Социальная сфера общества и роль СМИ в решении актуальных социальных проблем



Социальная сфера общества – сфера отношений и интересов социальных групп и общностей (социально-демографические, национально-этнические, территориально-поселенческие) по поводу общественного положения, места и роли в общественной жизни. В центре - отношения равенства и неравенства, основой которых являются такие критерии:

1- место в системе общественного производства( его определяет отношение к собственности), 2- отношение к власти (управляющие и управляемые), 3- образование и престиж профессии.

Социальные проблемы общества СМИ. Но, пытаясь решить проблему в целом, за ее бортом остаются отдельные люди с их судьбами. Возможно, мы хоть чуть-чуть приблизимся к решению этих проблем, когда четко осознаем, что социальная проблема – это не понятие, а это человеческое лицо, стоящее за ним. Исследования показывают в целом высокий интерес прессы к социальным проблемам и широкий разброс мнений по некоторым из них. Вместе с тем в освещении части проблем доминирует только один дискурс. Для прессы характерен высокий интерес к отдельным историям и низкий интерес к освещению способов решений и особенно причин проблем; при освещении способов решения проблем обычно транслируется дискурс официальных лиц.

Социальная работа находится в тесной взаимосвязи с политическим устройством общества. Существует специальное законодательство, конкретизирующее основные положения Конституции РФ в виде конкретных законов и норм, регулирующих деятельность института массовой коммуникации, а значит и средств массовой информации. Посредством принятия и реализации законодательных актов государство осуществляет контроль за деятельностью института массовой коммуникации. СМИ являются средством, орудием массовой коммуникации. В системе социальной деятельности массовая коммуникация является фактором управления, способствующим посредством информационного воздействия ориентации и адаптации людей в среде существования.

 

Духовно-идеологическая сфера общества и СМИ

Социокультурные изменения затрагивают и духовную сферу жизни общества, интерпретируемую как сфера бытия, в которой объективная реальность приобретает свойства индивидуальной, субъективной действительности. Культура изучения духовной жизни заложена древнегреческим философом Платоном. Он рассматривал идеальное начало как первичное, несовершенным подобием которого становится материальное.

Что представляет собой духовная жизнь? Она имеет сложную структуру. Ее глубинной сущностной частью является общественное и индивидуальное сознание. Подверженная воздействию материально-экономических факторов, духовная жизнь человечества включает в себя и такие элементы, как духовная потребность, духовная деятельность и производство, духовные ценности, духовное потребление, проявления межличностного духовного общения. Кроме того, в духовной деятельности формируются духовные отношения: нравственные, эстетические, политические, правовые, религиозные.

По мнению исследователей, общественное сознание — это целостное духовное образование, включающее чувства, настроения, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие те или иные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Оно обладает определенной структурой, в которой выделяют различные уровни (обыденное и теоретическое, идеология и общественная психология) и формы (философское, религиозное, моральное, эстетическое, правовое, политическое, научное).

Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью по отношению к общественному бытию; может и опережать развитие социальной жизни, осуществлять довольно точные прогнозы, и отставать от него, оказываясь неготовым к происходящим изменениям. Опираясь в своем развитии на достижения человеческой мысли и духа, общественное сознание обеспечивает преемственность в развитии духовного наследия поколений (философия, мораль, искусство, право, наука).

Индивидуальное сознание представляет собой сознание отдельного человека, его особое восприятие окружающего мира (совокупность его взглядов и интересов). Оно определяет поведение личности, тесно связано с общественным и, будучи автономным, обогащает его образами, переживаниями, идеями и теориями. В свою очередь, индивидуальное сознание человека впитывает сформированные в обществе взгляды, представления, предрассудки.

Связанная с практической деятельностью, духовная жизнь индивида отражает окружающий мир и является средством взаимодействия с ним. Она объединена с другими областями жизни общества и охватывает такие формы и уровни общественного сознания, как нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое, религиозное.

Важнейшим элементом духовной жизни человека, как отмечено выше, являются духовные потребности. Они отражают объективный интерес общества к созданию и освоению духовных ценностей. Формирование духовных потребностей происходит в ходе социализации личности, осмысления человеком своего места в обществе.

