СОСТОЯНИЕ, ВЛЕЧЕНИЕ И УСТРЕМЛЕННОСТЬ



УКАЗАТЕЛИ НА ПУТИ

 

 

Любая идеология или мировоззрение в своей основе содержат догмы, которые являются их опорой и той силой, которая объединяет людей вокруг них. Догма – это нечто неподвижное, неизменное в пределах какого-то времени, она может быть юной, зрелой и дряхлой. Конечно, для того чтобы продлить ее существование, можно приделать к ней подпорки или заменять изношенные ее части новыми

И если мы говорим о догматах какой-либо религии, то мы должны понять, что без них существование этой религии не возможно. Каждая догма утверждает себя как нечто вечное и незыблемое, но в действительности она существует до тех пор, пока на смену ей не придет более совершенная или же она не будет захвачена и разрушена какой-либо другой догмой.

 Каждый социальный строй от древнейших времен и до наших дней существовал столько времени, сколько позволяла догма, лежащая в его основе. Существуют идеалы, которым никогда не суждено сбыться, потому что в их основе нет краеугольного догматического камня, который мог бы для них служить опорой. В некоторых случаях мировоззрение людей опирается на догмы, принадлежащие чуждой для них идеологии. Такого рода идеологии похожи на лиану, которая становится практически частью того народа, из которого она высасывает необходимое для себя питание. Подмена одного из краеугольных камней, на фундаменте которых строится идеология, ведет к появлению новой ветви, отличающейся по своей структуре от прежней. Так появилось раскольничество на Руси и различные ветви прежде единого христианства в Европе, то же самое можно видеть и на социальном плане.

Догмы, несмотря на их неизменность, пусть даже временную, похожи на живых существ, которые пытаются противостоять одна другой и не отпускают тех, кто им следует. Иногда они определяют уклад человеческой жизни даже в мелочах. Но все же большинство догм, определяющих судьбы целых народов, имеют свое начало и свой конец, и вместе с ними завершают свое существование те дворцы или хижины, опорой которых эти догмы служили.

Все, что рождается и умирает, не может быть истинным, потому что истина бессмертна и не имеет ни начала, ни конца. Следовательно, все идеологии, возводимые на такого рода временных фундаментах, не могут быть истинными, хотя большинство из них и претендует на истину в последней инстанции. Духовность не содержит в себе догм, и ее можно сравнить с бесконечной лестницей, каждая из последующих ступеней которой, освещена более ярко, по сравнению с предыдущей. Эволюция сознания, являющаяся единственной целью духовного искателя, – это бесконечное его восхождение, которое становится возможным, если человек в своей внутренней работе будет опираться на необходимые для этого начальные знания. Рассмотрим основные из них:

1. Вся Вселенная во всей ее немыслимой сложности – это и есть Бог.

2. Можно утверждать, что Вселенная материальна, но под материей следует понимать не только то, что поддается исследованиям ученых, но и те ее глубины или высоты, которые, возможно, никогда не будут познаны человеком, потому что Бог не есть что-то статическое, а есть вечно восходящее сознание.

3. На субатомных уровнях материя – это энергия, которая является носителем сознания и всех ее бесконечных возможностей. Поэтому можно утверждать, что вся Вселенная сознательна и содержит в себе все свое бесконечное и прекрасное будущее.

4. Во Вселенной существуют мгновенные скорости, без которых она, как единое целое, не могла бы существовать ни одного мгновения, но распалась бы на бесконечное множество изолированных областей, не зависимых одна от другой. Каждая из таких областей Вселенной, в связи с тем что материя сознательна, считала бы себя единственным Богом для всего, что входило бы в состав такого рода мини-Вселенной.

5. Единственно возможным состоянием сознательной Вселенной, является не прекращающаяся даже на мгновение ее эволюция, остановка которой привела бы к мгновенной смерти Вселенной. Для простейшей метафоры можно взять атом, прекращение вращения электронов которого, приведет к падению их на ядро с дальнейшей аннигиляцией зарядов. Атом при этом перестанет существовать.

6. Во Вселенной не может быть движения вспять. Существует только одно, единственно возможное для нее поступательное движение. Для примера мы можем взять движущийся автомобиль, в котором, как частный случай, возможно возвратно-поступательное движение поршня, но общее движение автомобиля остается неизменным.

7. Несмотря на то что вся бесконечная Вселенная – это единый Бог, она состоит из бесконечного числа индивидуальностей, каждая из которых делает ту часть общей работы, которая необходима для эволюции всей Вселенной. Нет ни одной сущности и ни одного существа, которые бы делали то, что не способствует эволюции Вселенной.

8.Каждое существо и каждая сущность не знают общего плана божественной работы, который скрыт от них неведением. Это необходимо для успешного выполнения их предназначения и неизменности направления общего потока эволюции. Это можно сравнить с человеческим организмом, который состоит из триллионов живых клеток, выполняющих каждая свое предназначение и не ведающих действительной цели своего существования.

9. Так как Бог вездесущ, потому что никого и ничего кроме Него во Вселенной не существует, то все силы, которые люди называют темными или светлыми –это его части, выполняющие одну общую вселенскую работу. Если Вселенную сравнить с многоэтажным домом, то есть силы, которые работают во мраке нижних подземных этажей, и есть те, которые выполняют свое предназначение при вечном сиянии солнца. Это еще можно сравнить с человеческим существом, которое имеет головной мозг, выполняющий наиболее сложную и ответственную работу, и те части, которые в темноте пищеварительного тракта выполняют свою, так же необходимую, работу.

10. Так как вся Вселенная – есть Бог, то божественное сознание присутствует в каждом атоме, в каждом небесном теле, в каждой сущности и в каждом существе, в том числе и в человеке.

11. Жизнь на Земле не могла возникнуть случайно, потому что приняв за исходное случайность, мы должны будем согласиться, что случайными могут быть не только сочетания и усложнения объектов, но и обратный этому процесс. И когда созидание и разрушение будут уравнены, эволюционный процесс остановится – возникнет состояние динамического равновесия. В то же время мы наблюдаем последовательное и неуклонное усложнение форм жизни до возникновения человека разумного.

Для того чтобы возникла живая клетка, еще не достаточно ДНК, хотя и эта молекула не могла бы возникнуть случайно даже за миллиарды миллиардов лет.

Первая клетка является праматерью всего живого на Земле. Жизнь, возникшую из нее, можно сравнить с огромным деревом с человеком на его вершине. Все это огромное дерево жизни является единым существом жизни, все части которого не только взаимодействуют друг с другом, но и нуждаются друг в друге, чтобы дерево было здоровым, а вершина ее – человек – гармоничной.

12. Так же, как возникновение первой клетки было не случайным, так и все последующие ступени эволюции жизни были не случайными. Рассмотрим некоторые примеры, подтверждающие это положение. Когда появились первые цветковые растения, то одновременно с ними появились те насекомые, которые нуждались в нектаре цветов и могли опылять эти цветы. Эти два вида жизни могли появиться только одновременно, потому что один без другого не смог бы выжить. Следовательно, над эволюцией жизни постоянно существует некая разумная сила, которая гармонизирует эту жизнь. Можно привести и другой не менее убедительный пример развития жизни на Земле. Первыми на Земле появились растительные формы жизни и только потом – животные, т. е. вначале были подготовлены условия для животной жизни, и только потом появились травоядные существа. То же самое можно сказать и о взаимодействии хищников и травоядных животных. Они так же должны были появиться одновременно, так как без хищников экспансия травоядных будет настолько велика, что очень скоро на земле не останется никакой растительности. Но если бы хищники возникли первыми, то они не могли бы выжить без необходимой для них пищи. В эволюции природы всегда поддерживалось равновесие жизни, от которого зависела гармония всего существующего. Это продолжалось до тех пор, пока на земле не появился человек.

13. Возникновение человека на Земле, ознаменовало собой появление нового принципа бытия, который не несет в себе права сильного на выживание, как это необходимо в животном мире, потому что в основе человека лежит уже не принцип силы, а принцип сознания. Начиная с человека, скрытая прежде эволюция сознания, становится явной и основной в эволюции жизни на Земле. Игнорируя этот закон, современная цивилизация обрекает себя на деградацию и постепенное возвращение к животному уровню. Но такое отношение человека к себе и окружающему миру является одновременно и отстранением его от участия в дальнейшей эволюции сознания.

14. Земля – это лаборатория по созданию человека космического, и все, что она имеет, предназначено для выполнения этой единственной цели.

15. Все миры, основанием которых служит Земля, и все формы жизни этих миров предназначены для формирования человека будущего.

16. Существует градация уровней Божественного сознания, от самых низких, присущих неживой материи, до высочайших, не достижимых даже наиболее совершенным существам и сущностям. Каждый уровень сознания во Вселенной представлен как отдельный мир со своими формами жизни и своими законами, по которым он существует.

