II. Какие общие факторы влияют на постановку цели вос- питания?
1. Требования родителей.
2. Потребности общества.
3. Представления и стремления прогрессивно мыслящих людей.
4. Потребности производства.
5. Идеал человеческого воспитания.
6. Экономический уровень развития общества.
7. Требования христианских добродетелей.
8. Требования господствующего класса.
9. Способ производства.
10. Возможности учителей и воспитателей.
Физиологические и психологические возможности вос-
12. Уровень цивилизованности общества.
13. Идеология и политика государства.
Уровень развития педагогической науки и практики.
15. Возможности учебно-воспитательных заведений.
Многообразиецелейвоспитания
Поражает не столько число целей воспитания, сколько разнообразие подходов, концепций, взглядов и мнений, по- служивших основанием для тех или иных формулировок целей.
Борьба вокруг целей воспитания разгорелась уже в ан- тичном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но что считать добродетелью — по этому вопросу их мнения рас- ходились. отдает предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотел ь говорит о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.
Я. А. Коменски й безгранично верил в силу воспи- тания. Эпиграфом сочинения «Материнская школа» он взял слова Цицерона: «Основа всего государства состоит в
|
|
133
вильном воспитании юношества». По мнению Я.А. ского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умствен- ное воспитание), управление собой (нравственное воспита- ние) и стремление к (религиозное воспитание).
Английский философ и педагог Д ж. Л о к к считал, что главная цель воспитания — сформировать джентльмена — человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмот- рительно». Этот джентльмен должен быть, кроме того, че- ловеком деятельным и инициативным, обладать острым умом и практическими знаниями.
К. французский материалист, утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, т. е. к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Задача воспита- теля — «раскрыть их (граждан) сердца для гуманности, а их ум для истины и сделать, наконец, из них граждан... здраво- мыслящих и чувствующих людей... сформировать патрио- тов, прочно связать в сознании граждан идею личного блага с идеей блага национального».
Ж. Ж. твердо стоял на позициях цели воспитания формированию общечеловеческих ценно- стей. Воспитание необходимо человеку потому, замечает он, что тот появляется на свет беспомощным и слабым. За- дача воспитания — создать человека. «Жить — вот ремес- ло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет — соглашаюсь с этим — не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего челове- ком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в слу- чае необходимости, так же как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».
|
|
И. швейцарский педагог-демократ, го- ворит, что цель воспитания — развить способности и даро- вания человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить «гармони- ческое развитие сил и способностей человека».
Уже отмечался вклад в формирование прусской системы воспитания философа и педагога Э. К а н т а. На воспита- ние Кант возлагал большие надежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню:
134
«Дети должны воспитываться не для но для бу- дущего, возможно, лучшего состояния рода
т. е. для идеи человечества, и сообразно его общему назна- чению». Последователь Канта немецкий педагог Ф. конкретизирует эту цель: «Воспитание должно выработать из воспитанника истинно хорошего человека, восприимчиво- го ко всему заслуживающему внимания, умеющего с поль- зой работать для своего народа, человека добросовестного и искренно, глубоко религиозного».
|
|
Немецкий педагог И. целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. Идеал воспита- ния — добродетельный человек. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, Гербарт имел в виду воспитывать людей, умеющих приспосабливаться к существующим отно- шениям, уважающих установленный правопорядок.
Русские социал-демократы предложили миру свое виде- ние целей воспитания. В. Г. Белински й в 40-х годах XIX в. писал о воспитании борца с крепостничеством и ца- ризмом. А. И. был убежден в том, что цель вос- питания — подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с обществен- ным злом. Н. Г. ставит перед воспи- танием благородную цель — подготовить человека обще- ственного, идейного, прямого честного, с разумной долей эгоизма, под которым Н. Г. Чернышевский понимал своеоб- разное сочетание личного с общественным.
|
|
«Мы смело высказываем убеждение, — писал великий русский педагог К. Д. У ш и н с к и — что влияние нрав- ственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение голо- вы
В русской дореволюционной педагогике цель воспитания выводилась из трех начал — православия, самодержавия, народности. Автор дореволюционного «Курса педагогики, дидактики и методики» А. Тихомиро в следующим об- разом определяет цель воспитания: «Разумный и добрый человек — вот незыблемая и бесспорная цель воспитания,
Человек как предмет воспитания // Собр. соч. — М.,
1948. - т. 2. - С. 557.