В интересах удовлетворения духовных потребностей инициируется духовное производство как формирование сознания в особом общественном виде специализированными группами людей. Целью такого производства является совершенствование других сфер общественной жизни: политической, экономической, социальной. В качестве результатов его деятельности воспринимаются идеи, теории и духовные ценности, общественные связи индивидуумов, человек как существо, имеющее духовные интересы; в качестве ее видов — наука, искусство и религия. Некоторые исследователи причисляют к этим видам мораль, политику и право. Мораль аккумулирует правила поведения, связанные с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом. Право понимается как система обязательных для граждан формально определенных норм, установленных государством, следование которым обеспечивается его авторитетом или принудительной силой. Однако мораль, возражают другие ученые, формируется обществом, а не создается специалистами, деятельность в сферах политики и права вряд ли может квалифицироваться как духовная. Дискуссии по этому поводу не завершены.

В духовном производстве значима роль науки, представляющей систематизированные взгляды на окружающий мир, отражающие его в форме понятий, теорий, законов и основанные на результатах исследований. Хотя в период становления она оказывала слабое влияние на развитие общества, такое положение не осталось неизменным. Начиная с XIX в. темпы развития науки опережают темпы совершенствования материального производства. Как особый вид духовного производства она предопределяет формирование отраслей материального производства (электроники, ракетостроения, атомной промышленности). С помощью научных моделей общество имеет возможность корректировать цели и направление развития.

Такой вид духовного производства, как искусство, специфическая форма общественного сознания воспроизводят окружающую действительность в художественных образах. Авторы произведений раскрывают ее существенные стороны. Усваивая художественные образы, индивиды могут достигнуть большего в познании себя и мира, в котором живут.

Духовному производству в целом в отличие от материального присущ всеобщий характер потребления. Если количество материальных ценностей ограничено, то доступность духовных очевидна, они являются достоянием человечества.

В сфере их формирования невозможно отделить идеи, образы, теории от непосредственного производителя. Ученые, писатели, художники, журналисты способны создавать произведения независимо от того, пользуются они признанием или нет, так как процесс творчества доставляет им удовлетворение. Объяснение его природы заключается в том, что в их деятельности продуктивно-творческое начало превалирует над репродуктивно-ремесленным.

Особым видом деятельности является распространение духовных ценностей ради того, чтобы они были усвоены большим числом людей. В этот процесс вовлечены учреждения науки, культуры, системы образования и воспитания. Духовные ценности как форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития привлекают внимание людей к социальному и культурному значению идей, теорий, образов, рассматриваемых в контексте соотношения понятий «добро» и «зло», «истина» и «ложь», «прекрасное» и «безобразное», «справедливое» и «несправедливое».

В процесс распространения ценностей вовлечена и религия, представляющая совокупность взаимосвязанных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также институтов, была весома на ранних, донаучных этапах развития общества. У людей формировалось абстрактное мышление, вырабатывалась способность выделять общее и особенное в окружающем мире. Духовные ценности, появляющиеся в рамках религиозных верований, и общественные связи, складывающиеся на их основе, до сих пор важны для многих людей.

Ядром духовной жизни общества исследователи считают духовную культуру. Она имеет сложную структуру, включающую научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру; воздействует на жизнедеятельность человека и общества. Духовная культура отражает характерные черты эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересы больших социальных общностей и может быть рассмотрена как единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств. В обществе духовная культура проявляется в процессе освоения норм, накопленных предшествующими поколениями, производстве духовных ценностей, нацелена на формирование определенного типа человеческой личности и ее познавательных способностей в интересах общества, регулирование поведения человека в его отношениях с обществом, природой и окружающим миром.

В анализе духовной культуры различаются ее форма, которая материальна, и ее содержание, которое идеально. Форма содержит определение того, в чем отражены феномены данного вида культуры, а содержание характеризует их значимость для личности и общества.

Духовную культуру можно описать на основании оценок степени участия создавших ее людей в творческой, преобразующей деятельности. С учетом этого критерия определены следующие подвиды духовной культуры:

• произведения монументального искусства, имеющие материальную форму, которую придал автор естественно-природным или искусственным материалам (объекты архитектуры, скульптура);

• театральное искусство (образы, представленные на сцене);

• произведения изобразительного искусства (живописные, графические);

• музыкальное искусство (образы, отражающие действительность в звуковых художественных формах);

• формы общественного сознания (идеологии, философские, эстетические, нравственные и другие сведения, научные концепции);

• явления общественно-психологического характера (общественное мнение, идеалы, ценности).