17. В отличие от форм жизни, обитающих в других земных мирах, которые точно соответствуют структуре и законам своих миров, человек принадлежит одновременно многим планам бытия, в связи с этим человек имеет неизмеримо большие возможности эволюции своего сознания.

18. Сущности планов бытия, основанием которых является земля, не эволюционируют. Восприятие ими всего сущего ограничивается пределами возможностей их плана. Каждый план бытия можно рассматривать как одну октаву бесконечного музыкального ряда.

19. Человек – это пока еще не завершенное, переходное существо, и он не может называться венцом природы.

20. Каждая индивидуальность имеет свое предназначение, которым может быть или бесконечное ее совершенствование, или же выполнять роль инструмента, при помощи которого происходит рост совершенства других индивидуальностей.

21. На пути к совершенству все, менее совершенное, когда оно выполнит свое предназначение, должно быть или трансформировано, или обречено на деградацию. Все современное человечество следует рассматривать как единую индивидуальность, все несовершенства которой должны быть трансформированы на пути к супраментальному человечеству.

22. Человек имеет две основные части своего существа. Одна из них соответствует внешнему миру во всей его многоплановости, другая – принадлежит миру запредельному земным планам Бытия. Та часть человеческого существа, которая принадлежит запредельному, не только не доступна влиянию сил земных планов, но является проводником человека в его супраментальное будущее. Она называется Психическим существом или истинным «Я». Стремление к бесконечному познанию мира имеет своим источником Психическое существо.

23. Низшая природа – это силы планов бытия, опорой для которых является Земля. Вибрации каждого из планов, человек воспринимает как определенные эмоциональные состояния.

24. Каждый из планов бытия: от низших – планов мрака – и до высочайших – светлых планов богов – имеет свои формы жизни, основным предназначением которых является формирование человека будущего, так как современный человек – это только переходное существо.

25. Каждый человек имеет в себе части, принадлежащие различным околоземным планам, поэтому он доступен влиянию существ (сущностей), живущих в этих мирах, которые воспринимают человека в диапазоне, доступном для их восприятия.

26. При взаимодействии с внешним миром и с мирами, не воспринимаемыми традиционными органами чувств, истинное «Я» человека получает необходимый для его роста опыт. Внешняя оболочка человека, состоящая из витальной, ментальной и физической частей (то, что люди ошибочно принимают за человека), – это только средство, при помощи которого истинное «Я» получает свой опыт.

27. Сознание человека – это способность высокоорганизованной материи к самоосознаванию. Оно является своеобразным мостом, соединяющим внешнюю часть человеческого существа с его истинной внутренней частью. Под внешней частью сознания понимается сфера, окружающая человека. Верхняя часть этой сферы – наиболее светлая, что свидетельствует о ясности сознания, нижняя – погружена в мрак несознания. В действительности те области нашего сознания, которые мы называем подсознанием или несознанием, – это те уровни нашего сознания, которые слабо или совсем не воспринимаются светлой частью сознания.

28. Уровни сознания человека соответствуют мирам, окружающим Землю, от самых низших миров смерти до потенциально бесконечно восходящих миров света.

29. Те миры, под влиянием которых человек находится достаточно часто, не только прокладывают мост к наиболее светлой части его сознания, но и становятся его обителью после смерти физического тела.

30. Стремление внутренней истинной части нашего существа к бесконечному познанию, внешняя часть воспринимает как желание познания внешнего мира при помощи научных инструментов. В действительности же оно стремится к бесконечному самопознанию и трансформации на пути вечного самоусовершенствования.

31. Задачей духовного искателя является объединение его сознания с истинным «Я», чтобы стать его сознательным инструментом на пути освобождения от привязанностей к низшей природе. Следующим шагом в духовной работе является трансформация физического тела в существо более совершенное, которое и есть тот человек, который должен быть создан на земле. Для этого все части человеческого существа должны стать единым целым с внутренним истинным существом на пути к бесконечности сознания и бессмертия.

32. Путь духовного искателя пролегает не только через его сердце, но и во внешнем мире, который служит для него зеркалом, определяющим направление внутренней работы.

33. Духовный искатель продвигается вперед очень медленно, пытаясь воспринять самые тонкие влияния внешнего мира и самые тихие вибрации, идущие из его сердца, которые выражают отношение ко всему, что происходит в окружающей его реальности, и определяют направление его следующего шага.

34. Духовному искателю не принадлежит что бы то ни было во внешнем мире, ему не принадлежит и то, что внутри его самого реагирует на любые влияния материального мира. Он – это тот, кто свидетельствует реальность проявленного мира и своего существа в этом мире.

35. Для духовного искателя не существует оценок тому, что окружает его, потому что все происходящее существует только для того, чтобы он мог выполнить свое предназначение.

36. Узкий путь, которым идет духовный искатель, подобен лезвию бритвы. Смысл этого заключается в том, что человек, идущий духовным путем, не позволяет чему бы то ни было выводить его из состояния полного внутреннего равновесия. Центром этого равновесия является его сердце. Идя узким путем, человек осознает, что нет пределов внутреннему покою, который приводит ко все возрастающему внутреннему равновесию.

37. У духовного искателя при любой внешней деятельности и любых внутренних состояниях главным является все возрастающая восприимчивость и способность к различению влияний, идущих из его сердца и любых других источников.

38. Духовный искатель во внешнем мире может иметь цели, ведущие его к успешности деятельности в материальной сфере, но у него не может быть цели на духовном пути, которая располагалась бы в будущем, так как духовная работа ведется «здесь и сейчас». И в то же время его целью может быть искреннее стремление к Божественному.

39. Человек, идущий духовным путем, должен постоянно делать выбор между тем, что предлагает ему низшая природа, и тем, что позволяет ему сохранять полное внутреннее равновесие. При правильном отношении к выбору путей все привлекательное, предлагаемое человеку материальным миром, становится для него средством, приобретения все возрастающего внутреннего равновесия.

40. Смыслом существования человека является повышение уровня его сознания, но ни в коем случае не повышение его благосостояния. Человек, вставший на путь повышения благосостояния и оставивший ради него духовный путь, идет в никуда.

 

 

ЕЩЕ О ЗЕРКАЛАХ

 

Любые объекты мироздания являются зеркалами, которые отражают в себе всю Вселенную. При этом размеры не имеют никакого значения. Отражают в себе Вселенную, как отдельные атомы, так и величайшие Га­лактики. Каждый живой организм на Земле, от вируса и до человека, так же содержит в себе отраженную ко­пию всей Вселенной; отражаются в мгновении настоя­щего также все прошлые и будущие времена. Все бесчисленное многообразие форм творения является в свою очередь отражением образов, заклю­ченных в самом Божественном. Божественное содер­жит в себе как Бытие, так и Небытие, которые также отражаются в каждой точке Универсума. Поэтому мы можем сказать, что Бог во всем своем бесконечном многообразии содержится в каждой точке Вселенной. Но что такое отражение? Не относится ли оно к виртуальной реальности? Или это нераскрытые воз­можности? Если бы отражение было только тенью ка­кой-то единой реальности, то тот опыт, который приоб­ретает человек и который является необходимым для роста Психического существа, был бы так же не дейст­вительным опытом, а только отражением того, что происходит в Божественном. Тогда существование всей Вселенной во всем ее немыслимом разнообразии не имело бы никакого смысла. О ней можно было бы го­ворить как о виртуальной Вселенной, которой в дейст­вительности не существует. И все происходящее полу­чает только тогда значение, если оно реально. Об этом же можно сказать иначе: человеческая идея отражения не соответствует Божественной идее. Бог, отражаясь как в микро-, так и в мега-мире, порождает бесчислен­ное множество своих копий, каждая из которых на пе­реднем плане содержит какую-то ничтожно малую часть его возможностей. Человек, осознавший свою Божественность, в таком случае осознает только бес­численные, нераскрытые Божественные возможности, имеющиеся в его существе. Но у любого существа по­требность в раскрытии каких-либо возможностей появ­ляется только тогда, когда они в какой-то форме уже дают о себе знать. У человека появляется интерес к чему-либо только в том случае, если начинает раскры­ваться возможность, соответствующая этому интересу. Но для того чтобы эта возможность начала раскры­ваться, должна быть на это Божественная милость. Духовный опыт свидетельствует, что человек со­держит в себе возможности всего живого на земле, что говорит о том, что он является своеобразным зеркалом того мира, в котором живет. Но это не просто отра­жение, и оно не является виртуальным, а связано с оп­ределенными возможностями, имеющимися в человеке, которые являются богатством и много­гранностью его души. В человеке эти возможности находятся не в свернутом состоянии, а в состоянии готовности к раскрытию, но чтобы это раскрытие произошло, необходимы определенные усилия со стороны человека. Но и в этом случае одних человеческих усилий недостаточно. При помощи повторных усилий он привлекает внешние силы, которые и делают необходимую для него работу. Уничтожая природу, человек оскудевает внутренне, его многогранность увядает, его многоцветность становится серой, и сводится всего к двум основным потребностям, ради которых он живет, – собственной значимости и удовольствию, все остальное становится запредельным его сознанию. Внутреннее оскудение снижает его восприимчивость, делает ее грубой и не способной к состраданию и восприятию движения души другого живого существа. Природу и человека он воспринимает только в аспекте пользы, которую он может получить от них, и отвергает все, что лежит за пределами своих узких интересов. Но человек не только является зеркалом, в котором отражается вся Вселенная, он еще и отражает эту вселенную в своей деятельности во внешнем мире. Правда, эти отражения искажаются его умом и его эго. Но все-таки по внешней деятельности человека можно судить о том, что происходит во вселенной, в ее неуклонном поступательном движении эволюции. Так, например, низшие витальные силы прорываются на человеческий план, и появляется множество литературы и фильмов, превозносящих витальную вседозволенную чувственность. Певцы и актеры на сценах зрительных залов стремятся превзойти друг друга, демонстрируя всевозможными способами витальные желания и жажду обладания. Навстречу удовольствиям человек готов идти по трупам всего живого. Или еще один пример: человек вышел за пределы притяжения Земли, что является символом на материальном плане, освобождением человеческого духа от притяжения низшей природы, в связи с нисхождением на землю супраментального сознания, силы и света. Примером может быть и нарастающая агрессивность человечества, которая связана с все возрастающим противостоянием сил света и тьмы. Общаясь с окружающими его людьми, человек видит в них свое отражение, очень часто со значительным преувеличением, и наоборот, негативные стороны своего существа осознает как нечто незначительное, что дает ему право осуждать других людей за те их особенности, которые выражены в нем самом в значительно большей степени, чем у тех, кого он судит.

