В) конкретные задачи воспитания.



Гуманизация воспитания.

2. Гуманитаризация воспитания.

3. Трудовое воспитание и политехническое образование.

4. Эстетическое воспитание.

5. Всестороннее и гармоническое развитие личности.

6. Умственное воспитание.

7. Атеистическое  воспитание.

8. Идейно-политическое  воспитание.

9. Физическое  воспитание.

10. Демократизация  воспитания.

11. Нравственное воспитание.

12. Экологическое воспитание.

 

144


13. Воспитание гражданина.

14. Профессиональное образование.

15. Подготовка к выбору профессии.

 

 

Современные зарубежные педагогические концепции

Мы уже знаем, что методологическая основа педагогики — философия. Философские теории лежат в основе многочислен- ных педагогических концепций и воспитательных систем. Ос- новные педагогические концепции, опирающиеся на соответ- ствующие философские направления, — прагматизм, неопози- тивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм.

Прагматизм (от  «прагма» — дело) —  дагогическое направление, выступающее за сближение воспи- тания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. Основатели прагматической философии Ч. Пирс и  претендовали на создание новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Дьюи  Он привел их в систему, кото- рую предпочитал называть инструментализмом.

Основные положения этой системы следующие. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение — от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать. Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка:                                                         должны стать на место ребенка и исходить из него. Не программа, а он Должен определять как качество, так и количество

В 60-е гг. философия прагматизма и опирающаяся на нее потеряли свою популярность. Прикладная направ- учебно-воспитательного процесса в соответствии

 

 

Школа и ребенок. —  1923. — С.  8.

 

145


с идеями  Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возник- ла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма, который и возро- дился в 70-х годах под флагом неопрагматизма.

Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, приведены в соответствие с новыми тен- денциями понимания воспитания как процесса социализации личности.

Главная сущность неопрагматической концепции воспитания сводится к самоутверждению личности. Ее сторонники (А. Мас- лоу, А. Комбс, Э.   К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую направленность вос- питания. «Источники роста и гуманности личности, — пишет А. Маслоу, — лежат только в самой личности, они ни в коей мере не созданы обществом. Последнее может только помочь или препятствовать росту гуманности человека, подобно тому как садовник может помочь или помешать росту куста роз, но он не может определять, чтобы вместо куста роз рос  дуб».

Человек не нуждается в поисках оснований своих действий вне самого себя, своих собственных размышлений и оценок. Окружающие его люди, их мнения, общественные нормы и принципы не могут служить основанием для выбора, ибо их функция состоит в контроле, критике поведения человека, и поэтому они могут только мешать его   его росту. Иными словами, неопрагматисты отстаивают полный произвол в поступках и оценках личности. Причем в такого рода поведении личности они видят источник ее активности и оптимизма, поскольку в своих действиях она ничем не руководствуется лишь своими желаниями, своей

Несмотря на критику, а также очевидную ортодоксальность многих положений, неопрагматизм остается ведущим направ- лением американской педагогики, получает все более широкое распространение в других странах западного мира.

Неопозитивизм — философско-педагогическое направление,

пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно- технической революцией. Зародившись в недрах классического позитивизма на этических идеях Платона,   Юма,

 

См.: Шварцман К.А. Философия и воспитание. — М., 1989. — С.

 

146


Канта, новое направление постепенно окрепло и получило ши- рокое распространение на Западе. Нынешний педагогический неопозитивизм чаще всего именуется «новым гуманизмом». Применительно к некоторым его направлениям также употреб- ляется термин  (от     sciense — наука). Видней- шие представители нового гуманизма и сциентизма — П. Херс,  Вильсон, Р.С. Питере, А. Харрис, М. Уорнок, Л.  Кольберг

и другие.