В формировании духовных образцов (эталонов) культуры участвуют средства массовой информации. Они воздействуют не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации, усваиваемые людьми, но и на выбор формы и возможностей распространения их в обществе. Благодаря оперативности и динамичности пресса эффективно влияет на духовную жизнь общества, сознание масс. Передача сообщений посредством слов не является единственным элементом информационной деятельности, особенно аудиовизуальных массмедиа. Поток образов, символов, сигналов, адресуемых потребителю, существенно воздействует на восприятие сведений людьми, вследствие этого снижается значимость слова как элемента культуры современной эпохи.

Как инструменты коммуникации и знания, отмечают исследователи, массмедиа являются одновременно инструментами власти. Они способны склонить общественное мнение к поддержке организаторов конкретных кампаний, того или иного политического курса; содействуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов; стандартизируют однородную культуру; унифицируют поведенческие ориентиры.

С одной стороны, массмедиа предоставляют возможность миллионам людей ознакомиться с достижениями культуры, вселяют в них надежды на лучшую жизнь, захватывающие дух перспективы.

С другой стороны, они содействуют кристаллизации вкусов, идей, связанных с потребительским отношением индивидов к ней. Распространение образцов массовой культуры, не отличающихся высоким качеством и ориентированных не на духовное развитие человека, а на продажу, ведет к формированию в сознании россиян стереотипов, часто не совместимых с национальными традициями.

Исследователи отмечают, что значительная часть населения многих стран либо равнодушна к происходящему, либо принимает стандарты, вкусы и пристрастия, навязываемые средствами массовой информации[3]. На человека хлынули потоки разнообразной информации, чаще всего негативного характера, так что он теряет способность ориентироваться в событиях и явлениях социально-политического процесса. В этих условиях оригинальность и самостоятельность суждений и поведения не приветствуются и становятся рискованными. Тем самым создаются условия для утраты людьми способности нести социальную, гражданскую и личную ответственность. Большинство индивидов следуют навязанным прессой стереотипам, а когда кто-либо предпринимает попытку разрушить их, испытывают дискомфорт. Массы все чаще воспринимают духовность и культуру как некий балласт, не соответствующий критериям новой эпохи.

Особенностью социокультурной ситуации, сложившейся в России, является использование культуры в качестве инструмента политики. Ради привлечения дополнительных голосов избирателей в ходе выборов деятели культуры и искусства участвуют в агитационных концертах, встречах претендентов на властные полномочия с избирателями, вовлекаются в работу предвыборных штабов. Им предлагается субъектами политики подписать письма в осуждение действий тех людей, которые являются их оппонентами. Не останавливает их и ясное понимание того, что они служат лишь инструментом достижения целей субъектами властных отношений и надобность в услугах деятелей культуры и искусства, как правило, отпадает по окончании выборов. Вероятно, это происходит по той причине, что часто их участие в политических акциях объясняется не их осознанной приверженностью конкретным концепциям, воззрениям, духовным ценностям, а материальными соображениями.

=> Таким образом, духовная жизнь общества как сфера бытия, в которой объективная реальность приобретает свойства индивидуальной, субъективной действительности, подвержена воздействию материально-экономических факторов. Ее сущностная часть представлена общественным и индивидуальным сознанием. Компонентами духовной жизни человечества являются и такие элементы, как потребность, деятельность и производство, ценности. В качестве ядра духовной жизни общества исследователями воспринимается культура, отражающая характерные черты эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересы больших социальных общностей.

На процесс формирования духовных образцов культуры существенное влияние оказывают массмедиа. Их роль противоречива. С одной стороны, весомо их участие в ознакомлении людей с достижениями, имеющимися в этой сфере. С другой стороны, отдельный человек испытывает большие затруднения в освоении огромного объема получаемой от массмедиа информации. Пресса благоприятствует распространению образцов массовой культуры, нацеленных не на духовное развитие человека, а на получение прибыли; вырабатывается отношение масс к духовности и культуре как к некому бремени, отягощающему их жизнь в новую эпоху.

Журналистская деятельность осуществляется в определенных общественно-политических условиях при определенном характере и взаимоотношениях различных социальных сил (классов, партий, профсоюзов, ассоциаций предпринимателей, творческих объединений и т.д.). При этом жизнедеятельность общества протекает как функционирование большого количества разнообразных социальных институтов (лат. institution - «установление, учреждение»).

