветом, незаменима другой краской, имеет лессировочные свойства. На масле сохнет довольно скоро, берет его до 100%.
Приготовление ее ведется сплавлением 1 ч. двухромовокалиевой соли с 1 ч. борной кислоты в реторной или муфельной печах при температуре в 500—700° Ц. Ввиду дороговизны хромовых зеленых красок принято вводить в них для удешевления и различные подмеси, шпат и т. п.
Краски с подмесью шпата носят название постоянной зелени, или перманента. Они лишены блеска подлинных хромовых красок, но не уступают им в прочности. Краска, называемая зелень Виктории, состоит из перманента с примесью цинковой желтой. В Германии под названием зеленый хром идут составные краски, состоящие из смеси лазурей с хромовыми желтыми.
Распознавание. Способность противостоять действию щелочей и кислот определяет подлинность красок. Зеленый хром при накаливании не изменяет своего цвета; изумрудная же зелень при тех же условиях теряет свой блестящий тон.
Желтая стронциевая
Jaune de strontiane. Strontiumgelb. Strontium yellow.
Краска лимонно-желтого цвета, состоящая из хромовокислого стронция.
По своему составу краска эта принадлежит к группе уже описанных красок, к которым относятся: желтый хром, цинковая и баритовая желтые, представляющие собой хромовокислые соединения различных металлов.
Стронциевая желтая появилась в практике позднее всех названных выше красок и потому еще недостаточно изучена. Опыты, проделанные с нею для определения ее светоустойчивости, показывают, что она прочнее желтого хрома и цинковой желтой и близка в этом отношении к баритовой желтой, тем не менее, и она, подобно баритовой желтой, зеленеет на свету, почему на открытом воздухе эта краска особенно неуместна.
Как относится стронциевая желтая к смесям с другими красками — вопрос этот еще недостаточно обследован. Надо полагать, однако, что и в этом отношении стронциевая желтая близка цинковой и баритовой желтым, которых нельзя смешивать с белилами, неаполитанской желтой, ультрамарином и кобальтовыми красками.
Ф. Рерберг считает ее светоустойчивой и дающей прочные смешения с другими красками.
Лучшее назначение этих красок — это фабрикация зеленых красок, получаемых смешением желтых красок с лазурями и зелеными хромовыми.
XII группа
Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 242; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!