 

 

КАРМИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

 

Карма – это принцип динамики Вселенной, основанный на причинно-следственной связи. Этот принцип не несет в себе идеи возмездия и человеческой морали, которая утверждает, что смех обратится в слезы, богатство в бедность, а страдания в радость. Если бы это было так, то не было бы никакой надежды на поступательное восхождение сознания в эволюции Вселенной. Это была бы слепая тропа, по которой все живое вечно ходило бы по кругу. Но даже и этого не могло бы произойти, так как не было бы причин для возникновения жизни не только на земле, но где бы то ни было еще. Карма – это сила или энергия становления бытия. Все творения – это не только результат кармы, но и сама карма, которая несет в себе Божественное предопределение Вселенной. Все живое на Земле и все сущее во Вселенной является проявлением кармы в ее вечном Божественном восхождении от бессознательного к свету сознания и от страданий и лжи к ананде и истине. Божественную карму Вселенной можно сравнить с вечно меняющимся могучим потоком, на поверхности которого возникают и исчезают судьбы различного рода сущностей и существ. И каждая судьба вплетает свой опыт в ткань всеобщей космической кармы. Для человека все события прошлых жизней определяют только предрасположенность в его судьбе, которая не является фатально неизбежной, так как каждый человек, кроме увлекающего его потока кармы, имеет свою волю, во многом определяющую его судьбу.

Не следует считать, что карма человека, или его судьба, – это нечто неизбежное, перед чем следует покорно склонять голову. Несмотря на свое неведение, человек не является рабом кармы, которая требует от него осознанных действий, без чего невозможен рост его сознания. Человек – это воин, который должен использовать все доступные для него средства при взаимодействии с окружающим миром, не забывая при этом о законе ахимсы. Каждый человек находится под влиянием не только космического потока кармы, но и многих предрасположенностей, которые он приобрел или в этой, или в прошлых жизнях. Будучи сознательным воином, он имеет возможность избирать те направления в своей жизни, которые соответствуют общей гармонии космической кармы. Но направление его жизни и восхождение его духа могут опережать или отставать от всеобщего вселенского потока. Все зависит от того, насколько он сознателен в восприятии самого себя и окружающего его мира и от выбора, какой он делает, встречаясь с реальностью проявленного мира.

 

 

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

 

Все имеет свои противоположности, и это необходимо для того, чтобы человек мог определить направление своей жизни. Как бы человек мог стремиться к Богу, если бы не было дьявола? Не будь противоположностей, человек никуда бы не стремился, и ничего бы не хотел. Жизнь на Земле бы не возникла, а если бы даже и возникла, то осталась бы в зачаточном состоянии. Но противоположности имеют не одинаковое значение в зависимости от того, принадлежат они низшей или высшей природе. Низшая природа использует их как кнут и пряник, разрушение и созидание, и все живое стремится убежать от боли и страданий в том направлении, которое противоположно им, и у него нет другого выхода. Но низшая природа все извращает, и, убегая от боли и страданий, стремясь к удовольствиям и удачам, человек все равно приходит к смерти. Он никогда не приходит туда, куда стремится, потому что низшая природа имеет только одно направление, в которое заманивает человека всевозможными красочными иллюзиями. И, конечно же, не из милосердия она набросила на сознание человека покров неведения, по причине которого человек живет так, как будто смерти не существует, это также ее очередной обман, который позволяет ей делать человека послушным ее воле. Все сказанное здесь совершенно бесспорно, если на происходящее смотреть с позиций человека, идущего внутренним путем. Но все будет иметь другое значение, если посмотреть на реальность с позиций высшей природы, придающей всему свой высший смысл.

Природа – не моралист, и этические нормы принадлежат только человеку, чтобы он хоть как-то мог ориентироваться в полутьме, на дне своего человеческого мира. И если в животном мире должен выживать сильнейший, то в человечестве должны дать ростки будущего только те, кто преодолеет покров неведения. Но, как известно, человек может стремиться только к тому, о чем ему хотя бы что-то известно. Он не может стремиться в никуда. Следовательно, среди людей должны быть те, кто знает пути преодоления покрова неведения, и те, которые выбрав созвучный им путь, готовы пойти за ними. И на земле рождались учителя, через которых высшая природа приносила людям знания, указывающие направление выхода из сумрака неведения. Кроме того, высшая природа через человеческое истинное «Я» исподволь готовила людей, которые должны были последовать за учителями. Все остальные, поглощенные соблазнами низшей природы, оставались глухими к тихому голосу, идущему из сердца. Они предпочли не знать о своем истинном предназначении и остались на путях материального мира. Похоже, что большинство людей сами сделали свой выбор, в котором они не могли пожертвовать соблазнами, предоставленными им низшей природой. Рассматривая принцип противоположности с высших позиций, можно увидеть, что с этих позиций этот принцип превращается в направленную устремленность к бесконечному совершенству, в которой в полной мере присутствует и Божественное могущество, и Божественная воля.

 

 

АБСОЛЮТНЫЙ ОПЫТ

 

Если бы человек мог осознать Того, кто Единый и неделимый, кто не имеет каких-либо качеств или граней, в ком время и пространство теряют свой смысл, в ком нет ни жизни, ни смерти, который воспринимается как пустота только потому, что для восприятия человека непостижим, то он осознал бы его как абсолютный свет, неотличимый от абсолютного мрака, в котором потенциально содержится все, как в бесконечном потоке содержатся все воды вселенной во всем бесконечном, неразличимом их разнообразии. Для человеческого глаза ультрафиолетовый свет, несмотря на свою запредельную яркость, воспринимается как мрак или ничто, как и все то, что органы чувств человека не способны воспринимать. Так и абсолютный Божественный, содержащий в себе все сущее, может восприниматься одновременно как абсолютный свет вечности, так и мрак небытия, как немыслимое блаженство, так и непереносимое страдание, как вечность и как мгновение. Если бы человек мог переводить свое восприятие с бесконечно высоких вибраций на вибрации несколько меньшей частоты, то он начал бы осознавать некоторую структуру прежде сияющей пустоты. Если говорить точнее, то воспринимаемая прежде пустота в действительности остается неизменной, а то, что человек стал бы воспринимать, является производным этой пустоты, как бы ее внешними гранями, каждая из которых содержит в себе какое-то одно из бесконечных качеств Единого. В дальнейшем эти грани, в основе своей кратные семи, начинают расщепляться на отдельные лучи или части, в которых появляются условия для раскрытия возможностей. Обратите внимание на расщепленный солнечный луч, он равен семи основным цветам. Музыкальный звукоряд – гамма – так же состоит из семи основных звуков, таблица Менделеева состоит из семи периодов. Человек имеет семь чакр, центров сознания. Возможно, все многообразие окружающего нас мира и его различных проявлений, так же кратно семи. Расщепление всех граней Абсолютного и Неделимого необходимо для того, чтобы появились условия взаимодействия между элементами спектров каждой грани, в которых прежде скрытые возможности могли бы раскрыться, что создало бы необходимые условия для их взаимодействия одна с другой. Именно эти взаимодействия привели к тому, что каждый элемент спектра получает новые качества, обогащается за счет влияния одних возможностей на другие, что и является необходимым опытом для эволюционного восхождения. Таким образом, в каждой точке Вселенной настоящее, пройдя через взаимодействие возможностей, создает для себя будущее.