Жизнедеятельность людей в той или иной сфере (семья, собственность, воспитание и т.д.) основывается на совокупности принятых в этой сфере функционально-нормативных основ, которые затем обретают законодательные рамки и организационные формы социального института. Так, институт права, возникший как совокупность «обычных», общепринятых норм, определился как система «писаных» законов, сводимых в различные кодексы (Римское право, Русская Правда, Кодекс Наполеона и др.) и обеспечиваемых системой правотворческих и правоохранительных учреждений - органов юстиции, прокуратуры, следствия, суда, охраны порядка и т.д. Существуют экономические, политические, культурно-образовательные и другие социальные институты, и каждый из этих институтов должен действовать на основе четких установлений - конституции, законов, кодексов, уставов, положений, регламентов, правил и т.п.

Журналистика является одним из важнейших социальных институтов, без которого немыслимо нормальное функционирование общества, независимо от того, на каких основах оно создано и действует.

При тоталитарной системе, характеризующейся прежде всего подчиненностью личности государству, господствует единственная массовая политическая партия с жесткими рамками моноидеологии, которая интенсивно индоктринируется в массы монополизированными партийно-государственными структурами через средства массовой информации. Политическое лидерство при такой системе принадлежит узкой группе лиц или диктатору (хотя при этом могут существовать служащие прикрытием демократические институты); оно распространяется на армию, органы безопасности, судебную систему. Конституционные и законодательные акты действуют (или не действуют) в соответствии с волей власти, обычными являются нарушения прав человека, широкомасштабный полицейский контроль, преследование инакомыслящих. При тоталитаризме провозглашаются высокие национально-государственные цели, прокламируется борьба за интересы народа, которым якобы и служит режим, на самом деле осуществляющий волю узкого слоя «избранных» при видимости защиты требований масс.

Демократическое общество функционирует иначе. В демократическом обществе в отличие от тоталитарного население страны - не «подданные», а «граждане», и именно им принадлежит суверенитет - верховенство в общественно-политической жизни и, соответственно, право на формирование через регулярные выборы институтов власти и контроля за их деятельностью. Всякого рода цензы (по имущественному и социальному положению, образованию, этнической принадлежности, полу, оседлости и др.) постепенно отменялись, выборы стали прямыми и всеобщими (сохранилась только возрастная граница - избирают только совершеннолетние). Тем самым реализуется идея res publico (лат. - «общее дело») - всеобщее участие народа в

Представительная демократия осуществляется избираемыми на определенный срок государственными институтами, которым народ через выборы делегирует на соответствующий срок часть своего суверенитета. Непосредственная демократия - осуществление суверенитета народа, реализуемого каждодневно как прямое гражданское участие в делах общества и проявляющегося повседневно в письмах, петициях и обращениях к властям, на митингах, собраниях, демонстрациях, в организации пикетов, забастовок и других акций протеста или поддержки официальных властей.

В демократическом обществе определяющими являются три подструктуры: гражданская, государственная, экономическая.

При этом основа - именно гражданское «тело» (подструктура) общества. Ведь именно граждане, единственные обладатели суверенитета, через выборы создают государственное «тело» (подструктуру), разными средствами способны влиять на экономическое «тело» (подструктуру). А государственные институты (в меру своей демократичности) создают благоприятные условия для функционирования и развития гражданского «тела» общества, устанавливают «правила игры» для бизнес-структур. Эта принципиальная характеристика, разумеется, в реальной жизни приобретает дополнительные, иногда причудливые и даже антидемократические черты. Бывает, в частности, что бизнес захватывает «командные высоты» в обществе. Или государственное управление становится авторитарным, подчиняет себе и институты гражданского «тела», и бизнес-структуры. Но это отступления от демократии, и требуется противодействовать им. И главный деятель - граждане и их организации («гражданское общество»).

Гражданское общество (гражданское «тело» общества) в силу суверенитета народа как совокупности граждан - основа и фундамент социальной жизни. Ведь от гражданина - в меру его сознательности и активности - зависит устройство общественной жизни. Гражданское общество - это область «самостояния» человека как гражданина (а не подданного), обладающего широким «набором» политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, закрепленных в Конституции РФ и множестве международных актов. Вопрос только в том, насколько эти права и свободы осознаны и последовательно реализуются, как ими «распоряжаются» граждане как носители суверенитета.

