Тема 1.1. Сущность процесса познания



Проблема познаваемости мира и варианты ее решения: гносеологический оптимизм (Т. Гоббс, Дж. Локк, марксизм), скептицизм (Пиррон, Р. Декарт, позитивизм), релятивизм (Протагор, Д. Беркли, Д. Юм, Э. Сепир, Б. Уорф,
У. Куйан, Т. Кун, П. Фейерабенд), агностицизм (И. Кант, К. Поппер).

Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание как отражение объективного мира (марксизм). Познание как выражение субъективных особенностей человека – конструкция и интерпретация (Д. Юм, И. Кант,
З. Фрейд, К. Г. Юнг, В. Дильтей, Г. Гадамер, П. Рикер). Социокультурный характер познавательной деятельности – репрезентация, символизация, конвенция (Ж. Деррида, Ф. де Соссюр, Ч. Пирс, Ю. Лотман, Э. Кассирер, К. Поппер).

Тема 1.2. Структура процесса познания

Конкретно-чувственная ступень познания: ощущение, восприятие, представление. Роль языка в процессе познания человеком мира (М. Хайдеггер,
Л. Витгенштейн). Абстрактно-логическая ступень познания: понятие, суждение и умозаключение. Абстрагирование и обобщение.

Соотношение чувственных и рациональных форм познания. Современные разновидности эмпиризма, априоризма, рационализма. Интуиция и вера как специфические виды знания. Познание и творчество.

Истина как цель познания и духовная ценность. Классическая (корреспондентская) теория истины (Аристотель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д. Дидро, Л. Фейербах, К. Маркс, В. И. Ленин). Критерии истины: убеждение, авторитет, очевидность, опытная подтверждаемость, практика.

Неклассические трактовки истины: религиозная и идеалистическая концепции (Платон, Д. Юм), когерентная теория (Р. Карнап, О. Нейрат), прагматическая теория (Ч. Пирс, У. Джеймс), конвенциональная теория (А. Пуанкаре,
Т. Кун), экзистенциалистская концепция (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр), феноменологическая концепция (Э. Гуссерль).

Абсолютное и относительное, субъективное и объективное в истине. Истина и заблуждение, ошибка, ложь. Истина, оценка, ценность.

 

Тема 1.3. Научное познание

Соотношение научного и вненаучного знания. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни. Основные формы научного знания: проблема, факт, гипотеза, теория. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.

Наука как социальный институт, профессия и социокультурная форма деятельности. Наука и метод. Инновационность как сущностное свойство науки. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

Культурно-историческая эволюция науки: античность, средние века, новое время, XX век. Взаимодействие теоретического, умозрительного и эмпирического уровней развития науки. Понятие научной картины мира (НКМ), ее развитие в культуры. Переход от классической к неклассической и постнеклассической научной картине мира.

Классификация наук: естественные, технические, социальные и гуманитарные науки.

Типы научной рациональности. Т. Кун о парадигмальном развитии науки и понятие о научном сообществе. Понятие научного предвидения и прогностической функции науки. Научная гипотеза, принципы верификации (Л. Витгенштейн) и фальсификации (К. Поппер).

Тема 1.4. Современная культура как синтез познавательных практик

Противоречия научно-технического прогресса и изменение мировоззренческих установок современной цивилизации. Постмодернизм. Сциентизм и антисциентизм в современной культуре.

Специфика постнеклассической науки. Дифференциация и интеграция наук в современном мире. Междисциплинарный и прикладной характер научных исследований. Новые стратегии научного поиска как развитие представлений о сложных, саморазвивающихся системах. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление социальных ценностей как основы развития современной науки.

Этические проблемы науки XXI столетия. Гуманитарный контроль в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Проблема идеологизации науки. Экологическая этика и ее философские основания. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Роль науки в решении глобальных проблем. Основные направления исследования и научного прогнозирования будущего человечества.

Кризис рационалистического мировоззрения и идея «диалога культур». Религия в современном мире. Проблема соотношения веры и знания, религиозной и научной картины мира. Современное искусство как форма художественного освоения человеком действительности. Философское знание как возможность интеграции разнообразных подходов к познанию бытия.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!