 

 

ОБ ИСКРЕННОСТИ

 

Человек только тогда становится искренним, когда он осознает в себе Бога. Тогда между ним и Богом нет дистанции, и он не скажет «Отче наш сущий на небесах», потому что он не будет отделен от Бога, как это подразумевается в этой молитве, и он не скажет такую фразу: «Пусть будет так, как хочешь ты», потому что в этой фразе так же ясно присутствует отделение человека от Бога. Когда человек осознает в себе Бога, то никакие молитвы или слова не нужны, тогда все человеческие нужды и его стремления становятся нуждами и стремлениями Бога. Тогда человек ничего не хочет и ни к чему не стремится, так как он уже достиг цели и смысла своей жизни, все остальное не имеет никакой ценности. Он будет иметь могущество, но никогда не соблазнится использовать его, он будет всезнающим, но не станет открывать эти знания людям, потому что они не готовы принять их. Он может указать направление, в котором следует искать истину, но оставит человека самостоятельно прокладывать путь к ней. Искренность – это не только осознание Бога в себе, но и пребывание человека в Боге.

 

 

УЗКИЙ ПУТЬ

 

Идея узкого пути для религиозного человека и для человека, идущего духовным путем, содержит в себе не одинаковый смысл. Для религиозного человека «узкий путь» – это ограничения, в которых отбрасывается все, что не соответствует его религиозным воззрениям, которые основываются на догмах, не принадлежащих человеку. В данном случае религию можно сравнить с рекой, которая существует независимо от человека, и некоторые люди погружаются в нее и стараются быть адекватными ей. О религии можно еще сказать, что это некая идея, существующая в непроявленном состоянии, которая может проявить себя только через человека, делая его при этом религиозным. Существует множество других идей, которые стремятся реализовать себя через человека. Их особенностью является то, что все они нуждаются в догмах, внешних атрибутах и ограничениях, чтобы не быть размытыми. Духовность в отличие от религий не содержит в себе догм, и ей не нужны какие бы то ни было внешние атрибуты. Духовный путь всегда индивидуален и настолько «узок», что этим путем может идти только один человек. И есть еще одна особенность духовного пути – человек, идущий этим путем, не знает направления своего следующего шага, пока не закончит шаг предыдущий. И эти обстоятельства не позволяют человеку следовать за кем бы то ни было. В этом случае направление каждого следующего шага определяется тем предшествующим состоянием, в котором находился человек. Исходя из этого, становится понятным, почему ученик не может следовать за учителем, а учитель не должен рекомендовать ученику какие-либо конкретные шаги. Учитель может только указать направление, может расставить маяки на пути, которым будет следовать ученик, но особенности пути у каждого ученика будут свои. Можно привести в пример такую метафору: религиозный человек идет путем, ограниченным ограждением, за которое он постоянно держится, и направление его движения никак не зависит от его внутреннего состояния, оно раз и навсегда установлено протоптанной тропой и направляющим его путь ограждением. На этом пути все расписано и определено, и нет никаких неожиданностей. Человек, идущий духовным путем, ориентируется на маяк, который светит ему впереди, и в то же время постоянно меняет направление своего движения в зависимости от своего внутреннего состояния. На пути духовного искателя не существует определенности, и нет на этом пути знаков, предупреждающих об опасностях, все определяет свет маяка и внутреннее состояние человека. Но почему же тогда духовный путь называется узким? Его и путем-то назвать трудно, потому что есть только маяки и никакой индивидуальной тропы или каких-то указателей. Как хочешь, так и добирайся до этих маяков?

Этот путь называется узким только потому, что он опирается на высокое и тонкое внутреннее состояние, которое можно сравнить с очень тихим голосом, идущим из груди. Человек, идущий духовным путем, постоянно вслушивается в свое внутреннее состояние и во внешней жизни следует ему. Он похож на идущего со свечой в полной темноте, и пламя этой свечи не должно быть поколеблено неосторожным движением и даже мыслью о таком движении. Такой человек подобен охотнику, крадущемуся за возможной добычей, он осознает весь мир, который его окружает, среди многозвучия, выделяет и удерживает только тот звук, который является его маяком. Это состояние внутренней неподвижности духовный искатель удерживает среди всех волнений и бурь внешнего мира, будучи максимально бдительным, и в таком состоянии внутренней решимости следует этим путем до конца, что бы ни произошло в окружающей его реальности.

 

 

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

 

 

Те эволюционные процессы, которые протекают на земле, происходят во времени, что дает нам право говорить, что мы живем в одномерном мире, в котором все события располагаются на оси времени или оси жизни и смерти. И какой бы сложной ни была деятельность человека, она целиком умещается на одной прямой, идущей из прошлого в будущее. Но человеку дана возможность осознать и вторую ось – вертикальную, которая расположена вне нашего земного времени и перпендикулярна ему. – Это ось духовной эволюции сознания человека.

Мы живем в той части Вселенной, в которой есть рождение и смерть, истина и ложь, добро и зло, радость и горе. Все в этой вселенной разделено на противоположности, и все движения в ней происходят между двумя полюсами – жизни и смерти. Эта вселенная для человека похожа на ловушку, в которой любые направления ведут к смерти. И в этой вселенной все относительно. В любой радости есть начало горя, в любой правде – начало лжи и в любом рождении – начало смерти. Поэтому стремление человека к счастью вскоре показывает ему, что любое счастье несет в себе и свою противоположность. Стремление к удовлетворенности чем бы то ни было вскоре заканчивается неудовлетворенностью, и тогда человек бросается к другим источникам радости, счастья, славы, благополучия, но вскоре и в них находит их противоположности. Человек в своем мире находится в клетке иллюзий и вся его жизнь похожа на постоянное стремление к иллюзорному свету, который обжигает крылья стремлений и приводит к одному и тому же финалу - смерти. Все дороги в человеческом мире ведут к смерти. Низшая природа цепко удерживает все живое в пределах своих владений. И для этого она имеет иллюзорные, но в то же время чрезвычайно эффективные средства. Таким средством является голод. Голод пищевой, сексуальный, эмоциональный, информационный и другие его разновидности, которые создают во всем живом вечное стремление к насыщению и в то же время вечное неудовлетворение этим насыщением. Некоторое время спустя, когда, кажется, голод насыщен, он возобновляется вновь и это продолжается до тех пор, пока у живого существа есть возможность насыщать его. А затем - смерть. И это будет продолжаться постоянно, пока человек и все живое на земле рождается, пока человек живет в потоке времени, который уносит все рождающееся к его смерти. Человек должен осознать, что время течет только в одном направлении – к смерти. И сколько бы он ни стремился продолжать свою жизнь, время приведет его к одному и тому же финалу. Нет в этом горизонтальном мире путей, которые могли бы привести к жизни или счастью. Все пути ведут только к страданию и смерти. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не осознает, что через его сердце проходит другой путь – вертикальный, который берет свое начало в вечности и уходит в вечность, в которой нет потока времени, а, следовательно, нет противоположностей, страдания и смерти. И если мы можем рассматривать свою жизнь как постоянные попытки удержаться на ее поверхности в условиях, когда противоположные ей силы неустанно стремятся погрузить нас в небытие, то истинное бессмертие нельзя рассматривать как непрерывно продолжающуюся жизнь. Бессмертие – это состояние вне потока времени. Это путь вертикальный, и у каждого человека он проходит через его сердце. Каждый из нас имеет в своей груди конец «нити Ариадны», держась за который может придти к свету истины и бессмертия. Нет другого выхода для человека, если он не хочет стать пищей для чудовищного «Минотавра», поглощающего все живое.

 

 

СОСТОЯНИЯ

 

Существует множество различных состояний – физических витальных и ментальных, но здесь мы будем говорить о состоянии нашего сознания. О том, что различные состояния, которые переживает человек, далеко не всегда являются состояниями его сознания, а лишь тяжелые состояния, которые наступили после того, как он совершил какой-либо неправильный поступок, будучи захваченным каким-либо эмоциональным состоянием. Наш витал не может быть мерилом ценностей и не может определять ни истинное значение своих состояний, ни, тем более, их последствия.

Все события, происходящие с нами, вызывают не только витальные реакции, но им всегда сопутствуют и определенные состояния сознания. И если мы внимательны и достаточно восприимчивы, то очень быстро осознаем, что витальные состояния точно быстрые волны, набегающие на берег, а состояния похожи на медленный морской прилив. Когда мы говорим о каких-то эмоциональных хронических состояниях, то они возможны только в том случае, когда витальные реакции поддерживаются состоянием сознания. При этом образуется нечто, похожее на порочный круг, из которого выходить не всегда легко.