135
как понимает ее и слово Божие, и здравый смысл народа». Таких же взглядов придерживается и другой известный рус- ский дореволюционный педагог — М. Д е к о в. «Громад- ную роль в жизни людей, — писал — играют религия и нравственность. Нравственное поведение человека во мно- гом зависит от влияния этих культурных факторов. Укрепле- ние их влияния составляет задачу нравственно-религиозно- го Народность — важное требование русской дореволюционной системы воспитания. В учебной книге по вышедшей в 1913 г., ясно сказано, что молодое поколение надо воспитывать для общества. «Создать сво- бодных и полезных членов общества, делающих ему честь своими делами, повышающих его силу, улучшающих его ка- чество, — в этом существенная цель всякого начиная с примитивнейшего военного и кончая сложным
| Цели воспитания в современной школе
Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспита- ния, — обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливую форму- лировку встречаем уже у философов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в ан- тичные философские учения. В разное время в понятие всесто- роннего гармонического развития вкладывается различный смысл.
Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. М. Мон- тень в содержание всестороннего развития включали культ те- лесной красоты, наслаждение музыкой, литерату- рой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей. У социалистов-утопистов Т. Мо- ра, Т. Р. Оуэна, Сен-Симона, Ш. Фурье идея все- стороннего гармонического развития приобретает иную на- правленность. Они выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потребовали включения в процесс все-
М.И. Курс педагогики. — 1916. — Ч. II. — С. 6.
Начальный курс педагогики. — 1913. — С. 4.
136
стороннего гармонического развития труда, соединения воспи- тания с трудом. Французские просветители XVIII в. К. Гельве- ции, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в понимание всестороннего развития умственное и нравственное совершен- ство. Русские революционеры-демократы А.И. Герцен, Бе- линский и Чернышевский считали, что проблема всесто- роннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией, после уничтожения экономического и по- литического гнета.
Более 70 лет наша отечественная школа развивалась под влиянием идей видных философов-экономистов К. Маркса и ф. Энгельса; этот период из ее истории вычеркнуть нельзя. Цель воспитания в будущем коммунистическом обществе К. Маркс и Ф. Энгельс выводили из экономических законов и типа общественных отношений. Они считали, что при комму- низме, когда будут уничтожены классовые различия, а во всех областях техники, общественного производства человечество достигнет высокого уровня развития, когда не будет существен- ных различий между умственным и физическим трудом, можно ставить цель всестороннего и гармонического развития
К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из предпосылки, что буду- щее человечества во многом зависит от того, как направлено воспитание подрастающих поколений, ставили перед револю- ционным пролетариатом важнейшую задачу — бороться за но- вые требования в области воспитания и образования, за новую систему народного образования. «Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса», — писал
Трудности и ошибки в реализации цели воспитания — формировании всесторонне и гармонически развитой лично- сти — потребовали частичного сужения цели, пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдь не привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы все- стороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-преж- нему остается идеалом, к достижению которого с учетом допу- щенных ошибок будет стремиться новая отечественная школа. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель.
Маркс К. Коммунистический манифест // собр. соч. — Т. 4. —
С. 443.
137
Сегодня главная цель средней общеобразовательной шко- лы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональ- ному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отно- шения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индиви- дуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Уста- новка на развитие личности растущего человека придает «чело- веческое измерение» таким целям школы, как выработка у мо- лодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократи- ческом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.
При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся, нацио- нальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только раз- вив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностя- ми, которые стоят перед личностью и обществом.