Главные положения педагогики неопозитивизма следую- щие. Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается  в  «рациональном                                                                                                                      а  не  в идеологии. Сторонники нового гуманизма выступают за пол- ную гуманизацию и системы воспитания, видя в ней главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справед- ливости как высшего принципа отношений между людьми. Нужно преградить путь конформизму, манипулированию пове- дением личности и создать условия для ее свободного самовы- ражения, для осуществления человеком обстоятельного выбора в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных форм поведения. Основное внимание нужно уделять развитию интеллекта, а задача воспи- тания — формирование рационально мыслящего  человека.

Сторонники сциентизма верят не чувствам, а логике и убеж- дены, что лишь с помощью рационального мышления как глав- ного критерия зрелости личности она сможет проявить способ- ность к самореализации, к общению с другими членами обще- ства. Человек сам программирует свое развитие, которое оказы- вает обратное воздействие на его социальный опыт. А поэтому в воспитании главное внимание должно быть уделено развитию человеческого «Я».

Педагогика неопозитивизма не лишена плодотворных идей. Ее влияние ощущается в перестройке воспитательных систем многих стран, в том числе и нашей, принявшей новую концеп- цию среднего  где намечен поворот к гуманизации школы, освобождению учебных заведений от чрезмерной госу- дарственной  опеки.

Экзистенциализм (от лат. existencia — существование) —  философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Существование человека  как  «Я»  его сущности и творит ее. Каждая личность — неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек —  носи-

 

147


тель своей нравственности. В современном полном тревог и опасностей мире человеческое существование находится под постоянной угрозой; сохранять, развивать и реализовать свое

«Я» становится все труднее. По                         экзистенциалис- тов, человек везде и всегда одинок, изолирован, обречен на су- ществование во враждебной ему среде. Общество наносит ко- лоссальный ущерб нравственной самостоятельности личности, поскольку социальные институты нацелены на унификацию личности, ее поведение. Теория воспитания не знает объектив- ных закономерностей, их нет. Кроме того, она претендует на всеобщность, а у каждого человека свое субъективное видение мира, и человек сам творит свой мир таким, каким он хочет его видеть. Таковы главные положения экзистенциализма, по- лучившего широкое распространение среди представителей творческих профессий в странах Западной Европы, Америки, Японии.

Педагогика экзистенциализма отличается пестротой на- правлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания. Воспитание мало помогает: человек есть то, что он сам из себя делает. От- сюда курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность личности от разрушения  внешними  силами. Не нужны программы, нет необходимости изобретать особые методы и приемы воспитания, следует, быть                             подумать и об отказе от школ. Жизнь, природа и интуиция — великие силы, помогающие воспитанникам и их наставникам безоши- бочно определять пути самореализации личности. Тенденция к умалению значения воспитания в процессе формирования че- ловека характерна для всех направлений экзистенциалистской

педагогики.

По мнению экзистенциалистов, самобытности личности особенно вредит коллектив, который превращает человека в

«стадное животное», нивелирует и подавляет его «Я». Извест- ный французский экзистенциалист Г. Марсель без обиняков заявляет: «Было  бы нелепостью   что  воспитание  масс возможно. Только индивид, точнее говоря, личность поддается воспитанию. Вне этого остается место лишь для дрессировки».

Виднейшие представители современной экзистенциалист- ской педагогики Дж.        К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет     М. Марсель (Франция),  О.Ф. Боль- нов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. (Италия) и многие другие центром воспитательного воздействия считают

148


настроения, чувства, импульсы, интуиция человека — это главное. А сознание,                логика имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, есте- ственной индивидуальности, к чувству свободы.  тель, — пишет западногерманский педагог-экзистенциалист Э. Шпрангер, — подводит молодого человека не к какому-либо делу, не к успеху в не к политической партии, а, если можно так сказать, к самому себе, т. е. к тем областям своего внутреннего мира, где он начинает слышать таинственные и священные  Здесь ясно обнаруживается еще один под- текст экзистенциалистской педагогики — религиозный.

