Тема 4. Государственно-правовые теории Средневековья



Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества. Роль религии в средневековой политической мысли. Религиозный догматизм. Влияние античности.

Христианство: возникновение, социальные корни, источники. Политико-правовая концепция раннего христианства. Соотношение светской и духовной власти. «Доктрина двух мечей». Отношение к государству, неравенству, свободе, физическому труду. Концепция «христианского коммунизма».

Политическое учение св. Августина Блаженного. «Град Божий» и «Град Земной». Отражение проблемы взаимоотношений церкви и государства в творчестве св. Августина.

Учение св. Фомы Аквинского о государстве и праве. Фома Аквинский как представитель схоластики. Создание, сущность и формы государства. Система права: божественный, естественный и человеческий законы. Решение проблемы соотношения власти церкви и государства в учении Фомы Аквинского. Неотомизм.

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. Критика теократических теорий. Марсилий Падуанский о политической власти и формах государства. Учение Марсилия Падуанского о законах. Требование свободы совести и реформирования церкви.

Западная средневековая юридическая мысль. Развитие школы римского права в средние века. Каноническое право. Обычное право. Формирование и развитие концепции естественного и позитивного права в западной средневековой юриспруденции.

Политико-правовые идеи средневековых западноевропейских ересей: понятие, причины возникновения, содержание, основные направления. Тринитарные споры IV-V вв. Арианство. Несторианство. Донатизм. Ереси «катаров»
XI-XIII вв. Бюргерские ереси XIV-XV вв. Дж. Уиклиф. Я. Гус. Требования «дешевой церкви». Крестьянско-плебейские еретические течения. Лолларды. Табориты. Требования ликвидации сословных привилегий и феодальных повинностей. Раннехристианская община как идеал общественного устройства.

Политико-правовая концепция ислама. Возникновение и источники ислама. Проблемы государства, политики и религиозной нравственности в трудах арабских философов. Формы мусульманского государства. Сунниты и шииты: общее и особенное политико-правовых концепций.

 

Тема 5. Государственно-правовые учения Возрождения и Реформации

Переворот в идеологии Западной Европы ХVI века. Гуманизм и Возрождение. Антифеодальный характер мировоззрения. Секуляризация общественного сознания. Критика церкви и религиозного догматизма.

Учение Н. Макиавелли о государстве и политике. Макиавелли о природе человека, о целях и формах государства, о задачах и средствах политики. Взгляды на соотношение политики и морали. Уроки государям. Макиавеллизм.

Политические и правовые идеи Реформации. Основные направления протестантизма. Политико-правовые воззрения М. Лютера: принцип «спасения верой», система права, соотношение светской и духовной власти. Государственно-правовые взгляды Т. Мюнцера. Религиозно-политическая концепция «народной Реформации» Томаса Мюнцера. Программа социальных и политических преобразований Т. Мюнцера. «Царство Божье на земле». Кальвинизм. Догмат Ж. Кальвина о божественном предопределении. Протестантская этика труда. Проблема сопротивления народа произволу светской власти.

Учение Ж. Бодена о государстве и праве. Боден о суверенитете государственной власти, о формах правления и причинах государственных переворотов.

Политическое учение Эразма Роттердамского.

Политико-правовые идеи раннего коммунизма. Идеальный политико-правовой строй в «Утопии» Т. Мора и «Городе Солнца» Т. Кампанеллы. Общее и особенное в государственно-правовых воззрениях Мора и Кампанеллы.

 

Тема 6. Отражение складывания единого и централизованного Русского государства в идеях IX-XVI вв.

Особенности появления и формирования русской политической мысли. Политические идеи русских летописей. «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха. Идеи преодоления раздробленности и патриотизма в «Слове о полку Игореве». Отражение проблемы укрепления княжеской власти в «Молении Даниила Заточника».

Политико-правовые идеи «Слова о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Идея равноправия христианских народов. Образ правителя христианского типа в творчестве Илариона.

Теория «Москва – третий Рим». Идея монаха Филофея о наследовании Москвой статуса центра христианского мира. Концепция симфонии светской и духовной властей. Роль монархии в развитии русского государства. Взгляды Филофея на право и закон.

Полемика нестяжателей и иосифлян в конце XV – начале XVI в. Нестяжательство как религиозно-политическое направление русской общественной мысли. Нил Сорский. Максим Грек. Вассиан Патрикеев. Иосифлянская религиозно-политическая доктрина. Иосиф Волоцкий. Решение вопросов о соотношении властей, экономическом статусе церкви, свободе совести и отношении к еретикам, праве народа на сопротивление тирании.

Политико-правовые воззрения Зиновия Отенского.

Политические взгляды Ивана IV. Полемика Ивана IV с Анд. Курбским. Выражение интересов дворянства в политической программе Ив. Пересветова. Проекты государственных преобразований.

Средневековые ереси в России. Еретические идеалы стригольников. Ересь жидовствующих. Ересь М. Башкина. «Новое учение» Феодосия Косого. Критика церкви. Неприятие религиозных догматов. Раннехристианские идеалы общественной и политической организации. Характерные черты русских ересей.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!