Именно состояния определяют отношение человека ко всему окружающему миру и в первую очередь к себе и своим близким. Позади любых интересов и желаний так же находится состояние. Одни состояния подталкивают человека на путь витальных удовольствий, другие – на путь творчества и даже гениальных открытий. Состояния определяют отношение человека к своей родине, и они же подталкивают человека на путь самоубийства. Состояния определяют и духовную устремленность человека. Поэтому так важно уделять внимание состоянию, в котором находится духовный искатель. Любые состояния определяют и поведение человека во внешнем мире, взаимодействие с этим миром. И состояния же определяют интересы человека. Поэтому не важно содержание рассказа или фильма, или какой-либо театральной пьесы, важно состояние, которое они могут вызвать у человека. Состояние может и поднимать сознание человека, открывая перед ним пути творчества, открытий или героизма, и состояние же толкает человека на преступления или на какие-либо аморальные поступки. Можно сказать, что состояние рождает отношение или какую-либо эмоцию, а они в свою очередь рождают поступки или даже определяют направление деятельности и самой жизни. Очень важно быть окруженным тем, что рождает высокое состояние, и следует быть внимательным ко всему, что может снизить уровень состояния сознания до животных потребностей, и не позволять всему этому овладевать нами.

 

 

ЕЩЕ О СОСТОЯНИЯХ

 

Состояния, в которых может находиться человек, определяют все. Они определяют направленности интересов и выборочность воспринимаемого, они определяют желания, цели и побуждения, без которых ни цели, ни желания не могут быть достигнуты. Они определяют отношение человека не только к окружающему миру, но и к самому себе. Если у человека состояние неуверенности, то это не только снижает степень восприятия реальности, но и снижает реализацию возможностей. Состояние страха одних людей заставляет бежать в панике, других – забиваться в щель, а у третьих пробуждает героический дух. В основе любых видов творчества высочайшего уровня будет ли это поэзия или музыка, возможно, это будет какое-либо научное открытие, а может быть обычная профессиональная работа и, вообще, любая другая работа, если позади них стоит состояние вдохновения. Состояния людей при общении практически всегда не созвучны, поэтому события, о которых они сообщают друг другу, не могут быть восприняты адекватно. Ученик не поймет учителя, а учитель не поймет ученика, если их состояния будут отличаться одно от другого. Состояние решает все. Без определенного внутреннего состояния не может быть успеха в материальном мире и не может быть выполнена какая бы то ни было духовная работа. Состояние – это реализованные вибрации энергии, и они могут связывать человека как с путями материального мира, так и с путями Божественными. В духовной практике не имеют значения знания, полученные из книг или из занятий, проведенных с учителем, не имеет значения время, в течении которого человек занимается духовной практикой. Имеет значение только одно – достижение состояния, которое созвучно Божественным вибрациям. Состояния, в которых может находиться человек, идя духовным путем, не питают эго, поэтому они не вызывают у него ни удовольствия, ни неудовольствия в отличие от состояний, связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха во внешнем мире, которые обязательно вызывают чувство удовольствия или удовлетворения.

 

 

ПРЕДПОЧТЕНИЯ

 

Есть два типа предпочтений – осознанные и неосознанные. Первые основаны на убеждениях и влечениях души. Вторые - так же могут быть основаны на убеждениях и, кроме того, влечениях витальных инстинктов. Но в любом случае внешние условия необходимы для формирования и утверждения предпочтений, корни которых всегда находятся в самом человеке.

Мы знаем, что в человеке содержатся все мыслимые возможности и что только некоторые из них раскроются в течение его короткой жизни. Каждая из возможностей имеет две грани, которые кажутся противоположными по своему значению. Например, сексуальная возможность с одной стороны является основой творчества, а с другой – ведет к снижению творческих способностей. Вспомним эпизод из книги «Осуждение Паганини», в которой величайший скрипач своего времени оставил игру на скрипке ради близости с куртизанкой. Но в то же время сексуальная энергия необходима для зачатия новой жизни, что так же является творчеством. Сразу же после зачатия будущий человек находится в окружении всевозможных состояний, которые пронизывают тело матери и которые участвуют в формировании эмоциональной сферы будущего ребенка. И не только эмоциональной сферы, но и отношения к самому себе и окружающему миру. Уже в лоне матери плод изучает тот язык, на котором говорит его мать, он слушает ее песни или музыку, которую она слышит, и ее восхищение становится его восхищением, ее неприязнь, его неприязнью. Поэтому ребенок рождается уже с готовыми предпочтениями, а некоторые его возможности, которые испытывали на себе воздействие такого рода внутриутробного воспитания, находятся в состоянии готовности, чтобы раскрыться, как только для этого возникнут благоприятные обстоятельства. Начиная от рождения и до своей смерти, человек находится под постоянным влиянием вибраций окружающего его мира, и как только какая-либо из его возможностей, например, возрастных, начинает раскрываться, то на нее обрушивается шквал внешних влияний, заставляя ее раскрываться с максимально возможной для нее скоростью. Однако, если внешние условия не будут способствовать раскрытию внутренних возможностей, то такой вариант можно рассматривать как не типичный, потому что любая возможность для своего полного раскрытия должна стимулироваться внешними обстоятельствами. Но при гиперстимуляции раскрывающиеся возможности не достигают своей полной гармонии.

Одновременно у человека раскрываются многие возможности, что приводит к проявлению одновременно многих предпочтений. Возникает своеобразная конкурсная среда предпочтений, и результат такого конкурса во многом зависит от силы и частоты определенной внешней стимуляции. В этом случае даже второстепенные предпочтения могут себя реализовать в большей степени, чем те, которые уже достаточно полно раскрыты. Поэтому люди, посвятившие свою жизнь духовному пути, при определенных обстоятельствах, могут совершать падения, после которых обычно горько сожалеют о случившемся. Но было бы правильно осознать как внешние, так и внутренние условия падения, что принесло бы незаменимый духовный опыт.

Предпочтения считаются сформировавшимися, если даже при незначительных внешних стимулах возникает выраженный в полной мере внутренний отклик. В связи со всем сказанным можно думать, что предпочтения поддаются намеренному воздействию внешних средств не только на психологию, но и на физиологию человека. Предпочтения могут влиять не только на социальное поведение человека, но и на отношение к самому себе. Отсюда важность духовного воспитания человека, начиная, возможно, со дня его зачатия.

 

 

ЕЩЕ О ВОЗМОЖНОСТЯХ

 

Любая возможность не раскрывается изолированно от других, созвучных ей сопутствующих возможностей. В этом смысле возможности похожи на картину, обрамленную драгоценной рамой. И чем выше на эволюционной лестнице стоит существо, тем больше разнообразие сопутствующих возможностей, и тем большее значение они для него имеют. Сопутствующие возможности можно сравнить с мелкими фирмами, работающими на какую-то главную фирму. Если все эти сопутствующие фирмы будут поставлять необходимый материал в адрес главного предприятия, то оно будет особенно эффективным в своей работе. Но это главное предприятие может выпускать продукцию и без помощи сопутствующих фирм, правда, продукция его будет значительно менее ценной. Когда мы говорим, что талантливые люди талантливы во многом, то это потому, что вокруг основного таланта раскрыты и другие возможности, сопутствующие основному и созвучные ему. Поэтому Пушкин был не только писателем и поэтом, но он совсем неплохо рисовал. То же самое мы можем сказать и о Лермонтове, Леонардо, Шаляпине и других талантливых людях. Любая человеческая способность – это проявление какой-либо раскрытой возможности, и совсем не обязательно, чтобы это были способности к какой-либо деятельности во внешнем мире, это могут быть и физиологические способности. Основная возможность, которая проявляется как способность, только тогда получает полный расцвет, когда она действует в группе возможностей сопутствующих. Человеческие отношения на основе любых возможностей, были бы значительно более яркими, если бы человек не пренебрегал сопутствующими возможностями. Игра на одном музыкальном инструменте может быть приятна для ушей, но если целый оркестр исполняет эту же самую мелодию, то воздействие ее на человека становится неизмеримо более интенсивным. Подготовка к основному процессу, будет ли это какая-либо внешняя деятельность или же внутренняя работа духовного искателя, – это та прелюдия, без которой ни одна возможность не может полностью раскрыть себя.

 

 

ОСТАВАТЬСЯ В ТЕНИ

 

Идея, заключенная в фразе «оставаться в тени», содержит в себе множество граней. Практически это означает находиться под влиянием чего-либо или кого-либо. В том случае, если человек остается в чьей-либо «тени» достаточно долго, то это может сформировать его характер, его мировоззрение или определенный тип поведения. «Тенью» могут быть не только внешние условия, но и многие хронические внутренние процессы в человеке. Такой внутренней причиной может быть какая-либо болезнь, которая при достаточно длительном течении может сформировать в человеке определенную личность, центром которой будет эта болезнь. В том случае, когда такая личность сформировалась, то она будет яростно защищаться, чтобы сохранить свою целостность. Постепенно она приспособит для своих собственных нужд всю человеческую волю, в результате чего человек перестает сознательно сопротивляться этой патологической личности. В раннем детском возрасте нередко возникают острые ситуации, которые могут стать в последствии центром одной из личностей человека. Здесь говорится «одной из личностей», потому что у человека в различных ситуациях действуют различные личности, каждая из которых является гранью основной личности человека. Та личность, которой человек чаще всего пользуется , в силу закона доминанты постепенно начинает преобладать над другими гранями основной личности, что приводит к тому, что она может поглотить всю многогранную прежнюю личность и этим самым сделать этого человека односторонним и поэтому, часто, невыносимым. «Тенью» для человека могут служить какая-либо идея, принадлежность к какой-либо группе людей, увлечения, страстное желание чего-либо, или стремление к чему-либо. В любом случае, если человек находится достаточно долго в «тени» таких влияний, его личность меняется, становится однонаправленной. Она может погружаться во внешний мир, в котором может играть роль как созидательную, так и разрушительную, она может утверждать себя среди своих близких и быть тираном, и она может погружаться во внутрь себя, в свои физические или психические переживания. Если человек находится слишком долго в тени высочайших духовных идей, то это также приведет его не только к изменению личности, но и, в соответствии с этим, к изменению внешней и внутренней его активности.

