Вопрос 3. Естественнонаучная и гуманитарная культура познания



 

Вопросы соотношения естественно научной и гуманитарной культур в познании окружающего мира для определения сущности современного естествознания имеют первостепенное значение.

Дело в том, что естественнонаучная культура возникла как противовес натурфилософии на основе позитивной философии. С тех пор спецификой естествознания стало отличие высокой степени объективности и достоверности, приверженность к экспериментальному получению научных знаний, рационализм и деятельная направленность. Именно это обстоятельство некоторым образом разграничило понятия природы и человека, вывело человека из предмета естественнонаучного знания, сделав его субъектом познания и отведя ему роль преобразователя природы. Такая тенденция сохраняется и до сих пор.

В литературе можно встретить разные определения естествознания, например.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ– совокупность наук о Природе, взятая как единое целое.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ – наука о Природе как единой целостности.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ – одна из областей человеческого знания (науки о природе, науки об обществе, науки о мышлении).

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ – естественнонаучный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕМ называется раздел науки, который изучает мир, как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ – система знаний и деятельности, объектом которых является природа – часть бытия, существующая по законам, не созданным активностью людей.

Все указанные выше определения имеют право на существование и сегодня, и демонстрируют естественнонаучное представление о природе и окружающем нас мире. Насколько верны такие представления? Не содержится ли в них некоторое противоречие?

Все-таки человек является частью природы?

Естественнонаучная и гуманитарные культуры сложились исторически и относятся к характеристикам познания. Обе культуры включает в себя естествознание.

В истории науки и философии существуют две крайние точки зрения по вопросу о соотношении естественно-научной и гуманитарной культур. Сторонники первой из них заявляют, что именно естествознание с ее точными методами исследования должно стать образцом, которому должны подражать гуманитарные науки. Наиболее радикальными представителями этой точки зрения являются позитивисты, которые считают идеалом науки математическую физику, а методом построения любого научного знания - аксиоматико-дедуктивный способ математики. Защитники противоположной позиции справедливо утверждают, что подобный взгляд не учитывает всей сложности и специфики гуманитарного исследования и потому является явно утопическим и мало продуктивным. Некоторые крайние ее сторонники даже отказываются признать какую-либо общность и единство между гуманитарным и естественно-научным познанием. К их числу относятся многие представители возникшего еще в прошлом веке антипозитивистского направления в истории, социологии, психологии и других гуманитарных науках.

В методологии науки под этими терминами понимают две различные традиции, которые сформировались в изучении природы, то есть в (естествознании, с одной стороны, и исследовании явлений духовной жизни общества, в гуманитарных науках, с другой. Это различие обусловлено самой спецификой объектов изучения естественных и гуманитарных наук.

В то время как в природе действуют слепые, стихийные и независимые от человека процессы, в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании естественнонаучную культуру нередко противопоставляют культуре гуманитарной. Поскольку методы исследования в естествознании сформировались раньше, чем в гуманитарных науках, то в истории познания делались неоднократные попытки перенести их целиком и полностью, без соответствующих изменений и уточнений, в гуманитарные науки.

Такие попытки не могли не встретить сопротивления и критики со стороны специалистов, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры. Иногда подобное сопротивление сопровождалось полным отрицанием какого-либо значения методов естествознания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов. Однако в последние десятилетия под влиянием научно-технической революции и возникновения новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследования былая конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями все больше уступает место согласию и стремлению понять и использовать методы друг друга.

Мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы, педагоги и другие специалисты-гуманитарии начинают применять системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации в своих исследованиях. Поэтому представляется весьма важным познакомиться с основными концепциями современного естествознания, во-первых, чтобы сознательно применять их в своей деятельности, во-вторых, чтобы получить более ясное и точное представление о современной научной картине мира, которую дает сегодняшнее естествознание.

В последние годы под влиянием научно-технической революции и возникновения таких новых общенаучных методов исследования, как системный подход, концепции самоорганизации и эволюции, прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями значительно ослабла. Гуманитарии поняли важность и необходимость использования в своей науке не только технических и информационных средств естествознания и точных наук, но и эффективных общенаучных методов исследования, которые первоначально возникли в рамках естествознания.

Человек обладает знанием об окружающейего природе (вселенной), о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела - на естественнонаучное (естественное в том смысле, что изучается то, что существует независимо от человека, в противоположность искусственному - созданному человеком) и гуманитарное (от "гомо" - человек) знание, знание о человеке.

Как следует из определения, различия между естественнонаучными и гуманитарными знаниями заключаются в том, что первые основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человек - субъект), при преимущественном внимании, уделяемом объекту, а вторые имеют отношение прежде всего к самому субъекту.

Английский писатель Ч. Сноу сформулировал альтернативу "двух культур" - научно-технической и художественно-гуманитарной. По его мнению, они настолько разделены в современном мире, что представители каждой из них не понимают друг друга.

Общая характеристика естественнонаучной и гуманитарной культур.

Естественнонаучная культура :

- совокупный исторический объем знания о природе и обществе;

- объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению;

- усвоенное человеком содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе.

Специфика : знания о природе отличаются высокой степенью точности, объективности и достоверности.

Гуманитарная культура :

- совокупный исторический объем знания философии, религоведения, юриспруденции, этики, искусствоведения, литературоведения и других наук;

- системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т.п.)

Специфика : системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из социальной позиции человека.

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур состоит в следующем:

- имеют общую культурно-историческую основу;

- являются элементами единой системы знаний науки (объединены в естествознании, демонстрируя некую целостность);

- стимулируют появление новых междисциплинарных отраслей знания на стыках естественных и гуманитарных наук.

Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки и она направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности.

Интеграция научного знания осуществляется в различных формах, начиная от применения понятий, теорий и методов одной науки в другой и кончая возникшим в нашем столетии системным методом.

Научный метод представляет собой яркое воплощение единства всех форм знания о мире. Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности свидетельствует, с одной стороны, о взаимосвязи и единстве этих наук, а с другой - об общем, едином источнике их познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 735; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!