Совершенный человек — наивысшая цель воспитания, идеал, к которому должно стремиться воспитание. Рождена эта цель верой в могущество воспитания и признанием не- совершенства человеческой природы. Цель общества со- стоит в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие всех людей. Это соответствует природе человека как обществен- ного существа, стремящегося к самоутверждению, проявле- нию всех своих природных задатков и способностей, ибо призвание, назначение всякого человека, пришедшего в этот мир, — всесторонне развивать все свои способности.
Есть ли разумная альтернатива этой цели? Что можно противопоставить этому идеалу? При каких условиях может быть поставлена и достигнута эта цель?
Законы воспитания, убеждаемся еще раз, действуют не- умолимо. Там, где цели опережают уровень общественного развития, где для их осуществления еще не созданы усло- вия, неизбежны ошибки, приводящие к отступлению или даже полному отказу от намеченных задач.
I |
Способствовать умственному, нравственному, эмоцио- нальному и физическому развитию личности.
138
2. Раскрывать творческие возможности человека.
3. Формировать основанное на общечеловеческих стяхкоммунистическоемировоззрение.
4. Развивать гуманистические отношения.
5. Обеспечивать разнообразные условия для расцвета личности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Задачи воспитания I
Глубинная перестройка общества и школы, вызвавшая пе- ресмотр и переориентацию целей воспитания, породила мно- жество противоречий в определении конкретных задач воспи- тания. Эти противоречия не только не устранены, но стали острее. Поэтому нам придется рассматривать как традици- онные для бывшей социалистической школы задачи, так и но- вые, вызванные к жизни перестроечными процессами, приня- тыми концепцией и национальной (федеральной) программой
развития образования в стране.
Традиционными составными частями воспитания называют умственное, физическое, трудовое и политехническое, нрав- эстетическое. Аналогичные составные части выделя-
ются уже в древнейших философских системах, затрагивающих проблемы воспитания.
Умственное воспитание вооружает обучаемых системой зна- ний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных зна- ний закладываются основы научного мировоззрения. Мировоз- зрение — это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание. Мировоззрение — это могучее орудие в твор- ческой, преобразующей деятельности человека. Оно предпола- гает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти яв- ления и определять свое отношение к ним: умение сознатель- но строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.
Сознательное усвоение системы знаний содействует разви- тию логического мышления, памяти, внимания, воображения, Умственных способностей, развитию склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие:
• усвоение определенного объема научных знаний;
• формирование научного мировоззрения;
• развитие умственных сил, способностей и дарований;
139
• развитие познавательных интересов;
• формирование познавательной активности;
• развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подго- товки.
Непреходящая ценность умственного воспитания как важ- нейшей задачи школы сомнению не подвергается. Протест уче- ников, учителей, родителей, широкой общественности вызыва- ет направленность умственного воспитания. Его содержание в большей мере направляется не на развитие а на ус- воение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образова- ния иногда выпадают такие важнейшие его компоненты, как передача опыта различных форм и видов деятельности, эмоцио- нально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т. д. В результате утрачивается не только гармония образования, но и образовательный характер самой школы.
Прогрессивные общественные ученые всех стран мира, в том числе и нашей, сетуют на излишнюю идеологиза- цию образования, деформацию в угоду правящим партиям ис- тинного содержания научных знаний, уводящую молодые умы в субъективизм идеологических противоборств и политических амбиций. Большинство педагогов требуют постоянного обнов- ления направленности образования с учетом быстро изменяю- щейся жизни и постоянно обновляющихся потребностей обще- ства и личности.
Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высо- кой производительностью трудиться на предприятиях, перено- сить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Физическое воспитание также способствует выработке у моло- дежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудо- вой деятельности.
Задачи физического воспитания следующие:
• укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
• повышение умственной и физической работоспособности;
• развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
• обучение новым видам движений;
• развитие основных двигательных качеств ловкости, выносливости и других);
140
• формирование гигиенических навыков;
• воспитание нравственных качеств (смелости, настойчи- вости, решительности, дисциплинированности, ответственно- сти, коллективизма);
• формирование потребности в постоянных и систематиче- ских занятиях физкультурой и спортом;
• развитие стремления быть бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Систематическое физическое воспитание начинается с до- школьного возраста, физкультура — обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры слу- жат разнообразные формы внеклассной и внешкольной рабо- ты. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу форми- рования всесторонне гармонически развитой личности.