 

 

ПАМЯТЬ

 

На первый взгляд человеческая память является препятствием на духовном пути, так как она постоянно уводит человека в прошлое и не позволяет быть «здесь и сейчас». Но в то же время мы знаем, что память помогает ему ориентироваться в окружающем его мире. Благодаря памяти человек осознает себя личностью и может взаимодействовать с окружающей его реальностью, имеет возможность говорить и совершать автоматические действия. Без памяти тела человек никогда бы не научился ходить, а без генетической памяти, которая ведает всеми функциями организма, человек не мог бы дышать, есть и отправлять естественные надобности, не говоря уж о том, что было бы не возможно формирование человека в лоне матери. Кроме того, существует память на глубоком подсознательном уровне, рождающая смутные влечения или отвержения и влияющая на отношение человека к окружающей его реальности. Внутреннее Истинное существо содержит в себе память прошлых рождений, которые определяют направление эволюции сознания человека в настоящей жизни. И, конечно же, существует память будущего. Возможно, это звучит неправдоподобно, но без этого не возможна была бы эволюция, которая всегда имеет общее восходящее направление. В каждом мгновении будущего развернуто множество возможностей, которые раскрываются по мере влияния на них приближающихся реализованных возможностей. У человека реализованная возможность всегда порождает соответствующее ей состояние, которое и открывает ближайшую возможность, лежащую в будущем. Память человека состоит из виртуальных возможностей, которые могут взаимодействовать друг с другом ничего материального не создавая, но в то же время каждая из таких виртуальных возможностей связана с возможностями действительными своеобразными энергетическими мостами, благодаря чему может быть запущен реальный процесс в материальном мире. Человек может намеренно вспомнить какое-либо событие в прошлом, но ему не дана способность, которая бы позволила предвидеть будущее. Направление будущих интересов человека зависит от того, каким является его состояние сегодня. Конечно же, существует память о будущем в масштабе земли и даже всей Вселенной, без чего не могла бы существовать направленная эволюция жизни на Земле и эволюция всей вселенной. Для человека, идущего внутренним путем, важно помнить, что его сегодняшнее состояние открывает адекватную себе возможность будущего.

 

 

СОСТОЯНИЕ, ВЛЕЧЕНИЕ И УСТРЕМЛЕННОСТЬ

 

Человеческую жизнь можно сравнить с быстро вращающимся, горизонтально расположенным колесом, в котором действуют две силы – центробежная и центростремительная. В каждом человеке есть те части, которые привязаны или к центробежной, или к центростремительной силам. Поэтому внешняя часть человека постоянно стремится к материальному миру и цепляется за влияния низшей природы, а внутренняя часть – внутреннее истинное существо и психическое существо – устремлены к центру. В действительности это колесо внутри каждого человека, и если внутреннее истинное существо всегда находится в центре этого колеса, то внешнее находится на большем или меньшем расстоянии от этого центра. Вращающееся колесо своей центробежной силой постоянно стремится отодвинуть человека к ободу колеса и прижать его там настолько, чтобы он не мог видеть чего-либо кроме этого обода. В то же время внутреннее существо постоянно притягивает человека к центру этого вращения. Воздействие на человека этих двух сил, воспринимается им как состояние устремленности. Но в одном случае это будет устремленность к материальному миру, в другом – к Божественной истине. Но существуют состояния, возникающие при воздействии внешнего мира на человека, которые мы называем захваченностями. Эти состояния всегда несут в себе определенной частоты вибрации, характерные для материального мира и стоящей позади него низшей природы. И есть состояния, которые отражают в себе влияния центра этого колеса вращения. Когда человек повернут лицом к центру, то в нем преобладают высокие вибрации истины, любви, сострадания и еще многие другие высокие состояния, противоположные тем, что предлагает низшая природа.

Если человек внутренне устремлен к Божественному и, в связи с этим, совершает множество внешних действий – читает соответствующую литературу, медитирует, делает асаны, практикует пранаяму и т. п., придавая всем этим внешним атрибутам большое значение, и его эго при этом активно питается почтением, которое оказывают ему другие люди, то такого рода состояния, несмотря на его внутреннюю кажущуюся устремленность, отодвигают его к ободу колеса, на котором находится все человечество. Это связано с тем, что его внутреннее устремление не искренне. Важным является только устремление, но не внешняя его форма, если это касается внутреннего пути, и напротив, для внешнего пути очень важной является форма. Человек слишком большое значение придает внешним атрибутам, хотя они являются только формой для содержания. Можем ли мы утверждать, что сосуд более важен, чем-то, для чего он предназначен? Бесспорно, внешняя форма имеет значение, поскольку человеку приходится действовать во внешнем мире, но позади любой формы есть состояние, которое является целью любых взаимодействий с внешним миром и которое определяет стремление человека к Божественной истине. Состояние – это источник любого стремления. В нем содержится потенциальная возможность и необходимая энергия для направленной реализации. Низшая природа воздействует на человека, стремясь получить определенное состояние, и, одновременно с этим, она указывает направление реализации этого состояния, и тогда состояние приобретает характер стремления. Она порождает в человеке те состояния, которые могут реализоваться только в ней самой. И тогда возникает порочный круг, связывающий человека с низшей природой, из которого ему очень трудно вырваться. Состояние – это уже захваченность, когда большая часть человеческого существа находится под влиянием каких-либо витальных вибраций или же ментальных идей. Когда мы говорим о непреодолимых желаниях, влечениях или побуждениях, то чаще всего в этих случаях, на основании имеющихся состояний, действуют витальные сущности, подталкивая человека к совершению определенных действий, соответствующих этому состоянию. Многие люди могут вспомнить в своем прошлом влечения, которые тогда казались почти непреодолимыми. При такого рода влечениях характерно почти полное отсутствие у людей критического отношения к происходящему, что делает почти невозможным сопротивление этим влечениям. Когда человек захвачен влечением, то его внутреннее состояние переходит в стремление к реализации влечений. Практически все преступления, совершаемые людьми, в своей основе имели влечения, переходящие в непреодолимые стремления. Влечение – это всегда заманивание, а стремление – это движение к ловушке, приготовленной низшей природой. Можно сказать по-другому, что так же будет верно: влечение – это неосознанное стремление, совершающееся под воздействием сил низшей или высшей природы.

В духовной практике на внутреннем пути так же существуют эти же самые три компонента – состояние, влечение и стремление. И если низшая природа взаимодействует с внешней частью человеческого существа, то Божественное в своих целях использует внутреннее истинное существо и истинное «Я» человека. Между внешней и внутренней частями человека существует своеобразный занавес, наброшенный сущностями низшей природы с целью отделить человеческое сознание от влияний его божественной внутренней части. Обычно люди даже не подозревают, что у них в глубине сердца есть божественная душа, стремящаяся к своему Божественному источнику, потому что низшая природа цепко держит их в ловушках своих захваченностей. Но, несмотря на это, внутреннее истинное существо и человеческое истинное «Я» иногда преодолевают этот занавес, и тогда человек осознает в себе то, что мы называем «голосом совести». И это обнадеживающий признак, показывающий, что этот занавес не является непреодолимой стеной. Поэтому однажды человек может осознать в себе состояние божественной любви как сладость, поднимающуюся в его сердце, и обратить свое внимание на это состояние. И этот первый поворот в сторону внутреннего истинного существа для многих людей является их первым шагом на внутреннем пути. Этот первый шаг не остается безразличным для занавеса, отделяющего внешнюю часть человека от его внутренней части, – он становится тоньше, и последующие влияния, идущие из глубин человеческого сердца, становятся все более заметными. У человека появляется влечение к истине, его отношение к миру в значительной мере претерпевает изменения. И недалеко то время, когда в нем загорится огонь стремления. Основным признаком, определяющим в этот период всю жизнь духовного искателя, будет не стремление достичь каких-то вершин духовности, а стремление соответствовать в своей практической жизни Божественной истине.