Развитое гражданское «тело» - основа общества. Для гражданского общества характерны возможность и, более того, необходимость свободного объединения граждан в различные организации, выражающие и отстаивающие их интересы в самых разных областях - политической, экономической, социальной, культурной, творческой и т.д. Это политические партии, профессиональные союзы, творческие ассоциации, различные общества (ветеранов, инвалидов, молодежные, женские, детские и т.д.), кооперативы (производственные, жилищные, сбытовые и др.), органы общественного самоуправления (муниципалитеты) и контроля, спортивные, культурные, благотворительные, церковные, правозащитные и другие организации, организации типа Красного и Зеленого Креста и т.д. вплоть до обществ потребителей, защитников животных, любительских объединений и пр.

Независимые от государства (но действующие по закону), все эти самодеятельные организации составляют структуру гражданского общества, и чем более она развита, тем значимее его роль. От развитости и активности различных составляющих гражданского общества зависит уровень демократичности организации всего общества.

Современная демократия - это демократия партиципарная (предполагающая самое широкое участие большинства граждан во всех процессах жизни общества), делиберативная (основанная на широкой информированности граждан, предопределяющей обдуманные и рационально обоснованные решения) и диалоговая (обеспечивающая выработку мнений и решений в условиях широкой дискуссии при движении к согласию). Полное развитие этих свойств демократии ведет в открытое общество, где защищены права человека на информацию, а журналистики - на полнокровную реализацию своих функций в целях утверждения гуманистических ценностей.

Журналистика, функционирующая на развитых демократических началах, является мощным фактором формирования, поддержания, укрепления и развития демократии (а иногда и спасения ее).

Одним из важнейших инструментов непосредственной демократии является журналистика, потенциально обладающая огромными властными возможностями, поскольку где есть информация, там присутствует управление, проявляющееся в характерных для СМИ как специфического социального института «властных полномочиях» и формах их реализации. Журналистику поэтому не случайно называют «четвертой властью».

Для максимально точного развертывания представлений о сущности «четвертой власти» теоретически важно (кстати, и для последующей разработки практических вопросов действенности и эффективности) выяснить, каковы характер и пределы «властных полномочий» СМИ.

Если речь о народной журналистике, действующей от имени и в интересах народа с его активным участием в целях реализации народного суверенитета, то «пространство» ее активности, «вмешательства» СМИ в дела общества широко и многообразно.

Власть - это доминирование (человека, группы, организации) в отношениях с другими, возможность проводить свою волю, воздействуя на «контрагентов» в своих интересах, добиваясь реализации поставленных целей. Суть власти - способность прямым или косвенным путем добиться подчинения людей для реализации поставленных задач. Для этого необходимо обладать неким «могуществом», «силой», использование которой приводит к реализации потенциальной возможности оказывать эффективное воздействие на поведение «подвластных» объектов, в результате чего они меняют свое состояние и деятельность. Формы осуществления власти - господство, насилие, принуждение, подчинение, влияние, побуждение, убеждение, обольщение, манипуляция и пр. Эти формы используются ради руководства, организации, контроля.

Власть как возможность подчинять своей воле, управлять, распоряжаться, побуждать, организовывать, контролировать проявляется в трех различных сферах. Одна сфера - государственно-административная власть (опирающаяся на законодательство и подзаконные акты, правовую систему, контролирующие и карающие органы). Другая сфера - экономическая власть, которая осуществляется через денежное могущество, материальное стимулирование и санкционирование. Третья сфера - духовно-идеологическая власть, которая осуществляется через формирование сознания, настроений, ценностных ориентации, стремлений, намерений, волевых импульсов, установок поведения и т.д.

Основу «пирамиды» власти составляют государственные институты, образующие в демократическом обществе три ветви власти - парламентски-президентскую представительную («первую»), исполнительную («вторую»), судебную («третью»). Государственная власть всеобща, ее решения обязательны для исполнения и подкрепляются возможностью принуждения. Власть негосударственных институтов более широкая и менее формализованная. Эта сфера руководства и контроля, во-первых, имеет ограниченную область действия (внутрипартийная, внутриорганизационная - власть лидера, руководителя, дирижера, главы семьи и т.д.) и, во-вторых, «слабее» - требует подкрепления доверием, авторитетом, убеждением, доказательствами т.д. И еще более широко «разлита» власть, предстающая как неформальное влияние - неинституциональная власть - «авторитет знания», «сила слова» и «сила примера», власть общественного мнения (вообще духовная власть). Можно говорить и о внутриличностной власти («учитесь властвовать собою»).