Учителю педагогика экзистенциализма отводит весьма свое- образную роль. Он обязан прежде всего заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности. Педагог помогает ученику обрести устойчивую «внут- реннюю нравственность», обучая искусству смотреть только в себя. Правила педагогической деятельности простые: меньше наставлений, больше дружеского участия; протяни руку помощи тем, кто ищет духовную опору в жизни; предоставь каждому право идти своим путем, в меру отпущенных ему природой спо- собностей; не упускай случая «вызвать очищающий бунт против самого себя»; посрамляй этикой логику и т. п.

Неотомизм — религиозное философское учение, получив- шее свое название от имени католического  богослова  Фомы (Томы)   Средневековый схоласт про- славляется как апостол прошлого и пророк будущего,  а рели- гия — как вечная и главная философия, направляющая челове- ческое бытие и воспитание. Неотомисты признают существова- ние объективной реальности, но ставят эту реальность в зави- симость от воли Бога. Мир есть воплощение «Божественного разума», а теология — высшая ступень познания. Сущность мира, по утверждению неотомистов, непостижима наукой. Ее можно познавать, только приближаясь к Богу, «сверхразумом». Науке доступен клочок материального мира, окружающего че- ловека. Поэтому нужно совершенствовать «истинное образова-  которое состоит в приобщении молодежи к культуре на основе религиозных ценностей, в воспитании веры в Бога, при- человека к высшему проявлению его разума. В об-

воспитания наука и религия должны взаимодействовать

 

 

по: Общие основы педагогики. — С.

 

149


и дополнять друг друга: науке отводится область земных есте- ственных явлений, религии — духовных идей, идущих от Бога и не подчиняющихся законам природы.

Развернутое изложение педагогической концепции совре- менного неотомизма дал известный французский  признанный глава неотомизма Ж. Маритен. Видные представи- тели католической педагогики — У. Каннингам, У.  (США), М.  М. Стефанини (Италия), В. фон Ловених (ФРГ), Р. Ливигстон (Англия), Е.  (Франция). Основ- ные положения педагогики неотомизма определяются «двой- ственной природой» человека. Человек — единство материи и духа, а поэтому он одновременно и индивид, и личность. Как индивид человек — материальное, телесное существо, подчи- ненное всем законам природы и общества. Как личность он обладает бессмертной душой — органом «сверхсуществования». Как личность человек возвышается над всем земным и подчи- нен только Богу. Наука бессильна определить цели воспита- ния. Это может сделать только религия, знающая истинный ответ на вопрос о сущности человека, смысле его жизни. Глав- ное — душа, следовательно, воспитание должно непременно строиться на приоритете духовного  начала.

Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечелове- ческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т. п. Только эти качества, считают неотомисты, могут еще спасти нашу не- сущуюся к самоуничтожению цивилизацию. Мир, основанный на двух противных человеческой природе принципах — погоне за наживой и голой утилитарности, — беспрерывно умножает нужду и рабство, говорил Ж. Маритен еще в 1920 г. Система, обращающая людей только к земному, придает человеческой деятельности нечеловеческое содержание и дьявольское на- правление, ибо конечная цель этого бреда — помешать челове- ку вспомнить о Боге. Цель воспитания выводится из христиан- ской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних богатством, других бедностью, и против этого нельзя бороться. Ближняя цель — христианское усовер- шенствование человека на земле. Дальняя — забота о его жиз- ни в потустороннем мире, спасении души.

В содержании образования нужно четко разграничивать

«истины разума и истины веры». Эта формула, по выражению Ж. Маритена, должна быть «начертана золотыми буквами над

150


входом в любое учебное заведение». Религия пронизывает все предметы учебного плана — от арифметики до зоологии. «Ко- нечно, не существует католической химии; тем не менее на уроках химии, которая преподается в католической школе де- тям-католикам католическим учителем, налицо будет сознание наличия Бога и благоговение перед ним... Католический пре- подаватель никогда не позволит себе настолько увлечься свои- ми пробирками, чтобы забыть о возвышенном», — пишет аме- риканский педагог-неотомист У. Макгакен1.