 

 

ОБ ОСОЗНАНИИ В СЕБЕ БОГА

 

 

 Что необходимо делать, чтобы осознать в себе Бога? Для этого необходимо вначале разотождествиться с желаниями, которые привязывают человека к материальному миру, и тогда позади эго, манипулировавшего этими желаниями, вы осознаете в себе Бога. Разотождествиться – это значит не быть слепым несознательным инструментом желаний, стать господином желаний, а не их рабом.

Позади всего живого на Земле противостоят друг другу две силы – света и тьмы, истины и лжи, жизни и смерти. Все, что дышит и размножается, является проявленной частью этих сил. Особое место среди живущих на Земле занимает человек. Он является существом, в котором воплощены как силы света, так и силы тьмы. Эти силы, как две стороны одной медали, не могут существовать друг без друга. Это две части одного целого, которое именуется Богом. Но Бог не может противостоять самому себе. И то, что мы называем противостоянием, на самом деле является взаимодействием этих двух частей одного Великого Целого. Так, Сатана без каких-либо препятствий вместе с сынами Божиими является к Богу и беседует с ним (см. «Книга Иова», глава 1, стихи 7 – 12). Дальнейшее чтение этой книги показывает, что Сатана это средство, через которое проверяется все существующее на прочность, искренность, чистоту и совершенство. Иов с честью выдержал выпавшие на его долю испытания. Бог и Сатана в действительности - две силы одного творческого эволюционного процесса Универсума. Их противостояние только кажущееся. Возможно, у Сатаны и есть иллюзия, что он противостоит Богу, но в действительности он делает то, что угодно Высочайшему. Стремясь воспрепятствовать бесконечному эволюционному творческому процессу, он невольно способствует ему. Такого рода «противостояние» мы наблюдаем повсюду. Хищники нападают на травоядных, уничтожая среди них тех, которые менее совершенны (ослабевшие, больные, уродливые и т.д.), этим самым делая все стадо более жизнеспособным, совершенным. Травоядные, поедая траву, делают ее более выносливой к внешним воздействиям и т.д.

Человек является уникальным существом не только потому, что в нем воплощено «противостояние» двух сил, но еще и потому, что он является переходным существом между животным и супраментальным человеком. Человек еще не достиг вершины своей эволюции. Об этом знали древние жрецы Египта, о чем свидетельствует поражающая и сегодня наше воображение скульптура Сфинкса в долине пирамид. Царственный зверь с головой человека, устремивший свой взгляд поверх суетящейся толпы в вечность.

 Бог и Сатана – Высшая и Низшая природа неустанно ваяют будущего Супраментального Человека. Высочайшее Божественное сознание и бессмертие – вот цель Высшей Природы, к которой она ведет человечество. Низшая природа в свою очередь совершенствует животную часть человека, опираясь на бесконечные никогда не удовлетворяемые желания. Практически все блага, которые человек создает для себя – это усовершенствованные блага животных. И все человеческие правила и законы, по которым живут народы, утверждают и способствуют развитию этой животной части человека. Истинная духовность не поощряется. «Мне дана власть над этим миром», – сказал дьявол, искушая Христа. И эту его власть мы в полной мере видим в окружающей нас действительности. Ум, которым человек возвысился над животной природой, превратился в служанку животных желаний. Обладая королевской печатью, он не нашел для нее ничего лучшего, как разбивать орехи (Из книги М. Твена «Принц и нищий»). Человеческий ум предназначен не для того, чтобы сделать животную природу человека еще более совершенной, а чтобы подняться над ней и обожествить ее. Религия, к сожалению, в большей своей части носит не духовный, а этический характер, опять-таки в пределах усовершенствованного животного существования. Человек только тогда осознает в себе Бога, когда произойдет его полная сдача Божественному. Сдаться Божественному – это значит стать на его сторону во всех делах и мыслях своих, когда каждое дыхание и каждый удар сердца принадлежат только ему. И только тогда, когда сдача будет полной, он возьмет все проблемы и трудности человека в свои руки и поведет его к высочайшей цели будущего человечества.

Конечно, необходимость отказа от желаний для человека является одной из величайших проблем, потому что, желания рождающиеся в человеке, и стремление их удовлетворить создают иллюзию жизни. Тем более, что удовлетворение многих желаний доставляет человеку немало приятных минут. Нельзя же утверждать, что для человека, ставшего на духовный путь, в жизни ничего приятного не должно быть? Конечно, можно ответить, что идти на поводу у желаний - это значит жить животной жизнью, что приятные переживания, связанные с реализацией животных желаний, достойны только примитивного человека, но в действительности духовная работа требует от человека не отказа от желаний, а отстраненности от них. Это необходимо для того, чтобы низшая природа не имела возможности подчинить себе человека. Только в том случае, когда человек сможет подняться над желаниями, позади которых стоит человеческое эго, он получит возможность подняться на следующую ступень эволюции.

 

 

ЭФФЕКТ ДВАДЦАТЬ ПЯТОГО КАДРА

 

 

Двадцать пятый кадр это то, что находится за пределами основного сюжета, основной мысли или основного значения. Идет интересный фильм, а двадцать пятый кадр, ворвавшись в подсознание, настойчиво внушает: «пейте кока-колу», и человек, не осознавая почему, начинает испытывать жажду, ему хочется выпить кока-колу. Когда человек осознает мир, например, читает книгу, любуется пейзажем, слушает своего собеседника, то во всех этих и во многих других случаях основную тему, идею он пропускает через оперативную память, что позволяет ему быть сознательно воспринимающим эту информацию. Но какая-то часть информации остается за пределами осознавания и, минуя оперативную память, уходит в подсознание. Влияя оттуда, она создает эмоциональный фон и отношение к получаемой информации. Можно даже сказать, что нашими состояниями управляют неосознанные нами влияния внешнего мира.

Мы идем по улице, опустив голову, и думаем о чем-то своем. Мы не замечаем того, что перед нашими глазами постоянно находится серый фон асфальта, и не осознаем того, как постепенно наше внутреннее состояние становится все более низким, серым, снижается количество энергии, уменьшается вера в свои возможности и способности. Молодые люди ходят, глядя вперед, и только иногда посматривают себе под ноги, а дети - так те почти никогда себе под ноги не смотрят. Чем больше мы будем видеть зелени, цветов, неба, чем более разнообразным будет мир перед нами, тем больше мы будем иметь энергии, тем более разнообразными, живительными будут влияния на наше подсознание, наше состояние и поведение.

Конечно, кроме внешних неосознаваемых факторов, влияющих на наше состояние, очень большое значение имеют и факторы генетические, но они распознаются их носителем значительно труднее, потому что они постоянно влияют на человеческое сознание, начиная с раннего детства. Мы осознаем эти влияния только тогда, когда происходит их всплеск. Например, у завистливой мамы могут быть завистливые дети, у папы (или мамы) алкоголика могут быть дети, предрасположенные к алкоголизму, и т.д.

На состояние, которое проявляется в отношениях, нередко сказывается мнение о чем-то или о ком-то других людей. Возможно, мы уже не помним об этих мнениях, но на уровне подсознания они продолжают существовать и влиять на наши отношения с окружающим нас миром.

Возможно влияние различных перенесенных заболеваний или же заболеваний, которыми мы страдаем в настоящее время. И, кроме того, все, с чем мы бываем в контакте, хотя бы недолгое время, обязательно оставляет в нас подсознательный след отношений, влияющий на наши последующие контакты.

Практически на состояние человека влияет множество всевозможных факторов, вплоть до космических, которые в зависимости от условий в различное время действуют не одинаково интенсивно, и если человек пытается выделить их, чтобы защититься или трансформировать их, то это ему почти никогда не удается сделать. Да этого и не нужно делать. Единственно, что должен делать человек, ставший на духовный путь, – быть сознательным, осознавать различные состояния и влияния, определяющие наши отношения с миром. Но это возможно только при постоянной бдительности, когда мы следуем правилу «быть здесь и сейчас».

Обратите внимание на то, как меняется ваше отношение к собеседнику в процессе общения с ним. Попытайтесь определить причину изменения вашего отношения к собеседнику. Это может быть поза, которую он отзеркаливает с вашей позы, это может быть его повышенная внушаемость и готовность следовать каждому вашему слову или, возможно, что-либо другое. Может быть, причиной изменения вашего отношения являлся запах этого человека, а возможно тембр его голоса. Всего этого вы могли не заметить, но оно вошло в ваше подсознание, минуя оперативную память, и теперь еще долго будет влиять на ваше отношение к этому человеку.

 

 

ЕЩЕ ОБ ИСКРЕННОСТИ

 

Искренность – это состояние, когда все части человеческого существа повернуты к Богу, когда все в мире теряет свою прежнюю ценность, значимость, потому что смыслом жизни становится Бог. Искренность становится полной только тогда, когда человека уже ничто не привязывает к тому миру, в котором он живет. Человек перестает принадлежать самому себе, потому что он становится сознательным инструментом Божественной воли. За все время существования человечества на земле было слишком мало людей, которые были бы действительно искренними перед Богом.