Таким образом, властей в обществе оказывается много больше, чем три или четыре. И при этом власть весьма разнообразна по характеру, способам осуществления и результатам. Будучи органически связанной с политикой (как politics, так и policy) и формой ее реализации на самых разных уровнях, власть пронизывает все структуры и подструктуры общества. Власть все больше децентрализуется и приобретает вид «полиархии».

Эти представления о сути, характере и сферах проявления власти в обществе во всей их полноте дают возможность поставить вопрос и о «властных полномочиях» журналистики как инструмента непосредственной демократии, учитывая, что в современном обществе возрастает роль информации, которая становится все более важным фактором социально-экономического развития. Поэтому в эпоху становления «информационного общества» происходит гигантский рост «власти информации». И журналистика представляет в этой полиархической структуре один из важнейших компонентов.

СМИ не обладают ни силой государственного принуждения, ни возможностями экономического давления. Их «властные полномочия» лежат в сфере духовно-идеологической, в сфере влияния (причем степень реального влияния может быть очень разной в зависимости от множества обстоятельств). Будучи неофициальной, эта власть осуществляет проникающее давление на все области жизни, притом не менее сильное, чем давление экономической и политической власти. Стоит добавить - в наше время особенно.

Поскольку в силу информационных нужд общества журналистика обращается к «освещению» явлений и проблем всего социума, то «власть влияния» - массово-информационного воздействия СМИ - распространяется на все структуры и подструктуры общества. Журналистика присущими ей идеологическими средствами вмешивается и в различные области управления государственными делами (государственного «тела» общества), и в жизнь экономического «тела» общества, и в деятельность институтов гражданского «тела» общества во всем богатстве институционализированных и неинституционализированных форм функционирования общества. Вроде бы к суждениям, приговорам и рекомендациям СМИ никто прямо не обязан прислушиваться, но таков характер духовного влияния, что он скрыто или явно проявляется в сознании и поведении людей.

Если это так (а это очевидно) и если «диффузное давление» СМИ равно, а порой и превосходит воздействие политической и экономической власти (а это тоже очевидно), то возникает необходимость ответить на существенно важный вопрос: кто же предоставил журналистике столь широкие и мощные «властные полномочия»? Или иначе: чью волю реализуют СМИ? чья это власть?

Исходя из концепции суверенитета народа и постепенного в исторической перспективе формирования на этой основе народной демократии (если это действительно «власть народа»), неизбежен теоретический вывод, что вся совокупность СМИ (независимо от того, кто является учредителем и владельцем каждого конкретного СМИ) - это народная журналистика. Соответственно ее призвание - реализовать волю и власть народа. В этой связи очевидно, что в демократическом обществе здоровой является журналистика, опирающаяся на народ и потому обязанная действовать в соответствии с потребностями и интересами народа при учете своеобразия различных социальных групп, занимая позицию «от частного к общему» или «от общего к частному» на основе гуманистических представлений. И потому СМИ, занимающие даже сугубо «частные» позиции на стороне той или иной социальной группы или общественной силы, обязаны видеть «частные» интересы в связи с «общими». А потому призваны публиковать материалы, которые объединяют, а не разъединяют людей.

Если представительная власть приобретает в демократическом обществе легитимный характер через выборы, СМИ-власть такой формой легитимности не обладает. Легитимные основания для нее создаются в рамках государственной информационной политики через законодательство, на основании которого действует журналистика. Но если в государстве действительно осуществляется народная демократия, то и политика всех трех ветвей власти в сфере СМ И не может быть основана ни на чем ином, кроме как на предоставлении народной журналистике всех необходимых прав и свобод при определении необходимых форм ответственности. И при этом соблюдался принцип равенства представительной власти и властных возможностей журналистики как института непосредственной демократии.

Отсюда и характеристика СМИ как четвертой власти. Но поскольку она не располагается «на древе государственности», ибо реально не обладает такой же легитимностью (ведь три государственные ветви власти формируются в результате выборов, почему и называют представительной) и потому не является официальной, то и неизбежно заключение этой характеристики в кавычки - «четвертая власть». Кавычки эти не содержат иронической или условной коннотации, а точно, хотя и метафорически, фиксируют специфическое содержание ее сути как института непосредственной демократии. «Четвертая» - потому что располагается «рядом» с тремя государственными (при наличии многих других, так сказать, «пятых», «шестых» и т.д.), но с особой формой легитимации.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 803; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!