Для обращения в свою веру неотомисты удачно используют обострившуюся экологическую ситуацию; преподнесенные на конкретных фактах идеи находят отклик у все большего числа людей. Неудивительно, что сеть учебных заведений религиоз- ного характера постоянно расширяется. Особенной популяр- ностью католические школы пользуются в Италии, Португа- лии, Испании,  Бельгии,  ФРГ, Польше и многих других странах.

Бихевиоризм  (от           behavior — поведение)  — психолого- педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способно-  детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S R.  (Б.Ф.  К.  Э. Толмен, С. Пресси и др.) дополни- ли ее положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул — реакция — подкрепление».

Таким образом, главная идея необихевиоризма примени-  к заключается в том, что человеческое по-  — управляемый процесс. Оно обусловлено применяе- мыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т. е. достичь за- данного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные и правильно их применить. Будучи психологом-экс-

Б.Ф. Скиннер достиг выдающихся успехов в

 

 

Цит. по: Общие основы педагогики. — С. 378.

 

151


дрессировке животных. Анализ привел его к убеждению, что выработка заданного поведения у людей должна идти тем же путем. При этом нет необходимости признавать наличие «ра-

«умственных способностей», «понимания», необяза- тельно даже предполагать, что «мотивация» представляет собой какую-то внутреннюю силу и становится поэтому обязатель- ным условием для воспитания и обучения. Достаточно придер- живаться схемы «стимул — реакция — подкрепление» и прин- ципов                              обусловливания», чтобы в заданные сроки и с заданной силой сформировать требуемое поведение.  нер считает анахронизмом «донаучные», как он их называет, взгляды на воспитание, согласно которым поведение человека обусловлено желаниями, характером, дарованиями. Это химе- ры, не имеющие реальной силы. Значение имеют лишь дейст- вия — ответные реакции на применяемые стимулы. Скорость достижения требуемого поведения регулируется факторами подкрепления — положительного или отрицательного, обеспе- чивающего повторяемость действий. Вне системы подкрепле- ния, считает  люди вообще ничего не делают или де- лают очень мало. Говоря о молодежи, он утверждает, что она стремится к знаниям не как к орудию преобразования мира, а для того, чтобы добиться карьеры. Подкрепляя это стремление, можно достичь нужного поведения. Положительные факторы подкрепления, заключает Скиннер, вызывают «активное учас- тие человека в жизни, освобождая его от скуки и депрессии, делая его тем самым счастливым». Отрицательные факторы подкрепления выявляют наличие условий, которых человек старается избежать, что также сказывается на формировании типа поведения.

Оперантное поведение, считает Скиннер, — это подлинно свободное      поскольку его контролирует сама лич- ность. Критерий моральности связан с системой подкрепле- ния, с одобрением или неодобрением поступков человека. Мо- ральные качества человека, будь то храбрость или трусость, преступность или добродетель, также полностью определяются обстоятельствами, стимулами подкрепления. Соответственно я моральное совершенствование человека, по его мнению, заклю- чается в умении наилучшим образом приспособиться к окру- жающей среде, причем характер этого приспособления ничем не отличается от приспособления биологических организмов к природе.

152


Следуя тезису  что современное общество долж- но опираться на «рациональное мышление», сторонники тех- нократических тенденций ориентируются на воспитание чело- века, идеал которого соответствовал бы требованиям индустри- ального общества. Процесс воспитания, развивающийся в со- ответствии с рекомендациями сторонников необихевиоризма, ориентирован на то, чтобы в стенах учебных заведений создать атмосферу напряженной умственной деятельности, управляе- мой с помощью рациональных алгоритмов, всемерно стимули- ровать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие успехи, воспитывать качества «индустриального че- ловека» — деловитость, организованность, дисциплинирован- ность, предприимчивость. Важное место в организации и осу- ществлении учебно-воспитательного процесса отводится элек- тронно-вычислительной  технике.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 398; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!