Трудовое воспитание и политехническое образование. Трудно себе представить современного воспитанного человека, не уме- ющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знания- ми об окружающем его производстве, производственных отно- шениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое на- чало воспитания — важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и спосо- бы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творчес- кого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой дея- тельности в различных сферах труда, и как ком- понент общего образования, в значительной мере центрирую- щий общеобразовательный учебный материал, и как столь же
неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.
Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные задачи — формирование интереса к производственной Деятельности, развитие технических способностей, нового эко- номического мышления, изобретательности, начал предприни- Правильно поставленное политехническое образо-
развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответ- готовит к осознанному выбору профессии.
141
Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производительный труд, т. е. такой труд, в процессе которого создаются материальные ценности. Производительный труд ха- рактеризуется: 1) материальным результатом; 2) организацией;
3) включением в систему трудовых отношений всего общества;
4) материальным вознаграждением.
Несомненно, с организацией производительного труда школа испытывает большие трудности, причем эти трудности в связи с переходом на новые условия хозяйствования не только не снижаются, но, наоборот, увеличиваются. В школах продол- жает преобладать утилитарный учебно-производственный труд. Часто это лишь формальный придаток к школьной учебе, средство искусственной профессионализации общего образова- ния. Такой труд слишком слабо связан с целью всестороннего и гармонического развития личности, перспективными тенден- циями современного производства, потребностями, интереса- ми, запросами школьников. Воспитательное значение такого труда невелико. Кризис «трудовой подготовки» в школе стал глубоким и очевидным.
Перестройка школы потребовала эффективного решения за- дач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познава- тельный, должен представлять собой ос- мысленную, разнообразную деятельность, имеющую личност- ную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни но- вые нестандартные подходы, включающие целый ряд альтерна- тив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных кооперативов, представляющих собой хозрасчетные предпри- ятия, действующие по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осу- ществляется дифференциация трудового образования, улучша- ется материальная база, вводятся новые учебные курсы.
Нравственное воспитание. Под моралью понимают истори- чески сложившиеся нормы и правила поведения человека, оп- ределяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нрав- ственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание реша- ет такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведе- ния, соответствующих нормам общества.
142
Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хо- рошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нрав- ственные понятия и суждения переходят в убеждения и прояв- ляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и дей- ствия — определяющий критерий нравственного развития лич- ности. Нравственные чувства — это переживания своего отно- шения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения тре- бованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодо- лению трудностей, стимулируют освоение мира.
В основе нравственного воспитания подрастающего поко- ления лежат как общечеловеческие непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе истори- ческого развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непрехо- дящие нравственные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоин- ство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к стар- шим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, зако- нам, Конституции, честное и добросовестное отношение к тру- ду, патриотизм, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происхо- дящим в стране, социальную активность, милосердие.
Эмоциональное (эстетическое) воспитание — еще один базо- вый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания ус- ловно можно разделить на две группы — приобретение теоре- тических знаний и формирование практических умений. Пер- вая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения:
• формирование эстетических знаний;
• воспитание эстетической культуры;
• овладение эстетическим и культурным наследием про- шлого;
• формирование эстетического отношения к действитель- ности;
• развитие эстетических чувств;
143
• приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
• развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
• формирование эстетического идеала;
• формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, внешнем виде.
Задачи включения в эстетическую деятельность предполага- ют активное участие каждого воспитанника в созидании пре- красного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих группах, студиях и т. п.
Эстетическое воспитание в современной школе еще не со- ответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Современная концепция об- щего среднего образования и федеральная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качества эстети- ческого воспитания. Стройное здание эстетического воспита- ния, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фундамент искусства. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душевности и духовности на все остальные на всю жизнь школы.
I IV . Установите, в каких позициях сформулированы: а) общая цель воспитания в современной школе; б)составныечастивоспитания;
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1967; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!