На пути к искренности, когда мы хотим подчинить Божественной воле все части нашего существа, человек может попасть в ловушку внешнего мира, который окружает нас. То, что мы называем человеческой цивилизацией, в действительности является цивилизацией ментальных сущностей, которые поработили людей, отделив их сознание от источника истины. Человеческий ум (или, что то же самое, ментальная сущность) сделает все, чтобы человек не думал о духовности, а всецело был бы поглощен внешним миром. Другой ловушкой могут быть наши желания. Наше сознание может быть настолько захвачено ими, что мы становимся их послушными рабами и перестаем быть способными отличать иллюзорные ценности от ценностей истинных. Следующей ловушкой для человека может быть борьба со своими несовершенствами. Человеческое эго может найти для себя превосходную пищу в своих несовершенствах, и копание в собственной грязи, осознавание своего ничтожества и низведение себя до праха может быть источником наслаждения и породить чувство превосходства в своем ничтожестве перед другими. Это можно назвать своеобразным духовным мазохизмом, который так же далек от истинного духовного стремления, как и отвержение Бога. Примером духовного мазохизма могут служить многочисленные христианские подвижники, некоторые из которых в дальнейшем были причислены к лику святых.

Что же должен делать человек, целью которого является духовная жизнь, чтобы его искренность возрастала? Первое – это постоянно помнить, что все его помыслы, все его действия в этом мире посвящены служению Божественному. Второе – помнить, что все события, происходящие во внешнем мире, свидетелем которых является человек, стоящий на духовном пути, происходят для него. Он должен знать, что внешний мир – это зеркало, в котором отражается он сам. Поэтому события не могут быть для него наказаниями, так как они являются Божественной милостью, указывающей ему на его несовершенства. Третье – быть смиренным, без чего невозможно объективное видение себя таким, какой вы есть. И в то же время надо быть внимательным, чтобы смирение не стало пищей для своего эго. И вот тогда будет возрастать искренность на пути служения Богу. Не нужно отчаиваться, если на пути к абсолютной искренности будут падения, неудачи, сомнения. Это было у всех, стремящихся к истине.

 

 

О БОЛЕЗНЯХ

 

Болезни – это всегда несовершенства внешнего мира, это всегда несовершенства внешней оболочки человека. Любая болезнь – это встреча несовершенств. Люди стремятся преодолеть болезни традиционными способами, и благодаря этому возростает их продолжительность жизни, но люди не замечают того, что физические несовершенства – это следствие несовершенства сознания. И когда физически люди становятся все более совершенными, меньше болеют, продолжительность жизни становится значительно большей, они не замечают, что несовершенства начинают концентрироваться в менее доступных для традиционной медицины областях.

Если в древние времена ментальные сущности у большинства людей отделили сознание от внутреннего истинного существа и этим самым повернули человеческое сознание к внешнему миру, который стал для них единственной опорой и смыслом их жизни, то теперь этот процесс переходит в свою следующую фазу – начинается отделение сознания от внешнего мира. И человек оказывается подвешенным между духом и материей. Но так как материя все еще является, хотя и иллюзорной, опорой для человека, он подсознательно чувствует, что она ускользает от него, это проявляется в том, что он перестает себя чувствовать уверенно, даже имея власть и богатства. Чтобы удержать ускользающую из под ног опору, человек начинает хватать все, что можно ухватить, присваивать все, что еще можно присвоить. И это приводит к тому, что люди становятся все более агрессивными, аморальными, эгоистичными, жестокими, и их интересы все больше концентрируются на материальных благах и власти. От духовности остается только форма, которую можно носить на лацкане пиджака, как депутатский значок. Это самые разрушительные болезни, так как они признаются вариантами душевного здоровья. Люди не видят и не хотят видеть, что они больны, а может быть, они не видят, потому что их болезнь невозможно сравнить со здоровьем, которое признано отклонением от нормы. Быть психически здоровым – это унизительно, быть белой вороной – преступно, быть не таким, как все, даже в малой степени – подозрительно, а иногда даже опасно. Возникает ощущение, что земля напрягается, чтобы взорваться, а человечество, не осознавая этого, захваченное разрушительным безумием, опьяненное витальными желаниями и удовлетворениями своей значимости, пляшет на краю бездонной пропасти. И эта болезнь смертельна, потому что от нее нет иммунитета и не существует лекарств. Очень странно, но от этой болезни люди выздоравливают только перед смертью, если она не успевает прежде отнять у них сознание.

Больное сознание привело к тому, что человек стал извращенно воспринимать внешний мир. Не осознавая своего единства с ним, он разрушает его, пытаясь взять из окружающего его мира для себя все, что только возможно, оставляя взамен незаживающие язвы радиоактивных отходов, ядовитые отбросы промышленности, отравляющие реки и моря; выбросы заводских труб и выхлопных газов автомобилей, разрушающих защитную озоновую оболочку Земли. Нещадно эксплуатируя землю, вырубая леса, разрушая плодородный слой почвы, человек привел в движение пустыни, которые стали захватывать прежде цветущие земли. Больное сознание человечества привело к тому, что основа его физического существования разрушается, угрожая его возможному выживанию в недалеком будущем. И, конечно же, только больное воображение могло создать ядерное вооружение, смертельное для всего живого на земле.

 Разумеется, каково человеческое сознание, таково и его творение. И если окинуть взглядом творения художников, скульпторов, архитекторов от античности до наших дней, можно увидеть, как постепенно болезнь человечества накладывает свою печать на все, что он создает. Для человека нашего времени более привлекательными в литературе и искусстве становятся насилия, извращения, секс и ужасы, без которых мир кажется пресным и лишенным смысла. Человек разменял великий смысл своего существования на земле на бесчисленное множество мелких пустяков, которыми спешит заполнить каждую минуту своей жизни. И грустно, и неубедительно звучать слова, которыми человек определил свое место на земле: «homo sapiens» – человек разумный.

От такого рода болезни, причиной которой является его возрастающая несознательность, может спасти только одно: человек должен осознать свое предназначение на земле и увидеть, что он пошел по ложному пути, ведущему к деградации и разрушению. Затем он должен осознать элементы лжи, в которые его втягивает жизнь, и согласиться не потакать им. Он должен овладеть отстраненностью, которая поможет ему овладеть видением жизни такой, какая она есть в действительности. Он не должен позволять себе быть захваченным материальным миром. Но все это станет возможным только тогда, когда он, человек, осознает свое истинное предназначение.

 

 

ТРИ АСПЕКТА СМИРЕНИЯ

 

Мы уже говорили прежде, что внутренний аспект смирения содержит в себе осознавание всех своих достоинств и недостатков без всяких искажений. Но существует и внешний аспект смирения, который заключается в том, что все события внешнего мира, которые касаются нас на любом уровне, следует принимать как указания на наши несовершенства и, следовательно, как Божественную милость. И, кроме того, события внешнего мира и наши внутренние реакции, в связи с этими событиями, создают условия, при которых внутренняя работа может осуществляться. При этом меняется наша внутренняя оценка как самих себя, так и того, что происходит вокруг нас. В этом случае оценка становится мерилом успешности нашей внутренней работы. Если мы смиренны, то в этих оценках не будет ни обвинений, ни оправданий, а будет приятие и благодарность.

Есть и третий аспект смирения в действии - не стремиться к достижениям совершенств в будущем, а делать свою работу в настоящем, потому что работа всегда делается только здесь и сейчас. Не быть неистовым в работе и не отчаиваться, когда успех не приходит сразу. Согласиться с тем, что ты только инструмент Божественной воли и для выполнения Его работы у тебя вечность. При выполнении Божественной работы не потакать стремлению эго оценивать свою значимость перед Богом, перед собой и людьми, потому что такого рода оценки всегда разрушают то, что было уже достигнуто. Когда вы рассказываете о своей работе кому-либо, будьте внимательны, постарайтесь осознать, не стремится ли какая-то ваша часть, чтобы выглядеть в глазах самого себя или других людей значимой. Поэтому, став на духовный путь, следите за своей речью. Осознавайте, что движет вашим желанием рассказать что-либо другому. Само по себе осознавание, какого либо несовершенства – это мостик или нить, перекинутая от обычного нашего сознания к сознанию более высокому, это шаг к совершенству. Не следует думать, что осознавание - процесс статический. В период осознавания идет трансформация несовершенства. И чем устойчивее осознавание, тем более успешно будет выполняться Божественная работа.

Но, удивительно то, что даже в том случае, когда мы знаем, что всевозможные «удары», которые наносит нам Бог, указывают нам на наши несовершенства, мы все-таки страдаем, жалуемся и нередко восстаем, забывая о смирении, против такого рода проявления Божественной любви. Конечно, несовершенства не могут оставить нас без сопротивления, они не хотят быть трансформированными, они хотят быть такими, какие они есть. Поэтому так много трудностей у человека на духовном пути. Но почему бы Богу не сделать всю вселенную совершенной в одно мгновение, ведь Он всемогущ? Но Бог живет в вечности, ему спешить некуда.

 

 


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!